Биография богатырева юрия георгиевича. Юрий Богатырев восхищался женщинами, но любил… мужчин Юрий Богатырев - биография

Главная / Чувства

Биография, история жизни БОГАТЫРЕВА Юрия Георгиевича 02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва Народный артист России (1988) Детство Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл. Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина "Современник" По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично»

Кино В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981). К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Карелова. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова)

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин

Трагедия жизни Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной. Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен»

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало

Личная жизнь Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые. Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном»

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался… Фиктивная жена? Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой… В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь»

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Неадежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой

Еще одна сторона жизни Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания. Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой… А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…»

Трагическая развязка Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни»

У Юры было мало друзей. Но как только он получал деньги, их становилось невероятное количество.

Станислав Садальский

В кино Юрий мог сыграть кого угодно: красногвардейского мачо («Свой среди чужих, чужой среди своих»), мерзавца («Два капитана»), рохлю («Неоконченная пьеса для механического пианино»), железного прагматика Штольца. В жизни Богатырев тянул скорее на Обломова: роль взрослого мужчины была единственной, которая давалась ему с большим трудом.

Он напоминал обиженного ребенка, послушного воле взрослых, и даже пить начал за компанию. «В Юре было необычное переплетение, - говорил Никита Михалков. - С одной стороны, мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - доверчивый, трогательно ранимый. Он мог играть супермена, но однажды на репетиции я заметил, что он складывает кулак по-женски».

Всю сознательную жизнь Богатырева мучили три вещи, которые он сам считал дурными напастями: алкоголизм, лишний вес и собственная сексуальная ориентация. В детстве он играл в куклы с девочками и по ночам любил одеваться в мамин шелковый халат; в зрелые годы его окружали поклонницы, которые могли рассчитывать максимум на дружбу. Его оголтелое пьянство и вызванная им ранняя смерть напрямую связаны с гомосексуальностью: актер был не в восторге от своей инаковости и предпочитал топить неприятные мысли в вине.

Он несколько раз пытался завязать и не только переставал пить, но и ударялся в вегетарианство (от этого Богатырева отвадила гурманка Ия Саввина, про их застолья по Москве ходили легенды). К концу жизни Богатырев располнел и горстями глотал несовместимые с алкоголем антидепрессанты.

Александр Адабашьян вспоминал: «Свою «непохожесть» Юра переживал очень болезненно. Пил, совершал в пьяном виде глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился». Друзья пытались спасти Богатырева от алкоголизма, но в итоге уходили в запой вместе с ним. Нередко на съемки актера привозили из больницы.

Михалков планировал снять Богатырева в роли алкоголика генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», но не получилось: сердце 42-летнего актера отказалось поддерживать его творческие и алкогольные амбиции. Капля никотина убивает лошадь, капля водки - богатыря.

Гений против употребления

1971-1973 После театрального училища Богатырева принимают в «Современник». Дебютирует в фильме «Спокойный день в конце вой­ны». Пьет шумно, но умеренно. Подруга Нелли Игнатьева: «Юра в два часа ночи отправился ночевать к своему сопернику. А тот жил в коммунальной квартире. Оба были навеселе. Стали раздеваться, свалили огромную старинную вешалку, выскочили соседи, начался шум... Потом они полночи просидели на кухне, решая, кому я все-таки достанусь» (из книги Н. Бобровой «Юрий Богатырев: не такой, как все», М., 2001).

1974-1975 Первая звездная роль в дебюте Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» приносит Богатыреву известность и гонорары. Начинает крепко пить. Спившиеся актеры ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к нему с бутылкой, и Богатырев шел расплачиваться - и за такси, и за водку.

1976-1977 Снимается в «Двух капитанах», «Неоконченной пьесе для механического пианино», играет Филиппка в фильме «Объяснение в любви». Переходит во МХАТ, где начинает пить по-черному. «Среди мхатовцев, увы, пьянство доходило до того, что не пить было нельзя. Поэтому он первое время приходил в ужас и иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!» - вспоминает Зинаида Попова. Фиктивно женится на соседке, сделав ей предложение по пьяни.

1978-1981 Пик карьеры и пьянства. Великие роли у Михалкова в «Обломове» и «Родне». Журналистка Кларисса Столярова: «Как-то он пришел на спектакль в очень плохом состоянии. Помогли компрессы, душ... он вышел играть. Но в следующий раз не смог. На следующий день я уложила его в больницу».

1988-1989 Получает звание народного артиста, феерически играет в своем последнем фильме - телефарсе «Дон Сезар де Базан». В очередной раз выписывается из больницы. Получив гонорар от итальянского продюсера за «Очи черные», устраивает дружеское застолье - несколько приятелей и сосед-милиционер Аркадий, сумевший достать вино в сложный период борьбы с алкоголизмом. 2 февраля 1989 года, забыв о том, что принимает антидепрессанты, Богатырев пьет шампанское и умирает.

Собутыльники

МИХАИЛ СВЕТИН
«Дон Сезар» мне запомнился тем, что Юра на съемках страшно пил. Он пил лак, не брезговал лось­онами на спирту. Играл совершенно пьяным. Гениальный актер! Как ему удавалось выглядеть трезвым на экране?»

БРОНИСЛАВ БРОНДУКОВ
«Я тоже выпивал в компаниях. Но запоев не было. Очень сочувствую алкоголикам. Встретил Юру Богатырева незадолго до его смерти: «Ну пойдем, Борь, выпьем! Мне надо!» Он очень сильно пил, мог с утра побежать за водкой».

МИХАЛКОВ И АДАБАШЬЯН
Кончаловский: «У нас стояло несколько бутылей под лестницей. К бутыли прикладывались все: Никита, Адабашьян, Богатырев. Если водка была заперта в шкафу, то двигали шкаф, отвинчивали стенку и доставали бутылку».

1938 — 1993

Великий танцор, легенда балета был невыносим в общении. Но из-за таланта и, главное, силы воли ему прощали несносный характер. Однако советскую власть гений балета раздражал, и уж чего точно не могли ему простить, так это сексуальной ориентации. Во время гастролей труппы Кировского(Мариинского) театра в Париже за Нуреевым была послана слежка КГБ, которая подтвердила, что« Рудольф Хамитович, несмотря профилактические беседы, встречается с гомосексуалистами». После парижских концертов труппа улетала в Лондон, однако Нурееву было сказано возвращаться в Союз — якобы для выступления в Кремле. Конечно, танцор понимал, что на родине его ждут вовсе не овации, и был прав: Нуреев был заочно приговорен к тюремному заключению с конфискацией имущества. В аэропорту Парижа за пару часов до вылета Нуреев совершил легендарный« прыжок к свободе», вырвавшись от провожатых и буквально упав в руки французских полицейских. Позже этот прыжок Нуреев успешно обыграл в своих партиях.

В Европе Нуреева ждали 32 года вольной жизни: он гастролировал, давал по 300 спектаклей в год, завоевывал поклонников, богател — и любил. Нурееву приписывали связи с Ивом Сен-Лораном, актером Энтони Перкинсом(также скончавшимся от СПИДа), балетными танцорами и дирижерами. Подозревать о своем диагнозе Нуреев начал в 1984 году и тогда же сдал анализ крови. ВИЧ подтвердился, причем диагностика показала наличие вируса в крови уже несколько лет. Тогда о болезни было известно крайне мало: танцор начал лечение не сразу и принимал экспериментальные лекарства, но все же год за годом продолжал угасать. Нуреев танцевал, пока ему хватало сил, хотя выступления все чаще истощали его, что не могли не замечать едкие критики. В последние годы своей жизни работал как дирижер. Нуреев умер в Париже 6 января 1993 года.

Георгий Милляр

1903−1993

Популярное

« Вся нечистая сила нашего синематографа» — так актер называл сам себя. Нередко в картинах Милляр исполнял сразу несколько ролей. Например, в «Василисе Прекрасной» он играл и старика-отца, и Бабу Ягу, а в «Королевстве кривых зеркал» — наиглавнейшего церемониймейстера и королеву!

Георгий Милляр, урожденный де Милье, родился в семье аристократов — французского инженера Франца де Милье и наследницы иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой, овдовевшей, когда Георгию было три года. Мальчик воспитывался гувернантками, изучал музыку и языки. Милляр свободно владел немецким и французским языками, но в советское время не афишировал это. В 1917 году он с матерью остался без средств, их московскую квартиру превратили в коммуналку, выделив семье одну комнату, а дом в Геленджике, где вырос артист, отобрали. Окончив школу, Георгий изменил фамилию Милье, чтобы не вызывать лишних вопросов, и вернулся в Геленджик, где прошло его детство. Там он дебютировал на сцене очень неожиданным способом: устроившись в театр бутафором, однажды уговорил руководство позволить ему подменить заболевшую актрису, игравшую Золушку! Милляр начал работать на сцене, после перебрался в Москву в театр им. Маяковского, стал пробоваться на роли в кино и в итоге начал работать с Роу в его сказках, которые и принесли артисту славу. При этом Милляр продолжал жить с матерью в коммуналке и не заводил романов. Вокруг отсутствия личной жизни у актера ходили разные слухи. Одни списывали это на травму молодости из-за измены первой жены, другие говорили, что Милляра не интересовал брак, так как он знал, что не может иметь детей. Конечно, актеру также приписывали и любовь к мужчинам.

В итоге Милляр женился в 65 лет — на своей соседке по коммуналке, с которой дружил много лет. До конца жизни супруги сохранили теплые отношения.

Юрий Богатырёв

1947 -1989

Отрицание собственной природы довело известного актера до депрессии и, как следствие, алкоголизма. Артист, по словам его друзей и коллег, завязывал отношения с мужчинами, но это только мучило Богатырева, который крайне болезненно воспринимал свою особенность. Успешные работы в кино — «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Два капитана», «Родня» — не делали Богатырева счастливым. Актер был одинок, остро переживал обиды, боролся со своей нежной натурой. В итоге война с самим собой закончилась поражением. Зависимость от спиртного в сочетании с антидепрессантами стала причиной сердечного приступа — Богатырев погиб всего в 41 год.

Сергей Параджанов

1924 — 1990

Знаменитый советский режиссер был бисексуален: Параджанов был дважды женат, но не отрицал связей с мужчинами. При этом своих женщин режиссер любил искренне и нежно, а вторая супруга поддерживала Параджанова в период его тюремного заключения. В 1974 году он был осужден по статье« Мужеложство» и провел в колонии 4 года. Четыре кошмарных года, в течение которых от отчаяния и ужасов тюрьмы пытался покончить с собой. Статья осужденного Параджанова не оставляла ему шансов на зоне: режиссера унижали и пытали сокамерники, начальство морило голодом и принуждало к тяжелой работе. В заключении Параджанов заболел сахарным диабетом. Все это время режиссера активно поддерживали его знаменитые коллеги и друзья: Андрей Тарковский, Лиля Брик, Юрий Никулин, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун.

Юрий Георгиевич Богатырёв (2 марта 1947 г. - 2 февраля 1989 г.) - советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1988).

Богатырёв Юрий Георгиевич родился 2 марта 1947 года в районе Болдерай города Риги.
Отец - Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву, в распоряжение штаба МВФ.

В детстве любимым занятием будущего актера был кукольный театр, другим увлечением - рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актеры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актера, выступали в Домах культуры.

В 1967 году поступил в Щукинское училище на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьезных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые ».

В 1974 году вышел фильм « », в котором актер сыграл Егора Шилова - человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съемки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актер ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В 1980 году снялся в картине «Родня », еще одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика - мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьет теща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребенок. Богатырев сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырева во МХАТ. Некоторое время актер играл в двух театрах.
Последний фильм Юрия Богатырёва - "Дон Сезар де Базан ", в котором артист исполнил роль короля.
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.

Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова , с которой они встречали Новый 1989 год, последний в жизни актёра.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре - отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.
Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.

Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв. Похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Богатырёв всю жизнь мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. Накануне похорон Юрия, его друзья сшили тёмно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И положили его к актёру в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни.

Открылась выставка уже без Юрия. В том же 1989 году, в Ленинграде. А теперь её можно увидеть в Самаре.
Так или иначе, выставка его картин стала посмертной, а роли, написанные специально для Богатырёва, воплотили на экране другие. Например, ему предназначалась роль генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", замысел которого возник у Никиты Михалкова ещё в восьмидесятые.
Из тайника в его квартире бесследно исчезло несколько тысяч долларов - тот самый гонорар. Не менее загадочная участь постигла и богатырёвские картины: из сотен рисунков всего восемь работ хранится в Музее Бахрушина, несколько осело у близких друзей, местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Материалы с сайта www.peoples.ru

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы - в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.
Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.
Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. ...Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны ». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих ». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.
Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино » (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня » (1981).
К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана » (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).
Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви », вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.
Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.
Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан », в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.
Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».
С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся - зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно - пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова... На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.
Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.
Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет - Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга » Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался...

Фиктивная жена?

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой...
В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Вспоминает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет, и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот... Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».
Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Еще одна сторона жизни

Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания.
Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой...
А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно... Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все... Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился... Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка... Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"...».

Трагическая развязка

Настоящего Богатырева не склеишь, как ни старайся, из обаятельного Егора Шилова из "Свой среди чужих, чужой среди своих ", очаровательного мерзавца Ромашки из "Двух капитанов", смешного зятя героини Мордюковой Стасика из "Родни". Его экранный образ чаще всего обманчив. В атлетически сложенном теле билось уязвимое, больное сердце.
Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова .

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении - ведь они ошиблись... Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь...
Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

  • Советский актер кино и театра.
  • Юрий Богатырев родился в семье военного, офицера военно-морского флота, в Риге. В 1953 году отца перевели служить в Москву. В детстве Юрий ярко проявлял творческую индивидуальность — придумывал и ставил кукольные спектакли, рисовал.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Мой отец — военный, и наша семья много перемещалась по стране. Родителям я обязан тем, что они приучили меня к трудолюбию. Благодаря этому я считаю себя самостоятельным. Не любил мыть полы — мама заставила. И не считаю зазорным то, что умею гладить. Кстати, все это реализуется в профессии. Говорят, мой Мартен Иден (в одноименной экранизации повести Джека Лондона) в сцене, когда он гладит белье, водит утюгом весьма уверенно».

  • Студенческие годы Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • После окончания восьми классов, в 1964 году, по совету учителя рисования Юрий Богатырев поступил учиться в Художественно-промышленное училище имени Калинина на специальность художника по коврам. Училище он не закончил — его целиком захватил театр. Но при этом рисование осталось увлечением на всю жизнь. В 1965 году он стал принимать участие в спектаклях детского кукольного театра «Глобус» , актеры не только играли на сцене, но и посещали театры, кино, Дом актера.
  • И уже в 1967 году поступил в Щукинское училище. Его педагогом был Юрий Катин-Ярцев , а сокурсниками — Константин Райкин , Наталья Варлей . Юрий Богатырев был одним из заметных и популярных, несомненно талантливых студентов, на которых равняются.
  • Натальи Варлей вспоминает: «Мы старались говорить как он, шутить как он. При этом над ним и немножко подтрунивали».

  • Театральная карьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • В театр «Современник» он пришел в 1971 году, вместе с Валерием Фокиным и Константином Райкиным .
  • Из интервью Виталия Вульфа: «В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степени его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез…».

  • В первые году Юрию Богатыреву не давали серьезных ролей, однако затем он стал появляться в крупных ролях, среди них роль герцога Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь» по Шекспиру и роль Марка в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
  • В 1977 году по приглашению Олега Ефремова он перешел в театр МХАТ, хотя некоторое время принимал участие и в постановках «Современника». Одной из его лучших театральных ролей считается роль Клеанта в спектакле «Тартюф», который поставил Анатолий Эфрос .
  • Из интервью Александра Калягина: «Эта роль - самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого… пустозвона! Звон стоял от его морали, абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел...»

  • Кинокарьера Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Его первым появлением в кино стал дипломный фильм Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» (1970 год). А всесоюзная слава пришла в 1974 году, после выхода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» , где он сыграл роль Шилова , которого несправедливо обвинили в предательстве.
  • Никита Михалков стал главным режиссером для Юрия Богатырева — актер снялся в пяти его картинах и высоко ценил Михалкова как режиссера и как организатора.
  • Из интервью Юрия Богатырева (о Никите Михалкове): «Умение сплачивать вокруг себя единомышленников, талантливых людей. Необычайная работоспособность, умение сделать точный отбор, глубокую разработку всех сцен. С актерами он начинает трудиться задолго до съемочного периода, много репетирует. И на площадку мы выходим подготовленными, «размятыми». Отсюда и быстрота, и качество».

  • Никита Михалков ценил в Юрии Богатыреве умение вжиться в любой образ, артистическую многогранность. В ролях, которые Юрий Богатырев сыграл в фильмах Михалкова, он побывал и суперменом, и растяпой, и практичным сухарем. Чтобы похудеть для съемок в «Свой среди чужих...» питался капустными котлетами, выучился ездить на лошади, а для роли Стасика в «Родне» наоборот набирал вес.
  • Картины Юрий Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • На протяжении всей своей актерской карьеры Юрий Богатырев много рисовал. Он делал портреты друзей, наброски, этюды.
  • Из интервью Юрия Богатырева: «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений, - признавался Богатырев. - Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию».
  • 6 февраля 1989 года должна была открыться его персональная выставка в Бахрушинском театральном музее, но присутствовать на открытии он не смог...
  • Личная жизнь Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • Юрий Богатырев не стремился создать семью. Он часто влюблялся в женщин, но эти влюбленности носили платонический характер, сродни восхищению. Женат он был лишь один раз и это был фиктивный брак с актрисой театра на Таганке Надеждой Серой — ей замужество дало возможность остаться в Москве… Познакомились они в театральном общежитии, где жил Юрий Богатырев. Молодые не стали съезжаться, заводить совместное хозяйство.
  • В 80-х годах начался черный период жизни Юрия Богатырева — он разочаровался в театре, стал употреблять слишком много спиртного и антидепрессантов, сильно располнел, начались проблемы со здоровьем. К тому же он осознал свою гомосексуальную ориентацию, и страдал из-за этого.

    В 1988 году Юрий Богатырев получил звание народного артиста РСФСР.

    Вслед за этим ему, наконец, дали отдельную квартиру. Но прожил он в ней совсем немного. Скончался Юрий Богатырев 2 февраля 1989 года, от остановки сердца. Его могила находится на Ваганьковском кладбище.

Фильмография Юрия Богатырева / Yuriy Bogatyrev

  • 1970 — Спокойный день в конце войны — немец
  • 1972 — На дне — полицейский пристав
  • 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — Егор Шилов
  • 1974 — Таня — Андрей Тарасович
  • 1975 — Раба любви — Владимир Максаков
  • 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов
  • 1976 — Мартин Иден — Мартин Иден
  • 1976 — Два капитана — Михаил Ромашов
  • 1976 — Когда-то в Калифорнии — Твинг
  • 1976 — Вечно живые — Марк
  • 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Сергей Павлович Войницев (Серж)
  • 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
  • 1977 — Нос — царь Николай I
  • 1978 — Двенадцатая ночь — герцог Орсино
  • 1977-1979 — Открытая книга — Андрей Львов
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Андрей Штольц
  • 1979 — Последняя охота — Сергей
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Анатолий Саяпин
  • 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров
  • 1980 — Мятеж — Фурманов
  • 1980 — Глубокие родственники — Юрик
  • 1980 — Странный отпуск
  • 1980 — Восьмой день творения
  • 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Тишков
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 — Вулф
  • 1981 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 — Никитин
  • 1981 — Родня — Стасик
  • 1981 — Театр по Салтыкову-Щедрину
  • 1981 — Великие имена России. Станиславский — рассказчик-комментатор
  • 1981 — И с вами снова я… — царь Николай I
  • 1982 — Время для размышлений — Андрей
  • 1982 — Старинный детектив — друг Дюпена, Семсон
  • 1982 — Возчик Геншель — Зибенгар
  • 1982 — В. И. Ленин. Страницы жизни — Илья Николаевич Ульянов
  • 1982 — Нежданно-негаданно — Илья Петрович, нотариус
  • 1982 — Полёты во сне и наяву — озвучил роль скульптора
  • 1983 — Карантин — дедушка
  • 1983 — Уникум — Павел Егорович Перебереев
  • 1983 — Кое-что из губернской жизни — Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
  • 1983 — Человек из страны Грин — Урбан Футроз
  • 1984 — Мёртвые души — Манилов
  • 1984 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 — полковник Ролинг
  • 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Бобыницын
  • 1984 — Злой мальчик
  • 1985 — Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) — писатель
  • 1987 — Очи чёрные — предводитель дворянства
  • 1987 — По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
  • 1987 — Первая встреча, последняя встреча — майор Гей
  • 1987 — Кувырок через голову — Стурис
  • 1987 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — прокурор
  • 1987 — Доченька — Ипатов
  • 1988 — Презумпция невиновности — Козинец
  • 1988 — Полёт птицы — Разлогов
  • 1989 — Дон Сезар де Базан — король Карлос II.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры