Что входит в спортивные танцы. Классика и ее разновидности

Главная / Чувства

Все виды спортивных танцев по известной программе оценки делятся на три части и включают в себя оригинальные, произвольные и обязательные танцевальные программы. В обязательную программу вошли разнохарактерные виды танцев, выбор которых зависит от общей направленности конкурсной программы соревнования. Оригинальный танец же представляет собою использование произвольных танцевальных движений, которые сочетаются с набором обязательных элементов. Произвольная танцевальная программа спортивных танцев разработана преимущественно по личным предпочтениям тренера и партнеров, в том числе самостоятельно может выбираться разновидность музыкального сопровождения и танца.

Спортивные танцы представляют собой, в первую очередь, исполнение особого комплекса движений, которые были подобраны в определенной последовательности и под конкретное музыкальное сопровождение. Зачастую все виды спортивных танцев подразумевают парное выполнение фигур, включая всевозможные разъединения партнеров во время исполнения танцевальной композиции. Разнообразные виды спортивных танцев завоевали свою публику и поклонников среди молодых людей, это увлечение сейчас даже является видом спорта, поэтому участие в различных конкурсах и соревнованиях среди школ и даже стран подразумевается.

Понятие спортивных танцев

Спортивные танцы представляют собой исполнение комплекса движений, подобранных в определенной последовательности под конкретное музыкальное сопровождение. В основном все виды спортивных танцев предусмотрены для парного выполнения фигур, включая кратковременные разъединения партнеров во время танцевальной композиции. Различные виды спортивных танцев получили широкое распространение среди молодежи, к тому же, на данный момент это увлечение является одним из видов спорта, поэтому подразумевает участие в различных соревнованиях и конкурсах среди школ и стран мира.

Любые виды спортивных танцев по существующей программе оценки состоят из трех частей и включают в себя обязательные, оригинальные и произвольные танцевальные программы. Таким образом, в обязательную программу входят разнохарактерные виды танцев в зависимости от направленности конкурсной программы. Оригинальный танец представляет собой произвольное использование танцевальных движений в сочетании с обязательным набором элементов. Произвольная танцевальная программа разрабатывается преимущественно по вкусовым предпочтениям партнеров и тренера, в том числе самостоятельно выбирается разновидность танца и музыкальное сопровождение.

Виды спортивных танцев

Современное слияние различных культур образует все виды спортивных танцев, которых на данный момент существует огромное множество. Все виды спортивных танцев можно подразделить в зависимости от темпа музыкального сопровождения, основополагающих элементов движения, поэтому каждый танец символизируется своеобразным набором движений, которые необходимо использовать в течение программного танца.

Большую популярность получили латиноамериканские танцы, которые характеризуются яркостью, выраженностью движений и нарядов, а также повышенной подвижностью партнеров в гармонии друг с другом. Также существуют виды спортивных танцев других народов мира, например, арабские танцы, европейская программа, восточные танцы и т.д. Наиболее распространенными видами спортивных танцев являются вальс (медленный, венский), танго, квикстеп, фокстрот, самба, румба, пасодобль, ча-ча-ча, гоу-гоу, джайв, рок-н-ролл, боди-балет и т.д.

Для современной молодежи больший интерес представляют модные клубные танцы и новые направления в спортивных танцах (брейк-данс, тектоник, стрип-пластика и т.д.). Каждый студент может рационально организовать свой досуг с видимой пользой и удовольствием от занятий. Каждое занятие спортивными танцами может быть организовано в одном направлении или, наоборот, можно получить основы движений в каждом направлении спортивных танцев, позволяя познакомиться поближе с культурами разных народов.

Виды спортивных танцев позволяют не только получать удовольствие от проводимых занятий, но и формировать правильную осанку студента, нормализовать работу внутренних органов, привести в норму физическое сложение. Люди, занимающиеся танцами даже на непрофессиональном уровне, приобретают более красивую походку и жестикуляцию, которая свидетельствует о высоких жизненных приоритетах.

Современные бальные танцы – это сочетание искусства и спорта .

Бальные танцы имеют уникальную историю , которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта.

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам , возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись - любая эпоха европейской истории по-своему влияла на общий вид бальных танцев.

Бальные танцы зародились в Англии в конце XVIII - начале XIX столетия. В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой балов . В конце XIX - начале XX века они стали популярны и среди обширных слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы.

К слову, мужская половина высших сословий Европы и России обучалась танцам как обязательной дисциплине, наряду с фехтованием, музыкой и грамотой. Невозможно представить дворянина, неуклюже передвигающегося по паркету. Они не рождались подтянутыми, стройными, уверенными в обращении со шпагой и женщинами. Для воспитания такого человека нужно было обучение , в том числе, и танцам . Учитывая, что бальные танцы – это привилегированные танцы высшего света, дворян обучали именно им.

В начале 20-х годов прошлого столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Так и возникли конкурсные или спортивные бальные танцы.

Из всех парных танцев для соревнований были отобраны наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.

Сегодня конкурсные бальные танцы пользуются популярностью во всем мире. Конкурсы имеют в своем составе две основные программы: европейскую и латиноамериканскую. Каждая из них предполагает исполнение пяти стандартных танцев.

Пять "классических" европейских танцев: Медленный Вальс, Венский Вальс, Танго, Медленный Фокстрот и Квикстеп. В европейских танцах мелодия преобладает над ритмом. Кажется, что танец начинается со вздоха, движения кисти, поворота головы. Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки).

В латиноамериканскую конкурсную программу входят : Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль и Джайв. Ритм - вот что главное в этих танцах. Только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без.

8 сентября 1997 года в мире танцевального спорта произошло знаменательное событие. В этот день Международный Олимпийский Комитет (МОК) объявил о полном признании Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF) в качестве "Признанной Федерации" и полноправного члена МОК. Это признание во всем мире рассматривается как главное достижение IDSF и в целом танцевального спорта. Оно также явилось кульминацией долгой истории развития спортивных танцев, шестилетней упорной работы IDSF, огромных усилий национальных Федераций и сотен тысяч танцоров во всем мире.

Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные бальные танцы как "артистический вид спорта". Почему танец можно считать спортом? Потому что он требует от танцора таких качеств, которые свойственны большинству "настоящих" видов спорта.

Физическая сила . Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация . Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Музыкальность . Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Выносливость . Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!

Дисциплина и командный дух . Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях "формейшн". Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Грация и стиль . Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Девиз "Citius, Altius, Fortius" - "Быстрее, выше, сильнее", - по-видимому, выражает дух Олимпийских Игр. Однако он не охватывает все аспекты Игр сегодня, как, впрочем, не охватывал их и в IV-V в.в. до н. Э. Этот девиз верно отражает древний дух соревновательности, но он не может передать весь спектр соревнований, входящих в Игры. Очевидно, что соревнование - это характерная особенность современного общества не только на спортивной арене, но и в бизнесе и карьере. Поэтому понятия о сравнительном и превосходном, хорошем и лучшем знакомы каждому.

Насколько же применим Олимпийский девиз к Танцевальному спорту наших дней? Десять лет назад мы стали свидетелями включения танцевального спорта в Олимпийскую семью, как ранее ритмической гимнастики и синхронного плавания. Таким образом, эти виды были признаны соответствующими Олимпийским идеям. На высшем уровне исполнения они включают непревзойденные мастерство и понимание. Спортсмены высшего уровня в любом виде спорта относятся к своему делу с полным самоотречением. Все эти виды спорта являются соревновательными и предполагают такой уровень подготовки участников, который гарантирует статус турниров, как спортивных мероприятий. Однако ни один из этих видов спорта не соответствует критерию "Быстрее, выше, сильнее". По-видимому, к ним больше подходят такие сравнения, как "точнее", " грациозней" или "артистичней".

Танцевальный спорт не хобби - это стиль жизни. При серьезных занятиях голова все время занята танцами. Неважно: обедаешь ли ты или едешь в автобусе - в ушах ритм музыки, просчитываешь движения, обдумываешь какие-то новые интересные идеи. И иначе быть не может. Ведь практика проходит быстро - когда ты приходишь на занятие, на тренировку, ты уже не должен думать - ты должен знать и делать.

У танцоров обычно очень жесткое расписание, в которое входят тренировки (уроки и практические занятия) и график турниров. Занятия в большинстве танцевальных клубов - каждый день, включая выходные и праздники. Танцор сам решает, сколько ему нужно тренироваться - с педагогом и без него. Высокие результаты никогда не даются даром - для этого нужно много работать, а главное, думать, искать новые оригинальные решения проблем.

Не менее важно постоянно принимать участие в региональных, всероссийских и международных турнирах. Для того, чтобы пару не забывали судьи, ей просто необходимо "быть на виду", занимать свое место в рейтинге, в списке результатов соревнований. Известность еще ни одному спортсмену не помешала, особенно в таком субъективном виде спорта, как танцы. Судьи оценивают пары руководствуясь лишь своими идеалами в танцевании, субъективным восприятием. Поэтому первое место не ставится за большее количество поворотов или темп движения.

26.03.2007
Елена Измайлова

Вы хотите, чтоб Ваш ребенок имел хорошую осанку, правильную походку? Вы хотите чтоб Ваш ребенок чувствовал ритм? Вы хотите, чтоб ребенок занимался спортом, но по состоянию здоровья он не может ходить в спортивные секции? Тогда можно отдать его в секцию Спортивных бальных танцев.


Многие родители пытаются увлечь своего ребенка разными видами борьбы, футболом, хоккеем, гимнастикой. Но почему-то мало кто задумывается, а что такое спортивный бальный танец. Да, да, именно спортивный, потому как в настоящее время это полноценный вид спорта, в котором присваиваются разряды, в танце называемые классами.
Спортивные бальные танцы - это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы - это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.
Понятно, что не сразу и не любой ребенок станет хорошим танцором. Но первые навыки, полученные в этой секции, помогут даже не очень способному человеку в дальнейшем хорошо танцевать на дискотеках, владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.
Во время обучения делается упор на два аспекта:
1. техника танца - набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.
2. музыкальность исполнения - начиная с "попадания" в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.
Еще одно из неотделимых частей хорошего танца - это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые предают танцу эмоциональное проявление.

Что это за танцы, к которым проявляются такие требования?
Стандартная программа - обозначается St.
1. Медленный вальс
Появился в конце XVIII века. Темп исполнения Медленного Вальса - 30 тактов в минуту, а музыкальный размер - 3/4. Этот танец нежного отношения мужчины и женщины.
2. Квикстеп или быстрый фокстрот
Название происходит от «Quickstep» - «быстрый шаг».
Современный Квикстеп, исполняется в темпе около 200 ударов в минуту (50-52 такта). В нём используются как основные па Медленного Фокстрота, так и привнесённые извне быстрые фигуры.
3. Танго
Одно из названий этого танца «танец с остановкой».
Его исполняют в темпе 30 - 32 тактов в минуту.
4. Медленный факстрот
Одно из старинных названий этого танца - уан-степ или ту-степ.
Факстрот считается одним из трудных танцев и изучается в более старших классах. От танцоров требуется контроль за каждым движением, равновесие и плавное скальжение по паркету.
5. Венский вальс
Исполняется он в музыкальном размере 3/4, а темп исполнения на конкурсах бального танца, в отличии от медленного вальса, составляет 60 тактов в минуту.

Латиноамериканская программа - обозначается La
1. Джайв
Слово «jive» возможно происходит от «jev», что в переводе означает «пренебрежительный разговор».Есть вариант перевода с английского слова - «jibe», т.е. «насмешка»).
Музыкальный размер Джайва - 4/4, а темп от 40 до 46 тактов в минуту. Джайв из-за довольно-таки быстрого темпа требует от танцоров высокой выносливости.
2. Ча-ча-ча
Название Ча-Ча-Ча возможно появилось из кубинского танца «гуарача».
Музыкальный размер в Ча-Ча-Ча- 4/4, а темп - 30 тактов в минуту.
3. Румба
Название «Румба» при переводе с испанского обозначает «пирушка», «раут», но может быть и сравнение с термином «rumboso orquestra», что обозначает музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии.
Музыкальный размер танца Румба - 4/4, а темп исполнения - 25-27 тактов в минуту.
4. Самба
Музыкальный размер Самбы 2/4, исполняется она в темпе 50 - 52 тактов в минуту.
5. Пасадобль
Название «Пасодобль» по-испански означает «двойной шаг» и, возможно, происходит от «Paso a Dos», что значит «танец для двоих».
Пасодобль - танец, который необходимо «обыграть», в связи с этим танцор должен обладать отличным чувством ритма и композиции. Поэтому этот танец исполняют в старших классах.
Музыкальный размер Пасодобля - 2/4, а темп - 60 тактов в минуту.

И в заключении, хочу отметить, что спортивные бальные танцы - один из самых красивых видов спорта, которым никогда не поздно начать заниматься.

Обратите внимание.

8 сентября 1997 года в мире спортивных бальных танцев произошло знаменательное событие. В этот день Международный Олимпийский Комитет (МОК) объявил о полном признании Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF) в качестве "Признанной Федерации" и полноправного члена МОК. Это признание во всем мире рассматривается как главное достижение IDSF и в целом танцевального спорта. Оно также явилось кульминацией долгой истории развития спортивных бальных танцев , шестилетней упорной работы IDSF, огромных усилий национальных Федераций и сотен тысяч танцоров во всем мире.

Раньше бальные танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные танцы как "артистический вид спорта". Почемубальные танцы можно считать спортом? Потому что они требуют от танцора таких качеств, которые свойственны большинству "настоящих" видов спорта.

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы в бальных танцах для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным бальным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Выносливость. Соревнования по спортивным бальным танцам проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 бальным танцам выполняет за время турнира более 30 танцев!

Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях "формейшн". Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивныхбальных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

Однако в отличие от большинства других видов спорта бальные танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Девиз "Citius, Altius, Fortius" - "Быстрее, выше, сильнее", - по-видимому, выражает дух Олимпийских Игр. Однако он не охватывает все аспекты Игр сегодня, как, впрочем, не охватывал их и в IV-V в.в. до н. Э. Этот девиз верно отражает древний дух соревновательности, но он не может передать весь спектр соревнований, входящих в Игры. Очевидно, что соревнование - это характерная особенность современного общества не только на спортивной арене, но и в бизнесе и карьере. Поэтому понятия о сравнительном и превосходном, хорошем и лучшем знакомы каждому.

Насколько же применим Олимпийский девиз к Танцевальному спорту наших дней? Десять лет назад мы стали свидетелями включения спортивных бальных танцев в Олимпийскую семью, как ранее ритмической гимнастики и синхронного плавания. Таким образом, эти виды были признаны соответствующими Олимпийским идеям. На высшем уровне исполнения они включают непревзойденные мастерство и понимание. Спортсмены высшего уровня в любом виде спорта относятся к своему делу с полным самоотречением. Все эти виды спорта являются соревновательными и предполагают такой уровень подготовки участников, который гарантирует статус турниров, как спортивных мероприятий. Однако ни один из этих видов спорта не соответствует критерию "Быстрее, выше, сильнее". По-видимому, к ним больше подходят такие сравнения, как "точнее", " грациозней" или "артистичней".

Спортивные бальные танцы не хобби - это стиль жизни. При серьезных занятиях голова все время занята танцами. Неважно: обедаешь ли ты или едешь в автобусе - в ушах ритм музыки, просчитываешь движения, обдумываешь какие-то новые интересные идеи. А иначе быть не может. Ведь практика проходит быстро - когда ты приходишь на занятие, на тренировку, ты уже не должен думать - ты должен знать и делать.

У танцоров обычно очень жесткое расписание, в которое входят тренировки (уроки и практические занятия) и график турниров. Занятия в большинстве танцевальных клубов - каждый день, включая выходные и праздники. Танцор сам решает, сколько ему нужно тренироваться - с педагогом и без него. Высокие результаты в бальных танцах , как и в других видах спорта, никогда не даются даром - для этого нужно много работать, а главное, думать, искать новые оригинальные решения проблем.

Не менее важно постоянно принимать участие в региональных, всероссийских и международных турнирах по спортивным бальным танцам . Для того, чтобы пару не забывали судьи, ей просто необходимо "быть на виду", занимать свое место в рейтинге, в списке результатов соревнований. Известность еще ни одному спортсмену не помешала, особенно в таком субъективном виде спорта, какбальные танцы . Судьи оценивают пары руководствуясь лишь своими идеалами в танцевании, субъективным восприятием. Поэтому первое место в бальных танцах не ставится за большее количество поворотов или темп движения. Основной критерий – «нравится/не нравится». Потому выигрывает в бальных танцах тот, кто умеет гармонично сочетать технику танца с индивидуальным образом пары и играющей в момент исполнения музыкой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры