Сочинение по произведению на тему: Жизнь и творчество А. И

Главная / Развод

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Литература »

Тема: « Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Разработчик: учитель

Русского языка и литературы

Медведева Ю.С.

п. Ракитное

  1. Методические указания по проведению открытого урока…………….
  2. План одночасового занятия……………………………………………….
  3. Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына »
  4. Библиография………………………………………………………………..
  5. Приложение:

б) раздаточный материал (памятка «Как составить синквейн»);

в) таблица оценки знаний.

1.Методические указания по проведению открытого урока

  1. Введение

Опыт показывает, что большое значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют уроки, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют заинтересовать учащегося, пробудить в нем любовь к предмету. Этому способствует применение на уроках современных технологий.

Данная методическая разработка преследует цель: проведение урока с применением технологии критического мышления, технологии ИКТ, способствующих самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
выделять основные блоки в представляемой информации, развивать познавательную деятельность, прививать навыкы и умения по данной теме с использованием ранее полученных и приобретения новых знаний.

Для проведения данного урока целесообразным было провести урок - изучение нового материала – это форма во многом традиционного урока, однако использование современных технологий способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, развитию логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), вниманию к слову; умению выделять главное; совершенствованию коммуникативных навыков. Урок позволяет раскрыть потенциал каждого учащегося, он личностно ориентирован.

Тема открытого урока выбрана не случайно. Она очень актуальна, так как дает учащимся не только основные сведения из биографии и творчества писателя, но и заставляет их задуматься над нравственными проблемами и «вечными вопросами»: о взаимоотношении человека и государства, о смысле человеческого бытия, о праведниках и малодушных.

Поэтому целью данного урока явилось стремление вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшему символом борьбы против тоталитаризма, показать его значение не только в русской литературе, но и в обществе в целом , используя при этом современные технологии.

  1. Подготовительная работа

Проведение урока – изучение нового материала - требует определенной подготовительной работы и состоит из нескольких этапов:

1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени проведения;

2) ознакомление учащихся с темой;

3) осмысление раннее изученного материала по данной теме;

4) подбор материала для презентации, для видеофильма;

В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся, помогает отобрать необходимый материал.

Накануне урока следует напомнить ребятам о том, что они должны вести себя достойно, иметь опрятный внешний вид, прибыть на занятия с конспектами, учебниками, пишущими принадлежностями. Сказать о том, что на уроке будут присутствовать другие преподаватели (желательно знать их точное число, чтобы не возникло проблем с размещением). Старосте необходимо напомнить, чтобы он назначил дежурных, проконтролировал состояние аудитории, доски, наличие мела и пр. Сориентировать ребят на то, чтобы они не чувствовали себя скованно, чтобы обстановка на уроке была обычной, рабочей

Раздаточный материал должен быть подготовлен заранее. Он состоит из

памятки для составления синквейна. Подготовленная заранее авторская презентация позволит лучшему закреплению изученного материала.

3.Методика проведения урока

  1. Методика проведения организационного момента

Преподаватель за 10-15 минут до начала урока проверяет наличие раздаточного материала, готовит рабочую программу, поурочный план, учебник, конспект, мел, указку. Дежурные помогают разложить раздаточный материал. По звонку на урок преподаватель входит в класс, пропустив пришедших на открытый урок преподавателей и дав им возможность разместиться. Затем проводит проверку наличия учащихся и, напомнив учащимся о присутствии на уроке гостей, подбодрив ребят, приступает к опросу.

  1. Методика проведения опроса учащихся по пройденному материалу

Актуализация опорных знаний (Вызов). После организационного момента преподаватель говорит, что эпиграфом к уроку служат слова В.Астафьева, в которых отмечается огромнейшее влияние А.Солженицына не только на советскую литературу, но и на жизнь всего общества в целом. После этого переходит к объявлению целей и задач данного урока - стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум. Далее звучит проблемный вопрос:

Предлагается заполнить 2 столбика таблицы контроля знаний. Использование частично-поискового метода работы способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления как самостоятельное структурирование материала во время подготовки к основной работе. Затем слушаются ответы отдельных учащихся.

3.3.Методика изложения нового материала

Мотивацией для активной работы на уроке служат слова преподавателя о форме и методах работы. Объявляется, что усвоение новых знаний пройдет в форме продвинутой лекции, т.е. она делится на два этапа. Первый этап – знакомство с жизнью писателя. Второй – выявление особенностей творческой манеры писателя. Поясняется, что во время лекции учащиеся заполняют третью часть таблицы контроля знаний, работая в парах: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа).

Анонс содержания первой части лекции. Преподаватель говорит, что в первой части лекции расскажет об основных вехах жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе. Просит обратить внимание на отношение писателя с властями, на его взгляды и поведение. Выражает надежду, что лекция преподавателя и авторская презентация помогут создать более яркое представление у учащихся о личности А.С.Солженицына. Напоминает не забывать работать с таблицей.

Осмысление (1 часть лекции , учащиеся работают в парах)

В первой части лекции преподаватель говорит о жизненном пути писателя, обращая внимание на непримиримую позицию Солженицына к проявлению различного рода насилия и несправедливости со стороны любой власти, на его гражданскую позицию, на стремление внести свой вклад по улучшению жизни российского народа («Как обустроить Россию»). Делается также акцент и на духовной жизни писателя, его преклонение перед «праведниками».

Защита авторского проекта презентации во время 1 части лекции не только способствует созданию живого, яркого и порой противоречивого образа писателя, но и позволяет воздействовать на разные сферы восприятия, увеличить объем изучаемого материала, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, а в целом - способствовать реализации целей, поставленныхпреподавателем, добиться наибольшей эффективности урока

В рефлексии после 1 части лекции проводится предварительное подведение итогов: форма работы - работа в парах - обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

Анонс содержания второй части лекции . Преподаватель сообщает, что вторая часть лекции посвящена литературной деятельности писателя. Учащимся предлагается проблемный вопрос:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика его произведений, особенности персонажей и манера повествования.

Вновь напоминает не забывать работать с таблицей: кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

Осмысление. (Вторая часть лекции, учащиеся работают в парах)

На примере произведений «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо» преподаватель отмечает следующие особенности творческой манеры А.И.Солженицына:

  1. Нейтральность тона. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях. Повествование строится так, чтобы заставить читателя испытать страдания на себе
  2. Документальность
  3. Повествование ведется от первого лица
  4. Произведения нередко автобиографичные
  5. Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам
  6. Библейские мотивы в произведениях
  7. Обращение к различным жанрам в исторической эпопее «Красное колесо» для воссоздания истории революции: репортаж, протокол, стенограмма, фрагменты из газетных статей различных политических направлений
  8. Символика произведений
  9. Внимание к богатству русского языка, использование редких слов в произведении.

Рефлексия после 2-й части лекции. Предварительное подведение итогов. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

Итоговая рефлексия проводится в форме составления синквейна после заключительного слова преподавателя.

Далее студентам предлагается свое впечатление о личности А.И.Солженицына выразить в форме синквейна , памятка по составлению которого лежит на партах учащихся. Синквейн обычно используется мною на уроке как индивидуальное самостоятельное задание для работы в парах на стадии рефлексии для обобщения сложной информации. Он привлекателен тем, что лаконичность его формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Его составление помогает развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самореализации.

После этого предоставляется слово студентам, составившим синквейн, звучат слова одобрения преподавателя.

В соответствии с активностью студентов на занятии ставится итоговая оценка , которая объявляется и комментируется.

3.4.Методика выдачи домашнего задания

Домашнее задание дается в соответствии с изученным материалом. Преподаватель объясняет суть домашнего задания.

2. Выявить особенности стиля писателя. Обратить внимание на авторскую позицию в тексте, его мнение и отношение к героям

2.План часового занятия

УД, МДК Литература

Тема урока Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицын

Время 45 мин.

Вид занятия урок

Тип урока, применяемая современная образовательная технология: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление» с использованием ИКТ

Цель занятия

учебная: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына; показать значение фигуры Солженицына в литературе и в жизни страны, дать краткий обзор его произведений; выделить основные особенности творчества А.И. Солженицына, ______________________________________________________________________

воспитательная: воспитывать чувство ответственности; бережное отношение ко времени; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе и родному языку. __________________________________________________________

развивающая: развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; _________________________________________________________________________

деятельностная: подготовка и защита проекта-презентации , учить выделять главное;

Межпред связи

обеспечивающие: история

обеспечиваемые: литература _______________________________________________________

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал : таблица.

Технические средства обучения : мультимедиа

Литература:

Основная: 1)Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов -на-Дону, Феникс, 2013 г. 2) Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. - МОСКВА: «Академия», 2012 г. Дополнительная: 1) 2) И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н /Д: Феникс, 2002, Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости

2 мин

Актуализация опорных знаний. (Вызов)

проблемный вопрос,

работа с таблицей контроля знаний

беседа, частично-поисковый метод

6 мин

Работа над темой урока

2 8 мин

Анонс содержания первой части лекции

(объяснение предстоящей работы )

Осмысление (1 часть лекции)

проблемный вопрос, знакомство с презентацией, работа с таблицей контроля знаний

продвинутая лекции, защита проекта- презентации, индивидуальная работа

3.3.

работа в парах,

Анонс второй части лекции

Осмысление (2 часть лекции)

проблемный вопрос, работа с таблицей

продвинутая лекция

индивидуальная работа

Рефлексия (предварительное подведение итогов, выступление от пар)

работа в парах

Итоговая рефлексия

1.Заключительное слово преподавателя 2.Опрос учащихся

3. Комментирование и выставление оценок

составление синквейна

7 мин

Домашнее задание

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте.

2 мин

Конспект урока «Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына»

Эпиграф: Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

В.Астафьев

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости

2.Актуализация опорных знаний (Стадия вызова ) .

  1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы поговорим о человеке, к слову которого в советскую эпоху прислушивались на протяжении десятилетий, видя в нем пророка и заступника. Это Александр Исаевич Солженицын. Одни считали его спасителем Отечества, другие - врагом народа, третьи – учителем жизни. Эпиграф к нашему уроку также отражает огромнейшее влияние писателя не только на литературу, но и на жизнь всего общества в целом.

Поэтому целью нашего урока будет стремление разобраться, в чем причина притягательности жизни и творчества человека, который четыре десятилетия был властителем дум.

2.2. Работа с таблицей контроля знаний.

Что вы знаете о жизни и творчестве человека, которого при жизни называли пророком?

Ответ напишите в таблице контроля знаний. Мы с ней будем работать весь урок. Она состоит из трех частей. Первую и вторую часть заполняете сейчас, а третью во время лекции. (Ниже даются возможные ответы студентов)

Знаю, думаю, что знаю

Хочу узнать

Узнал

Писатель

Лауреат Нобелевской премии по литературе

- «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки», «Архипелаг ГУЛАГ»

Изгнание

Несколько лет жил в Америке

Оставался верным своим принципам

Родился в Ставропольском крае

Долгое время провел в лагерях

Участвовал в в Великой Отечественной войне

Болел раком

Гуманист

Боролся против тоталитарного режима

За что его сослали

Как лагерь отразился на его жизни и выборе тем для романов

Отношение к Родине в изгнании

Тематика его произведений

Почему писателю пришлось уехать из страны

Как встретили писателя после его возращения на Родину

Особенности повествования Солженицына

Является ли Солженицын наследником традиций русской литературы

Его интересовали только общественно-политические вопросы или еще и история

(заполняется самостоятельно / или при работе парами во время всего занятия)

2.3. Опрос учащихся по таблице.

3.1.Анонс содержания первой части лекции (учащиеся работают в парах)

Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына пройдет в форме лекции. Она состоит из двух частей: в первой части лекции я расскажу вам основные вехи жизни и творчества Солженицына, не останавливаясь подробно на его литературной работе, особенностях творчества. Это будет во второй части лекции.

При этом не забывайте работать с таблицей. Работаем в парах. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока. По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа)

В первой части лекции, пожалуйста, обратите внимание на вопрос:

Каковы отношения писателя с властями, его взгляды и поведение. Попытайтесь для себя создать портрет автора. Знакомство с презентацией поможет вашей работе.

3.2. Осмысление. (Текст 1 части лекции; презентация, опирающаяся на текст лекции)

Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в состоятельной семье. Мать – Таисия Захаровна Щербак – из семьи богатого кубанского землевладельца. Отец его еще до рождения сына погиб из-за несчастного случая на охоте. Воспитывала будущего писателя мать – хорошо образованная женщина, сумевшая повлиять на его духовное развитие.

Детство его мало чем отличается от детских лет его сверстников: вступает в комсомол, активно участвует общественной жизни школы, переживает трудности и радости жизни обычного советского школьника. В старших классах Солженицын увлекся литературой, писал статьи для сатирического школьного журнала, занимался в драмкружке. К взрослой жизни он готовился серьезно, накапливая знания, изучая немецкий и английский языки. К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно четко - он решил стать писателем. Летом 1939 года он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории. Параллельно Солженицын учится на физико-математическом факультете Ростовского университета, и за несколько недель до начала Второй мировой войны получил диплом и назначение на работу - учителем в провинциальную школу. Счастливо складывалась и личная жизнь. Его женой стала Наташа Решетовская, милая, жизнерадостная студентка химического факультета университета, увлекающаяся музыкой и литературой.

Все поломала война. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт. Он достойно сражался и был награжден двумя боевыми орденами. Однако в феврале 1945 года капитана Солженицына арестовали и из Восточной Пруссии препроводили под конвоем в Москву, на Лубянку. Военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков. Приговор суда был суров: 8 лет лагерей за антисоветскую пропаганду и агитацию.

Солженицына продержали в московской тюрьме, а затем перевели в спецучреждение в Марфино, так называемую «Шарашку», где ученые разных направлений вели секретные научные исследования. Позже Солженицын говорил, что диплом математика спас ему жизнь, поскольку режим Марфинской тюрьмы был гораздо мягче, чем в других лагерях. Из Марфино писатель попал в особый лагерь в Экибастузе (Казахстан), где содержались политические заключенные. Именно там у Солженицына впервые созрела мысль о том, что необходимо рассказать всему миру об ужасах сталинских лагерей.

Отбыв заключение и освободившись из тюрьмы 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, Солженицын получил удостоверение ссыльного и поселился в одном из казахстанских поселков. Казалось бы, самое страшное осталось позади. Но тут врачи обнаружили у Александра Исаевича раковую опухоль в брюшной полости. Лечение лучевой терапией в Ташкентском госпитале прошло на удивление благополучно.

В июне 1957 года, после реабилитации, Александр Исаевич поселился в Рязанской области и работал учителем математики в одной из сельских школ. Свои впечатления об этом периоде жизни он передал в рассказе «Матренин двор».

Важной вехой в последующих событиях стал доклад Хрущева на XX съезде партии о «культе личности Сталина». Доклад разоблачал преступления прежнего режима. К этому времени Солженицын закончил работу над повестью «Один день Ивана Денисовича» и предложил ее журналу «Новый мир», редактором которого был авторитетный советский литератор Александр Твардовский .

Но хрущевская оттепель подходила к концу, и страна стояла перед новой волной безвременья. В этих условиях конфликт Солженицына с властью был неизбежен. Уже в апреле 1964 года кандидатура Солженицына была изъята из списков для тайного голосования в Комитете по Ленинским премиям. В следующем году органы КГБ конфисковали рукопись романа «В круге первом», а также литературный архив писателя. В 1966 году партийные организации Москвы получили директиву не устраивать читательских вечеров с участием Солженицына, а в канун 1968 года руководители Секретариата Союза писателей приняли решение запретить публикацию романа «Раковый корпус». И, наконец, в 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей.

Тем не менее, рукописи романов «В круге первом» и «Раковый корпус» попали на Запад и были изданы там без согласия автора, что только усугубило и без того его тяжелое положение на родине.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за «нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.

Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешил публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 году в лондонском издательстве на английском языке вышел «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи «Красное колесо» о русской революции, которую критики часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого.

12 февраля 1974 года писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Его второй жене, Наталье Светловой, на которой Солженицын женился в 1973 году, и трем сыновьям было разрешено присоединиться к нему позднее. После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переехал в США и поселился в штате Вермонт. Там был завершен третий том «Архипелага ГУЛАГа» и продолжена работа над циклом исторических романов о русской революции.

В 1994 году после распада писателю вернули российское гражданство. В 1996 году Солженицын вернулся на родину. Его восторженно встречали. В связи с его возвращением было много надежд на то, что личность знаменитого писателя-гуманиста станет центром притяжения для всех демократических сил России. Звучали даже предложения Солженицыну баллотироваться на пост президента страны. Однако после нескольких публичных выступлений писателя оказалось, что его идеи пока остаются невостребованными обществом.

  1. Рефлексия . (Предварительное подведение итогов) .

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар.

3.4. Анонс содержания второй части лекции .(Проблемный вопрос).

– Ребята, сейчас вы услышите вторую часть лекции, посвященную литературной деятельности писателя. Постарайтесь найти ответ на главный вопрос этой части лекции:

Каковы особенности стиля писателя, проблематика произведений, особенности персонажей и манера повествования. При этом не забывайте работать с таблицей. Пусть кто-то записывает новую информацию, а кто-то редактирует записи, сделанные в начале урока.

По ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее пометками (аудированный вариант ИНСЕРТа) .

3.5. Осмысление. (Вторая часть лекции).

В 1959 была написана повесть «Один день Ивана Денисовича» - Отличительная особенность поэтики повествования – нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Документальность – отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

Через несколько месяцев после «Одного дня Ивана Денисовича» в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына «Матренин двор». Первоначально рассказ Матренин двор назывался «Не стоит село без праведника» – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название «Матренин двор» принадлежит Твардовскому. Как и «Один день Ивана Денисовича», это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына , ведется от первого лица , от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте – плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены – горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Еще находясь в ссылке, в 1955, Солженицын начал писать роман « В круге первом». Последняя, седьмая редакция романа была закончена в 1968. Персонажи романа – достаточно точные портреты реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток – накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным.

«Шарашка» – это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» – также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете «Фауст», уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста – мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение. Образ кругов ада заимствован из поэмы итальянского писателя Данте Алигьери «Божественная комедия». В поэме Данте ад состоит из девяти кругов. Герой повести Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками – добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга. Повествование Солженицына подобно хору, в котором авторский голос звучит приглушенно . Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего, сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование.

В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге « Бодался телёнок с дубом», впервые опубликованной в Париже в 1975.

С 1958 Солженицын работает над главной своей книгой - «Архипелаг ГУЛАГ» – историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе. Книга была завершена в 1968.

В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том «Архипелага»... (полностью книга была издана на Западе в 1973–1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине – «Остров Сахалин». Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг – множество «островов». «Архипелаг ГУЛАГ» – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий – рассказы о мучениках ГУЛАГа. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛАГа представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский антимир); семь книг «Архипелага ГУЛАГа» соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, по которой Господь будет судить людей в конце времен. В «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе.

В эмиграции Солженицын работает над эпопеей «Красное Колесо», посвященной предреволюционным годам. «Красное Колесо» состоит из четырех частей-«узлов»: «Август Четырнадцатого», «Октябрь Шестнадцатого», «Март Семнадцатого» и «Апрель Семнадцатого». Солженицын начал писать «Красное Колесо» в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х.

«Красное Колесо» – своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров . Среди них – репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей. ), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность ; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». В романе «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), в общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого .

Для Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка , использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».

  1. Рефлексия. (Предварительное подведение итогов)

Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар. При этом должно быть сформировано целостное понимание творчества писателя.

5. Итоговая рефлексия.

5.1. Заключительное слово преподавателя . Александр Исаевич Солженицын – это целая эпоха и в литературе, и в общественной жизни. Лауреат Нобелевской премии преодолел испытания, которые только может уготовить человеку судьба – прошел войну, арест и страшные лагеря, смертельную болезнь, изгнание и возвращение.
В разные времена его критиковали и им восхищались. Однако остается бесспорным то, что Александр Исаевич Солженицын оказал большое влияние на жизнь общества. До сих пор его называют честью и совестью России.

4.2. Индивидуальное задание . Ваше впечатление о жизни этого удивительного человека, о своем понимании его творчества, согласии или не согласии с жизненной позицией писателя прошу изложить в синквейне. План составления синквейна лежит на парте.

5.3 . Опрос учащихся. Выставление оценок и их комментирование.

6 . Домашнее задание с комментариями.

2. Составить таблицу, куда должны входить основные герои, их характеристики, обратить внимание на авторскую позицию в тексте

Библиография

  1. В.А. Агеносов. Русская литература ХХ века. 11 класс. М., «Дрофа», 2008 г.
  2. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  3. Интернет-ресурсы: «Википедия»
  4. Litra.ru
  5. Методическое пособие. Литература 11-й класс,2-е полугодие: планы-конспекты уроков. Г. Б. Фефелова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г.
  6. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., 2002
  7. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2009.
  8. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., Изд-во «Академия», 2008г
  9. Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной. – Москва, «Академия», 2012 г.
  10. Т.Ф. Федотова. Тематическое и поурочное планирование по литературе. – Изд-во «Экзамен», 2005 г.
  11. Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.
  12. Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедический словарь "История Отечества", Энциклопедия российско-американских отношений)

Сама жизнь Солженицына - как бы дополнительной том его собрания сочинений. Большинство произведений автора обильно насыщено автобиографическим материалом. Солженицын происходит из крестьянского рода, представители которого достигли неплохих успехов (дед до революции заведовал экономией.) Отец погиб за 6 месяцев до рождения писателя на охоте. Солженицын появился на свет в Кисловодске в 1918, когда положение семьи радикальным образом изменилось. Совершилась революция, всё имущество было потеряно. Мать ради ребёнка пошла на жертвы и посвятила себя его воспитанию. После окончания школы Солженицын заканчивает физико-математический факультет в Ростове-на-Дону и параллельно, чувствуя в себе литературный дар, поступает в ИФЛИ.

В годы войны - на фронте. В 1945 попадает под надзор контрразведки, которая перлюстрировала его письма. В одном из писем к другу Ленин назван Вовкой. За это получил 7 лет ИТЛ. Этот арест всю жизнь будущего писателя перевернул. Он увидел жизнь с той стороны, с какой её совершенно не знал. Особо значимо для Солженицына стало пребывание в спецтюрьме Марфино под Москвой, куда он попал в 1947. Здесь Солженицын познакомился с математиком и философом Паниным и стал глубоко верующим человеком. Под влиянием филолога Льва Копелева Солженицын прошёл, находясь в тюрьме, сокращённый курс филфака. У Солженицына оказалась идеальная память. Он чуть ли не сходу всё запоминал и почти всё услышанное впоследствии использовал в своём творчестве.

Под влиянием Панина Солженицын отказался принять участие в разработке подслушивающего устройства, так как он понимал, что устройство нужно для тоталитарного режима, чтобы подслушивать инакомыслящих. С Паниным они попали на общие работы (с 1950) в Экибастуз. Здесь Солженицын узнаёт и тяжёлый физический труд литейщика и каменщика. Всё это время Солженицын изучал лагерные порядки и сочинял. Но в лагере регулярно проводился обыск, поэтому всё сочинённое надо было держать в памяти. Солженицын сочиняет пьесы в стихах, трилогию под общим названием «1945» («Пир победителей», «Пленники», «Республика труда»). Особенными художественными достоинствами эти пьесы не блещут. Художественная сила Солженицына, как оказалось позднее, была в прозе.

В 1952 Солженицын принимает участие в Экибастузском восстании заключённых, вызванном невыносимыми условиями труда. Солженицын повезло: незадолго до восстания он попал в лагерную больницу с раковым заболеванием. Отбыв срок, был сослан в один из глухих углов Казахстана на вечное поселение. Он не имел права покинуть посёлок Кок-Терек. Тем не менее, здесь Солженицын начинает переносить на бумагу и редактировать сочинённое в лагере, а поскольку знал, что обыски возможны, прятал рукописи в металлические сосуды. Неожиданное осложнение рака дало о себе знать, и полумёртвым Солженицын добирается до Ташкента, где ему делают успешную операцию. Это окончательно убеждает Солженицына в том, что бог сохранил ему жизнь, чтобы тот рассказал о советских лагерях.

После XX съезда, реабилитированный, работает учителем физики в посёлке Торфопродукт (Владимирская область). 1957 - восстанавливает свои отношения с женой и перебирается в Рязань. Работает учителем математики и всё свободное время пишет. Втайне от всех он работает над романом «В круге первом». Это так называемый «Круг-96», первая редакция (по количеству глав). Наибольшую известность получила редакция «Круг-87», завершённая в 1968 году. Роман «В круге первом» - самое значительное художественное произведение Солженицына. Оно имеет автобиографический характер и впитывает опыт писателя в Марфинской спецтюрьме. Прототип Нержина - сам Солженицын, прототип Рубина - Лев Копелев, прототип Солодина - Панин. Воссоздавая линию взаимоотношений Нержина с женой, Солженицын использовал дневниковые записи жены. (Если жена не отрекалась от арестованного мужа, все дальнейшие пути в жизни ей были закрыты.) Как справедливо отмечают исследователи, мир Солженицына по преимуществу мужской. Женские образы редки и менее удачны. Мужской же мир Солженицына - всегда мир испытаний: войной, тюрьмой, лагерем, смертельной болезнью.

Персонажи романа поставлены в ситуацию экстремальную. Они подведены к самому порогу, за которым жизнь превращается в ад. Это напряжение отражает романный хронотоп, чрезвычайно спрессованный. В романе «В круге первом» всё действие укладывается в трое суток. Человек у Солженицына заключён в микрокосме камеры, лагеря или больничной палаты. Его кругозор ограничен, зато его зрение чрезвычайно обостряется. Солженицын уделяет большое внимание описанию интерьера, а также большое место у него занимают психологические портреты. Все жесты, мимику, особенности речи друг друга заключённые изучили досконально. На фоне регламентированного, неизменного образа жизни ярче проступает человеческая индивидуальность. Человек либо примирён со своим положением, либо противостоит режиму и обществу.

Марфинская спецтюрьма, по определению Солженицына, - первый круг ада, то есть далеко не не самое страшное. Это место, где собрана научная интеллигенция. Ценой рабского послушания здесь можно даже сносно устроиться и привыкнуть к жизни без свободы. Такой путь выбирают некоторые персонажи, но этот путь раздавливает человека нравственно, лишает самого главного. Может произойти и обратное - обучение свободе в тюрьме. Не случайно о своём герое Солженицын пишет: «Тюрьма ему была так же необходима, как дождь иссохшей земле», чтобы благодаря личным переживаниям убедиться в бесчеловечности существующей системы; тюрьма отрезает от мира, зато человек имеет возможность уйти в глубь себя - этот путь, путь к богу, и проходит Нержин, как прошёл его сам Солженицын. Нержин говорит, что ощущает себя одним из рыцарей Грааля. (Преданность высоким христианским и гуманистическим идеалам. Герой теперь их разделяет и выступает противником террора.)

Роман имеет социально-философский характер. Его отличает повышенная степень интеллектуальной насыщенности: в «шарашке» пусть не лучшие умы России, но образованные и мыслящие люди. Характерно обилие философских диспутов и монологов. Освобождающую роль играет у Солженицына смех. Осмеивается иерархия, начиная со Сталина и заканчивая его мелкими прислужниками. (Сцена импровизированного суда над князем Игорем. Зэки показывают, что сделало бы с попавшим в плен князем советское правосудие.) Ирония и сарказм Солженицына обращена против всех проявлений тоталитарной системы. Роман полифоничен. Но, так или иначе, все сюжетные линии сходятся к тюрьме. Таков самый характерный символ сталинской эпохи, доказывает Солженицын содержанием своего произведения. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли и протеста.

«Отростком» романа стала повесть «Один день Ивана Денисовича»: «сжатый, сгущённый, популярный вариант зэковской эпопеи». Публикация «Одного дня» на волне хрущёвских разоблачений делает Солженицына известным. Повесть была выдвинута на соискание Ленинской премии, однако противники оттепели приложили все усилия, чтобы премия не была вручена.

Писатель создаёт и произведения о современности: цикл миниатюр «Крохотки» (1961, стихотворения в прозе), в которых опоэтизирована родная природа; ряд рассказов, среди которых обратил на себя внимание «Матрёнин двор». Наиболее развёрнутая картина советского общества - в романе «Раковый корпус». Это как бы разрез советского общества через разъедающую его опухоль тоталитаризма. Особенно удачным оказался «разрез души» сталиниста Русанова. Это человек, который всегда и во всём служил тоталитаризму. Теперь, когда пришла оттепель, у него и в мыслях нет осудить себя. Им владеют страх за разоблачения и боязнь потерять привилегии, которые ему дал тоталитаризм. Более всего Русанов надеется на то, что оттепель не вечна и её удастся свернуть. Таким образом, уже в 1966 году Солженицын предупреждал о возможности сталинистской реставрации. Писатель осуждает людей типа Русанова, говоря, что у них - рак совести. Тревожны и размышления Солженицына, связанные с его идеями о неготовности народных масс к приходящим переменам. Финал романа: здесь бесправное, замордованное за сталинские годы советское общество уподобляется зверинцу, где зверей разных пород держат в клетках. Солженицын выступает за разумную свободу, за постепенный приход общества к этой свободе.

«Раковый корпус» автор передал Твардовскому, рукопись прошла редактирование, но не прошла цензуру. Дело в том, что с момента свёртывания оттепели проводились обыски у инакомыслящих. В 1965 провели обыск у близкого друга Солженицына, Теуша, и была найдена пьеса «1945 год». Уже набранный «Раковый корпус» был рассыпан, а Солженицын стал подвергаться разного рода провокациям. Один из сотрудников КГБ получил задание уколоть Солженицына отравленной иголкой.

Чувствуя начавшиеся репрессии, писатель переходит на позиции диссидентства. Он работает (с 1958) над книгой «Архипелаг ГУЛаг», живя в Прибалтике. Создавая это произведение, Солженицын стремился раскрыть истинное лицо общественно-политической формации, которая превратила страну в большую тюрьму. Привлекается исторический очерк, воссоздана этнография ГУЛага (пародия на трактат по антропологии), приведены свидетельства бывших заключённых, которые после выхода «Одного дня» приходили к автору целыми мешками. Перед нами исповедь.

Автор не имел никакого доступа к архивам КГБ. Поэтому он вводит в текст «Архипелага» характерные отрывки из неопубликованных произведений: Шаламова, Гинзбург, Адамовой-Слиозберг, - на которые ссылается как на литературный факт. Произведение построено как путеводитель по неизвестному архипелагу, а сам автор выступает как его первооткрыватель. Повествование проникнуто трагическим сарказмом: Солженицын постоянно иронизирует, издевается над распоряжениями и высказываниями советской власти. Жорж Нива: «Ирония - известь, скрепляющая эту исполинскую массу письма». Сам Солженицын характеризует «Архипелаг» как художественное исследование и поясняет, что всей полноты документов у него не было, так что он прибег к художественной типизации. Пока сочинялся «Архипелаг», автор ни разу не имел возможности прочитать его целиком, от начала до конца. Этим он объясняет шероховатости художественного плана.

В «Архипелаге» воссоздана трагедия, не имевшая аналогов ни в России, ни в мире. В сравнении с дореволюционной тюрьмой оттеняется бесчеловечность тюрьмы советской. «Взрыв атавизма». Причина возникновения и существования ГУЛага - нравственная, умственная и гражданская слабость общества перед государством плюс беспримерная жестокость власти, как бы мстившей своим подданным за то, что они не такие, какими должны быть по марксистскому учению.

Примеры из прошлого: инквизиция оправдывала своё дело тем, что отстаивала идеалы христианства, колонизаторы утверждали, что несут в порабощённые страны цивилизацию, фашисты ставили на первое место идеал расы, якобинцы и большевики - свободу, равенство, братство.

Коммунистический террор вёл за собой уничтожение целых социальных слоёв (духовенство, некоммунистическая часть интеллигенции, зажиточное крестьянство). Все эти группы, не говоря уже о дворянстве, принадлежность к которому считалась преступной, большевики пытались физически истребить. Репрессиям подверглось более 60 млн человек.

В отличие от Шаламова, «Колымские рассказы» которого повествуют о трагедии без катарсиса, Солженицын предлагает катарсис. В первой части отражено скольжение страны на дно насилия и бесправия ещё в ленинские времена. Вторая книга - самая «давящая», рассказывает о классическом периоде ГУЛага. Особенно тяжело читать о женщинах и детях в ГУЛаге. В то же время, даёт понять автор, и здесь не все потеряли человеческий облик, тоже происходит поверка жизненных идеалов. Наиболее порядочными людьми в условиях лагеря оставались либо верующие (их убеждения не позволяли творить зло, и они готовы были принять мученичество), либо истинные интеллигенты, «чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны». Наиболее просветлённая - третья книга «Архипелага». Автор показывает, что обстановка в лагерях после войны стала меняться. Приходит большое количество военнопленных - людей, прошедших через всё и не намеренных терпеть унижения. Фронтовики стали физически уничтожать уголовников, стукачей. Советская власть тоже поняла, что слишком распустила уголовников, и смотрела сквозь пальцы на происходящее. Фронтовики наконец отбирают власть у блатных, и нравственная атмосфера улучшается. Начинаются побеги из лагерей. Вершина противостояния - первое в СССР вооружённое восстание заключённых в Экибастузе (1951). Описывая подобные выступления, Солженицын показывает, что строй, основанный на насилии, обречён и рано или поздно будет свергнут. Этой мысли особенно боялась власть.

Начиная с «Архипелага» Солженицын переходит с языка художественной прозы на язык нравственной проповеди: архаизирует лексику, подражая Аввакуму, Льву Толстому и ветхозаветным пророкам. «Это язык нового мессии, учителя человечества» (Жорж Нива). Солженицын разрабатывает жанр писем: письмо патриарху Пимену, в котором обличается чрезмерная огосударствленность церкви; письмо министру МВД, в котором содержатся резкие высказывания против юридического понятия прописки. В открытом письме съезду писателей предпринята попытка доказать, что цензура в СССР является незаконной. В результате в 1968 Солженицын был исключён из союза писателей.

В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Выдвинул его на соискание премии Франсуа Мориак. Формулировка Нобелевского комитета: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы писателя современной эпохи». Для получения премии Солженицына не выпустили из страны. Начинается травля, которая всё более нарастает. В 1972 году Солженицын при помощи Вадима Андреева, сына Леонида Андреева, переправляет за рубеж «Архипелаг ГУЛаг». Возле квартиры Солженицына в это время дежурила машина с сотрудниками КГБ, телефоны прослушивались, на улицу выходить было опасно. Не зная, чем всё закончится, своему адвокату в Швейцарию Солженицын передаёт поручение «опубликовать роман в случае моей неожиданной смерти».

1973 год - повесилесь у себя дома Воронянская, которая отпечатала на машинке 5 экземпляров «Архипелага» и один для себя. На её след вышло КГБ, и самоубийство либо было имитировано, либо действительно совершено от понимания своего предательства. Так или иначе, «Архипелаг» попадает в руки КГБ. Солженицына это крайне тревожило: книга начинается с перечня фамилий и имён людей, материалы которых о заключении в лагерях он использовал. Для того, чтобы обезопасить этих людей, он печатает книгу в других странах мира. Постепенно произведение было опубликовано более чем в 30 странах. Под влиянием международного резонанса, надеялся Солженицын, не осмелятся учинить открытую расправу.

1974 год - апогей травли Солженицына. Его называют литературным Власовым, человеком, который продался ЦРУ, стремятся его всячески опорочить, начиная с национальности (якобы его настоящая фамилия - Солженицер). На этом всё не заканчивается: в феврале 1974 Солженицын арестован и заключён в Лефортово. Писатель понимал, что к этому всё идёт: у него была заранее приготовлена лагерная телогрейка. Однако к человеку, который уже получил Нобелевскую премию, применять те же методы, что к другим, власть не могла. Солженицын провёл в тюрьме двое суток, и там же ему зачитали указ о депортации. Писатель был переодет в более приличную одежду, посажен в самолёт под конвоем и вывезен в ФРГ.

Хотя за рубежом слава Солженицына продолжала расти, на родине его тексты оставались запрещёнными. Если у кого-либо обнаруживалась копия текста Солженицына, такой человек получал тюремный срок. Созданные на родине антитоталитарные повести, пронизанные неприятием бесчеловечности, остались вершиной литературного творчества Солженицына, хотя литературную работу он продолжал и за границей.

Долгая жизнь Александра Солженицына (1918-2008), его самозабвенное служение русской литературе, огромный талант и редкостное трудолюбие, последовательное отстаивание им гуманистических идеалов и горячая любовь к России и ее народу сделали творчество этого писателя одним из наиболее самобытных, крупных и заметных явлений русской и мировой литератур второй половины XX века, и признание это вылилось для писателя в присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970), лишение советского гражданства и изгнание его из страны (1974), триумфальное возвращение в обновленную Россию двадцать лет спустя... Вот основные вехи литературного и жизненного пути человека, которого совершенно справедливо считают классиком русской литературы.

Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета в 1941-м году, в октябре он уже был в армии, после окончания офицерской школы он становится офицером-артиллеристом, проходит за годы войны путь от Орла до Восточной Пруссии, получает боевые награды и звание капитана. А 9 февраля 1945-го года его арестовали: в личной переписке Солженицына были обнаружены его "крамольные" высказывания о Сталине. Несмотря на блестящую характеристику, данную ему его начальником генералом Травкиным, он был осуждён, и до 1953-го года находился в разных исправительных учреждениях. В 1953-м году он был освобождён - его направили в ссылку в Казахстан, где он прожил до реабилитации, после которой (1956) он поселился в посёлке Торфопродукт под Рязанью. Здесь он работал учителем, снимал комнату в доме Матрёны Захаровой, которая стала прототипом героини рассказа "Матрёнин двор" (1959). В этом же году им за три недели был написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который при публикации в журнале "Новый мир" (1962) получил название "Один день Ивана Денисовича". Ко времени публикации этого произведения, которое было выдвинуто на Ленинскую премию (правда, премию Солженицын не получил) писатель много и плодотворно работает в литературе: им начаты романы "В круге первом" (1955-68), "Архипелаг ГУЛАГ" (1958-68), написаны несколько рассказов. К моменту своего дебюта в литературе Солженицын, прошедший к этому времени большую и трудную школу жизни, был сформировавшимся самобытным писателем, творчество которого продолжало традиции русской классической литературы.

В 60-е годы Солженицын создаёт роман "Раковый корпус" (1963-67) и начинает работу над большим историческим романом "Р - 17" (1964), превратившимся в процессе работы в историческую эпопею "Красное колесо". Однако отношение власти писателю в 60-е годы было уже резко негативным, поэтому крупные произведения Солженицына печатались за границей: в 1968-м году были опубликованы романы "Раковый корпус" и "В круге первом", а в 1971-м году (после исключения автора из Союза писателей в ноябре 1969-го года и присуждения ему Нобелевской премии в следующем году) в Париже была опубликована книга "Август четырнадцатого" - первая часть ("узел", как называет их писатель) эпопеи "Красное колесо".

После публикации в 1973-м году в Париже первого тома "Архипелага ГУЛАГа" руководители СССР попытались "решить проблему" Солженицына привычными средствами: в феврале следующего года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму, откуда, вероятно, он вышел бы очень нескоро, если бы не те всемирные известность и влияние, которыми пользовался Солженицын к этому времени. Поэтому его лишают советского гражданства и выдворяют из страны. Сначала Солженицын с семьёй поселился в Цюрихе, в 1975-м году он публикует автобиографическую книгу воспоминаний "Бодался теленок с дубом", в которой рассказывает историю своей литературной жизни, дает картину литературной жизни в СССР в 60-е - 70-е годы. С 1976-го года семья писателя поселилась в США, в штате Вермонт, где он продолжает активнейшую творческую деятельность, занимается историческими исследованиями, результаты которых в художественной форме воплощаются в "узлы" эпопеи "Красное колесо".

В своих многочисленных интервью за границей с самых первых дней пребывания там Солженицын неоднократно подчеркивал, что он обязательно вернется в Россию. Это возвращение началось в конце 80-х годов, в 1988-м году писателю было возвращено гражданство СССР, а в 1990-м году в журнале "Новый мир" были опубликованы романы "В круге первом" и "Раковый корпус". В следующем году Издательским центром "Новый мир" совместно с автором было подготовлено Малое собрание сочинений писателя в 7-и томах, вышедшее тиражом один миллион экземпляров. В него вошли названные выше романы, том рассказов и "Архипелаг ГУЛАГ". Таким образом произошло возвращение на родину произведений писателя, а сам он вернулся в Россию в 1994-м году.

Исследователи творчества писателя, определяя его вклад в развитие русской литературы, выделяют три центральных мотива его творчества, в разработке которых он достиг наибольших высот. Мотивы эти условно названы ими так: "русский национальный характер; история России XX века; политика в жизни человека и нации в нашем столетии". Особенностью раскрытия этих мотивов в творчестве писателя является предельная субъективность Солженицына, он не соотносит свою точку зрения с общепринятыми, являясь в этом плане самодостаточной творческой личностью, имеющей свое право видеть мир таким, каким он его видит. Другое дело, что его взгляд на историю, его житейская мудрость, его писательский талант делают его творчество весьма значительным явлением литературной и культурной жизни, которое не может однозначно восприниматься всеми, но в своем художественном творчестве (в отличие от публицистики и выступлений общественно-политического характера) он остается писателем, открытым к диалогическому восприятию созданных им произведений.

Церемония прощания с писателем и общественным деятелем Александром Солженицыным, скончавшимся в ночь на понедельник на 90-м году жизни, пройдет во вторник в Российской академии наук на Ленинском проспекте, сообщили РИА Новости в Общественном фонде Солженицына.

Известный русский писатель, нобелевский лауреат Александр Исаевич Солженицын ‑ автор многих произведений об истории России.

Первое же произведение Александра Солженицына ‑ рассказ "Один день Ивана Денисовича", опубликованный в "Новом мире" в 1962 году, принес ему всемирную славу. Потом увидели свет рассказы "Матренин двор", "Случай на станции Кочетовка", "Для пользы дела" и "Захар-Калита". На этом публикации прекратились, произведения писателя выходили в самиздате и за рубежом.

По статистике пик читательского интереса к Солженицыну пришелся на 1988‑1993 годы, когда его книги печатались миллионными тиражами. Так, например, в 1989 году "Новый мир" выпустил сокращенный журнальный вариант «Архипелаг ГУЛАГ» тиражом в 1,6 млн. экземпляров. Роман «В круге первом» с 1990 по 1994 год издавался десятью (!) различными российскими издательствами суммарным тиражом в 2,23 млн. экземпляров. «Раковый корпус» был переиздан в это же время девять раз. Но все рекорды побил манифест «Как нам обустроить Россию», изданный в сентябре 1990 года общим тиражом в 27 млн. экземпляров.
В последние годы интерес к этому автору несколько уменьшился. Эпопея "Красное Колесо" уже в 1997 году была издана только в количестве 30 тыс. экземпляров.

В 2006 году издательство "Время" подписало с Солженицыным договор об издании в течение 2006‑2010 годов его собрания сочинений в 30 томах ‑ первого в России и в мире. В конце 2006 года вышли три тома Собрания сочинений тиражом три тысячи экземпляров. В соответствии с договором с издательством, по мере реализации каждого из томов книги будут допечатываться в нужном количестве.

Публикация Собрания сочинений Солженицына началась с выпуска первого, седьмого и восьмого тома. Такая непоследовательность связана с тем, что писателю было очень важно внести последние авторские правки и увидеть напечатанной эпопею «Красное колесо». Она планировалась как раз на 7‑й и 8‑й том. Именно «Красное колесо», где Солженицын подробно исследует один из самых сложных и драматичных периодов в жизни России ‑ историю социалистической революции 1917 года, писатель считал главной книгой в своем творчестве.

Наиболее известные произведения писателя

Роман-эпопея «Красное колесо».

Первая книга эпопеи ‑ роман "Август четырнадцатого", вышел в 1972 году на английском языке. Первое издание в России ‑ Воениздат, 1993 год (в 10 томах), репринтное воспроизведение с собрания сочинений А. Солженицына (YMCA‑PRESS, Вермонт‑Париж, тт. 11 ‑ 20, 1983 ‑ 1991).

Основное литературное произведение Солженицына. Сам автор определил жанр, как «повествованье в отмеренных сроках».

По словам самого Солженицына, он потратил всю жизнь на изучение периода, относящегося к началу ХХ века. «В «Красном колесе» ‑ сгусток этого всего. Я постарался не пропустить ни одного факта. Я нашел закон революции ‑ когда раскручивается это грандиозное колесо, оно захватывает весь народ и своих организаторов».

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

«Один день Ивана Денисовича» - первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принесшее ему мировую известность. В повести рассказывается об одном дне из жизни заключенного, русского крестьянина и солдата, Ивана Денисовича Шухова в январе 1951 года. Впервые в советской литературе читателям были правдиво, с огромным художественным мастерством показаны сталинские репрессии. Сегодня «Один день Ивана Денисовича» переведен на 40 языков мира. На Западе по этому произведению поставили фильм.

В одной из деревень в глубинке России под названием Тальново поселяется рассказчик. Хозяйку избы, в которой он квартирует, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева или просто Матрена. Судьбы Матрены, рассказанная ею, завораживает постояльца. Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля.

«Архипелаг ГУЛАГ»

Написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. В СССР «Архипелаг» был опубликован в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый Мир», 1989, №№ 7‑11).

Архипелаг ГУЛАГ - художественно‑историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте самого автора.
Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным, часто используется в публицистике и художественной литературе, в первую очередь по отношению к пенитенциарной системе СССР 1920—1950‑х годов.

Роман «В круге первом»

В заглавии содержится аллюзия на первый круг дантова ада.

Действие происходит в специализированном институте‑тюрьме Марфино, аналоге того, где в конце 1940‑х годов содержался Солженицын. Основная тема института - разработка «Аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Центральное место в повествовании занимает идейный спор героев романа Глеба Нержина и Сологдина с Львом Рубиным. Все они прошли войну и систему ГУЛАГа. При этом Рубин остался убежденным коммунистом. В отличие от него Нержин уверен в порочности самой основы системы.

Роман «Раковый корпус»
(сам автор определял его как «повесть»)

В СССР расходился в самиздате, в России впервые издан в журнале «Новый Мир» в 1991 году.

Написан в 1963-1966 годах по мотивам пребывания писателя в онкологическом отделении больницы в Ташкенте в 1954 году. Герой романа, Русанов, как в свое время и сам автор, лечится от рака в среднеазиатской провинциальной больнице. Главная тема романа - борьба человека со смертью: писатель проводит мысль о том, что жертвы смертельной болезни парадоксальным образом добиваются свободы, которой лишены здоровые люди.

Введение

Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1 Анализ литературных произведений…………………………...6

1.2 «В круге первом»………………………………………………..31

1.3 Система творческих координат Солженицына – «Архипелаг ГУЛАГ» …………………………………………………………54

1.4 Один день зэка и история страны………………………………75

Глава 2 Владимирская страница Солженицына

2.1 «Не стоит село без праведника»……………………………….93

2.2 Раковый корпус……………………...………………………….93

2.3 Солженицын и Я……………………………………………….109

Заключение……………………………………………………………….114

Список литературы………………………………………………………120


Введение

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»

Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

С 1914 года начинается для «всей земли нашей» «страшный выбор». «… И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» Вот здесь – то и лежит начало развала во всей России. Отсюда пошли и безответная кротость, и дикая озлобленность, и жадность, и доброта сильная и счастливая «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». А между этим – целая жизнь. Солженицынские герои являют собой пример золотого сердца. Тип народного проведения, который поэтизирует Солженицын, есть основа и опора всей земли нашей. Солженицын ратовал за подлинных чернь, борцов, не склонных смириться с несправедливостью и злом: «Без них – то и не стоит село. Ни народ. Ни вся земля наша».

Цель моей дипломной работы – выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына. Это наиболее трудный и важный вопрос для понимания задач, которые автор поставил перед собой.

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.

Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР… Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что в мире сейчас писатель номер один – Солженицын, а вершиной русской новеллистики является, на мой взгляд, «Матренин двор». Хотя вхождение в литературу обычно связывают с «Одним днем Ивана Денисовича». Эту повесть выдвигали на Ленинскую премию. «Иван Денисович» стал для всех откровением. Это было открытием лагерной темы.

«Матренин двор» стал откровением для меня. Нет, до этого работали Овечкин, Абрамов, Солоухин…

уже были написаны ранее рассказы Носова, «Деревня Бердяйка» Белова. Задел деревенской прозы был. Но отправная точка – «Матренин двор». Наша деревенская проза вышла из «Матренина двора». Дело коснулось, наконец, как и в «Привычном деле» Белова, судьбы простейшей и трагической. Я считаю «Привычное дело» при всем глянце, какой новелла на эту повесть критика, трагедией русской семьи и русской бабы. Трагедия деревенской русской женщины, описанная Солженицыным – наиболее концентрированная, наиболее выразительная, вопиющая.

И на каком художественном уровне! А язык?! Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба.

Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, Солженицын в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей.

Весь творческий процесс писателя, на мой взгляд, - это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования. Внутреннее усовершенствование дается, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью. Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.

Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.

Присутствие в мире Александра Исаевича, его работа, его честь – путеводная звезда. Чтобы мы не совсем уж в темном углу – то тыкались, на бревна не натыкались – освещает он нам путь.

Аскетизм, высочайшее самоотречение, когда человек так поглощен своим творческим трудом, что все земное отпадает.

Совестливый художник, просто хороший писатель Солженицын написал просто русского человека с достоинством. Можно его на колени поставить, но унизить трудно. А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя.

Матрена, Иван Денисович и есть истинно русские люди. Как станционный смотритель Пушкина, Максим Максимова в «Герое нашего времени», мужики и бабы из «Записок охотника Тургенева, толстовские крестьяне, бедные люди Достоевского, подвижники духа Лескова

.Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1Анализ литературных произведений

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интер­вью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах рус­ской истории обусловила потребность поиска и осмысления их исто­ков. Они видятся именно в русской революции. «Я как писатель дей­ствительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, - так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. - Я 47 лет рабо­таю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев, кото­рые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено про­крученные, - затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом пи­сал также и историю Двадцатого века» (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия приходится на на­чало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офи­церскую школу в Костроме. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» - «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» - в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его на­чальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не по­боявшись, все его заслуги - в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Мар­финская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «веч­ный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», затри недели, создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения са­мого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962. № 11) под назва­нием «Один день Ивана Денисовича».

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий: «Две­надцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей - и при пол­ной их безвыходности, и при полной беззвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха», - писал Солженицын в авто­биографической книге «Бодался теленок с дубом». Именно в литератур­ном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», Эвмыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры