Перинатальная психология- как процесс родов влияет на личность ребенка. Перинатальная психология

Главная / Развод

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.

Многие женщины инстинктивно чувствуют, что это - правда. В некоторых странах иных культур издревле существовала практика воздействия на плод со стороны матери. Например, в Японии беременные женщины старались смотреть только на красивые предметы, чтобы ребенок стал артистичным, восприимчивым к прекрасному. Позже понятия дородового воздействия были отброшены, как "бабушкины сказки". Однако последние научные исследования подтвердили эту теорию. В наши дни интерес к пренатальной и перинатальной психологии непрерывно растет.

С потрясающей точностью подтвердилось то, что у человека в памяти остается момент своего рождения. Отто Рэнк одним из первых в психиатрии заметил, что врачи ставящие диагноз, обследуя больных, очень часто возвращаются к воспоминаниям пациентов, связанным с родовыми травмами . В 1954 г. психиатр из Великобритании доктор Фрэнк Лэйк выявил, что его пациентов беспокоят воспоминания о первичной боли и постарался избавить их от нее. Несколько позже внимание специалистов привлек себе работа Артура Джейнова. Пациенты, следуя его методике, нисходили вниз по "лестнице" болезненных воспоминаний, и очень часто оказывалось, что источником острой боли была память о травме при рождении: о сдавливании, удушении, резком выдергивании или о чувстве покинутости сразу же после рождения, вызванном разлукой с матерью.

По мере того как возрастал интерес к воспоминаниям о рождении, все большее число клиник и исследовательских центров начали обнаруживать достоверные свидетельства психологических травм, полученных в момент рождения или перед ним, включая повреждения, вызванные обычным медицинским вмешательством. Неожиданные вспышки воспоминаний о родах случаются гораздо чаще, чем предполагалось ранее, просто их не всегда распознают. Иногда для раскрепощения воспоминаний применяется гипноз. При одном таком недавно проведенном исследовании опрашивали десять пар матерей с детьми, причем мать и ребенок тестировались независимо друг от друга. В результате опроса было обнаружено поразительное переплетение воспоминаний о моменте родов.

Память о рождении можно вызвать и без гипноза, просто при расслаблении. Самые удивительные сведения о рождении были получены от детей в возрасте от двенадцати месяцев до трех - трех с половиной лет, когда им предлагалось ответить на прямой вопрос: вспомнить, как они родились. Элен Воссел указывает на некоторые совершенно замечательные свидетельства, полученные от совсем маленьких детей, доказывающие, что они помнят свое рождение. Спонтанный взрыв воспоминаний о детстве происходит легче, если роды были нормальными, без травм, так как болезненные воспоминания подавляются - их вызвать заметно труднее.

Это еще одна причина, по которой следует желать, чтобы роды были естественными, комфортными. То, что может потревожить мир матери и гармонию рождения, должно быть сведено до минимума. Фредерик Лебуайер подчеркнул важность нежных родов, так как ребенок в момент своего рождения ощущает любое насилие и распознает эмоции всех участников события. Вот что пишет Фрэнк Лэйк:

"Существовал и до сих пор существует акушерский миф о том, что ребенок не чувствует боли...

Однако результаты наших небезуспешных усилий помочь людям высвободить подавленные воспоминания не оставляют сомнений в том, что люди при рождении очень часто переживают страх и мучения, но воспоминания об этом стираются из памяти. "Аварийная ситуация" отфильтровывается и отсекается различными процессами, которые не допускают, чтобы это воспоминание развилось в полное контекстуальное знание. Однако люди, способные восстанавливать в памяти события происходившие до, в момент и после рождения, очень четко, с живостью, которая въелась в их сознание навсегда, вспоминают свои ощущения, сопутствующие эмоции и подробности о сдавливании или каких-то других затруднениях."

Психиатры и психологи, убедясь, что можно вызывать воспоминания о родах, сделали еще одно потрясающее открытие: можно вызвать также и воспоминания о жизни в утробе матери. Вот что Томас Верней писал в своей последней книге:

"Последние открытия рисуют картину внутриутробных неразрывных связей - многоуровневых, не менее сложных, чем те, что связывают мать и ребенка после рождения. На самом деле, это все части неделимого целого: то, что происходит после рождения является продолжением и несомненно зависит от того, что происходило до рождения и во время него.

Понимание этого факта в значительной степени объясняет, почему новорожденный ребенок на удивление так совершенно функционирует. Его способность реагировал на материнские ласки, объятья, взгляд и голос основывается на длительном внутриутробном знакомстве с ней.

С момента зачатия мать и дитя находятся в постоянном взаимодействии. Ребенок не является пассивным потребителем питательных веществ. Он начинает беспокоиться, толкаться в материнской утробе, если его мать чем-то расстроена. Любой стресс вызывает срабатывание симпатической нервной системы и выброс адреналина в кровь. Катехоламины преодолевают плацентарный барьер, и ребенок реагирует на стресс, который испытывает мать.

И, наоборот, если мать спокойно ходит, занимается своими делами, то ребенок укачивается, безмятежно лежит или спит. Часто бывает, что, когда беременная ложится и укачивание прекращается, ребенок просыпается и дает понять, что его надо бы еще покачать. Одна из причин, по которой младенцы любят, чтобы их качали, заключается в том, что это знакомое им и приятное состояние. Еще не рожденные дети настраивают свои ритмы на ритмы матери с той же точностью, что и новорожденные младенцы. Узы после рождения - всего лишь продолжение процесса, начавшегося значительно раньше."

Вполне понятно, почему сознательная память развивается примерно к шести месяцам внутриутробного существования. К этому времени кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принимать и запоминать сообщения. Но что более всего удивительно - это то, что есть вид памяти, который восходит к самому моменту зачатия! Станислав Гроф пришел к такому выводу в середине пятидесятых годов, а через несколько лет его исследования подтвердил и доктор Лэйк со своими учениками. Результатом их работы явилась выработка концепции синдрома "мать-дитя-стресс", согласно которой плод подвергается воздействиям сложных эмоциональных состояний матери, причем, реагирует он на них предсказуемым образом. Но откуда у плода существует память, если кора головного мозга еще отсутствует? Доктор Лэйк комментирует:

"Что могло бы служить средством запоминания в зиготе и бластоцисте перед имплантацией и после нее? Мы задаемся этим вопросом потому, что наши пациенты постоянно ставят его перед нами. Возможно, в молекуле белка имеются некоторые микроструктуры, способные запоминать... Принцип многоуровневого воспроизведения обеспечивает дублирование генетического материала в ядре каждой клетки тела. Можем ли мы, в таком случае, предположить, что память дублируется и переносится цитоплазмой? Очевидно, можем."

Доктор Лэйк упоминает работу эмбриолога Ричарда Драйдена как свидетельство такой возможности, и продолжает: "Наблюдаемый порядок вещей позволяет пpeдположить наличие неких микрозапоминающих структур, непостижимых до наших дней. Мой интерес поиска доказательств возможной биологической основу превербальной памяти продиктован не стремлением продемонстрировать узаконенное подтверждение наших открытий, а лишь желанием указать на реалии биологической осуществимости данной теории, желанием защитить ее от нападков критики, базирующейся на принципах устаревшей неврологии, которая, без сомнения, должна быть пересмотрена."

Смысл важности новых открытий ясен: пренатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье. Но перед тем как поставить точку в разговоре на эту тему, приведем еще факторы, которые влияют на то, что случится впоследствии с ребенком, за которые женщина, если и несет ответственность, то только косвенную.

Каждый вид общественных неурядиц, на каком бы уровне они ни происходили - в семье, по соседству, в стране или в целом мире - ударяют и по беременной женщине. Она не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим в окружающем ее мире, они вызывают у нее приток эмоций и разнообразные чувства, которые она разделяет с плодом, находящимся в ней.

Но не только события глобального масштаба отражаются на эмоциональном состоянии будущей матери, это может быть и атмосфера ее личной семейной жизни. Активно грубые мужья встречаются не так уж часто, но ведь женщина может страдать и от простой невнимательности. Мужьям следует пересмотреть свое отношение к женам во время их беременности и больше внимания уделять не бушующим страстям, а бережному к ней отношению... Если муж находится невдалеке от жены, постоянно разделяя ее напряжение, то жизнь беременной проходит под "хорошим полезным стрессом" - так определяет Ганс Селье состояние женщины, готовой противостоять всем неудачам. Беспомощность жены часто граничит с огромным смятением, разочарованием, "внутренними взрывами", иногда с постоянным желанием оправдываться. Она может регрессировать и физически, и эмоционально, может убежать назад домой, к маме, начать избегать мужа и проклинать замужество. Необходимо помнить, что все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода.

Филиппова Г.Г .

Перинатальная психология и психология родительства как области исследования в психологии сформировались относительно недавно, и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания.

Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу.

Объединяет данные области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых, исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно развития личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии). Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности). А это уже проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с ребенком и его влияние на развитие ребенка.

Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).

Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной усугубляются запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен.

В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений.

Это, наряду с другими обстоятельствами, привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, развивавшейся в русле психологии личности, психологии семьи и детской психологии, и эта общая теперь область все больше «внедряется» в медицинские учреждения (роддома, женские консультации, детские поликлиники, центры медико-психолого-социальной помощи населению и т.п.) как в плане практики, так и в плане научно-исследовательской работы.

Об этом свидетельствуют и постоянно проводящиеся в России в течение последних уже почти десяти лет конференции по перинатальной психологии и медицине. В целом, такая же взаимосвязь перинатальной психологии и соответствующих областей медицины существует за рубежом и имеет уже двадцатилетнюю традицию (первый международный конгресс по пренатальной психологии проходил в Торонто в 1983 году).

Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной, к сожалению, здесь еще встречается недостаточное взаимопонимание между медиками и психологами. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства (в первую очередь - материнства) соприкасаются с акушерством, гинекологией и перинатологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя - быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка - как будущего родителя, который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.

Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при рассмотрении основных областей психологии, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.

Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка

Перинатальная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; клиническая психология
Предмет: развитие психики ребенка
Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»
Цель: оптимизация развития ребенка
Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.
Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.
Средства воздействия: оптимизация состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства (родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация семейных отношений.
Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка
Основные достижения: разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка; предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.

Психология родительства

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; социальная психология; клиническая психология
Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;
Объект: диада «мать-дитя»;система «ребенок-родители»
Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); терапевтические и коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.
Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины
Задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем.
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.
Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития (онтогенез, половое созревание, зачатие, гестация, роды, послеродовый период, лактация, менопауза); предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, гестации, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Психосоматика

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности;
Предмет: взаимосвязь психических и соматических механизмов жизнедеятельности
Объект: формы соматизации психологических проблем; нарушение психического и физического здоровья и отношение человека к этим нарушениям.
Цель: профилактика и коррекция психосоматических проблем.
Область исследования: психосоматические нарушения; отношение человека к болезни и психологическая помощь в преодолении физических и вторичных психических проблем; психологическая помощь в клинических условиях; формирование психосоматического способа реагирования на фрустрирующую ситуацию; стрессовые и постстрессовые состояния.
Задачи: диагностика психосоматического способа реагирования и его форм; профилактика и коррекция психосоматических проблем; разработка методов и форм оказание психологической помощи больным, людям в кризисной ситуации, жертвам насилия и катастроф.
Средства воздействия: выявление, профилактика и коррекция психосоматических проблем средствами психотерапии и оптимизации условий жизнедеятельности. Результаты воздействия: симптоматическое решение психосоматических проблем; формирование запроса на выявление психологических причин возникновения соматических проблем и соответствующую психологическую помощь; профилактика и коррекция формирования психосоматического способа реагирования.
Основные достижения: разработано теоретическое обоснование взаимосвязи нарушений психологических условий развития ребенка и формирования его вегето-соматического статуса и ведущего способа нервно-психического реагирования; предложены объяснительные модели и методы психотерапии нарушений общего психического и физического, в том числе и репродуктивного здоровья (в период раннего развития, полового созревания, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации, менопаузы).

Психотерапия

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности; психология развития.
Предмет: коррекция психологических и психосоматических проблем, психических нарушений психотерапевтическими средствами.
Объект: все виды психологических проблем, неврозов и пограничных состояний, психическая патология, психосоматические проблемы.
Цель: диагностика и коррекция деструктивных для психического и физического состояния человека психологических проблем.
Область исследования: личностные проблемы и их коррекция; проблемы межличностных, в том числе детско-родительских и семейных отношений и их коррекция; нарушение психического развития ребенка и его коррекция; неврозы, пограничные состояния и психическая патология и их коррекция.
Задачи: диагностика форм проявления патологизирующих психологических проблем; разработка методов и форм применения психотерапевтических воздействий.
Средства воздействия: индивидуальная и групповая психотерапия психологического направления (терапия личностных и межличностных проблем); индивидуальная и групповая психотерапия лечебного направления (терапия неврозов, пограничных состояний, психических расстройств и психосоматических проявлений).
Результаты воздействия: симптоматическое разрешение психологических, психических и психосоматических проблем; стабилизация и поддержание адаптивного состояния; в сочетании с психологической помощью коррекция и реабилитация психологических проблем, психических и психосоматических нарушений.
Основные достижения: разработаны теоретические основания диагностики и психотерапии нарушений развития и функционирования психики и соматики; разработаны методы диагностики и психотерапии психологического и клинического направления различных нарушений репродуктивного здоровья (психосексуального развития, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации).

Семейная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; педагогическая психология; социальная психология.
Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.
Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.
Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.
Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.
Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.
Средства воздействия: индивидуальная и семейная психотерапия и психокоррекция.
Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.
Основные достижения: разработаны методы и средства психотерапии и психокоррекции семейных проблем, связанных с физическим и психическим (в том числе и репродуктивным) здоровьем (планирование рождения ребенка, зачатие, беременность, послеродовый период, взаимодействие в ребенком в разные возрастные периоды).

Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психология родительства.

Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка).

Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является (помимо задач оптимизации и коррекции актуальных проблем психического и физического репродуктивного здоровья родителей и развития ребенка) ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка.

Теперь обратимся к характеристике перинатальной психологии и психологии родительства как общей области исследования и практики в психологии. Как показывает само название, эта область представлена двумя взаимопроникающими и взаимодополняющими «частями», которые правильнее назвать двумя аспектами исследования.

Действительно, невозможно рассматривать ребенка на ранних стадиях развития без матери (и шире - родителей). Это нашло отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С другой стороны, родители - это вообще то, чего без ребенка «не бывает». Это социальная роль, личностная позиция и т.п., существующая только как отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого этапа).

Все это и ведет к объединению в общую область теоретического изучения и практической работы проблем, связанных с ранним развитием ребенка и его взаимоотношений с родителями, в первую очередь с матерью (и, соответственно, проблем самих родителей). Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития - связь физическая, послужила основанием выделения в самостоятельную область исследования первоначально одной части психологии родительства - психологии материнства. Но в настоящее время уже можно говорить о психологии родительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства, общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития - постродительство, и т.п.

Рассмотрим коротко эти три составляющих части - перинатальную психологию, психологию материнства и психологию родительства

«Перинатальная психология»

Существует узкое и широкое значение термина «перинатальная психология». В узком смысле перинатальный - это период индивидуального развития от 28 недель после зачатия до 7 дней после рождения. Однако, в психологии невозможно рассматривать развитие психики на таком изолированном возрастном участке. Период возрастного развития в психологии очерчивается исходя из определенных критериев, как частных, так и системных (в зависимости от предмета исследования). В данном случае речь идет о становлении основных психических процессов и базовых личностных структур.

В этом смысле перинатальный период в его узком значении может быть выделен только в рамках более общего, который, исходя их всех психологических подходов и теорий, следует определить от зачатия до окончания стадий сепарации ребенка с матерью - то есть до становления его как «отдельного, самостоятельного субъекта» (появление «внутреннего Я»).

Такая логика выделения этого возрастного периода подтверждается и практикой: все теоретические и практические исследования в данной области охватывают именно этот возраст, хотя более концентрируются на периоде от зачатия до конца первого года. Однако, возрастные рамки - это еще не все ограничения (точнее - расширения) названия данной области психологии. В нее с полным основанием включено и исследование условий развития ребенка в этом возрасте - а это в первую очередь мать (и шире - родители). Поэтому сюда же входит все, что касается проблем зачатия, беременности, родов и послеродового периода у матери, ее отношений с отцом ребенка (и ребенка с отцом тоже).

Это понятно, так как зачатие - это ведь зачатие ребенка, а беременность женщины — одновременно внутриутробный период развития ребенка. Роды тем более их общий процесс.

На конференциях по перинатальной психологии, психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и определения перинатальной психологии (доклады Г.И. Брехмана, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой и др.). Основываясь на этих работах и изложенных выше ограничениях и определениях можно охарактеризовать современную перинатальную психологию как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери.

Наиболее широким в этом случае будет ограничение от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узкими - от зачатия до конца первого года жизни.

Перинатальная психология как самостоятельная область науки и практики начала формироваться в последней четверти ХХ века, а в России — практически в последнее десятилетие ХХ века. Первые конференции по проблемам перинатальной психологии проходили в 1996 году в Москве (Первая конференция по психотерапии) и в Санкт-Петербурге (Первая конференция по перинатальной психологии). Несколько ранее, в 1994 году, в Иваново было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

Перинатальная психология возникла на стыке нескольких наук и видов практики. Основные научные отрасли: медицина (акушерство и гинекология, перинатология, психиатрия), психотерапия, психология, педагогика, социология. Из видов практики в развитии перинатальной психологии участвовали родительские объединения, духовные практики (как христианского направления, так и других конфессий, а также основанные на не традиционных религиозных взглядах и нередко эклектически объединяющие различные духовные подходы), «альтернативные» направления воспитания, обучения, оздоровления и лечения тела и души.

Это не очень традиционный путь в выделении самостоятельной отрасли науки, так как помимо чисто научных дисциплин в становлении перинатальной психологии принимали активное участие и такие отрасли практики, которые не всегда основываются на научном подходе, то есть не имеют научного теоретического обоснования и разработанных методик приложения научных знаний. Все это и определяет современную специфику перинатальной психологии, используемых в ней теоретических подходов и ее практического приложения, а также перспективы ее дальнейшего развития.

«Психология материнства»

Изучение материнства с разных позиций целенаправленно началось в зарубежной психологии во второй половине ХХ века и в первую очередь связано с психоанализом, теорией привязанности и теорией объектных отношений. Использовались разные термины, в основном mathering (материнствование, состояние быть матерью) и matherhood (материнство, выполнение материнских функций).

В отечественных исследованиях речь шла о детско-родительских отношениях, слово «мать» в научных публикациях практически не встречалось, использовался термин «близкий взрослый». Ситуация изменилась в 80-е годы, появился интерес к зарубежным исследованиям и развернулись работы по изучению особенностей матери и ее отношений с ребенком.

Как самостоятельная область исследования психология материнства стала оформляться в 90-х годах, тесно взаимодействуя с психотерапией, акушерством и гинекологией (вследствие практического запроса на психологическую помощь в беременности и родах), педагогикой. Термин «Психология материнства» для определения этой области исследования как самостоятельной был предложен Г.Г. Филипповой в конце 90-х годов (доклады на 1 Всероссийской конференции РПО, 1996г.; на Психотерапевтических конференциях в Москве, 1997, 1998гг; конференциях по перинатальной психологии и медицине в Иваново, 1998, 1999г.; конференциях по перинатальной психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге, 1998, 1999гг.; в публикациях: Г.Г. Филиппова «Материнство: сравнительно — психологический подход» \ Психологический журнал, 1999, № 5; Г.Г. Филиппова «Психология материнства: концептуальная модель» монография, М.: Ин-т молодежи, 1999).

Психология родительства

Психология родительства - более широкая область и общая по отношению к психологии материнства как частной. То, что она выделилась в самостоятельную область раньше и заложила основы теоретической разработки всей психологии родительства - это следствие логики развития всей психологической науки, так как в первую очередь необходимо было разобраться в самом близком и определяющем все развитие ребенка «условии» — матери. Основными теоретическими истоками психологии материнства, конечно, является диадический подход, психоанализ и его современные направления (в частности, теория объектных отношений), а также сравнительная психология. Это также определило приоритет именно «материнских» проблем.

Современное состояние данной области исследования свидетельствует, что теперь уже пришло время, когда можно и должно говорить о психологии родительства, в которой психология материнства является составной частью. Можно следующим образом охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства.

Структура и содержание психологии родительства

Предмет: родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины
Объект: диада (система «мать-ребенок»); система «отец-ребенок», триада «мать-ребенок-отец».
Подобласти: психология материнства; психология отцовства; психология межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные, социально-культурные и др.).
Исследовательские задачи: изучение родительской сферы, ее структуры, содержания, развития в онтогенезе, культурных особенностей, девиантных проявлений, методов и средств оптимизации и коррекции.
Практические задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей родительской сферы с различными типами межличностных отношений в семье: супружескими, детско-родительскими разных уровней, сиблинговыми и т.п.); психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем родителей.
Цель: оптимизация родительской сферы мужчины и женщины
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в родительской сфере; коррекция родительской сферы, межродительских и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы мужчины и женщины; разрешение диадических проблем; гармонизация семейных и межличностных отношений.

Охарактеризованные области исследования - перинатальная психология и психология родительства — тесно связаны между собой в истории развития и в современном состоянии, а главное - по самой своей сущности:

Области исследования и междисциплинарные связи перинатальной психологии

Психология развития личности
психология материнства
психология родительства
семейная психология
перинатология
акушерство и гинекология
психосоматика
сознательное родительство

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии — на стыке психологии развития и психологии роительства

Области исследования и междисциплинарные связи психологии родительства

Психология развития личности
психотерапия и психологическое консультирование
психология детско-родительских отношений
семейная психология
перинатология
акушерство и гинекология
психолого-педагогическое направление
психосоматика

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии — на стыке психологии развития, семейной психологии перинатальной психологии и психосоматики

Современная концепция психологии родительства основывается на генеральной идее о том, что родительство, с одной стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой стороны - как часть личностной сферы женщины и мужчины, то есть с позиции субъекта, эти функции выполняющего.

Функция родительства: обеспечение условий для развития ребенка

Родительство как часть личностной сферы женщины и мужчины: системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации.

Таким образом видно, что перинатальная психология и психология родительства - две взаимодополняющие области, различающиеся по предмету исследования и целям, совпадающие по объекту исследования, частично перекрывающиеся по задачам, средствам воздействия и по результату. Это обуславливает ориентацию исследователей и область их интересов и знаний, определяет различие в используемых средствах и ожидаемых результатах.

Необходимость рассматривать ребенка и родителей как единую систему и перекрытие интересов и направленности усилий специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время перинатальная психология и психология родительства может быть охарактеризована как единая междисциплинарная область исследования и психологической практики, состоящая из нескольких «составных частей»:

психология (основные отрасли: психология развития; психология личности; психология родительства и детско-родительских отношений; психосоматика; медицинская психология; психотерапия психологического направления)
медицина (основные отрасли: акушерство, гинекология и перинатология; педиатрия; психиатрия взрослая и детская; психотерапия медицинского направления)
педагогика (основные отрасли: воспитание и обучение детей и родителей; семейная педагогика; дефектология)
социология (социально-культурные проблемы детства и родительства; социальная работа с населением; социальная педагогика)
оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.

Все эти отрасли направлены на одну общую цель: обеспечение репродуктивного здоровья населения и оптимизация физического и психического развития детей и личности родителей, однако имеют разные конкретные цели, задачи, предмет и объект работы, методологию и методы, несмотря на то, что тесно переплетаются между собой. Соответственно, они используют разную терминологию, теоретические подходы, практические методики. Для продуктивной интеграции этих наук и практик в единую эффективно работающую отрасль необходимо четко представлять себе специфику каждого направления, области их пересечения, специальные и общие задачи работы. Коротко охарактеризуем выделенные направления по следующим параметрам: цели; задачи; предмет деятельности; объект деятельности; теоретические подходы; терминология; методы работы с семьей и ребенком.

Психология

Цели: оптимизация психического здоровья и создание условий для полноценного развития личности
Задачи: психологическая подготовка к родительству; коррекция личностных проблем родителей; психологическое просвещение, психологическое сопровождение и психологическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация психического развития ребенка; психопрофилактика и терапия психологических проблем, связанных с репродуктивной сферой и детско-родительскими отношениями.
Предмет деятельности: развитие личности ребенка и психологические особенности репродуктивной сферы родителей.
Объект деятельности: диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец», взаимодействия в семье.
Теоретические подходы: естественно-научный; психотерапевтические практики, основанные на научном подходе.
Терминология: субъект; личность; развитие психики; психологические проблемы; психологическая помощь; психологическое взаимодействие.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и стимуляцию собственных возможностей человека, помощь в овладении средствами работы с собой и оптимизации своего психического и физического состояния.
Основные методы: психологическое просвещение; психодиагностика; психопрофилактика; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психотерапия психологического направления; психологическая подготовка индивидуальная и групповая; психокоррекция индивидуальная, семейная, групповая; психологическое консультирование индивидуальное и семейное.

Педагогика

Цели: формирование знаний, умений и навыков (у родителей и ребенка)
Задачи: педагогическая подготовка к родительству; освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания ребенка; педагогическое просвещение, педагогическое сопровождение и педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.
Предмет деятельности: процесс и методики обучения и освоения родителями и ребенком необходимых знаний, умений и навыков.
Объект деятельности: ребенок; родители; диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец».
Теоретические подходы: естественно-научный; методики обучения и воспитания, основанные на научном подходе.
Терминология: человек как объект и субъект обучения и воспитания; обучение; проблемы учения и воспитания; методики обучения и воспитания.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на формирование знаний, умений и навыков, помощь в овладении средствами научения, обучения и воспитания.
Основные методы: педагогическое просвещение; обучающие и развивающие методики; педагогическая коррекция групповая и индивидуальная.

Медицина

Цели: оптимизация и лечение нарушений физического и психического здоровья
Задачи: выявление, профилактика и лечение нарушений физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья родителей; создание условий для оптимизации физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья населения; медицинское просвещение, медицинское сопровождение и медицинская помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.
Предмет деятельности: физическое и психическое здоровье ребенка и родителей; репродуктивное здоровье родителей.
Объект деятельности: ребенок; женщина; мужчина.
Теоретические подходы: естественно-научный; медицинские практики, основанные на научном подходе.
Терминология: здоровье; нарушение здоровья; болезнь; факторы нарушения здоровья; медицинские методы диагностики, профилактики и лечения.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление, профилактику и лечение нарушений или риска нарушений в физическом и психическом здоровье ребенка и репродуктивной сферы родителей

Основные методы: медицинское просвещение; медицинская диагностика; медицинские меры профилактики нарушений здоровья; медицинские методы лечения; медицинское наблюдение и сопровождение; психотерапия медицинского направления.

Социология

Цели: оптимизация социального здоровья населения и создание условий для полноценного функционирования семьи
Задачи: обеспечение социальных условий для оптимального функционирования семьи и воспитания детей; профилактика социальной дезадаптации; социальная помощь населению.
Предмет деятельности: семья и ребенок как члены социальной структуры общества.
Объект деятельности: семья; ребенок; родители.
Теоретические подходы: естественно-научный; культурологический; духовный.
Терминология: общество; личность как член общества; семья как ячейка общества; социальные проблемы личности и семьи; социальная помощь; факторы, влияющие на социальную адаптацию личности и семьи.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и оптимизацию факторов, влияющих на социальное благополучие личности и семьи.
Основные методы: социологическое обследование населения; проектирование и осуществление мероприятий по социальной поддержке и помощи личности и семье; профилактика социальной дезадаптации личности и семьи.

Оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка

Цели: оптимизация и коррекция психического, физического и духовного здоровья человека и создание условий для полноценного развития личности.
Задачи: физическая, психическая и духовная подготовка к родительству; помощь в преодолении личностных проблем родителей; просвещение, сопровождение и психолого-педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация отношений человека с миром, самим собой и отношениями в семье.
Предмет деятельности: физическое, психическое и духовное здоровье человека.
Объект деятельности: родители; ребенок; семья.
Теоретические подходы: естественно-научный; культурно-исторический; традиционно-обрядовый; духовные практики, основанные на религиозных, мистических подходах и собственном жизненном опыте.
Терминология: физическое, психическое и духовное здоровье; личность; ребенок; семья; родительское предназначение, долг, ответственность; саморазвитие; самореализация и достижение идеала.
Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на предложение правил и средств достижения поставленных целей, в большинстве случаев используется принцип веры и обязательного следования предложенным стратегиям воздействия, обучения, воспитания и т.п.
Основные методы: предложение определенной парадигмы понимания и действий; убеждение; внушение; организация групповой поддержки и контроля; обучение конкретным приемам и методам работы с собой, обучения, воспитания;

Как видно, все составляющие современную перинатальную психологию и психологию родительства отрасли частично перекрываются по многим параметрам (особенно практическое направление, которое стремится решать все задачи сразу), но тем не менее имеют свою специфику. Собственно, эта специфика и определяет необходимость их объединения в единую область, предметом которой в широком смысле является обеспечение успешности рождения и развития личности, осуществляющееся в семье в процессе детско-родительского взаимодействия. Предложенная классификация свидетельствует о том, что продуктивное сотрудничество столь разных направлений возможно только на основе четкого понимания специфики задач и методов работы каждого из них.

Это позволит избежать распространенной сейчас ситуации расширения полномочий отдельных специалистов (в первую очередь это касается педагогов и психологов, которые нередко стремятся решать задачи медиков) с одной стороны, и достаточно выраженной позиции конфронтации специалистов разных направлений с другой стороны (это больше относится к медикам, нередко весьма настороженно воспринимающих психологов и педагогов). Серьезной проблемой является дифференциация задач психологии и педагогики, которые имеют разный предмет и методы работы. В немалой степени описанное положение базируется на разнице в терминологии, что усугубляется применением одних и тех же понятий как в разных науках, так и в бытовом языке (что еще больше обостряет сложность взаимопонимания между разными специалистами, работающими в области перинатальной психологии). Примером конструктивного сотрудничества является взаимодействие педагогов и психологов в психологии образования.

Все вышеизложенное позволяет сказать, что первоочередными стратегическими задачами развития перинатальной психологии и психологии родительства являются два взаимосвязанных процесса:

Дальнейшая конкретизация предметов, объектов и методов каждого направления (в первую очередь это касается психологии, педагогики и социологии, осваивающие эту область как новую для себя).
Выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания и разработать единую стратегию взаимодействия в достижении общей цели обеспечения репродуктивного здоровья населения и оптимизации физического и психического развития ребенка.

Литература:

Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. Экология Земли - экология лона - экология Земли. Мат. конф. по проблемам перинатальной психологии медицины, Иваново, 21-22 мая 19998г., Иваново: 1998С. 12-18
Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. -- СПб.: АМСУ, 2000. - С. 11 - 15.
Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // «Психология и психотерапия семьи»: материалы Международной Конференции. СПб, 2001. - С. 45 - 50.
Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002. - С.265 - 285.
Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства. \ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвуз. сборник научн. трудов. Пермь: 1995, с. 31-36
Филиппова Г.Г. Эволюция структуры материнского поведения. \ Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 126-127
Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе. \Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 133
Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание.\Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сб. мат. конф. по перинатальной психологии. С-Пт.:1999, с. 12-18
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. Монография.М.: Ин-т Молодежи, 1999
Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход \Психологический журнал, 1999, № 5, с. 81-88
Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М.: Жизнь и Мысль, 1999
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии \Вопросы психологии, 2001, № 2, с. 24-35
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Изд-во иститута психотерапии, 2002

Понятие перинатальной психологии

Определение 1

Перинатальная психология является отраслью психологии развития и включает в себя психологию беременности, психологию родов и послеродового периода.

Еще российский психолог Л.С. Выготский обращал особое внимание на важную роль матери в процессе развития ребенка как представителя рода человеческого, непосредственного субъекта познавательной деятельности. Непосредственный момент рождения Выготский считал нижним рубежом детской психологии. Основываясь на работах Ранка, акт рождения ребенка относят к психической травме, создающей высокий уровень тревожности, который в критических ситуациях проявляется в виде невротических симптомов. Главная жизненная проблема новорожденного ребенка появляется на этапе разрушения психоэмоциональной связи, которая возникла еще пренатально и требует преодоления чувства страха отделения ребенка от матери. В такой момент ребенку показана психотерапия, которая помогла бы справиться ему со стрессом. Плод и новорожденный благодаря трудам многих ученых перестали быть просто объектом медицинского ухода, а превратились в объект изучения перинатальной психологии.

Перинатальной психологией изучаются:

  • психология беременных;
  • психология родильниц;
  • законы возникновения, функционирования психики плода и новорожденного;
  • процессы, происходящие в семьях, которые ожидаю рождения ребенка и семьях новорожденных.

Существует необходимость взаимодействия таких специалистов, как акушеры-гинекологи, неонатологи, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги для качественного сопровождения диады «мать-ребенок» на этапах беременности и родов, а также послеродового появления триады «отец- мать-дитя».

Область изучения перинатальной психологии

Определение 2

Перинатальная психология – область знаний, изучающая закономерности и обстоятельства развития человека на ранних этапах его жизни.

Выделяется три основные фазы перинатального периода:

  • пренатальная или внутриутробная фаза, которая начинается с 22-ой недели внутриутробного развития и заканчивается началом родовой деятельности;
  • интранатальная фаза длиться с начала до окончания родовой деятельности;
  • постнатальная или ранняя неонатальная фаза, включающая первую неделю жизни ребенка.

Теория перинатальных матриц

Очень тесно связан перинатальный процесс с биологическим рождением, он включает в себя также психологические, философские, духовные измерения. Матрицы, описанные Грофом, имеют связи с определенными воспоминаниями из жизни человека и являются динамическими управляющими системами, несущими собственное содержание духовного и биологического характера. Биологическое содержание перинатальной памяти состоит из реалистических, конкретных переживаний, которые связаны с индивидуальными этапами родовой деятельности. В каждом этапе биологического рождения присутствует определенная духовная составляющая.

Первой перинатальной матрицей является внутриутробное безмятежное существование - матрица наивности , в которой закладывается жизненный потенциал индивида, его способности к адаптации в период после родов. Следует отметить, что желанные дети имеют изначально высокий уровень психического потенциала.

Вторая перинатальная матрица приходится на начало родов и сопровождается переживанием чувства всеобъемлющего поглощения, так называемая матрица жертвы . Формируется она с сжатия ребенка в закрытой маточной системе и сопровождается переживанием чувства отсутствия выхода. Продолжается эта матрица до окончательного раскрытия шейки матки матери. Ребенок в этот момент регулирует свое рождение выбросом собственных гормонов в кровь матери и родостимуляция, в данный момент, формирует в матрице жертв патологическую направленность.

Третья перинатальная матрица охватывает период проталкивания ребенка через родовой канал во второй части родов и заключается в борьбе смерти и повторного рождения – это матрица борьбы . Она характеризует уровень активности человека в такие моменты жизни, когда от его выжидательности или активности ничего не зависит.

Четвертая перинатальная матрица, так называемая матрица свободы , включает завершение родового процесса и непосредственное извлечение плода, при котором происходит переживание смерти «Эго» и второго рождения. Матрица начинается с момента рождения, а вот завершиться может в по-разному: и после недели жизни, и в первый месяц или охватывать всю жизнь. Следует отметить, что если разлука ребенка с матерью происходит сразу после рождения, то независимость и свободу человек может воспринимать как обузу.

Основой философских взглядов перинатальных матриц являются представления о непрерывности жизни человека, взаимной зависимости всех стадий его развития, единстве биологического, социального и психологического уровней организма.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры