Бородинская панорама.

Главная / Развод

Музей-Панорама “Бородинская битва” вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

Необычная круглая форма подчинена назначению здания – экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта – советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Панорама Ф.А.Рубо

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь – именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для “Храма Славы” в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее “Бородинская панорама” “Живой мост”.

Ф.А.Рубо. “Живой мост”

Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн – штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

Ф.А.Рубо. “Оборона Севастополя”

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы “Оборона Севастополя”. Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

Ф.А.Рубо. Панорама “Бородинская битва”

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика – это было время создания и упрочения Антанты – Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: “Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.”

Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к .

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях – под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”. Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы.

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.

Бородинская панорама и основные жизненные вехи художника Ф.А.Рубо были изложены выше. Здесь мы познакомимся с главным экспонатом музея – панорамным полотном “Бородинская битва”, написанным в 1912 году. Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”.

Бородинская панорама. Общий вид

Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Бородинская панорама. Первая точка осмотра

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинки: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного . Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Бородинская панорама. Семёновская

Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.


Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

Бородинская панорама. Барабанщики

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.
Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Бородинская панорама. Вторая точка осмотра. Семёновские флеши

Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге, В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Бородинская панорама. Французская артиллерия

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Бородинская панорама. Третья точка обзора. Командный пункт Наполеона

Это точка называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.

На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.


Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардии, численностью примерно 20 тысяч солдат.

Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Бородинская панорама. Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи»

На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист,опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю.

Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас , вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на не скошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России.

Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.

Бородинская панорама. М.И.Кутузов

Вдалеке видны избы д.Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 года по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского.

В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Бородинская панорама. Пятая точка обзора – «Командный пункт Кутузова»

Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского. Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки . Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки.


В сознании каждого человека есть опорные точки истории и культуры. Их надо знать, периодически следует к ним обращаться, а ещё лучше увидеть. Такой опорной точкой и является «Бородинская панорама», написанная великим русским художником Францом Алексе́евичем Рубо́ (Одесса, 1856-1928, Мюнхен).

Рубо создал три панорамы: «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго» и панорама «Оборона Севастополя», всего автор написал более двухсот монументальных полотен.

Ранние работы Рубо относятся к Русско-персидской войне. Затем он пишет серию полотен о кавказских войнах. Первой крупной работой стала «Оборона Севастополя», написанная в 1902-1905 годах.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую Бородинское сражение. Работа над полотном шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году.

Музей-панорама на Кутузовском

«Бородинская панорама» находится в специально построенном в 1962 году здании на Кутузовском проспекте.

Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”. Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинка:

“Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся».

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненого Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование,собрал войска и организовал их отступление с флешей. Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих,ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.

Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Вторая точка. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche -стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге. В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Третья точка обзора называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.

На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардия, численностью примерно 20 тысяч солдат. Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи». На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на нескошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 г. по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Пятая точка – «Командный пункт Кутузова».Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского.Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг.

Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая. Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская.

В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев. С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:” Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника”.

По словам Наполеона “из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты”.

В описании панорамы использованы материалы

Конюшевская Любовь Леонидовна

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

Почепинец Ольга Александровна

учитель изобразительного искусства,

черчения и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

“Бородинская битва” в творчестве Ф. А. Рубо

(музей – панорама «Бородинская битва»)

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства,

Черчения и МХК

Пос. Искателей

2012

Введение …………………………………………………………...............................2

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва» ….…………………………..........3

  1. История создания музея………………………………………………………………………………….3

Глава 2. Гордость музея – панорама «Бородинская битва»……..………………..…3

2.1. Создание панорамы………………………………………………………………..3

2.2. Фрагменты панорамы……………………………………………………………...4

Заключение……….…………....….................................................................................6

Приложения……………………………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

2) Столетие музея – панорамы «Бородинская битва»;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Почему я выбрала эту тему: Я выбрала эту тему, так как меня вдохновил поход в музей – панорама «Бородинская битва». Благодаря этой экскурсии во мне возникло желание узнать как можно больше о музее.

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва». (Приложение 1)

  1. История создания музея

18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством Михаила Илларионовича Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. К настоящему времени, благодаря многолетней кропотливой работе по выявлению и приобретению памятников эпохи 1812 года нескольких поколений сотрудников Музея, благодаря активной помощи коллекционеров, а также потомков участников Отечественной войны 1812 года, фондовое собрание Музея-панорамы насчитывает около сорока тысяч единиц хранения. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III.

(Приложение5).Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

XI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение13).Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин - второй. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов. На втором плане - выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

XII. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Ф. А. Рубо. (Приложение 14).У берез – в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки. По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненого генерала Багратиона.

Заключение.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Приложение.

Приложение 1.

Музей – панорама «Бородинская битва».

Приложение 2.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.) художник – баталист, академик.

Приложение 3.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 4.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 5.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 6.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 7.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 8.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 9.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 10.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 11.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 12.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 13.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 14

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Пояснительная записка (для педагога).

Почепинец Ольга Александровна

Должность

Учитель черчения, изобразительного искусства и МХК

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Цели, задачи материала

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин
  3. «Путеводитель по местам боев Бородинского сражения 1812» Воениздат
  4. «Очерки Бородинского сражения » Ф.Н.Глинка
  5. «Подлинные документы о Бородинском сражении 1812» В.А. Афанасьев

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин

    Подписи к слайдам:

    “Бородинская битва ” в творчестве Ф. А. Рубо (музей –панорама «Бородинская битва») Выполнила: ученица 10 “А” класса МБОУ Заполярног района «СОШ п.Искателей Конюшевская Любовь Леонидовна Научный руководитель: Почепинец Ольга Александровна Преподаватель: изобразительного искусства, черчения и МХК Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

    «… Ведь были ж сватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!... Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел …»

    Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года. Задачи: 1) Изучить литературу по теме; 2) Изучить историю создания музея; 3) Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

    Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг). 1)

    1) 2) 4) 3) 8) 7) 6) 5) 12) 11) 10) 9)

    «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

    Спасибо за внимание!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры