Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В

Главная / Развод

ВСЁ О ПУШКИНЕ В ДВУХ КОРОБКАХ И ТРЁХ ПАПКАХ

7 собственных фото

Как сообщал в комментариях, через переписку в Фейсбуке договорились с директором школьного Музея в Казани графиком, поэтом и писателем Ладой Аюдаг о моём явлении 25 сентября около полудня с даром Музею. Музей при гимназии № 7 по соседству с моим домом на улице Адоратского (случайное совпадение!).
Я музей этот немного разглядел по Интернету (в нём ни разу не был), и есть ли у него архив - не знаю. Но теперь архив будет точно: прилично повозился несколько дней и оформил свой дар музею на общественных началах (как говаривали при социализме).
Самая ценная коробка - издания с автографами участников Всесоюзных праздников поэзии в Михайловском в 1967, 1976 и 1977 годах:


Автографы пришлось расшифровать (а их 42 позиции), описать (см. перечни здесь в приложении), сделать распечатки на принтере, вложив расшифровку в каждую книжечку с автографом. Конечно, кое-какие подписи (ровно 10) остались под знаком вопроса («неизвестный»).
Вроде невелика и невзрачна коробка с 18 комплектами открыток:


Но здесь тоже есть раритеты, например гравюры пушкинских мест давно умершего молодым талантливого псковского графика Валентина Васильева. Я когда-то с ним немного виделся по общественной работе в Пскове. И до сих пор поддерживаю добрые отношения с его первой женой, ветераном псковской журналистики Галиной Усвяцовой.
Особо дорога мне передаваемая музею папка с собственными газетными публикациями. Причём дарю только раздел «Адресаты лирики Пушкина». Тут набралось 19 публикаций (десять неопубликованных текстов на эту тему остаются дома в машинописном виде):

За 1997-1999 годы у меня было написано 177 заметок по пушкинской тематике по пяти разделам, прикидочно 80% из них увидели свет в газетах родной Псковщины, Татарстана и других регионов …
Папку с брошюрами я сфотографировал до передачи. Вот она здесь:


Брошюры с виду неказистые (всего их 16). Но надо учесть, что многие из них содержат фирменные штемпели «Пушкинский праздник поэзии», что сразу переводит их в состав раритетов. И ценны будут в фонде школьного музея подлинные номера журналов «Огонёк», вышедшие в 1974 году (175-летие Пушкина) и в 1979 году (180-летие).
Хороша папочка с программами и пригласительными билетами Пушкинских праздников поэзии. Здесь и туристические схемы разных пушкинских мест СССР. Есть и родословная схема («дерево») предков и потомков великого поэта:


Готовлю и короткое выступление перед школьниками-пушкинистами. Сказать им нужно много, а времени-то сколько даст мне любезная Лада Аюдаг? Волнуюсь только по тому поводу, удастся ли перед этим знаменательным днём 25 сентября отоспаться …

АВТОГРАФЫ
гостей Всесоюзных пушкинских праздников поэзии в Михайловском
в 1967, 1976, 1977 годах

АВТОГРАФЫ-1 с первого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1967 год) на книге А.С. Пушкина «Стихи, написанные в Михайловском», Лениздат, 1967:
сверху вниз:

- неизвестный,
- Белла Ахмадулина (1937-2010), карандашом, поэтесса и писательница, переводчица,
- Бем (Бембя) Джимбинов (1914-1986), народный поэт Калмыкии, историк и писатель,
- неизвестный,
- Сергей Сергеевич Смирнов (1915-1976), советский писатель, историк, общественный деятель,
- Ирина Шаляпина-Бакшеева (1900-1978), драматическая актриса, дочь певца Фёдора Шаляпина,
- Василий Ефимович Субботин (1921-2015), поэт, прозаик, журналист,
- Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973), классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог,
- неизвестный,
- неизвестный,

сбоку:
- Василий Дмитриевич Коркин, московский журналист, литературовед.

АВТОГРАФЫ - 2 с десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1976 год) на книге «В краю великих вдохновений. Прогулки по Пушкинскому заповеднику», издательство «Планета», 1975
Левая сторона, сверху вниз:
- неизвестный (на арабском языке),
- Беки Сейтаков (1914-1979), туркменский прозаик, поэт, журналист, общественно-политический деятель,
- неизвестный (Чехия),
- Ираклий Андроников (1908-1990), писатель, литературовед, телеведущий, многолетний председатель комиссии по подготовке пушкинских праздников поэзии и ведущий праздников,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,

правая сторона сверху вниз:
- Николай Доризо (1923 - 2011), поэт,
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913 - 1997), правнук Пушкина,
- предположительно Мишель Сулейман, Ливан, родился в 1948 году, военный и политический деятель, будущий президент Ливана,
- неизвестный (Уэльс, Англия),
- Константин Эрендженов (1912-1991), народный поэт Калмыкской АССР, писатель, общественный деятель,

сбоку:
- неизвестная.

АВТОГРАФЫ - 3 с одиннадцатого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1977) на альбоме рисунков «Петровское», Лениздат, 1977
Левая сторона сверху вниз:
- Григор Ленков, Болгария (1938-1977), поэт и переводчик,
- Михаил Горбачев, московский журналист,
- Атнабай (Ангам Атнабаев) (1928-1999), народный поэт Башкирии,
- неизвестный, Казахстан.

Правая сторона: верх (слева направо):
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913-1997), правнук Пушкина,
- Михаил Александрович Дудин (1916-1993), поэт, переводчик, журналист, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, ведущий одиннадцатого праздника поэзии,
- с рисунком и словом «дружба» Юрген Реннерт (родился в 1943 году), немецкий поэт и писатель.

Слева:
- «Геннадию Сергеевичу Егорову» Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда,
- неизвестный.

Справа внизу:
- Аркадий Кулешов (1914-1978), народный поэт Белоруссии, переводчик,
- Давид Никитич Кугульдинов (1922-2006), народный поэт Калмыкии, общественный деятель, Герой Социалистического Труда,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,
- Владимир Кузьмич Отделенов (1924-1993), певец (баритон), солист Московской государственной филармонии.

АВТОГРАФЫ - 4, 5, 6
4. Автограф на книге С.С. Гейченко «У Лукоморья. Записки хранителя Пушкинского заповедника», Лениздат, 1971:
«Уважаемому Геннадию Сергеевичу Егорову с добрыми пожеланиями. С. Гейченко (подпись). 3.4.72»
Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда.
5. Автограф на книге В.М. Русакова «Потомки А.С. Пушкина», Лениздат, 1974:
«Газизовой от правнука А.С. Пушкина. Григорий Пушкин (подпись)»:

6. Автограф на конверте с программой десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии:
«Григорий Пушкин (подпись). Псков, 6 июня 1976»
Плюсом в конверте две открытки с росписью Григория Григорьевича Пушкина (годы жизни 1913-1997).

Подготовил расшифровку автографов Г.С. Егоров (специально для Музея А.С. Пушкина в казанской гимназии № 7), Казань, сентябрь 2018 года


14 февраля 2018 года исполняется 115 лет со дня рождения
известнейшего русского советского музееведа и просветителя, писателя и экскурсовода, Хранителя Пушкиногорья, доброго Домового , Семена Степановича Гейченко . Мы предлагаем взглянуть на его судьбу сквозь призму его мироощущения, и в полной мере проникнуться искренней, горячей любовью к святому Пушкиногорью, ведь всю свою жизнь этот удивительный человек посвятил сохранению памяти об Александре Сергеевиче Пушкине.

Михайловское...

(С. С. Гейченко)

Книги Гейченко манят, увлекают, вдохновляют. Они заставляют нас вновь и вновь влюбляться в Пушкиногорье, раскрывая нам великий пример пушкинской любви. « Мои рассказы об этом , - говорил Семен Степанович, - Внемли, юный друг, и помни, что все на свете быстротечно... Раньше усвоишь эту заповедь – больше полезного сделаешь на земле. Следуй этой заповеди – и добро тебя не оставит ».

Да, это так: время неумолимо идет вперед, дни сменяют друг друга в потоке суетных забот, мелькают лица, события, словно кадры в кинопленке. И самое важное для нас, читателей, людей увлеченных и молодых, – сохранить в наших сердцах отсвет таких прекрасных, удивительных людей, которыми держится наш мир, наши история и культура, как Семен Степанович.

Данная статья – лишь малая крупица той святой памяти о нем, которая всегда будет с нами. Каждый может продолжить эти размышления, раскрывая все новые и новые грани личности и судьбы этого прекрасного человека, благодаря которому до сих пор в Пушкиногорье по-пушкински светло и молодо.


Он любит каждую травинку,

Что шепчет летом на лугу,
И знает к Пушкину тропинку,
Ту, что найти я не могу.
И как страдает он от боли,
Когда от раны стонет клен,
И сохнет озеро и поле,
И оседает древний склон.
Но как ликует, веселится,
И как душа его поет,
Когда он видит, как стремится
На встречу с Пушкиным народ.
Как входим в «чудное мгновенье»,
И как становимся добрей...
Прими поклон благодаренья
За то, что сделал для людей!

Виктор Никифоров, 1983 г.

Семен Степанович Гейченко – поистине выдающийся человек, прославленный Хранитель Пушкиногорья, ученый-краевед, историк, энтузиаст, а в прошлом - солдат Великой Отечественной войны , рядовой минометного расчета, раненый под Новгородом и оттого так и не дошедший до Пскова, Святогорского монастыря, Михайловского и Тригорского... Его личность не просто уникальная, она легендарная.

Это слово как нельзя более подходит Семену Степановичу: одаренный, великолепный рассказчик, которого слушали, затаив дыхание, блистательный экскурсовод, зажигающий в сердцах слушателей неизмеримую любовь к Пушкину и Пушкинским местам, обладатель удивительно-проникновенного голоса, он прекрасно пел и играл на фисгармонии. Человек, главной ценностью которого было созидание: «Подвигом стоит назвать возрождение из небытия и руин Михайловского, Тригорского, Петровского, Святогорского монастырей, усадебных парков и прудов, восстановление в эпоху официального атеизма часовен» , говорит о нем некогда бывший научный сотрудник музея Осиповых-Вульф в Тригорском Галина Симакина.

Родился Семен Степанович Гейченко 14 февраля 1903 года в городе Петергофе в семье Стефана Ивановича и Елизаветы Матвеевны Гейченко. Окончив Петергофскую мужскую гимназию, он поступил на литературно-художественное отделение факультета общественных наук Петроградского университета, который окончил в 1925 году. По окончании университета Гейченко работал хранителем Петергофских дворцов-музеев и парков, научным сотрудником Русского музея, музея Пушкинского дома Академии наук СССР. Прошел Великую Отечественную войну, где был тяжело ранен.

С войны Семен Степанович Гейченко вернулся инвалидом. Но его огромный опыт, знания, незаурядный организаторский талант, неукротимая энергия, жизнелюбие были незамедлительно востребованы. Президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов доверил С.С. Гейченко восстановление разрушенных фашистами пушкинских мест Псковской области. И в апреле 1945 года Семен Степанович был назначен директором Государственного Пушкинского заповедника Псковской области .

Так началась пушкинская пора в жизни Семена Степановича, которая стала его подвижнической судьбой, ибо всю оставшуюся жизнь он свято следовал завету А. С. Пушкина «творить добро повсеместно». О себе Семен Степанович говорил так: « Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном » . Силы жить находил в хранении Пушкинского З а п о в е д н и к а, в соблюдении пушкинских з а п о в е д е й: « Однако без Пушкина жизнь эта была бы еще мучительнее. Если бы я не имел в душе заповедей Пушкина, я бы давно пустил себе пулю в лоб. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы, поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди ».

В 1966 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1983 году он был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, он, безусловно, член Союза писателей России, а также дважды лауреат Государственной премии РФ.

К музейной работе Гейченко всегда подходил с трепетом и неимоверным трудолюбием. Этого же требовал и от других сотрудников. И до сих пор все вспоминают о нем с теплотой и великим уважением: «Требовал, конечно, дела. Но мы и работали по-другому. Работали на совесть», «Работалось хорошо Он старался помочь. Всегда делился с нами » (Николай Шендель).

Он был очень внимателен и добр к людям, требуя при этом от них благословенного отношения к заповеднику. Тех, кто ещё не бывал здесь, он называл паломниками, тем самым подталкивая людей к осознанию великой силы и святости пушкинских мест. Он говорил о том, что к Пушкину надо приходить на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души: «Магическим действием обладает эта земля и поэзия Пушкина с ее «заповедями блаженства». Здесь человек находит своеобразные рецепты радости бытия Здесь [все] видят вокруг себя красоту, простоту и ясность, сердечность Здесь человек преображается » .

В Пушкиногорье Семен Степанович находил свои рецепты радости, но особенно ратовал за сохранение здесь атмосферы присутствия самого Пушкина. Он обладал необъяснимым и редким « даром чутко слушать дыхание этого места, чувствовать изнутри, чем оно живет » , талантом создавать атмосферу подлинности и строений, пейзажа и предметов, в свое время окружавших великого поэта: « Михайловское! Это дом Пушкина, его крепость, его уголок земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки Прекрасен Пушкин прочитанный. Но Пушкин, узнанный в рощах, парках и усадьбах Михайловского и Тригорского, становится для нас еще богаче ».

И, безусловно, творчество А. С. Пушкина становится богаче для нас именно благодаря подвижническому труду Семена Степановича. Он, равно как и великий поэт, завещал свое обширное ценнейшее культурное наследство. Широко известны его издания: «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе», «А.С. Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая» и др. Все они посвящены, в основном, музейному делу. Гейченко был и великолепным вдохновенным беллетристом, черпающим творческие силы в самой природе пушкинских мест.

Давайте же и мы почерпнем тех самых вдохновенных сил и обратимся к волшебным «рецептам радости Бытия» С. С. Гейченко, тем мыслям и премудростям, которые составляли основу его мироощущения. И, быть может, каждый из нас найдет в этой подборке воспоминаний, мыслей писателя, посвященных жизни, любви, поэзии и святым Пушкинским местам, что-то свое, близкое и родное.

Желаю Вам проникнуться сокровенной красотой Пушкиногорья, листая страницы книг вместе с Семеном Степановичем, как это произошло в недавнем времени и со мной...

«Рецепты радости Бытия» С. С. Гейченко

  • «Михайловское! Пушкинский заповедник! Никто и никогда не сможет объяснить, что это такое. Он, как книга «за семью печатями», книга, которую люди читают, читают, читают..., но никогда не дочитают до конца. Он, как сказка, которую люди рассказывают из века в век и никогда не перестанут сказывать, он, как солнце, которое никогда не померкнет, он, как «русский дух» – бессмертный, неизмеримый, неописуемый!»
  • «Мемориальный пушкинский памятник имеет особую власть над людьми. Он в известной мере сердечное святилище и алтарь Ведь каждый по-своему ищет дорогу в Пушкинское Святогорье...»
  • «С чувством высокого благоговения приходят сегодня люди под сень Михайловских рощ. Пушкин! Сколько света в этом дорогом имени! С каким волнением они вступают на крылечко деревенского дома поэта! Наблюдая за ними, видишь люди идут в гости к живому Пушкину - величайшему поэту и очень дорогому человеку!»
  • «Сюда идут, отовсюду идут, идут паломники. Их великое множество. Все восхищяет и удивляет здесь. И деревья, великаны-дубы, липы, клены -современники Пушкина, и рощи-одна другой великолепней- березовые, сосновые, еловые, ольховые. И памятники далекого прошлого - городища, селища, курганы, памятные камни давних веков...»
  • «Повсюду здесь живет светлая тень поэта. Здесь у него было несколько особых, колдовских, счастливых мест, таких, где он был по-особому счастлив...»
  • «Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей. Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Сегодня вещи Пушкина живут особой, таинственной жизнью, и хранители читают скрытые в них письмена. Все хотят увидеть то, что окружало поэта...»
  • «Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, в прохладу, и не только когда было тихо и жарко. он видел, что в природе все безгранично и почти ничто в ней не меняется. Она - вечность. Это только мы меняемся, люди...»
  • «Когда будете в Михайловском, обязательно пойдите как-нибудь вечером на околицу усадьбы, станьте лицом к маленькому озеру и крикните громко: «Александр Сергеевич!». Уверяю вас, он обязательно ответит: «А-у-у! Иду-у!»
  • «Михайловское! К нему обращены бессмертные строки юноши-поэта- его «Деревня» и «Домовому», стихи о вдохновенье, о радости бытия! Здесь начало пушкинских начал. Здесь открылась ему дорога в вечность. Здесь определился подвижнический путь его как человека, художника, пророка...»
  • «Дорогие друзья! Любите Пушкина! Он научит вас любви к Отечеству, и красоте, искусству, дружбе поможет понять непонятное, сделаться лучше, чем вы есть, научит быть сеятелями чувств добрых»
  • «Пушкин во всем безграничен и бесконечен как мир. Пушкинская поэзия - святая обитель, храм, куда люди идут, чтобы «святое провиденье», как говорил сам Пушкин, осенило душу. И каждый, однажды войдя в храм, должен откликнуться на призыв его: творить добро повсеместно! Тому завету Пушкина я следую всю свою жизнь!...».

Пройдут годы, но мы уверены, что «зеленый дуб народной памяти и любви всегда будет ласково шуметь и склоняться над могилой воистину легендарного человека - созидателя, волшебника музейного искусства Семена Степановича Гейченко» (сл. Юрия Сидорова, профессора, доктора технических наук), свою жизнь посвятившего служению А. С. Пушкину. И, в конечном счете, и каждому из нас.

Semen Geychenko Карьера: Поэт
Рождение: Россия, 14.2.1903
Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993). При нем восстановлены разрушенные во время войны Михайловское и Святогорский монастырь, воссозданы усадьбы в Тригорском и Петровском, открыт музей "Водяная мельница в Бугрово". Статья Семена Степановича "Здесь все поэзия, все диво", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" (см. 5, 1982 г.), резко увеличила число паломников в Пушкиногорье. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного хранителя заповедника.

В мае 1945 года Семен Степанович Гейченко (1903-1993), старшой академический работник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника (сегодня - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское"). Позже он напишет: "Бог мне ниспослал бытие интересную, хотя порой и сильно тяжкую, но уж таков свойский столетний период, перевернувший российский мир вверх дном". Пушкинский заповедник возглавил дядя, за плечами которого были служба хранителя в дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. А. Некрасова в Ленинграде, "Пенатов" И. Е. Репина в Куоккале, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю бытие - утрата на фронте левой руки. Новое местоположение работы, что надо знакомое Гейченко ещё с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместоположение пушкинских усадеб, памятных мест - пепелище. О том, как выглядело Михайловское вслед за тем освобождения, Семен Степанович рассказал в своей книге "Пушкиногорье": "По дорогам и памятным аллеям ни миновать ни промчаться. Всюду завалы, воронки, разная вражья дрянь. Вместоположение деревень - строй печных труб. На "границе владений дедовских" - вздыбленные, подорванные фашистские танки и пушки. Вдоль берега Сороти - развороченные бетонные колпаки немецких дотов. И везде, куда ни кинь, кругом - ряды колючей проволоки, кругом таблички: "Заминировано", "Осторожно", "Прохода нет".

Людей немного. Солдаты-саперы разминируют пушкинские поля, луга, рощи и нивы. Изредка раздаются гулкие взрывы.

В садах Михайловского, в бывших фашистских блиндажах и бункерах лагерем встали возвратившиеся на свои пепелища обитатели деревень. Они разбирали немецкие блиндажи и тащили к себе бревна, чтобы сооружать взамен сгоревших изб новые. На здоровущий поляне у въезда в Михайловское расположились войска, которым было поручено в ближайшие месяцы очистить пушкинскую землю от взрывчатки".

Пушкинской меморией оставался только окрестный пейзаж - нездоровый, израненный, надруганный. Предстояло возродить Михайловское, родовое гнездышко Пушкиных, с домом-музеем, барскими флигелями, парком, садом, прудами. Заново воротить этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха, рожденного и ограненного красотой русской природы, ее "подвижными картинами". Вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что проблема, стоявшая перед ним, была необычайно сложной: "Я мечтал о возрождении красоты!" Свою мечту исподволь, в течение полувека он претворял в бытие.

Уже к 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, были восстановлены и открыты для посетителей господская банька ("дом няни") и дом-музей поэта в Михайловском. Параллельно восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря. К 1958 году пушкинское Михайловское приобрело внешний вид, надлежащий тому, что запечатлен землемером И. С. Ивановым в 1837 году и известен по литографии 1838 года. В усадьбе ещё каждую весну зацветали сады, в парке, в своих старых обжитых гнездах, галдели пушкинские зуи - серые цапли, а за околицей, на старой ганнибаловской ели, каждое лето жили аисты, оглашавшие всю округу барабанной дробью клювов.

Только мир Пушкина не ограничивался только Михайловским. Были ещё и "обитель Лариных" в Тригорском, городища Воронич и Савкино, вотчина прадеда поэта А. П. Ганнибала - Петровское. Все эти "объекты" подлежали обязательному восстановлению, причем в ближайшие десятилетия. А изготовить это было не легко. Прежде всего, необходимо было уговорить официальные инстанции в непреходящей ценности, духовном богатстве старых дворянских усадеб, в том, что в них не только процветало "барство дикое", но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Блока... На поддержка себе Семен Степанович неизменно призывал общественное точка зрения, подключая к своему голосу ещё хоровой коллектив голосов из числа известных писателей, поэтов, архитекторов, скульпторов, художников, пушкинистов. Гейченко был убежден, что для полного раскрытия и понимания творчества Пушкина михайловского периода необходимо по возможности на сто процентов воссоздать все, виденное тут поэтом.

Практически с первых послевоенных лет в Пушкинском заповеднике сложилась добрая традиция - раскрывать новые музейные объекты в памятные пушкинские дни. В году их было три: дни рождения и смерти поэта, а кроме того 9 (21) августа - наезд Пушкина в ссылку. Так, в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея в усадьбе друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском, в 1977 году - дома-музея предков поэта Ганнибалов в Петровском. В 1979 году открыта экспозиция в господской баньке тригорского парка, расссказывающая о счастливом времени, проведенном Пушкиным в обществе друзей - поэта Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа. В июне 1986 года состоялось открытие музея-усадьбы мельника и водяной мельницы в деревне Бугрово. Каждый из музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все сообща они были объединены одной здоровый темой - "Пушкин в Михайловском".

"Михайловское! - писал С. С. Гейченко. - Это обитель Пушкина, его крепость, его угол земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. И все они рассказывают сказки и песни о своем роде-племени Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают существовать особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди". И это был единственный из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко. У всего сущего есть "личность и чувство", это надобно разбираться, чувствовать и дорожить. Такого же отношения ко всему сущему он требовал от каждого работающего в музее и от приходящего паломника. Слово "паломник" ему нравилось больше, чем путешественник или экскурсант. Оно четче передавало думка, что к Пушкину надобно прибывать на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души. Характерной чертой всех музеев Пушкинского заповедника, которую фиксировали тысячи посетителей, было чувство присутствия поэта, самого хозяина, как бы ненадолго оставившего свой офис.

Как хранитель заповедника, С. С. Гейченко обладал даром чутко внимать дыхание этого места, чувствовать изнутри, чем оно живет. Поэтому он жил в усадьбе в старом деревенском доме, отказавшись от больше комфортабельных условий. Для него это было жизненной необходимостью, по иному "я безотложно же стану глух, нем, слеп, немощен". Директор просыпался сообща с усадьбой, видел ее пробуждающейся, бодрствующей, отходящей ко сну. Перед его глазами одни краски дня сменялись другими, одни звуки поглощались или, напротив, усиливались другими. День начинался со звонкой побудки петуха, с пения иволги. Вечерняя тишь нарушалась кряканьем возвращающихся с пруда уток, пением соловья в густых зарослях жасмина и сирени. Было время, когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, отбивая вечернюю и утреннюю зорю. Звон вырывался за околицу, стлался над рекой Соротью, озерами и затухал в михайловских рощах. Все это и ещё многое другое было тем, из чего складывалась бытие пушкинской усадьбы.

Говоря о работе музейщика, С. С. Гейченко подчеркивал: "Наш святой задолженность - сберечь и передать нашим потомкам память не только о том, что создано и завоевано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, и о поэтах, эту славу воспевших. В том бессмертном поэтическом созвучии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. В ней - личность народа, в ней "российский дух", в ней "животворящая святыня" памяти". Сам Семен Степанович был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника, творчества А. С. Пушкина. Среди посетителей Пушкинского заповедника не было человека, тот, что не знал бы имени Гейченко, ставшего активный легендой для многих поколений. В книгах впечатлений, находящихся в музее, сохранились десятки тысяч добрых, благодарных пожеланий в адрес Семена Степановича, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей - знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии Пушкина. Для каждого С. С. Гейченко находил время ответствовать, растолковать, прийти на помощь хотя бы несколькими строчками; завсегда находились нужное словечко, нужная интонация и частица добросердечия души. Характеру Гейченко была категорически чужда такая черта, как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович - о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах, - он не несложно вел расклад. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться и толковать с С. С. Гейченко, становились насовсем друзьями Пушкинского заповедника, его "ревнителями и печальниками", заступниками и доброхотами.

Разговор с сотрудниками музея-заповедника Семен Степанович нередко начинал обращением: "Дети мои!" И оно свидетельствовало о том, что музей-заповедник был для него одним большим домом, все мы - сотрудники - единой музейной семьей, которой предстояло продолжить занятие его жизни, воплотить в явь многие мечты и замыслы. Семен Степанович думал о расширении территориальных границ музея-заповедника. Восстановленные усадьбы - Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино - неблизко не совершенный перечень мест, где довелось посетить Пушкину в свою михайловскую ссылку. Многое ещё необходимо было произвести.

О планах на предстоящее поведала его записка, хранящаяся в музейном архиве. Сегодня замыслы С. С. Гейченко становятся реальностью. Выстроен в поселке Пушкинские Горы научно-культурный середина, о строительстве которого начинал хлопотать ещё он сам. Расширилась территория Пушкинского заповедника, включившая в себя усадьбу Воскресенское, принадлежавшую двоюродному деду поэта Исааку Ганнибалу; усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф; старинное псковское село и городище Велье; озерко Белогуль с его островом Буяном. Во время подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в заповеднике проведены большие реставрационно-восстановительные работы, в основу которых легли планы развития музея, намеченные С. С. Гейченко.

Заслуги главного хранителя Пушкиногорья были оценены по достоинству. Ему первому посреди музейных работников присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он дважды лауреат Государственной премии: в 1988 году - за книгу "Завет внуку" и в 2001 году (посмертно) - за вклад в формирование лучших музейных традиций.

Сегодня в музее-заповеднике наряду с пушкинскими датами фиксируют дни памяти Семена Степановича: день рождения - 14 февраля, день именин - 15 февраля. Ежегодно 2 августа на городище Воронич, близ Тригорского, на месте его упокоения служат панихиду. В 2003 году на торжества в связи со 100-летием со дня его рождения в заповедник съехалось хоть отбавляй гостей - музейные работники, близкие друзья, помощники заповедника, музыканты, артисты. В научно-культурном центре установили мраморный бюст С. С. Гейченко (скульптор А. А. Кубасов), открыли выставку "Пушкинский заповедник и его Хранитель" из фондов музея-заповедника и частной коллекции Т. С. Гейченко. Выставки, посвященные юбилею Хранителя Пушкинского заповедника, в течение года прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Минске.

Рассказывая о творчестве Пушкина, С. С. Гейченко сравнивал его поэзию со "святой обителью, храмом". Поэт обращался к душе человека с призывом "творить добро повсеместно!" И сам Семен Степанович о себе в одно прекрасное время сказал: "Тому завету Пушкина я следую всю свою жизнь".

Так же читайте биографии известных людей:
Семен Глазштейн Semen Hlazshtein

Многоточия и точки, запятых не проминуть.Буквы, строчки, строфы, впрочем,Мы напишем как-нибудь...

Семен Гудзенко Semen Gudzenko

Семен Гудзенко - советский поэт-фронтовик. Родился 5 марта 1922 года.Произведения Семена Гудзенко:Однополчане (1944)Стихи и баллады (1945)После..

Семен Кирсанов Semen Kirsanov

Семен Кирсанов - русский и советский поэт. Родился 18 сентября 1906 года. Настоящая фамилия - Кортчик.На стихи Семена Кирсанова написаны песни, в..

Семен Липкин Semen Lipkin

Семён Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в..

    - (1903 1993), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1983). Директор Государственного музея заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в 1945 89. Книги: «У лукоморья» (4 изд., 1981), «Пушкиногорье» (1981), «Сердце оставляю вам» (1983). * * … Энциклопедический словарь

    Гейченко, Семён Степанович Семён Степанович Гейченко Дата рождения: 3 февраля 1903(1903 02 03) Место рождения: Петергоф Дата смерти … Википедия

    Семён Степанович (1903 1993), русский писатель, директор Государственного музея заповедника А. С. Пушкина Михайловское (1945 89), Герой Социалистического Труда (1983). Книги: У лукоморья (4 изд., 1981), Пушкиногорье (1981), Сердце оставляю вам… … Русская история

    Гейченко С. С. - ГÉЙЧЕНКО Семён Степанович (1903–1993), рус. писатель, директор Гос. музея заповедника А. С. Пушкина Михайловское (1945–89), Герой Соц. Труда (1983). Книги: У лукоморья (4 изд., 1981), Пушкиногорье (1981), Сердце оставляю вам (1983) … Биографический словарь

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

(Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В. Лаврову)

1903, 14 февраля. — Родился в Петергофе в многодетной семье. Отец - Стефан Иванович Гейченко, сверхсрочник, вахмистр-наездник Конно- Гренадерского полка. Мать - Елизавета Матвеевна Гейченко, домохозяйка.

1913-1921. — Учеба в Петергофской гимназии.

1921. — Поступление на факультет общественных наук Петроградского Университета. Голодные и холодные годы.

1924. — Знакомство с поэтом Н.А. Клюевым.

1925. — Окончание Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Работа методистом в системе Петергофских музеев.

1926. — Назначение хранителем Дворца-музея Николая II в Александрии. Работа над экспозицией «Крах самодержавия».

1933. — Кампания против музейных работников. Переход на работу в Русский музей. Поступление в аспирантуру.

1938. — Уход жены, которая увезла с собой в Москву детей Наталью и Федора.

1939. — Переход на работу в Институт Русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) научным сотрудником, командировка в Михайловское.

1941, весна (12 июля?). — Арест по ложному доносу журналиста Б. Мазинга, обвинение в связях с «врагами народа» (в частности, в знакомстве с Н.А. Клюевым). Пыточное следствие. Приговор по ст. 58, ч.1 - 10 лет ИТЛ с дальнейшим поражением в правах за «антисоветскую пораженческую пропаганду». Этап в закрытых товарных вагонах, в которых вся еда - соленые кильки и кружка воды. Северный (?) лагерь. Работа на лесоповале в нескольких километрах от лагеря. Болезни и эпидемии, холод и голод, особенно сильный - зимой 1942 г.

1943, август. — Освобождение из заключения; поездка к родным в г. Молотов (Пермь). Работа учителем в школе.

1943, конец. — Призыв в армию, служба в минометном расчете на Волховском фронте. Два ранения, потерял руку, всю остальную жизнь прожил с пулей в левой ноге.

1944, середина. — Переезд после госпиталя в Тбилиси, работа сопровождающим в Тбилисском госпитале. Женитьба. Жена - Любовь Джелаловна Гейченко.

1945. — Переезд в Ленинград, хлопоты о назначении в Пушкинский заповедник.

1945, 28 мая. — Назначение директором Пушкинского заповедника (работал им до 1989 г.) с месячным окладом 1600 рублей. Жизнь в землянке при разоренном и заминированном музее.

1947. — Открытие в Михайловском домика няни.

1949, июнь. — Открытие вновь отстроенного Дома Пушкина. Продолжение работ по воссозданию Пушкинского заповедника. Одновременно - организация экскурсий и научной работы.

1950-е гг. — Восстановление архитектурного ансамбля Святогорского монастыря; благоустройство территории вокруг некрополя Ганнибалов-Пушкиных.

1962. — Открытие дома-музея друзей А.С. Пушкина Осиповых-Вульф в Тригорском.

С 1967. — По инициативе С.С. Гейченко устанавливается традиция проведения в Михайловском в первое воскресенье июня Пушкинских праздников поэзии.

1977. — Открытие дома-музея Ганнибалов в Петровском.

1979. — Открытие баньки в Тригорском парке.

1983. — Присвоение звания Героя Социалистического Труда.

1970-е-1980-е гг. — Посещаемость Пушкинского заповедника достигла 600-700 тысяч человек ежегодно. Популяризация заповедника во многих книгах и альбомах, созданных С.С. Гейченко.

1989. — Отказ от должности директора заповедника по состоянию здоровья. Почетный хранитель-консультант Пушкинского заповедника.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры