Усадьба рукавишниковых. Особняк Н

Главная / Развод

Решила я рассказать о Верхневолжской набережной - одном из самых красивых мест Нижнего Новгорода, да так и затормозилась около одного дома на ней. Правда дома необычного - это один из самых роскошных особняков города - дом-усадьба Рукавишниковых.
Набережная начинается от площади Минина и Пожарского и идет вдоль волжского откоса до Сенной площади. Двадцать один дом. Идешь здесь как по музею и все время удивляешься. Не такая уж она и маленькая, как принято считать. Впрочем, разве дело в километраже?!
Когда мы приехали к набережной и начали искать парковку, стало понятно - у кремля не припаркуешься. Так, петляя "дворами", мы нашли удобное место - поставили машину на улице Пискунова, в месте, где она примыкает к набережной.
Первый дом, который мы увидели на Верхневолжской набережной, и был домом Рукавишниковых.

Реклама — поддержка клуба

Набережная сама по себе великолепна - располагается на высоком волжском берегу, больше похожа на облагороженный бульвар, строения здесь - сплошь памятники архитектуры разных времен. Редкое по красоте место. А уж данная усадьба - настоящая жемчужина петербургского масштаба, не меньше. Глаз оторвать невозможно.
​Когда села писать о набережной, стала разбирать фотографии, удивилась, как же тщательно я рассматривала этот дом. Вот поэтому первый пост о Верхневолжской набережной я посвящу только этой достопримечательности. Не хочу смешивать дом Рукавишниковых ни с чем.
Итак, несколько слов о прошлом и настоящем этого дома.
Здание, которое мы сейчас видим, было построено в 1877 году одним из самых богатых купцов Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. На этом месте уже стоял особняк, возведенный его отцом. Но предшественник был вдвое меньше и проще, его просто "встроили" в новое здание. Архитекторы этого великолепного проекта - Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов, скульптурные элементы - знаменитый скульптор Михаил Осипович Микешин. Здание богато украшено белым декором, который на нежно голубом фоне смотрится потрясающе. Это, конечно, узнаваемое всеми барокко. Здание в целом (и внутри, и снаружи) сделано в стиле эклектики. В те годы этот стиль (смешение стилей) был модным.
Вся усадьба состояла из главного дома - дворца, отдельного флигеля и служебных построек во дворе.
После революции, в 1918 году, в доме был организован Нижегородский краеведческий музей, который, хоть и с некоторым перерывом, существует здесь до сих пор. Под перерывом я имею в виду следующее. Из-за аварийного состояния здания в 90-е годы музей закрыли, и почти десять лет дом стоял заброшенный. Только в 2000-х годах началась реконструкция, которая теперь, слава богу, завершилась. И мы можем видеть знаменитую усадьбу Рукавишниковых во всей красе. Причем эта красота не только внешнего фасада. Внутренние интерьеры, по рассказам, ослепительны. Не зря же дом называют нижегородским маленьким Эрмитажем. Это настоящий дворец!
Как я уже писала, сейчас здесь располагается музей, только теперь это скорее административное здание Нижегородского государственного музея-заповедника, чем музей с привычными историческими экспозициями. Главная задача при реконструкции была восстановить изначальный вид фасада и интерьеров. Т.е. главный дом усадьбы - сам по себе уникальный музей, где каждая комната сделана в своем стиле (барокко, рококо), отличается по цветовой гамме и декору.
Дворец работает в нескольких направлениях - здесь проводятся экскурсии, а также различные мероприятия - от детских интерактивных программ на день рождения, выпускной, различные праздники, так и свадебные церемонии - фотосессии, брачные регистрации и проч. Хорошо, что дворец живет и привлекает людей по разным приятным поводам.
К сожалению, мы внутри усадьбы не были, потому что приехали сюда в 9 часов, а музей по выходным открывается только в 12.
Представляю вам фотографии дома Рукавишниковых с набережной, а также фото многочисленных декоративных элементов.














На здании висят таблички с подробным перечнем проводимых в музее программ, а также адреса филиалов.


























На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

Популярные за человека!

Усадьба Рукавишниковых - государственный историко-архитектурный музей-заповедник в Нижнем Новгороде.

Усадьба Рукавишниковых - самое заметное и богатое здание Верхне-Волжской набережной . Главный дом усадьбы украшен лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. На втором этаже усадебный дом связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Во внутреннем дворике расположены фонтан и веранда.

Здание усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения.

История усадьбы Рукавишниковых

Изначально двухэтажный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Якову Серапионову Везломцеву , а в 1868 году годах на торгах был куплен нижегородским купцом 1-й гильдии Михаилом Григорьевичем Рукавишниковым . Согласно окладной книге 1871 года, дом был оценен в 4000 рублей.

После смерти Михаила Григорьевича, сын Сергей Михайлович Рукавишников решает превратить усадьбу на набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Проекта реконструкции усадьбы не обнаружено. Известно, что в 1975 году начались работы по возведению нового здания усадьбы, а 1876 году в усадьбу был проведён водопровод, для чего на территории строится одноэтажное каменное здание для размещения локомобиля - устройство для подъёма воды. Основные строительные работы главного дома были закончены к 1877 году, отделка внутренних помещений продолжалась и позже вплоть до 1880-го года.

В состав нового усадебного дома был включён объём старого здания усадьбы, а в некоторых местах частично сохраняет планировочную структуру старого дома.

После завершения реконструкции дом-усадьба Рукавишникова становится самым заметным и богатым в Нижнем Новгороде.

В советское время усадьба Рукавишникова была национализирована. В 1918 году сюда переехал Губернский музей. С 1924 года в усадьбе получил постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - старейший и самый крупный музей Нижегородской области.

С 1994 по 2010 годы в здании усадьбы проводились реставрационные работы, которые включали в себя максимально возможное восстановление первоначальной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания.

Музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых»

За более чем столетнюю историю существования музея, накоплены богаты коллекции, насчитывающие более 320 тыс. единиц хранения. Это музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, А.О. Карелина и многих других.

В 50 км от Нижнего Новгорода в селе Подвязье Богородского района находится старинное романтичное место - дворянская усадьба Подвязье, или имение Приклонских-Рукавишниковых.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых - уникальный архитектурный ансамбль XVII века, родовое гнездо богатейших дворян Приклонских, миллионеров Рукавишниковых, основанная в XVI веке и донесшая до нас давно исчезнувшие краски и стиль прошлых веков.

Немного истории.
В 18 веке усадьба стала собственностью директора Московского университета Михаила Васильевича Приклонского, дворянского рода. Старинное имение было обновлено, построили большой барский дом, флигель, служебный и хозяйственный корпуса, разбили сад с яблонями, смородиной, сливовыми и вишневыми деревьями.
В конце XIX века усадьба была под присмотром последней из рода дворян Приклонских - Прасковии Андреевны, похоронившей мужа и единственную дочь. Имение начало приходить в упадок.
В 1877 году молодой купец Сергей Михайлович Рукавишников приезжает в Подвязье. Он полон сил, энергии и уверенности в себе. Цель его визита одна – любой ценой и за любые деньги купить усадьбу. Но, к сожалению, старушка Приклонская отказывает ему со словами «никогда усадьба, принадлежавшая столбовым дворянам Приклонским, не будет принадлежать бывшим крепостным». Такой отказ Рукавишников стерпеть не мог. Да у него были огромные капиталы, доставшиеся ему от отца, и он мог позволить себе многое, но историю своей фамилии он купить не мог. Лишь спустя два года после смерти последней Приклонской он смог приобрести усадьбу. Рукавишникову было ненавистно все, что связано с Приклонскими и его «позором», поэтому облик усадьбы меняется решительным образом. Первым делом новый хозяин приказывает засыпать территорию усадьбы трехметровым слоем земли, в итоге первые этажи строений оказались под землей. Был полностью изменен экстерьер главного дома, вся лепнина, украшавшая дом, была беспощадно сбита и дом был покрыт слоем цемента (в те времена это был последний писк моды). Появились постройки из красного кирпича (кузницы, конюшни), различные новшества: водопровод, электричество, паровое отопление, были устроены оранжереи с ананасами и персиками, дающими плоды даже зимой.

ХХ век, как и многие другие усадьбы, не пощадил и имение в Подвязье. Грациозные строения превратились в развалины. Парк зарос. Спуск к реке почти перерезан оползнем склона.

Сейчас усадьба Приклонских – Рукавишниковых восстанавливается усилиями Жанны Потравко. Чтобы восстановить былую мощь и роскошь усадьбы нужны инвесторы, которых, к сожалению, пока нет. Сейчас все что удается это не дать разворовать всё то, что осталось от усадьбы, расчистить ее от мусора и хоть что-то восстановить и возвести под крышу.

Первое, что встречает гостей это Воскресенская церковь (1818 г.)


В начале XIX в. в память о победе над Наполеоном владелец усадьбы Андрей Богданович Приклонский выстроил в селе в необычной для православной традиции архитектурной манере храм-ротонду. О церкви этой сообщалось, что она «построена в 1818 г. на предмет поминовения родителей и жены его, Приклонского… Фасад ея нового вкуса, а именно: церковь кругообразная с высоким от купола до креста пирамидальным щипцом», развалины которой, к огромному сожалению, можно сегодня наблюдать, а рядом с храмом выстроили звонницу в виде триумфальной арки.


В середине 40-х годов каменный храм был разграблен и использовался как овощехранилище. Время и расхитители из местных жителей, растащившие всё имущество и даже кровлю довершили разрушение усадьбы. Долгое время здание церкви представляло смертельную опасность для попавших сюда людей. Сейчас свод купола обвалился полностью. От иконостаса остались лишь гвозди в стене. Вместо прежних витражей – пустые проёмы окон.












В этой же церкви в подвале находился и семейный склеп Приклонских, Рукавишников приказал замуровать его.


С холма церкви открывается вид на само поместье находящееся за забором. Чтобы тут всё окончательно не разграбили, двери и ворота закрыты и попасть внутрь можно только по предварительному согласованию с Жанной. Мы разумеется этого ничего не знали и просто так приехали, на наше счастье на двери висит номер телефона по которому можно все вопросы решить.




Водонапорная башня, построенная в готическом стиле


Спустя 5 минут мы были уже на территории усадьбы. Вход 250 руб с человека. В подарок небольшая ознакомительная экскурсия и неограниченное время на территории усадьбы.


Само поместье находиться на высоком, 70-ти метровом мысе, с которого открывается отличный вид.






Заходим внутрь. Эта главная дорожка, которая ведет от церкви к центру усадьбы. Слева технические постройки, справа курятник.


Церковь, вид из усадьбы.


Птичий двор




За курятником водонапорная башня


Слева технические постройки и уличная печь.




Подходим к самому центру усадьбы.


Слева, не доходя до главного дома, оранжерея


Немного истории.
Сергей Михайлович был человеком острого ума и любил все новое, постоянно выписывал из-за границы различные технические новинки - начиная от водопровода, рабочий по сей день, и заканчивая теплицами, где среди зимы росли фрукты и плавали в бассейне экзотические рыбы. На территории усадьбы при Рукавишникове располагались четыре оранжереи, которыми заведовал самый знаменитый в губернии биолог, агроном-селекционер А.В.Португалов, который постоянно экспериментировал, выращивая виноград, персики, абрикосы. Следует отметить, что все оранжереи были устроены по последнему слову техники: «постройка величиною 17х5 саженей, передняя стена и бока каменные, задняя стена и крыша стеклянные, в железных рамах, разделяется на теплицу, состоящую из 3-х комнат, котельную парового отопления в 1 комнату». Стеклянная крыша оранжереи механически поднималась и опускалась, и была сделана из французских стекол, толщиной 15 мм. В усадьбе были три отопительных котла французской фирмы «сан-гали», которые подавали тепло в господский дом, оранжереи и церковь. Один из котлов до сих пор сохранился и стоит в нижнем этаже господского дома.






Между оранжереей и главным домом находятся "купальные ворота". Именно от них раньше был спуск к реке.


Главный дом,расположенный в центре усадьбы


Напротив дома построен полукруглый корпус с хозяйственными постройками.


Вместе и дом, и корпус образуют небольшую площадь в центре усадьбы.





Главный дом.
Барский дом Рукавишниковых из 40 комнат, обставленных мебелью из ценных древесных пород, стал просто роскошным, украшенный бельведером, с которого можно было наслаждаться видами окрестностей, сидя в креслах павильона на крыше дома.






Здесь, со стороны площади когда то располагался главный вход в дом. Но Рукавишников «развернул» дом: главный вход был заложен кирпичом и появился вход с другой стороны. Это было неудобно и гостям приходилось обходить дом, но такова была воля хозяина.


















Обходим дом и идем к главному входу, который по распоряжению Рукавишникова, был перенесен на сторону реки.




























Один из отопительных котлов






Полукруглый корпус хозяйственных построек образует площадь. Это небольшая копия Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга. В этом корпусе когда-то располагались пекарня, огромный рыбный ледник, молочная, гаражи. В нижних этажах размещались конюшни


Главные ворота. Именно через них раньше попадали в усадьбу. Сейчас дорога к ним заросла.






Ледник, принцип работы заключается в сборе холода в зимний период и сохранение его летом. Здесь можно надежно содержать мясные и рыбные продукты на протяжении всего года.








Пекарня






Все помещения отделаны толстенной плиткой.




Гаражи. Рукавишников купил в Англии две самоходные паровые машины именно для них и были построены гаражи








В нижних этажах располагались конюшни.








Второй этаж, над конюшнями и вид на кузницу










Спуск в подвал










Выходим через главные ворота и идем по направлению к водонапорной башне


По дороге в кустах стоит коровник












Водонапорная башня построена в 80-е годы 19 века.
Поскольку усадьба находится на мысу, представляющему один большой камень, то была серьезная проблема с доставкой воды. При С.М. Рукавишникове эта проблема была решена. Из Франции были доставлены все системы водоснабжения, в том числе насос для водокачки, два водяных насоса: 7-сильный и 25-сильный, позволявшие бесперебойно обеспечивать подачу воды в водонапорную башню и кузницу.




Первый этаж был закрыт, но открытой оказалась лестница на второй и третий этажи


Внутреннее помещение


Подъем на третий этаж




Вид из окна


После осмотра основных построек обязательно спуститесь к реке. Там внизу когда-то находились главные или речные ворота в усадьбу


Идти до них примерно 700 метров, по узкой дорожке вымощенной камнем, с одной стороны которой высокий холм, а с другой глубокий овраг.


По камням идти не совсем удобно, непонятно как тут раньше на лошадях проезжали.


Речные ворота (конец 19 века) выглядят словно небольшие крепостные башни.
Они состоят из двух элементов: сторожевого помещения и высокого пилона, между которыми находились решетки ворот со сложным декоративным рисунком и по силуэту напоминающие крылья бабочки. Сама сторожка была выполнена в виде двухъярусной башни, напоминающей средневековый замок.










Забраться на второй этаж можно прямо по холму, к которому прилегает башня












Поднимаемся обратно. Как оказалось, на такой жаре, спускаться было намного проще.)))


Вид на главный дом со стороны парка.




Неотъемлемой частью усадьбы Рукавишниковых является парк с центральной липовой аллеей, помнящей шаги и шелест платьев некогда прогуливающихся здесь хозяев.




Слева от аллеи растет трехсотлетняя лиственница. Существует поверье, что здесь можно загадать желание и оно обязательно сбудется, надо лишь обнять это дерево.


А у того, кто сможет обхватить её сразу одним махом, желание сбудется немедленно.)))




На против лиственницы, по другую сторону аллеи построили кузнецу. Её специально отодвинули подальше от барского дома, что бы в случае пожара она не спалила всю усадьбу.












Идем обратно, к выходу. Нас провожает только корова, которая печально смотрит нам в след, т.к. туристы здесь очень редкие гости.


Помещение через которое мы зашли и сейчас выходим.








фото Июнь 2016

Посольство Мьянмы занимает на Большой Никитской очень интересный особняк. И хотя архитектурное решение его не очень пышно, решено в типичный формах рядовой застройки, но выделяется оно красивый застекленным фонарем над портиком входа.
История владения прослеживается с середины XVIII века. На обширном участке усадьбы Бессоновых, занимавшей до середины 19 века полквартала на плане 1757 года показаны одноэтажные каменные палаты с полуподвалом. К французскому нашествию владение уже было несколько меньше. В пожаре 1812 года главный дом уцелел в отличие от соседних владений. В 1830 году новая хозяйка - дочь статского советника Н. А. Симонова – надстраивает у него мезонин. В 1876 году жена коллежского секретаря Е. Д. Викулина делит участок на две части – один, который потом стал 43 она оставляет себе и строит там себе новый дом, а западную часть (41) со старым домом продает купцу Василию Никитичу Рукавишникову. Рукавишниковы были весьма значимой купеческой фамилией. Купцы первой гильдии, они не были москвичами. Происходили с Урала и являлись крупными золотопромышленниками. Глава династии - Василий Никитич Рукавишников - купец 1 гильдии, владелец золотых приисков, начал свою деятельность в Оренбургской губернии. В 1875 году он с супругой Еленой Кузьминичной в Москву, где уже получали высшее образование его три сына. Сам Василий Никитич был человеком просвещенным, имел хорошее образование и такое же постарался дать своим сыновьям. В семье царил патриархальный дух. Купеческим, предпринимательским навыкам он обучил и своих детей. Его супруга Елена Кузьминична Рукавишникова, женщина набожная, воспитывала в детях достоинство, добродетельность, внимательность к ближним, учила их состраданию. Их средний сын Николай в 1870 году возглавил уникальное благотворительное учреждение исправительный приют для малолетних преступников дворянского Общества трудолюбия и посвятил ему 5 последних своих лет короткой жизни. С тех пор этот приют получил название Рукавишниковский. В 1875 году Николай умирает в 29 лет. Родители решают продать особняк на Тверском бульваре и переехать в другой дом. Участок был оформлен на его жену Елену Кузьминичну, от которой в том же году поступила просьба о перестройки дома. Проект был доверен родственнику - архитектору Александру Степановичу. Каминскому. Был надстроен второй этаж и пристроен ризалит с северной стороны. А.С. Каминский также существенно изменил архитектурный облик фасада в свойственной ему эклектической манере с использованием мотивов московского необарокко. После смерти Елены Кузьминичны в 1879 году в особняк к отцы переезжает младший сын Константин Васильевич Рукавишников с семьей. И особняк оформляют на его супругу Евдокию Николаевну, урожденную Мамонтову. Она происходила из знаменитой купеческой семьи, была младшей сестрой Веры Николаевны Третьяковой. Через нее Рукавишниковы породнились с половиной купеческой Москвы.
Константин Васильевич Рукавишников несколько лет состоял в правлении Московского отделения Русского музыкального общества. Заседания Правления, на которых присутствовали П.И. Чайковский, С. И. Танеев, А.С. Аренский часто проходили в особняке. Савва Иванович Мамонтов – кузен Евдокии Николаевны приходил к ней со своими друзьями артистами и художниками. Тут бывали молодые Ф.И. Шаляпин, К. Коровин, даже И.А. Айвазовский бывал здесь, так как дружил с хозяевами, чья дача была в Феодосии.
В 1893 году после убийства Н.А. Алексеева, К.В. Рукавишников был избран Московским Городским головой на 4 летний срок. Он заканчивал много проектов, которые не успел сделать его предшественник – канализация, водопровод, больницы и школы. Одновременно он много сил и времени отдавал Рукавишниковскому детскому исправительному приюту для малолетних преступников, которым бессменно руководил после смерти брата и до своей смерти. А его супруга устроила похожий приют для девочек – Титовскую школу рукоделия на Поварской, в своем доме.
В 1904 году во время Русско-Японской войны на втором этаже своего особняка супруги оборудовали хирургический лазарет, который позже был преобразован в «Хирургическую лечебницу Е. Н. Рукавишниковой». Для светлой операционной надстроили вторым этажом ризалит входа, которая смотрится как эркер-фонарик. Получилось очень светлое, хорошее помещение. Вообще в клинике легко помещалось 20 человек больных. Ежедневно велся еще прием и амбулаторных пациентов. Клиника считалась одной из лучших частных хирургических лечебниц города и Евдокия Николаевна очень ею гордилась. Во время Первой Мировой войны из нее опять сделали лазарет для раненных. В 1917 году особняк и клинику национализировали. В советское время дом находился в ведении Мосздравотдела, В 1960 году был отдан под посольство Мьянмы, которое находится здесь до сих пор.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры