Знаменитые российские меценаты. Русские меценаты конца XIX — начала XX веков

Главная / Развод

Русские купцы приобрели и сохранили для России бесценные сокровища отечественной и мировой культуры, но время стёрло многие имена из памяти потомков. Увы, у людей короткая память. Зато у искусства - вечная жизнь.

Галерея Третьяковых, театральный музей Бахрушина, коллекция французских импрессионистов Щукина, Кустарный музей Морозова, гимназии, больницы, приюты, институты – всё это дары московского купечества родному городу. Историк М. Погодин ставил в пример прижимистым европейским предпринимателям московских купцов-благотворителей: «Если счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Третьяковы

Среди московских меценатов имя Павла Михайловича Третьякова на особом месте: именно ему мы обязаны уникальной коллекцией живописи, хранящейся в знаменитой Третьяковской галерее. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел. За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму – свыше миллиона рублей. К сожалению, куда менее известен нашим современникам брат Павла – Сергей Михайлович. Он собирал западноевропейскую живопись, а после смерти в 1892 г. все приобретённые им полотна перешли, по завещанию, в распоряжение Павла Михайловича. Они тоже были переданы в дар городу. 15 августа 1893 г. в Москве появился новый музей - «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур. Художественный критик В. Стасов писал о ней: «Картинная галерея…не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и более всего – глубокой любви к своему дорогому делу».

Бахрушины

Бахрушины происходили из города Зарайска, занимались кожевенным и суконным делом. И в Зарайске, и в Москве семья жертвовала крупные суммы нуждающимся. В первопрестольной Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями», у которых «пожертвования сыпятся как из рога изобилия». Судите сами, они построили и содержали: городскую больницу, дом бесплатных квартир для неимущих, приют для детей-сирот, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов... За это городские власти сделали Бахрушиных почётными гражданами Москвы, предлагали дворянство, но гордые купцы от титулов отказались. Алексей Петрович Бахрушин был страстным коллекционером, собирал русские медали, фарфор, живопись, иконы и старинные книги. Он завещал свою коллекцию Историческому музею, несколько музейных залов были названы его именем. Дядя Алексея Петровича, Алексей Александрович Бахрушин, собирал всё, что связано с театром: старые афиши, программки, фотографии известных актеров, сценические костюмы. На основе его коллекции в Москве, в 1894 г., появился единственный в мире Театральный музей им. Бахрушина. Действует он и сегодня.

Семья выходцев из Егорьевска Хлудовых владела хлопчатобумажными фабриками, строила железные дороги. Алексей Иванович Хлудов собрал уникальную коллекцию древних русских рукописей и старопечатных книг. Среди них - сочинения Максима Грека, «Источник знания» Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. В 1882 г. после смерти Хлудова, драгоценное собрание, согласно его воле, передали Никольскому Единоверческому монастырю в Москве. Брат Алексея, Герасим Иванович, тоже был заядлым коллекционером: собирал картины русских художников. Хлудовы, как и Бахрушины, не жалели денег на благотворительность: построили на свои средства богадельню, бесплатные квартиры для неимущих, палаты для неизлечимо больных женщин и детскую больницу.

Эта династия дала России немало талантливых людей: промышленников, врачей, дипломатов. Вспомним хотя бы Пётра Кононовича - пионера чайного дела в России, или Сергея Петровича – знаменитого русского эскулапа. Коллекционерами были многие Боткины. Тайный советник и художник Михаил Петрович почти 50 лет собирал западноевропейскую живопись, терракотовые статуэтки, итальянскую майолику XV-XVII вв., а также русскую финифть. Живо интересовался творчеством художника Иванова: покупал этюды и даже издал его биографию. Василий Петрович и Дмитрий Петрович Боткины собирали картины европейских мастеров, были друзьями Павла Третьякова.

Мамонтовы

Богатая и многолюдная купеческая семья Мамонтовых «поднялась» на винном откупном промысле. Фёдор Иванович ещё в конце XVIII столетия прослыл щедрым благотворителем, за что удостоился посмертного памятника от благодарных жителей Звенигорода. Однако самой выдающейся фигурой среди Мамонтовых был Савва Иванович. Природа щедро наделила его талантами: певец (учился в Италии), скульптор, театральный режиссёр, драматург. Именно Савва открыл миру талант Шаляпина, Мусоргского и Римского-Корсакова. В собственном театре он ставил оперы, декорации к которым писали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Савва Иванович помог добиться признания Врубелю: на свои средства построил для художника павильон и выставил в нём его картины. Имение Саввы Ивановича, Абрамцево, стало «приютом спокойствия, трудов и вдохновения» для многих талантливых художников и артистов.

Морозовы

Диапазон культурной деятельности династии Морозовых огромен: люди они были на редкость талантливые. Савва Тимофеевич Морозов многое сделал для Художественного театра (МХТ). Он был увлечен революционным движением, боготворил Максима Горького. Брату Саввы, Сергею Тимофеевичу, Москва обязана созданием Кустарного музея. Он собирал произведения русского декоративно-прикладного искусства ХVII-ХIХ вв., стараясь сохранить их национальный колорит и традиции. После революции музей в знак уважения к его заслугам переименовали в Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. Михаил Абрамович Морозов с юных лет коллекционировал русскую и французскую живопись, но, увы - скончался в 33 года. Его собрание передали Третьяковской галерее. Известным меценатом был и Иван Абрамович Морозов, именно он стал первым покровителем безвестного витебского художника Марка Шагала. В 1918 г. Иван Абрамович покинул Россию. Его богатую коллекцию живописи распределили между собой Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж.

Представители рода Щукиных сохранили для нас поистине уникальные сокровища. Петр Иванович был крупнейшим собирателем русской старины. Чего только не было в его коллекции: редкие книги, древнерусские иконы и монеты, серебряные украшения. В 1905 г. Петр Иванович подарил свое собрание Москве, в каталоге ценностей значилось 23 911 предметов! Полотна голландских живописцев Дмитрия Ивановича Щукина по сей день являются жемчужиной Пушкинского музея. А на картинах французских импрессионистов, приобретённых Сергеем Ивановичем Щукиным, выросло целое поколение русских художников-авангардистов. Он обладал удивительным чутьём на талант. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это – будущее». Шесть лет Сергей Иванович спонсировал Пикассо, покупая его полотна. Благодаря Щукину, появились в России картины Моне, Матисса, Гогена - художников, считавшихся во Франции «отверженными». Но после революции в России «отверженным» оказался Щукин, и ему пришлось эмигрировать во Францию. Горькая ирония судьбы. В конце 1920-х гг. среди русских эмигрантов прошёл слух, будто Щукин требует у большевиков возвращения своей национализированной коллекции. Но Сергей Иванович домыслы опроверг: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Дмитрий Казённов

Меценатство… Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.

Что такое меценатство?

Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством? Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга? Разобраться в этих непростых вопросах и поможет данная статья.

Меценатство - это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

История возникновения термина

Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат - вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, - Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

История возникновения меценатства

Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда. Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества. Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении.

Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства. И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.

В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

Благотворительность и меценатство - есть ли разница?

Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ. Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды. Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.

На очереди следующая тема - благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.

Почему люди занимаются меценатством?

Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства. Если говорить о России, то здесь меценатство - это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них. Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно.

Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины - высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX - начале XX веков.

Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.

Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первые русские меценаты

Первым меценатом в был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века - граф Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.

В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Особый вклад купечества в развитие меценатства

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX-XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства.

Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России - целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.

Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству. И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство - это не фетиш, торговля - не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Знаменитые русские меценаты 19 века

Этот период считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей.

Известные меценаты XIX-XX веков - сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович.

Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель - открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству - Третьяковской галереей.

Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором.

Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов - удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Современность

Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство - это профессионально организованная часть деятельности. К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: "Какие современные меценаты вам известны?", вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.

Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.

Олег Владимирович Дерипаска, один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки.

Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина, основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвятил себя благотворительности. Им были основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.

Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку.

Есть ли будущее у меценатства в России?

13 апреля отмечается замечательный праздник - День благотворителя и мецената в России. Дата приурочена ко дню рождения Гая Мецената, римского покровителя поэтов и художников, чье имя и стало нарицательным словом «меценат». Инициатором праздника стал Эрмитаж в лице его директора М. Пиотровского. Этот день получил и второе название - День спасибо. Впервые его отметили в 2005 году, и хочется надеяться, что и в дальнейшем он не потеряет своей актуальности.

Сейчас наблюдается двусмысленное отношение к меценатству. Одной из главных причин этого является неоднозначное отношение к состоятельным людям в существующих сегодня условиях все более сильного расслоения общества. Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели. И было бы замечательно, если бы государство озаботилось тем, чтобы имена современных российским меценатов стали известны широкому кругу населения.

Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

1 из 7

Во главе списка богатейших меценатов, ставший филантропом года Расходы на благотворительность Усманова в 2012 году составили 180 миллионов долларов. Он лично учредил фонды "Искусство, наука и спорт", "За будущее фехтования". Бизнесмен поддерживает спорт, театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

© РИА Новости / Руслан Кривобок / У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

3 из 7

У известного российского предпринимателя, главы компании "Интеррос" Владимира Потанина есть свой собственный благотворительный фонд "Фонд В.Потанина", в проекты которого входят гранты молодым преподавателям государственных вузов России, программа "Преподаватель онлайн", "Профессор МГУ онлайн", программа стажировки студентов МГИМО, стипендии победителям международных олимпиад. Сумма его пожертвований в 2012 году составила 22,8 миллиона долларов.

© РИА Новости / Алексей Филиппов / У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

4 из 7

У генерального директора компании "РусАл" Олега Дерипаски также есть собственный благотворительный фонд "Вольное дело". Организации, которым Дерипаска уделяет преимущественное внимание, - МГУ, Российская шахматная федерация, Фанагорийская археологическая экспедиции, школа-студия МХАТ, помощь детям с ограниченными возможностями. Объем спонсорства Дерипаски в 2012 году составил 18,5 миллионов долларов.

© РИА Новости / Кирилл Каллиников / Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

5 из 7

Участник благотворительных фондов "Ладога", "Ключ", "Нева" предприниматель Геннадий Тимченко в 2012 году пожертвовал 10,5 миллиона долларов. Приоритеты поддержки: помощь пожилым людям, семьям с приемными детьми, проекты научного и культурного сотрудничества между Россией и Западной Европой развитие ледового спорта, восстановление памятников духовного наследия, культурные и научные проекты.

© РИА Новости / Алексей Никольский / Президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов - 7-й в списке щедрых меценатов, участвует в благотворительных проектах по дошкольному образованию, здравоохранению, экологии, здоровому образу жизни, детскому досугу, трудоустройству людей с инвалидностью, сельскому хозяйству, развитию села. В этому году он пожертвовал 6,3 миллиона долларов.

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Такие явления как благотворительность и меценатство появились в России очень давно. Еще в старинных писаниях Древней Руси упоминались факты безвозмездных деяний богатых людей на благо не только отдельных бедствующих, но и на поддержание общекультурных процессов. Но настоящим золотым веком меценатства стали 17, 18, и 19 столетия. Это время, особенно 19-ый век, называется многими исследователями расцветом не только культуры и искусства, но и государственности, экономики, религии, общественных институтов, а также морали и нравственности. Не удивительно, что все эти явления проявились не на пустой почве, а при активной помощи богатых людей.

Образ купца – образ мецената

Традиции меценатства в России были созданы далеко не на пустом месте. В первую очередь рождение этого явления произошло благодаря усиленному влиянию христианской морали. Богатство, учили священники, дано Богом не для единоличных удовлетворений прихотей. Богатый человек – накопитель средств, проводник богатства Вселенной, которое должно перейти в мир, людям. За этот труд купец награждался Всевышним счастьем жить в достатке. Но все, что он получал от трудов своих праведных, он должен был отдавать людям, оставляя себе только на жизнь.

Многие купцы жили очень хорошо, делясь с ближними и с посторонними. У кого-то государство могло забрать деньги в виде налогов, а кто-то и сам раздавал средства. Но все добровольно несли в церковь 10 процентов от всего, что к хозяйству прирастало, будь то миллионы или пара цыплят.

Причем, наравне с христианской моралью, присутствовало и другое мнение. Известные меценаты делились нажитым, а многочисленные завистники и недалекие дельцы ухмылялись в усы, не понимая, зачем это делать, сплетничали. Самые смелые откровенно смеялись, показывали пальцем и называли меценатов «умалишенными». Но, к счастью, благотворительность была почти узаконенным явлением и всячески поддерживалась государством, светским обществом и практически каждым российским императором.

Три вида пожертвований

Благотворительность – безвозмездное жертвование средств, денег, на определенные цели и для определенного человека, с целью покупки каких-либо необходимых ресурсов, вещей, предметов. Это могут быть продукты питания, детские игрушки, лекарства и многое другое, что необходимо в конкретной ситуации. Благотворительностью занимаются как отдельные физические лица, так и большие компании, предприятия, бизнесмены.

Благотворительностью называют и другой вид помощи. Поддержка может оказываться и группе людей, а также целым социальным явлениям, к примеру, образовательной системе, культурному движению, проекту в сфере медицины и пр. Выделяются в качестве «творящих благо» ресурсов не только деньги, но и товары, услуги. Бизнесмены поддерживают также отдельные заведения – детские дома, дома престарелых и ветеранов, храмы, школы для одаренных детей и многие другие.

Второй вид добровольной помощи – спонсорство. Но оно имеет существенное отличие от благотворительности. Если вторая осуществляется на совершенно безвозмездной основе, то спонсорство предполагает компенсацию за предоставленные блага.

Спонсорство очень развито в рекламном бизнесе. Определенное СМИ организовывает акцию, направленную на достижение какой-либо социальной цели, к примеру, изготовление кормушек для птиц и кормление их зимой. Привлекаются спонсоры, которые делают фабричные кормушки, покупают зерно. Акция проходит успешно, а СМИ размещает рекламу спонсора на своем канале на ту сумму, которую тот затратил на покупку всех атрибутов акции. Эта реклама может быть прямой, а может быть сделана в качестве упоминания в промо-ролике акции.

Меценатство – это больше общественное явление, чем личностное, как по форме оказания, так и по образу получателя. Меценат – человек, поддерживающий социальные процессы, направленные на развитие общества, на поддержание его духовности, на развитие науки и творчества, пр. Меценаты, как правило, оказывают помощь не отдельному человеку, к примеру художнику, а всему движению того или иного направления, к примеру, передвижникам.

Знаменитая Третьяковская галерея родилась именно благодаря страсти к коллекционированию богатого купца Третьякова, увлечение его вылилось в поддержку живописцев. Это стало серьезной поддержкой развития живописных школ в России. Благодаря своему увлечению Третьяков стал всемирно известным человеком на долгие века, потому что галерея его не канет в лету практически никогда. Кто из богатых людей, не тративших деньги на подобные цели, а только на себя, может похвастаться такой всенародной памятью и известностью?

Философия меценатства

Вопрос меценатства больше философский, нежели экономический. Каждый человек, если он не полный эгоист, скажем мягко, если у него серьезный уровень образования, то он рано или поздно задает себе вопрос – а зачем я пришел на этот свет, в этот мир, к этим людям? Что человек должен принести с собой и с чем уйдет отсюда? Кто-то находит свое предназначение в передаче мирового багажа знаний, то есть становится педагогом, кто-то делает жизнь и труд людей более комфортными, изобретая умные машины, а кто-то делает мир прекраснее, поддерживая создание и развитие наук, культуры и других отраслей. Не участвуя в процессе создания ценностей, а поддерживая их материально.

Не все понимают это стремление – отдать средства другим людям на благо развития общих человеческих ценностей. До сих пор, как и в прошлые века, находятся люди, которым не дано понять ценность высшего предназначения, которые никогда не озадачиваются смыслом своего существования. Но в том и ценность других людей, которые одарены Богом другими качествами – духовностью, альтруизмом, стремлением в более высоким целям.

Русские меценаты все чаще появляются в настоящее время в качестве героев публикаций СМИ. Но, видно, не в достаточном объеме, потому что далеко не все о них знают. Да и не всем требуется вообще что-то об этом знать. Но в этом и состоит смысл меценатства, оно приносит радость самому жертвователю, и совершенно не обязательно выставлять это напоказ. Это одно из положений христианской морали.

Вторая причина неизвестности заключается в обычной человеческой психологии. Помните слова Блока «Большое видится на расстоянии»? Меценат Морозов, коллекционер Третьяков, общественный деятель Строганов, — все они стали знаменитыми только спустя десятилетия. Современники Третьякова, к примеру, наверняка не могли предположить, что человек, который ходит рядом с ними, также ест, пьет, чувствует, любит, совершает какие-то покупки, носит такую же одежду, станет всемирно известным меценатом. Только по прошествии лет история расставила все на свои места. Кто знает, может, через 100 лет и кто-либо, живущий в 21-ом веке, встанет на одну черту с Третьяковым?

История купца Строганова

Вернувшись к истории, среди российских меценатов можно выделить купца Строганова, который на собственные деньги приобрел около 100 картин живописцев различных европейских школ, разместил их в своем поместье, организовал к ним свободный доступ. Также Строганов поддерживал деньгами великого поэта Державина, автора талантливейших басен Крылова, скульптора Мартоса, который создал знаменитую скульптуру Минина и Пожарского, установленную на Красной площади. Именно Строганов участвовал активно в постройке Казанского собора, он помогал и деньгами и в самом строительстве. Он простудился на стройке и умер в день освящения собора.

Строганов стал основателем замечательной традиции – меценаты начали не только поддерживать культурных деятелей, но и делали их творения доступными для просмотра всех желающих. Благотворительность и меценатство того времени проявлялись и в строительстве общественных учреждений – школ, институтов, университетов, народных училищ, они выделяли стипендии самым талантливым ученикам, и не только обучающимся по культурной направленности, но и по тем отраслям, в которых работали сами.

Имея завод, купцы награждали ежемесячными выплатами тех молодых людей, которые показывали лучшие успехи. А потом, после окончания училищ, приглашали работать к себе, выплачивая хорошее вознаграждение. С одной стороны – это обычная стипендия с целевым направлением, с другой – поддержание талантливых работников, которые в перспективе создавали существенные и значимые для страны и человечества ценности. В 19-ом веке такое меценатство было обычным делом, вполне понятным для окружающих.

Утрата и восстановление меценатства в России

После революции 1917 года меценатство в России исчезло, потому что богатство перешло в руки тех, кто с радостью им насыщался самостоятельно, к бедным рабочим и крестьянам. Они ничего не отдавали, и о смысле жизни не задумывались. Прошло не одно десятилетие, пока класс интеллигенции не возродился, уровень образования и культуры не повысился настолько, что стало возможным не только брать, но и отдавать богатство.

Только в начале нового, 21-го, века меценатство начало возрождаться, демонстрируя свои самые благородные цели и первые достижения. Хотелось бы, чтобы о делах новых российских благотворителей и меценатов побольше писала пресса, чтобы снимались о них фильмы, чтобы их пример вдохновлял и других бизнесменов на благие дела.

Олег Олейник издал книгу «Эпоха милосердия. Филантропы и Меценаты ХХI века. В ней представлены более пяти тысяч имен благотворителей нового времени. Девиз книги – мы объединились для добрых дел. Современный бизнесмен уже не похож на купцов и дворян 19-го века, он вынужден активно трудиться, чтобы иметь свободные средства.

Меценатство в России возрождается, благодаря еще одному фактору. Во времена революции были отвергнуты все религиозные морально-нравственные постулаты, их заменили моральным кодексом строителей коммунизма. И в нем не было практически ничего из того, что призывало людей делиться состоянием. Возвращение к религиозности современных бизнесменов служит стимулом к тому, чтобы накопления тратились не только на себя. Конечно, не все предприниматели поддерживают эти идеи в частности и религию в целом, но от всех этого и не требуется. Даже понимание того, что деньги – это не достоинство человека, это данность для благополучия в жизни, уже радует.

Современные меценаты России

Российский портал «Меценат» назвал 5 крупнейших благотворительных фондов в России, которые делают колоссальное количество добрых дел для жителей нашей страны и для развития социальных проектов.

Это благотворительный фонд Владимира Потанина, который поддерживает образование и культуру, предоставляет стипендии талантливым студентам и преподавателям, его бюджет в год составляет более 8 миллионов долларов.

Фонд «Вольное дело» формирует Олег Дерипаска поддерживает талантливую молодежь, школы, тратит средства на реабилитацию инвалидов, восстановление храмов, монастырей. Только одна из его программ «Храмы России» оперирует средствами 7 миллионов долларов в год.

Дмитрий Зимин организовал благотворительный фонд «Династия». Это семейный фонд, поддерживающий российскую науку начиная со школ и заканчивая инновационными разработками на сумму 5 миллионов долларов в год.

Директор корпорации «Уралсиб» Николай Цветков создал детский фонд «Виктория», который помогает детям-сиротам, содействует созданию семейных детских домов. Их бюджет в год – 3 миллиона долларов.

И завершает пятерку фонд «Связь времен», который занимается возвращением в Россию утраченных ею культурных ценностей. В рамках этого фонда работает проект «Добрый век», в его рамках оказывается помощь людям с психиатрическими заболеваниями и проводится реформа системы психиатрической помощи.

Е.Щугорева

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры