Л н толстой его жизнь. Толстой лев николаевич

Главная / Измена жены

Граф Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

Важнейшие события «дописательской» биографии Толстого — раннее сиротство, переезд вместе с братьями из Москвы в Казань к сестре отца, назначенной их опекуншей, недолгая и не очень успешная учеба в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете (с 1844 г. по 1847 г.). После ухода из университета Толстой отправился в Ясную Поляну, полученную в наследство от отца.

С детских лет будущий писатель был увлечен идеей самопознания и нравственного самоопределения. С 1847 г. и до конца жизни он вел дневник, в котором отразились его напряженные нравственные искания, мучительные сомнения в правильности принимавшихся жизненных решений, радостные моменты обретения смысла существования и горькое расставание с тем, что еще недавно казалось незыблемой истиной... Записи в толстовской! дневнике стали «человеческими документами», которые подготовили появление его автобиографических книг. Познание человеческой души, длившееся всю жизнь, Толстой начал с себя.

Первые литературные опыты Толстого относятся к 1850 г. Приехав из Ясной Поляны в Москву, он начал работу над автобиографической повестью «Детство», повестью из быта цыган (осталась незавершенной), написал «Историю вчерашнего дня» —психологический «отчет» об одном из прожитых дней. Вскоре жизнь Толстого круто изменилась: в 1851 г. он решил поехать на Кавказ и поступить юнкером в одну из армейских частей. Важную роль в этом решении сыграл один из самых авторитетных для юного Толстого людей — старший брат Николай, офицер-артиллерист, служивший в действующей армии.

На Кавказе была закончена повесть «Детство», ставшая литературным дебютом Толстого (опубликована в некрасовском «Современнике» в 1852 г.). Это произведение вместе с созданными позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) вошло в состав знаменитой автобиографической трилогии, в которой Толстой, еще во время учебы в Казанском университете увлекшийся педагогическими идеями французского просветителя Ж.-Ж.Руссо, исследует психологию ребенка, подростка и юноши Николая Иртеньева.

В 1851-1853 гг. бывший студент и начинающий писатель участвовал в войне с горцами. Во время Крымской войны его перевели в Дунайскую армию, воевавшую с турками, а затем в осажденный войсками союзников Севастополь. Армейский быт и эпизоды Крымской войны послужили источником незабываемых впечатлений, дали обильный материал для военных произведений— рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны. «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя-воина. За мужество и храбрость, проявленные при обороне Севастополя, он был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Опыт участника самой кровопролитной войны середины XIX в. и художественные открытия, сделанные в военных рассказах 1850-х гг., Толстой использовал десятилетием позже в работе над своим главным «военным» произведением — романом «Война и мир».

Первые публикации Толстого вызвали сочувственные отклики критики и читателей. Пожалуй, самая проницательная характеристика творчества молодого писателя принадлежит перу Н.Г.Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик первым с классической ясностью определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».

В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, а осенью 1856 г. вышел в отставку, разочаровавшись в военной карьере. Началась работа над задуманным ранее «Романом русского помещика». Это произведение осталось незавершенным, сохранился только один из его фрагментов — рассказ «Утро помещика», «эхо» которого ощущается во всех романах Толстого.

В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в. Толстой с горечью написал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявили необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку, однако закончил рассказ абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость Того, Кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».

В произведениях 1850-х гг. Толстой-художник избегал критики действительности, соприкасаясь, но не сливаясь с критическим направлением в русской реалистической литературе. Писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного». Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.

Повесть «Казаки» (1853-1863) — художественный «манифест» толстовского «руссоизма». Несмотря на «литературность» сюжета, восходящего к «кавказским» произведениям Пушкина («Цыганы») и Лермонтова («Герой нашего времени»), повесть стала итогом творческого развития писателя за десять лет. Произошло знаменательное, важное для последующей работы над романом «Война и мир» сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и традиционной для Толстого темы нравственных исканий дворянина (образ Оленина). В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.

В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном окружении, он отказался от активного участия в литературной жизни и поселился в имении Ясная Поляна, где занялся хозяйством, педагогикой и семьей (в 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача С. А. Берс).

Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. С 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир». Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.

Подвижнический труд — создание «Войны и мира» — завершился в 1869 г. В течение нескольких лет Толстой вынашивал замысел нового произведения на «узловую», по его мнению, историческую тему — тему Петра I. Однако дальше нескольких глав работа над романом о петровской эпохе не продвинулась. Только в 1873 г., пройдя через новое увлечение педагогикой (были написаны «Азбука» и «Книги для чтения»), он вплотную приступил к реализации нового замысла — романа о современности.

Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни. Тревогой за судьбу России продиктованы знаменитые слова Константина Левина: «У нас теперь, ... когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Герой понимает, что от благополучия страны зависит и его хрупкое семейное счастье.

Любовь и брак, по убеждению Толстого, нельзя рассматривать лишь как источник чувственного наслаждения. Самое важное — нравственные обязанности перед семьей и близкими людьми. Любовь Анны Карениной и Вронского основана лишь на потребности в наслаждении, поэтому и приводит к духовному разъединению героев, делая их несчастными. Трагизм судьбы Анны предопределен не только черствостью человека, за которого она вышла замуж не по любви, а по расчету, жестокостью и лицемерием света, легкомыслием Вронского, но и самой природой ее чувства. Конфликт между наслаждением, добытым ценой разрушения семьи, и долгом перед сыном оказался неразрешимым. Высшим судьей для Анны Карениной становится не «свет пустой», а сын Сережа: «он понимал, он любил, он судил ее». Смысл отношений Кити и Левина — иной: создание семьи, понимаемой как духовный союз любящих людей. Любовь Кити и Левина не только соединяет их друг с другом, но и связывает с окружающим миром, приносит им подлинное счастье.

Каждый перелом в мировоззрении Толстого отражался и на бытовом укладе его жизни, и в творчестве. Подчиняясь новым нравственным императивам, он начинал следовать им на практике: оставлял литературную деятельность, охладевая к ней, и даже «отрекался» от произведений, написанных ранее. Но через некоторое время Толстой возвращался в литературу — в его творчестве происходил новый поворот. Так было и в конце 1870-х гг.

Толстой пришел к выводу, что жизнь общества, к которому он принадлежал по рождению и воспитанию, — лживая и пустая. Острота социальной критики соединилась в его произведениях со стремлением найти простые и ясные ответы на «вечные» философские и нравственные вопросы. Острое ощущение мимолетности человеческой жизни, беззащитности человека перед лицом неизбежной смерти подтолкнуло Толстого к поиску новых основ жизни, такого ее смысла, который не уничтожался бы смертью. Эти искания отразились в «Исповеди» (1879-1882) и в религиозно-философском трактате «В чем моя вера?» (1882-1884). В «Исповеди» Толстой сделал вывод, что именно вера придает смысл жизни, помогая избавиться от ложного, бессмысленного существования, а в трактате «В чем моя вера?» подробно изложил свое религиозно-нравственное учение, названное современниками «толстовством».

Смена нравственных и эстетических ориентиров обусловила появление трактата «Что такое искусство?» (начат в 1892 г., завершен в 1897-1898 гг.). В работе с характерной для позднего Толстого прямотой и категоричностью поставлены и решены две проблемы: автор резко критикует современное искусство, считая его не просто бесполезным, а губительным для людей, и высказывает свои представления о том, каким должно быть подлинное искусство. Главная идея Толстого: искусство должно быть полезным, задача писателя — формировать нравственный облик людей, помогать им в поиске жизненных истин.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) — шедевр Толстого, повлиявший на несколько поколений русских и зарубежных писателей, — первое художественное произведение, написанное после перелома в его мировоззрении. Толстой поставил своего героя, преуспевающего петербургского чиновника, перед лицом смерти, то есть в «пограничную ситуацию», когда человек должен пересмотреть свое прежнее отношение к службе, карьере, семье, задуматься о смысле прожитой жизни.

Жизнь главного героя повести Ивана Ильича — «самая обыкновенная и самая ужасная», хотя в ней осуществилось все, чего он хотел. Переоценка прошлого, открывшегося ему с новой стороны, нравственная самокритика и беспощадно-трезвый взгляд на ложь и лицемерие окружающих помогли Ивану Ильичу преодолеть страх смерти. В нравственном просветлении героя Толстой показал победу истинной духовности. В отличие от произведений 1850-х — 1870-х гг., прозрение Ивана Ильича не было итогом длительных поисков истины. В повести ярко проявилась черта поздней толстовской прозы: писателя интересовал уже не процесс нравственного развития героев, а внезапное духовное преображение, «воскресение» человека.

Повесть «Крейцерова соната», написанная в 1887-1889 гг., отразила представления позднего Толстого о губительной силе чувственной любви, «похоти». Семейная драма Позднышева, в трактовке автора, — следствие «власти тьмы», то есть нездоровых, распаленных страстей, вытесняющих подлинную основу семейно-брачных отношений — духовную близость. В послесловии к «Крейцеровой сонате» Толстой объявил идеалом жизни целомудрие и безбрачие.

В течение десяти лет (1889-1899) Толстой работал над последним романом «Воскресение», сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. Главная идея этого беспрецедентного по силе социальной критики романа — духовное «воскресение» человека. Социальные институты, религию, мораль и право — всю современную жизнь, уродующую людей, писатель показал с позиций своей религиозно-нравственной философии. Размышляя о «конце века», Толстой подвел неутешительные итоги XIX столетия, в котором материальная цивилизация взяла верх над духовностью, заставив людей поклоняться фальшивым ценностям. Однако писатель убежден, что подобно тому, как неправедная, бессмысленная жизнь князя Нехлюдова завершилась его прозрением и нравственным «воскресением», подлинной перспективой существования всех людей должно стать преодоление лжи, фальши и лицемерия. В преддверии XX в. Толстой размышлял о грядущей «весне» человечества, о торжестве жизни, которая пробьется, как первая весенняя трава, сквозь «плиты камней».

Работая над «Воскресением», Толстой одновременно писал повести «Отец Сергий» (1890-1898) и «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Оба произведения были впервые опубликованы (с цензурными купюрами) только в 1912 г. В 1903 г. написан рассказ «После бала» (опубликован в 1911 г.). Ярким явлением в позднем творчестве Толстого стали пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» к «Живой труп».

Несмотря на то, что в 1880-е — 1890-е гг. много времени и сил Толстой отдавал работе над публицистическими произведениями, считая, что писать «художественное» «стыдно», его литературная деятельность не прекращалась. Само присутствие патриарха русской литературы благотворно влияло на художественную и общественную жизнь России. Его произведения оказались созвучными идейным и творческим исканиям молодых писателей начала XX

в. Многие из них (И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн, М. П. Арцыбашев и др.), как и тысячи людей на разных континентах, прошли через увлечение «толстовством».

Толстой был не только подлинным художественным авторитетом, но и « учителем жизни », примером подвижнического отношения к нравственным обязанностям человека. Его религиозно-нравственное учение, не совпадавшее с православной догматикой (в начале 1900-х гг. Святейший Синод отлучил Толстого от церкви), воспринималось как ясная программа жизни.

Уход Толстого из Ясной Поляны 27 октября (10 ноября) 1910 г. стал не только завершением острого семейного кризиса. Это был итог мучительных размышлений писателя, давно отказавшегося от собственности, о ложности своего положения проповедника в условиях жизни барской усадьбы. Смерть Толстого символична: он умер на пути к новой жизни, так и не сумев воспользоваться плодами своего «освобождения». Заболев воспалением легких, Толстой скончался на маленькой железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября и 10 (23) ноября 1910 г. был похоронен в Ясной Поляне.

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

1. Краткие биографические сведения.
2. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», становление типичного толстовского героя.
3. История появления романа «Война и мир».
4. Трагизм главной героини романа «Анна Каренина».
5. Переломный момент в жизни Л. Н. Толстого.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Толстой очень рано потерял родителей, и его воспитанием занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она была человеком твердого, решительного характера и одновременно мягкая и любящая особа.

По воспоминаниям самого писателя, его детство - это безоблачная и счастливая невозвратимая пора. В детстве Л. Н. Толстого окружали очень хорошие и любящие его люди. Шли годы, но все, что было связано с этими людьми, воспоминания, ощущения и впечатления навсегда остались в сердце писателя. Столь же трепетно Л. Н. Толстой относиться и к чудной природе, которая окружала его в детстве. Ясная поляна является не просто местом, где родился Л. Н. Толстой, но и где он провел самые лучшие годы в своей жизни, где были написаны множество произведений. Именно здесь писатель получал вдохновение и материал для своего творчества.

В 1844 году Л. Н. Толстой поступает в Казанский университет вначале на философский факультет, а затем переводится на юридический. В 1851 году Л. Н. Толстой уезжает на Кавказ. Вдохновленным кавказским темпераментом людей и красотой природы писатель создает автобиографическую повесть «Казаки» (1852-1963), где главный герой, обыкновенный человек, который ищет выход в своей жизни, и находит его в единении с природой. Также все эти впечатления были отражены и в рассказах «Рубка леса» (1855), «Набег» (1853).

Именно на Кавказе Л. Н. Толстой начал работу над повестью «Детство», которая стала началом для создания трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857, повесть не окончена). Большая часть детских воспоминаний были отражены писателем в первой повести. Главный герой «Детства» Николенько Иртеньев - это ребенок, интересы которого не выходят за пределы семьи, ему свойственны ребячество, беззаботность и веселость. «Отрочество» - это пора пробуждения и понимания того, насколько сложна жизнь. В этом возрасте у человека появляется стремление разобраться не только в событиях, которые происходят вокруг него, но и в окружающих людях. Попытка познать все и каждого начинает преобладать в человеке. «Юность» в этот период жизни человек впервые задумывается над вопросом о смысле жизни, складывается свое мировоззрение на окружающий мир. Таким образом, видно, что герой трилогии растет, постепенно формируется его характер, отношение к окружающему миру и к людям.

Значение этой трилогии очень велико в истории творчества Л. Н. Толстого. Именно здесь начинает проявляться тот самый толстовский герой - человек, ищущий истину, любящий правду, наблюдательный и обладающий видением жизни не только через призму холодного рассудка, но и через само сердце и любовь. Это высоконравственный человек, который порой нередко и ошибался, но все же стремился стать лучше и справедливее.

Следующее произведение созданное Л. Н. Толсто-вым является одним из величайших романов русской литературы. В октябре 1863 года писатель заявил: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени...». Это высказывание и есть первое упоминание о создании знаменитого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Читая роман «Война и мир», поражаешься его большим охватом собь!тий - более пятнадцати лет жизни описывается в произведении. В романе задействовано более шестиста героев. Прежде чем начать писать этот роман, Л. Н. Толстой изучил огромное количество материалов времен Отечественной войны 1812 года. Прочитал много газет и журналов тех лет, где сделал важные пометки. Эти газеты и по сей день хранятся в библиотеках. Сама книга - это как некий исторический документ, состоящий из множества документов, писем, воспоминаний реальных людей. Сам писатель так отозвался о своей книге «Война и мир»: «...Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Главная проблема романа «Война и мир» - это вопрос о том, какое место в обществе занимает человек, каков смысл его существования. Каждый по отдельности стремиться внести свой вклад в единое дело - защита своей родины и сохранение ее свободы от «правителей-администраторов». Люди действуют не так как им приказано с выше, а по своим внутренним убеждениям. Главная мысль романа - это «мысль народная». Л. Н. Толстой старался написать именно историю народа, раскрыть весь его национальный характер. И ему удалось показать всю силу и мощь русского человека. Читая этот роман Л. Н. Толстого, становиться понятно, что именно народ является главным создателем и двигателем истории.

В 1870-х годах писатель живет в Ясной Поляне и уже работает над новым романом. Это единственный роман из всех остальных, написанных Л. Н. Толстовым, который был назван именем главной героини, - «Анна Каренина» (1873-1877). Основная тема произведения касается семьи, хотя по своей сути его сложно назвать семейным или семейно-бытовым романом. В этом романе были поставлены многие важные вопросы русской жизни того времени. В последствии роман «Анна Каренина» общественность стала называть именно социальным романом. Вся жизнь того общества была построена на модели противопоставления двух сюжетных линий. С одной стороны, это семейная драма главной героини, а с другой - идиллия и спокойствие домашней жизни помещика Константина Левина. Анна представляет собой чело-вёка любящего, доброго, живущего по велению сердца. Левин же человек ума, думающего о вечных вопросах бытия. Но он искренне сочувствует главной героине. Анна не хочет мериться с окружающим ее лицемерием. Ради любви главная героиня жертвует всем: обществом, семьей, сыном, душевным покоем. Она бросила вызов той среде, в которой была воспитана - это протест против закона и светской морали. В конце к Анне приходит страшное разочарование и в любви, и в жизни. Все это приводит к трагедии.

В 80-х годах происходит важнейший перелом в мировоззрении самого писателя. Все это отражается в переживаниях его героев (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Л. Н. Толстой описывает в своих произведениях социальное неравенство слоев населения: как нищенствуют бедные и как вечно празднуют богатые. Писатель резко высказывается и критикует государственные институты, вплоть до непонимания существования науки, суда, института брака и различных достижений. Новое понимание бытия Л. Н. Толстой показал в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

В 1910 году 82-летний Л. Н. Толстой в тайне от семьи уезжает из Ясной Поляны. Но дорога для писателя оказалась слишком длинной и тяжелой. По пути Толстой заболел и сошел на станции Астапово, а через семь дней писатель умер.

Главная цель всей творческой жизни Л. Н. Толстого заключается не в решении, каких-либо теоретических вопросов, а в стремлении заставить читателей плакать и смеяться, любить саму жизнь.

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Краткая биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой. Краткая биография.

Вывод

Рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого можно вести бесконечно, об этом написано множество монографий. Романы писателя до сих пор остаются эталоном литературного искусства, а военная эпопея «Война и мир» вошла в золотую коллекцию величайших произведений мира. Лев Николаевич стал первым писателем, который обратил внимание на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры