Личная жизнь бетховена краткое содержание. Людвиг Ван Бетховен: композитор, который не слышал

Главная / Развод

Пушкина В. Н.

Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.

Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста.

Добившись признания в Бонне, беспокойная натура Бетховена устремляется в Вену -музыкальную столицу Европы. Там он мечтает познакомиться с “царем музыки” Моцартом. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Бледное лицо, рассеянный взгляд, шутливая болтовня не отвечали представлениям Бетховена о том, каким должен быть великий композитор. Моцарт, в свою очередь, сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. О том, чтобы брать уроки у «царя музыки», не могло быть и речи. Гордый и честолюбивый юноша был уязвлен таким отношением к себе. Два великих композитора расстались холодно, и никогда больше не виделись. Будет ошибкой думать, что Моцарт не оценил нового гения. После ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!” Почему встреча Моцарта и Бетховена прошла именно так, мы можем только гадать.

Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив.

Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну.

Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.

В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал.

Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают.

Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха.

В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.”

Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году.

На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек.

Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. Сегодня мы расскажем об отце великого композитора.

Дата и место рождения

Иоганн ван Бетховен — именно так звали отца великого композитора. В свою очередь, Иоганн был сыном (дедушки великого композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.

Родился он 14 ноября 1740 года , вероятнее всего в городе Мехелен (Фландрия), как и его отец. Однако среди некоторых западных биографов есть мнение, что Иоганн на самом деле не был биологическим сыном Людвига Старшего, а был им усыновлен.

С другой стороны, число биографов, выдвигавших данную гипотезу, ничтожно мало. Более того, эти биографы основываются на, мягко говоря, сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить не будем.

Поэтому, нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно, как и биологическим отцом Людвига Младшего (того самого великого композитора).

Иоганн, кстати говоря, был не единственным ребенком Людвига Старшего. До него у дедушки Бетховена родились еще двое детей, но прожили они недолго. Старшая сестра Иоганна прожила всего год, а дата смерти его старшего брата нам, вообще, неизвестна:

  • Мария Людовика Бернардин ван Бетховен (27-28 августа 1734 года, Бонн - 17 октября 1735, Бонн);
  • Марк Джозеф ван Бетховен (24-25 апреля 1736, Бонн - дата и место смерти неизвестно);

С детства Иоганн обучался вокалу под руководством своего отца, параллельно изучая скрипку и альт. После посещения начальной школы год или два он провел в иезуитском колледже.

Уже в 1752 году Иоганн поет (сопрано) в Боннской капелле, правда бесплатно. Через четыре года (с 25 марта 1756) он будет официально работать в капелле за деньги. Вероятно, в тот момент его мутировавший голос уже понизился до регистра «тенор», коим он и останется до конца жизни. Более того, Иоганн параллельно подрабатывал преподавателем по фортепиано и вокалу.

Насколько хорошим музыкантом был Иоганн, мы не знаем. Некоторые биографы утверждают, что отец Людвига обладал прекрасным голосом, как, в свою очередь, и его отец, Людвиг Старший. В то же время другие источники настаивают на том, что Иоганн был весьма посредственным музыкантом, особенно, если сравнивать его вокальными данными с аналогичными у его отца.

Несчастная семейная жизнь

Известно, что 12 мая 1767 состоялась женитьба Иоганна на — девятнадцатилетней вдове, которая впоследствии станет матерью великого композитора, Бетховена. Венчание происходило в церкви Святого Ремигия, где через 2,5 года будут крестить их сына — Людвига.

До сих пор биографы не могут ответить (да и вряд ли ответят) на вопрос: при каких именно обстоятельствах познакомились родители великого композитора. Вероятнее всего, Иоганн познакомился с Марией Магдалиной во время поездки на ее родину — в Эренбрайтштайн (Кобленц, Трирское курфюршество).


Также следует учесть, что кузина Марии Магдалины была замужем за Иоганном Ровантини — коллегой Иоганна в боннской капелле. Вполне возможно, что Ровантини как-то поспособствовал знакомству будущих родителей Бетховена, но полной уверенности в этом нет.

Стоит также отметить, что Людвиг Старший был категорически против этого брака, хотя потом он все равно с этим смирился, учитывая, что Мария Магдалина оказалась очень хорошей невесткой.

В первое время после женитьбы Иоганн и Мария Магдалина жили в доме на улице Бонгассе 515 (сейчас — Бонгассе 20), где впоследствии и родится великий композитор. При этом Людвиг Старший, отец Иоганна, переехал в квартиру, расположенную в доме на этой же улице — буквально по диагонали напротив дома Иоганна.

Всего у Иоганна и Марии Магдалины было семеро детей, из которых выжили только трое, отмеченные желтым цветом на картинке ниже. Среди них и будущий великий композитор:


Как видите, семейная жизнь Иоганна была хоть и плодотворной, но абсолютно несчастной , так как потеря четверых детей в младенческом периоде (впрочем, как и в любом другом возрасте) стала бы невыносимой утратой для любого человека.

Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был уже второй неудачный брак — в первом она потеряла не только супруга, но и ребенка, тоже в младенческом возрасте. А сама мать великого Бетховена назвала свой брак с Иоганном «цепью горестей» .

Был ли отец Бетховена алкоголиком?

К сожалению, Иоганн, в отличие от своего уважаемого отца Людвига и не менее уважаемого сына (тоже Людвига), был сплошным разочарованием для своей семьи, прежде всего из-за проблем с алкоголизмом.

Мы не знаем, что именно послужило для Иоганна причиной его злоупотребления алкоголем. Возможно, свою роль сыграли плохие гены — его мать, Мария Жозефа Болл (она же — бабушка великого Бетховена), также была одержима алкоголизмом, за что ее супруг, Людвиг Старший, был вынужден отправить ее в монастырь до конца жизни.

Учитывая то, что Людвиг Старший помимо работы капельмейстером занимался винной торговлей, в их доме всегда было вино. А это, безусловно, добавило масло в огонь как в случае с матерью Иоганна, продававшей это вино, так и в его собственном случае.

С другой стороны, катализатором зависимости Иоганна от алкоголя могла стать его психологическая слабость , связанная с чередой неудач и семейных трагедий. Однако большинство биографических источников говорят о том, что еще до смерти своего первого сына Иоганн злоупотреблял алкоголем. Более того, некоторые биографы даже допускают, что именно алкоголизм Иоганна стал одной из причин такой низкой выживаемость его детей.

Однако есть и биографы, которые и вовсе сомневаются в наличии у Иоганна ван Бетховена каких-либо признаков алкоголизма.

В частности, музыковед Джозеф Шмидт-Георг утверждал, что Иоганн выпивал не больше и не чаще, чем любой среднестатистический житель Бонна в тот период.

Однако абсолютное большинство биографов все-таки утверждают обратное, называя Иоганна неисправимым алкоголиком.

Более того, об алкогольной зависимости Иоганна свидетельствует тот факт, что в 1789 году девятнадцатилетний Людвиг (сын Иоганна и будущий великий композитор) подал курфюрсту ходатайство с просьбой заставить своего отца выплачивать своим детям половину своего жалованья.

Дело заключалась в том, что на тот момент Мария Магдалина, жена Иоганна и мать Людвига, уже умерла, и по свидетельствам биографов Иоганн после этого случая окончательно спился и не мог содержать семью, а жалованья молодого Людвига (он тоже работал в капелле) не хватало на содержание двух младших братьев.

Хотя Иоганн в то время уже потерял свой певчий голос и практически не работал в капелле, по законам того времени ему все равно должны были выплачивать определенное жалованье до конца жизни, как и любому другому музыканту капеллы. Поэтому Людвиг попросил курфюрста сослать Иоганна из Бонна и удерживать половину его жалованья в пользу детей — то есть себя и своих младших братьев. Однако вскоре Людвиг передумал по поводу отсылки Иоганна и оставил в ходатайстве только ту часть просьбы, которая касалась жалованья.

Курфюрст Максимилиан Франц одобрил просьбу Людвига, и в результате этого Иоганн остался в Бонне. Он, кстати говоря, получал своего жалованье лично на руки и, как ни странно, безоговорочно выплачивал половину своего дохода Людвигу, как своему старшему и самому дееспособному сыну. А Людвиг, в свою очередь, рационально пользовался этими деньгами, помогая младшим братьям.

По факту Людвиг после смерти матери стал главой своей семьи, так как Иоганн уже не был полностью дееспособным.

Каким мы помним Иоганна?

Иоганн был неудачником сразу по многим параметрам. У него не сложилось ни семейного счастья, ни карьеры. Нет сомнений, что Иоганн мечтал занять место своего отца-капельмейстера после его смерти. Однако, когда Людвиг Старший скончался (1773, на Рождество), на его должность поставили другого музыканта, ибо о вредной привычке Иоганна уже знал, наверное, весь Бонн.

После смерти Людвига Старшего также ухудшилось и материальное положение Иоганна и его семьи в целом, так как отец всячески помогал ему при жизни. Конечно, Людвиг Старший оставил Иоганну какое-то наследство, но он его потихоньку распродает и пропивает. В свою очередь, Мария Магдалина, будучи пока еще живой, подрабатывала, подшивая одежду знакомых и соседей, но это нельзя было назвать серьезным заработком.

С другой стороны, Иоганн мог бы обеспечить себе и своей семье хорошее финансовое состояние, если бы не его вредная привычка. В частности, по словам Фишера (хозяина дома, где какое-то время жили Бетховены), Иоганн часто давал уроки фортепиано и вокала для сыновей и дочерей очень богатых и влиятельных жителей Бонна, а также некоторых дипломатов. Следовательно, он вполне мог бы стать более успешным с финансовой точки зрения. Но его вредная привычка все равно брала свое.

Иоганна часто жалели только из-за уважения к его отцу. В частности, еще при жизни Марии Магдалины произошел некрасивый случай, когда Иоганн, нуждавшийся в деньгах, пытался обмануть наследников покойного графа Каспара Антона фон Бельдербуша (1722—1784) — первого министра курфюрста, виртуозно подделав его подпись в завещании.

Самым обидным и этически неправильным было то, что покойный граф при жизни очень хорошо относился к Иоганну и, более того, за несколько лет до своей смерти стал крестным отцом его сына — (1774—1815), младшего брата Людвига.

И все же Иоганн, по свидетельствам некоторых биографов, действительно, так подло поступил со своим уже покойным другом и покровителем. Но даже в этом случае разоблаченного Иоганна пожалели и не предприняли против него никаких юридических действий.

В последние годы жизни отец великого Людвига ван Бетховена (тогда еще не такого популярного) стал чем-то вроде трагикомической фигуры в Бонне. Однажды Иоганна во время пьяного конфликта задержали сотрудники органов правопорядка, и его сын Людвиг был вынужден вытаскивать его из-под стражи. Некоторые биографы говорят, что даже из капеллы Иоганна не выгоняли только из уважения к его былым заслугам и к заслугам его отца.

К сожалению, до нас также не дошли представления о внешности Иоганна, за исключением одного из портретов, который Вы видели в начале статьи.

Один из соседей описал Иоганна, как «высокого и красивого мужчину, который пудрил себе волосы в последние годы своей жизни» .

Другой писал, что Иоганн был «среднего роста, с удлиненным, лицом, широким лбом, круглым носом, широкими плечами, серьезными глазами, у него было немного шрамов и тонкая косичка» .

Отношения отца и сына. Смерть Иоганна.

К сожалению, исходя из данных большинства биографов, отец великого Бетховена запомнился нам, как алкоголик, терроризировавший своего сына Людвига уроками игры на скрипке и клавесине.

Конечно же, в занятиях музыкой не было бы ничего плохого, если бы только Иоганн, заметивший импровизаторский талант маленького Людвига, не проводил их с особой жестокостью, преследуя корыстные цели, мотивированные прежде всего улучшением материального положения.

Иоганн, судя по всему, стремился повторить успех Леопольда Моцарта , обучая своего сына Людвига игре на музыкальных инструментах. Однако, в отличие от отца великого Моцарта, Иоганн ван Бетховен проводил эти уроки не с любовью, а с целью вырастить «второго Моцарта», чтобы срубить побольше денег на его популярности.

В частности, на картинке ниже Вы видите пригласительное «извещение», в котором Иоганн явно спекулировал, занизив возраст своего сына более, чем на год. Вероятно, Иоганн таким образом хотел привлечь большее внимание публики к таланту своего сына:

В свою очередь, отношение маленького Людвига к своему отцу было соответствующим. Если великий Моцарт просто обожал своего отца Леопольда, называя его «вторым для себя после Бога» , то Людвиг при жизни Иоганна, мягко говоря, недолюбливал своего отца-алкоголика.

Жизнь Иоганна закончилась 18 декабря 1792 года — примерно через месяц после второго отъезда Людвига в Вену.

Есть даже данные, что курфюрст Максимилиан Франц пошутил на тему смерти Иоганна, что «после смерти Иоганна ван Бетховена доходы от винной торговли могут потерпеть убытки».

Но, несмотря на разочарование в своем отце, по свидетельствам современников, его добродушный сын, Людвиг ван Бетховен, никогда не оскорблял личность Иоганна на людях и даже гневался, когда об отце говорили что-то плохое.

Более того, сохранилась рукописная копия оды Карла Филиппа Эммануила Баха «Morgengesang am Schöpfungstage» или, если перевести на русский, «Утренняя песнь творению (1783)». Эти ноты вручную переписывал лично Иоганн. Чуть позже Людвиг напишет вверху отцовской рукописи карандашом: «Написано моим дорогим отцом» :


В любом случае те уроки музыки, которые Иоганн давал маленькому Людвигу, а также постоянное привлечение им разных преподавателей для своего сына, безусловно, повлияли на формирование личности великого композитора. Хоть Иоганн и был неудачником, зато он оставил нам потрясающее наследие в лице своего сына — Людвига ван Бетховена.

Людвиг ван Бетховен краткая биография известного немецкого композитора, пианиста и дирижера в этой статье.

Людвиг ван Бетховен краткая биография

Ранние годы

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия. Отец композитора (был певцом, тенором) хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке, органе.
Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Нефе. Уже в 12 лет в биографии Бетховена была получена первая работа музыкальной направленности – помощник органиста при дворе. Бетховен изучал итальянский и французский, пытался сочинять музыку.

Начало творческого пути

После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру.

В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника -Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

Расцвет музыкальной карьеры

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тиннитус - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима.

Там он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, Третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

Последние годы

В 1802-1812 годах Бетховен писал сонаты с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям.

Популярность Бетховена была так велика, что правительствоь, не смотря на его откровенные мысли, не решалось его тронуть.

Однако сильные переживания за своего племянника, которого Бетховен взял на попечительство, быстро состарили композитора. Племянника интересовала не учеба, а игра в карты, он был в долгах, пытался совершить самоубийство. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.

Многие произведения Людвига ван Бетховена стали классикой не только для взрослого слушателя, а и для детей.

Великому композитору установлено около ста памятников по всему миру.

(1770-1827) немецкий композитор, пианист, дирижер

Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым.

Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Людвиг Ван Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт , учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Но Людвиг Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке, Людвиг Ван Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.

Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Людвига Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.

Людвиг Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.

В знаменитой «Лунной сонате», с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена, из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.

В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея - единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф. Шиллера «К радости».

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д. Шостакович и А. Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.

Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.

Людвиг ВанБетховен написал всего одну оперу - «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет... не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...
Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте , когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни , предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок», трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски-плакатная «Свободный человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня», которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (последняя редакция - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться.

В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у Й. Гайдна , И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты , а впоследствии даже симфонии . Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат . Из них только Соната № 8 («Патетическая ») имеет авторское название. Сонату № 14 , носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора ») и № 23 («Аппассионата »). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 5 - «Весенняя», № 9 - «Крейцерова »; оба названия также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов (в т. ч. жизнерадостно-галантный Септет).

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист : в 1800 г. он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

1802-12 гг. - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой симфониях , в тираноборческой опере «Фиделио », в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт », в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной») симфонии, в Скрипичном концерте , в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах №№ 7-9 (т. н. «русских» - они посвящены А. Разумовскому; Квартет № 8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония , юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая . Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через страдание - к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдеди), а на композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.

1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму , который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№№ 4, 5) и фортепианные (№№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H. Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты №№ , и . Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы!» - стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.

Л. Кириллина

Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Обращенная ко всему передовому человечеству, его музыка была смелым вызовом эстетике феодальной аристократии.

Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Как его своеобразное отражение на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в Германии. Протест против социального угнетения и деспотизма определил ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

Лессинг поднял знамя борьбы за идеалы гуманизма, разума и свободы. Гражданским чувством были проникнуты произведения Шиллера и молодого Гёте. Против мелочной морали феодально-буржуазного общества восстали драматурги движения «бури и натиска». Вызов реакционному дворянству звучит в «Натане Мудром» Лессинга, в «Гёце фон Берлихингене» Гёте, в «Разбойниках» и «Коварстве и любви» Шиллера. Идеи борьбы за гражданские свободы пронизывают «Дона Карлоса» и «Вильгельма Телля» Шиллера. Напряженность социальных противоречий отразилась и в образе гётевского Вертера, «мученика мятежного», по выражению Пушкина. Духом вызова отмечено каждое выдающееся художественное произведение той эпохи, созданное на немецкой почве. Творчество Бетховена явилось наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже XVIII и XIX столетий.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается непревзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в какой мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» - именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. И в самом деле, от строя мысли и манеры выражения предшественников музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Нет ничего удивительного в том, что его новаторство в героико-трагической сфере раньше, чем в других, привлекло общее внимание; главным образом на основе драматических произведений Бетховена выносили суждение о его творчестве в целом как современники, так и непосредственно следующие за ними поколения.

Однако мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен. В его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его неизбежно будет односторонним, узким и потому искаженным. И прежде всего эта глубина и сложность заложенного в нем интеллектуального начала.

Психология нового человека, освобожденного от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой, обладая неукротимой смелостью и страстностью, наделен вместе с тем и богатым, тонко развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ни один светский композитор до Бетховена не достиг подобной философской глубины и масштабности мысли. У Бетховена прославление реальной жизни в ее многогранных аспектах переплеталось с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с геройко-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всем ее разнообразии - бурные страсти и отрешенная мечтательность, театральная драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта...

Наконец, на фоне творчества своих предшественников музыка Бетховена выделяется той индивидуализацией образа, которая связывается с психологическим началом в искусстве.

Не как представителя сословия, а как личность, обладающую своим собственным богатым внутренним миром, осознавал себя человек нового, послереволюционного общества. Именно в таком духе трактовал Бетховен своего героя. Он всегда значителен и единствен, каждая страница его жизни - самостоятельная духовная ценность. Даже мотивы, родственные друг другу по типу, приобретают в бетховенской музыке такое богатство оттенков в передаче настроения, что каждый из них воспринимается как уникальный. При безусловной общности идей, пронизывающих все его творчество, при глубоком отпечатке могучей творческой индивидуальности, лежащем на всех бетховенских произведениях, каждый его опус - художественная неожиданность.

Быть может, именно это неугасающее стремление раскрыть неповторимую сущность каждого образа и делает столь сложной проблему бетховенского стиля.

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую (В отечественном театроведении и зарубежной музыковедческой литературе утвердился термин «классицистский» по отношению к искусству классицизма. Тем самым, наконец, преодолена путаница, неизбежно возникающая, когда единым словом «классический» пользуются и для характеристики вершинных, «вечных» явлений любого искусства, и для определения одной стилистической категории. Мы же по инерции продолжаем употреблять термин «классический» по отношению и к музыкальному стилю XVIII столетия, и к классическим образцам в музыке иных стилей (например, романтизма, барокко, импрессионизма и т. п.).) эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу «романтическому веку». В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражений. Однако она мало что дает для понимания сущности самого бетховенского стиля. Ибо, соприкасаясь некоторыми сторонами на отдельных этапах эволюции с творчеством классицистов XVIII века и романтиков следующего поколения, музыка Бетховена на самом деле не совпадает по некоторым важным, решающим признакам с требованиями ни того, ни другого стиля. Более того, ее вообще трудно характеризовать при помощи стилистических понятий, сложившихся на основе изучения творчества других художников. Бетховен неподражаемо индивидуален. При этом он столь многолик и многогранен, что никакие знакомые стилистические категории не охватывают все многообразие его облика.

С большей или меньшей степенью определенности мы можем говорить лишь об известной последовательности стадий в исканиях композитора. На протяжении всего творческого пути Бетховен непрерывно расширял выразительные границы своего искусства, постоянно оставляя позади не только своих предшественников и современников, но и собственные достижения более раннего периода. В наши дни принято изумляться многостильности Стравинского или Пикассо, усматривая в этом признак особой интенсивности эволюции художественной мысли, свойственной XX веку. Но Бетховен в этом смысле нисколько не уступает вышеназванным корифеям. Достаточно сопоставить почти любые, произвольно выбранные произведения Бетховена, чтобы убедиться в невероятной многогранности его стиля. Легко ли поверить, что изящный септет в стиле венского дивертисмента, монументальная драматическая «Героическая симфония» и углубленно философские квартеты ор. 59 принадлежат одному и тому же перу? Более того, все они были созданы в пределах одного, шестилетнего, периода.

Ни одну из бетховенских сонат нельзя выделить как наиболее характерную для стиля композитора в области фортепианной музыки. Ни одно произведение не типизирует его искания в симфонической сфере. Иногда в один и тот же год Бетховен выпускает в свет произведения, столь контрастные между собой, что на первый взгляд трудно распознать черты общности между ними. Вспомним хотя бы всем известные Пятую и Шестую симфонии. Каждая деталь тематизма, каждый прием формообразования в них столь же резко противостоят друг другу, сколь несовместимы общие художественные концепции этих симфоний - остро трагедийной Пятой и идиллически пасторальной Шестой. Если же сопоставить произведения, созданные на разных, относительно отдаленных друг от друга стадиях творческого пути - например, Первую симфонию и «Торжественную мессу», квартеты ор. 18 и последние квартеты, Шестую и Двадцать девятую фортепианные сонаты и т. д. и т. п., - то перед нами предстанут творения, столь разительно отличающиеся друг от друга, что при первом впечатлении они безоговорочно воспринимаются как порождение не только разных интеллектов, но и разных художественных эпох. При этом каждый нз упомянутых опусов в высшей степени характерен для Бетховена, каждый являет собой чудо стилистической законченности.

О едином художественном принципе, характеризующем произведения Бетховена, можно говорить лишь в самом общем плане: на протяжении всего творческого пути стиль композитора складывался как результат поисков правдивого воплощения жизни. Могучий охват действительности, богатство и динамика в передаче мыслей и чувств, наконец новое, по сравнению с предшественниками, понимание красоты привели к таким многосторонним оригинальным и художественно неувядающим формам выражения, которые можно обобщить только понятием неповторимого «бетховенского стиля».

По определению Серова, Бетховен понимал красоту как выражение высокой идейности. Гедонистическая, изящно-дивертисментная сторона музыкальной выразительности была сознательно преодолена в зрелом творчестве Бетховена.

Подобно тому как Лессинг выступал за точную и скупую речь против искусственного, украшательского стиля салонной поэзии, насыщенной изящными аллегориями и мифологическими атрибутами, так и Бетховен отверг все декоративное и условно-идиллическое.

В его музыке исчезла не только изысканная орнаментика, неотделимая от стиля выражения XVIII века. Уравновешенность и симметрия музыкального языка, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания - эти стилистические черты, свойственные всем без исключения венским предшественникам Бетховена, также постепенно вытеснялись из его музыкальной речи. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчеркнутой обнаженности чувств. Он искал иные интонации - динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Людям, воспитанным на музыкальном классицизме XVIII века, бетховенская манера выражения казалась столь непривычной, «неприглаженной», подчас даже уродливой, что композитора неоднократно упрекали в стремлении оригинальничать, усматривали в его новых выразительных приемах поиски странных, режущих слух нарочито диссонантных звучаний.

И, однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли.

Передовые школы XVIII столетия, охватывающие несколько художественных поколений, подготовили бетховенское творчество. Некоторые из них получили в нем обобщение и завершающую форму; влияния других обнаруживаются в новом самобытном преломлении.

Наиболее тесно творчество Бетховена связано с искусством Германии и Австрии.

Прежде всего в нем ощутима преемственность с венским классицизмом XVIII века. Не случайно Бетховен вошел в историю Культуры как последний представитель этой школы. Он начал с пути, проложенного его непосредственными предшественниками Гайдном и Моцартом. Глубоко был воспринят Бетховеном и строй героико-трагических образов глюковской музыкальной драмы отчасти через произведения Моцарта, по-своему преломившие это образное начало, отчасти непосредственно из лирических трагедий Глюка. Столь же ясно воспринимается Бетховен и как духовный наследник Генделя. Торжествующие, светло-героические образы генделевских ораторий начали новую жизнь на инструментальной основе в сонатах и симфониях Бетховена. Наконец, ясные преемственные нити связывают Бетховена с той философски-созерцательной линией в музыкальном искусстве, которая издавна получила развитие в хоровых и органных школах Германии, став ее типичным национальным началом и достигнув вершинного выражения в искусстве Баха. Влияние философской лирики Баха на весь строй бетховенской музыки глубоко и бесспорно и прослеживается от Первой фортепианной сонаты до Девятой симфонии и последних квартетов, созданных незадолго до смерти.

Протестантский хорал и традиционная бытовая немецкая песня, демократический зингшпиль и уличные венские серенады - эти и многие другие виды национального искусства также своеобразно воплощены в бетховенском творчестве. В нем узнаются и исторически сложившиеся формы крестьянской песенности, и интонации современного городского фольклора. По существу все органически национальное в культуре Германии и Австрии нашло отражение в сонатно-симфоническом творчестве Бетховена.

В формирование его многогранного гения внесло свой вклад и искусство других стран, в особенности Франции. В музыке Бетховена слышны отзвуки руссоистских мотивов, нашедших в XVIII веке воплощение во французской комической опере, начиная с «Деревенского колдуна» самого Руссо и кончая классическими произведениями в этом жанре Гретри. Плакатный, сурово-торжественный характер массовых революционных жанров Франции оставил в ней неизгладимый след, ознаменовав разрыв с камерным искусством XVIII века. Оперы Керубини привнесли острую патетику, непосредственность и динамику страстей, близкие эмоциональному строю бетховенского стиля.

Подобно тому как творчество Баха впитало в себя и обобщило на высочайшем художественном уровне все сколько-нибудь значительные школы предыдущей эпохи, так кругозор гениального симфониста XIX века охватил все жизнеспособные музыкальные течения предшествующего столетия. Но новое понимание Бетховеном музыкально прекрасного переработало эти истоки в столь оригинальную форму, что в контексте его произведений они далеко не всегда легко распознаваемы.

Совершенно так же классицистский строй мысли преломляется в творчестве Бетховена в новом виде, далеком от стиля выражения Глюка, Гайдна, Моцарта. Это - особенная, чисто бетховенская разновидность классицизма, не имеющая прототипов ни у одного художника. Композиторы XVIII века и не помышляли о самой возможности столь грандиозных конструкций, какие стали типичными для Бетховена, подобной свободе развития в рамках сонатного формообразования, о столь многообразных видах музыкального тематизма, а усложненность и насыщенность самой фактуры бетховенской музыки должны были бы быть восприняты ими как безусловный шаг назад, к отвергнутой манере баховского поколения. И тем не менее принадлежность Бетховена к классицистскому строю мысли явственно проступает на фоне тех новых эстетических принципов, которые стали безоговорочно господствовать в музыке послебетховенской эпохи.

От первых до последних произведений музыке Бетховена неизменно присущи ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками классицизма в искусстве вообще, в музыке - в частности. В этом смысле Бетховена можно назвать прямым преемником не только Глюка, Гайдна и Моцарта, но и самого основоположника классицистского стиля в музыке - француза Люлли, творившего за сто лет до рождения Бетховена. Бетховен проявил себя полнее всего в рамках тех сонатно-симфонических жанров, которые были разработаны композиторами века Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Он - последний композитор XIX века, для которого классицистская сонатность была наиболее естественной, органичной формой мышления, последний, у которого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним, чувственно-красочным началом. Воспринимаемая как непосредственное эмоциональное излияние, музыка Бетховена на самом деле покоится на виртуозно воздвигнутом, крепко спаянном логическом фундаменте.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры