Да винчи был геем. Останки леонардо да винчи будут исследовать

Главная / Развод

Игорь Попов

Секрет улыбки Моны Лизы
наконец-то разгадан! Оказывается,
рисуя Мону Лизу с натуры,
Леонардо да Винчи громко пукнул.

Сегодня мы с вами поговорим о великом ученом и великом мистике, тайнознатце и масоне Леонардо да Винчи и о его интимных друзьях - любимых юношах. Вот, например, кто такая Мона Лиза - Джоконда? Одна из версий, что это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Еще одна версия - художник, будучи геем, нарисовал не себя, а своего любимчика - ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с Леонардо в течение двадцати шести лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину Капротти в наследство, когда скончался в 1519 году. Есть также компьютерные сопоставления - реконструкции портретов (объемно-плоскостное моделирование) Моны Лизы и Джиана Джакомо Капротти. Эти реконструкции показывают 87% соответствия изображений, а это со счетов скидывать нельзя. Также Леонардо написал с Джиана Джакомо Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела.

Как сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год), так и Леонардо да Винчи были не столько великими учеными, сколько великими мистиками. Да Винчи был членом, а потом Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона». Годы жизни Леонардо совпадают по времени с началом самоорганизации вольных каменщиков - франкмасонов.

Но давайте всё по порядку. Гениальный механик, философ, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, великий исследователь и великий мистик Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в маленьком городишке Винчи в провинции Тоскана, близ Флоренции (Италия). Отец Леонардо был обеспеченным нотариусом и масоном. Нет конкретных сведений о его матери; известно лишь, что она была крестьянкой по имени Катерина. Леонардо был незаконнорожденным, но на это тогда внимания не обращали, отец признал его, дал образование. Первым проявившимся феноменом Леонардо оказалась его манера письма. Он писал с помощью левой руки справа налево, опрокидывая буквы так, что написанное можно было разобрать, лишь используя зеркало. Однако в случае, если письмо предназначалось для кого-то другого, он писал как обычно.

Бытует гипотеза, что да Винчи контактировал с представителями внеземных цивилизаций, передавших ему ценные сведения, либо он сам являлся инопланетным представителем, который появился на Земле для того, чтобы помочь людям в области научных открытий.

Что касается нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо да Винчи, то к такому мнению склоняется большинство исследователей, спор лишь идет о том, кто был Леонардо - гей или бисексуал. (Мелькала там в его биографии какая-то донна, да и хер с ней, у кого по молодости этих донн не было?)

Чезаре Ломброзо в своих исследованиях (1863) доказал, что гениальность и помешательство идут рука об руку. Я в своих работах, в том числе опубликованных в «Квире» (2007, 2008), неоднократно показывал, что гениальность и нетрадиционная сексуальная ориентация так же стоят рядом. В этом я соглашаюсь с Зигмундом Фрейдом (1905, 1908).

Удивительное открытие сделал фотограф
Семенов из Великого Волока. Он разгадал
тайну улыбки Моны Лизы. Фотограф
считает, что Мона Лиза была просто дурой.

В 1476-1478 годах Леонардо да Винчи организовал свою собственную живописную мастерскую. Однако вскоре ему предъявили обвинение в содомском грехе. Леонардо вместе с тремя учениками был обвинен в совершении активного акта мужеложества над неким Джакопо (Джокобо) Салтарелли, семнадцатилетним натурщиком, братом ювелира. Нетрадиционные сексуальные отношения считались тогда великим злодеянием, наказанием за которое было сожжение на костре. Однако очевидцев преступления, а также самого обвинителя как-то вдруг не обнаружилось. Дело закрыли. Спастись от жестокой казни, возможно, помог еще и тот факт, что одним из задержанных оказался сын вельможи. Арестованных освободили после «легкой» порки. Представляется весьма вероятным тот факт, что Леонардо да Винчи спасли и от следствия, и от суда из-за принадлежности его к организации масонов.

Затем да Винчи переехал в Милан, где ему поручили создание Академии живописцев. Для нее он написал «учебники» о рисовании, освещении, тенях, движении, перспективе и чертах человеческого тела. Он работал при дворе Людовико Сфорца. В Милане родилась Ломбардская школа живописи из учеников Леонардо да Винчи. Сам да Винчи работал над созданием «Тайной вечери» на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. В 1490 году он принял в свое жилище маленького Джиана Джакомо Капротти. Любые выходки мальчику прощались. Взаимоотношения с Джакомо Капротти оказались наиболее долговременными в судьбе великого Леонардо да Винчи, не желавшего заводить свою семью.

Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию и стал военным инженером у Чезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена. Однако в тот флорентийский период Леонардо написал свою знаменитую «Мону Лизу».

Леонардо был скрытным человеком, который окружал себя ореолом секретности. В силу этого нам мало что известно о его частной жизни. Рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили ему ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Салаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также уже упомянутый нами прелестный мальчик, которого звали Джиан Джакомо Капротти. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества. По свидетельству современников, это были не только ученики, но и интимные друзья Леонардо.

Итальянские исследователи обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Святой Аннунциаты в самом центре Флоренции. Искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где да Винчи работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было пять - шесть человек. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, неподалеку находился госпиталь Святой Марии, где да Винчи мог заниматься анатомированием трупов.

Леонардо да Винчи потратил
почти двенадцать лет, рисуя
губы Моны Лизы. Просто его
часто отвлекали - то водокачку
им сделай, то кран подъёмный,
то летать, блин, хотим!

Творчество Леонардо да Винчи представлено как удивительными картинами и фресками, так и анатомическими чертежами, творениями архитектуры, планами механических машин, дневниками и манускриптами (около семи тысяч листов). Это был гениальный изобретатель и гениальный живописец.

Да Винчи разработал схемы металлургических домен; крутящийся высасывающий колпак для установки в дымоход; схемы печатных машин с автоматизированной загрузкой бумаги под пресс; схемы деревообрабатывающих установок; схемы ткацких станков; формулировку основ инерции, нареченную принципом Леонардо (позже перешедшую в закон инерции - первый закон Ньютона); автомат для изготовления железных винтов; машины для шлифования; чертеж подводной лодки; некое подобие танка - механизма, движимого группой воинов, сидящих внутри, и оборудованного двадцатью пушками; чертеж парового ружья; чертежи летательных аппаратов и парашюта; вращающуюся сцену; трехскоростную коробку передач; планы трубопроводов и ирригационных конструкций, прибор для замера яркости света; крутящиеся мельницы для изготовления тонких листов металла; план мобильных домов-конструкторов. Напомню: Леонардо жил во второй половине XV - начале XVI веков!

Леонардо да Винчи начертил проект «прародителя» нынешних вертолетов. «Я полагаю, если такой механизм довольно качественно выполнить и как следует раскрутить, благодаря поддержке воздуха аппарат сможет взмыть вверх», - писал сам автор летательного аппарата. Леонардо создал чертеж дельтаплана. В рукописях изобретателя есть эскизы некоторых птиц в процессе полета, такие рисунки просто невозможно выполнить без современных камер замедленной съемки. Может быть, это объясняется тем, что да Винчи использовал особенные психотехнические методики в целях улучшения восприятия реальности, развития памяти и воображения.

Леонардо да Винчи - родоначальник нынешней анатомии и ботаники. Именно Леонардо впервые изобразил структуру органов человека, исследовал формирование плода в теле матери и изготовил гипсовые слепки мозга. В средние века исследователи думали, что глаза излучают поток света, оказывающийся на объектах, которые мы видим. Да Винчи доказал реальный принцип работы человеческого органа зрения. За многие годы до рождения Исаака Ньютона Леонардо да Винчи открыл закон всемирного тяготения.

Среди произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания». Имеются предсказания о создании летательных аппаратов - вертолетов и самолетов; о телефонной, телеграфной и радиосвязи; об автомобилях и бронетехнике. Есть и предсказание о глобальном потеплении: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам, и снова упадет на жилища людей».

Да, Леонардо да Винчи не чужд был мистике и масонству. Начнем с того, что он был Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона» («The Priory of Sion»). Впоследствии Великим магистром этой организации станет сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год).

Юность и молодые годы Леонардо прошли под постоянным контролем масонов. Кстати, из предметов, которые были при себе у Леонардо да Винчи по прибытии в Милан, был массивный золотой медальон с жирно выгравированным масонским знаком и брелок на золотой цепочке. Брелок этот выполнен в виде миниатюрного и очень искусно сделанного циркуля - еще одного масонского знака. Документы подтверждают, что Леонардо да Винчи был «селекционно выведенным масонами изобретателем». Он должен был создавать для масонской организации оружие, многократно превосходящее уровень Средневековья.

Да Винчи все время спрашивал ее:
- Мона, Лиза?
Она ему говорила:
- Нельзя!
Он опять спрашивал:
- Мона, Лиза?
А она опять ему отвечала:
- Нельзя!
И загадочно так улыбалась…

Зигмунд Фрейд в 1910 году написал работу «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». С тех пор да Винчи стал рассматриваться в качестве человека, оказавшего значительное влияние на современную психологию нетрадиционных сексуальных отношений. Во впечатлениях раннего детства Фрейд ищет истоки гомосексуализма, а также психологию и поведение гомосексуалов. Эта работа была написана, когда сам Фрейд анализировал чувства к своему бывшему любовнику Вильгельму Флиссу. (В следующий раз и о Фрейде кое-что занимательное вам поведаю. У Зигмунда-то нашего Фрейда рыльце тоже в пушку…) В этой работе Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности.

Найдена нижняя часть полотна
Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Теперь у специалистов не осталось
сомнения в том, что на картине
художник изобразил самого себя.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции, в замке Клу, скорее всего, от туберкулеза или сифилиса - настоящего бича тех времен. В первой четверти XVI столетия от венерической заразы в Европе скончалось около двадцати миллионов человек. Возможно также, причиной смертельного недуга могло быть отравление свинцом, который содержался в масляных красках (хотя это кажется мне маловероятным). Интимный друг Франческо Мелци был рядом с Леонардо до последних минут.

Великий мистик и учёный, любитель юношей нагих, в плащ длиннополый облачённый, да Винчи был из голубых. Где геи - там и гениальность, где гейниальность - там анал. Любовь всё это, а не сальность. Да! Винчи с юношами спал!

Игорь Попов, канд. мед. наук

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо было замечено художником Андреа дель Веррочино, и Леонардо стал в четырнадцать лет его учеником. Спустя десять лет, по-прежнему живя рядом с Веррочино, Леонардо вместе с еще тремя учениками был обвинен в совершении «безбожных поступков» с семнадцатилетним натурщиком по имени Джокобо Салтарелли. Они получили жесткое взыскание.

В 1482 году Леонардо оказался в Милане при дворе Лодовико Сфорца, где он составил свои знаменитые «Записки» и создал такие шедевры, как «Мадонна в пещере» (1483–1486) и в настоящее время в значительной степени утраченную в оригинальном виде фреску «Тайная вечеря» (1495–1498) в соборе Санта Мария делле Граци. Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию, став военным инженером у Цезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена - Леонардо не мог устоять перед своим никогда не ослабевавшим интересом к новаторским экспериментам в области фресковой живописи и переключился на другие работы. В тот флорентийский период он также написал свою знаменитую «Мону Лизу» (1503).

В 1507 году Леонардо поступил на службу к французскому королю Людовику XII, работая сначала в Милане, затем в Риме, где он смог проявить себя и в таких областях науки, как геология, ботаника и механика. В 1515 году французский король Франсуа I предоставил в его распоряжение замок Клу, где ему были созданы условия для научных изысканий.

Леонардо был очень скрытным человеком, окружавшим себя ореолом секретности - все его записи, к примеру, были выполнены шифром. В силу этого нам мало известно о его частной жизни, исключая тот факт, что рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили его ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Са Лаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также прелестный десятилетний мальчик, которого звали Капротти. Леонардо прозвал его «маленьким чертенком» за то, что он постоянно норовил стащить что-нибудь у Леонардо. Все эти пропажи Леонардо методично, но с ироничными и великодушными комментариями фиксировал в своих дневниках. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества.

Леонардо творил не спеша, и концовка работ всегда затягивалась (одна только итоговая доработка «Моны Лизы» заняла четыре года). Многие из его современников считали, что он распыляет свой талант и отпущенное ему время. Как пишет историк Вазари, на смертном одре Леонардо сокрушался, что обидел Бога и людей, не успев выполнить свой долг в искусстве.

Леонардо скончался в замке Клу в 1519 году.

Франческо Мелци был рядом с ним до последних минут. Всеобъемлющий вселенский гений, Леонардо был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. Он оставил нам более восьми тысяч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретения, архитектурные проекты и зарисовки.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве» (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: «Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам». Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, «лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь».

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: «Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма».

Фрейд затем продолжает доказывать, что, «подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери… Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики».

Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды.

Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью «вылечиться» от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом «механизма» приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.

В погоне за мифами.

Сексуальная ориентация художников эпохи Ренессанса.
(Примечание:Часто имена художников, название картин я пишу по английски, потому что английское правописание ближе к оригиналу).

Все знают, все, кто причастен или интересуется искусством знают, что Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти были гомосексуалистами. Но мало кому известно, что не существуют исторических документов, архивных записей, личной переписки, свидетельств очевидцев, проливающий свет на столь щепетильный вопрос.
Боттичелли также не избежал подобных обвинений, по крайней мере, в пору его жизни. Но это меньше знакомо широкой публике.
Тем не менее, эта статья не совсем о сексуальной ориентации наиболее ярких индивидумов, которые несметно обогатили культуру западной цивилизации. Их имена эквивалентны этой культуре. Образы, созданные ими, превратились в символы – иконы нашего общества.

Это попытка проследить, как возникли истории о гомосексуализме этих личностей. Как они появились на свет, на чём обоснованны и чьи имена стоят за столь пикантной информацией. Миф это или истина?
Конечно, тот факт, что ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Боттичелли не были женаты и не один из них не оставил потомство, способствовал подобному умозаключению. Но брак не является фактором сексуальных предпочтений человека. Истории известны многие имена художников, писателей, композиторов, учённых, которые умерли холостяки. Их современник, коллега по цеху - Рафаэль, тоже не был женат и не оставил наследников, тем не менее, его бурные, романы с женщинами были известны всему Риму, и дошли до наших дней.

Может быть, Леонардо да Винчи и был гомосексуалистом. Согласно официальной статистике 3-4 человека из ста проявляют нетрадиционную, сексуальную ориентацию, что не так уж и мало. Вероятность довольно высока, как, впрочем, относительно любого другого человека. Каждый из нас, живущий в свободном обществе, наверняка, лично сталкивался с «геями» и лесбиянками. Существует поверье, что люди творческих профессий больше склонны к гомосексуализму. Но может быть, в силу своей популярности детали их жизни более известны, чем какого-то Коли, работающим фрезеровщиком. Никто не сравнивал статистику нетрадиционной сексуальной ориентации между людьми разных профессий, разного социального статуса.

Но давайте вернёмся к нашему расследованию, которое ведёт прямо к Зигмунду Фрейду, основоположнику науки о человеческой психике. Известно, что Зигмунд Фрейд считал эмоциональное состояние личности зависимым от его либидо. Либидо в свою очередь является результатом отношений между родителями, отношениями между ребёнком и его родителям. Это и есть основа психологии и психоанализа - метода терапии, разработанного Фрейдом.
Почему-то личность Леонардо да Винчи возымела какое-то мистическое действие на знаменитого психолога. Не удивительно. Леонардо да Винчи по сегодняшний день поражает человечество своим гигантским интеллектом и бесчисленными талантами.
Но Фрейда интересовала нечто-то другое - сексуальность художника. И он уложил на воображаемую кушетку воображаемого пациента. Вопросы задавал Фрейд, он же на них отвечал, как в игре в шахматы с самим собой.

И так: Леонардо был внебрачным ребёнком. Мать бросила младенца на попечение отца. Отец забрал ребёнка в свой дом, когда тому было 4 года, и вместе со своими братьями занимался его воспитанием. Вернее, им особенно не занимался никто. Мальчик был предоставлен самому себе, в школу не ходил и не получил никакого формального образования, которое считалось нормой во Флоренции той эпохи. Тем не менее, отец обратил внимания на способности сына к живописи и отдал его в подмастерья в цех Верроккьо.

Отсутствие матери в становлении юного Леонардо, Фрейд посчитал основной причиной одержимостью сексом молодого художника.
На самом деле это Фрейд был одержим сексом Леонардо да Винчи. Наверное, и Леонардо, как большинство молодых людей. Не из-за матери или отца. А за высокого уровня тестостерона в организме молодого самца. Так что подобный вывод - факт относительно большинства мужчин в годы становления.

Фрейд внимательно изучил биографию Леонардо да Винчи, - те незначительные детали дошедшие до наших дней. Следствием этого явилась статья «Леонардо да Винчи и память о его детстве».
Главными постулатом этой работы является то, что Леонардо является гомосексуалистом из-за отсутствия женского образа и материнской любви в детстве.

Фрейд сделал и другое шокирующее открытие, что Леонардо идеализировал и желал свою мать.(Этому нет никаких подтверждений: ни признания самого Леонардо, ни свидетельства современников.) Из-за аморальной, недозволенной любви к своей матери, молодой человек не мог полюбить другую женщину, посему влечение к мужчине оставалось его единственной альтернативой. Другого выбора ему, попросту, не было дано.

В случае с Марселем Прустом, ни для кого не была тайной, его сексуальные предпочтения. Ни для кого не было тайной, что у писателя была не в меру властная, доминантная мать, под влиянием которой протекала жизнь писателя, от бытовых мелочей до мировозрения. Привязанность между матерью и сыном превосходила общепринятые нормы.
В психологии считается, что влияние доминантной матери является одной из причин гомосексуальности.

Я не смею возражать Зигмунду Фрейду. Что я понимаю и в психологии и в гомосексуализме? Современные учённые затрудняются определить какие-то конкретные причины этого явления, которое, кстати, распространенно в мире младших братьев наших – животных.

Но, уважаемый Зигмунд Фрейд, позвольте риторический вопрос: как же так, что в случае присутствия и отсутствия материнского начала в жизни мальчика результаты одинаковы – влечение к однополым существам.
Леонардо да Винчи был брошен матерью, Марсель Пруст – чрезмерно обласкан. В результате чего, согласно учению Фрейда, обоих ждала та же участь в личных отношениях.

Неужели клиническая психология похожа на Модернизм в живописи? Любое событие в жизни, и в поведении человека, любой комплекс в его характере, можно интерпретировать так же, как цветовое пятно на холсте абстракциониста. Концепция работы зависит от личности интерпретатора.
Тем не менее, моя статья не о причинах гомосексуализма Леонардо да Винчи и Микеланджело. И не об аргументах, противоречащих выводам Фрейда. Куда уж нам?
Это попытка расследовать источники подобных слухов. Другими словами - откуда ветер веет?

Кстати, Фрейд выразил мнение, что неумение Леонардо завершать работы прямым образом связаны с его проблематичным либидо и с неспособностью удовлетворять интимные нужды.

Здесь я готова возразить Фрейду. Пример собрата по цеху Леонардо – Микеланджело. И он, похоже, тоже не знал особого сексуального удовлетворения. Но все же работы завершал, писал гневные письма своим спонсорам, если отсутствие финансов останавливали проект, как в случае с надгробием семьи Медичи. Гнался за Папой Юлием VII на поле боя за деньгами для продолжения работы над фресками Сикстинской капеллы.

Что же касается Леонардо да Винчи, его мозг переполняли множество идей в разных областях знаний: в ботанике и анатомии, в математике и аэродинамике, и т.д. Он постоянно работал над всевозможными изобретениями от летательного аппарата до пропеллера, который является его детищем. Одному человеку было не по силам одолеть то количество проектов, в которое был погружён с головы до ног гений Леонардо. Ему был необходим научно-исследовательский институт, чтобы разрабатывать и изучать всё то, что его занимало.

Лично Леонардо в перечне своих профессий поставил живопись на одиннадцатое, последнее место. Очевидно, художником он себя не считал.
Что же касается его ориентации…
Быть гомосексуалистом во времена Ренессанса значило быть не просто грешником, а преступником. Карой за содеянное могла быть смертная казнь. Так что, интрижка с юношей могла оказаться для мужчины дорогой на эшафот.

Такие определения как гомосексуализм, лесбиянство ещё не существовали. Соитие двух мужчин называлось "содомизм", уходящий корнями к библейской легенде о Лоте и разрушении Содомы и Гоморры. Всевышний уничтожил эти города из-за того, что их жители занимались извращённой сексуальной деятельностью – гомосексуализмом. С тех пор любовь двух мужчин была заклеймена, как величайший грех. С иудаизма эти суждения перекочевали и в христианство. (Кстати, в античном Риме это считалось нормой. Зрелые мужчины содержали любовников, как правило – юношей. Извращением считался оральный секс).

Грешники предавались анафеме. Их судили, заключали в тюрьмы, а то и казнить могли. Почти до наших дней гомосексуализм в Христианской Европе был преступлением.

Широкой публике известен случай с Оскаром Уайльдом, который был судим в 1895 году, признан виновным в преступных совокуплениях, и осуждён на два года каторжных работ.
Великому русскому композитору- Чайковскому повезло гораздо больше. Несмотря на то, что и в России интимные отношения между двумя мужчинами сурово карались, в каждом конкретном случае это зависело от царя. Царь мог закрыть на это глаза, что и произошло в случае с композитором. Тем не менее, Чайковский не знал покоя. Его мучили страхи разоблачения, угрызения совести, Чайковский был человеком консервативных убеждений. Он страдал депрессией из-за неудачных попыток подавить в себе ненормальное влечение к однополым особям. Согласно его биографам и музыковедам это и привело к ранней смерти композитора.
Случаи гомофобои, насилия, расправы с «голубыми» происходят и сегодня в нашем просвещённом и либеральном обществе.
Так что, само собой разумеется, в те времена, в эпоху средневековья у любого мужчины, который состоял в запретной связи с себе подобным, были серьезные основания скрывать этот факт.
Если Леонардо и был гомосексуалистом, что исключить нельзя, он никогда не признался бы в этом публично. Он не признался бы в этом ни в своих записях, ни в дневниках, ни друзьям и ни родственникам.
С другой стороны, Леонардо был окружён молодыми мужчинами – подмастерьями, ассистентами, учениками. Не потому что он предпочитал окружить себя молодыми мужчинами, просто, в подмастерья и ученики ходили мужчины. Если бы один из них был его любовником, то скрыть подобный факт было бы чрезвычайно сложно. Слухи об этом расползлись по Флоренции, Милану, Риму со скоростью лесного пожара. Если этого не произошло, то он не содержал любовников, или же был выдающимся конспиратором.
Леонардо покрывал записями тысячи страниц. Он оставил после себя целую библиотеку, где ничего невозможно прочитать без помощи зеркала. Он писал наоборот, как бы зеркальное отражение букв и слов. Никому не известно, почему он так делал, но предполагают, что таким образом он прикрывал свои мысли некой завесой тайны.
Тем не менее, тексты давно прочитаны. Поражает отсутствие записей личного характера. Отсутствуют, вообще, размышления об отношениях между людьми, дружбе, верности, любви, романтике, семье, – словно этих аспектов не существовало в человеческой жизни.
Огромный ворох бумаг заполнен чертежами каких-то машин, оружия; расчётами; анатомическими рисунками конечностей и органов тела. Встречаются зарисовки всемирного потопа - Леонардо верил, что мир погибнет под водой и этих мыслей не скрывал. Чертежи чередуются эскизы человеческих голов, лиц, тел, словно он пытался что-то просчитать, открыть тайну устройства человека.
Но даже наброски обнажённых людей, как «Леда и Лебедь» или «Ветрувианский человек», лишены эротизма, чувственности. Словно это иллюстрации к вечному поиску идеальных пропорций.
Из всего этого множества бесценных страниц возникает образ истинного учённого. Каждая строка сквозит постоянной работой мысли.
Леонардо где-то напоминает математика, нашего с вами современника, по имени Григорий Перельман. Перельман живёт в. Сент. Петербурге. Он редко покидает свою квартиру, не выходит на улицу, и не поддерживает связей с внешним миром. Бытом занимается его мать.
В 2000-ом году Перельман отказался от премии размером 1.000.000 долларов за решение какой-то важной для науки задачи, под предлогом, что у него нет применения для таких денег.
Папарацци и журналисты оббивали пороги дома, в котором он живёт, но так и не получили ни какого объяснения его странностям. Также не были замечены женщина или мужчина, посещавшие квартиру Перельмана. Миру ничего неизвестно о его личной жизни и о его ориентации. Пожалуй, у него нет никакой.
Может быть и в случае с Леонардо да Винчи одержимость науками, исследованиями, изобретениями являлись приоритетом, смыслом его существования.
Существуют и другие причины, из-за которых мужчина не способен на интимные отношения – импотенция. Причины импотенции могут быть физиологическими, как болезнь кровеносных сосудов, поражающих нормальный приток крови в губку ткани интимного органа. Психологические проблемы – стресс, депрессия, травматическая жизненная ситуация, (допустим – смерть близкого человека), могут отрицательно влиять на либидо.
Люди сложные существа со своими психозами, синдромами, комплексами, фобиями, фетишами.
Может быть, Леонардо да Винчи страдал каким-то фетишем, например некрофилией. И поэтому под покровом ночи пробирался в анатомический театр. Шутка!
А может, как и Исаак Ньютон он умер девственником. Французский философ Вольтер подтверждал, что на смертном одре Ньютон признался священнику, что не знал интимной близости.
Судьбы Леонардо и Ньютона похожи, словно близнецов-братьев. Оба появились на свет незаконнорожденными. Их матери бросили младенцев, одного на попечение отца, другого- Ньютона, на попечение бабушки. Оба были предоставлены самим себе и не получили формального образования. Обоим было свойственно интеллектуальное любопытство относительно мира вокруг нас. Обоих природа наградила исключительным качеством – разгадывать тайны природы. В конце жизни Ньютон возглавил Академию наук Англии. А Леонардо стал негласным советником французского короля.
Их имена высечены на обелиске истории золотыми буквами и с каждым годом сверкают ярче и ярче.

В силу некого мистического феномена, судьбы величайший мастеров Ренессанса во многом совпадают. Начиная с места и времени рождения: Флоренция, 15-ый век. Хотя к ним можно подключить ещё несколько имён, художников - Рафаэль, Джиорджио, Караваджо, родившихся раньше или позже, в других городах Италии.

Леонардо да Винчи и Боттичелли были соучениками. Они вместе постигали мастерство живописи в цеху у Верроккьо. Хоть Леонардо, Боттичелли и Микеланджело постоянно сталкивались друг с другом, друзьями они не были. Наоборот – соперниками.
Боттичелли - незаконнорожденный ребёнок, брошенный своей матерью. Отец скончался на три года позже. Он рос без матери. Кроме имени -Смеральда, (и это не точно) о ней ничего неизвестно современным историкам искусства.
Мать Микеланджело тяжело заболела после родов. Ребёнка отдали кормилице, которая стала для него няней и приёмной матерью. Семья, куда попал младенец Микеланджело, была каменотёсами, (масонами).
Ни родной отец, ни семья каменотесов не могли предоставить заботливую, любящую атмосферу, необходимую для эмоционально развития ребёнка. Сам Микеланджело шутил, что впитал с молоком матери потребность обтёсывать камни, и поэтому стал скульптором.
Его биографы и критики, задолго до появления науки психологии, констатировали факт, что отсутствие материнской любви повлияла на его отношения с женщинами.

Тем не менее, уже в детстве слава о юном вундеркинде становится достоянием Флоренции. 13-ти летнего мальчика забирает к себе в дом Медичи Великолепный, где к нему относятся, как к сыну. Дети Лоренцо Медичи, становятся сводными братьями и друзьями Микеланджело. В последствии оба по очерёдности возглавляют католическую церковь. Первым становится Папой - Лео Х, потом - незаконнорожденный сын брата Лоренцо - Клементий VII. Так что Микеланджело сохраняет с правителями Католической Христианской церкви родственные отношения.

Медичи Великолепный сразу же отправляет Микеланджело в академию, где он изучает латынь, философию, литературу, и другие предметы, считавшиеся необходимыми в ту пору. Он входит в круги интеллектуальной и творческой элиты, и знакомится с выдающимися поэтами, литераторами, музыкантами. Самое главное он получает неограниченный доступ к сокровищам семьи Медичи, в частности к коллекции античных скульптур. Микеланджело проводит всё свободное время в зарисовках этих бесценных шедевров.
Он родился с «золотой ложкой во рту», ему задан старт, о котором мало кто смеет мечтать.
В академии он знакомится со своим соучеником Д. Васари, который становится его биографом.
Васари старательно ведёт записи событий в жизни Микеланджело. Тем не менее первое упоминания романтического характера появляется, когда художнику уже за 50. Васари пишет, что Микеланджело познакомился с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери и посвятил ему многочисленные любовные поэмы.
Значит ли это, что Микеланджело влюбился? Вполне может быть. Но если он и полюбил Томассо, то отношения скорее, оставались платоническими. Де Кавалиери был женат, и произвёл на свет ребёнка ставшего в будущем известным композитором Эмилио де Кавалиери. Если бы всё-таки они состояли в интимной связи, вряд ли любовная поэзия разглашалась бы на весь мир. Это было опасно, даже для Микеланджело с его родственными связями с папским престолом.
Поэзия допускает воображаемые образы. Лирическая поэзия это жанр, особенно средневековая, а предмет страсти воображаемый образ. В этот период Микеланджело посвящал свою поэзию и анонимным особам. Может быть ему хотелось поупражняться в лирической поэзии.
Но может быть, что он был физически близок с Томассо, несмотря на все запреты и брак Томассо. Одно верно, этих людей связывала глубокая дружба и духовная близость до последнего вздоха художника. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.
Несколько годами позже после знакомства с Томассо, судьба сводит Микеланджело с талантливой поэтессой по имени Виттория Колона, маркиза Пескари.
Маркиза вдова. Её муж был убит на поле брани, когда Виттории было 25 лет. Все попытки её семьи и друзей сосватать Витторию, найти ей достойную партию наталкивались на непреодолимое сопротивление женщины. Замужество лишило бы её независимости. Только в качестве вдовы женщина могла распоряжаться собственными финансами, недвижимостью и быть хозяйкой своей судьбы. Виттория покровительствовала художникам, музыкантам, поэтам. В её доме собиралась изысканная публика, элита общества и высшего класса, к которому принадлежала эта элегантная, образованная женщина. В любом издании, где упоминаются выдающиеся женщины времён Ренессанса имя Виттории Колоны на первых местах.
Когда они познакомились ему было 61, ей 46.
Микеланджело влюбился. Он проводил всё свободное время в её обществе. Его взгляды, идеи, религиозные убеждения видоизменились под влиянием Виттории. В поэзии появились нотки романтического идеализма, раньше ему не свойственные. Она стала его музой, постоянной темой его лирики и той, которой посвящают каждую строку.
Судя по всему, Витория была единственная любовь его жизни, и единственная женщина с кем у него были серьезные отношения. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась непоколебима в отношении брака.
В 1547 году в возрасте 57-ми лет Виттория внезапно умерла, буквально, на руках у Микеланджело. Ему было невероятно трудно пережить её смерть, также как Сальвадору Дали смерть Галы.
Он написал сонет на смерть любимой женщины. Это было одно из последних стихотворений. Больше он не писал. Поэт в нём умер вместе с Витторией. Он перестал заниматься живописью и отказывался принимать заказы на скульптуры, ссылаясь на свой преклонный возраст. Ему было 72 года, и, наверное, действительно трудно заниматься ваянием. Он посвятил себя небольшим архитектурным проектам, чтобы не сидеть сложа руки.
Может быть, что в течении жизни в зависимости от обстоятельств он вступал в половые отношения с проститутками, юношами, чем-то вроде «надувных кукол», которых тогда ещё не производили. Но вряд ли он был гомосексуалистом.Гомосексуалист не способен так любить женщину.

Александро ди Мариано ди Ванни Флипепи, известный под псевдонимом Сандро Боттичелли, также не был семьянином. Он никогда не состоял в браке и не произвёл потомство. Его отец был кожевником. Некоторые быографы упоминают имя матери - Смеральда, и тот факт, что она ушла в мир инной, когда Сандро был малышом.
(В отличие от этих Флорентийских художников венецианский мастер - Тициан был официально и не официально женат раз 5. У него родилось где-то 8-9 детей, часть которых умерла в младенчестве. Естественно, никто и никогда не обвинял его в нетрадиционной ориентации).
Не важно как прошло детство Боттичелли, в качестве взрослого мужчины он влюбился безответной любовью в Симонетту Веспучи, которая по мужу состояла в родстве со знаменитым Америнго Веспучи, первооткрывателем Америки, в честь которого и назван этот континент.
Симонетта была музой и моделью Сандро. Кого бы не писал Боттичелли Афродиту или богиню весны в работе «Примавера», Симонетта служила образом его женщин. Симонетта вдохновляла Боттичелли на одни из бесценных произведений в изобразительном искусстве. Не будь Симонетты, может быть не было бы «Рождения Афродиты», и человечество лишилось бы своего наиболее яркого символа красоты и женственности.
Сегодня образ Афродиты мелькает всюду – на плакатах и на обложках, вывесках и упаковках, даже на больничной брошюре о раке груди. Жители стран мира, которое ничего не знают о Боттичелли, Ренессансе и живописи вообще, знакомы с лицом женщины в обрамлении тяжёлых прядей золотых волос.

Боттичелли не подозревал, что Симонетту ожидает бессмертие. Может быть слава той, которая вдохновляет, превосходит славу вдохновлённого. Он был влюблён в неё недозволенной любовью. Она принадлежала к высшему сословию, аристократии, социальному классу, что делало её недоступной для Сандро Боттичелли. К тому же она была замужем. Он мог только предаваться мечтам о Симонетте и оживлять её в своих картинах. Симонетта ушла из жизни слишком рано.
Боттичелли завещал быть похороненным у её ног. Он прожил ещё 34 года. Когда он скончался в 1510 году был похоронен в церкви Огнисанти в ногах своей возлюбленной, как и завещал.
Кое-кто скептически улыбнётся по поводу столь интенсивных чувств и неземной любви, как в сказках, где принц и принцесса живут долго и счастливо и умирают в один день.
Но не нужно забывать, что Боттичелли был художником с необыкновенно развитым воображением. Его жизнь слилась воедино с идиллиями, сказочными мифами, которые он возрождал на холсте. Любовь, по своему, тоже сказочный миф, как и его картины.

Современный историк, который расследовал аспекты сексуальной ориентации Боттичелли в 1938-мом году, наткнулся в флорентийских архивах на обвинение от 2 ноября 1502-ого года, которое звучало просто: «Боттичелли содержит мальчика». Другими словами он анонимно был обвинён в гомосексуализме. Художнику было 58 лет. После продолжительной и изнурительной волокиты все обвинения были сняты.

Я тоже художница. Я тоже никогда не была замужем и не произвела на свет потомство. И если не талантом, то сходством участи принадлежу к группе избранных, которых я идеализирую и преклоняюсь.
В плане сексуальной ориентации откровенно признаюсь в тотальной приверженности к гетеросексуализму и неисчерпаемому влечению к противоположному полу.
К гомосексуалистам я отношусь так же, как к лилипутам, слепым или калекам, пострадавшим в несчастном случае – с колоссальным состраданием. Быть изгоем, презренным в обществе большинства – тяжкая доля. Не верю, что кто-то добровольно, ради эпатажа, обречёт себя на столь тяжёлый крест.
В средневековье наветы, клевета, доносы были явлением распространенным, в частности, анонимные обвинения в содомизме. В одной из энциклопедий Ренессанса я вычитала, что обычно такое преступление каралось штрафом или непродолжительным заключением. Это было общепринятой тактикой отмщения своему врагу, сопернику.
Леонардо да Винчи не удалось избежать подобной участи. Префектура Флоренции получила анонимный донос, что Леонардо занимался греховным сексом с мужчинами. Хочется верить, что это было делом рук завистливого художника или ревнивой женщины.

Так что Фрейд не был первым, кто приписывал Леонарду гомосексуализм.
В 1976 году Леонардо посадили на несколько месяцев. После тщательного расследования, обвинение было снято из-за отсутствия каких-либо доказательств. Он был полностью оправдан и освобождён из-под ареста. Дело было закрыто.
При всём моём уважении к Фрейду, я доверяю больше средневековым детективам-инквизиторам. Если суд Флоренции признал Леонардо да Винчи непричастным к греховным сношениям, значит он не гомосексуалист. История о сексуальной ориентации Леонардо да Винчи этим исчерпана.
Суд объявляется закрытым, присяжные отправляются на отдых до тех пор, пока новые сведения или детальная биография, датированная второй половиной 15-ого столетия, убедит нас в другом.

О творчестве и научных изысканиях великого представителя эпохи Возрождения в биографии Леонардо да Винчи написано немало трудов. Над его феноменом долгие столетия бились и учёные, и историки, и искусствоведы. Долгое время учёные интересовались исключительно его достоянием как художника, скульптора, изобретателя, анатома. В общем-то, сфер, в которых Леонардо да Винчи проявил себя не только как знаток, но и как первооткрыватель, очень много. В связи с этим очень мало свидетельств в его биографии, относящихся к личной жизни Леонардо да Винчи , которую, надо признать Маэстро очень тщательно скрывал. Все его дневники написаны специально созданным для этого шифрованным письмом, над которым до сих пор бьются учёные.

Тем не менее, на сегодняшний день учёные пришли к некоторым выводам о том, каким был великий художник своего времени. По их мнению, Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребёнком знатного сеньора, что, впрочем, не лишило его ни богатства, ни почестей, сопутствующих людям знатного происхождения. Бытует мнение, что знаменитая Мона Лиза — это портрет матери художника Катерины, с которой он был разлучён в возрасте пяти лет. Достоверно известно, что Леонардо да Винчи не был связан любовными узами ни с одной из барышень современниц. Поэтому учёные подозревают, что художник был человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Возможно, к этому мнению они пришли по аналогии с другими художниками — яркими представителями своего времени, которые предпочитали мужчин женщинам. Для нас это признаки нетрадиционной ориентации, а в то время среди знати и творческих личностей это было более чем обычным явлением. Хотя церковные каноники уже и начали войну с такими отношениями, но, как известно, явление это было очень распространено.

На фото — одна из картин, на которой изображён Салаино

Что же касается самого да Винчи, то его пристрастие к мужскому полу подтверждает и то, что всю жизнь он неизменно был окружён красивыми юношами, которые становились его учениками и натурщиками. Среди них наиболее выделяются Салаино (это прозвище, которое дал ученику сам изобретатель, означающее Дьяволёнок), который был спутником Леонардо да Винчи долгие 30 лет, и Франческо Мельци, который был с Маэстро до самой смерти и унаследовал практически всё достояние последнего. Учитывая явное отвращение Леонардо да Винчи к половым отношениям, высказанное в его дневнике, многие склоняются к мнению, что художника с его любимыми учениками связывали не физические, а платонические отношения.

На фото — портрет Франческо Мельци

Что бы там ни говорили или писали о личной жизни Леонардо да Винчи, нам, современникам, конечно, более ценно его творчество, картины, вышедшие из-под его пера. Тем более, что все сведения, дошедшие до нас из работ историков и учёных, нельзя считать полностью достоверными, ведь почерпнуты они из записей, которые до сих пор до конца расшифровать никому не удаётся. К тому же и записи не сохранились до наших дней полностью. Поэтому всё, что нам известно — это личное мнение и оценка исследователей, которые вполне могут отличаться от реальной картины.

Все, что касается гения Леонардо да Винчи не дает покоя ни его почитателям, ни профессиональным специалистам. Историки раскрыли тайну матери великого Леонардо. Ранее считалось, что она была рабыней из Африки или даже еще романтичнее из Китая. Однако все оказалось по-иному.

Звали ее – Катерина ди Мео Липпи , утверждает в книге «Мона Лиза: люди и картина» британский историк из Оксфорда Мартин Кемп. Она была сиротой и жила с бабкой в холмах в паре километров от Винчи.
Ученые установили, что Катерине было 15 лет, когда ее соблазнил 25-летний адвокат Сер Пьеро да Винчи (1427-1504), работавший во Флоренции . В XVI веке 15 лет – возраст разрешенный для брака, так что никакого совращения несовершеннолетних в нашем понимании здесь не было.


Сохранился дом, в котором жил Леонардо в детстве

В июле 1451 года отец Леонардо решил отдохнуть от жизни в большом городе и приехал на несколько недель в Винчи, где и познакомился с Катериной. 14 апреля 1452 года она родила Леонардо. Пьеро, делавшему карьеру во Флоренции, на простолюдинке Катерине не женился. Первые годы он прожил в доме матери, однако после мальчик был передан в дом деда Леонардо – местного нотариуса и землевладельца. К данным выводам о подробностях о родителях и детстве Леонардо Мартин Кемп выяснил в архивах после тщательного изучения налоговых и иных документов.

Леонардо да Винчи. Ангел для картины “Мадонна в скалах”. Эскиз, 1483-85

К деду Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) никаких претензий быть не могло. Он воспитывал и занимался внуком в детстве. Примечательна запись в его дневнике (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео ».
Что же касается Катерины, то со временем она вышла замуж за местного крестьянина по имени Антонио ди Пьеро Бути и родила ему сына и четырех дочерей.


Более чем через сорок лет Катерина приехала доживать свой век к Леонардо в Милан, где и умерла примерно через год, сообщает Daily Mail. Ученые нашли записку, написанную рукой Леонардо, в которой он обещает оплатить ее похороны, и запись в архиве Милана о смерти некой Катерины из Флоренции.

Отец Леонардо вскоре после рождения первенца женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.


В Италии XVI века к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи» . Полное его имя - по-итальянски звучит Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры