Речь человека ее значение. Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка

Главная / Психология

Глава 4

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда листов, как менеджеры, юристы, релайтеры, психологи, социальные педагоги, лингвисты, учителя, врачи и т. п. Один из самых ярких представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта, компании Форд и Крайслер, Ли Якоккав своей популярной не только на западе, но и в Европе и, в частности, в нашей стране, книге "Карьера менеджера" подчеркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность - это общаться с ними". Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависит не только эффективность взаимодействия с другими людьми конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста реноме и профессиональный имидж.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию "упакованную" в тот или иной текст. Не случайно нашу эру называют эрой "человека говорящего". В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием т передачей, а миллиарды - их восприятием.

Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства, коммуникации называются невербальными, или языком телодвижении. Все средства коммуникации можно свести в следующую таблицу:



Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участ­вуют в производстве текста (передача информации) - это говорение и написание, а другие два - в восприятии текста, заложенной в нем ин­формации - это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют двое и более людей. Общение в одиночестве, с самим собой ("тихо сам с собою я веду беседу") назы­вается аутокоммуникацией и считается неадекватным, так как обще­ние всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, взаи­мопонимания, обмен информацией.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то важное сооб­щить или узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты. Существуют следующие типы высказываний:

сообщение; комплимент;

критическое замечание; вопросы, ответы и т. п.

В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Любой национальный язык (то есть язык всей нации) пред­ставляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как:

литературный язык;

просторечные слова и выражения;

территориальные и социальные диалекты;

Литературный язык - это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Просторечие может быть охарактеризовано как отклонение от ли­тературной нормы. Указанные отклонения могут возникать по разным причинам, но главным образом определяются недостаточным владе­нием литературным языком. Это язык малообразованных людей.

Территориальные диалекты (местные говоры) - устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих на одной территории.

Социальные диалекты - диалекты отдельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной, возрас­тной неоднородностью общества.

Жаргон включает сленг и язык арго-

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной и культурной жизни.

Язык - это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодейст­вии используется официально-деловой стиль языка.

К основным функциям языка в общении относятся:

а) конструктивная (формулирование мыслей);

б) коммуникативная (функция обмена информацией);

в) эмотивная (выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

г) воздействие на адресата (делового партнера).

Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение, речь - это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. п.

Так, например, правовые нормы «е могут существовать иначе как в определенных языковых формах. В ораве язык несет особую, специ­фическую функцию, которая определяется назначением права регули­ровать общественные отношения. Доводя волю законодателя до све­дения юридических и физических лиц, право через язык целенаправленно воздействует на сознание людей, побуждает их вести себя должным образом. И это главное. Следовательно, основная функция языка права - это функция долженствования. Юрист использует язы­ковые средства при выполнении профессиональных обязанностей, например, при подготовке различных постановлений и обвинительных заключений, договоров и соглашений, при вынесении решений и при­говоров ("производство уголовного дела прекратить", "суд пригово­рил", "признать невиновным"). Функция долженствования проявляет­ся и в таких юридических документах, как завещание, уведомление, повестка, запрос, отношение, поручительство, представление, подпис­ка о невыезде, определение и др.

В устной речи (например в диалоге следователя и допрашиваемого, судьи и допрашиваемого, а также в обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката при оценке доказательств, при юридиче­ской квалификации действий подсудимого и выборе меры наказания), так же как и в письменной, функция долженствования является ведущей.

(Речевое мастерство проявляется не только в культуре речи специа­листа, но и в умении найти наиболее точное, а следовательно и наибо­лее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка. Речевое мастерство предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до лекции, доклада, информационного сообщения, публичной речи.

М. Монтень в своих "Опытах" отмечает: "Дар речи - одна из са­мых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настоль­ко привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произно­сит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная го­лосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, дости­гает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и зна­чение!" (Опыты. Книга 3. М.-Л., 1960, с. 152).

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Если одним словом можно сделать

счастливым человека, какой нужно быть

скотиной, чтобы этого слова не сказать.

Р. Роман

Никогда не используйте длинное слово,

если есть короткое.

У. Черчилль

Ведущей характеристикой современного делового стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструк­ции, использования бытовой или профессиональной разговорной лек­сики, своеобразных речевых клише и штампов.

Для достижения намеченных деловых целей партнеры используют стилистическое своеобразие словесного действия, проявляющееся в особенностях синтаксического строя, в построении фраз и предложе­ний, в словосочетаниях.

Кроме того, для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, которые выстраивают оп­ределенный разговорный стиль словесного действия. Среди них такие:

а)воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй словесного действия имитирует потенциальный диалог, вооб­ражаемую обстановку диалога, что вводит в заблуждение партнера;

б)вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий поддерживать внимание партнера и вместе с тем вести свою "подспудную линию";

в)эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность партнеров в коммуникацию;

г)эвфемизмы (мягкие эквиваленты резких слов), позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие не­гативное проявление эмоций как реакцию на слова-"красные флажки", вызывающие отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки;

д) инверсия, то есть осмысленное нарушение порядка слов, об­ращение смысла, переданного партнером, с отрицательного на поло­жительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений коммуникатора, использующего данный прием;

е) "а ф ф и н и т и" - создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конст­руктивности и взаимопониманию, через психологическое присоеди­нение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.

Все речевое поведение в деловом взаимодействии ориентировано на определенную реакцию партнера. Для того чтобы реакция была адекватной вашим экспектациям (превентивным ожиданиям), необхо­димо соблюдать следующие правила:

1. Каждый партнер должен обладать личностными качествами де­лового человека, а именно:

Быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;

Владеть предметом коммуникации, быть информированным и компетентным;

Демонстрировать объективность в оценке информации и спосо­бов ее сообщения;

Проявлять искренний интерес к предмету речи и к партнеру;

Ценить свое и чужое время;

Проявлять стрессоустойчивость, при необходимости осуществ­лять самокоррекцию;

Быть мобильным, адаптивным и гибким.

2. В каждом партнере уважать личность и ее право на свою точку зрения, на достижение позитивного результата. Этому способствуют:

Установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество, а не на соперничество;

Стремление увидеть проблему глазами партнера; -уважительное отношение к суждениям, аргументам и контраргу­ментам делового партнера;

Внимательное выслушивание партнера.

3. Соблюдать постулат релевантности (от англ. relevant - умест­ный, относящийся к делу), то есть между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, а для этого необходимо:

Говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;

Говорить именно то, что важно в данной ситуации; -соотносить отбор и предъявление информации с запросом и

ожиданиями делового партнера, что особенно важно при составлении деловых бумаг.

4. Корректно относиться к количеству и качеству информации, с этой целью целесообразно:

Говорить в меру, то есть ровно столько, сколько необходимо для достижения желаемого результата;

Предъявлять правдивую и проверенную информацию;

Выстраивать доказательства последовательно и аргументированно;

Не высказывать вслух то, на что нет достаточных оснований.

5. Соблюдать языковую нормативность деловой речи, то есть:

Говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;

При употреблении многозначных слов и терминов объяснять партнеру, в каком смысле они использованы, чтобы нельзя было по­нять неправильно;

Использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;

Следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности (несовпадения слов и невербальных сигналов), которая ведет к подоз­рительности и непониманию.

6. Подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость. Это правила:

- "писаные": протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, зафиксированные в соответствующих документах;

- "неписаные", то есть деловой этикет и культура общения, позво­ляющие демонстрировать приятный имидж, чувствовать себя в любой деловой ситуации, будь то презентация или дипломатический прием, переговоры или деловая встреча на территории партнера, уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.

Таким образом, соблюдение этих правил и реализация их в прак­тике делового взаимодействия позволит каждому из партнеров соот­ветствовать имиджу делового человека и достигать желаемых резуль­татов на основе кооперации и сотрудничества.

Речь

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

  • Николаев А. И. Значение понятий «речь» и «язык» в литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Интеллект
  • Язык

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    РЕЧЬ - РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова

    речь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

    речь - Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

    Речь - Река и речь, создал господь Вас вдохновением единым. Вас никому не побороть, Для вашей плоти нет плотины. Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… … Энциклопедия мифологии

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Способность членораздельно говорить - одно из самых очевидных отличий человека от обезьян. У человекообразных обезьян отсутствует речевой центр головного мозга. Кроме того, у них нет тонкого механизма управления диафрагмой и дыхательными мышцами, необходимыми для речи, чтения и пения.

Самое важное, что нужно для языка, - это способность к абстрактному мышлению. Зрительный, мысленный образ необходимо закодировать и передать цепочкой членораздельных звуков. Ученые практически ни слова не могут сказать конкретно, как такое развитие могло произойти у обезьян.

Заставить обезьяну говорить пока никому еще не удалось. Попугаи произносят звуки гораздо членораздельнее, а собаки улавливают смысл человеческих жестов значительно лучше обезьян.

Один из лучших в мире специалистов по языкознанию Ноам Хомский утверждает: "Человеческий язык - неповторимое явление, он не имеет аналогий в животном мире... Нет причин полагать, что пропасть между человеком и животными преодолима. Утверждают, что "высшие" формы развились эволюционным путем из "низших", но с таким же успехом можно считать, что способность человека ходить появилась эволюционным путем из способности дышать".

Очень важное свойство всех языков человечества - это их тяготение к упрощению и дегенерации. Во всех древних языках гораздо сложнее грамматические конструкции, обычно шире словарный запас, несмотря на появление неологизмов из технических и социальных терминов, больше возможности к словообразованию из природных корней данного языка (что ныне чаще всего заменяется простым заимствованием иностранных слов). Наконец, даже фонетически языки древние были гораздо богаче современных, о чем свидетельствует их расширенный по сравнению с нынешним алфавит. Исследование языков отсталых народностей показывает, что они тоже ничуть не примитивнее европейских. Напротив того, цивилизация существенно портит язык, отучает людей выражаться богато и правильно, замусоривает язык жаргоном и ругательствами.

Итак, в языковом отношении мы видим "обратную эволюцию" от культурных людей к некультурным и далее - к обезьянам.

Знания древних

Исследование древнейших цивилизаций говорит о высоком уровне знаний у древних людей. Особенно это касается отвлеченных, абстрактных знаний, не имеющих особого утилитарного значения - математики, астрономии, а также художеств, литературы, поэзии. Люди с высочайшей точностью знали длину солнечного года, лунного месяца, знали звезды вплоть до невидимых невооруженным глазом, умели возводить числа в степени и извлекать квадратные и кубические корни и т. д. Между тем у нас давно укрепилось ложное мнение, что в те времена люди извлекали корни только съедобные.

Поражают и успехи древних технологий. В шумерских раскопках находили гальванические элементы и электролитические установки. Шлифовка плит древнейших строений потрясает своей великолепной точностью, едва ли воспроизводимой современной технологией. Огромные каменные глыбы древние люди способны были вырубать из скалы и перетаскивать на большие расстояния, в том числе через реки, и поднимать на огромную высоту. Мы теперь редко когда можем угадать, какими приспособлениями они для этого пользовались.

А что сказать об искусстве древнего ткачества, древней живописи, об умении мумифицировать трупы, о гончарном и кузнечном ремесле? На эти темы написано множество популярных книг.

Человек с древности был никак не глупее современного, имел не меньшие способности мыслить абстрактно и отвлеченно, умел воспринимать мир гораздо менее утилитарно и более поэтически, чем теперь. Что же касается развития технологии, то здесь и в древности, и теперь всегда используется овеществленный опыт предыдущих поколений. Пока вы не сделаете хороших стамесок и резцов, вам не удастся далеко продвинуться в резьбе по дереву. Пока не освоите нужный метод закалки и отпуска железа, у вас не появится пружин и рессор, а, следовательно, и колесного транспорта. И так во всем. Для технологического развития нужна, прежде всего, материальная база, а уже потом собственная изобретательность, на которую человек был способен всегда. Поэтому технология возрастает не в одном поколении.

Кроме того, история дает основания полагать, что развитие высоко-технологической цивилизации неоднократно в истории человечества пресекалось какимито катастрофами или, так скажем, необъяснимыми вмешательствами вроде всемирного потопа или рассеяния народов при строительстве Вавилонской башни. Библия объясняет это Божиим наказанием людей, отпадающих от жизни духовной в плотскую, греховную. Так или иначе, но историческое развитие технологической цивилизации не было непрерывным восхождением. Оно часто пресекалось тем, что люди лишались накопленной технологической базы и ставились в какие-то новые тяжелые природные условия и многое приходилось начинать сначала. Не все племена продолжали развиваться прогрессивно. Исследование истории американских и австралийских народов показывает, что они являются вовсе не отсталыми, а деградировавшими цивилизациями. С точки зрения технического прогресса они к моменту их открытия европейцами двигались не вперед замедленными темпами, а назад, не сохранив достижений цивилизации своих предков.

Проблемный очерк

Речь визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.

Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.

Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?

Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.

Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.

Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры