Подготовка ребенка к школе. Что такое школьная зрелость? Школьная зрелость

Главная / Измена жены

Весна - время определять школьную зрелость ребенка

Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет малышу множество переживаний. Период адаптации зачастую сопряжен с немалыми трудностями.

Что ждет ребенка в первые дни обучения в школе

Особое значение для ребенка имеет начало школьной жизни. О степени адаптации первоклассника к школьным требованиям врачи судят по его утомляемости, успе-ваемости и состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудно-сти у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут повлечь за собой даже снижение веса ребенка.

Часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает трудности, связанные с неблагоприятными изменениями различных функциональных систем организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, работоспособ- ность повышается. Эти первоклассники успешно учатся без ущерба для здоровья. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше. Каковы причины болезненной адаптации детей к школе?

Одной из наиболее важных специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается вре- менное отставание в развитии других функций, столь важных для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития систем детского организма и особен- ностями условий жизни уровень функциональной готовности детей одного хроноло- гического возраста может значительно различаться. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Что такое школьная зрелость

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви- тия у ребенка соответствующих функций (школьно-необходимых), позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно- го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии функций, которые задействуются в процессе учебы. Прежде всего, это касается раз- вития психики ребенка, быстроты и прочности условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать получен-ную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, т. е. восприятия речи.

Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Трудно переоценить значение и такого фактора, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика зависимость от влияния окружающе- го мира, ребенку еще трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые неред- ко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания им следовать. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий.

Наука «властвовать собой» ча сто представляется непосиль ной задачей, поскольку анато мическаяифункциональная готовностьлобныхотделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную ак- тивность, столь свойственную детям, и умение сохранять рабочую позу. Для освое- ния письма и рисования необходим определенный уровень развития мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Для того чтобы избежать подобного развития собы- тий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность современных дошкольников к школе

В настоящее время проблема школьной зрелости вновь актуальна. Это связано и с началом обучения детей в 6 лет, и с уменьшением количества первоклассников, по- сещавших дошкольные образовательные организации, и со значительным ухудше-нием состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возмож- ностей детей, и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на требование об обязательном тестировании уровня школьной зре- лости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в учебные заведения, где программы обучения, как правило, повышенной сложности.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли-чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль-чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола- гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

Среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма вели-ко - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, проведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до- школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре- бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб- разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика готовности ребенка к школе

С помощью разнообразных тестов оценивается наличие определенных характери-стик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Мето-дика основана на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновремен- но с полуростовым скачком-увеличением интенсивности роста конечностей (в пер- вую очередь рук).

Таким образом, несложная для проведения процедура тестирования уровня школь- ной зрелости позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно яс-ное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. В то же время в арсенале медицинских работников есть утверж-денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ- ной готовности к обучению. Она изложена в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М.,1993. В основу методики положены психофизиологические критерии, отобранные по итогам исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Готовность детей к обучению в школе определяется в детском дошкольном учреж-дении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы ре-комендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагно-стика - один из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризаций). Таким образом, у дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью) есть не- обходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор- рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана- логичных занятий с 6-летними.

Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, прео-долеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, кон-струированием. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зре-лости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было отмечено, девочки успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен- ных работ, у них обычно лучше почерк. Повторная диагностика (в апреле - мае) позволяет окончательно сформиро- вать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе соблюдается далеко не всегда. Однако реалии жизни таковы, что довольно много 6-летних детей садится за парты.

Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Исследования, последних лет убедительно показывают, что начало школьного обучения ранее 7 лет сопровождается комплексом неблаго приятных факторов. Недостаточный уровень развития высших психи-ческих функций препятствует успешной учебной деятельности ребен- ка, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и создает психологический и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень учебной мотивации. А самое главное - показатели состояния здоровья у этих детей на протяжении всего периода школьного обучения хуже, чем у их одно- классников, поступивших в школу в 7 лет и старше.

М.И.Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

З.И.Сазанюк, канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН





Введение

1. Понятие школьной зрелости

2. Гигиенические проблемы школьной зрелости

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: – социальный, – психологический, – эмоционально волевой.Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности – все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни». При переходе к систематическому школьному обучению с шести лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья.В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем: – выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, – когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, гигиеническим проблемам школьной зрелости и отрицательно сказываться на его здоровье.

1. Понятие школьной зрелости

Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

Школьная зрелость – это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие.

2. Гигиенические проблемы школьной зрелости

Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

1. Проблемы органического характера

Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576–96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.

Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2.2–2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.

В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.

В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.

А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, – сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.

Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.

Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму.

В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.

Если ребенку 6,5 лет – повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.

Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость" , или психологическая готовность ребенка к школьному обучению . Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника?

Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. Так ли это? Представьте себе ситуацию, когда в одном классе собрались как читающие, так и нечитающие дети. У детей, не умеющих читать, будет активно формироваться навык чтения, а что остается делать тем, кто умеет читать?

В психологии известна следующая закономерность формирования навыка чтения. Сначала этот процесс идет по нарастающей, то есть ребенок быстро усваивает нужный навык. Затем процесс выработки навыка замедляется, и какое-то время навык практически не совершенствуется. Такое состояние психологи называют состоянием "плато". Значит, пока ваш читающий ребенок находится в состоянии "плато", другие дети активно совершенствуют навык чтения. Затем наоборот, ваш ребенок готов выйти на более высокий уровень, тогда как другие дети как раз оказываются в зоне "плато". Что лучше?

Как показывает опыт, к концу первого полугодия первоклассники выравниваются и читают примерно одинаково. Может, было бы разумно собрать в один класс читающих, а в другой нечитающих детей? Оценка качества чтения у третьеклассников - и тех, кто в первом классе умел читать, и тех, кто не умел, - показывает, что дети в большинстве случаев читают примерно одинаково. Связано это прежде всего с личностью учителя, стилем и методами его работы с детьми. При правильном взаимодействии с ребенком, построенном с учетом его индивидуальных особенностей, достигается оптимальное развитие каждого ученика.

Итак, навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.

Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный путь в своем психическом развитии. Можно выделить три основных направления психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное и личностное.

Психофизиологические особенности. К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово ("фрукты").

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Познавательная сфера. К шести-семи годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются разные виды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их оттенки. Повышается звуковысотная различительная чувствительность, ребенок правильнее может различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов.

К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения . Он может правильно определить положение предмета в пространстве: ниже - выше, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения "слева - справа". Сначала дети устанавливают связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, дети переходят к восприятию относительности направлений и возможности переноса их определения на другие объекты. Связано это с тем, что дети могут мысленно учитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или слева от других объектов.

Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину: найти самую длинную, самую короткую, расположить палочки по мере возрастания или убывания их длины.

Восприятие времени старшего дошкольника еще значительно отличается от восприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован на настоящее "здесь и теперь". Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему. В семь-восемь лет дети начинают интересоваться тем, что было "до них", историей родителей. В восемь-девять лет они "строят планы" на будущее ("я буду врачом", "я женюсь" и др.).

Восприятие тесно связано с содержанием воспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый - как состоящий из деталей. Дети шести-семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, веселыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.

Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает в себя:

Развитие органов чувств;
- овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура),
- усвоение способов обследования предметов (восприятие предмета в целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков).

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная память . Совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная и эмоциональная память , а также механическое запоминание . Ребенок в шесть-семь лет воспроизводит после произнесения взрослым 4-8 хорошо знакомых слов и 1-2 незнакомых.

К шести-семи годам у ребенка достаточно большой словарный запас - около 14 000 слов. Речь ребенка отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью. Очень мало в речи детей прилагательных. В шесть-семь лет увеличивается количество обобщающих слов.

В шесть лет все реже ребенком используется ситуативная речь ("А вот мы вчера с ним ходили. А там как застучит. Я испугался. Потом было так весело. А он мне дал чупа-чупс. Все смеялись, и я тоже". Оказывается, ребенок ходил с папой в цирк, где выступал клоун с собачкой. Собачка выпрыгнула на бортик манежа и испугала его, так как он сидел в первом ряду; потом подошел клоун и дал ему леденец). Появляется контекстная речь, связанная с сообщением о ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. Постепенно речь ребенка становится связной, развернутой, логичной, понятной слушателю.

К шести годам постепенно развивается произвольное внимание , которое выражается в умении выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут. Правда, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока недостаточно.

К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор . Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!" - и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.

Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению ребенком абстрактными понятиями, усвоению родо-видовых отношений между предметами. Однако и некоторые дошкольники могут относительно той же ложки сказать, что это предмет (или кухонная посуда), то есть выделить родовой признак понятия. Помимо существенных признаков, таких как функциональное назначение (для еды), старший дошкольник может определить и несущественные (красного цвета, с рисунком медвежонка, круглая, большая и др.).

Ребенок использует пример как основную форму доказательства на первых этапах обучения в дошкольном детстве и начальной школе. При объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному, известному.

В мышлении дошкольника можно выделить следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых, синкретизм (нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения).

Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). Откуда же возникает это удивительное свойство мышления дошкольника - видеть живое там, где, с точки зрения взрослого человека, его не может быть? Многие находили причину детского анимизма в том уникальном видении мира, которое складывается у ребенка к началу дошкольного возраста.

Для взрослого весь мир упорядочен. В сознании взрослого существует четкая грань между живыми и неживыми, активными и пассивными объектами. Для ребенка таких строгих границ нет. Ребенок исходит из того, что живое - это все, что движется. Речка живая, так как она движется, и облака живые - по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.

Дошкольник с момента своего рождения слышал направленную к нему речь взрослого, насыщенную анимистическими конструкциями: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать" и т. д. Помимо этого, он слышит такие выражения, как "Дождь идет", "Солнце взошло". Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка - отсюда анимизм мышления дошкольника.

В особом, одушевленном мире дошкольник легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Игра и сказка, в которых даже камень дышит и разговаривает, - это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме усвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него.

Следующая особенность детского мышления связана с установлением естественной причинности между событиями, которые происходят в окружающем мире, или синкретизмом .

Синкретизм - подмена объективных причинно-следственных связей субъективными, существующими в восприятии. Ж. Пиаже в своих опытах задавал детям вопросы относительно причинных зависимостей в окружающем мире. "Почему солнце не падает? Почему луна не падает?" В своих ответах дети указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции и т. п, связанные в восприятии в одно целое. "Солнце не падает, потому что большое. Луна не падает, потому что звезды. Солнце не падает, потому что светит. Ветер - потому что деревья качаются". Приведем пример синкретизма в рассказе ребенка шести лет. "Идет Красная Шапочка по лесу, навстречу ей лисичка: "Чего ты плачешь, Красная Шапочка?" А та отвечает. "Как же мне не плакать?! Меня волк съел!""

Следующая особенность детского мышления заключается в неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого и называется эгоцентризм . Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит себя со стороны), замкнут на своей точке зрения.

Феноменальность детского мышления проявляется в том, что дети опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле.

Так, дошкольнику кажется, что молока в высоком и узком стакане много, а если его перелить в низкий, но широкий стакан, то станет меньше. У него нет понятия сохранения количества вещества, то есть понимания того, что количество молока остается одинаковым, несмотря на изменение формы сосуда. В процессе школьного обучения и по мере овладения счетом, развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между объектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определенная трансформация
не изменяет основных качеств предметов.

С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательные интересы, в том числе к новым видам деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя". Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. - все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте - выучишь уроки)" и т. д.

У многих дошкольников сформированы волевые качества , которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей . Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).

Родителям следует учитывать, что самооценка у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки

2.6. Школьная зрелость

Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу. В настоящее время имеется целый ряд методов своевременной и правильной оценки уровня функциональной зрелости детей. Исследования показали, что в 6,5 лет «школьно-незрелых» детей насчитывается 32 %, к 7 годам – 13 %, к 8 годам – 2 %. Одним из наиболее распространенных тестов для оценки школьной зрелости является тест Керна в модификации Ирасека. Он включает 3 задания:

1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);

3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка)
до 5 (наихудшая оценка). Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей сумма составляет 3–5 баллов, у среднезрелых – 5–9 баллов, у незрелых детей – 10 и более баллов.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой). К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними
родители и воспитатели дошкольных учреждений.

Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей. Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры