Фадеев александр александрович. Александр фадеев краткая биография

Главная / Измена мужа

Александр Александрович Фадеев родился 11 декабря (24 н.с.) 1901 года в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908 . Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912-1919 ). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919-1920 ), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920-1921 . Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». В «Молодой гвардии» в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева «Против течения».

Роман «Разгром», увидевший свет в 1927 , принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи «Последний из Удэге». Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920-50-х . В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков «Ленинград в дни блокады» (1944 ).

В 1945 вышел в свет роман «Молодая гвардия», о героях которого Фадеев писал «с большой любовью, отдал роману много крови сердца». Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете «Правда» роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман, вторая редакция которого была оценена, например, Симоновым как «напрасная трата времени».

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А. Фадеев 13 мая 1956 года кончает жизнь самоубийством.

Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: «Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы... физически истреблены или погибли... лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте... Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни».


«Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…» - написал Фадеев в ЦК КПСС, перед тем как покончить собой.

«… Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одарённый богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединённая с прекрасными идеями коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плёлся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать всё то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего.

… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…»

1 мая 1917 года. Владивосток. Только что закончилась первомайская демонстрация, и штаб объединённой социал-демократической партии забит народом. В комнату входит группа молодых ребят, впереди юноша в форме ученика коммерческого училища.

М.Н. Губельман: «Он был среднего роста, весь подтянутый, стройный, с открытой шеей, большой головой; его вихрастые волосы были непослушны, он старался пригладить их руками, но они не поддавались и разбрасывались в разные стороны. Это был Саша Фадеев».

«Их разговор начался с неожиданного упрёка, высказанного юношей: социал-демократы, дескать, не обращают достаточного внимания на то, что молодёжь ещё не организована и ей надо помочь разобраться в происходящих событиях.

Губельман, в то время один из руководителей Дальневосточной организации большевиков, возражает, но Фадеев настаивает: «Нет, товарищ Владимир, дело обстоит не так. Сами мы не можем разобраться во всём правильно…» (Л. Большаков).

У Достоевского Алёша Карамазов цитирует «одного заграничного немца»: «Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною».

Выпускник коммерческого училища 16-летний Саша Фадеев твёрдо знает, что «сам не может разобраться во всём правильно», и настоятельно требует для себя партийного руководства.

«Дядя Володя» (Губельман) пользовался у Александра авторитетом непререкаемым. За долгие годы их взгляды не разошлись ни разу и ни по одному вопросу» (Л. Большаков).

Весна - лето 1919-го. Член РКП(б) А. Фадеев - рядовой боец Сучанского партизанского отряда. «Фадеев носил с собой в полевой сумке несколько толстых тетрадок, в которых делал обстоятельные записи… Они служили нам не раз хорошую службу. Так уж повелось, что, когда нужно было получить обстоятельные сведения о каком-нибудь селении и его людях, Лазо и я вызывали из отряда Сашу Фадеева и просили его прочитать соответствующие записи из его тетрадок. Помнится, это был очень ценный материал» (М. Губельман).

Ноябрь 1919-го. Фадеев уже в должности адъютанта при И.М. Певзнере, командире Особого коммунистического отряда. «Вместе с Иосифом Максимовичем Саша… взрывал железнодорожные мосты, нападал на вражеские гарнизоны, безжалостно истреблял предателей и провокаторов» (Н. Ильюхов). В разоблачении предателей и провокаторов «тетрадки» Фадеева, видимо, играют не последнюю роль.

Декабрь 1920-го. «Я считался какое-то короткое время инструктором политотдела нашей дивизии, - вспоминал спустя годы Фадеев. - Но находился я фактически не при политотделе дивизии, а при её комиссаре… Я даже жил у него в салон-вагоне. Спал в столовой на полу, подстилая тогдашние наши меховые укороченные шубы - куртки, которые мы носили белым мехом наружу… Он прочил меня в комиссары полка, если кто-нибудь погибнет или кого-нибудь нужно будет заменить».

Фадееву всего девятнадцать, но он уже инструктор политотдела и готов, если надо, любому помочь «разобраться во всём правильно».

28 декабря 1920 года. Фадеев участник конференции военкомов и секретарей партячеек в городе Нерчинске. «На следующий день он (Фадеев) попал на вечер бойцов Народно-революционной армии. Попал ненароком, гостем, однако в любой обстановке осваивался юный комиссар быстро… и вот уже решительно поднялся, смело рванулся к трибуне» (Л. Большаков).

«В первом ряду сидели члены штаба армии: Велехов, Постышев, Серышев… а со сцены неслась по-мальчишески звонкая и очень красивая речь молодого политработника, одетого в армейскую форму. Это Саша Фадеев образно рисовал два мира: мир праздной и развращённой буржуазии, подымающей в холёной руке не стакан вина, а стакан, наполненный кровью рабочих; с другой стороны - мир тружеников, чьими руками создаётся богатство и красота для жителей дворцов. Созидатели этих богатств живут в лачугах и харкают кровью» (Т. Головина).

Сохранилась партийная характеристика Фадеева - короткая, в два слова: «Хороший, великолепен».

Март 1920-го. Из анкеты делегата IV Дальневосточной конференции большевиков Фадеева А.А.:

«К какому виду партийной деятельности имеет склонность: К работе агитационной и редакционно-издательской, но моё желание всегда непосредственно находиться с массой, в которой я готов вести какую угодно работу, так как хорошо знаю массу и умею иметь с ней дело».

12 февраля 1921 года. «Дано сие тов. Фадееву Александру в том, что… он действительно избран делегатом с правом решающего голоса на X Всероссийский съезд РКП, созываемый 10 марта с.г. в Москве».

«Провожать Сашу, едущего в Москву на съезд партии, я пришёл на Читинский вокзал. Стоял трескучий забайкальский мороз. Саша в это время был от радости, как говорят, на седьмом небе. Увидев меня среди других провожающих, он подошёл ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Знал бы ты, друг мой, как я счастлив, что еду в Москву. Подумать только, еду в Москву на съезд партии. Ведь на съезде будет выступать Владимир Ильич Ленин, и я его увижу и услышу» (Т. Ветров - Марченко).

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

В стране - экономический, социальный и политический кризис. То там, то здесь вспыхивают крестьянские мятежи. Неурожай, отсутствие кормов, падёж скота и… тотальная продразвёрстка. Предприятия стоят из-за отсутствия топлива. Безработица. Рабочие ропщут.

28 февраля в Кронштадте на общих собраниях личного состава линкоров, а 1 марта на общегородском митинге были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности левых социалистических партий, свободы торговли и перевыборов Советов, упразднения и устранения комиссаров. По сути, речь шла о свержении власти РКП(б).

2 марта в городе создан Временный революционный комитет, первой акцией которого стал арест коммунистов. Штаб обороны берёт под свой контроль главную базу Балтийского флота.

В Петрограде вводят осадное положение, разводят мосты и ледоколами вскрывают Неву, чтобы отсечь рабочие кварталы от руководящего центра. ЦК РКП(б) принимает решение о восстановлении 7-й армии под командованием М. Тухачевского.

А. Фадеев: «…Я был так близко от Ленина, что не удержался и украдкой потрогал рукой его за пиджак».

В армии Тухачевского брожение, солдаты отказываются наступать, а артиллеристы стрелять по восставшим. Первый штурм Кронштадта заканчивается провалом. По предложению Ленина часть делегатов съезда наделяют «самыми широкими полномочиями» и направляют политбойцами в армию Тухачевского. Агитпроповская легенда, что делегаты съезда брали Кронштадт. Да, они принимают участие в штурме (и в расправе над восставшими моряками), но функция у них исключительно надзирательная - следить, чтобы солдаты не повернули штыки на своих комиссаров.

Фадеев попадает в сестрорецкую группу, в пехоту. Во время штурма «был ранен в ногу, прополз почти два километра по льду до тыловых частей и был эвакуирован в госпиталь».

Мятеж жестоко подавлен. Но РКП(б) была вынуждена перейти от военного коммунизма к новой экономической политике, заменить продразвёрстку продналогом.

Выписавшись из госпиталя, Фадеев возвращается в Москву и, «как делегат, направленный на Кронштадтский фронт», первым делом идёт в ЦК: доложить о выполнении, получить новые указания.

Беседа с секретарём ЦК, «товарищеский совет» старшего молодому, партийная путёвка на учёбу в Горную академию. Принимают туда исключительно командированных Центральным комитетом. И следит за обучением сам ЦК: учёба здесь считается партийной обязанностью. Среди студентов - недавние комиссары полков и дивизий, секретари губкомов и укомов, председатели исполкомов.

Геологией Фадеев никогда не интересовался, в технических дисциплинах полный ноль, но он коммунист, солдат партии.

«Я занимался как лев или как Акакий Акакиевич - часов по 15 в сутки».

«Постоянно видела его за чтением специальной литературы, за изучением трудов классиков марксизма-ленинизма. С увлечением конспектировал он работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Труд Ильича вызывал в нём восхищение» (Т. Головина).

26 октября, всего через месяц после поступления в Горную академию, А. Фадеева избирают делегатом на VII Московскую губернскую конференцию РКП(б). Избирают студенты, сплошь состоящие из комиссаров и партийных секретарей.

«В гимнастёрке тёмно-серого сукна и таких же галифе, заправленных в хорошо начищенные сапоги, был он непоказно аккуратен. Аккуратность сказывалась и в точности изложения услышанного. Точность эта отнюдь не бесстрастность. Говорить без душевного волнения о Ленине он не мог» (Л. Большаков).

Партячейка академии входит в замоскворецкую районную организацию, и Фадеев становится нештатным, но весьма деятельным инструктором райкома РКП(б). Руководит замоскворецкими коммунистами тов. Землячка. «Эта скромная женщина с гладко зачёсанными назад тёмными волосами и вечным пенсне… Всегда в чёрном платье с туго накрахмаленным белым воротничком, всегда подтянутая и собранная, эта сорокапятилетняя партийка привлекала к себе молодёжь, в которой видела будущее партийного дела» (Л. Большаков).

Первой из женщин получила она орден Красного Знамени: «Награждается орденом Красного Знамени тов. Самойлова-Землячка Розалия Самойловна за то, что… неутомимой, беззаветной и энергичной организационной и политической работой положила прочную основу боеспособности красных частей и способствовала окончательной победе Красной армии».

Как именно Р.С. Землячка «способствовала окончательной победе Красной армии», сейчас вкратце можно прочитать в любом энциклопедическом словаре. Вкратце, потому что её подлинная биография ещё ждёт своего исследователя. К счастью, сохранились свидетельства современников. И среди них - «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва, одна из самых трагических книг, посвящённых Гражданской войне.

Саша Фадеев станет её преданным другом и «любимым учеником». До самой смерти будет бережно хранить и перечитывать её письма. Знал ли Фадеев, кто такая Землячка? Конечно, знал. Не хочется здесь писать про его патологически жестокую мать и бросившего семью «отца-революционера». Но (для любителей психоаналитических биографий) вот цитата: «Один из братьев Саши опоздал к утреннему чаю (!). От страха сел в бадью и опустился в колодец…» (И. Жуков).

В марте 1924 года Фадеева окончательно мобилизуют на партийную работу. Он выезжает на Северный Кавказ, где становится инструктором Кубано-Черноморского обкома РКП(б). 5 июля того же года его избирают секретарём райкома в Краснодаре.

Из письма Р.С. Землячке: «Это меня удовлетворяет, знакомая и интересующая меня область, и, кроме того, очевидно, останется время для литературных занятий. Во всяком случае, я с жаром принялся за новую работу - сейчас поехал по краю наладить связь с массами».

Блестящая карьера, светлое партийного будущее… Одно но. В этом письме неожиданно всплывают «литературные занятия».

«… Ещё будучи в Москве, я написал рассказ «Против течения» из времён революции на Дальнем Востоке. Я читал его в группе пролетписателей «Молодая гвардия», и встречен был он весьма одобрительно. Потом он был напечатан в № 10 «Молодой гвардии» за 23-й год и некоторое время спустя отмечен (с хорошей стороны) нашей партийной критикой. Надо сказать, что писал я его урывками, с большим трудом, за недостатком времени, которое, как Вы знаете, было занято учёбой и партработой. В 1922 году была в основном написана повесть «Разлив»... опубликована в альманахе «Молодогвардеец». Показателем успеха обоих произведений служит то, что издательство «Молодая гвардия» сразу же купило их для издания отдельной книгой в количестве 5-8000 экземпляров».

И вывод: «…очевидно, не только большое желание, но и способности к этому делу у меня есть».

Опасный вывод. Вот эта мысль, что «и способности у меня есть», и погубит в конце концов Фадеева. Доведёт до алкоголизма и самоубийства в расцвете лет и зените карьеры.

1926 год. Выходит «Разгром». Главный герой, Мечик, воплощает всё то, что Фадеев ненавидит и презирает. В себе. Интересен и финал - с попыткой самоубийства.

«Разгром» становится «бестселлером». Фадеев, как ведущий советский писатель, занимает руководящие посты во Всероссийской ассоциации пролетарских писателей.

Начинает роман «Последний из удэге». О том, как «отсталые народы» приходят в революцию. Роман остаётся неоконченным.

1932 год. М. Горький в письме И. Сталину: «Он (Фадеев), остановясь в своём развитии, видимо, переживает это, как драму, что, впрочем, не мешает его стремлению играть роль литературного вождя, хотя для него и литературы было бы лучше, чтобы он учился».

Фадеев станет генеральным секретарём Союза писателей, депутатом Верховного Света, членом ЦК, «потом и кровью» заработает высокое место в партийной иерархии. Но всю жизнь перед ним будет маячить «великая русская литература»: Толстой, Гоголь, Достоевский, Андрей Платонов, работавший по соседству, дворником. Он, Фадеев, ведь по праву в этом ряду. Способности-то имеются. А так мало сделано. Неужели ТАМ не понимают? Боец идеологического фронта, заседая в президиумах и решая вопросы, не должен страдать о напрасно потерянном времени. Фадеев страдал.

Март 1951 года. А. Фадеев не выдерживает и осторожно жалуется в письме И. Сталину, что, имея «много замыслов новых повестей, романов и рассказов», он совсем не имеет времени на их осуществление. Они «заполняют меня и умирают во мне неосуществлённые. Я могу только рассказывать эти темы и сюжеты своим друзьям, превратившись из писателя в акына или ашуга».

В ожидании обещанного отпуска буквально ликует: «Целый год чувствовать себя свободным от посторонних дел, профессиональным литератором! Ведь это такое счастье!»

Но опять рутина, борьба с «безродным космополитизмом» и «балластом» в писательских рядах, да и бытовой алкоголизм… В общем, уйти в творческий отпуск не получается.

Но тут умирает Сталин. Поднаторевший в аппаратных играх Фадеев прекрасно понимает, что кресло под ним шатается. Нужно срочно делать какие-то шаги, спасать карьеру. Или уходить. И писать: Пушкин, Тургенев, Батюшков, Зощенко (говорят, работает сапожником). Как и в 16 лет, Фадеев «не может сам разобраться во всём правильно». Ему нужно мнение ЦК.

Май 1953 года. Всего два месяца после смерти Сталина. Фадеев из больницы (проклятый алкоголизм) пишет письмо. Нет, не в ЦК, а своему заму, Суркову, но с тем расчётом, чтобы Сурков передал его в ЦК. Сурков передаёт, снабдив припиской: «Приношу глубокое извинение за дилетантскую машинопись. Снимал копию (в целях конспирации в аппарате) сам лично, а машинистка я не очень квалифицированная».

Фадеев пишет: «…Советская литература по своему идейно-художественному качеству, а в особенности по мастерству, за последние 3-4 года не только не растёт, а катастрофически катится вниз... А всё это происходит потому, что люди, способные дать этот, хотя бы относительный, образец, перегружены по уши чем угодно, но только не творческой работой, хотя большинство из них в течение десятилетий зарабатывали свой литературный опыт и мастерство буквально горбом, и без примера никаких талантов и гениев из молодёжи самопроизвольно возникнуть не может, как не могло бы быть Пушкина без Державина, Ломоносова, Грибоедова, Жуковского, Батюшкова.

До тех пор, пока не будет понято абсолютно всеми, что основное занятие писателя (а особенно писателя хорошего, ибо без хорошего писателя не может быть хорошей литературы и молодёжи не на чем учиться)… - это его творчество, а всё остальное есть добавочное и второстепенное, без такого понимания хорошей литературы сделать невозможно».

Это бунт. Попытка переложить вину за свой литературный провал на партийное руководство. Секретарь ЦК Поспелов в краткой записке докладывает Хрущёву о ЧП в Союзе писателей. Фадеева начинают тихо сливать с руководящих постов.

«Союз писателей осудил паническое настроение Фадеева. Нельзя так, одним махом, перечеркнуть труд нескольких тысяч писателей. Предлагаем укрепить руководство, усилить влияние секретариата писателей на творческий процесс. Начать подготовку к писательскому съезду». Подписи: А. Сурков, К. Симонов, Н. Тихонов.

«Он не был создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб - что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением. Он не имел ни одного друга - кто сказал бы ему, что его «Металлургия» никуда не годится, что такие статьи, какие писал он в последнее время, - трусливенькие, мутные, притязающие на руководящее значение, только роняют его в глазах читателей, что перекраивать «Молодую гвардию» в угоду начальству постыдно, - он совестливый, талантливый, чуткий - барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином» (К. Чуковский).

Три года, с 1953-го по 1956-й, он будет пытаться прорваться к Н. Хрущёву и Г. Маленкову, но не будет ими принят.

В конце февраля - начале марта 1956 года состоится ХХ съезд КПСС. На закрытом заседании Н.С. Хрущёв выступит с докладом «О культе личности и его последствиях».

На утреннем заседании 20 февраля М.А. Шолохов: «… На что мы пошли после смерти Горького? Мы пошли на создание коллективного руководства в Союзе писателей во главе с тов. Фадеевым, но ничего путёвого из этого не вышло… Фадеев оказался достаточно властолюбивым генсеком и не захотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним стало невозможно. Пятнадцать лет тянулась эта волынка… Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя. А разве нельзя было в своё время сказать Фадееву: «Властолюбие в писательском деле - вещь никчёмная. Союз писателей - не воинская часть и уж никак не штрафной батальон, и стоять по стойке «смирно» никто из писателей перед тобой не будет, товарищ Фадеев. Ты - умный и талантливый писатель, ты тяготеешь к рабочей тематике, садись и поезжай-ка годика на три-четыре в Магнитогорск, Свердловск, Челябинск или Запорожье и напиши хороший роман о рабочем классе…»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности - роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

И дальше, практически слово в слово, письмо Фадеева в ЦК. Только акценты смещены, не надо, мол, перекладывать с больной головы на здоровую. В светлое будущее берут не всех, товарищ Фадеев, кто-кто, а ты это понимать должен.

Фадеев понимает и пишет Суркову (новому первому секретарю Союза писателей): «Я нуждаюсь в абсолютном и полном освобождении от всех обязанностей… Я болен не столько печенью… сколько психически. Я совершенно пока что неработоспособный».

«Ночью он не мог уснуть, принял чуть не десять нембуталов, сказал, что не будет завтракать, пусть его позовут к обеду, а покуда он будет дремать. Наступило время обеда: «Миша, позови папу!» Миша пошёл наверх, вернулся с известием: «Папа застрелился». Перед тем как застрелиться, Фадеев снял с себя рубашку, выстрелил прямо в левый сосок» (К. Чуковский).

«… В последние годы А.А. Фадеев страдал тяжёлым прогрессирующим недугом - алкоголизмом, который привёл к ослаблению его творческой деятельности. Принимаемые в течение нескольких лет различные врачебные меры не дали положительных результатов. В состоянии тяжёлой душевной депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.

Трагическая смерть вырвала из наших рядов верного сына советского народа, талантливого художника, патриота нашей социалистической Родины».



Фадеев Александр Александрович

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году, 24 (10) декабря в небольшом селе Кирмы Тверской губернии.

Его отец, Александр Иванович Фадеев, состоял в Санкт-Петербургской группе народовольцев, за что был арестован. Во время пребывания в тюрьме познакомился со своей будущей женой Антониной Кунц, которая уехала вместе с ним в ссылку.

Саша Фадеев уже в раннем детстве отличался богатым воображением. В четыре года он научился читать и писать. Маленький мальчик с головой уходил в приключенческий мир Джека Лондона, Фенимора Купера, Майна Рида. Семья жила в бедности, однако это не помешало родителям воспитать в Саше доброго, трудолюбивого человека. В 1908 году семейство Фадеевых перебралось в Приморский край.

В 1910 году было решено отправить Александра во Владивосток, к его тетке М. Сибирцевой. Там он получал образование во Владивостокском коммерческом училище, был лучшим учеником, получил даже похвальную грамоту. Посещал литературный кружок. Нехватка денег вынудила будущего писателя уже в 13 лет помимо учебы заняться репетиторством и зарабатывать себе на жизнь.

В доме у Сибирцевой почти каждый день принимали гостей. Разговоры велись в основном о революции, часто упоминались имена Маркса, Энгельса, Ленина. Это повлияло на формирование мировоззрения Фадеева. В 1918 году, не окончив 8-ой класс, Александр бросил учебу и стал членом Коммунистической партии. Для конспирации он была взята фамилия Булыга.

Александр Фадеев принимал активное участие в партизанском движении 1919-1921 гг. на Дальнем Востоке. Дослужился до звания комиссара. Был ранен в боях под Спасском. Революционная и партизанская деятельность имели огромное значение в жизни писателя и были отражены в его произведениях.

После выздоровления Фадеев активно занялся партийной работой и в феврале 1921 г. был избран делегатом на Х Всероссийский съезд РКП(б). Во время работы съезда вспыхнул контрреволюционный мятеж в Кронштадте, и часть делегатов съезда, среди которых был и А. Фадеев, отправились на подавление мятежа. Он снова был тяжело ранен и доставлен в госпиталь. Находясь на лечении, Фадеев начал писать свои первые произведения о гражданской войне на Дальнем Востоке. После выздоровления писатель поступил в Московскую Горную академию, где проучился 2 курса.

Дальнейшую свою жизнь Фадеев полностью посвятил литературной деятельности. Он был одним из руководителей РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей) в 1926 - 1932 гг., председателем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Всемирного Совета Мира. Фадеев принял активное участие в разработке теоретических проблем социалистического реализма, выступал как теоретик литературы. Выступления Фадеева касались и развития литературы народов СССР. Также неоднократно выступал от имени Союза писателей СССР и советского народа на международных конгрессах защиты мира.

В начале 20-х гг. Фадеев заинтересовался работой молодых литераторов, объединенных вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». Первый его рассказ, «Против течения», был опубликован в 1923 г. в «Молодой гвардии». Следующим этапом стало издание в 1927 г. романа «Разгром». В основу романа легла партизанская война на Дальнем Востоке.

В 1930-1936 гг. А. Фадеев написал три части романа-эпопеи «Последний на удэге». Не прекращалась работа и в дальнейшем, однако роман так и не был окончен. Для писателя важно было показать события гражданской войны на Дальнем Востоке, крах старого и возникновение нового уклада жизни, передать чувства людей, переживших революцию и стоящих на пути в светлое будущее.

Во время Великой отечественной войны участвовал в боях под Ленинградом, три дня провел в осажденном городе. Это дало ему повод для создания книги очерков «Ленинград в дни блокады». Также являлся военным корреспондентом Софинформбюро и газеты «Правда». Также занимался редактированием «Литературной газеты» и журнала «Октябрь». Известен также очерк Фадеева «Боец», рассказывающий о подвиге Я. Н. Пандерина, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза.

В 1946 г. издан роман «Молодая гвардия», в основу которого легла деятельность Краснодонской подпольной комсомольской организации во время Великой отечественной войны. Роман подвергся жесткой критике и в 1951 г. был издан еще раз, уже отредактированный.

Последней крупной работой Фадеева стал роман «Черная металлургия», который, однако, так и не был завершен.

Под конец жизни Фадеев разочаровался в своих жизненных целях и идеях. У него развилась глубокая депрессия, появились серьезные проблемы с алкоголем. Ключевым моментом стал ХХ съезд КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина. 13 мая 1956 Александр Фадеев покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера.


Министерство образования РБ

ГБОУ СПО Октябрьский нефтяной колледж

им.С.И. Кувыкина

Тема: "Биография Александра Александровича Фадеева"

Выполнил: ст. гр.1Кс-13Васлеев А.А.

Проверила: Хасанова А.В.

Оглавление:

  • Детство писателя
  • Революционная деятельность
  • Жены и дети писателя
  • Фадеев - писатель
  • Болезнь Александра Фадеева
  • Список литературы

Фадеев Александр Александрович

Фадеев Александр Александрович - советский писатель, общественный деятель, Лауреат Сталинской премий I первой степени (1946), руководитель союза писателей СССР, прозаик, критик, теоретик литературоведения. Был награжден двумя орденами Ленина и одним орденом Красного знамени.

Детство писателя

Отец Александр Иванович профессиональный революционер, родился в бедной крестьянской семье, часть своей жизни провел в скитания пока его не посадили в петербургскую тюрьму. Мать Антонина Владимировна Кунц (одна из обрусевших немцев), встретила Александра Ивановича в тюрьме, по просьбе Красного креста, она посещает его как слушательница Петербургских фельдшерских курсов. Александр и Антонина понравились друг другу, даже когда Александру объявили приговор пять лет ссылки в отдаленном северном городке Шенкурске, Антонина поехала с ним и вскоре в июне следующего года они обвенчались.

Александр Фадеев родился в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии 10 или 24 декабря 1901 года. С самого начала своей жизни Александр был очень одаренным ребенком. Из-за стремления к познаниям уже к четырем годам Саша выучил азбуку, самостоятельно овладел грамотой. Очень рано начал читать книжки, его любимыми писателями были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. А также он не только любил читать книги, он поражая своей необъятной фантазией, сочинял собственные истории, сказки и так далее. В дальнейшей жизни Александр очень пристрастился к литературе, например, сотрудничал с рукописными ученическими журналами, помещал туда свои стихи, рассказы, истории, сказки и так далее.

Любовь к труду и уважению друг к другу заложили его родители. Александр Александрович Фадеев кратко описал своё детство: "Мы сами пришивали себе оторванные пуговицы, клали заплатки и заделывали прорехи в одежде, мыли посуду и полы в доме, сами стелили постели, а кроме того - косили, жали, вязали снопы, пололи, ухаживали за овощами в огороде. У меня были столярные инструменты, и я, а особенно мой брат Володя, всегда что-нибудь мастерил. Мы всегда сами пилили и кололи дрова и топили печи. Я с детства умел сам запрячь лошадь, оседлать ее и ездить верхом…".

В 1908 году семья Фадеевых переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский)

Может быть семья и привила все качества воспитанного человека Александру, но, как и каждому любому воспитанному человеку он должен был продолжить образование ведь сельская школа не удовлетворяла данным критериям, поэтому было решено отправить его во Владивосток, к родственнице, так как она была начальницей мужской прогимназии. Так осенью 1910 по 1918 год Александр Александрович Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище. Довольно быстро Саша выбился в лучшие ученики, получая отличные отметки (даже получил похвальную грамоту от дирекции, получал несколько премий за свои сочинения короткие стишки и так далее. Жил он у родственников, чтобы не доставать их материально, сам решил заработать на жизнь, уже 13 лет работал репетиром помогал отстающим ученикам, давая частные уроки, совмещал учебу и работу одновременно.

Однако, несмотря на хорошие отметки, решил стать революционным деятелем. Во Владивостокском училище был подпольный комитет большевиков, Александр выполнял различные поручения комитета. В 17 лет 1918 году вступил в РКП (б) и принял партийный псевдоним Булыга. Стал партийным агитатором. В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан. Дальнейшая жизнь уже связана с революционной деятельностью.

Революционная деятельность

Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920). После разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 1921 получил ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Он получил тяжелое ранение и долго пролежал без всякой помощи на льду Финского залива, потеряв много крови. Но врачам в госпитале, куда его затем доставили, удалось спасти ему жизнь. (Стоит отметить, что участие Фадеева в этой военной операции будет отмечено орденом боевого Красного Знамени). В госпитале Александр Фадеев пролежал несколько месяцев. Но времени даром не терял - прочитал гору всяких книг, начиная от произведений утопических социалистов и заканчивая Лениным и Блоком. Там же Фадеев влюбился в одну из медсестер, и хотя его чувство так и осталось неразделенным, в сердце будущего писателя оно оставило след на всю жизнь. Время, проведенное в госпитале, он всегда будет вспоминать как один из самых прекрасных периодов своей жизни". Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Жены и дети писателя

Фадеев был женат дважды. Первая жена - Валерия Анатольевна Герасимова. О ней мало что известно. С 1936 г. он был женат на Ангелине Иосифовне Степановой (1905-2000 год), актриса МХАТ, народная артистка СССР). Михаил, сын Фадеева от второй жены, был женат на внучке Сталина - Н.В. Сталиной. До встречи с Н. Сталиной женами М. Фадеева были актрисы Л. Гурченко (рожденная 1935 г.; народная артистка СССР) и Л. Лужина (рожденная 1939 г.; заслуженная артистка РСФСР). Дочь А. Фадеева от поэтессы Маргариты Алигер - Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энцесбергер родилась 1943 году. (1943-1991), работала переводчиком, долгое время жила в Англии. 1991 году покончила жизнь самоубийством.

Фадеев - писатель

Произведения Фадеева посвящены изображению революционного движения и борьбы против белогвардейцев и интервентов на Дальнем Востоке. Специфичность художественной манеры Фадеева заключается в обнажении внутреннего мира своих героев, в детальном анализе глубочайших переживаний человека. Одним из средств психологической характеристики является у Фадеев подчеркивание определенной портретной детали, подробное описание жестов, мимики, сопровождающих речь и действия героя, своеобразно поясняющих его внутреннее состояние. К особенностям художественной манеры Фадеев. относятся изображение описываемых явлений, событий не непосредственно от автора, а через восприятие тех или иных действующих лиц, глазами тех или иных героев. Иногда дается как бы двойное изображение явлений с разных позиций, с разных точек зрения. Заслуга Фадеев не только в создании выпуклых, запоминающихся образов отдельных героев, прочно утвердившихся в советской литературе, но и в уменье дать образ массы, образ партизанского отряда, этого живого коллектива, меняющего свой облик в зависимости от условий, обстановки, ситуаций. Несмотря на то, что роман Фадеев в дальнейших изданиях подвергся частичным композиционным переработкам, сокращениям, он носит следы некоторой растянутости и насыщенности.

В 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения". За роман "Молодая гвардия" Фадеев получил премию Ленинского комсомола (посмертно - 1970 год) и Сталинская премия 1946 год.

Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. В романе "Разгром", отразившем личные впечатления Фадеева, участника партизанского движения на Дальнем Востоке, - попытка показать изнутри превращение стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело. Он написан в Краснодаре и Ростове, где Фадеев был на партийной работе. Спустя много лет высокая оценка прозвучала в выступлении В. Быкова, в повестях "Сотников", "Круглянский мост" не без оснований видят спор с "Разгромом". В романе "Разгром", отразившем личные впечатления Фадеева, участника партизанского движения на Дальнем Востоке, - попытка показать изнутри превращение стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело.

Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 1950-х. Роман еще не закончен, он охватывает пока период гражданской войны. Однако уже в первых трех частях дан огромный материал из истории пролетарской революции на Дальнем Востоке, описано партизанское движение, борьба против белогвардейцев и интервентов, изображены жизнь и быт племени "удэге", живущего в условиях родового строя, хотя уже распадающегося; создана целая галерея образов - капиталиста Гиммера и его семьи, вождей и рядовых бойцов революции, представителей кулачества и т.д.

Идею своей книги Фадеев взял из книги В.Г. Лясковского и М. Котова "Сердца смелых", изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) Фадеев садится за написание романа о Красно-донской подпольной организации "Молодая гвардия", действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Сам Фадеев, создававший свое произведение по горячим следам событий, естественно, этого предугадать не мог. Как правоверный коммунист он находился в плену царившей в те годы в стране идеологии и отступить от нее не имел права. Да и не для того он садился за этот роман, чтобы на его основе выносить суд истории. В чем же он был не прав? Каждый из критиков предъявлял ему свой счет. Иосиф Сталин, который рукописный вариант романа принял с восторгом, после его экранизации воспылал совсем иными чувствами. Он разглядел страшный изъян - полное отсутствие и в книге, и в фильме руководящей роли партии. Получалось, что молодогвардейцы совершали подвиги исключительно по своей инициативе. Сталина это возмутило. Как гласит одна из легенд, однажды он вызвал к себе на дачу Александра Фадеева. Когда тот вошел в кабинет генсека, Сталин сидел за столом и что-то читал. Наконец он поднял глаза на гостя и, смерив его своим колючим взглядом, неожиданно спросил:

Вы, товарищ Фадеев, кто?

Александр Фадеев похолодел. Он явственно почувствовал в этом вопросе какой-то подвох, но какой именно, никак не мог сообразить. Между тем пауза затягивалась, и Фадеев понимал, что его молчание только усугубляет ситуацию. Наконец он ответил:

Я писатель, товарищ Сталин.

Как оказалось, тот ждал именно такого ответа. Потому что он смерил гостя презрительным взглядом и произнес:

Вы говно, товарищ Фадеев, а не писатель. Писатель - это Чехов Антон Павлович, - и Сталин похлопал ладонью по раскрытой книге, которая лежала перед ним на столе. - Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали еще идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Сталин выдержал паузу, видимо, надеясь, что Александр Фадеев сделает попытку защищаться. Но тот молчал, стиснув зубы и сжав кулаки. И тогда Сталин раздраженно махнул рукой и произнес:

Идите и думайте, товарищ Фадеев.

3 декабря 1947 года вышла редакционная статья в газете "Правда" с критикой романа Александра Фадеева "Молодая гвардия". Роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете "Правда", органе ЦК КПСС, фактически от самого Сталина. В ответ Фадеев говорил: "Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел".

Тем не менее писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа "Молодая гвардия". В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП (б) .

Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: "переделываю "Молодую гвардию" на старую…". Фильм "Молодая гвардия" был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.

До конца 1980-х годов роман "Молодая гвардия" воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 гг.

фадеев революционный писатель биография

Общественная и политическая деятельность

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. в 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

1. 1932 году после распада РАПП вошел в Оргкомитет по созданию СП СССР.

2. 1934-1939 год заместитель председателя Оргкомитета.

3. 1939 год секретарь Оргкомитета.

4. 1946-1954 год генеральный секретарь и председатель правления.

5. 1954-1956 год секретарь правления.

6. 1950 год вице-президент Всемирного Совета Мира.

7. 1939-1956 год член ЦК КПСС.

8. 1946 году депутат ВС СССР 2-4-го созывов и ВС РСФСР 3-го созыва.

9. В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором "Литературной газеты", был организатором журнала "Октябрь" и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты "Правда" и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете "Правда" статью "Изверги-разрушители и люди-созидатели", где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В очерке "Боец" он описал подвиг красноармейца Я.Н. Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно. Фадеев писал: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом".

Болезнь Александра Фадеева

Медицинское заключение о болезни и смерти было жестоким: "А.А. Фадеев в течение многих лет страдал прогрессирующим недугом - алкоголизмом. За последние три года приступы болезни участились и осложнились дистрофией сердечной мышцы и печени. Он неоднократно лечился в больнице и санатории (в 1954 г. - четыре месяца, в 1955 г. - пять с половиной месяцев и в 1956 г. - два с половиной месяца).

Последние годы жизни Илья Эренбург писал о нём

"Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего".

Он же в 1948 году просил о том, чтобы выделить большую сумму из фондов СП СССР для оставшегося без копейки М.М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, Л.Н. Гумилёва, несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение А.П. Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. Это и стало причиной болезни Александра-алкоголизм.

В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М.А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда КПСС конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому - Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками.

13 мая 1956 года на своей даче в поселке Переделкино, Александр Александрович Фадеев застрелился из револьвера. Основная причина самоубийства алкоголизм. Но в действительности за две недели до своего самоубийства А.А. Фадеев бросил пить, "примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям".

Предсмертное письмо Фадеева в ЦК КПСС впервые было опубликовано 20 сентября 1990 г. в еженедельнике ЦК КПСС "Гласность". Привожу полный его текст:

"Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.

Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленной и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".

С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!

Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить.

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Вопреки последней воле - быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище".

Список литературы

1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_f/fadeev_aa. php

2. http://bibliofond.ru/view. aspx? id=54700#1

3. http://to-name.ru/biography/aleksandr-fadeev. htm

4. http://www.km.ru/referats/2D564B51EDFE4FFAA558BB73445A64EB#

5. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Подобные документы

    Жизненный путь Александра Фадеева. Активное участие Фадеева в революционном движении. Образы большевиков в его ранних произведениях. Создание полноценного образа большевика Левинсона - одна из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Детство и юность русского писателя Александра Грина. Скитания и революционная деятельность (1896-1906). Первый рассказ писателя "Остров Рено". Особенные герои Грина - романтически настроенные люди, которым дано счастье делать чудеса. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Биография известного американского писателя Э. Хемингуэя: детство, школьные годы, работа полицейским репортером. Служба в армии, возвращение домой. Краткий и насыщенный стиль романов и рассказов писателя. Последние годы жизни, библиография произведений.

    презентация , добавлен 06.11.2010

    Биография Снегина Дмитрия Фёдоровича - советского писателя, кинодраматурга, Народного писателя Казахской ССР. Его служба в армии и участие в Великой Отечественной войне. Послевоенная деятельность писателя, творчество, награды и увековечение памяти.

    презентация , добавлен 15.05.2016

    История создания романа советского писателя Александра Фадеева "Молодая гвардия" (1946). Идеологическое значение книги. Реально существовавшие люди - главные герои сочинения: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Творческий путь известного английского писателя Д. Свифта, его легендарные произведения, их политическая тематика. Общественная деятельность Свифта, отражение в его рассказах разочарования результатами буржуазной революции. Анализ произведений автора.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Биография Н.В. Гоголя: детские годы писателя, родители, домашнее образование, обучение в Полтавском уездном училище и Неженской гимназии высших наук. Творческая деятельность писателя. Произведения, которые принесли Гоголю литературную известность.

    презентация , добавлен 28.01.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Детство и юношеские годы известного русского писателя А.И. Куприна. Первые произведения писателя и начало его литературной деятельности. Потрясение Куприна после Очаковского восстания. Литературные достижения и успехи, последние годы жизни Куприна.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Биография писателя Александра Ивановича Куприна. Репортерская работа в местных и провинциальных газетах "Киевское слово", "Киевлянин", "Волынь". Издание очерков "Киевские типы" и рассказов "Миниатюры". Участие писателя в политической жизни страны.

Его родители были талантливы и знамениты. Жаль, что их сын не сумел в полной мере воспользоваться тем, чем одарила судьба.

Большой человек

Герой нашего очерка Фадеев Александр был приемным сыном писателя Александра Фадеева. Того самого, который написал нашумевшие в свое время книги. Это «Молодая гвардия», затем «Разгром» и, наконец, «Последний из Удэге». На них выросло не одно поколение наших сограждан.

В эпоху сталинизма Фадеев-старший был главой Союза писателей страны, одним из руководителей Комитета по защите мира. Добавьте звание депутата, многочисленные ордена Ленина, Он и сам был председателем комитета по их присуждению. Наконец, личный советник вождя и его любимец...

Он, выходец из бедной семьи, добился всего и даже больше того, о чем мечтает любой карьерист. Имел деньги, славу и покровительство власть имущих. Добавьте сюда жену - выдающуюся актрису МХАТа, народную артистку СССР Ангелину Степанову. Она была на редкость красива, обаятельна, элегантна, умна. И мужественна. На ее долю выпало столько трудностей и горя, что другие давно бы сломались. Это и измены мужа, и его алкоголизм, и смерть обожаемого сына…

Застрелился из пистолета

Романист Фадеев умер рано, в 54 года. Это случилось спустя несколько месяцев после того, как разоблачили культ Сталина. Фадеев-старший, которого считали причастным к репрессиям коллег-писателей, расстался с жизнью добровольно. Когда на своей даче в Переделкино он остался один (жена уехала на гастроли) и сыновья тоже отсутствовали, он застрелился из наградного пистолета. Обнаружил тело 11-летний сын Миша.

Поговаривали, что будь рядом, около своего мужа, в тот миг супруга, несчастья бы не случилось.

Знакомство

Степанова стала второй женой приближенного к самым верхам прозаика. Они почти что случайно познакомились в Париже в 1937-м. Актриса тогда впервые поехала с театром за рубеж. А Александр Александрович проездом из Испании, где находился с делегацией литераторов, ехал в Москву. Но решил еще заглянуть в столицу Франции.

Свадьба была спустя год. Причем жених знал, что Ангелина имела семилетний роман с известным драматургом человеком семейным. И как водится, вся театральная тусовка бурно обсуждала все это.

Также Фадеев не испугался и того, что у его невесты незадолго до их свадьбы родился мальчик, которого она назвала Сашей. Было это в 1936 году. А вот имя отца ребенка актриса скрывала от всех. Причем всю свою долгую жизнь. Она умерла в 2000 году в возрасте 95 лет.

Прозаик усыновил мальчика, дал ему свою фамилию и очень любил. Это и был Александр Фадеев, актер, о котором мы ведем свою речь. Повзрослев, он пойдет по материнскому пути. А младший и общий ребенок родителей, Миша, станет литератором.

Двадцать лет - столько длилась писателя и актрисы. Разлучить их не смогли никакие трудности или невзгоды. Даже походы супруга налево и внебрачная дочь Машенька. Ее матерью была известная поэтесса М. Алигер. Ангелина Иосифовна и это простила неверному мужу. Братья же - Фадеев Александр и Миша - не только дружно жили между собой, но и тесно общались с сестренкой (сводной) все время, пока ее не стало.

Трагедия в семье

Немало пережил и старший сын - Александр Фадеев. Биография его пестрит разными вещами: и хорошими, и не очень. Например, сестра Мария повторила судьбу своего прославленного отца. Став женой немца, поэта Ганса Энценсбергера, она так и не смогла найти себя. Покончила жизнь самоубийством.

О внезапной кончине мужа Ангелина Иосифовна узнала в Югославии. Там проходили гастроли театра. Когда после одного спектакля занавес опустился, ее попросили немедля подойти ко входу. Там ожидал чиновник из посольства СССР. Он сказал, что ей срочно нужно ехать в Москву к Александру Александровичу. Тут же все сели в автомобиль и тронулись в столицу Венгрии. Не было тогда прямого рейса до Москвы. Лишь через Будапешт с пересадкой в Киеве.

Прибыли в город на Дунае рано - аж в четыре утра. Она опять удивилась, что ее там ждали. Всюду в посольстве был зажжен свет, и вообще спать-то никто и не ложился. Что же случилось, она вновь не спросила. Не в ее это правилах. Актрисе тоже ничего не сказали. Вскользь лишь намекнули, что ее супругу стало плохо.

Уже в Киеве, в зале аэропорта, она купила газету. На первой полосе «Правды» в траурной рамке - портрет мужа.

Домой она прилетела, не выпуская из рук газету. Давая понять, что все уже знает. Так же и с трапа самолета спускалась. К гробу (а он стоял в Колонном зале) прибыла, когда там уже опустело: все разошлись. Не хотела лишних соболезнований. А спустя пару дней она уже вышла на сцену…

Старший их сын - Фадеев Александр - был тогда в возрасте 20 лет. Отец его любил очень. И он папу тоже.

Гуляка, любимец дам

Неудивительно то, какую профессию выбрал Саша. Александр Фадеев, актер, закончил МХАТовскую Школу-студию. После начал работать. Это был И все шло бы и впредь прекрасно, если бы не его характер. Не успел еще молодой человек, что называется, обжиться, как ему указали на дверь. А было так. На одной репетиции актеров попросили задержаться. Предстояло еще кое-что отработать. Все восприняли это нормально. Один Фадеев Александр заявил, что, мол, у него еще целая куча дел и он должен уйти. Взял и вышел из зала, не обращая внимания на то, что тут присутствовал худрук театра. И коллеги - начинающие, как он, и уже со званием заслуженных, народных.

Сказочно красивый лицом и станом, он больше прославился тем, что был веселым, компанейским, безалаберным парнем. Его, непутевого, доброго и часто подшофе, любили женщины. Баловали, угождали. Таким в жизни оказался Александр Фадеев. Фото, которые находятся в данной статье, подтвердят черты его характера.

Спустя несколько лет Ефремов Олег (он был тогда режиссером МХАТа) вспомнил про него. И пригласил к себе в труппу. Поговаривали, что не за таланты, конечно, а из-за матери - примы этого театра. Чтобы она, актриса влиятельная и властная, не мешала ему. Но молодой актер это понял и стал выступать против главного. А когда театр распался на две половины, то ушел к Т. Дорониной. Проработал там до 1993 года. Это последний год его жизни.

Спектакли и фильмы

Наверное, нельзя утверждать, что как артист он очень уж известен был и популярен. Тогда на театральном небосклоне ярче горели другие звезды.

Но снимался и в кино Александр Фадеев. Фильмы с его участием наверняка многие смотрели. Это, например, «Фронт за линией фронта» и «Чайковский», «Одиноким предоставляется общежитие», также «Авария - дочь мента». Роли чаще всего были эпизодическими. Прославился же он совсем другим. Своими любовными романами с известными киноактрисами.

Не все знают, что Александр Фадеев (актер) - И в самом деле, он был женат на этой популярной звезде киноэкрана. Причем был ее вторым супругом. Но жизнь у них не сложилась. Сама Людмила Марковна говорила, что два ярких темперамента вместе - это как ядерная бомба. И еще помешала семейному счастью большая страсть Саши к спиртному.

Соперник Высоцкого

Вообще не так прост Александр Фадеев. его была запутанная, неспокойная. После развода с Гурченко у него возникла довольно продолжительная связь с другой не менее известной актрисой. Звали ее

Интересно, что их взаимная любовь вспыхнула на съемках фильма «Вертикаль». А у артистки в то время был другой поклонник - сам Владимир Высоцкий. Он посвящал ей свои песни. Однако конкуренции с сыном знаменитого советского писателя не выдержал.

Лужина была уже в шаге от брака с Александром. Но чудо уберегло ее от этого. Лариса Анатольевна рассказывала позже, что пил он очень уж сильно. Так, что ей приходилось не раз спасать его, порой от смерти. Александр пытался застрелиться. Она силой отобрала у пьяного ружье. Он был уже совсем неуправляемый и крайне импульсивный.

Родственник Сталина

Но и это еще не все из того, чем необычна жизнь сына двух талантливых людей - крупного писателя и примы Московского художественного театра. Александр породнился с самим Сталиным!

Последние 15 лет своей жизни Фадеев-младший был женат на Надежде Васильевне Сталиной. Годы ее жизни: 1943-1999. Она - внучка вождя народов и родная дочь его сына Василия.

Но как рассказывают люди, знавшие актера Фадеева, это уже был не тот веселый, разудалый красавец, что в молодые годы. Он серьезно страдал алкоголизмом. Сделал несколько попыток суицида. И умер, не дожив даже до 60 лет. Ему было всего 57.

Таков был Александр Фадеев. Биография, личная жизнь - все было испорчено из-за неудержимого пристрастия к алкоголю. Именно из-за этого, как полагают многие, он не сделал карьеры. И по той же причине от актера и в общем-то незлобного, добродушного человека уходили все его жены.

Мать страшно переживала смерть сына. Обожаемый Шурик значил для нее очень много. Младший Михаил упросил маму не приходить на похороны. Он знал ее очень хорошо и побаивался, что она там не выдержит. Мать послушалась. Сидела дома одна, за своим столом и лишь курила одну сигарету за другой… И так - много дней подряд.

Жизнь продолжается

Не стало человека. Ушел Александр Фадеев. Дети продолжают его ветвь. Дочка актера и его жены Надежды - Анастасия Александровна Сталина - родилась в 1974 году. А уже ее наследница Галина Васильевна Фадеева (год рождения - 1992-й) приходится бывшему руководителю СССР праправнучкой. Сегодня ей 23 года. Как сложится ее судьба?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры