Иван никитин - первый русский портретист. Иван никитич никитин биография И н никитин картины

Главная / Измена мужа

Иван Никитич Никитин (около 1690(?1680) - 1742) - сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина. О ранних годах обучения художника ничего не известно.Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I."Персонных дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости русского царя перед иностранцами , "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.Его творчество - начало русской живописи нового времени. Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни? Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однакодаже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью. Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки. К ранним работам можно отнести такие следующие его портреты

Парсуна

ПАРСУ́НА (др.-русск. парсуна, через польск. persona, от лат. persona - "личность, лицо, маска") - разновидность картины , характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI-XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета . Парсуна - уже не икона, но еще не портрет.

Парсу́на (искажённое лат.persona - личность , особа ) - название ранних русских портретов, находившихся под сильным влиянием иконописи. (Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты).

Никитин Иван Никитич. Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-13 г

Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени

И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Грм

Прасковья Ивановна (1694-1731) - царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «...младшая - Прасковья Иоанновна, „хроменькая", болезненная и слабенькая, „тихая и скромная", как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Она облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Фон портрета нейтральный, темный. Как написан художником этот портрет?... В портрете Никитина нарушены многие из общепринятых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Это прежде всего сказывается в отходе от анатомической правильности, прямой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Очевидно лишь тонкое чувство фактуры - мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность шелковистого горностая , -которое, не забудем, хорошо знакомо живописцам и прошлого столетия. В живописной манере ощущаются старые приемы высветления („вохрение по санкирю") от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым - в тенях. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. - как художник „знает", а не как „видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. И складки - ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. На этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели.Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, - конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они - „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. „Прекрасное должно быть величаво"» (Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999. С. 65-66.).

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

Наталья Алексеевна (1673-1716) - дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713-1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5-6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза - весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году - ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения - около 1714-1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. - СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

  • Напольный Гетман
  • Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова

  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны

  • Анна Петровна дочь Петра I

Картина И.Н. Никитина «Напольный гетман»

Первая половина 18 века - один из самых важных поворотных пунктов в истории России. В это время государство из замкнутого, со средневековым укладом жизни превращается в европейскую державу с развитой светской культурой.
Искусство активно включается в грандиозную перестройку жизни страны на деловой, реалистической основе.
Пётр Первый хотел видеть русских художников ни в чём не уступающими современным им европейским мастерам. В связи с этим он не только значительно расширил существовавшую ещё в ХVII веке практику приглашения иностранных мастеров к своему двору, но и впервые отправил молодых русских художников учиться за границу.
Поле деятельности мастеров изобразительного искусства стало шире и многообразнее. При типографиях воспитывались рисовальщики и гравёры для иллюстрирования научных изданий. Нужды кораблестроения потребовали открытия рисовальной школы при Морской Академии. Необходимы были художники и Кунсткамере, чтобы запечатлеть её научные коллекции. Крупные государственные учреждения, такие как Канцелярия от строений, Адмиралтейств-коллегия и другие, занимавшиеся обширным строительством, получили в своё распоряжение команды живописцев. Им надлежало заботиться об убранстве новых дворцов, церквей и триумфальных ворот, об оформлении придворных празднеств и церемониалов.
Такая организация художественной жизни в общем сохранялась и при преемниках Петра в течение всей первой половины ХVIII века.
Благодаря приглашению европейских мастеров ко двору, русское искусство проходило те же этапы развития стиля. Но, мало того, иностранцы были и непосредственными учителями русских художников. Они привили им те профессиональные навыки, без которых невозможно настоящее развитие таланта. Нам неизвестен точно учитель Ивана Никитича Никитина (предположительно его учителем был Михайла Чоглоков, художник и архитектор, строитель Сухаревой башни и соавтор здания Арсенала Московского Кремля), но трудно сомневаться, что не было сильного влияния заезжего мастера высокого класса, возможно, И.Г. Таннауэра.
Никитин родился в 1680 году в семье придворного священника вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны.
В зрелом возрасте Никитин был послан Петром в Италию, где в течение нескольких лет систематически дополнял своё художественное образование в стенах Флорентийской Академии под руководством Томмазо Реди. А. Матвеев учился в Амстердаме у Боонена, в Гааге у К. де Мора, а затем в Антверпенской Академии, где значился в списке лучших учеников.
И.Я. Вишняков сформировался как живописец под влиянием Каравакка, выходца из Марселя.
Может быть, особенно замечателен случай А.П. Антропова, который только в зрелом возрасте нашёл свой собственный стиль под влиянием итальянского живописца П.Ротари.
Наконец, И.П. Аргунов, крепостной человек графа Б.П. Шереметева, учился у немецкого мастера Г.-Х. Гроота.
Но это не значит, что русское искусство послушно копировало европейское. Потребности жизни страны и национальные особенности вносили свои коррективы.
Так, практическая ориентация и высокий пафос служения государству, свойственные петровской культуре, способствовали реалистической направленности тогдашнего искусства и вместе с тем его приверженности к официально пышным барочным формам.
Рокайльный стиль, представителем которого в России с 1716 года являлся Каравакк, вначале не получил распространения. Однако в царствование Анны Иоанновны и при Елизавете Петровне, когда многие начинания Петра I были заброшены и главным содержанием придворной жизни стали бесконечные празднества и увеселения, Каравакк занял ведущее положение в русском искусстве.
Правда, при этом тяжеловесная поступь российской действительности изменяет характер его живописи, которая утрачивает свою былую лёгкость, приобретая взамен несколько напыщенную и неповоротливую торжественность.
Ученик же Каравакка, Вишняков, казалось бы парадоксальным образом, на основе его стиля создаёт произведения, связанные с исконно русскими представлениями о духовном характере красоты, проникнутые несколько наивной, но высокой и светлой поэзией.
При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны Иоанновны, в моду входят новые представители стиля рококо, Гроот и Родари, олицетворявшие в своём искусстве жеманную игривость, весёлое изящество. Но устремления их русских учеников А.П. Антропова и И.П. Аргунова основательней, серьёзней. Рокайльная лёгкость характеристики образа уступает место углублённости, светская шутливая беседа – важному, порой задушевному разговору. На смену пафосу официального служения Петровской эпохи приходит интерес к личности, частной жизни. Поэтому их произведениям свойственны бОльшая простота, а порой и как бы интимная, лирическая окрашенность.
Наконец, немаловажным фактором в развитии русского искусства был различный уровень профессиональной подготовки художников. Так И.Н.Никитин и А.Матвеев, обучавшиеся в заграничных академиях, были ближе других к европейским мастерам.
Но недостаток европейской выучки у других художников делает их искусство более национальным: в то время русское общество чувствовало себя уже вполне уютно в европейских одеждах, но ещё не успело расстаться со многими привычками косной боярской старины.
От всего многообразия и богатства художественной жизни России I половины XVIII
века до наших дней дошло очень немногое. Даже таких выдающихся живописцев, как Никитин, Матвеев и Вишняков, во многом определявших своим творчеством пути развития всего русского искусства, мы знаем всего по нескольким произведениям.
В 1716 году, путешествуя по Европе, Пётр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры.» Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине.
Живопись ещё только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи.
Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Пётр не усомнился в успехах своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.
Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда ещё попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного?
Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени – то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты?
Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений.
Любимец Петра и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска – такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.
Творчество Никитина восторженно принималось современниками.
Искусствовед Нина Михайловна МОЛЕВА изучила огромное количество архивных документов не только по искусству, но и по далёким от него областям. В результате титанического труда она смогла дать представление о жизни и творчестве Ивана Никитича Никитина тем, кто любит Россию и кому дорого её искусство.
Величайшая сложность заключалась в том, что Иванов Никитиных, художников, было три, а следы нашего героя старательно заметались, когда он попал в опалу.
До второй половины XVIII века не принято было подписывать портреты царя, и это мешало в дальнейшем в установке авторства. Всего несколько работ Никитина были с подписью, в основном из частных музеев. Кропотливейшая научная работа Молевой в архивах множества музеев России вернула нам авторство этого необычайно талантливого художника.
Отрывки из её книги «Иван Никитин»: «Иван Никитин послан был в Италию учиться и в Италии был славным мастером. По приезде велел государь по сту рублей брать за каждый их величества поясные портреты и всем знатным неотменно повелел иметь государевы портреты. По кончине государя в нещадную послан с братом в ссылку, где написал церковный иконостас в Тобольске. Здесь дЕла его во Введенской церкви образ Екатерины и Александра писан под караулом будучи. Сего времени назывался в Петербурге придворным живописцем.»
Ещё до поездки в Италию Никитин пишет портреты членов царской семьи. Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины. В этой картине (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет – повсюду необычайно интенсивный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Портрет племянницы Петра Прасковьи Иоанновны. Портреты Петра, его матери Натальи Кирилловны, сестры Натальи Алексеевны.
6 января 1716 года братья Иван и Роман Никитины и несколько других живописцев направляются Петром I в Италию на обучение к мастерам живописи. Агент Беклемишев сообщал Петру, что Иван с братом обучились не только мастерству, но и итальянскому языку изрядно. Оба художника до поездки хорошо знали латынь.
По дороге в Италию был год странствий по Европе. И работы голландских мастеров наложили сильный отпечаток на искусство Ивана. Так что Италии уже не под силу оказалось полностью поглотить воображение художника. Три года учёбы в Италии не стёрли сильного тяготения к принципам голландского искусства.
Каждому пенсионеру полагалась пенсия 100 рублей в год, а Никитину 200 р. Но и этих денег не хватало на пропитание и материалы, благо, что жильё было оплачено. Деньги присылались с большими задержками, и Беклемишеву приходилось писать прошения Петру о высылке денег. Живописные полотна, созданные Иваном Никитиным по возвращении из Италии, с их блестящей, почти импрессионистской по широте и свободе техникой письма, с обострившимся ощущением человеческой индивидуальности, заставили историков говорить о художественном прозрении, совершившемся на итальянской почве.
Действительно, это могло быть чудом, если бы за плечами художника не лежала большая творческая биография, если бы он не достиг раньше профессиональной зрелости.
«Чудо» с Иваном Никитиным произошло за 3 года. С сопровождавшим его пенсионером Фёдором Черкасовым не случилось вообще.
Никитину никто не диктовал, как должны строиться итальянские занятия. Россия попросту не имела здесь опыта, а Беклемишев был слишком тонким и культурным человеком, чтобы вмешиваться в творческую кухню.
Флоренция, Венеция. И вот Пётр требует Никитина обратно в Россию.
Похвальное слово об успехах и мастерстве русского живописца при его отъезде на родину пишет Томазо Реди, но одного его нельзя считать учителем Никитина. Ведь наряду с ним перед Никитиным пройдут и преподаватели академии, и оставшийся безвестным наставник в архитектуре, и сама Флоренция.
Здесь провёл Никитин 2,5 года, рисовал, писал, сочинял архитектурные проекты и задыхался от нужды. Пётр не любил расплачиваться по счетам.
5 февраля 1720 года братья покидают Италию.
«Никитин прибыл в Петербург на праздник светлого Воскресения Христова. Великий государь, узнавши о его приезде, по выходе из собора прямо пошёл на квартиру его, недалеко от оного бывшую. Он поздравил его с приездом и с праздником, похристосовался и благодарил за прилежность в учении». Во время обеда государь послал ему со стола своего несколько блюд кушанья и несколько бутылок разных напитков.
Пётр заботится о благоустройстве своего любимца и дарит ему землю и дом на Адмиралтейской стороне, Никитин попадал в число избранных.
Для Петра Иван по-прежнему оставался пенсионером государства. Меньше чем через год последовало новое распоряжение царя о строительстве на данной Ивану да Роману земле хоромов для живописной работы по их чертежам.
Позаботившись об условиях работы «первого российского мастера», царь допустил оплошность, сводившую на нет его добрые намерения. Канцелярии от строений не вменялось обеспечить строительство собственными силами, а «вольный найм» в условиях нехватки рабочих рук пускал дело на самотёк.
Через 2,5 года Никитин пишет заявление: «Подъячий Адмиралтейской канцелярии Фёдор Назимов, у которого я на дворе стою для отправления портретов их императорских величеств, пришед пьяной ко мне в горницу без меня, где я пишу портреты…» Раз портреты были царские, Пётр не мог не знать о положении дел у своего придворного живописца.
Пётр усиленно подыскивает достойные партии для своих дочерей и племянниц. Нужны их портреты. Никитин по – настоящему испытывает неудобство от отсутствия мастерской, требует от Канцелярии выполнения царского указа. Он обращается к Петру, следует новое категорическое распоряжение, но 28 января 1725 года Петра не стало.
Никитин последний раз оказался один на один в спальне, последняя встреча – последний портрет – «Пётр Первый на смертном ложе». Пётр здесь удивительно человечен. Лицо его ничем не выдаёт случившегося. Это мир усопшего, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, широкие мазки, напряжённость цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясённое сознание воспринимает только что умершего. Таким должен был представлять себе Петра его любимец, соратник.
Итак, петровские годы кончились. В результате – личная трагедия художника, и почти мгновенный отказ от всего того, что олицетворял собой умерший Пётр.
Екатерина I благоволила к Никитину и даже выбрала ему невесту Марью Фёдоровну Маменс (немку). В 1727 г. Иван женился и переехал с молодой женой в Москву. Но брак оказался несчастливым. Жена скоро разлюбила его и даже изменила ему. Семейные неудачи сделали Ивана более замкнутым и мрачным. Он с враждебностью стал относиться ко всему, что не было русским, и тесно сблизился с небольшим кружком лиц, разделяющих нелюбовь к иноземцам.
После смерти Петра Екатерина I издала указ о разжаловании Ивана Никитина из придворных и о зачислении его рядовым живописцем в Канцелярию от строений, по существу, ремесленником. Это не каприз взбалмошной женщины, она была далека от политики. Это дело рук Меншикова, которому по какой-то причине оказалось желательным удалить обоих братьев из двора. Это был большой удар для Никитина.
Последние свободные его работы «Напольный гетман» и портрет Сергея Строганова.
Одна из лучших картин Ивана Никитича – «Напольный гетман» («Малороссиянин»)
1720-е, включённая во все истории русского искусства. Психологическая характеристика дана здесь с исключительной силой. «Напольный» расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. По поводу личности изображённого было много споров. Украинские историки сходились на том, что кафтан на гетмане имеет сходство с одеждой казаков. Возможно, это и не портрет даже, а собирательный образ. Кто-то утверждал, что портрет может быть автопортретом художника.
Никитин из блестящего мастера парадного портрета превращается в художника, читающего в душах, создаёт трагический образ сильного, много перенесшего на своём веку и исполненного скорби старика.
1720-е годы. «Портрет государственного канцлера Головкина», одного из видных деятелей петровского времени, I граф, Гавриил Иванович Головкин заключил 72 трактата с разными государствами, он возглавлял Коллегию иностранных дел.
Главное - в портретах Никитина присутствует реалистическая убедительность и психологическая достоверность. Ему чужда лесть, обычная для портретов.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и много других высокопоставленных лиц.
Художник был знаком с приёмами главенствующего стиля эпохи – рококо, лёгкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г. Строганова (1726 г).
Каталог Горьковского художественного музея сообщает, что портрет фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, блестящего петровского полководца, несёт подпись:
«И. Никитин 1729г».
И вот к власти приходит средняя племянница Петра Анна Иоанновна, жестокая, злобно-мелочная натура. Власть её была шаткой, и Ушаков, руководитель Тайной Канцелярии, выслуживаясь перед царицей и сам приобретая большую власть, организовал так называемое «дело Родышевского», которое заключалось в критике архиерея Феофана Прокоповича. Была заведена тетрадь, в которой было много пунктов государственного переустройства. Эту тетрадь переписывали и давали читать люди, недовольные самодурством царицы, усилившимися налогами, поборами. О наличии этой тетради сообщил в Тайную Канцелярию брат бывшей жены Ивана Никитина, с которой он был в разводе.
Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Ивану.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
В 1732 году Никитин был арестован Тайной Канцелярией и подвергнут следствию по особо важному гос. делу в равелинах Петропавловской крепости.
5 лет тянулось следствие, 5 лет содержался он в одиночной камере, почти ежедневно подвергаясь жесточайшему допросу и пыткам
Три брата были сосланы в Сибирь на вечное житьё.
Как и в застенках Тайной канцелярии, Иван Никитич сохраняет удивительное присутствие духа, не жалуется, не просит о снисхождении.
28 апреля 1740 года Анна Иоанновна даёт распоряжение вернуть братьев из ссылки. Так непохожий на царицу приступ человеколюбия объяснялся просто. Она давно недомогала и прощением наиболее злых своих врагов надеялась по христианскому обычаю вернуть милость божию, а вместе с ней и здоровье.
Указ этот не выполняется.
После смерти Анны Иоанновны на престоле оказалась дочь Петра Елизавета, которая освободила братьев. Историки потеряли счёт указам об освобождении, а вместе с ними и дату смерти Ивана Никитина. Роман возвращается в Москву без брата. Иван умер и был похоронен в пути в 1741 году.
Таков жестокий конец жизни Ивана Никитича Никитина – замечательного первого российского портретиста.
Десять лет, вычеркнутых для живописи, может ли быть страшнее приговор для художника.

Мастерская «Наследие» основана в 1990 году

С момента основания мастерской, мы сосредоточились на копировании живописи и накопили большой опыт в этом направлении.

Нашу мастерскую отличает профессиональный подход, мастерство исполнителей, ответственное и добросовестное отношение к каждому заказу.

Мы имеем опыт работы как с государственными музеями, так и с крупными корпоративными заказчиками. Мы беремся за самые сложные задачи и успешно их выполняем.

У всех наших художников академическое образование

В нашей мастерской работают только художники окончившие Академию Художеств – старейшее и наиболее уважаемое учебное заведение данного профиля в стране.

Академическое образование – необходимая база для любого художника, профессионально занимающегося копированием живописи.

Примечательно, что именно в России сохранилась старая академическая школа живописи, которая в настоящее время во многом утрачена на Западе, именно по этой причине в Академии имени Репина в Санкт-Петербурге обучается большое количество иностранных студентов.

Каждый художник специализируется на копировании определенного направления

Все наши художники имеют опыт практической работы в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволяет нам профессионально решать задачи по написанию копий картин на заказ.

Каждая картина индивидуальна – мы всегда выбираем исполнителя, который лучше всего справится именно с вашим заказом – ведь ни один художник не может одинаково хорошо копировать картины всех направлений. Кому-то лучше удаются копии импрессионистов, кому-то копии классической живописи, а кто-то специализируется на написании копий портретов на заказ.

Собственное производство деревянного багета

Для наших картин мы можем вручную изготовить из дерева раму на заказ по технологиям мастеров XVII века. Наши рамы отличаются высокой прочностью, качеством обработки стыков багета, изысканным внешним видом.

Рамы могут быть различной формы – прямоугольной, овальной, круглой и пр., а также окрашены в любой цвет по вашему выбору. Мы можем не только написать копию картины на заказ, но и воспроизвести раму в которую оформлена оригинальная работа

Доставляем наши копии картин по всему миру

Мы стараемся помочь вам во всех вопросах, связанных с выполнением заказа: от оформления картины в багет, до получения документов на ее вывоз за границу.

Благодаря большому опыту, мы подберем для вас наиболее оптимальный способ доставки картины по России или за рубеж.

Своя электронная база фоторепродукций, насчитывающая 65 000 картин

При копировании любой картины, очень важно иметь под рукой файл высокого разрешения с ее изображением, на котором можно рассмотреть все детали оригинала. Особенно такие файлы необходимы в случае, если ознакомиться с оригинальным произведением в музее не представляется возможным.

За длительное время мы накопили большое количество подобных файлов, а также получили доступ к закрытым фотобанкам в которых они хранятся. По этой причине мы широко их используем в своей работе даже при копировании малоизвестных картин.

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры