Группа любэ. История группы Любэ кто поет

Главная / Измена жены

Любэ

биография
дата добавления: 20.06.2008

Основателем этой замечательной российской группы стал Игорь Матвиенко. Успешная работа в легендарной Студии Популярной Музыки «Рекорд» позволила в конце восьмидесятых годах прошлого века задуматься о таком проекте. Для чего он сначала подключил поэтов Александра Шаганова и Михаила Андреева, которые создали ряд отличных текстов. После чего, Матвиенко написал на эти стихи музыку, и песни будущей группы были готовы.

Правда, для такого проекта требовался еще и талантливый вокалист, он же по совместительству и лидер. И такой человек нашелся - к коллективу присоединился знаменитый Николай Расторгуев. Детство певца прошло в Люберцах, что вероятнее всего и сказалось на названии группы - «Любэ». Да и по началу, стилистика команды местами не противоречила идеям модного в те годы молодежного движения люберов, хотя и являлась в большей степени лишь частью сценического образа.

Свои первые хиты они записали на студиях компании «Звук» и Московского Дворца Молодежи. Начало работы над песнями «Люберцы» и «Батька Махно» датируется 14 февраля 1989 года. В качестве продюсера и композитора выступил сам Матвиенко, а в помощь Расторгуеву в коллектив были приняты гитарист Алексей Горбашов и умеющий играть сразу на нескольких инструментах Виктор Застров. К слову сказать, тоже проведший свое детство в Люберцах.

Однако чуть позже для более успешной концертной деятельности состав был обновлен. За бас-гитару взялся Александр Николаев, в качестве ведущего гитариста выступил Вячеслав Терешонок, ударные доверили Ринату Бахтееву, а клавишные инструменты - Александру Давыдову.

Довольно быстро группа перешла от работы в студии к живым выступлениям. И даже отправилась в свои первые гастроли по стране. Так же им повезло поучаствовать в знаменитых «Рождественских встречах», которые традиционно устраивала Алла Пугачева. В качестве своеобразной творческой заявки, «Любе» представила на мероприятии свою новую композицию «Атас». Которая после этого стала настоящим хитом.

Так же, по легенде, именно на «Рождественских встречах» Пугачева подошла к Расторгуеву и предложила выйти на сцену в… военной гимнастерке. Поскольку Николаю предстояло петь «Атас», он решил, что такая форма одежды по стилю вполне подойдет для исполнения этой песни. И сделал, как просила примадонна. Как оказалось - не зря. Певец не прогадал, поскольку публике очень понравился подобный его образ. И впоследствии, это только способствовало все большей популярности коллектива и самого Расторгуева.

После развала СССР, команда начала все больше и больше отходить от принципов и традиций старой советской эстрады. В те странные годы наиболее актуальной становилась военная тематика, и к середине девяностых годов группа очень успешно ее освоила. Перед этим успев выдать хит «Не валяй дурака, Америка», на который даже был снят неплохой клип. Который даже отправили в Канны, для участия в знаменитом фестивале рекламных фильмов. Где отметили его интересную режиссуру, в результате чего ролик получил «Гран-при».

Довольно переломный момент для группы произешел во время празднования пятидесятилетия Победы. Специально в честь праздника, 7 мая 1995 года участники группы представили широкой публике свою новую работу - песню «Комбат». Что ознаменовало собой переход команды к указанной выше военной тематике. И хотя в композиции речь идет о Великой Отечественной Войне, многие поняли ее скорее как намек на Чечню. В тот год это была весьма болезненная для общества тема.

Вместе со стилем, в группе постоянно менялся и состав. В разное время в команде побывали такие талантливые люди как ударник Юрий Рипях, басисты Александр Вайнберг и Сергей Башлыков. Оставили свой след и Сергей Перегуда, Евгений Насибулин, Олег Зенин. Неизменным участником «Любе» являлся лишь Николай Расторгуев, который за свои творческие заслуги сначала получил звание «Заслуженный артист», а после и более значимый статус «Народного артиста России»…

В 2002 году в свет вышел новый альбом коллектива, который было решено назвать «Давай за…». Диск оказался настолько удачным, что даже продолжительное время являлся лидером продаж, за что был номинирован на «Рекордъ-2003» и заслуженно стал победителем в номинации «Альбом года».

Сейчас группа «Любэ» это - певец Николай Расторгуев, басист Павел Усанов, ударник Александр Ерохин, клавишник и баянист Виталий Локтев, гитаристы Алексей Хохлов, и Юрий Рыманов. Еще с коллективом сотрудничают вокалисты Анатолий Кулешов и Алексей Тарасов…

Времена идут - вкусы людей меняются. Многие музыкальные коллективы пропадают и уходят со сцены именно потому, что популярность их неизменно угасает. Группа, появившаяся ещё в советские времена и пользующаяся популярностью в наши дни, - «Любэ». Её звезда продолжает ярко гореть на небосклоне. В этой статье мы расскажем всё о коллективе: историю его создания и репертуар «Любэ». Состав группы также будет указан. Но обо всём по порядку.

История создания

Идея создать группу принадлежит Игорю Матвиенко, ныне известному музыкальному продюсеру и композитору. В период с 1987 по 1989 гг. он написал тексты песен для первого альбома. В их основу легли стихи известных поэтов (работал с группой «Чёрный кофе») и Михаила Андреева (писал композиции для «Класса» и «Форума»). Долгое время не могли найти подходящую кандидатуру на роль солиста. Изначально рассматривали возможность пригласить Однако вскоре внимание Матвиенко привлёк Николай Расторгуев. С ним Игорь познакомился давно. Расторгуев был участником ансамбля «Лейся, песня», руководителем которого и был Матвиенко.

Название группы

По поводу появления названия группы существует несколько мнений:

  1. Идея принадлежит Николаю Расторгуеву, поскольку сам он родом из подмосковных Люберец. Название образовалось из первых четырёх букв наименования города. Кстати, слово «любе» на украинском сленге означает «разный». Поэтому и название группы можно толковать по-разному.
  2. Наименование также может быть связано с имевшим популярность в то время молодёжным движением люберов. Его представители занимались продвижением здорового образа жизни и занятий спортом. Некоторые их идеи нашли своё отражение в раннем творчестве музыкального коллектива.

Первые музыкальные композиции и состав группы

В январе 1989 года состоялась запись дебютных композиций: «Люберцы» и «Батька Махно». В ней принимали участие: Николай Расторгуев, Алексей Горбашов (бывший гитарист группы «Мираж»), Виктор Застров (выходец из подмосковных Люберец, работавший музыкантом в местном ресторане), Игорь Матвиенко. Но это ещё не всё. Для записи хора были приглашены Анатолий Кулешов и Алексей Тарасов. Немного позже появляются и другие композиции: «Дуся-агрегат», «Атас», «Не губите, мужики».

В состав группы «Любэ» изначально вошли, кроме солиста, Ринат Бахтеев (ударные) и Александр Давыдов (клавишные). Были приглашены и другие музыканты. Например, Вячеслав Терешонок - гитарист «Любэ». Матвиенко хотел, чтоб у него был квинтет. Поэтому роль пятого участника заполучил Александр Николаев - бас-гитарист группы «Любэ». Однако вскоре происходит смена участников коллектива. Весной 1989 года отправляется на гастроли «Любэ». Состав группы и дальше видоизменяется. К ним присоединяется новый участник. Это Олег Кацура (бывший солист группы «Класс»). Коллектив проезжает с концертами Железноводск и Пятигорск. Однако успеха им это не приносит. Публика пока не принимает артистов.

Зимой этого же года «Любэ» (состав группы остаётся пока неизменным) приглашены для участия в «Рождественских встречах» примадонны отечественной эстрады. На этом мероприятии произошло знакомство Николая Расторгуева и Аллы Пугачёвой, которая дала солисту хороший совет - надеть элементы военной формы для исполнения песни «Атас». Гимнастёрка, брюки-галифе и высокие сапоги - этот тот образ, который запомнился многим. Некоторые принимали его за отставного военного, настолько естественно Расторгуев выглядел в военной форме. Однако мнение было ошибочным. Ведь солист даже не служил в армии. После этого выступления этот элемент гардероба станет неизменной частью сценического образа Николая Расторгуева.

Первый альбом группы

В 1990 году в свет выходит музыкальный альбом «Мы будем жить теперь по-новому». Он был выпущен любительски, на магнитофонной ленте. Со временем он войдёт в дискографию группы. Пластинку участники коллектива записывают в центре Игоря Матвиенко, который открывается в 1990-м. В том же году происходит ещё одна смена состава музыкального коллектива. Из «старых» участников остаются только Александр Николаев, Вячеслав Терешонок и Олег Кацура. Появляется новый клавишник - Виталий Локтев. На гитаре теперь играет Александр Вайнберг, а на ударных - Юрий Рярих. Ещё одним гитаристом становится Виктор Жук.

Этот год стал для «Любэ» удачным. Они начинают выступать на эстраде. Их приглашают на телевидение, радио. Альбомы продаются по всей России. Коллектив получает приглашение на участие в таких популярных телевизионных программах, как «Что, где, когда», «Рождественские встречи». Зимой этого же года они выступают на закрытии ежегодного музыкального конкурса «Песня года» с уже ставшей популярной композицией «Атас» и становятся лауреатом конкурса.

В 1991-м группу покидает гитарист Виктор Жук. В этом году ребята выпускают первую пластинку. Однако, ввиду технических возможностей, она не смогла вместить все 14 песен. Поэтому вскоре выходит аудиокассета с дополнением. Необычно была оформлена обложка альбома - она изображала группу в образе военного отряда, который ехал на танке с пулемётом. Таким образом, художник постарался проиллюстрировать главный хит альбома - песню «Батька Махно». В тоже время группа не оставляет гастроли и активно записывает на студии новые композиции.

В марте этого же года в Олимпийском проходит концерт под названием «Вся власть - Любэ!». Группа выступает не только со старыми и известными уже зрителю композициями (например, «Атас», «Люберцы» и другие), но и исполняет новые песни. Выходит также видеоверсия концерта.

Выпуск альбома «Не валяй дурака, Америка»

Второй альбом коллектив выпускает в обстановке процветания «пиратских» копий аудио и видеопродукции. Несколько первых композиций группы были украдены и распространены на чёрном рынке. Для того чтобы как-то сократить потери, продюсер решает выпустить официальную версию, которая включала весь репертуар. Ходили слухи, что Матвиенко с целью увеличения популярности группы, интереса к альбому специально отдал «пиратам» несколько новых песен.

Первый клип

Первый клип группа решает снять на композицию «Не валяй дурака, Америка». Съёмки проходили в городе Сочи. Особенность клипа - использование компьютерных технологий для создания элементов анимации. Над видео работали: Сергей Баженов (графика, анимация), Дмитрий Веников (художник), Кирилл Круглянский (режиссёр). Съёмки проходили довольно долго, именно из-за их компьютеризации. В свет работа вышла только в 1992-м.

Уже через два года Артемий Троицкий (известный музыкальный обозреватель) отправляет клип без согласия музыкантов группы и их продюсера для участия в международном фестивале в Канны. На этом конкурсе работа получает приз за юмор и качество видео. В самом коллективе вновь меняется состав. В результате поданного объявления в газету о наборе участников хора появляются новые члены: Евгений Насибулин и Олег Зенин. Они становятся бэк-вокалистами. Из группы уходит Юрий Рипях. Он решает начать свой проект и заняться продвижением начинающей звезды - Алены Свиридовой. Вскоре покидает коллектив и Александр Николаев - бас-гитарист. Его вынуждают сделать этот шаг семейные обстоятельства. Появляется ещё один новый участник - барабанщик «Любэ» Александр Ерохин. До этого он работал в группе «Гуляй поле».

Альбом «Кто сказал, что мы плохо жили?»

В 1991-м выходит магнитный альбом «Любэ», в котором ещё представлены не все песни. А в следующем году группа представляет официальную версию пластинки, куда входят все композиции. Ещё большую любовь зрителей обрело «Любэ». Песни, ставшие наиболее популярными: «Давай наяривай», «Не валяй дурака, Америка» и другие. Работа над выпуском альбома под названием «Кто сказал, что мы плохо жили?» проходила в течение двух лет. В это время коллектив решает покинуть Александр Вайнберг - гитарист. Он вместе с бывшим бэк-вокалистом коллектива Олегом Зениным организуют группу «Наше дело». В начале 1992 года «Любэ» начинает работу над записью новых песен с новым качеством и другой тематикой.

Съёмки фильма

После записи песен начинаются съёмки клипов для некоторых композиций. Одновременно приходит идея о создании художественного фильма с музыкальными эпизодами композиций группы «Любэ». Состав группы участвует в съёмках. Режиссёром картины становится Съёмки начинаются в 1993 году в нескольких студиях. Главную роль исполняет актриса Марина Левтова. Также участие в съёмках взяли некоторые другие известные актёры театра и кино. Основой для сценария стали сюжеты песен.

Картина называлась нехитро - «Зона Любэ». Сюжет несложен. Основное действия происходит в зоне заключения, куда приезжает молодая журналистка (актриса Марина Левтова) с целью взять интервью у осуждённых людей. Каждая история - это новая песня группы. Несмотря на то что действие фильма происходит в зоне заключения, криминальный оттенок фильма неярок. «Зона Любэ» со своим драматизмом, глубиной и новой тематикой стала новым форматом в музыкальном мире.

Песни стали отличаться от ранее выпущенных альбомов. Наиболее выделяется композиция «Конь». Она написана без музыкального сопровождения, с участием хора. Именно эта песня станет очень популярна и любима поклонниками и зрителями. Позже клип на композицию войдёт в официальный видеосборник (1994). В этом де году диск «Зона Любэ» признаётся лучшим среди отечественных конкурентов и получает приз «Бронзовый волчок». Высокие оценки критики, ценители и конкуренты поставили и оформлению самого альбома, обложка которого иллюстрировала сцены из фильма.

В 1993 году неожиданно умирает бессменный гитарист и участник группы Вячеслав Терешонок. На смену ему приходит Сергей Перегуда. «Любэ» остановили на нём свой выбор из-за того, что он был известен в музыкальной сфере. Кроме того, он имел прекрасный опыт работы. Ранее Перегуда был участником группы Евгения Белоусова, работал в «Интеграле», «Весёлых ребятах».

Знаменитый «Комбат»

Текст популярной ныне песни был написан давно. Он пролежал, ожидая своего часа два года. Автором стихов стал Александр Шаганов, музыки - Игорь Матвиенко. В мае 1995 года песня была записана. Событие было приурочено к празднованию пятидесятилетия со Дня Победы в ВОВ. Впервые композиция прозвучала в столице на концерте в честь праздника. Клип хотели снять в военной тематике. Уже было отработано несколько сцен сборов и учений десантников, но время поджимало, и к установленному сроку всё подготовить не удалось. Песня «Комбат» была признана лучшей в 1995 году.

Альбом «Комбат»

После выхода знаменитой песни группа начинает работать над выпуском нового альбома. Первые его композиции прозвучали ещё во время новогодних праздников. Немного позже в свет выходят ещё несколько новых песен. Сам альбом появляется в продаже в мае 1996 года. Особенностью музыки группы является использование народных инструментов одновременно со звучанием электрогитар, включение элементов рока. Для записи некоторых песен приглашался ансамбль народных инструментов, а также баянист. Две композиции записаны в дуэте: с Людмилой Зыкиной («Побеседуй со мной») и Роланом Быковым («Служили два товарища»).

Первоначально существовало две версии нового альбома: для аудиокассет и для диска. Для первого варианта был изменён порядок звучания песен, а также отсутствовала композиция «Орлята-2». Дизайн альбома был выдержан в военной тематике. На фоне формы бойцов изображена красная звезда. С этого времени «Любэ» выступает исключительно вживую, что было редкостью для музыкантов того времени. Этот факт не остаётся незамеченным ни зрителями, чью любовь и благодарность группа завоёвывала всё больше, ни критиками. Первая песня альбома непрестанно занимала главные места хит-парадов. Сам сборник получил награду как лучший в 1996 году.

Альбом «Четыре ночи в Москве»

Долгое время Николай Расторгуев мечтал записать сольный альбом с песнями группы «Битлз». В 1996 году он решает её реализовать. Альбом выходит ограниченным тиражом. В записи участвовали музыканты коллектива, а также Игорь Матвиенко. Продюсером альбома стал Расторгуев. Летом 1996-го в результате автомобильной аварии погибает Александр Николаев (бас-гитарист группы «Любэ»). Приходится срочно искать нового участника. На смену приходит Павел Усанов. «Любэ» снова меняет свой состав.

«Собрание сочинений 1989-1997 года»

"Собрание сочинений" стало промежуточной работой группы. В этот альбом вошли самые популярные композиции «Любэ», песни которых не переставали радовать поклонников. Также в сборнике появилась и новая работа - «Ребята с нашего двора».

Альбом «Песни о людях»

Альбом выходит в свет в декабре 1997 года. Главным хитом становится композиция «Там за туманами», на которую и был снят клип. Кроме неё, очень понравились публике такие песни: «Скворцы», «Годы», «Ишо». Последняя композиция прозвучала на Рождественских встречах примадонны отечественной эстрады. А на песню «Ребята с нашего двора» в том же году было снято сразу два клипа. В альбоме записан ещё один дуэт с Людмилой Зыкиной - теперь на песню «Течёт река Волга». Работа над сборником «Песни о людях» проходила в многочисленных студиях: «Мосфильм», «Любэ», «Останкино», «ПЦ И. Матвиенко». Альбом оформлен в несвойственной уже манере для группы. Обложка показывает членов «Любэ» путешествующими в вагоне поезда. Спокойствие ощущалось не только в оформлении диска, но и в самих композициях. Песни повествовали об отношениях, ощущении счастья и несчастья, грусти за ушедшими временами. В начале следующего года «Любэ» отправляется в тур по городам России и зарубежья, который заканчивается концертом зале «Пушкинский». Видео и аудио версии этого концерта были выпущены на дисках и аудиокассетах. Перед отъездом в турне группа приглашает нового гитариста - Юрия Рыманова, ранее знакомого с Расторгуевым.

1998 год стал очень насыщенным для группы «Любэ». Зимой они выступают на концерте памяти имени Ю. Высоцкого. На этом мероприятии коллектив представил две свои новые песни - «На братских могилах», «Песня о звёздах». В середине года Николай Расторгуев снимается в фильме «Запрягай». А группа «Любэ» записывает для этой картины главную песню. Зимой того же года «Любэ» участвует в фестивале «Песня года», где исполняет свою новую композицию, записанную в дуэте с Софией Ротару - «Засентябрило». В 1999-м группе исполнилось 10 лет. Осенью она отправляется в гастрольное путешествие под названием «Любэ: 10 лет» по Украине. После завершения путешествия представляют зрителю новую работу - песню «Полустаночки». Она стала главной в новом альбоме.

Альбом «Полустаночки»

В 2000 году появляется в продаже новый альбом группы - «Полустаночки». Подготовка и выход в свет творения «Любэ» происходит во время чеченской компании. Альбом основан на размышлениях о жизни. Название ему выбрано неслучайно. «Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чём-то», - говорит Н. Расторгуев. В альбом вошли такие композиции, как «Старые друзья» (являющиеся продолжением песни «Ребята с нашего двора»), «Позови меня тихо по имени» (ставшая очень популярной в то время), «Прорвёмся (Опера)» и другие.

Альбом «Давай за...»

Седьмой альбом «Давай за...» выходит в свет в 2002 году. Для его создания использовались старые гитары и микрофоны, электроорган. Даже запись части пластинки осуществлялась в старой студии «Мосфильма». Делалось это для того, чтобы добиться звучания в ретро-стиле. В марте 2002 года коллектив представляет своё творение в концертном зале «Россия». Меняется и образ солиста. Для выступления он предпочтет обычный костюм, оставив в прошлом гимнастёрку и военные сапоги. В это же время Расторгуев празднует своё 45-летие.

Альбом «Рассея»

Новый, восьмой, альбом группы стал не самым коммерческим творением. Его выход был приурочен к 15-летию «Любэ». Наибольшую популярность получает композиция «По высокой траве». В 2007 году солист коллектива празднует свой очередной юбилейи - 50 лет. И к этому событию планируется проведение мероприятия. «Любэ» выступает с концертом в Кремле в городе Москве. Позже группа выпускает аудиокнигу. Она раскрывает поклонникам много интересных фактов: историю создания коллектива, факты биографии участников, изменения состава. На диске имеется интервью, взятое у всех членов «Любэ». Также представлены фотографии членов коллектива.

Альбом «Свои»

В 2009 году написан новый альбом группы. Называется он «Свои». Автором текстов песен по-прежнему остаётся Александр Шаганов, а музыку для группы пишет Игорь Матвиенко. Хитами альбома становятся песни: «Свои», «А заря». В следующем году Н. Расторгуев баллотируется в депутаты Государственной думы и побеждает, заняв пост в совете по культуре. В это же время меняется состав группы - уходит Алексей Хохлов (гитарист «Любэ»). В 2012 году к группе присоединяются бэк-вокалисты. Это Павел Сучков и Алексей Кантур.

Альбом «За тебя - Родина мать!»

В марте 2014 года группа отмечала новый юбилей - 25 лет. В честь этого праздника коллектив давал концерт в многотысячном зале "Олимпийского", который был полностью заполнен. В начале мероприятия группа исполнила гимн Родине (новая композиция), для которого было задействовано сто человек. Вскоре после прошедшего мероприятия, в феврале 2015 года, «Любэ» выпускает свой пятнадцатый альбом - «За тебя - Родина мать!». Презентация прошла на сцене концертного зала в Москве. Название альбома соответствует наименованию одной из композиций.

«За тебя - Родина мать!» - песня, написанная к Олимпиаде 2014 года, проходившей в городе Сочи. Альбом был прекрасно воспринят зрителями. Некоторые композиции («Просто любовь», «Всё зависит», «Долго») получили награду «Золотой граммофон». Вскоре после концерта «Любэ» выпускает сборник лучших песен коллектива под названием «55». Весной этого же года в свет вышла песня «А зори здесь тихие», которая была написана к одноименному фильму. Её представление произошло в Интернете на сайте группы. Осенью 2015-го в подмосковных Люберцах был установлен памятник группе «Любэ», получивший название «Ребята с нашего двора».

В апреле 2016 года был сильно избит Павел Усанов. «Любэ» остались без своего бас-гитариста. От полученных травм мужчина умер. На смену ему приходит Дмитрий Стрельцов. Кроме него, в наши дни в состав входит, кроме Расторгуева, Ерохин и Перегуда. По-прежнему выступает Виталий Локтев. Работает Кулешов. Среди участников остаётся и Алексей Тарасов. Его тёзка тоже не покинул коллектив. Алексей Кантур продолжает выступать. Команду в наши дни невозможно представить и без других музыкантов. Например, Павел Сучков уже давно стал её частью. Не стоит забывать и про ещё одного члена группы. Это Дмитрий Стрельцов.

Игорь Игоревич Матвиенко, создавая в конце восьмидесятых группу "Класс", не мог и предположить, во что выльются его эксперименты в музыкально-продюсерской инженерии. По сути, этим проектом он зачал свой Продюсерский центр, под крышей которого сегодня и трудятся герои этой монументальной хронологической справки - группа "Любэ" (а также их меньшие братья и сестры, трио "Иванушки интернэйшнл" и квартет "Девочки").

Обладая природной скромностью и истинным даром художника, Матвиенко никогда не стремился высвечивать свою персону на страницах газет и не скоморошничал, как некоторые его коллеги, на экранах ТВ. Поэтому для всех поклонников вышеназванных коллективов он всегда оставался как бы второстепенным и необязательным объектом, скромно присутствуя лишь в выходных данных, помещенных на полиграфических вкладышах в кассеты и компакт-диски.

Как бы то ни было, но в 1987 году именно в его голове зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока окончательным вердиктом на эту должность не был назначен бывший "подчиненный" Игоря Игоревича по работе в ансамбле "Здравствуй, песня" Николай Расторгуев.

Как гласят легенды, историческое знакомство будущих партнеров произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА "Шестеро молодых", "Лейся, песня" и "Рондо", пришел на прослушивание в "Здравствуй, песня". "Тогда было модно, - говорит Матвиенко, - чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитанный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут - такой крепыш... Однако, он выучил песни из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, расстроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге, Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песня "Дядя Вася" из репертуара "Здравствуй, песня" в исполнении Расторгуева вошла в первую пластинку "Любэ". Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений".

В то время, когда эстрада была заполонена коллективами и исполнителями с приторно-сладкими голосами, "Любэ" подали "к столу", по выражению Матвиенко, эдакой селедочки с пряностями. По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-ролльщиков. Да и первый сценический имидж группы был чрезмерно агрессивен. С глянцевых постеров на вас сурово глядели накачанные парни в майках, из-под которых четко просматривался рельеф мускулатуры. В ту пору любой житель мужского пола из подмосковного города Люберцы заставлял трепетать не только обычных обывателей, но и правоохранительные органы. В ту пору "любера", словно воинственные хазары, совершали набеги на столицу и ее окрестности и, благодаря этому, держали в страхе население чуть ли ни всей страны. Естественно, появление группы с названием "Любэ" не могло не остаться незамеченным. Пресса тут же приклеила группе ярлык выразителя мыслей "люберецкой" шпаны и чуть ли не идеолога этого хулиганского движения. Хотя, по сути, ни одна из песен коллектива не призывала к насилию и даже косвенно не воспевала ратные подвиги подмосковных героев. "Клетки, клетки, клетки - вы словно шоколадные конфетки...", "Атас! Веселей, рабочий класс..." - ни в этих строчках, ни в других внимательный слушатель не уловит даже тени идеологии люберов. Может быть, именно поэтому песни, созданные больше десяти лет назад, актуальны и сегодня.

Кстати, тексты для дебютных произведений "Любэ" уже тогда писали поэт "с есенинской грустью в глазах" Александр Шаганов, положительно зарекомендовавший себя по работе с хард-группой "Черный кофе" (в частности, "Владимирская Русь" ("Деревянные церкви Руси") и Дмитрием Маликовым ("До завтра"), и Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы "Класс" и ленинградской группы "Форум". Первыми записанными песнями были "Люберцы" и "Батька Махно". Работа над ними началась 14 февраля 1989 года в студии "Звук" и в студии Московского Дворца Молодежи. В работе приняли участие гитарист группы "Мираж" Алексей Горбашов, люберчанин по прописке и по убеждению Виктор Застров, сам Игорь Матвиенко и, конечно же, Николай Расторгуев. С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днем рождения "Любэ".

Успех был настолько внезапным, что, когда посыпались предложения поехать на гастроли, участники "Любэ" оказались к этому не готовы. Для поездок по стране требовался специальный гастрольный состав. Поэтому в срочном порядке стали подбирать людей. Ими стали: Александр Николаев (бас-гитара), Вячеслав Терешонок (гитара), Ринат Бахтеев (ударные), Александр Давыдов (клавишные) и, конечно, вокалист Расторгуев.

Первые гастроли

Первая гастрольная поездка случилась уже в конце марта 1989 года. Вечером вся группа с присоединившимся Олегом Кацурой (солистом легендарной группы "Класс") собралась в аэропорту Внуково чтобы отправится в Минеральные воды. "Пока шла регистрация, - вспоминает Александр Шаганов, - мы очень возбужденно говорили о предстоящей поездке, и Коля Расторгуев произнес фразу, которую я помню до сих пор: "Представляете, ребята, полтора года не был на гастролях, япона мать!..." Еще до полета у таксистов приобретается бутылочка "Русской" и, аккурат перед самой посадкой, "уговаривается".

Приземлились заполночь. Шел весенний проливной дождь... Незамысловатый автобус довез нас до Пятигорска. Гостиница в центре города, всем своим видом, как и положено, напоминающая "Дом колхозника". Собрались в номере Расторгуева. Кровать, стол, рукомойник, зеркальце, унылые занавесочки... В этом интерьере - ужин с шутками-прибаутками... Разошлись, когда начало светать. После московской слякоти начало кавказской весны просто завораживало. Уже можно было ходить в костюмах, солнышко и ветерок доверчиво обещали, что все будет хорошо. Вечером из Пятигорска выехали в Железноводск, где и случился первый выход на сцену.

Лучшие дня

Концерт проходил в обычном типовом кинотеатре, абсолютно непригодном для эстрадных выступлений. При полном отсутствии приличного звука и света - да что там говорить, гримерок даже не было. Мы переодевались просто за сценой. В первом отделении, как и положено, - Николай Расторгуев и группа "Любэ" с песнями: "Я буду жить теперь по-новому", "Клетки", "Батька Махно" и т.д.... Я, облаченный в пиджачок своего друга Димы Перышкова, в перерыве между отделениями читал свои стихи. И завершал концертную программу Олег Кацура. Зал был забит почти до отказа, но оставим иллюзии. В тот вечер песни "Любэ" нужны были только их создателям. Зрители ждали выхода на сцену Олега Кацуры. "Мы ребята просто класс", "Нетелефонный разговор" - эти и другие раскрученные хиты встречались "на ура". Короче, в Пятигорск возвращались в отвратительном настроении. Выручил, как всегда, глоток спиртного.

На следующий день, в том же видавшем виды "Рафике", по тому же маршруту - в город Железноводск. Судя по сосредоточенным лицам музыкантов "Любэ", накануне у ребят был "разбор полетов". Поэтому всю дорогу молчали, как будто зная, что нас ждет пустой кинотеатр и десять человек, сдававшие билеты. Естественно, концерт был отменен. Ради приличия мы подождали минут сорок и тронулись в обратный путь. И настроение, как ни странно, стало улучшаться.

Сколько же потом было выступлений в этих местах?.. Аншлаги, аншлаги, аншлаги!.. А в марте 89-го публика была расположена к другим исполнителям. "Девочка синеглазая" в исполнении Жени Белоусова сводила с ума все женское население Кавказских Минеральных Вод, включая и очаровательную девушку-горничную, выдававшую нам ключи. Она сама нам в этом честно призналась. В гостинице был небольшой зал, где все мы обычно встречались за утренним чаем. Перед вторым концертом в Новочеркасске к нам присоединился популярный тогда ведущий всевозможных московских программ Игорь Селиверстов. Под его конферанс выступление в здании местного Дворца культуры прошло намного веселее. В самый последний день пребывания в Пятигорске Игорь Матвиенко предложил подняться в горы и устроить пикник. Последнее, что я помню из этой поездки, это как Коля Расторгуев лихо колол дрова для шашлыка..."

Но "Любэ" в таком виде просуществовало недолго. Уже через год, в 1990 году, место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными - Виталий Локтев. Правда, барабанил Рипях недолго. Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, Юрий покидает коллектив. Вслед за ним по семейным обстоятельствам из "Любэ" уходит басист Саша Николаев. На его место приглашают Александра Вайнберга, который позднее переквалифицировался в соло-гитариста. А бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии.

Чехарда со сменой музыкантов продолжалась долгое время. В составе "Любэ" успели засветиться Евгений Насибулин и Олег Зенин. Последний, совместно с Вайнбергом, затем создаст коллектив "Наше дело". Нынешний состав "Любэ" выглядит таким образом:

1. Николай Расторгуев - вокал

2. Анатолий Кулешов - бэк-вокал

3. Виталий Локтев - клавишные

4. Александр Ерохин - ударные

5. Павел Усанов - бас-гитара

6. Николай Цветков – звукооператор

Признание

С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимают лидирующие строчки хит-парадов. "Атас", " Не рубите, мужики", "Рулетка", "Не валяй дурака, Америка" и другие шлягеры становятся не просто хитами на один день, а песнями чуть ли не народными. Притягательность этих эстрадных произведений такова, что "Любэ" с легкостью принимают в свои объятия и попсовая тусовка, и антагонистический рок-лагерь. В интервью "Аргументам и фактам" одиозный "панк-духоборец", лидер омской группы "Гражданская оборона" Егор Летов признался, что имеет все альбомы "Любэ" и считает эту группу одной из лучших. Свой пиетет к коллективу неоднократно выражал и рок-критик Артемий Троицкий, который всегда "мочил" попсу в своих язвительных заметках. Как-то он признался, что лучшим музыкальным произведением 1996 года считает песню "Комбат".

Правда, однажды многолетнее идеологическое противостояние между отечественным поп-легионом и отрядом рокеров чуть не привело к кровопролитию. На презентации последнего альбомы группы "Кино" в 1990 году, выпущенного после смерти Виктора Цоя, за одним столом оказались начальник "ДДТ" Юрий Шевчук и фронтмен "Любэ" Николай Расторгуев. Последний произнес тост за погибшего Цоя, и горячий Шевчук, не расслышав полностью текста, кинулся на Колю, мол, "ты попсовик, какое право имеешь?". Тогда молниеносное столкновение удалось пресечь. А через несколько лет лидеры двух популярных коллективов встретились вновь и обнялись, как старые друзья. Спустя годы это перемирие переросло в приятельские отношения.

К этому же периоду относится и появление легендарной гимнастерки, которую Расторгуев впервые надел на съемки "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. "Алла Борисовна, - вспоминает Расторгуев, - сама посоветовала мне надеть военную форму во время исполнении песни "Атас". Аргументы были такими: раз в песне упоминаются Жеглов и Шарапов, значит ты должен выглядеть, в духе того времени. Сначала думали, что это - разовый случай, но гимнастерка, по словам окружающих, пришлась мне к лицу, и меня просто уговорили закрепить за группой этот образ. К тому же, все по-настоящему важные песни у нас - на военную тематику. На их фоне складывается впечатление, что весь репертуар такой. Поэтому частенько на гастролях к нам подходят поэты и предлагают свои стихи для будущих песен - обязательно о войне, и почти всегда это вариации на тему "Комбат". Мне очень жаль, что сложился такой стереотип, поэтому хочется его разрушить".

Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. С этой самой гимнастеркой однажды случилась беда: ее отдали в химчистку, и она села, рукава стали короткими. Теперь Расторгуев ломает голову, где взять другую - гимнастерка-то старого образца, сейчас такую днем с огнем не сыщешь.

В 1992 году группа подтверждает свой звездный статус, выпустив блестящий второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили". Целая обойма песен вновь становится хитами: "Давай, наяривай", " Не валяй дурака, Америка", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Господи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка". На "Не валяй дурака, Америка" был снят ролик с элементами анимации, который получил в Каннах приз за "лучшую режиссуру". Это был настоящий прорыв российского клипмейкерства. Кстати, если вы внимательно вглядитесь в кадры этого ролика, то сможете разглядеть "рыжего иванушку" Андрея Григорьева-Аполлонова, которого ангажировали на роль одного из танцоров.

С альбома "Зона Любэ", выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается дружба Николая Расторгуева с кинематографом. Фильмография лидера "Любэ" на сегодняшний день состоит, помимо вышеназванного, еще из двух фильмов: "На бойком месте" и "Чек". И, кажется, это не предел. Песни "Дорога", "Младшая сестренка", "Конь", прозвучавшие в картине "Зона Любэ", также можно внести в золотой фонд группы.

Работа над следующим альбомом, озаглавленным "Комбат", началась в 1995 году, аккурат к 50-летию Дня Победы. Планировался даже военизированный клип, для чего были отсняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии. Но не успели к сроку, хоть песня и появилась в эфире в разгар первой Чеченской военной кампании в 1995 году, сам альбом был выпушен в 96-м. Самые известные песни из альбома "Комбат" - "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня"...

В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего - "Собрание сочинений" и лирическое творение "Песни о людях". Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является "Там, за туманами".

Один из многочисленных курьезов случился, когда снимали клип на песню "Ребята с нашего двора". "Артем Михалков, - делится воспоминаниями Расторгуев, - назначил съемки на пять утра. Нам нужно было показать утреннюю Москву, когда на улицах никого нет, только поливочные машины проезжают. Сбор назначили у ресторана "Эльдорадо", что напротив кинотеатра "Ударник", на субботу. А у меня такая проблема с днями недели, что я ход времени воспринимаю только по числам месяца. Короче, вместо субботы приезжаю в пятницу в пять утра. Никого нет, даже поливочных машин. Я злой, как собака, думаю, сейчас устрою разборки. И потом до меня доходит, что сегодня - пятница. Тема Михалков потом долго смеялся".

Завершают дискографию "Любэ" live-альбом "Песни из концертной программы", записанный 24.02.98 в столичном киноконцертном зале "Пушкинский", и самый последний альбом "Полустаночки". "Что такое "полустаночек", - поясняет Расторгуев. - Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая, ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не напрямую о военной тематике, там нет слова "Комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других... Особо хочу выделить песню "Солдат" - она получилась сильной и по актуальности, и по энергетике, и по духу. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат". В ней есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные".

Песни "Любэ" не пахнут деньгами

Каждый период своей тридцатилетней жизни я храню в памяти под файлами, связанными с музыкой. Например, дебютный альбом "Динамика" заставил меня взять в руки гитару, первая любовь совпала с моим активным погружением в творчество "Воскресенья", под хиты "Машины Времени" я уходил в армию и т.д. В то время, когда коллектив "Любэ" выстрелил своими хитами "Клетки", "Люберцы", "Атас" и "Батька Махно", я служил в армии. Помню, как в выходные дни перед просмотром телепередачи "Служу Советскому Союзу" мы крутили до дыр магнитопленку с этими песнями. Если бы не наш упертый старшина, шлягер "Батька Махно" мог бы вполне стать нашей строевой песней, настолько нам нравились слова и мелодия. Прослушивание первых "любэшных" хитов сегодня невольно погружает меня в армейский период. Причем, песни эти обладают чудодейственной силой хоронить все неприятные воспоминания и оставлять хорошие.

Это распространяется на все творчество группы"Любэ" и вообще произведения Игоря Матвиенко. Несмотря на то, что это - успешный коммерческий проект, от всего, что делают эти люди, не пахнет деньгами. Правда, признаюсь, что военная тематика трогает меня меньше, нежели ностальгическая лирика "Любэ", типа "Дороги" или "Ребят с нашего двора". А песню "Там, за туманами" я вообще считаю лучшей отечественной песней, написанной и достойно исполненной за последние десять лет.

Профессионально копаясь в творчестве "Любэ", я не могу найти того, за что можно критиковать этот коллектив. Так же, как не могу постичь формулы их успеха. Вроде бы, нет ничего сверхоригинального в звуковой подаче, в вокальной манере исполнения Николая Расторгуева. Но, слушая расторгуевскую хрипотцу под аккомпанемент гармони и простенького дворового гитарного риффа, мороз продирает по коже.

Еще до официального выхода на носителях Расторгуев в своей машине прокрутил мне несколько песен из нового альбома "Полустаночки". Любая песня из тех, что я услышал, - потенциальный хит. Это по-прежнему привычное "Любэ". Но безо всяких реверансов моде. Группа записала еще один современный, мелодичный и, надеюсь, коммерчески удачный альбом.

Любэ — российская музыкальная группа, основанная в 1989 году Николаем Расторгуевым и Игорем Матвиенко. В своём творчестве музыканты используют элементы рок-музыки, шансона, русской народной музыки и авторской песни, поэтому «Любэ» сложно отнести к какому-либо одному стилю.

Идея создания группы «Любэ» принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в Студии Популярной Музыки «Рекорд». В 1987—1988 гг. он написал музыку для дебютных песен на стихи поэтов Александра Шаганова и Михаила Андреева. В те же годы был найден и бессменный лидер группы, солист Николай Расторгуев. Возможно, именно ему принадлежит идея названия группы, поскольку он был родом из подмосковных Люберец. Название группы, безусловно, связано с популярным в те годы молодежным движением люберов, идеи которого отразились в раннем творчестве группы.

14 февраля 1989 года в студии «Звук» и в студии Московского Дворца Молодежи записаны первые песни ЛЮБЭ — «Люберцы» и «Батька Махно». В этой работе участвовали Игорь Матвиенко, Николай Расторгуев, гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов и люберчанин (музыкант люберецкого ресторана) Виктор Застров. В этом же году состоялись первые гастроли группы и выступление на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой, на которых Расторгуев, по совету Аллы Борисовны, для исполнения песни «Атас» надел военную гимнастерку, и с тех пор она стала важным атрибутом его сценического образа.

Постепенно корректировалась и направленность музыкального творчества группы, затронувшего в середине 1990-х годов актуальную военную рок тематику и дворовым шансоном во многом переработавшего традиции советской эстрады.

Николай Расторгуев — Заслуженный артист (1997) и Народный артист России (2002). Музыкантам группы Анатолию Кулешову, Виталию Локтеву и Александру Ерохину также было присвоено звания Заслуженного артиста (2004).

В 1990-х годах Николай Расторгуев и группа "Любэ" много и успешно гастролировали по России и за рубежом. За первые три года существования группы было организовано около 800 концертов, на которых побывало более трех миллионов человек .

В 1992 году был выпущен альбом "Кто сказал, что мы плохо жили?" с песнями "Давай, наяривай", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Господи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка", ставшими хитами.

В 1994 году вышел альбом "Зона Любэ", где были представлены песни "Дорога", "Конь", "Ты прости меня, мама".

В 1996 году группа выпустила альбом "Комбат", песни из этого альбома - "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня" - сразу стали популярными, а песня "Комбат" заняла первые строчки российских хит-парадов.

В 1997 году вышли сборники "Собрание сочинений" и "Песни о людях". Продолжили дискографию "Любэ" альбомы "Песни из концертной программы" (1998), "Полустаночки" (2000), "Давай за…" (2002), "Юбилей" (2002).

В 2003 году группа "Любэ" специально ко Дню защитника Отечества выпустила тематический сборник своих "военных" песен - "Ребята нашего полка". В него вошли песни "Комбат", "Солдат", "Там, за туманами", "Главное, что есть ты у меня", "Самоволочка", "Позови меня тихо по имени", "Давай за…". Также в альбом были включены перепетые Николаем Расторгуевым легендарные песни "Служили два товарища", "Последний бой" и кавер-версии песен Владимира Высоцкого "На братских могилах" и "Песня о звездах".
В 2005 году "Любэ" выпустила альбом "Рассея". На диске был представлен дуэт Николая Расторгуева с Никитой Михалковым - композиция "Мой конь" на стихи белогвардейского офицера Николая Туроверова. В пластинку также была включена песня "Ясный сокол", которую группа записала с Сергеем Мазаевым и Николаем Фоменко.

В феврале 2009 года группа "Любэ" отметила свое 20-летие в Кремле, в честь которого .

В апреле 2009 года Николай Расторгуев перенес сложную операцию по пересадке почки, а уже 12 июня на Красной площади в День России.

В 2012 году свой юбилей Расторгуев в "Крокус Сити Холле".

Новый альбом группы "Любэ" - "За тебя, Родина-Мать!" вышел в 2015 году.

Помимо вокального творчества Николай Расторгуев освоил актерскую профессию. В 1994 году он сыграл главную роль в картине "Зона Любэ", снимался в музыкальных фильмах "Старые песни о главном" (1996, 1997, 1998), комедии "На бойком месте (1998), криминальном фильме "Чек" (2000), киноленте "Женское счастье" (2001).

Расторгуев сыграл Шарнина в сериале "Полосатое лето" (2003), Федора Кузьмича в криминальной комедии "Деньги" (2014), Марка Бернеса в сериале "Людмила Гурченко" (2015).

Песни в его исполнении звучат в фильмах и сериалах "Горячая точка" (1998), "Каменская" (1999-2000), "Адмиралъ" (2008), "Господа офицеры: Спасти императора" (2008), "Пыльная работа" (2011), "Семейный детектив" (2011-2012), "Такая работа" (2014-2016).

В 2002 году Николай Расторгуев дебютировал в Театре имени Вл. Маяковского в спектакле Андрея Максимова "Любовь в двух действиях".

В 2005 году Расторгуев пробовал себя в роли телеведущего и снялся в цикле телевизионных документальных программ "Вещи войны".

В 2006 году вступил в партию "Единая Россия", а в 2010 году стал депутатом Государственной Думы V созыва от Ставропольского края, вошел в состав Комитета по культуре.

Расторгуев женат вторым браком. У певца двое сыновей - Павел (1977 года рождения) и Николай (1994 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры