«Цветы. Биографии, истории, факты, фотографии Ансамбль цветы первый состав

Главная / Измена жены

Группа "Цветы"

Группа "Цветы"

Стили к которым можно отнести исполнителя: Рок, Поп, Pop-rock

Группа «Цветы», созданая в 1972 году, - первая рок-группа национального масштаба, положившая начало поп- и рок-музыке в массовой культуре страны, ставшая легендой нескольких поколений.

«Цветы» - Ранние годы (1969-1974)
Первые записи на фирме «Мелодия». Первые гастроли, запрет названия и распад группы. Рок-группа «Цветы» (до 1972 года выступала под другим названием) была создана в Москве в 1969 году лидер-гитаристом - в то время студентом I курса Института иностранных языков им. М. Тореза - Стасом Наминым.

Рано познакомившись с рок-музыкой, уже в 1964 году Стас создаёт свою первую группу «Чародеи», затем в 1967 году - группу «Политбюро», а в 1969-м, поступив в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, становится лидер-гитаристом известной в студенческой среде инязовской группы «Блики».

В начале 1969 года Стас Намин, ещё играя в «Бликах», но понимая, что музыканты группы заканчивают последний курс, и ансамбль распадётся, создаёт свою новую группу. В то время, особенно после легендарного фестиваля «Вудсток», в Москве тоже появилось движение хиппи «Дети Цветов». Отсюда и название, которое Намин взял для группы.
Первый состав. Намин, как и раньше играя на соло-гитаре, первым пригласил в группу Владимира Чугреева. Фанатично влюбленный в рок-музыку барабанщик-самоучка, он обладал незаурядной физической силой и играл мощным роковым звуком. На клавишных инструментах в первом составе «Цветов» играл Владимир Соловьёв, в прошлом - музыкант группы «Красные дьяволята» при Бауманском институте. Он уже тогда имел собственный электроорган, придавший группе солидность и «фирменное» звучание. Постоянного бас-гитариста не было, и в группе поочередно играли то басист из «Бликов» (А. Малашенков), то из «Вагабундос» - другой инязовской группы. Вокалисткой группы стала Елена Ковалевская, студентка французского факультета иняза. Она обладала неожиданным для того времени исполнительским драйвом и очень красивым проникновенным голосом; публика принимала ее на «ура». Таков был первый состав группы «Цветы». В репертуаре в то время, в основном, были самые модные хиты из репертуара Jefferson Airplane, Дженис Джоплин и др.

«…Через полгода на какой-то вечеринке Намин увидел Александра Лосева, поющего под гитару песню типа «Лошади умеют плавать», и решил попробовать его в группе, несмотря на то, что Саша пел эстрадные песни и роком не увлекался. Стас предложил ему освоить бас-гитару и выучить несколько песен на английском языке. Тогда это были песни Джимми Хендрикса, Deep Purple и др.»
Цветы» выступали на студенческих и школьных вечерах и становились всё более и более популярными среди московской молодёжи. Тогда группу первый раз пригласили на телевидение - их даже снимали на студии, но в эфир они не попали.
Эксперимент с медной группой. В 1971 году, когда Елена Ковалевская окончила институт и ушла из группы, а Соловьёв и Чугреев тоже получили профессии и бросили музыку, Стас пополнил группу новыми музыкантами. На клавишные он пригласил пианиста Игоря Саульского, на ударные - Владимира Заседателева, на соло- и бас-гитарах остались Намин и Лосев. Под влиянием появившихся тогда на музыкальном небосклоне групп «Blood, Sweat, Tears» и «Chicago» Стас решил попробовать включить в состав «Цветов» «медную секцию». Он пригласил своего друга по Музыкальному Суворовскому училищу трубача Александра Чиненкова, тромбониста Владимира Нилова, а также двух саксофонистов - сначала Владимира Окольздаева, а затем Алексея Козлова.
Возвращение к малому составу. Уже через полгода Намин отказался от эксперимента с духовыми инструментами и даже от клавиш, решив оставить только рок-трио в традициях Джимми Хендрикса и «Cream». Он также заменил играющего джаз-рок Владимира Заседателева на Юрия Фокина - барабанщика, который, с точки зрения Стаса, лучше чувствовал рок-музыку. А все оставшиеся музыканты «Цветов» стали фактически первым составом ансамбля «Арсенал», созданного Алексеем Козловым сразу после ухода из «Цветов».

Если Стас Намин был приверженцем музыки Хендрикса, «Rolling Stones» и «The Beatles», а Лосев больше тяготел к эстраде вроде Тома Джонса и «Carpenters», и под влиянием Намина склонялся к «Deep Purple», «Chicago» и «Blood, Sweat, Tears», то приход Фокина, ярого поклонника «Led Zeppelin», сделал группу еще более роковой.

В 1971 году, параллельно с учебой, «Цветы» также много выступают на школьных вечерах, в клубах и институтах Москвы (Иняз, МГИМО, МГУ, Бауманский институт и др.). В то время в Инязе часто проводились рок-вечеринки, на которых играли самые модные группы Москвы - «Скифы», «Вагабундэс», «Второе дыхание», «Осколки Сикорского», «Миражи» и многие другие. В качестве очередного эксперимента Намин, помимо уже популярных среди студентов «Цветов», создал ещё одну группу - «Деревенские мальчики и странное существо», которая играла восточную этническую музыку на основе рока с яркими гитарными соло и просуществовала около года.
В 1972 году, когда Намин перевёлся из Иняза в МГУ, он взял с собой и свою группу «Цветы». Регулярно выступая в холле 2-го этажа здания гуманитарных факультетов МГУ и в знаменитой своими рок-вечеринками 8-й столовой МГУ, группа собирала не только студентов Университета, но и поклонников со всей Москвы.

Начало карьеры. В 1972 году «Цветам», как студенческому ансамблю, удалось выпустить гибкую пластинку в стиле софт-рок, которая разошлась 7-миллионным тиражом и сделала их суперпопулярными в СССР.

В 1973 году после второго сингла «Цветы» стали самыми популярными исполнителями страны, при том что они не появлялись ни на радио, ни на телевидении, ни в прессе.В 1974 году «Цветы» были названы в московской прессе «Советскими Beatles» и начали профессиональные гастроли по СССР. На их рок-концертах «ломились» стадионы, но в том же году они были остановлены Министерством культуры, а название «Цветы» было запрещено как «пропаганда западной идеологии и идей «хиппи».

Группа Стаса Намина (1976-1980)

Записи и гастроли под новым названием. Первое появление в СМИ и сольный альбом.
Не имея прав на название, «Цветы» на два года ушли в «подполье» и после двухлетнего перерыва, в 1976 году, группа возобновила деятельность, но уже под другим названием - как «Группа Стаса Намина», и в изменённом составе: Стас Намин (соло-гитара), Константин Никольский (гитара, вокал), Юрий Фокин (ударные), Владимир Сахаров (бас-гитара, вокал), Александр Слизунов (фортепиано, вокал) и Александр Микоян (гитара, вокал). Тем не менее, ансамбль был по-прежнему официально запрещён на телевидении, радио и в прессе. «Цветам» разрешали только записываться на фирме «Мелодия», так как тиражи приносили огромные прибыли фирме, но не группе. В том же 1976 году был записан и выпущен новый хит «Старый рояль». В 1977 году вышла следующая пластинка с хитом Намина «Рано прощаться», записанная тем же составом.

В 1978 в составе опять произошли изменения. В связи с тем, что Владимир Сахаров собирался бросить музыку, Юрий Фокин планировал эмигрировать в США, а Константин Никольский думал начать собственную карьеру как автор и исполнитель, и чтобы не останавливать деятельность группы, Стас приглашал в ансамбль сессионных музыкантов - в записях и концертах тех лет эпизодически принимали участие Владимир Васильков (ударные), Владислав Петровский, Валерий Живетьев, Сергей Дюжиков, Никита Зайцев и другие. В результате сложился новый состав: Игорь Саруханов (гитара), Владимир Васильев (бас-гитара), Михаил Файнзильберг (ударные) и Александр Слизунов (фортепиано). В 1979 году была записана пластинка группы с очередным хитом «Летний вечер».

В том же году группа Стаса Намина принимает участие в Международном фестивале в польском городе Сопоте, но лишь как аккомпанирующий состав рижской певице Мирдзе Зивере. Таким образом после 10-летнего запрета официальные двери как будто начали открываться для «Цветов», и под давлением их уже международной популярности и множества приглашений из разных стран.

В 1980 году вышел первый альбом Группы Стаса Намина «Цветы» «Гимн Солнцу», в который вошли хиты «После дождя», «Скажи мне да», «Богатырская сила» и др. В записи помимо основного состава, принимали участие Александр Федоров (вокал), Александр Пищиков (саксофон) и др. В том же году «Группа Стаса Намина» выступила в качестве почётных гостей на рок-фестивале в Тбилиси. С помощью Александры Пахмутовой группе удалось участвовать в Олимпиаде и впервые появиться на телевидении. Группе удалось выпустить свой альбом «Гимн солнцу», тираж которого побил все рекорды.

Пользуясь тем, что отношения с властями к группе потеплели, в том же году группа записала на фирме «Мелодия» ещё два диска - в качестве эксперимента в других жанрах, не похожих на стиль «Цветов»: танцевальный «Регги, диско, рок», музыканты написали и записали без подготовки буквально за две недели, музыка, тексты и аранжировки придумывались прямо в студии; и альбом «Сюрприз для мсье Леграна» на французском языке в стиле симфо-джаз.

«Война» с властями (1981-1985)

Запрет новых песен всеми худсоветами. «Несанкционированные» международные контакты. Обвинения на фестивалях в Ереване и в Москве. Проект «Дитя Мира»

В 1981 году «Цветы» выступили на фестивале в Ереване и в завершении концерта завели публику, играя до 2 часов ночи. И весь фестиваль, и выступление Цветов стали очередной мишенью властей. Группу опять официально обвинили в «подрыве идеологических устоев страны», приказали прессе бойкотировать фестиваль, а видеозапись фестиваля (реж. Е. Гинзбург) была размагничена. Единственная информация сохранилась только в журнале «Time», который опубликовал о фестивале и о группе большую статью. В этот период давление властей особенно усилилось, группу не только опять закрыли во всех СМИ и запретили давать концерты в больших городах. Прокуратура РСФСР начала преследовать её и следить за каждым шагом, не скрывая цели завести уголовное дело, расследуя, где Цветы достают аппаратуру и инструменты.

Потеряв всякие надежды на нормальную жизнь и творчество, в ответ на «репрессии» «Цветы» решили больше не искать компромиссов и предложили худсовету фирмы «Мелодия» свой реальный репертуар в стиле рок с жёсткими социальными стихами: «Ностальгия по настоящему» (А. Вознесенский), «Идол» и «Я не сдаюсь» (Е. Евтушенко), «Пустой орех» (Ю. Кузнецов), «Однажды ночью» (Д. Самойлов) и др. Это были уже не наивные, романтические тексты и мягкое звучание, как в 70-х, и фирма «Мелодия» тоже для них закрылась.

В 1983 году Цветы сняли первый в СССР видеоклип на песню «Старый Новый Год» (стихи А. Вознесенского) с откровенно политическим подтекстом. Клип даже не дошёл до худсовета и впервые попал в эфир только в 1986-м в США на MTV.

Даже однозначно позитивная песня Намина «Мы желаем счастья вам», написанная в 1982 году и как бы завершившая романтический период 70-х, была запрещена в СМИ вплоть до 1985 года и только с помощью той же А. Пахмутовой появилась на телевидении во время Фестиваля молодежи и студентов, где «Цветы» смогли несколько раз выступить с огромным успехом. В дни фестиваля группе Стаса Намина удалось нелегально записать двойной альбом с участием зарубежных музыкантов. Диск, естественно, так и не был выпущен в СССР. Но на том же фестивале, постановлением Коллегии Министерства культуры «Цветы» были обвинены в «пропаганде Пентагона» и в «контактах с иностранцами».

Начало свободной жизни (1986-1990)

Концерты в Москве. Первое мировое турне.

Если не считать несколько выездов в социалистические страны с выступлениями для советских войск, когда фактически музыкантам не разрешалось выходить из военных гарнизонов, то можно сказать, что впервые группа «Цветы» выехала за границу в 1985 году. Это была пятидневная поездка в Западную Германию, которая состоялась случайно через Общество Дружбы (СОД), когда руководство Министерства культуры было в отъезде. Но настоящие зарубежные гастроли «Цветов» начались в 1986 году. Это было самое начало перестройки. В 1986 г. «Группа Стаса Намина» стала первой советской рок-группой, которая после 6-месячного скандала с Министерством культуры и ЦК партии и только благодаря веяниям нового времени, связанным с приходом Горбачева к власти, всё-таки смогла разрушить железный занавес и выехать в 45-дневный тур по США и Канаде. Реклама концертов группы в США была организована на общенациональном уровне в крупнейших СМИ, и скандал с отменой тура мог бы плохо отразиться на имидже начинающейся перестройки.
Помимо участия в спектакле «Дитя мира» группа дала концерты для американской аудитории в самых престижных рок-аудиториях Нью-Йорка, Бостона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Сиэттла и других городов Америки. Там же состоялись джем-сейшены и встречи с Йоко Оно, Питером Гэбриелом, Кени Логинсом, Полом Стэнли и многими другими легендарными музыкантами.

Эта поездка открыла для Группы Стаса Намина новую жизнь. Группа сразу после США смогла вылететь в Японию по приглашению Питера Гэбриела на рок-фестиваль Japan Aid. Затем в течение нескольких лет группа гастролировала по Европе, Африке, Австралии, Южной и Северной Америке, многим другим странам.

Трудные девяностые (1989-2001)

Группа «Цветы» в 1989 - 2001 годах

В 1989 году, после поездки на Аляску, состав группы «Цветы» выглядел следующим образом: Стас Намин - руководитель группы, Александр Лосев. – солист группы, Владислав Петровский – клавишные инструменты, Владимир Долгов. – гитара, Сергей Маркин – гитара, Игорь Прокофьев – бас-гитара, Сергей Григорян – барабаны, Александр Лукьянов (Пушок) – звукорежиссер. Постановочная часть: Евгений Гришин, Владимир Львов, Сергей Люликов, Виктор Гришин. Директором коллектива был Виктор Зерников (Тарасыч).

В конце 80-х годов многие музыканты группы занялись собственной карьерой: А. Яненков перешел в «Парк Горького» (образовалась в 1987 году), А. Солич участвовал в создании группы «Моральный Кодекс», С. Воронов и А. Малинин создали свои коллективы. Сам Намин, помимо группы «Цветы», занимался также группой «Парк Горького» и Московским симфоническим оркестром.

Летом 1990 года в связи со скоропостижной кончиной матери, прямо с гастрольного тура по Дальнему Востоку, уехал Игорь Прокофьев. Александр Лосев вновь взял в руки бас-гитару.

Состав группы «Цветы» в 1990-1991 годах: Александр Лосев – вокал, бас-гитара, Владимир Долгов – вокал, гитары, Дмитрий Резниченко – вокал, клавишные, Юрий Рогожин – барабаны (экс-группа Динамик). За режиссёрским пультом сидел легендарный Александр Лукьянов (Пушок).

В трудные 90-е годы группа «Цветы» не прекратила своей гастрольной и творческой деятельности. В 1990 году записали знаменитые «Белые льдины» на стихи Е. Евтушенко, «Кошелёк» и «Элегию» на стихи Н. Рубцова (музыка Д. Резниченко, В. Долгова, А. Лосева), а также «Марину» (музыка Д. Резниченко, В. Долгова, А. Лосева, стихи С. Рифкина). Эту англоязычную песню с успехом крутили диджеи европейских радиостанций. С 1991 по 1999 год записали лучшие песни группы «Цветы» в новых аранжировках. «Звездочка моя ясная», «Честно говоря», «Ветка жасмина», «Летний вечер», «Мы желаем счастья вам» зазвучали современно и ярко.

Состав группы «Цветы» с 1993 по 2004 год: Александр Лосев – вокал, бас-гитара, Владимир Долгов – вокал, гитары, Владислав Петровский – вокал, клавишные, Владимир Роздин. – вокал, барабаны (экс-группа Мономах). Звукорежиссёр Александр Лукьянов.

В 1996 году группа «Цветы» в составе: Стас Намин (руководитель), Александр Лосев (вокал, бас-гитара), Владислав Петровский (клавишные, вокал), Владимир Долгов (гитара, вокал), Владимир Роздин (барабаны, вокал) и приглашённый, игравший ранее с группой Сергей Латынцов (гитара), который последние годы жил в Америке, приняла участия в политическом туре «За будущее свободной России». В таком составе «Цветы» вместе с группами Алиса, Ва-Банк, Наутилус, Сплин, Чайф, Воскресенье, Колибри, А. Макаревичем, А. Малининым и другими рок-звездами объехали 16 городов России.

Новый состав (2000-2008)

В конце 2000 года Стас Намин для своего театрального проекта собрал новый состав музыкантов.

Александр Лосев и музыканты Цветов участвовать в этом проекте отказались и продолжили выступления под названием «Александр Лосев и старый состав группы «Цветы»… В феврале 2004 года после гастролей по Израилю умер Александр Лосев.

Музыканты «Театра Стаса Намина» участвовали в русской постановке мюзикла Волосы, в постановке рок-оперы Иисус Христос - суперзвезда и в других проектах Театра Стаса Намина, не выступая под своим названием и не давая концертов. В 2001 году группа начала выступать как «Цветы» со своим традиционным репертуаром.

Юбилейный концерт - 30

В 2001 году «Цветы» сыграли свой юбилейный концерт 30-летия. На этот исторический концерт пришли и музыканты, ранее работавшие в группе, и друзья группы - звёзды отечественного рока. «Цветы» исполнили свои известные за 30 лет хиты, некоторые неизданные песни и классику мирового рока, на которой они учились.
В концерте принимали участие:

Группа «Цветы»

Группа «Машина времени»

Группа «Воскресенье»

Александр Градский

Александр Крюков

Александр Лосев

Александр Слизунов

Александр Солич

Анатолий Абрамов

Валерий Меладзе

Владимир Васильев

Владимир Живетьев

Владислав Петровский

Дмитрий Ревякин («Калинов мост»)

Игорь Саруханов

Константин Никольский

Леонид Агутин

Людмила Сенчина

Мира Коробкова

Михаил Файнзильберг

Михаил Чернов

Николай Агутин

Николай Носков

Нина Палицина

Ольга Данилович

Оскар Фельцман

Сергей Воронов («Crossroads»)

Сергей Дьячков

Сергей Мазаев («Моральный кодекс»)

Сергей Рыженко

Стас Намин

Татьяна Анциферова

Татьяна Воронцова

Юрий Генбачёв

Юрий Горьков

Юрий Шевчук

Вокальный ансамбль Театра Музыки и Драмы Стаса Намина

Более чем за 35 лет в группе играли и записывали песни разные музыканты и солисты, и при этом «почерк» и индивидуальность мелодичного лирического стиля группы оставались неизменными. Известные хиты: «Звездочка моя ясная», «Есть глаза у цветов», «Колыбельная», «Больше жизни», «Не надо», «Ты и я» (В вальсе небесном…) записал легендарный солист «Цветов» А. Лосев, «Честно говоря» - С. Дьячков, «Старый рояль» и «Рано прощаться» - К. Никольский и А.Слизунов, «Летний вечер» - В. Васильев, весь диск «Гимн солнцу», включая песни «Богатырская сила», «После дождя», «Скажи мне да», исполнили А. Слизунов, И. Саруханов, А. Фёдоров, В. Васильев, А. Лосев, диск «Сюрприз для мсье Леграна», песни «Мы желаем счастья вам», «Ностальгия по настоящему», «Ветка жасмина», «Шарик» - записал Александр Лосев и т.д. За всю историю «Цветы» считанные разы появлялись на ТВ, и феномен их популярности состоит в том, что она возникла и поддерживалась только благодаря концертам и записям. Либеральность фирмы «Мелодия», разрешавшей писаться полулегальной группе, объясняется просто: за время существования Группы Стаса Намина было продано более 50 миллионов пластинок группы, при этом весь гонорар за тиражи получала только «Мелодия», по традиции не платя исполнителям. «Цветы» были первой рок-группой, вышедшей из «подполья» и встретившейся с реальностью Худсоветов и официальной советской цензуры. Но даже вынужденный компромисс в ранних записях группы, выпущенных фирмой «Мелодия», смягчивший её стиль до софт- и поп-рока, произвёл революцию в существующей тогда официальной советской песне. «Цветы» стали как бы предтечей русского рока в массовой культуре страны. На их музыке воспитано несколько поколений, на ней учились многие современные звезды рок- и поп-музыки. «Цветы» - одна из немногих российских рок-групп, родившихся в начале 70-х, которая существует и сегодня. Их песни до сих пор помнят и любят миллионы людей, а песня «Мы желаем счастья вам» стала поистине народной.

Группа Стаса Намина ("Цветы")

Вокально-инструментальный ансамбль "Цветы" организовался в 1971 году при Московском государственном институте имени Мориса Тореза. Его создателем и художественным руководителем был Стас Намин. В состав ансамбля вошли: исполнитель на бас-гитаре Александр Лосев и барабанщик Юрий Фокин, позже к ним примкнул пианист и композитор Сергей Дьячков - автор популярный молодежных песен. В ряду идейных вдохновителей нового коллектива был и другой не менее популярный композитор и аранжировщик Владимир Семенов (именно его песня "Звездочка моя ясная" на стихи Ольги Фокиной открыла первую пластинку ансамбля). Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась "живым" звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг-бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль "Цветов" как "лирический рок". В 1973 году ансамбль выходит победителем на конкурсе молодежных групп столицы, где завоевывает личные призы и право на запись грампластинки. На том "любительском" диске были записаны песни "Есть глаза у цветов", "Не надо" и "Звездочка моя ясная". В записи этого диска принимали участие симфонический оркестр п/у Ю.Силантьева и оркестр ГАБТ. Успех был полный, пластинка буквально не сходила с проигрывателей, песни эти распевались на улицах и в квартирах. Появление второй пластинки с песнями "Честно говоря", "Колыбельная" и другими еще более четко очертила лирический план творческого почерка ансамбля. Секрет такого успеха - в кропотливом труде, высоком индивидуальном мастерстве исполнителей и, конечно же, в искренности их творчества. Песни ансамбля отличаются оригинальными аранжировками, выразительными инструментальными соло и своеобразным, проникновенным вокалом. В репертуаре ансамбля немало песен гражданской тематики. После поездки весной этого года на КАМаз ребята написали несколько песен о молодых рабочих этой ударной комсомольской стройки. Сейчас "Цветы" работают над песнями о молодогвардейцах.
Арно Бабаджанян . 1974 год.
Молодые музыканты очутились перед проблемой: то ли пойти в общем-то проторенной и довольно ясной дорогой - закончить институт и стать молодым специалистом, то ли пуститься в неизвестный и опасный путь - выйти на тропу профессиональных музыкантов. Они предпочли последнее, и с 1974 года "Цветы" - профессиональный гастрольный коллектив.Начались трудные, но радостные дни, отданные любимому делу. На молодых артистов навалилось громадное количество забот: худсоветы, режиссерские коллегии, поиски аппаратуры, разучивание нового репертуара, репетиции, концерты, прогоны, гастроли: Нагрузка колоссальная, дома почти не бывали. Хотя мастерство росло, росли и требования к игре, все больше ощущалось отсутствие необходимой аппаратуры. Все это привело к кризису. И, несмотря на то, что у "Цветов" признание успеха было на лицо: I место на Всесоюзном конкурсе "Серебряные струны" в Горьком, I место в Таллине на Всесоюзном конкурсе советской песни - в 1975 году ребята прекратили профессиональную работу. На 1975-76 годы у нас случился перерыв, что тоже, как известно, породило слухи о распаде группы, на самом же деле это было связано с тем, что нам с Сашей надо было завершить свою учебу в вузах (Саша по специальности радиоэлектроник, я - филолог).
Стас Намин. 1983 год.
Да, в 1974 году мы стали профессиональным коллективом, и Стас Намин не смог работать с нами: он студент-филолог МГУ.
Александр Лосев. 1975 год. Ребята разошлись, возобновили свои занятия в институтах, которые все-таки окончили. Но время шло, советская эстрада развивалась, появились новые имена. И бывшие "Цветы", ревниво наблюдая расцвет популярной музыки, с радость убеждались, что их место не занято, а в их стиле не работает никто, лирический рок - белое пятно на эстраде. Новый этап творчества начался в 1977 году. Стас Намин, придя к осознанию необходимости новой, более современной и выразительной стилистики в творчестве, возвращается на профессиональную эстраду. Его новая группа начинает сразу с записи, т.к. в это время от фирмы "Мелодия" поступает предложение записать пластинку. Работа над новым диском стала как бы составлением дальнейшей программы ансамбля, во время репетиций ребята стремились осуществить новые идеи, стремились сформулировать свое отношение к новому в популярной музыке. Попытка С.Намина, А.Слизунова и К.Никольского возродить коллектив оказалась как нельзя более удачной. Студийная запись композиции В.Семенова и В.Дюнина "Красные маки" - на пластинку ее напел Александр Заболотный - не только "реставрировала" все достоинства "Цветов", но и обнаружила новые горизонты творчества. В шуточной песенке-притче "Старый рояль" ансамбль в мягком юмористическом ключе, как бы ненароком напоминает слушателю о значении непреходящих человеческих ценностей, и в этом особом климате искренности и узнаваемости, в приближении к человеческому бытию, во внимании к нему креп и множился главный потенциал группы. Первый миньон - и "Старый рояль" имеет успех: фирма "Балкантон" отбирает песню для пластинки "10 лучших песен года" наряду с композициями таких звезд эстрады, как ансамбль "Иглз", Донна Саммер, А.Челентано. Итак, второе рождение ансамбля опять состоялось не без помощи грампластинки. Но так как к этому времени появилось много коллективов, названия которых были связаны с цветами, ансамбль решил назваться просто "Группой Стаса Намина".В день открытия XVIII съезда ВЛКСМ в концерте, посвященном этому событию "Группа Стаса Намина" участвовала с концертным номером "Солидарность", посвященным Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване. В период подготовки к фестивалю ребята подготовили кубинские песни, молодежные песни протеста на языках народов мира, песни советских композитов. В это время Стас Намин начинает активно сотрудничать с поэтом В.Харитоновым - на его стихи написана песня "Дружба", которую в 1978 году на фестивале молодежи и студентов в Гаване впервые исполнил Ренат Ибрагимов . В 1979 году был записан еще один миньон с песнями Стаса Намина "Рано прощаться" и "Если тебя нет"; ансамбль участвовал в записи диска В.Харитонова "Белые крылья".

Группа становится одной из ведущих в жанре популярной музыки. В ансамбль влились новые силы: гитарист Игорь Саруханов , басист Владимир Васильев ("Добры молодцы" , "Поющие гитары"), барабанщик Михаил Файзильберг, певцы Валерий Живетьев и Александр Федоров ("Поющие гитары"). Для ансамбля становятся тесными рамки "лирического рока", ибо диапазон возможностей группы неизмеримо вырос. Участники ансамбля с успехом популяризируют песни советских композиторов А.Пахмутовой , О.Фельцмана , Д.Тухманова , пишут музыку и снимаются в музыкальном фильме Аиды Манасаровой "Фантазия на тему любви", в котором в полной мере проявил свой мелодический талант Стас Намин. В 1980 году группа записывает свой первый сольный диск-гигант "Гимн Солнцу", который становится одним из самых популярных в стране, еще более закрепляя популярность группы. "Гимн солнцу для ансамбля диск программный. Первая сторона гиганта - своеобразная рок-сюита, где выделяется сложная, богатая нюансами композиция "Ты только слушай", появившаяся у Намина под впечатлением от музыки Баха. Обратная сторона диска более легкая. для восприятия, однако и здесь немало находок. И если записи на гиганте группы Намина можно поставить в один ряд с лучшими работами фирмы "Мелодия", то концерты группы того времени не шли в сравнение с глубокими, искренними песенными спектаклями "Песняров", "Машины
времени", "Аракса"... Вместо "программных" произведений группа в первом отделении на концертах за редким исключением исполняла дежурные шлягеры, а во втором - обработки модных боевиков зарубежных групп.

Далее ребята записывают вместе с Яаком Йоалой диск-гиган "Фотографии любимых", где представлены композиции Давида Тухманова и Стаса Намина, созданные на стихи Владимира Харитонова.

Вообще для "Группы Стаса Намина" этот год был очень плодотворным и удачным - ансамбль стал гостем фестивалей в Ереване, Тбилиси, "Киевской весны", "Московских звезд", участвовал в культурной программе "Олимпиады-80", с двумя песнями стал лауреатом телевизионного конкурса "Песня-80".Восьмидесятые годы на советской эстраде характерны появлением рок-групп. Были найдены новые формы, раскрыт секрет успеха у нового слушателя. А "Группа Стаса Намина" оставалась современной и популярной. Для "Группы Стаса Намина" восьмидесятые годы стали еще и временем качественного скачка. Выросло мастерство участников ансамбля, наступила пора зрелости. "Песня борется за мир" - так, пожалуй, можно охарактеризовать идейную направленность "Группы Стаса Намина" в этот период. Современной молодежной музыке необходима четкая политическая позиция, и, как нам кажется, ее основной настрой должен быть антивоенным. Наш жанр имеет неограниченные возможности для пропаганды идей мира. Конечно, это не исключает и исполнение лирических песен, ведь из жизнеутверждающее начало не протеворечит нашей главной теме.
Стас Намин. 1985 год.
К 40-летию Победы ансамбль подготовил концертный цикл "Песня против войны", в который вошло более 20 баллад и песен на стихи А.Вознесенского, Е.Долматовского, Е.Евтушенко, Ю.Кузнецова. Ансамбль выступал на антивоенных митингах и тематических вечерах, часто передавая сборы от концертов в Фонд мира.
В 1984 году коллектив стал лауреатом фестиваля "Рок за мир", который проходи в Берлине. В 1985 году музыканты получили специальный приз за участие во внеконкурсной программе международного фестиваля "Золотой Орфей". Они были награждены медалями и почетными грамотами Советского и Болгарского комитетов защиты мира. "Группа Стаса Намина" просуществовала до 1992 года.

В 1987 году Намин создает Центр Стаса Намина (SNC) - российскую "некоммерческая" организация, основной задачей которой ставит "сохранение культурных традиций и продвижение современных направлений российских искусства и культуры в мире". В 1991 Центр преобразуется в многопрофильную корпорацию шоу-бизнеса.В рамках Корпорации действуют негосударственная телекомпания и радиостанция, студия звукозаписи, художественная галерея, дизайн-студия, журнал, симфонический оркестр.

С распадом СССР возможности Намина по продвижению в мире "российских искусства и культуры" значительно ослабли. Сейчас Намин известен как деятель шоу-бизнеса. Время от времени он предлагает на суд публики различные музыкальные проекты - от проведения грандиозных рок-фестивалей до постановки русскоязычной версии рок-оперы "Волосы". В 2002 году выступил с молодыми музыкантами вновь собраной группы "Цветы" на ностальгическом концерте "Любимые ВИА" в Кремлевском Дворце съездов. Чуть позже Александр Лосев в составе ансамбля "Старые Цветы" выступил в Олимпийском на "Хит-параде 80х".

Мне уже за 50 - но и сегодня слушая эту музыку и песню я возвращаюсь в свою юность. Кажется, что жизнь остановилась - и нет сегодняшнего мира, а есть только тот, когда друзья были друзьями, когда боль была общей...и когда у всех зарплата была одинакова - все были равны. Не знаю -хорошо это было, или нет - но мы были честными друг перед другом - мы могли называть друг друга- "...это мой Друг", или "... это моя Подруга". Сейчас кто отважиться назвать искренне кого-то Другом?

"Колыбельная"
Сашу Лосева долго уговаривали спеть эту песню, а он все отказывался. В итоге все-таки спел.
И как спел!

Александр Лосев и группа "Цветы". Колыбельная. 1993 год

Читаю в новостной ленте и...серце останавливается.

"В воскресенье скоропостижно скончался проходивший лечение от онкологического заболевания Александр Лосев, бывший солист группы "Цветы", которой руководил Стас Намин..."

Саша был одним из самых интеллигентных, красивых и в то же время болевых голосов нашей эстрады. По крайней мере, последней четверти прошлого века.

Начало

70-80-е годы, группа "Цветы" (или, как было указано на афишах, группа Стаса Намина) была одной из самых популярных ВИА страны. Я был тогда в пионер-лагере. Там же и услыхал впервые знаменитую "Звездочку" За время лагерной смены были выучены буквально все слова песен "Цветов". Саму пластинку заездили до того, что уже к концу смены она и шипела, и перескакивала игла с одной дорожки на другую, но это как ни странно, это и придавало особый шарм песням. А что творилось по вечерам на танцплощадке! Не сомневаюсь, что все трепетные чувства и воспоминания о первой любви и сегодня ассоциируются с песнями "Цветов" Ну и конечно с неповторимым голосом Саши Лосева.

Александр ГРАДСКИЙ:

У меня часто совпадали гастроли с группой «Цветы». Она была невероятно популярна в 70-80-е годы, но мало кто ассоциировал ее успех с именем Саши Лосева. Вернее, мало кто знал, что проникновенный голос «Цветов» носит это имя. Обидно, но группа часто обезличивает индивидуальный талант. Наверное, поэтому сам я давно работаю один. Лосев был слишком скромным человеком.
В 83-м я пригласил Сашу спеть одну из главных партий в своем «Стадионе». Потому что, когда встал вопрос, кого звать, оказалось, что певцов-то и нет. С настоящим, чистым голосом да еще и поющих вживую.
После смерти сына Саша часто повторял, что не хочет жить.

Саша родился в 1949 году в семье секретаря Московского горкома партии.
Со школьных лет Саша увлёкся музыкой, выучился игрой на гитаре, участвовал солистом в школьных, а затем в студенческих самодеятельных ансамблях. Обладая уникальным голосом, он мог исполнить песни любых жанров.

После школы, во время учёбы в Московском институте радиотехники, знакомится с молодым и амбициозным, полным творческих идей, внуком А. И. Микояна Стасом Намином студентом Института иностранных языков. Тогда и начался период их совмесной творческой деятельности.
Собственно группа "Цветы" созданная Стасом Наминым, это как следствие его увлечения в те времена движением , и особенно, оставившим на него неизгладимое впечатление


В подвале ДК «Энергетик» была репетиционная база, где любили собираться рок музыканты со всей Москвы, в том числе будущие «Цветы» Стас Намин и Александр Лосев.
Вначале все было как и у многих - обычное подражательство: "...играли и пели из «Битлов», «Роллингов»."

Александр Лосев
"...приглашали в какие-то клубы играть за 10 рублей, да еще аппаратуру на себе таскали.
Ходили упорные слухи, что в то время мой номер телефона для поклонниц стоил 25 рублей на улице Горького. Мне ребята рассказывали, что сами так на пиво иногда подрабатывали."

Одним из интересных этапов в их творчестве было участие в 1971 году в ансамбле Алексея Козлова. Они играли джаз с элементами рока из репертуара американских групп «Чикаго», «Кровь, пот и слезы». Все песни исполнял А.Лосев.

Александр Лосев

"...У Стаса была мечта записать маленькую пластинку, издать ее тиражом в сто штук и раздарить друзьям. В это время мы знакомимся с Володей Семеновым и Сережей Дьячковым - двумя великолепными музыкантами.
Они-то и отговорили нас записываться с английскими песнями. Решили записать «Звездочку» и песню Дьячкова «Не надо». В это же время Оскар Фельцман предлагает спеть песню «Есть глаза у цветов», узнав, что группа называется «Цветы». За два года до этого ее спел Магомаев. Эти три песни объединили в пластинку-сорокапятку. Продалась она сразу тиражом около семи миллионов."


Александр Лосев и группа "Цветы". Фото для первого диска

Успех

Многие зрители даже и не сомневались, что высокий, худощавый красавец- это и был Стас Намин. Ему даже на концертах кричали: "Стасик, давай!"

Александр Лосев

"...По «ящику» нас практически не показывали. Вскоре мы выпускаем вторую пластинку с песнями «Честно говоря», «Больше жизни» и «Колыбельная». Года два мы еще продолжали играть как самодеятельный коллектив."


Александр Лосев и группа "Цветы". Первые концерты

В активе Александра Лосева была не только работа совместно со Стасом Наминым, а так же и сотрудничество с "Красными маками" и другими группами. Он был одним из немногих вокалистов советских ВИА, которые смогли приблизиться к стандартам пения западных хард-роковых групп. Сам Александр Лосев рассказывал в интервью, как, решив во что бы то ни стало включить в репертуар своей группы песню Deep Purple "Black Night", убедил худсовет, что "прогрессивные западные музыканты" написали ее под впечатлением от советского фильма "Два бойца" и песни "Темная ночь" в исполнении Марка Бернеса.

Сергей ДЬЯЧКОВ, композитор:

«С юным Сашей было легко работать, он меня уважал как старшего и слушался. И только один раз устроил демарш, непонятно почему категорически отказавшись петь «Звездочку», свой главный будущий хит. Чувствовал, что эта песня предопределит всю его дальнейшую судьбу? Может, я зря настоял на своем…»

Безусловно, движение ВИА было порождением официозной советской эстрады, но, тем не менее, в своем деле Александр Лосев был новатором. Выпущенный фирмой "Мелодия" в 1972 году диск с песнями "Звездочка моя ясная", "Есть глаза у цветов" и "Не надо" разошелся тиражом 7 млн экземпляров! Именно его голос звучал в радиоприемниках. В таких шлягерах, как "Богатырская наша сила", "Юрмала" и "Честно говоря".
В 1971 году Стас Намин и Александр Лосев знакомятся с Сергеем Дьячковым, который работал в ДК «Высотник» музыкальным руководителем самодеятельного ансамбля «Млада». Знакомство послужило началом творческой работы с Владимиром Семёновым и Сергеем Дьячковым и созданием ВИА «Цветы». Результатом этой творческой работы стала запись в 1972-1973гг. на фирме «Мелодия» двух пластинок.

В 1973 году на фирме «Мелодия» была выпущена первая пластинка ВИА «Цветы» с песнями: «Не надо» (С. Дьячков - О. Гаджикасимов), «Есть глаза у цветов» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, перевод Я. Козловского) и «Звёздочка моя ясная» (В. Семёнов - О. Фокина).
Все песни были исполнены Александром Лосевым. ВИА «Цветы» становятся популярными.

В 1974 году была выпущена вторая пластинка с песнями: «Честно говоря» (С. Дьячков - М. Ножкин), «Ты и я» (А. Лосев - С. Намин), «Больше жизни» (В. Семёнов -Л. Дербенёв) и «Колыбельная» (О. Фельцман - Р. Гамзатов, перевод Я. Козловского). Все песни исполнил Лосев, кроме «Честно говоря», которую исполнил С.Дьячков. В этом же году у ВИА «Цветы» начинается профессиональная работа в Московской областной филармонии.

В 1974 году Александр Лосев женится. В 1977 году в семье Лосевых случилось радостное событие - родился сын Коля.
В конце года состоялся первый концерт ВИА «Цветы» в г. Электросталь Московской области во Дворце Спорта «Кристалл».


Александр Лосев и группа "Цветы" на гастролях в США

После прекращения в 1978 году профессиональной деятельности ВИА «Цветы», музыканты переходят во вновь созданную при Московской областной филармонии «Вокально-Инструментальную Группу» под руководством Стаса Намина.

А.Лосев устраивается в Тульскую областную филармонию солистом ВИА «Красные Маки». В ВИА «Красные маки» А.Лосевым были записаны «Как тебя мне разлюбить», «Все что было», «Зеркало», «Поцелуй для любимой», «Бессоница».

Легенда

Во время встречи на гастролях в 1980 году Стас Намин уговаривает Александра Лосева стать солистом «Группы Стаса Намина».

В 1985 году Александр Лосев участвует в записи оперы Александра Градского «Стадион».

К 1986 году по подсчетам фирмы «Мелодия» общий тираж пластинок группы "Цветы" составил более 50 миллионов!
Именно он спел главную вокальную партию, в записанной для Фестиваля молодежи и студентов 1985 года в Москве, песне "Мы желаем счастья вам", которая в первые годы перестройки буквально стала музыкальным символом теплеющих отношений между СССР и США. Благодаря интересу к СССР и активной продюсерской деятельности Стаса Намина с группой он объездил весь мир. Играл с Эдди Манни на Аляске, с Питером Гэбриэлом и Лу Ридом в Японии, с группой Мика Джаггера в Австралии.

В конце 80-х группа приостановила свою работу. Позже господин Намин основал свой Театр музыки и драмы, а Александр Лосев набрал новый состав из молодых музыкантов. Пел в основном старые хиты, готовил новый материал.

Стас НАМИН:

«Есть люди, которые умеют совмещать бизнес, творчество, семейную жизнь… А Лосев умел только петь, и остановить его было невозможно. Достаточно одной только «Звездочки», чтобы сказать, что жизнь его прошла не напрасно.
Кстати, что касается «Звездочки» - в день записи Сашин отец достал ему билет на хоккей СССР - Канада и Саша сказал, что не может прийти на запись. Но запись отложить было невозможно - я запихнул его в студию насильно. Песня не получалась. Он плакал и уходил. Сделали 30 дублей. Лепили по слову.
На концертах он эту песню пел хуже, чем на пластинке. А запел ее лучше, чем на пластинке, только после смерти сына Коли».

С 2000 года, после возникших разногласий со Стасом Наминым, Александр Лосев работает солистом и бас-гитаристом в коллективе «Александр Лосев и старый состав группы Цветы».

В 2001 году Александр Лосев был приглашен на юбилейный концерт посвященный 30-летию группы «Цветы» в котором приняли участие музыканты прошлых лет. Стас Намин разрешил Александру Лосеву исполнить только последний куплет «Звездочка моя ясная»

Последний раз Александр исполнил свои известные хиты в 23 - 25 января 2004 года в Хайфе и Тель-Авиве (Израиль).

Александр Лосев

" Всякий человек одинок. И разведенный, как я, и женатый. Хотя, конечно, друзей-приятелей полно. С возрастом происходит переоценка ценностей, а значит, меняется отношение и к жизни, и к песням..." из последнего интервью для " Независимой Газеты"

Последние годы жизни Александра Лосева преследовали несчастья:- смерть сына и как последствие, развод с женой, которая вскоре опять вышла замуж. После смерти сына Саша, по словам друзей, сильно изменился: постарел, похудел, много курил - по две пачки в день.

Незадолго до Нового года у Александра Лосева было обнаружено тяжелое онкологическое заболевание - рак легкого 3-ей степени. Ему была удалена часть легкого и два ребра. После чего в онкологическом центре Лосев проходил усиленную химиотерапию.
Лечение прошло вполне удачно, и Лосев, хотя и чувствовал себя неважно, уже в конце января гастролировал по Израилю, и ничто не предвещало беды.

Александр Лосев и группа Цветы Звездочка моя ясная 1996

1 февраля на дне рождения у подруги, проходивший химиотерапию певец, позволил себе немного алкоголя... Через считанные минуты наступила смерть.

Художественный руководитель Стас Намин С целым миром спорить я готов. Я готов поклясться головой В том, что есть глаза у всех цветов. И они глядят на нас с тобою. Популярная легендарная московская поп – рок - группа «Цветы» была создана молодым музыкантом Стасом Намином в октябре 1969 года. Стас Намин /Анастас Алексеевич Микоян/ родился 8 ноября 1951 года в городе Москве – гитарист, композитор, продюсер, менеджер. В юности, когда нашу страну потряс бум «битломании», Стас учился в Суворовском училище /1961-69 г.г./, брал уроки игры на классической гитаре и фортепиано. До создания своего детища - ВИА «Цветы», он играл в молодёжных любительских коллективах: рок - трио «Чародей» /1964 г/, группе «Политбюро» /1967 г/ и студенческой группе «Блики» /1969 г/. В конце 1969 года Стас собирает новую группу музыкантов в составе: Стас Намин – соло-гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Владимир Чугреев – ударные инструменты, Елена Ковалевская – солистка группы. Ранее в группе работал музыкант А.Малашенков – бас-гитара. Параллельно с этим, Стас учился в Московском институте иностранных языков имени Мориса Тореза, позднее в МГУ имени М.Ломоносова на филологическом факультете. Музыканты работают над своим репертуаром, активно репетируют, играют на танцплощадках на профессиональных инструментах одного из первых московских ансамблей – ВИА «Москвичи». 29 декабря музыканты дают свой первый концерт. В начале 1970 года группу пополняет музыкант экс-группы «Красные Дьяволята» Александр Соловьёв – клавишные инструменты. Фактически с этого времени закладывается основа для создания и созидания профессионального коллектива на отечественной эстраде. Музыканты, играют гитарные импровизации из репертуара Джими Хендрикса и других зарубежных авторов, после работают в стиле джаз – рок. Осенью 1971 года группа, вместо ушедших музыкантов, временно, пополняется музыкантами: Игорь Саульский – клавишные инструменты, Алексей Козлов – альт-саксофон, Владимир Окольздаев – тенор-саксофон, Александр Чиненков – труба, перкуссия, Владимир Нилов – тромбон, Владимир Заседателев – ударные инструменты. База и многочисленные репетиции группы проходили в ДК Энергетиков. Легендарная группа, со своим репертуаром, много выступает перед московской молодёжью на вечерах отдыха в учебных заведениях и Дворцах культуры. Со временем почти все музыканты уходят из группы и создают джаз – ансамбль «Арсенал». В это время группа состоит из музыкантов: Стас Намин – соло-гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Юрий Фокин – /экс-группа «Скоморохи»/ - ударные инструменты. В 1972 году музыканты успешно выступают от МГУ имени М.Ломоносова на фестивале студенческой самодеятельности на сцене московского Дворца Спорта «Лужники». В это время Стас Намин знакомится с популярным московским композитором Сергеем Дьячковым, песни, которого: «Алёшкина любовь» /О.Гаджикасимов/, «Школьный бал» /П.Леонидов/, «Слова» /О.Гаджикасимов/ поёт вся наша страна и предлагает ему написать ряд песен для своей группы. Для осуществления этого проекта Сергей Дьячков приглашает своего друга, одного из первых лидер - гитаристов нашей страны, участника ВИА «Коробейники» Владимира Семёнова. Сергей Дьячков вспоминал: «Сели с Володей, что-то писали, старались. Вроде получилось. Хотя половина из того, что мы написали в партитурах, на записи не слышно. Во-первых, аппаратуры тогда не было такой хорошей, как сейчас, а, во-вторых, не всё сыграли. Время для записи было ограничено». Так, благодаря их сотрудничеству и организаторской деятельности Стаса Намина, весной появляются песни – шлягеры, как на отечественной эстраде, так и в истории вокально-инструментального движения в нашей стране. Два музыканта – композитора Сергей Дьячков и Владимир Семёнов, совместно с музыкантами группы «Цветы», создали поистине гениальные шедевры советской эстрады! Участие в записи этих песен также принимали артисты: Владимир Сахаров – бас-гитара, Александр Слизунов – клавесин, певец Анатолий Алёшин – бэк-вокал, в последующем солист ВИА «Весёлые Ребята», рок-группы «Аракс» и других, а также вокальная группа Миры Коробковой певицы: Ольга Данилович, Татьяна Воронцова и Нина Палицына. В записи этих песен принимал участие также симфонический оркестр под управлением Юрия Силантьева и оркестр ГАБТ. Сергей Дьячков вспоминал о сотрудничестве с Владимиром Семёновым при записи песен на студии Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия»: «С ним мы много песен делали. Сидели, искали какой – то образ. Мы не ради денег это делали. Деньги всё равно пришли. А мы это делали от души. Чисто творчески работали». Эти песни, сохраняя традиции городского романса, включали в себя элементы лирического рока, что было новшеством на нашей эстраде. Поистине букет всех этих песен стал визитной карточкой на все времена группы Стаса Намина «Цветы». В конце года на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» выходят первые гибкие грампластинки - миньоны с этими песнями и расходятся многомиллионными тиражами. На миньонах были записаны песни: «Не надо» /С.Дьячков – О.Гаджикасимов/, «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/, «Звёздочка моя ясная» /В.Семёнов – О.Фокина/. Эту пластиночку я приобрёл летом 1973 года в ларьке «Союзпечати» в городе Попасная Ворошиловградской, ныне Луганской области на Украине, вместе с пластиночкой уже широко известного московского ВИА. После прослушивания песен, я отдал, конечно, предпочтение ВИА «Цветы», как и мои друзья детства. Очень поразили нас слова песен с философским смыслом и аранжировкой песен, такого ещё в нашей стране не было. ВИА «Цветы» стал одним из моих любимых ансамблей и на все времена. И я был очень счастлив и рад, через много лет получить в подарок автографы мэтров советской эстрады, композиторов Сергея Дьячкова и Владимира Семёнова! В этом году на Всесоюзном радио песня «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ была включена в популярную музыкальную программу Виктора Татарского «На всех широтах». На фирме «Мелодия» песня «Не надо» /С.Дьячков – О.Гаджикасимов/ была включена в серию диск-грандов «Всем, кто любит песню». В 1974 году выходит очередной звёздный миньон с песнями: «Честно говоря» /С.Дьячков – М.Ножкин/, «Ты и я» /А.Лосев – С.Намин/, «Больше жизни» /В.Семёнов – Л.Дербенёв/, «Колыбельная» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/. В основном все песни записал певец Александр Лосев, а песню «Честно говоря» исполнил Сергей Дьячков. Очень красиво звучит классический женский вокализ на фоне рок – музыки в песне «Ты и я» /А.Лосев – С.Намин/. В записи этих песен также принимал участие львовский музыкант - альтист Юрий Башмет, в последующем - музыкант с мировым именем. Отмечу, что Владимиру Семёнову навеяли мелодию к песне «Больше жизни» в начале стихи Ольги Фокиной про берёзу, но обратившись при содействии Сергея Дьячкова, с этой мелодией к Леониду Дербенёву, на эту музыку поэтом был написан другой текст песни. Такой же случай произошел и с песней «Прощай» композитора Вячеслава Добрынина, которую впервые исполнил ВИА «Лейся, Песня». Эту пластиночку мне также повезло приобрести в магазине в городе Коммунарске, ныне Алчевск. Песни с этого миньона только закрепили моё хорошее отношение к творчеству ансамбля «Цветы». Только вот накануне их приезда с концертом в город Кадиевку, ныне Стаханов, мне не удалось попасть на их концерт по причине моего призыва на воинскую службу в ВС СССР. В этом году на Всесоюзном радио песня «Колыбельная» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ была включена в популярную музыкальную программу Виктора Татарского «На всех широтах». На фирме «Мелодия» песня «Есть глаза у цветов» /О.Фельцман – Р.Гамзатов, перевод Я.Козловский/ включается в диск-гигант «Мелодия-Концерт». Песни ансамбля «Цветы» поёт вся наша страна, они звучат повсюду из окон домов, а также в парках, ДК на вечерах отдыха. Многие музыкальные коллективы и исполнители берут эти песни в свой репертуар. В нашу страну приходит эпоха ВИА «Цветы». Многочисленные филармонии дают заявки – приглашения на концерты популярного ансамбля «Цветы». Фактически данные песни были записаны в студийных условиях фирмы «Мелодия» многими музыкантами других коллективов, поэтому Владимир Семёнов и Сергей Дьячков собирают группу профессиональных музыкантов и начинают свой успешный тур по нашей стране от Московской областной филармонии. ВИА «Цветы» гастролируют в составе: Владимир Семёнов – художественный руководитель, соло-гитара, 12-струнная гитара, Александр Лосев – бас-гитара, вокал, Сергей Дьячков – музыкальный руководитель, клавишные инструменты, вокал, Юрий Фокин – ударные инструменты.

Вокально-инструментальный ансамбль "Цветы" появился в 1969 году, но лишь с 1972 года стал суперпопулярным ВИА в СССР, благодаря первой пластинке, выпущенной фирмой грамзаписи "Мелодия". Миньон разошелся многомиллионным тиражом, буквально перевернув представление о советской эстраде 1970-х... В состав ансамбля вошли: исполнитель на бас-гитаре Александр Лосев и барабанщик Юрий Фокин, позже к ним примкнул пианист и композитор Сергей Дьячков - автор популярный молодежных песен. В ряду идейных вдохновителей нового коллектива был и другой не менее популярный композитор и аранжировщик Владимир Семенов (именно его песня "Звездочка моя ясная" на стихи Ольги Фокиной и открыла первую пластинку ансамбля). На том "любительском" диске были записаны песни "Есть глаза у цветов", "Не надо" и "Звездочка моя ясная". В записи этого диска принимали участие симфонический оркестр п/у Ю.Силантьева и оркестр ГАБТ. Успех был полный, пластинка буквально не сходила с проигрывателей, песни эти распевались на улицах и в квартирах.

Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась "живым" звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг-бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль "Цветов" как "лирический рок".

В 1973 году ансамбль выходит победителем на конкурсе молодежных групп столицы, где завоевывает личные призы и право на запись грампластинки. Появление второй пластинки с песнями "Честно говоря", "Колыбельная" и другими еще более четко очертила лирический план творческого почерка ансамбля. Секрет такого успеха - в кропотливом труде, высоком индивидуальном мастерстве исполнителей и, конечно же, в искренности их творчества. Песни ансамбля отличаются оригинальными аранжировками, выразительными инструментальными соло и своеобразным, проникновенным вокалом.

Молодые музыканты очутились перед проблемой: то ли пойти в общем-то проторенной и довольно ясной дорогой - закончить институт и стать молодым специалистом, то ли пуститься в неизвестный и опасный путь - выйти на тропу профессиональных музыкантов. Они предпочли последнее, и с 1974 года "Цветы" - профессиональный гастрольный коллектив. Начались трудные, но радостные дни, отданные любимому делу. На молодых артистов навалилось громадное количество забот: худсоветы, режиссерские коллегии, поиски аппаратуры, разучивание нового репертуара, репетиции, концерты, прогоны, гастроли: Нагрузка колоссальная, дома почти не бывали. Хотя мастерство росло, росли и требования к игре, все больше ощущалось отсутствие необходимой аппаратуры. Все это привело к кризису. И, несмотря на то, что у "Цветов" признание успеха было на лицо: I место на Всесоюзном конкурсе "Серебряные струны" в Горьком, I место в Таллине на Всесоюзном конкурсе советской песни - в 1975 году ребята прекратили профессиональную работу.

"На 1975-76 годы у нас случился перерыв, что тоже, как известно, породило слухи о распаде группы, на самом же деле это было связано с тем, что нам с Сашей надо было завершить свою учебу в вузах (Саша по специальности радиоэлектроник, я - филолог)" - Стас Намин (1983г.)

"Да, в 1974 году мы стали профессиональным коллективом, и Стас Намин не смог работать с нами: он студент-филолог МГУ" - Александр Лосев (1975г.)

Ребята разошлись, возобновили свои занятия в институтах, которые все-таки окончили. Но время шло, советская эстрада развивалась, появились новые имена. И бывшие "Цветы", ревниво наблюдая расцвет популярной музыки, с радость убеждались, что их место не занято, а в их стиле не работает никто, лирический рок - белое пятно на эстраде.

Новый этап творчества начался в 1977 году. Стас Намин, придя к осознанию необходимости новой, более современной и выразительной стилистики в творчестве, возвращается на профессиональную эстраду. Его новая группа начинает сразу с записи, т.к. в это время от фирмы "Мелодия" поступает предложение записать пластинку. Работа над новым диском стала как бы составлением дальнейшей программы ансамбля, во время репетиций ребята стремились осуществить новые идеи, стремились сформулировать свое отношение к новому в популярной музыке. Попытка С.Намина, А.Слизунова и К.Никольского возродить коллектив оказалась как нельзя более удачной. Студийная запись композиции В.Семенова и В.Дюнина "Красные маки" - на пластинку ее напел Александр Подболотов, не только "реставрировала" все достоинства "Цветов", но и обнаружила новые горизонты творчества. В шуточной песенке-притче "Старый рояль" ансамбль в мягком юмористическом ключе, как бы ненароком напоминает слушателю о значении непреходящих человеческих ценностей, и в этом особом климате искренности и узнаваемости, в приближении к человеческому бытию, во внимании к нему креп и множился главный потенциал группы.

В день открытия XVIII съезда ВЛКСМ в концерте, посвященном этому событию "Группа Стаса Намина" участвовала с концертным номером "Солидарность", посвященным Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Гаване. В период подготовки к фестивалю ребята подготовили кубинские песни, молодежные песни протеста на языках народов мира, песни советских композитов. В это же время Стас Намин начинает активно сотрудничать с поэтом В.Харитоновым - на его стихи написана песня "Дружба", которую в 1978 году на фестивале молодежи и студентов в Гаване впервые исполнил Ренат Ибрагимов.

В 1979 году был записан еще один миньон с песнями Стаса Намина "Рано прощаться" и "Если тебя нет"; ансамбль участвовал в записи диска В.Харитонова "Белые крылья".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры