Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость

Главная / Бывшие

Понятие «школьная зрелость» трактуется как качественное интегративное новообразование личности ребёнка, которое позволяет ему успешно адаптироваться к требованиям совместной учебно-познавательной деятельности и творчески разрешать проблемы социально-интеллектуальной самореализации в педагогическом процессе. Данное новообразование предполагает самостоятельность школьника в организации своей познавательной деятельности.

Структура школьной зрелости представляет собой взаимосвязь и обусловленность трёх аспектов: интеллектуального, эмоционального и социального.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости .

Методики исследования. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трём заданиям.

Развитие детей, получивших в сумме по трём заданиям

от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего,

от 7 до 11 - как среднее,

от 12 до 15 - ниже среднего.

Дети которые получили от 12 - 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая используется в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной памяти дошкольника. Это методика «Домик» (Н.И.Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5 - 10 лет.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путём подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильное изображение элементов рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

Результаты исследований. Испытуемый Ученик (1)

Методика «Домик» выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла так как образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью - это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации. Ребенок готов к школьному обучению.

Испытуемый Ученик (2)

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является: неправильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 баллами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменными буквами - 2 балла, так как буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек - 1 балл, так как почти совершенное подражание образцу.

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

Испытуемый Ученик (3)

Методику «Домик» можно оценить, как хорошо выполнение рисунка - 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранении размера всего рисунка. Нет отклонений линий более, чем на 30 градусов.

По результатам проведения «Ориентационного теста школьной зрелости» испытуемая набрала - 5 баллов.

Задание 1 - 1 балл, так как нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. На голове имеются волосы, уши; на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. - 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. - 2 балла. Наблюдается небольшое отклонение точек.

Вывод: У ребёнка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, то есть умения, необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребёнок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Всё это позволяет говорить о готовности к школе.

Подводя итоги, отметим следующее. На основании анализа сформированности всех школьно-необходимых функций делается общий вывод о готовности шестилетнего ребёнка к школьному обучению:

Высокая готовность - ребёнок выполнял все предложенные задания на успешном уровне;

Средняя готовность - ребёнок обнаружил либо достаточный уровень сформированности всех школьно-необходимых функций, либо недостаточный уровень сформированности одной-двух функций при успешности остальных;

Низкая готовность - ребёнок выявил недостаточный уровень сформированности всех школьно-необходимых функций .

Таким образом, своевременное выявление уровня сформированности школьно-необходимых функций у ребёнка-первоклассника позволит индивидуализировать процесс обучения и оказать каждому учащемуся необходимую коррекционную помощь, если у него имеется в ней потребность.

Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.

Готовность ребенка к школе.

Понятие "школьная зрелость"

Каждый новый этап в жизни ребенка – поступление в ясли, переход из яслей в детский сад, начало обучения в школе – связан для него со сложным комплексом непривычных переживаний. Приспособление, адаптация к ним порой сопряжены с немалыми трудностями.

Особое значение имеет начало школьной жизни . О степени адаптации ребенка к требованиям школы врачи судят по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья. Несомненно, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя может даже стать причиной снижения веса ребенка. Часть детей довольно быстро – в течение первой четверти преодолевают неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма, их физиологические показатели улучшаются, работоспособность повышается. Эти дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время – нередко на весь учебный год и даже дольше.

В чем же причины затрудненной адаптации детей к начальной школе? Одной из них специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности.

Причиной школьной незрелости ребенка , как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.
Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеют развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Важен и такой фактор, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика еще зависимость от непосредственных влияний окружающего мира, ребенку очень трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые нередко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания следовать им.

Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от не одобряемых взрослыми действий. Наука "властвовать собой" часто представляется непосильной задачей, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук.
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Особую актуальность они получили тогда, когда встал вопрос о приеме в школу детей 6-летнего возраста.

Готовность к обучению в начальной школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установили, что среди детей 6-летнего возраста количество “незрелых“ весьма велико – почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей. И, как показали специальные исследования, в возрасте 6,5 лет “незрелых” детей намного меньше – 23–30%, а среди 7-летних – 10–15%.

В современной ситуации проблема “школьной зрелости” вновь обострилась. Это связано:

· во-первых, с уменьшением числа первоклассников, посещавших до поступления в школу дошкольные образовательные учреждения;

· во-вторых, с утратой единых образовательных программ в ДОУ и отсутствием современных образовательных стандартов, ориентированных на развитие и коррекцию школьно­необходимых функций (утрата преемственности);

· в-­третьих, со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей;

· в-­четвертых, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в те учебные заведения, где программы обучения , как правило, отличаются большей сложностью.

Между тем результаты гигиенических исследований показали, что среди современных детей 7-го года жизни школьно­незрелые составляют более 40%, что в 3 раза больше количества таких детей в 70-е годы и в 2 раза больше, чем в 80-е годы. Причем среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6 против 28,6%). Эти результаты были отмечены среди детей, посещающих ДОУ. Полагаем, что среди детей, не посещающих детский сад, их число будет выше.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможны без достаточного уровня речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к 5–6 годам. При этом исследования, проведенные в 44 массовых детских садах Санкт-Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей 6–7 лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% детей, фонема тический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ребенка. Ко всему следует добавить, что у 45,8% детей оказались несформированными зрительно­-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что примерно половина детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Аналогичные данные о том, что среди детей 7-го года жизни 50% не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

В настоящее время существуют разнообразные тесты, с помощью которых оценивается наличие определенных характеристик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях детей обучаться в условиях школы. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Он основан на том, что "школьная зрелость" наступает, как правило, одновременно с полуростовым скачком – увеличением интенсивности роста конечностей (в первую очередь рук).

Таким образом, весьма несложная для проведения процедура тестирования уровня "школьной зрелости" позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно ясное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. Между тем в арсенале медицинских работников есть утвержденная Минздравом России методика для определения функциональной готовности к обучению. В ее основу положены психофизиологические критерии, отобранные на основании исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Определение готовности детей к обучению в начальной школе осуществляется в дошкольном учреждении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы рекомендуем проводить диагностику “школьной зрелости” дважды. Первый раз в октябре – ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагностика является одним из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации). Таким образом, у дошкольников, у которых выявлено отставание в развитии школьно­необходимых функций (например, моторика, речь), есть необходимый резерв времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда . Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4–5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность коррекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше, чем у детей 6 лет.

Тем, у кого недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием. Установлено, что больше всего различий в степени "школьной зрелости" у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было показано выше, девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.

Повторная диагностика (в апреле – мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе применяется далеко не всегда. Однако реалии сегодняшней жизни таковы, что довольно много 6летних детей садится за парты. Это связано со многими причинами, в т. ч. и с тем, что продолжительность обучения в начальной школе увеличена сейчас до 4 лет. Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в 1-й класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев, и даже ранее. Однако гигиенисты уверены в том, что 6-летние дети (до 6,5 лет) могут быть приняты в школу, учебно-воспитательный комплекс или любое другое образовательное учреждение, реализующее программы начального обучения, только в том случае, если учреждение располагает необходимыми условиями для организации обучения таких детей. Минобрнауки России прилагает усилия для того, чтобы адаптировать школы для обучения "шестилеток", но наши наблюдения показывают, что необходимые требования для их обучения не столь просто соблюдать. Речь идет о сокращении продолжительности урока, организации динамической паузы в середине учебного дня, постепенном наращивании учебной нагрузки (ступенчатый режим обучения в начале учебного года), обеспечении дневного сна и трехразового питания для тех, кто остается в школе на продленный день, и др. Таких школ на сегодняшний день очень мало. Между тем следует помнить, что "незрелость" не может быть причиной отказа приема ребенка для обучения в школе. В этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остано­вить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребенка, а во­все не то, что называется вождением за руку.

А. С. Макаренко

Школьная зрелость, или школьная готовность, - это способ­ность ребенка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа. Школьная зрелость - обобщенное название готовности ребенка выдерживать школьные нагрузки. Если бы мы смогли еще до поступления ребенка в школу правильно учесть уро­вень и особенности развития каждого, то смогли бы избежать мно­гих трудностей, по крайней мере на первых этапах обучения.

В школьной готовности выделяется несколько составляющих: физическая, социальная, моральная, интеллектуальная. Физическая готовность - способность ребенка выдерживать нагрузки, связан­ные с длительным сидением за партой, держать ручку и каран­даш, без усталости работать на протяжении всего школьного дня. Социальная готовность означает способность ребенка вступать в контакт с другими людьми, понимать стоящие перед ним задачи, выполнять основные требования человеческих отношений. Мо­ральная готовность подразумевает определенный уровень сформи­рованное™ нравственных качеств личности, прежде всего ответ­ственности, умения подчинять сиюминутные настроения необходимости выполнить задание. Интеллектуальная готовность означает такой уровень умственного развития, на котором ребе­нок способен обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений учителя, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи.

По мнению ученых, дополнительного изучения требуют и та­кие специфические показатели, как развитие моторики мелких мышц кисти, чистота звукопроизношения и некоторые другие. В совокупности эти качества определят общий уровень готовно­сти ребенка к школьному обучению, то, насколько успешно ребе­нок «впишется» в школьный коллектив.


Для подготовленных детей поступление в школу происходит безболезненно, за исключением некоторой утомляемости, свя­занной с повышением нервно-психической нагрузки и ограниче­нием двигательной свободы. Это ограничение переживается труд­но, поскольку ребенок привык выражать свои чувства прежде всего движениями. Поэтому спокойно просидеть целый урок - задача, требующая от многих первоклассников большого напря­жения. Знакомая картина: после занятий первоклассники бук­вально вылетают из школы. Не потому, что им надоели уроки, а потому, что они, как говорится, засиделись. Однако двигательная ограниченность (гипокинезия) - далеко не самый трудный барь­ер, который приходится преодолевать младшему школьнику. Го­раздо более сложными являются проблемы, связанные с интел­лектуальной сосредоточенностью и становлением взаимоотноше­ний внутри классного коллектива.


Уровень умственного развития - один из важнейших показа­телей интеллектуальной готовности к школе. Его конкретные ха­рактеристики: особенности восприятия, быстрота соображения, устойчивость внимания, умственная работоспособность и др. - сразу же определят, что и как будет происходить с ребенком в классе. Если ребенок страдает недостаточной сообразительностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, повышенной отвлекае-мостью, то это всегда ведет к одному и тому же результату - пло­хому усвоению учебной программы, низкой успеваемости.

Какие же основные причины неготовности 6-7-летнего ре­бенка к школе? Первая - социальная запущенность. Какими бы прекрасными ни были природные задатки малыша, с первых дней жизни они требуют постоянной тренировки и развития, без кото­рых, оставаясь определенное время в виде скрытых возможно­стей, постепенно, но неумолимо теряют свой потенциал. Началь­ная школа - едва ли не последний рубеж, где еще можно остановить процесс стагнации умственных способностей ребенка. Но именно здесь учителей подстерегает опасность ошибочно принять ограниченность знаний ребенка за ограниченность его умственных способностей.

Вторая причина - отклонения в развитии, несовпадение фак­тических темпов развития с возрастными нормами. И если это несовпадение существенное, то с началом школьного обучения лучше повременить, чем столкнуться с проблемой неуспеваемо­сти, которая очень больно ранит ребенка и может привести к не­предсказуемому повороту его судьбы.

Предложено много методик определения школьной зрелости. Все они страдают различными недостатками: одни недостаточно 252


информативны, другие громоздки, третьи непонятны детям, чет­вертые не подходят для учителей. Поэтому проблема создания хо­рошего теста школьной зрелости давно стоит в плане научных исследований.

Практическая диагностика школьной зрелости страдает также многими недостатками. Немало примеров неправильного тести­рования и понимания его результатов. Это опасно. Если на этапе определения школьной готовности и особенностей развития школьника будут сделаны неправильные выводы, то очень легко повести ребенка по ложному пути. Будущие его неудачи будут предопределены учительской ошибкой.

Любой ребенок твердо знает, что днем светит солнце, а ночью темно; есть правая и левая рука, на руке пять пальцев, у собаки че­тыре лапы, у него два уха и т. д. Но даже при ответах на эти вопро­сы он нередко ошибается. Почему? Он видит напряженное ожида­ние, ощущает настороженность, чувствует готовность учителя получить неправильный ответ. Тогда и возникает ситуация, когда учитель, ориентируясь на чисто внешние проявления, оценивает ребенка как неспособного к полноценному овладению учебным материалом. Если берут такого ребенка в школу, то начинают уменьшать для него программные требования, называя это уровне-вой дифференциацией, подгоняя ее к своему представлению о по­тенциале ребенка. Этим и фиксируют учебную неполноценность. Как не вспомнить хороший опыт немцев: для них все дети -^без индивидуальных различий - поставлены в равные условия. Требо­вания одинаковые, а оценки, естественно, разные - кто как мо­жет. Каждый оказывается на своем уровне. И нет проблем.

В нашей практике еще не всегда применяются всесторонне про­думанные тестовые испытания для поступающих в школу. Вот за­вуч, тестируя ребенка, ставит ему диагностический вопрос: «На де­реве сидели три воробья. К ним прилетели еще два. Сколько ворон стало?» Ответ на этот вопрос должен свидетельствовать о внима­тельности ребенка, навыках устного счета. Допустим, ребенок ошибся. О чем может свидетельствовать его ошибка? Вариантов много: невнимательность, неумение распределять внимание, непо­нятливость, игнорирование условий, неумение считать и многие другие. Какой диагностический вывод будет правильным? Только последующие целенаправленные диагностические задания помогут выявить истинную причину. Или такой пример. Ребенка привели на диагностическую беседу 15 марта. За окном снег и метель. Ребенок подготовлен, знает, что по календарю уже наступила весна. На во­прос завуча: «Какое теперь время года?» он ответил: «Весна». «Как докажешь?» Ребенок молчит. Профессор промолчал бы тоже.


Или тестируют ребенка на скорость чтения за 1-й класс. По данным Б. Зайцева, скорость чтения в конце начальной школы должна быть 130-170 слов в минуту, что дает ему возможность отлично учиться в средней школе. Скорость 100-130 слов в ми­нуту дает шанс овладевать программой на «4». Если же ребенок читает со скоростью меньше 80 слов в минуту, то надежды учить­ся хорошо у него почти нет 1 .

Но скорость чтения непосредственно с умственными способ­ностями не связана. Очень умные люди читают медленно. Тугоду­мы, о которых мы уже упоминали, зачастую умные и сообрази­тельные люди, быстрого чтения им ни за что не одолеть. Значит ли это, что, если ребенок будет читать недостаточно быстро, он уже безнадежен?

Нельзя, естественно, отрицать действия языковой неразвито­сти, которая может стать причиной отставания в учебе. Если даже ребенок и понимает суть поставленной задачи, знает правильный ответ, но лексическое и синтаксическое оформление его ответа несовершенное, то пользы от такого знания мало. ■

В этом случае учитель будет отчетливо понимать, что необхо­димо корректировать язык, форму изложения, но не мысль. Мы же часто, не вникая в смысл сказанного, пытаясь подкорректиро­вать язык, искажаем мысль. Это дезориентирует ученика, он сби­вается, забывает, что хотел сказать. Спустя некоторое время уче­ник уже боится отвечать в классе и постепенно теряет интерес к обучению.

На практике обычно применяется не один, а комплекс тестов для изучения школьной зрелости. Это и хорошо, и плохо. Хоро­шо, так как можно всесторонне исследовать возможности ребен­ка. Плохо, так как эта процедура обременительна, занимает много времени. Ребенок нервничает, устает, ошибается. Возможно, ну­жен один общий план теста, выполнение которого не должно превышать 15-20 мин. Если он показывает наличие здравого смысла и сознательное понимание основных жизненных отноше­ний, ребенок, без всякого сомнения, может обучаться в школе.

Такой комплексный тест под названием «Карта достижений ребенка» был разработан несколько лет назад и прошел всесто­роннюю проверку при приеме детей в 1-й класс. Он имеет недос­татки, но преимуществ по сравнению с другими тестами, у него больше. Отзывы учителей положительные. Надежность теста не ниже 80 %.

Школьная зрелость - достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, а именно: овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Готовность ребенка к школьному обучению - это сложное системное образование, которое включает в себя помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность:

  • Личностную и социальную;
  • Интеллектуальную;
  • Эмоционально-волевую готовность.

При определении личностной и социальной зрелости учитываются следующие показатели:

  • готовность принять социальную позицию школьника;
  • коммуникативные способности;
  • отношение к себе;
  • отношение к другим;
  • отношение к взрослым;
  • отношение к учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

  • речь (диалогическая и монологическая);
  • мышление (наглядно-действенное, наглядно- образное, основы словесно-логического мышления);
  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • усвоение системы понятий.

Эмоционально-волевая готовность:

  • организация своей деятельности;
  • управление своим поведением;
  • способность к соподчинению мотивов «хочу» и «надо»;
  • трудолюбие;
  • умение работать в группе.

Методические материалы, применяемые в определении школьной зрелости детей подготовительной к школе группы:

*Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М. Семаго.; библиотека психолога-практика/. ISBN 5-89415-038-8.

*Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.: Речь-.с.,-илл. ISBN 5-9268-0341-1 .

Программа по определению школьной зрелости детей 6,5- 7 лет

Диагностическая программа состоит в основном из игр и игровых заданий с правилами, подобранных таким образом, что хорошего результата в них можно добиться при условии, что ребенок имеет достаточный опыт участия в подобных играх, что свидетельствует о достаточной сформированности исследуемых психических процессов внутри игровой деятельности и позволяет определить возникновение учебной мотивации. Набор игр позволяет ребенку проявить такой уровень мотивационного, интеллектуального и речевого развития, который необходим для начала обучения в школе.

Аффективно-потребностная сфера (эмоционально-волевая готовность):

  1. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.
  2. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника.

Произвольная сфера (личностная и социальная готовность):

  1. Методика «Домик» (Гуткина Н.И.)
  2. Методика «Да» и «Нет» (Гуткина Н.И.)

Интеллектуальная и речевая сферы (интеллектуальная готовность к обучению в школе):

  1. Методика «Сапожки» (Н.И.Гуткина).
  2. Методика «Последовательность событий» (Н.И.Гуткина).
  3. Методика «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина).

Процедура определения психологической готовности к школе.

Обследование проводится в апреле-мае.

При определении школьной зрелости ребенку предъявляются задания с целью:

  1. Выявить умение ребенка воспроизводить образец.
  2. Способность работать по правилу.
  3. Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.
  4. Умение различать отдельные звуки в словах.
  5. Обследование проводится в 2-3 этапа (в присутствии воспитателя группы). Дети находятся в привычных условиях, а именно - в помещении групповой комнаты.

Дополнительно используются метод наблюдения и метод независимых экспертных оценок.

Данные результатов определения школьной зрелости не подлежат разглашению. По просьбе родителей в процессе индивидуальной консультации психолог консультирует родителей ребенка и отвечает на все вопросы родителей. В медицинской карте ребенка ставится штамп и делается запись о готовности к обучению в школе и соответствии уровня психологического развития возрастной норме.

Весна - время определять школьную зрелость ребенка

Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет малышу множество переживаний. Период адаптации зачастую сопряжен с немалыми трудностями.

Что ждет ребенка в первые дни обучения в школе

Особое значение для ребенка имеет начало школьной жизни. О степени адаптации первоклассника к школьным требованиям врачи судят по его утомляемости, успе-ваемости и состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудно-сти у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут повлечь за собой даже снижение веса ребенка.

Часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает трудности, связанные с неблагоприятными изменениями различных функциональных систем организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, работоспособ- ность повышается. Эти первоклассники успешно учатся без ущерба для здоровья. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше. Каковы причины болезненной адаптации детей к школе?

Одной из наиболее важных специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается вре- менное отставание в развитии других функций, столь важных для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития систем детского организма и особен- ностями условий жизни уровень функциональной готовности детей одного хроноло- гического возраста может значительно различаться. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Что такое школьная зрелость

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви- тия у ребенка соответствующих функций (школьно-необходимых), позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно- го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии функций, которые задействуются в процессе учебы. Прежде всего, это касается раз- вития психики ребенка, быстроты и прочности условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать получен-ную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, т. е. восприятия речи.

Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Трудно переоценить значение и такого фактора, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика зависимость от влияния окружающе- го мира, ребенку еще трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые неред- ко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания им следовать. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий.

Наука «властвовать собой» ча сто представляется непосиль ной задачей, поскольку анато мическаяифункциональная готовностьлобныхотделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную ак- тивность, столь свойственную детям, и умение сохранять рабочую позу. Для освое- ния письма и рисования необходим определенный уровень развития мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Для того чтобы избежать подобного развития собы- тий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность современных дошкольников к школе

В настоящее время проблема школьной зрелости вновь актуальна. Это связано и с началом обучения детей в 6 лет, и с уменьшением количества первоклассников, по- сещавших дошкольные образовательные организации, и со значительным ухудше-нием состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возмож- ностей детей, и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на требование об обязательном тестировании уровня школьной зре- лости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в учебные заведения, где программы обучения, как правило, повышенной сложности.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли-чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль-чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола- гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

Среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма вели-ко - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, проведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до- школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре- бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб- разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика готовности ребенка к школе

С помощью разнообразных тестов оценивается наличие определенных характери-стик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Мето-дика основана на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновремен- но с полуростовым скачком-увеличением интенсивности роста конечностей (в пер- вую очередь рук).

Таким образом, несложная для проведения процедура тестирования уровня школь- ной зрелости позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно яс-ное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. В то же время в арсенале медицинских работников есть утверж-денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ- ной готовности к обучению. Она изложена в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М.,1993. В основу методики положены психофизиологические критерии, отобранные по итогам исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Готовность детей к обучению в школе определяется в детском дошкольном учреж-дении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы ре-комендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагно-стика - один из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризаций). Таким образом, у дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью) есть не- обходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор- рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана- логичных занятий с 6-летними.

Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, прео-долеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, кон-струированием. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зре-лости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было отмечено, девочки успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен- ных работ, у них обычно лучше почерк. Повторная диагностика (в апреле - мае) позволяет окончательно сформиро- вать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе соблюдается далеко не всегда. Однако реалии жизни таковы, что довольно много 6-летних детей садится за парты.

Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Исследования, последних лет убедительно показывают, что начало школьного обучения ранее 7 лет сопровождается комплексом неблаго приятных факторов. Недостаточный уровень развития высших психи-ческих функций препятствует успешной учебной деятельности ребен- ка, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и создает психологический и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень учебной мотивации. А самое главное - показатели состояния здоровья у этих детей на протяжении всего периода школьного обучения хуже, чем у их одно- классников, поступивших в школу в 7 лет и старше.

М.И.Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

З.И.Сазанюк, канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН





© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры