Десять занимательных историй о картинах из третьяковской галереи. Самые интересные факты о живописи

Главная / Чувства

Данный материал рассказывает интересные факты про художников. Последовательность, естественно случайная, а интересность фактов - субъективная. Если вы интересуетесь миром искусства и творчества, данный материал обязателен к ознакомлению.

Ухо Ван Гога

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». 1888 год.

Все знают что Ван Гог отрезал себе ухо, но они представляют себе это так, как будто он отрезал себе целое ухо. Хотя на самом деле, он отрезал себе только кончик мочки. Потом он отнес его в публичный дом, к любимой женщине Гогена, и приказал ей — хранить это как самое драгоценное сокровище. Об ухе Ван Гога более детально можно почитать в материале, который я публиковала раньше. Кстати, следующий факт о друге Ван Гога, а именно речь пойдет о Поле Гогене.

Какие женщины нравились Полю Гогену?

Мать Гогена была родом с Перу, в связи с тем, что все детство он провел на родине матери, у него появилась любовь к экзотике и необычной, неевропейской женской красоте. Он был известным бабников и славился тем, что ему нравились полные и грубые женщины. Он всегда искал самых необычных и нестандартных представительниц прекрасного пола. Но вскоре он перебрался на Маркизские острова, и умер от сифилиса, бок о бок с молодой женой таитянкой.

Сад Клода Моне

Клод Моне был большим любителем цветов и флоры в целом. Ему нравилось писать природу в разное время суток и пору года. Его любимое занятие — смотреть как изменяются цвета цветов 🙂 Он был очень известным и влиятельным художником, это позволило ему достойно жить. Он смог осуществить мечту своего детства, он создал идеальный сад, который цветет круглый год, это сделано специально для того, чтобы всегда было что рисовать. Он до сих пор существует и также красиво цветет, вот видео оттуда:

Быстрый портрет Пикассо

Писатель Эренбург был хорошим другом Пикассо, и как-то раз художник решил нарисовать портрет своего хорошего друга. Эренбург очень обрадовался и начал нервно усаживаться, поправлять волосы и всячески готовиться к долгому, ответственному процессу. Художнику понадобилось менее 5-ти минут и он сказал: «всё, смотри». Эренбург был очень удивлён, и спросил почему так быстро? Мастер ответил ему: «Я тебя знаю 40 лет, также я учился рисовать портреты 40 лет, именно поэтому мне больше времени и не нужно».

Утро в сосновом бору и медведи

Не все знаю об этом популярном «обмане», но это обычная ситуация в среде художников, особенно когда они состоят в творческих объединениях. Шишкину никак не удавалось закончить свою картину, а именно, у него не получались медведи. Тут на помощь пришел его друг Константин Савицкий, для которого, эта задача не составляла никакого труда. Со временем, чтобы набить цену Шишкину и «раскрутить» его как художника, Савицкого убрали из соавторства.

Логотип для чупа-чупса придумал Сальвадор Дали


Форму цветочка придумал именно великий мастер сюрреализма, он набросал его за один вечер. Логотип в таком виде продержался несколько десятков лет. За это ему заплатили кругленькую сумму. Именно после этого случая, за ним повелось прозвище «Avida Dollars» (Влюбленный в доллары).

Загадка черного квадрата

Сам Малевич рассказывал, что черный квадрат, это — символ окончательного разрыва искусства с академизмом. Сама картина в плане красоты или эстетики, естественно, не имеет большой ценности. Но вот в плане смысла, эта картина очень важна и имеет огромную ценность. Она была написана именно в своё время и стала настоящим символом для современных художников того времени, она дала им «зеленый свет», она позволила творить то, что они хотят.

Первый натюморт Микеланджело да Караваджо

Имеется ввиду что это не только первый настоящий натюрморт этого великого художника, но и то, что это один из первых натюрмортов в истории живописи. В своих картинах он уделял много внимания именно фруктам, и в 23 года (именно в таком возрасте была написана эта картина) он набрался храбрости и бросил вызов всем устоям, и написал только лишь фрукты в корзинке. До него, такого не делал никто. Вот и такие бывают интересные факты про художников.

Дали работал вместе с Хичкоком

Хичкок обратился с просьбой к художнику, чтобы тот помог поставить сцену сна главного героя. Дали славился своими сюрреалистическими картинами, которые по сути и являлись снами на холстах. Дали предложил Хичкоку длинную и запутанную сцену, с продуманными отсылками — но режиссер оставил всего несколько минут. Собственно вы сами можете посмотреть эту сцену:

На самом деле Дали ставил сцену сна еще в одном голливудском фильме, под названием «Отец невесты» .

Ван Гог ел желтую краску

«Пшеничное поле с воронами»

Конечно же, он не трапезничал масляной краской, но иногда, когда на художника находила грусть и тоска, он ел краску своего любимого цвета — желтого. Это цвет можно увидеть чаще и больше всего в картинах Ван Гога. Стоит заметить, что желтый цвет — любимый у людей больных шизофренией.


Запись опубликована в . Закладка .

Сегодня в каждом музее можно послушать замечательных экскурсоводов, которые подробно расскажут и о собрании, и о художниках, в нем представленных. В то же время многие родители знают, что большинству детей сложно провести в музее даже час, а рассказы об истории живописи довольно быстро их утомляют. Чтобы дети в музее не заскучали, мы предлагаем «шпаргалку» для родителей - десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи, которые будут интересны и детям, и взрослым.

1. Иван Крамской. «Русалки», 1871 г.

Иван Крамской в первую очередь известен как автор картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют «Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с его творчеством с волшебной картины «Русалки», с которой связана вот какая история.
В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» - по его собственному выражению.
Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало - волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» - сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.
Художник так тщательно работал над картиной, что она стала ему сниться и ему постоянно хотелось что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи - Павел Третьяков, - Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.
Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.

2. Василий Верещагин. «Апофеоз войны», 1871 г.


Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник - яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…
Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке - он не раз принимал участие в боях - и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война - это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, - такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг - лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.

3. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.


Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.
Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.
Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.

4. Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 г.


Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик - и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.
Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы - незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».
Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу - ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.

5. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина - наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».
Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина - плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.
Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости - критик Александр Бенуа его изрядно ругал за пристрастие к фотографической точности, называл его картины безжизненными и холодными. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся - и подпись ставить не стал.
Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине - все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.

6. Виктор Васнецов. «Богатыри», 1898 г.


Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов - именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» и многие другие. Но самая его известная картина - «Богатыри», на которой изображены главные герои русских былин.
Сам художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. С героями этой картины - точнее с их прообразами - связана любопытная история.
Виктор Васнецов долго думал, как должен выглядеть Илья Муромец, и долго не мог найти «правильное» лицо - смелое, честное, выражающее одновременно и силу, и доброту. Но однажды совершенно случайно он встретился с крестьянином Иваном Петровым, который приехал в Москву на заработки. Художник был поражен - на московской улице он увидел настоящего Илью Муромца. Крестьянин согласился позировать Васнецову и… остался в веках.
В былинах Добрыня Никитич довольно молод, но на картине Васнецова почему-то изображен человек средних лет. Почему же художник решил столь вольно поступить с народными сказаниями? Разгадка проста: в образе Добрыни Васнецов изобразил себя, достаточно сравнить картину с портретами и фотографиями художника.

7. Валентин Серов. «Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой», 1887 г.

«Девочка с персиками» - один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.
Девочка на портрете - Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник - в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.
Благодаря серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.
Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.

8. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 гг.


Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.
На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?
Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.
Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».

9. Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 г.


Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля - это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон - дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».
Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной - мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект - создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.

10. Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 гг.


Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» - событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.
Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.
После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.
Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу - лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.
Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.

Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми.

Недавно в искусствоведении было сделано странное и необычное открытие — американская студентка расшифровала нотную запись, изображенную на ягодицах грешника с картины Босха. Получившаяся мелодия стала одной из интернет-сенсаций последнего времени.

Мы считаем, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Фрагмент правой части триптиха.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

Двойники на «Тайной вечере»

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Невинная история «Готики»

Грант Вуд, «Американская готика», 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

Перевернутая лодка

Анри Матисс, «Лодка», 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды. Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете

Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена. Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Два «Завтрака на траве»

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Чужие мишки

Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только перу Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты, самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 — 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось - покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса «Пир богов на Олимпе» долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт - принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой - или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием «Христос и грешница». Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в «Блудную жену».

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне», подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая - продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли «Мертвечиной» его «После побоища Игоря Святославовича с половцами», а «Ковром с ушами» его сказочный «Ковер-самолет».

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью «И. Репин«. Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал «Это не Репин», после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга - Репин написал Пушкина для картины Айвазовского «Пушкин на берегу моря», Николай Чехов изобразил даму в черном для картины «Осенний день. Сокольники» Левитана, а известнейших медведей из шишкинского «Утра в сосновом бору» написал Савицкий.

Об известных художниках можно найти огромное количество информации — как они жили, как творили свои бессмертные произведения.

Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.

Сальвадор Дали

  • - "Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars»..." - что является анаграммой его имени и фамилии.
  • — Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
  • — Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».
  • — Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.
  • Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
  • — Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».
  • — Логотип «Чупа-Чупса» с ромашкой нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.
  • — В каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.
  • - "Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем."
    - В своей книге он писал, что это лучший способ выспаться за время, меньшее, чем секунда, чтобы не тратить времени на сон, а больше уделять внимания работе.

Пабло Пикассо

  • -Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и, увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.
  • -Видимо, Пабло родился художником — его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ (карандаш по-испански).
  • ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.
  • -Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен
  • -Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо

Винсент ван Гог

  • — Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».
  • - Картины Винсента Ван Гога - это сотни мазков различного цвета. Он никогда не смешивал краски.
  • - Иногда Ван Гог спал в хлеву, прямо на земле, без всякого одеяла!
  • - В жизни Ван Гога были периоды, когда его мучила ужасная зубная боль, однако он терпеливо выносил все страдания. Когда наконец Винсент пошел к врачу - тот удалил ему аж 10 зубов!
  • - За все годы жизни Ван Гог написал 670 писем своему брату Тео!
  • — За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.
  • — Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.
  • — Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение — Red Vineyard at Arles. А Слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.
  • — Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам либо настаивает на определённой операции — его назвали синдромом Ван Гога.

Леонардо да Винчи

  • — Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»
  • — Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево
  • — Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • — Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.
  • — Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это варварством.

Анри Матисс

  • — В 1961 году, картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в Нью-йоркском Музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.
  • — Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.
  • — Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.
  • — Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.
  • — За последние 10 лет жизни, ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.

Эдвард Мунк

  • — Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.
  • — Его картина «Крик» — это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.
  • — Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

Поль Гоген

  • — Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам.
  • — Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.
  • — Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.
  • — Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.
  • — В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.
  • — Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.

Ренуар Пьер Огюст

  • — Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что сможет писать шедевры обеими руками.
  • — Успел написать около 6000 картин за 60 лет.
  • — Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).

Микеланджело

  • - Микеланджело был левшой.
  • - Великий мастер обладал не только художественным, но и поэтическим даром. Одно его стихотворение о том, насколько мучительной была роспись Сикстинской капеллы.
  • Художник не заботился о своей внешности и носил дешевые башмаки без носков. Работая под потолком Сикстинской капеллы, он не разувался месяцами, даже спал в обуви!

Тулуз-Лотрек

  • - Тулуз-Лотрек создал более 350 литографических плакатов.
  • - Во время создания плакатов Тулуз-Лотрек рисовал на каменной плите литографическими карандашами. После этого плакаты печатались прямо с рисунка художника.
  • - Художник очень любил японские гравюры. Работая над плакатами, он старался копировать японский способ компоновки изображения.
  • - Из-за своего маленького роста Тулуз-Лотрек не мог носить портфели, поэтому у него была длинная сумка, похожая на сосиску.
  • - Несмотря на короткие ноги, Тулуз-Лотрек был очень хорошим пловцом, любил ходить под парусом и танцевать.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры