Белорусская музыка xviii века.

Главная / Чувства

Его песни знает и любит вся страна. Его мелодии напевают все: от мала до велика. Его имя на слуху далеко за пределами Беларуси. Игорь Михайлович Лученок - Народный артист СССР и Беларуси, Лауреат государственной премии, обладатель орденов Франциска Скорины и Дружбы народов, заслуженный деятель искусств. Сегодня у маэстро День рождения.

Как всегда Игорь Михайлович сразу приглашает в дом. Но мы оказались не единственными, кто решил поздравить известного белорусского композитора.


Чтобы тебе в жизни и творчестве было только, как говорят, вера, надежда, любовь и здоровье!

В свои годы Игорь Михайлович Лученок чувствует себя на 27 - вечно молод душой и сердцем. Поэтому День рождения - особый повод для радости, особенно, когда поздравляют родные, друзья, поклонники и многие известные личности.

Игорь Лученок, композитор, Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств:
Это было лет 10 назад, когда я приехал в Казахтан. Там у меня хороший товарищ Нурсултан Абишевич Назарбаев. И как сейчас помню, они меня встретили, поздравили… Казахтан! Представляете! И мне это очень памятно.

Никогда не забывает о Дне рождения мастера музыкального такта известные артисты. К примеру - Иосиф Кабзон, с которым Игорь Лученок в хороших отношениях много лет. Впрочем, дружить маэстро всегда умел, поэтому неудивительно, что друзья говорят о нем только хорошие слова.

Владимир Провалинский, заслуженный артист Республики Беларусь:
Он порядочный. Если он сказал слово, он помнит его, кто бы ни обратился. Чудо какое-то придёт и скажет: «Игорь Михайлович, помоги!». Он всегда поможет!

Игорь Михайлович Лученок не любит себя нахваливать. Главное о нем могут рассказать его песни: «Алеся», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Верасы», «Вероника», «Трэба дома бываць часцей», «Письмо из 45-го». Композиции, к которым композитор написал музыку, можно перечислять часами. Некоторые из них особо дороги мастеру.

Игорь Лученок, композитор:
Четыре произведения. Это «Мой родны кут» (Якуб Колас), «Спадчына» (Янка Купала), «Жураўлі на Палессі ляцяць» (Алесь Ставер) и «Майский вальс».

Игорь Михайлович Лученок окончил три консерватории: белорусскую, ленинградскую, московскую. Он написал сотни инструментальных произведений. Именно он автор гимна белорусской столицы - «Песня про Минск». Эту мелодию каждый час отбивают куранты на Минской ратуше.

Игорь Лученок, композитор:
Я никогда не гонялся за золотом, серебром или за какими-то льготами. Никогда! Я просто служил Советскому союзу. Я - Народный артист СССР, и очень этим горжусь!

А это тот редкий кадр, когда Игорь Михайлович берет в руки аккордеон и начинает играть. Этот инструмент - подарок отца. Но всё же, привычней видеть маэстро у рояля.

Игорь Михайлович Лученок не подводит черту под своим творчеством. И сегодня он ни дня не может прожить без музыкального такта. На его рояле - новые недописанные партитуры.

Мы желаем известному композитору долгих лет жизни и свершения всех его творческих замыслов!

Музыкальне творчестоВ XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народномумузыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.

Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.

На музыкальную жизнь Беларуси XIX столетия большое влияние оказали также польские композиторы М. Карлович и Л. Роговский, включавшие в свои произведения народные белорусские мелодии. Среди выходцев Беларуси значительный вклад в развитие национальной профессиональной музыки внесли А. Абрамович и И. Шадурский. Первому из названных композиторов принадлежит музыкальное произведение в восьми частях «Белорусская свадьба», кадриль «Шесть пор года», фортепьянные фантазии, вариации, вальсы и т.д.

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ–начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

Наполеон Орда родился в 1807 году в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области). После подавления восстания в 1831 году Наполеон Орда, опасаясь репрессий, был вынужден выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже.

Живя во французской столице, Наполеон Орда познакомился со многими выдающимися деятелями европейской культуры, среди которых были литераторы Адам Мицкевич и Иван Сергеевич Тургенев, Оноре де Бальзак и Стендаль, композиторы Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз. Атмосфера Парижа с его бурной культурной жизнью оказала влияние на развитие многогранных способностей молодого человека. Здесь он окончательно определил для себя приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью.

Свое музыкальное мастерство Орда совершенствовал у Фредерика Шопена и достиг в этом направлении основательных успехов. Как композитор он создал более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Его произведения выделяются мелодичностью, драматизмом, виртуозным стилем и лиричностью. Они звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. С 1847 года Наполеон Орда работал директором Итальянской оперы в Париже и помимо сочинения, занимался преподаванием музыки.

ыдающимся результатом его многолетнего педагогического и исследовательского труда стала "Грамматика музыки", вышедшая в свет в Варшаве в 1873 году. Много десятилетий она считалась одним из лучших пособий по теории музыки. Наполеон Орда получил известность и как литератор. Он писал статьи про выдающихся людей и интересные места. В 1839 году он стал членом Польского историко-литературного товарищества. обладая прекрасными данными музыканта и музыкального педагога, Орда все же отдавал предпочтение изобразительному искусству. Художественное образование он получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Сферой его художественного интереса стала археология и архитектура. Первые циклы рисунков появились после путешествия художника по Франции и Рейнской области, совершенного в 1840-1842 годах. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру. В свободное время Наполеон Орда много путешествовал по Беларуси, Литве, Польше, Украине. В поездках он делал зарисовки архитектурных и исторических памятников, городов и местечек, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей. В Беларуси Наполеон Орда сделал около 200 зарисовок. Он уделил особое внимание отображению усадеб и памятных мест, связанных с именами таких известных деятелей культуры, как Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Владислав Сырокомля и многие другие.

    Музыкальная культура Беларуси начала XX века. Роль музыки в театре И. Буйницкого.

Начало XX века - расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

Театральную деятельность Игнат Буйницкий начал с проведения белорусских вечеринок в своем имении, в которых принимали участие поливачивские парни и девушки. В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Поливачи любительский коллектив. Особенностью выступлений было то, что со сцены звучал белорусский язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы. Коллектив Игната Буйницкого начал приобретать популярность, и сельских артистов пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая состоялась в 12 февраля 1910 года в Вильнюсе. Выступление труппы прошло настолько успешно, что Игнат Терентьевич решил создать профессиональный театр. В 1910-1913 годах труппа гастролирует не только по Белоруссии, но и в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Варшаве.

Выступления труппы строились оригинально: сначала читались стихи, после шёл собственно спектакль, затем хор исполнял народные белорусские песни, а в финале на сцене появлялись танцоры. Игнат Буйницкий сам ставил пьесы, зачастую играл в них. Деятельность театра поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры: Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко, Тётка (последняя часто сама выступала в театре Игната Буйницкого). Состоятельные поклонники дарили Буйницкому золотые перстни. Выпускались открытки с его изображением

Фрагмент конверта

В репертуар входило более десятка танцев («Лявониха», «Юрка», «Воробей», «Метелица», «Мельник», «Антошка», «Кочан», «Черёмуха», «Полька» и другие). Исполнять народные песни помогал композитор Л. Роговский и хормейстер труппы Я. Феоктистов. Среди этих песен «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами», «Ох ты дуб», «Прилетели гуси». Ставились известные пьесы белорусских и украинских драматургов: М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Деятельность театра обеспечивалась доходами от имения Поливачи. В 1913 году появились материальные трудности, к тому же на театр оказывали давление царские власти, поэтому труппу пришлось распустить. Несмотря на все сложности, в 1914 году Игнат Буйницкий пытается воссоздать театр, но на сей раз мешает война.

В 1917 году Буйницкий был одним из инициаторов создания «Первого товарищества белорусской драмы и комедии» в Минске, на базе которого возник Национальный академический театр имени Янки Купалы.

На родине Буйницкого установлен памятник (1976, скульптор И. Миско)

    Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золоторева, Н. Чуркина, Н. Аладов, Е. Тикоцкий, А. Богатырева и др.)

Василий Андреевич Золотарёв русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист БССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Родился 1873 в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова,Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).

У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.

В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы», балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.

В. А. Золотарёв умер 1964 года в Москве.

Чуркин Николай Николаевич. Родился в 1869 году В 1892 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал музыкальный фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). Перу Ч. принадлежат первые опыты создания белорусской советской оперы («Освобождение труда», 1922); он является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений Ч. также детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в т. ч. 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др. Награжден 3 орденами, а также медалями.Список основных произведений: 2 Оперы «Освобождение труда» ,«Рукавичка» 2 Музыкальные комедии: «Кок-сагыз»,«Песня Березины» Для симфонического оркестра: Три симфониетты (1925, 1949, 1955). Две сюиты (1940, 1951). Сюита «Памяти Великой Отечественной войны» (1944). Танцевальная сюита (1950). Две миниааюры (1936). Вальс «Зялёны дубочак» (1950). Полька для двух ксилофонов и оркестра (1950).Для духового оркестра: Сюита в 4-х частях. Марш на три грузинские народные темы (1889). Торжественный марш (1900). Марш, посвященный 30-летию БССР (1948). Для оркестра белорусских народных инструментов. Три сюиты (1945, 1951, 1955). Сюита «Мары аб Палессі» (1953). Увертюра «Памяти Янки Купалы» (1952). Вальс «Перепелочка» (1950). Полька «Партызанка» (1950). Три сюиты для секстета домр (1945, 1950, 1952). «Голубец» (1949). Рапсодия (1952).Камерные инструментальные произведения: 11 струнных квартетов (1928, 1928, 1933, 1935, 1945, 1954, 1961, 1961, 1962, 1962, 1963). Для фортепиано: 10 пьес для младших классов музыкальных школ (1957). Мазурка (1960). Для скрипки с ф-но: Соната (1953). Рондо (1960). Песня без слов (1961). Две пьесы («Цярэшка» i «Калыханка», 1957).Для хора:

«Посевная» – сл. А. Прокофьева. «Косарь» – сл. А. Кольцова. «Мороз-воевода» – сл. Н. Некрасова. «Што па садзіку» – сл. народные (запись Н. Гомолки). «Калгасны марш», «Карагод» – сл. А. Ушакова. «Камсамольцам», «Закліканне вясны», «Прывет вам, племя маладое» – сл. Я. Коласа. «Жніўная», «Песня аб Радзіме» – сл. А. Русака.и др.

Для голоса с фортепиано «Кто говорит, что умер Ленин» (баллада) – сл. А. Акопяна. «Калгасная» – сл. П. Бровки. «Ты прыйдзі», «Над ракою у спакоі», «Ты з Заходняй, я з Усходняй», «За сахой, бараной», «Зайшло ужо сонейка», «Як у лесе зацвіталі», «Нашаму святу», «Я – калгасніца», «Як я полем iдy» – сл. Я. Купалы и др.

Музыка к драматическим спектаклям

Обработки

Сборники, учебные пособия, записи

Три сборника белорусских народных песен и танцев (1910, 1949, 1959), «Нотная азбука», «Некоторые советы изучающим пение», «Пособие для классного пения», «Самоучитель для семиструнной гитары». Записи более 3 000 грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, белорусских, литовских, польских народных песен и танцев

Никола́й Ильи́ч Ала́дов белорусский советский композитор, педагог. Народный артист БССР. В 1910 году окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессор.

В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории.

Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска. Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

Анатолий Васильевич Богатырё́в белорусский советский композитор и педагог. Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени. Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор (1960).

А. В. Богатырёв родился 1913 года в Витебске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, затем её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления СК БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).

А. В. Богатырёв умер 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Среди произведений А. В. Богатырёва

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусские композиторы.

У. Г. Мулявін (1941-2003)

Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер - 2003 г., г. Мінск.

Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

Народны артыст Беларусі (1979).

Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

Член СК Беларусі (1986).

Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я - не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька - Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

Заслужаны артыст Беларусі (1955).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

Народны артыст Беларусі (1970).

Прафесар (1980).

Член СК Беларусі (1940).

Памёр у Минску (1996).

Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова - вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў - глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

Яўген Паплаўскі

Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

Тикоцкий Евгений Карлович

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

Чуркин Николай Николаевич

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

Зарицкий Эдуард Борисович

Композитор.

В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970-Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) - Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. - симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. - концерт (1970); для ф-п. - 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. - соната (1968); для флейты и ф-п. - Рондо (1966); для цимбал и ф-п. - концертино (1971); для голоса и ф-п. - вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

Лученок Игорь Михайлович

Год рождения: 1938

Биография:

Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

Прафесар (1986).

Народны артыст Беларусі (1987).

Член СК Беларусі (1961).

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений.Василий Андреевич Золотарёв (1873-1964) - русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950)В. А. Золотарёв родился 23 февраля (7 марта) 1873 года в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.В. А. Золотарёв умер 25 мая 1964 года в Москве.ЧУРКИН Николай Николаевич (1869-1964) - сов. композитор, фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Записал более 3000 белорус., груз., арм., азерб., польск., лйтов., тадж. песен и танцев, составил фольклорные сб-ки. Один из первых проф. белорус. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, нац. детской музыки. Автор оперы "Освобождение труда" (1922, Мстиславль), детской радиооперы "Рукавичка" (1948, Минск); муз. комедий "Кок-сагыз" (1939, г. Горки), "Песня Березины" (1947, Бобруйск); 3 симфониетт (1925-1955); сюит для симф. и нар. оркестров; 11 струн, квартетов; романсов, детских песен; обработок нар. песен.АЛАДОВ Николай Ильич (1890-1972), белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1955). Автор первых белорусских произведений симфонического и др. жанров. Опера «Андрей Костеня» (1947), симфонии.Один из организаторов музыкального образования в Белоруссии. Профессор Белорусской консерватории (с 1946).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессорВ годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерваторииИменем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.Творчество Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведенийЕвге́ний Ка́рлович Тико́цкий (белор. Яўген Карлавіч Цікоцкі) (1893 - 1970) - советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Член ВКП(б) с 1948 года.Е. К. Тикоцкий родился 14 (26) декабря 1893 года в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями, его музыкальное образование ограничивалось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки у Волковой-Бонч-Бруевич, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга Владимира Дешевова, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 году поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 году ушёл на фронт, в 1919-1924 годах служил в РККА. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся первые контакты Тикоцкого с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение композитора - Симфония (1924-1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений - оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся» - была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.Тикоцкий - один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.Е. К. Тикоцкий умер 23 ноября 1970 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Оперы«Михась Подгорный» (1939);«Алеся» (1942-1948), вторая редакция «Девушка из Полесья» (1952-1953)«Анна Громова» (1970)Оперетта«Кухня святости» (1931)Оркестровые сочинения, концертыШесть симфоний«Праздник на Полесье», увертюра (1954)«Слава», увертюра (1961)Концерт для тромбона с оркестром (1934)Концерт для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов (1953), редакция для фортепиано и симфонического оркестра (1954)Две сюиты для оркестра белорусских народных инструментовКамерные сочиненияФортепианное трио (1934)Соната-симфония для фортепианоПрочие сочиненияОратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмамАнатолий Васильевич Богатырё́в (белор. Анатоль Васільевіч Багатыро́ў) (1913-2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1954 года.

Основатель белорусской национальной композиторской школы . Профессор (1960).А. В. Богатырёв родился 31 июля (13 августа) 1913 года в Витебске (ныне Беларусь). Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, в 1948-1962 годы её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления Союза композиторов БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).А. В. Богатырёв умер 19 сентября 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Среди произведений А. В. БогатырёваОперы«В пущах Полесья» - по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года«Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)Для солистов, хора и симфонического оркестраОратории«Битва за Беларусь»Кантаты«Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937)«Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942)«Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949)«Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942)«Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969)«Рисунки родного края»«Юбилейная» Камерно-инструментальные произведенияФортепианное трио (1943)Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период) В 30-40-е годы на советской балетной сцене появились спектакли героического характера. Это время в жизни нашей страны - время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи формировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репертуар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных национальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореографов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию замечательных реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия существования не в силах истребить духовную красоту народа:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Белорусская музыкальная культура XX век – время начала нового этапа в развитии профессиональной белорусской музыки.

На протяжении ряда столетий в Беларуси закладывались основы профессиональной музыкальной культуры.

Первый этап (20-40-е гг.). Формирование национальной композиторской школы.

Начальная ступень развития профессиональной музыки в Беларуси связана с социальной, политической обстановкой в те годы. Революции 1905,1907 и 1917 годов явились толчком к возрастающей волне национального самосознания. Широко распространяется идея «белорусизации» культуры, происходит внедрение
белорусского языка в учебники, газеты, журналы.

Обновляется и обстановка, в которой теперь звучит музыка. Возникает множество музыкальных кружков, обществ, самодеятельных хоров, частных музыкальных школ и училищ.

1932 год – открытие Белорусской государственной консерватории в Минске. Первые ее выпускники-композиторы: А. Богатырев, М. Крошнер, П. Подковыров, В. Оловников, Л. Абелиович.

Музыкальное искусство этого периода ориентировано на русскую классику.

Основные жанры – опера, симфония, камерно-инструментальная, хоровая и сольная песня, обработки народных песен.

Появление национальной композиторской школы в лице этих композиторов является признаком роста культурного самосознания Беларуси.

Второй этап (кон.40-нач. 60-х гг.). Период закрепления достигнутого профессионального уровня.

Великая отечественная война прервала стремительное восхождение и укрепление композиторской школы Беларуси. В 1941 году консерватория закрылась, а
возобновила работу только через 11 лет.

Несмотря на всю тревожность военной обстановки, музыкальная жизнь в Беларуси продолжала существовать.

В творчестве белорусских композиторов в этом периоде на первое место выходит патриотическая тема борьбы народа против фашизма. Особое место заняла тема партизанского движения Беларуси, ставшего грозной силой в тылу врага.

После успешного окончания войны, общественная жизнь, как и культурная, стала возобновляться. Ожили концертные залы, театры, музыкальные учебные заведения. Активизировалась деятельность союза композиторов, куда теперь вошли молодые выпускники консерватории – Г. Вагнер, Э. Тырманд, Ю. Семеняко, Е. Глебов, Д. Смольский.
Расширяется диапазон жанров – появился жанр инструментального концерты для цимбал, контрабаса.

В 1950-х большое внимание в музыке сосредоточено на отображении современных сюжетов и образов, связанных с жизнью и бытом простого человека.

Третий этап (1960-70-е гг.). Усиление творческой активности композиторов.

Это время обновления традиций белорусской музыки.

Плодотворное развитие белорусской музыки 60-70-х гг. – результат не только обращений к современной тематике, но и влияние лучших традиций мировой многонациональной музыки.

Четвертый этап (1980-90-е гг.). Сохранение и развитие предшествующих традиций.

Много интересного было создано композиторами в этот период. Конец 20 столетия – это появление новых талантливых имен композиторов – выпускников Белорусской академии музыки (так с 1995 г. стала называться Белорусская консерватория).
Среди них – А. Бондаренко, В. Копытько, В. Кузнецов, Л. Мурашко, Е. Поплавский, В. Солтан и др.

Симфония главенствующее место в творчестве белор. композиторов. Ее особенности – глубокое содержание, своеобразные выразительные средства и техника письма, философская трактовка.

Развиваются и иные симфонические жанры – поэма, сюита, эскиз.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

22.Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период).

В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.

В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.

Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.

В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.

Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.

В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

23.Деятельность музыкальных учреждений Беларуси: Театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Филармонии, Академии музыки.

Театр оперы и балета

Среди постановщиков спектаклей Большого театра Беларуси – выдающиеся мастера балетного и оперного искусства – Н.Долгушин, А.Лиепа, В.Васильев, Н.Кунингас, П.Карталов, представители фондов Дж.Баланчина и И.Килиана. В период с 2009 по февраль 2014 в театре осуществилось 40 премьер. На сегодня репертуар включает 71 спектаклей. Постановки театра неизменно становятся лауреатами почетных государственных и международных премий.

В 2009 году в театре была создана Музыкальная гостиная, впоследствии переименованная в Камерный зал им. Л.П.Александровской. Концерты вокальной и инструментальной музыки разных эпох и стилей и одноактные классические и современные оперные спектакли, осуществленные в рамках проекта "Музыкальные вечера в Большом" на сцене Камерного зала, относятся к наиболее значимым творческим событиям белорусского оперного театра. С 2012 года в театре открылся проект "Вечера современного балета на Малой сцене", в рамках которого прошли премьеры экспериментальных спектаклей молодых хореографов О.Костель ("Метаморфозы" на музыку И.С. Баха), Ю.Дятко и К.Кузнецова ("Зал ожидания" О.Ходоско).

Подтверждается и высокий международный престиж белорусского театра – с большим успехом в последние годы прошли гастроли балета в Египте, ОАЭ, Италии, Мексике, Китае, Корее, Литве, Испании, Франции (Париж), Германии, Австрии, Швейцарии. Возобновленные после долгого перерыва гастроли в Европе свидетельствуют о высоком профессиональном статусе коллектива.

"Гордостью и подлинным национальным достоянием, визитной карточкой государства и одним из символов его независимости" назвал театр Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. В 2014 году Большому театру Беларуси была вручена памятная медаль «Пять континентов» за вклад в мировую культуру и по случаю 60-летия членства Республики Беларусь в ЮНЕСКО.

Белорусский государственный академический музыкальный театр

Создан в 1970 году. До 2000 года именовался «Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь». Свой первый театральный сезон открыл 17 января 1971 года спектаклем «Поёт Жаворонок» белорусского композитора Ю.Семеняко.

За период своей творческой деятельности театр осуществил более ста постановок, многие из которых своей неординарностью привлекли к себе внимание самой взыскательной критики и театральной общественности.

Сегодняшний репертуар театра отличается широтой творческого диапазона и жанровым разнообразием. На его афише широко представлены классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы.

Коллектив театра обладает большим творческим потенциалом, имеет в своём составе много ярких актёрских индивидуальностей – выдающихся мастеров сцены, чьи имена составляют гордость белорусского театрального искусства, и одарённую молодёжь, высокопрофессиональный симфонический оркестр, прекрасный хоровой коллектив, замечательную балетную труппу, что позволяет успешно решать самые сложные художественные задачи.

Картинка Творческое кредо театра – уважение традиций музыкального искусства и смелость эксперимента. Для воплощения этих идей театр сотрудничает со многими известными композиторами и драматургами, приглашает для создания спектаклей талантливых постановщиков.

О спектаклях театра много говорят, спорят, пишут, он является одним из самых популярных и посещаемых театров Минска.

Филармония

Белорусская государственная филармония начинала свой путь в 30-е годы ХХ столетия, поначалу не имея даже своего помещения, в неприспособленных для репетиций условиях, лишённых акустического минимума, так необходимого для создания новых музыкальных коллективов. Первый главный дирижёр симфонического оркестра Белгосфилармонии знаменитый педагог и музыкант Илья Мусин вспоминает: «Концертным залом филармонии служило помещение клуба. Неуютное, пустое фойе, столь же непривлекательный зал. Вместо эстрады - типичная клубная сцена с тряпичными порталами. Акустика отвратительная. Неудивительно, что это помещение не способствовало привлечению слушателей». Но жизнь не стояла на месте, и бурное время требовало перемен, меняло стереотипы и систему ценностей. Столичная публика заполняла неуютные залы и жаждала музыки Бетховена, Брамса, Чайковского, Глазунова; с увлечением и искренним удивлением слушала в исполнении первых филармонических коллективов белорусские народные песни, танцы, произведения первых белорусских советских композиторов. Декады белорусского искусства, регулярно проводимые в республике и за её пределами, стали несомненным свидетельством профессионального восхождения художественных коллективов и солистов новой концертной организации. Оркестр народных инструментов, хоровая капелла, артисты симфонического оркестра и ансамбля песни и танца имели успех в концертных залах Москвы, Ленинграда, Железноводска; тепло были встречены гастрольные выступления в Крыму и на Кавказе. За успехи в развитии белорусского музыкального искусства Белорусская государственная филармония Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1940 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Художественные коллективы, ансамбли и солисты филармонии получившие обустроенные репетиционные помещения, постоянное место для проведения концертов, были полны творческих задумок и планов на будущее. Но Великая Отечественная война поставила новые задачи: «Основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М.Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера» «Духовным резервом армии» считала себя прифронтовая концертная бригада белорусской филармонии. Виртуоз-пианист становился виртуозом-баянистом, солисты-вокалисты, артисты-чтецы сочиняли куплеты, жанровые сатирические интермедии для фронтовой аудитории. Л.Александровская, И.Болотин, Р.Млодек, А.Николаева, С.Дречин тайными лесными тропами добирались до линии фронта, к партизанам. Война диктовала новые приказы, но не смогла заставить замолчать трепещущее сердце и звонкий голос великого народа. Первый послевоенный концертный сезон открылся 21 сентября 1946 года. За пультом стояла незабываемо экспрессивная, необычная, темпераментная Татьяна Коломийцева. С фронта, из эвакуации возвращались музыканты. Кто-то и не вернулся. Заново собиралась филармоническая библиотека, бережно собранная до войны и утраченная во время оккупации. Заново создавался цимбальный оркестр: И.Жинович, художественный руководитель оркестра, занялся реконструкцией народных цимбал, желая расширить концертный диапазон своего оркестра, открыл классы цимбал в консерватории, сделал немало аранжировок оркестровых произведений. Каждый концертный сезон имеет свою особенность и свой облик. Однако, неизменными остаются приоритеты: серьёзная музыка, просветительская деятельность, возрождение культурных традиций, исполнение произведений разных стилевых направлений и национальных композиторских школ. Это всегда было главным для разных поколений музыкантов и организаторов концертной деятельности - В.Дубровского, Е.Тикоцкого, В.Катаева, Ю.Ефимова, А.Богатырёва, Г.Загороднего, Н.Шевчука, В.Буконя, В.Ратобыльского. После того, как в Минске построили здание филармонии с залом на 930 мест, появилась возможность существенно увеличить количество концертов, расширить их тематику. Торжественное открытие концертного зала современной филармонии состоялось в апреле 1963 года. Чуть позднее прозвучал первый органный концерт, который открыл новую страницу в истории органного исполнительства в Беларуси. Дебют Минского камерного оркестра, появление ансамбля старинной музыки «Кантабиле», фольклорно-хореографических ансамблей «Хорошки» и «Купалинка» украсили и потрясли культурную среду республики. А «Минская весна» и «Белорусская музыкальная осень» - фестивали, которые ежегодно обогащают репертуарный контекст филармонической жизни, - стали кульминациями концертного сезона страны. «Новейшая» история белорусской филармонии обозначена её капитальной реконструкцией в 2004 году. От прежней филармонии остался только фундамент здания. Интерьер филармонии отвечает самым современным стандартам и технологиям. Улучшение качества звучания потребовало сокращения количества мест в зале. Теперь, вместо прежних 930, он рассчитан на 690 мест. Вместе с этим, был открыт в здании филармонии другой, Малый зал на 190 мест, который носит имя Григория Ширмы.

Академия музыки

В декабре 2012 года Белорусская государственная академия музыки отметила 80-летний юбилей. Основанная в 1932 году, Академия музыки (до 1992 года – Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского) является крупным центром белорусского музыкального исполнительского искусства, музыковедения и педагогики*. В 2000 года Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.

В состав Академии входят пять факультетов, двадцать две кафедры, оперная студия, кабинет традиционных музыкальных культур, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки, и др. Более половины научных и творческих сотрудников Академии отмечены почетными званиями, более 70% имеют ученые степени и ученые звания. Выпускники Академии ведут активную исполнительскую и педагогическую деятельность в нашей стране, успешно работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в Академии музыки сформировалась национальная композиторская школа, у истоков которой стоял ученик Н.А. Римского-Корсакова – профессор Василий Золотарёв. Первыми выпускниками класса композиции были Анатолий Богатырёв, Петр Подковыров, Василий Ефимов, Михаил Крошнер. С Академией связана творческая деятельность композиторов Николая Аладова, Владимира Оловникова, Евгения Глебова, Игоря Лученка, Дмитрия Смольского, Андрея Мдивани, Галины Гореловой, Вячеслава Кузнецова. Лучшие традиции белорусской эстрады развиваются выпускниками Академии музыки – композиторами Василием Раинчиком, Ядвигой Поплавской, Олегом Елисеенковым.

Белорусская исполнительская школа получила широкое признание. Среди преподавателей Академии – известные белорусские исполнители: дирижер Михаил Дриневский, пианисты Игорь Оловников, Юрий Гильдюк, исполнители на народных инструментах Евгений Гладков, Галина Осмоловская, Николай Севрюков, вокалисты Тамара Нижникова, Ирина Шикунова, Людмила Колос, исполнители на духовых инструментах Владимир Будкевич, Геннадий Забара и многие другие. Ряд воспитанников Академии музыки удостоен звания лауреата международных исполнительских конкурсов**.

Значительную роль в концертной жизни Академии и республики играют художественные коллективы: симфонические оркестры, камерный оркестр, оркестр духовых инструментов, оркестры русских и белорусских народных инструментов, академический концертный хор, ансамбли духовых инструментов «Интрада» и «Сиринкс», которые ведут активную гастрольную деятельность. Творческие студенческие коллективы Академии получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры