Николай Цискаридзе: “Я не влюбчивый, я — увлекающийся”. Николай Цискаридзе: личная жизнь, жена, дети и фото

Главная / Чувства

Ни слова об Анастасии Волочковой! Он уже сто раз все о ней рассказал. И потом, называть Николая Цискаридзе «бывшим партнером Анастасии Волочковой» так же нелепо, как, например, Никиту Михалкова - «бывшим мужем Анастасии Вертинской»… Две абсолютно независимые единицы. И самодостаточные.

У нас было два повода обратиться к Николаю с просьбой об интервью. Первый, официальный, - тридцатилетие, грядущее в канун Нового года. Красивая дата для красивого мужчины. И второй, неофициальный, припасенный на всякий случай - а вдруг правда! По самым тончайшим информационным капиллярам просочились сверхсекретные сведения: Николай Цискаридзе женился. Причем сделал это втайне от широкой публики. И женат он на дочери Людмилы Максаковой Марии.

Но за пару дней до встречи обнаружился третий повод - далеко не такой радужный и не такой скандальный. Скорее печальный. На гастролях в Париже Цискаридзе повредил ногу, и на ближайшие полгода он снят с репертуара Большого театра.

Вы всегда утверждали: «Я не знаю, что случится со мною завтра, но я готов к любому повороту событий». Вы фаталист?

Ну как же можно знать, что будет завтра? Есть такая расхожая фраза: если хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах. И вот - наглядный пример (жест в сторону левого колена. - Авт.). У меня была куча планов, кипа подписанных контрактов, год был распланирован буквально по дням. А две недели назад я поскальзываюсь во время репетиции «Пиковой дамы» на сцене Гранд-опера… Представьте только: прогон в костюмах, через три дня - премьера, я единственный мужчина-иностранец, которого за последние десять лет пригласили в Гранд-опера. И тут - такой поворот событий! В итоге у меня разрыв связки, и я должен ближайшие шесть месяцев посвятить ноге. Понимаете? Глупая случайность, просто поскользнулся. Разве такие вещи можно просчитать?! Нельзя.

А вам ведь в Новом году предстоит перезаключать контракт с Большим театром. Как вы думаете, его условия изменятся в связи с травмой?

Нет, абсолютно. Падение произошло во время работы, на глазах у всей труппы Гранд-опера. Это, что называется, производственная травма. Так же, как бывает у футболистов, например. Мы часто видим, как их уносят с поля, потом они проходят курс лечения. Но контракты из-за этого не меняются. Впрочем, меня никто не уносил, я сам встал и пошел…

- И все-таки колено повреждено серьезно?

Любая травма серьезна. Когда артист нечаянно порезал палец, он выходит на сцену и чувствует только этот палец - даже если там элементарная царапина. Только потому, что болевые ощущения обострены именно в этом месте.

Другое дело, что с подобным растяжением я мог бы спокойно прожить, будь я простым человеком, каким-нибудь бухгалтером или дворником. Две недели похромал бы и забыл. Но так как я артист балета, придется принимать меры. Всем, чья профессия связана с движением - и спортсменам, и танцорам, и циркачам, - без этой связки жить нельзя. Колено неизбежно будет «вылетать».

- Значит, вам светит хирургическое вмешательство?

Да-да, обязательно. Операция необходима, если я хочу остаться в балете. К счастью, я был застрахован Парижской оперой, так что по части медицины проблем нет. Правда, кое-какие вещи в мою страховку не входят, потому что наша страна - не член Евросоюза. Но мне сказали, что все дополнительные расходы берет на себя Большой театр. Мне очень приятно, что руководство с таким пониманием отнеслось к моему тяжелому положению.

- Вы исключены из репертуара театра на ближайшие полгода?

Да. Но это - ничего страшного.

- А как же премьера в Париже? Я слышала, что для «Пиковой дамы» вам уже срочно ищут замену.

Нет, никто не репетирует. Спектакля просто не будет на парижских гастролях. Ни балетмейстеры, ни руководство Большого театра, ни руководство Гранд-опера не хотят видеть никаких других исполнителей партии Германа, кроме меня.

Понимаете, «Пиковая дама» была заявлена как европейская премьера! И по общему решению она должна пройти именно на том уровне, на котором задумывалась. Наверное, артисты, которые могут это станцевать, есть. Но спектакль был сделан специально на Илзе Лиепа и на меня. И его необходимо сохранить точно таким, каким он сделан. И потом - невероятно сложно танцевать рядом с Илзе. Очень мало актеров, которые могут выйти и равнозначно ей соответствовать, хотя бы не проигрывать на ее фоне. Нельзя забывать, насколько Илзе талантливый и масштабный человек на сцене.

В Большом все чаще происходят непредсказуемые события. Вы когда-нибудь рисовали для себя перспективу: что в одночасье может появиться приказ об увольнении Николая Цискаридзе, как это произошло… с тем же Марисом Лиепа, который пришел на работу и увидел на доске объявлений такой вот приказ.

Понимаете, Марису Эдуардовичу вывесили приказ, когда его стаж закончился. И всем остальным, кого тогда попросили уйти, было уже за пятьдесят. Наш балетный век - очень короткий. Официально мы служим двадцать лет, к сорока годам этот срок истекает. И в принципе артист должен уйти на художественную пенсию. Когда я совсем юным пришел в театр, я застал все эти скандалы. И с тех пор у меня в голове засела мысль: дай Бог, чтобы мне хватило мудрости, дожив до такого возраста, самому понять, что пора уходить. Конечно, не находясь в подобной ситуации, легче о ней рассуждать. Но недаром же существует афоризм, что уходить надо победителем.

- Когда вы пришли в театр, вы испытали шок от местных нравов?

Я испытывал счастье. Счастье, счастье… Наверное, больше года. Я же не театральный ребенок. Раньше я видел театр только со стороны зрительного зала. Даже когда учился в училище и уже танцевал на сцене Большого, у нас было не принято разгуливать за кулисами. Мы, дети, участвовали в школьных концертах, нас держали в «отстойнике» до определенного момента, потом выпускали на сцену, а после выступления - снова «отстойник», раздевалка, и - до свидания. Вообще, когда мы росли, дисциплина была очень серьезная. Везде стояли суровые охранники, которые работали в театре много лет и всех знали в лицо. Такой фэйс-контроль, что ни пройдешь ни проедешь. Театр-то режимный. Словом, когда я пришел туда уже на работу, я элементарно не знал, где находится репетиционный зал. Я стал открывать театр с незнакомой стороны.

- И как вас встретили? Ласково?

Ласково нигде никого не встречают. Нигде и никого. Я, как и все, поступил в кордебалет, но недели через две меня уже активно задействовали в основном репертуаре. Мы пришли в конце августа, а в январе труппа уезжала на гастроли в Лондон. И Юрий Николаевич Григорович не просто взял меня на гастроли (обычно первогодков не берут), он дал мне много партий. Помимо того что это было почетно, это приносило реальные деньги. И естественно, отдав партии мне, кого-то он подвинул. Разумеется, людям это не нравилось. Я многим перешел дорожку. Никого не интересовало, что Григорович преследует исключительно художественные цели. Все пытались найти в моем назначении какой-то второй смысл. Сначала считали, что я чей-то сынок, потом приписывали прочие гадости. Невольно получается некая группка людей, которая тобой недовольна. Ну и ничего.

- Вы действительно вели себя вызывающе смело?

Очень смело. Я никогда не молчал, я отвечал. Отвечал на шутки, на издевки. Сейчас, когда я анализирую, то понимаю, что был не только смелым. Я просто наглым был ребенком! Даже сейчас я не стал бы реагировать так дерзко, как в те времена. Хотя разница между моим положением сейчас и моим положением тогда - колоссальная. Я не то чтобы могу себе позволить больше, просто к любой моей просьбе прислушиваются внимательнее.

- А как вы думаете, интриги вокруг вас плетутся?

Да миллион! Интриги существуют везде. Кто-то кому-то чем-то мешает. Лично мне некогда даже думать об этом, но ведь люди все воспринимают по-разному. Например, я прихожу к руководству, меня спрашивают: с кем вы хотите танцевать? Я открываю расписание и говорю: а можно поставить одного человека, чтобы мне не репетировать лишнее? Ведь каждый новый партнер - это дополнительные репетиции. Я всего лишь берегу свои силы и время, а коллеги могут увидеть здесь интригу: что я копаю под кого-то.

- Вы говорите, что Григорович помог вам в свое время.

Да, конечно. Он не просто помог: он меня взял и дал мне тот шанс, который я сейчас имею. (Николай говорит и словно сам смущается своих слов. И начинает смеяться. - Авт.)

- Вы сохраняете отношения с ним?

Да. Во-первых, когда Юрий Николаевич ушел из театра, его фамилия стала опальной. Танцевать его балеты было опасно. Я танцевал их все. Когда он куда-то приглашал, люди боялись ехать, потому что новое руководство это не приветствовало. Я всегда ездил с большим удовольствием. И потом, я - один из немногих, кто не подписал ни одной бумажки против него.

Вы довольно быстро заняли прочные позиции в труппе. Но сами когда-то признались, что на собственный выпускной экзамен вам смотреть было страшно.

Не страшно. И я говорю сейчас как человек, кое-что понимающий в искусстве балета. На природные способности мне грех жаловаться. С момента моего выпуска прошло двенадцать лет, но за эти годы еще не появился ни один ребенок, который просто по физическим данным мог бы встать рядом. Это редкие данные.

- Какие именно? Вы можете расшифровать для тех, кто далек от балета?

Строение суставов, пропорции тела, гибкость, прыжок, шаг, вращение, координация, музыкальность, что самое главное. Рядом с остальными детьми я выглядел как белая ворона. Это опять-таки не моя заслуга, это природа постаралась. Но я был слабеньким и не подавал признаков каких-то особых актерских данных. А Григорович, он не только выдающийся балетмейстер, у него - чутье. Он увидел во мне персонажей. Не просто сделал меня принцем, голубым героем: бровки домиком, ручки к сердцу. Нет. Первое, что я получил - партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Конферансье в «Золотом веке». И тот и другой - самые взрослые персонажи из всех действующих лиц. Самые яркие, характерные. Для меня до сих пор загадка, как он смог в таком ребенке разглядеть задатки того, что потом раскрывалось благодаря хорошим учителям. Я же был совсем мальчишка! А он во мне это увидел.

- А правда, что другие педагоги этого не видели и не хотели принимать вас в хореографическое училище?

Я три года учился в тбилисском училище и пять - в московском. И в московское я действительно поступал три раза подряд. Понимаете, это было главное училище не только Советского Союза, но и всех соцстран. Туда брали и вьетнамцев, и монголов, и китайцев. Мы всех научили балету, причем бесплатно. Дети из Грузинской республики тоже, естественно, обучались - те, у которых папа «завтоваровэд», «главснаб». А я был просто Коля Цискаридзе с улицы. Помните фильм «Приходите завтра»? Так и моей маме объясняли: мест нет. И говорили, что у меня нет данных.

- Вы действительно учились вместе с внучками Горбачева, Андропова, Ельцина?

Внучки Ельцина я не помню. Я знаю, что в училище был спецкласс, где занималась внучка Горбачева - Ксюша, другие «высокопоставленные» дети. Ксюшу я помню как ребенка, она была младше меня лет на пять и носила другую фамилию - не Горбачева. Я как раз был выпускником, мы очень мило общались с маленькими. Естественно, меня знали и Раиса Максимовна, и Михаил Сергеевич. Они часто приходили смотреть, как выступает Ксюша, а я эти спектакли вел.

В параллельном классе училась Алиса Хазанова, дочь Геннадия Хазанова. Моей одноклассницей и партнершей была Олечка Елисеева, дочка Валентина Гафта. К сожалению, она скончалась. На несколько потоков старше выпускалась Таня Андропова. Мы с ней дружили и до сих пор очень дружим. Когда я бываю в Америке, она всегда объявляется. Она вышла там замуж, у нее двое детей.

Что характерно, никто из «папиных дочек» не сделал балетной карьеры. Зачем их отдавали в училище? Ради престижа?

Романтическая ведь профессия - балет. Мне кажется, все девочки мечтают стать балеринами. Кружатся, танцуют. А родители часто подкупаются: ой, какая она музыкальная! И ведут ее заниматься хореографией. Зачастую взрослые не понимают, что это тяжелейшая работа для ребенка. Зато представляете, как родителям удобно: c девяти утра до шести вечера дети учатся. А если есть репетиции, то и до восьми. Наше училище всегда было привилегированным учебным заведением, охранялось серьезно - полная гарантия, что весь день ребенок под присмотром учителей. К тому же мальчики освобождены от армии. А девочки вырабатывают походку, осанку и выглядят как королевы.

- Действительно ли мама предвидела ваше большое будущее?

Нет, моя мама ничего не предвидела. Предвидела моя няня. Она меня воспитывала с тринадцати дней. Пришла, развернула пеленки и сказала: «Балеруном будет. Причем самым знаменитым». Даже в самом нежном возрасте у меня ноги были… специфические для ребенка. Помните советское детство: на всех надевали эти колготки обтягивающие проклятые и шортики. Так вот рядом с остальными детьми мои ноги выглядели довольно… неординарно. (Он снова говорит сквозь смех. Будто красивые ноги - невероятно забавная часть тела. - Авт.)

А мама как раз не хотела, чтобы я балетом занимался. Но педагоги ей все время объясняли, что все это очень серьезно. Не просто детская прихоть, а еще и серьезные возможности есть у ребенка.

- А почему она не хотела?

Ну какая грузинская мама захочет, чтобы ее ребенок был артистом балета? Он должен быть ученым, доктором, на худой конец владельцем ресторана. Но никак не артистом балета. А я в детстве часто показывал на открытку с изображением Большого театра и говорил, что я буду танцевать здесь и только здесь. Мне все твердили: зачем тебе Москва? Лучше быть первым человеком в маленьком городе, чем последним в большом. Я отвечал: может, вам так и лучше, а я буду большим в большом. Я маленький был нахальным!

- А комплексы у вас были в детстве?

Я не считался красавцем. Грузинские дети - они же как ангелочки. А я был обыкновенный мальчик. Обычно в гостях детям говорят: ой, какой милый ребеночек. А глядя на меня, никто так не охал. Максимальный комплимент, который я слышал: ой, какие глазки. Естественно, я понимал: значит, что-то здесь не так, раз мне не говорят, какой я распрекрасный.

- Переживали?

Нет, не переживал. Просто понимал, что я не такой. Но зато всегда старался сделать что-то лучше остальных.

- Как вы сейчас относитесь к своей внешности?

На сцене - очень серьезно, а в жизни мне все равно.

- Ну вам же наверняка часто говорят, что вы такой красавец, такой неотразимый и изысканный.

Я часто слышу комплименты, особенно в последнее время. В прошлом году даже попал в сотку самых красивых людей Москвы, что очень смешно. Знаете фразу - красота в глазах смотрящего? Мне нравятся брюнетки, соседу - блондинки. Мы никогда не договоримся. Как можно сопоставлять эталон красоты Леонардо да Винчи и Рубенса? Абсолютно разные лица…

- И каковы ваши представления о совершенстве? Какие качества или черты вас будоражат?

Да никакие! Человек должен мне сиюминутно понравиться. Это ненормально - иметь список качеств, которые тебе приятны. Сегодня - одно, а завтра - другое. Помню, когда нам преподавали актерское мастерство, там был раздел «любовь». У нас был замечательный педагог, очень смешная женщина, которая учила нас любить: как юноша и девушка встречаются на сцене, как между ними пробегает искра и так далее. Кто-то из учеников показывал, а все остальные смотрели. И она хваталась за голову - ну что ж вы делаете! Она целую лекцию о любви нам прочитала: «Ах, вы не понимаете - ведь иногда один запах просто сводит с ума!» Я тогда подумал: «Она ненормальная, что ли?» Но проходит время, приходит опыт - и ты понимаешь: «А ведь какая умная была женщина! Действительно - все это правда!»

Мне по большому секрету рассказали слух: якобы недавно вы тайно женились на дочери Людмилы Максаковой Маше…

Нет, ничего подобного. Я не спешу. Маша - замечательный человечек, мы с ней очень дружим. Но не более того. Понимаете, когда люди общаются, часто появляются вместе в общественных местах - это сразу воспринимается как роман. Почему-то никто не хочет верить, что мужчина и женщина могут просто дружить.

- За вашим общением стоит только дружба или все-таки намечается роман?

Нет. Никакого романа. Для начала, я очень дружу с Людмилой Васильевной, через нее мы и познакомились с Машей.

- Тогда что за кольцо у вас на руке?

Просто кольцо, обычное украшение.

- Почему вы не торопитесь обзаводиться семьей?

Знаете, мой друг Егор Дружинин и его жена Ника часто останавливаются и подолгу живут у меня. Потому что Ника - моя ближайшая подруга с детства, она мне уже как родственница. Когда я вижу, как они иногда ругаются, я им все время говорю: «Посмотрев на вас, я понимаю, что жениться не надо». Это шутки, конечно. Но для себя по крайней мере я решил - спешить в этой области нельзя. Я человек крайне ответственный во всем и очень занят своим делом.

К тому же мне еще нет тридцати. Надо пожить! Когда человек создает семью, он вступает в другую фазу жизни. Сам я - поздний ребенок, мама родила меня в сорок три года. Я помню первое родительское собрание в школе - к тому времени она была уже солидной женщиной. Пришли родители моих одноклассников - какие-то мальчики и девочки. И вдруг вошла моя мама. И это вошла ма-ма! Рядом с нею все они были никто. В моем представлении родители должны быть зрелыми людьми. И детей надо рожать осознанно. Мне было невероятно интересно рядом с теми людьми, которые меня воспитывали, им было что мне рассказать. А сейчас я вижу детей моих коллег… Я бы не очень хотел оказаться на их месте.

- У вас остается время на личную жизнь?

Конечно, остается. Просто личное - это личное. Когда я был маленький, няня меня кормила и параллельно что-то рассказывала, какие-то свои идеи мне внушала. Так вот, она все время повторяла: можешь заводить романы где угодно, только не с соседями и не на работе. И это у меня отложилось в сознании. Когда я впервые попал на страницы желтой прессы, для меня это было так странно! Ужас какой-то. Не завидую людям, которые настолько знамениты, что не могут позволить себе ездить в метро или ходить на пляж.

- Вам удается скрываться от чужого внимания?

Существуют же - элементарно - закрытые двери и закрытые шторы.

- Тем не менее вы светский человек и часто появляетесь на публике…

Абсолютно нет! Для того чтобы я куда-то пошел, меня надо тащить на аркане, причем приложить немалые усилия. Например, та же Маша Максакова буквально вытаскивала меня на вечеринки. Если бы она не приезжала за мной уже одетая и не стояла бы над душой, чтоб я оделся, - я бы никуда не пошел. Я люблю сидеть дома. Я человек в этом плане неподвижный.

- Я смотрю, у вас на столе совершенно не диетический набор - шоколад, зефир, булочки…

Я никогда не полнею и не сижу на диете. У меня природа такая, мне повезло.

- Что вы включаете в понятие «следить за собой»?

Во-первых, быть опрятным. Не приемлю неаккуратных людей!

- А на что обращаете внимание?

На руки - это первое, на что я смотрю. У человека не могут быть не подстрижены ногти, не сделан маникюр. Такого я просто не понимаю. Особенно, когда грязь под ногтями, тут мне становится совсем плохо. Еще я не перевариваю людей, от которых может как-то пахнуть, которые не одеты в свежее. Элементарно - моя профессия сопряжена с тесным телесным контактом.

- Как вы выбираете себе одежду?

Что нравится, то и выбираю. Я вообще не люблю ходить в магазины, а если прихожу, мне всегда тяжело с размерами. Или талия на два размера больше, или длины не хватает. Мне нравятся достаточно строгие вещи. Хотя могу иногда выпендриться, одеться по-сумасшедшему. Но не на каждый день. Что касается цвета - мне опять-таки повезло, мне любой цвет идет.

- Я очень часто вижу вас в белом.

Белый хорошо оттеняет черные волосы и все остальное на лице.

- Вы поддерживаете отношения со своими родственниками из Грузии?

Очень мало. С теми, кто живет в Москве, я общаюсь, а с теми, кто живет в Грузии, - реже. Только когда сам туда приезжаю. Но у меня не очень много родных.

- Наверняка вы для них - национальная гордость.

Наверное. В Грузии я недавно получил Орден Чести. И самое дорогое - то, что мне его дали в день рождения моей мамы. Случайно, просто так совпало. Это не мой орден, это мамин орден - за то, что я танцую!

- Вы ощущаете в себе грузинские корни, причастность к национальной культуре?

Конечно. Я и есть - грузин. Как я могу их не ощущать? Хотя что касается национальных обычаев - в этом плане (но только в этом!) я не чувствую себя совсем грузином. Я, например, не умею говорить тосты. Моя няня Фаина Антоновна была украинкой, а воспитывала она меня в русских традициях. Я большую часть жизни живу в Москве, все мои педагоги - русские. Слышите - я говорю совершенно без акцента.

- А шумные застолья вы любите?

Я люблю поесть, а застолья - нет. Помню свои первые гастроли с Большим театром. Все старались сэкономить, а я ходил в рестораны и ни в чем себе не отказывал. И не для того, чтоб себя побаловать - я только там и могу питаться. Мне мама очень рано объяснила важность таких вещей. Она была педагогом по физике в школе для привилегированных детей. Зарплаты там платили такие же, как везде, но зато нам полагались социальные льготы - санатории, пансионаты. Мы с ней часто отдыхали вместе. И мама мне всегда говорила, что самое главное - чтобы желудок был здоровым. От качества еды зависит все остальное - и сердце, и легкие, и печень. Экономить на своем здоровье я абсолютно не собираюсь. Для меня главное - правда! - это хорошо поесть. (Тут он прямо-таки хохочет и радуется, как ребенок, своей «ненасытности» - Авт.) Так как я трачу много энергии, я очень люблю мясо и прочие калорийные вещи.

- Вы приспособлены к быту? Можете себе обед приготовить?

Я умею все, буквально все. Но я не делаю ничего. У меня очень много времени забирает моя профессия. Теперь, когда я буду посвободнее, я хоть наконец освою компьютер. Он у меня уже два года стоит, а я к нему даже не подошел ни разу - не было времени. Еще мне нужно доучить французский язык, потому что в обычные дни нет возможности им заниматься.

- Как решаете бытовые проблемы?

У меня есть родня, которая мне готовит. Но сыр в магазине я покупаю сам. Этого я не доверяю никому.

- Вы унаследовали другое национальное качество - я имею в виду грузинскую влюбчивость?

Я не влюбчивый, я - увлекающийся. Понимаете, любовь - это страшная вещь. Это не чувство - это диагноз, болезнь. И я не хочу никогда этим болеть.

- И что - у вас никогда не было такой болезни?

Что значит не было! Я знаю, что это такое, потому и не хочу. Чем позже это случится, тем лучше. Уже хватит!

- Неужели такой печальный опыт?

Не в том дело. Даже когда это хороший опыт, ты все время пребываешь в состоянии… Ой, не хочу. Это так отвлекает!

- Для вас актуальна тема возраста? Все-таки впереди юбилей - тридцатилетие.

Как человек я совершенно не думаю о возрасте. А как артист балета - думаю, конечно. В балете тридцать лет - это, конечно, рубеж определенный.

- Вы прикидываете, чем бы могли еще заниматься? Я слышала, вас интересует драматическое искусство.

Нет-нет. Драма - абсолютно другая сфера творчества. Тут необходимо учиться заново. Возможно, это будет мне интересно. Но, во-первых, надо ставить голос, на театральной сцене голос - главное. Еще мне очень нравится кино. Мне кажется, я мог бы что-то сыграть. В кино есть возможность дублей, есть монтаж. Если что-то получается неудачно, можно исправить.

- Зачем вы взялись изучать такую далекую от искусства науку, как менеджмент?

У меня уже есть одно высшее образование, теперь будет второе. Специальность - управление музыкальными театрами. Возможно, когда-нибудь мне придется пойти на какой-то пост, и я должен понимать элементарные вещи… Чтобы какой-нибудь умный главбух не обвел меня вокруг пальца. Надо быть готовым ко всему - а вдруг.

Вы довольны своим материальным положением? Я читала, что первой госпремии вам хватило на кровать. Какая должна быть кровать-то…

Я считаю так - денег много не бывает. Что касается моих премий, самое главное - тот почет, который они несут, а не финансовая сторона. Конечно, очень весело и забавно, когда ты рассказываешь, куда ты потратил эти деньги. Но! Я вам описать не могу своих ощущений, когда в день получения своей первой госпремии я подходил к Кремлю. Дело даже не в том, что я был очень молод. На меня в свое время произвел большое впечатление фильм «Светлый путь» - помните, как Орлова летит в машине над Кремлем и поет песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…». Я никогда не думал, что со мной такое произойдет. Я вошел внутрь, увидел зал, который раньше видел только по телевизору, и всех тех великих людей - артистов, режиссеров, музыкантов, рядом с которыми я буду получать награду. И меня охватило невероятное чувство! Я стоял и про себя пел эту песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…» Понимаете?! Это же непокупаемая вещь. Если б мне сказали, что мне просто грамоту дадут рядом с этими людьми, я уже был бы счастлив. Ну как я мог себе представить, что буду сидеть рядом с Фрейндлих и Нееловой? Башмет получал премию и я! Никогда бы не поверил.

- Но вы не можете не понимать, что на Западе ваш материальный статус был бы значительно выше.

Конечно. Но у нас другая страна и жизнь другая. Я не исключаю возможности поехать работать за границу. Но лишь потому, что мне это интересно. Допустим, на тот месяц, когда меня пригласили в Гранд-опера, меня много куда звали, и там я получил бы в двадцать раз больше. Но для меня работа в Гранд-опера гораздо дороже материальных вопросов. Класс другой! Есть же разница между кофточкой от Армани и кофточкой из перехода. Даже если они одинаковые внешне, а берешь в руки и понимаешь - класс другой. Вот и у людей должен быть класс. Мне Марина Мстиславовна Неелова рассказала, что ей безумно понравилась пьеса: как один богатый человек приходит к женщине, чтобы переплести книги. Она берет заказ, но он ее ставит в такие условия, что она либо попадает в долговую тюрьму, либо выполняет его требование: «Взамен вы должны мне отдаться». Она отвечает - «нет». Выясняется, что он подстроил все специально, потому что поспорил со своим отцом, который сказал ему: «Я знаю лишь одну женщину, способную сказать «нет». Сын решил доказать обратное и не смог. Потому что класс! У этой женщины и у всех остальных он разный.

Как-то мы с Мариной Мстиславовной обсуждали интересную тему. Она спросила: «Коля, а что вы согласились бы рекламировать?» Я задумался. Мы очень долго перебирали разные вещи. И каждый раз она говорила «нет». И я вынужден был с ней согласиться - да, как-то неловко. Ладно, если речь идет о дорогих марках, о крупных косметических фирмах или как Олег Меньшиков - ты представляешь эксклюзивные часы. Но только не прокладки!

- А если бы вам предложили весьма откровенную съемку?

Я видел несколько фотосессий артистов балета, которые соглашались сниматься ню, - ничего хорошего не вышло. По крайней мере мне это не нравится.

- Кроме языка и компьютера чему вы посвятите свободное время?

Себе. Мне предстоит серьезный период, придется много и усиленно заниматься ногой, чтобы восстановить рабочее состояние. Пока не знаю, где меня будут оперировать - у нас или за границей. Ведь не столько сложна сама операция, сколько реабилитационный период. Я же не обыкновенный человек, которому нужно научиться ходить. Мне нужно научиться танцевать. Причем танцевать так, как танцует Николай Цискаридзе. А не как кто-то другой.

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.

10 сентября 2012, 21:07

Не новое, но очень интересное интервью Николая Цискаридзе Владимиру Познеру. На мой взгляд, один из лучших выпусков этой передачи. Так как полностью интервью не поместилось, я немного "подрезала" его. ______________________________________________________________________________ Где-то я вычитал, что у вас нет автомобиля. Нет, у меня есть автомобиль, но я не умею водить – меня возит водитель. А то хотел спросить, вы приехали на метро? Я пользуюсь муниципальным транспортом регулярно, так как Большой театр находится в центре. И когда начинаются государственные праздники (а Большой театр никогда не отдыхает в государственные праздники), то я на свою службу никак не могу попасть, если я не буду пользоваться метро. Вас узнают в метро? Узнают, конечно. Вообще, телевизор делает чудеса. Вам же принадлежит знаменитая фраза, что благодаря телевидению можно раскрутить даже лошадиный зад. К сожалению, это правда. И если честно, я не завидую людям, которые... Допустим, голливудским артистам вообще не завидую. Это, мне кажется, какое-то бремя тяжелое. Это первые 10 дней радует, что тебя узнали, что у тебя взяли автограф. А потом иногда, когда ты сталкиваешься с какими-то элементарными вещами, когда тебе не хочется, чтобы на тебя смотрели, именно сейчас, а на тебя все равно смотрят... Но это часть профессии, согласитесь. Конечно. Я хочу вам сказать, что артисты балета как никто знают, что такое часть профессии, поклон и узнаваемость в том плане, что нас же кланяться учат с детства. И объясняют всегда (хорошие педагоги), что это обязательная программа, что красивый поклон, уход со сцены и выход на сцену – это очень важная вещь. Грузинская мудрость гласит: "Три вещи в своей жизни должен сделать мужчина – построить дом, вырастить дерево и воспитать сына". К этому стоит стремиться или у каждого свои цели? Что, по вашему мнению, должно являться базисом, без которого невозможно построить, вырастить и воспитать? Мне кажется, что есть еще такое понятие как судьба, и не каждому человеку, наверное, суждено осуществить то, что ему хочется. Есть многие вещи, которые не мы решаем. Это первое. Второй момент: на мой взгляд, конечно, эти красивые фразы очень важны. Но самая сложная дилемма и, как показывает практика и история, это - остаться человеком. Для меня это очень важный момент, особенно последнее время, когда красивые слова "свобода" и "демократия"... Вернее, она сразу стала понятна всем по-разному. И я в последнее время в театре, так как я, все-таки, социально человек именно театральный, я сталкиваюсь с такими страшными проявлениями, что каждый раз стоишь перед какой-то дилеммой, сделать выбор, так поступить или так. И в этом всем остаться человеком для меня гораздо важнее. А дальше уже - как сложится. Понимаете, я вырос в той семье, в которой никогда никто не мог себе представить, что я буду танцевать, тем более в балете. И вдруг это произошло. Это была цепь событий, которая выстроилась в это красивое слово "судьба". Теперь я думаю - действительно, судьба. Вы прекрасно понимаете, что балетная жизнь не может продолжаться вечно. И на смену всегда приходят молодые, более талантливые, возможно. Скажите, пожалуйста, что вы собираетесь делать после? Во-первых, я уже 7 лет работаю педагогом-репетитором в Большом театре. Я попал в театр и сразу на меня обратили внимание очень великие люди, которые были гораздо старше меня сильно, мой педагог Марина Тимофеевна Семенова (мне было 18 лет) мне сказала: "Колька, надо готовиться к пенсии". Тогда это казалось глупостью и юмором. А сейчас я понимаю: боже, спасибо, и какая она умница. Она меня заставила выучиться, поступить в институт, закончить. Другое дело, что преподавательский труд – он очень дешев. Затрачивание вами сил и эквивалент оплаты невозможно сопоставить. Потому на это жить, конечно, очень сложно. Я не знаю, что со мной будет, когда я перестану танцевать.Я имею в виду танцевать как? Классический балет. У меня амплуа принцев и влюбленных юношей. Есть возраст, когда ты уже смешон в белом трико с романтическим выражением лица. Есть другие роли, которые надо делать, но не классических принцев. Как вы относитесь к такому явлению как публичное участие в политике людей, представляющих мир культуры? Приходилось ли вам когда-нибудь принимать участие в подписании писем? Предлагали ли вам стать членом партии и так далее?" Я к этому отношусь… Не могу сказать, что плохо, но не положительно. Если ты к чему-то примыкаешь, надо быть последовательным и делать это честно и до конца. Я не понимаю танцующих депутатов, поющих депутатов. Потому что когда ни покажут зал Государственной Думы, их там нет. И я считаю, так как они, действительно, влияют на нашу жизнь за наши деньги, мы платим налоги, чтобы они жили хорошо, а они ничего в этот момент не делают, простите. Вот это я не очень понимаю. Мне никогда не предлагали стать членом партии, я думаю, что все прекрасно понимают, наверное, знают мое мнение этот счет. А письма подписывать какие-нибудь, обращения? Если я когда-нибудь что-нибудь подписывал, какое-либо письмо, это была поддержка кого-то на звание или чтобы дали квартиру (улыбается) . Когда меня, действительно, агитировали примкнуть - это был конфликт Грузии и России – это очень скользкая тема, особенно для меня. Будучи этническим грузином я сказал сразу, что артисты вообще не имеют права говорить ничего, тем более те, которые живут в этой стране. Вы как-то сказали о своем выборе так: "Мне просто понравилось и захотелось сказки в жизни. Я никогда не видел, что делается за кулисами, как это все готовится. Если б я был артистическим ребенком, 100% никогда не пошел бы в балет, зная, что там за кулисами". Вопрос: но, ведь, вы же должны были достаточно рано узнать об изнанке этой жесткой профессии? Почему не передумали? Мама была категорически против балета. Когда я попал в балет, у нас с мамой был такой договор, что я сам выбрал. У нас было очень смешно, когда она долго говорила, что "нет-нет-нет", а я слышал как-то, что дедушка ей (когда надо было, чтобы никто не понял, особенно я не понял, они переходили на грузинский язык, потому что я в детстве не очень хорошо говорил) сказал: "Ламара, ты не забывай, что ты женщина и твое мнение здесь вообще никого не волнует". И мне очень понравилась эта фраза. И когда я ее произнес в десятилетнем возрасте, когда мама мне что-то говорила, я сказал: "В конце концов, мама, не забывай, что ты женщина, и это моя жизнь и твое мнение никого здесь не волнует". Надо вам сказать такую вещь, знаете, она не поругала меня за это, хотя я думал, что сейчас будет всё. Она мне сказала: "Хорошо. Но учти, ответственность будешь нести ты". И когда я это все понял, мне уже было, наверное, лет 13. И мне, правда, хотелось уйти. Было очень сложно. И я помню, что я стоял как-то, думал и подумал: "Нет, если я сейчас признаюсь, мама мне скажет: "Ну что? Не смог? Я же была права". Я подумал: "Нет, я смогу". Вот это тщеславие меня тогда вытянуло, хотя я могу вам сказать, что я никогда не жалел том, что пошел по этой дороге. Мне, правда, способности дал Господь Бог неплохие. Но установка, вот мы договорились с мамой с первой минуты, что я буду стараться быть первым. Как-то о выступлении вы говорили "Просто бремя не сладкое. Я мечтаю, чтобы оно быстрее кончилось". Вы не кокетничаете, когда это говорите? Нет. Вы знаете, что один раз я почувствовал? Я был очень удивлен. Балет "Баядерка", самое сложное в моей профессии – это классический балет, потому что это самая высшая ипостась. Как для музыканта сыграть концерт Чайковского и играть его 40 лет на этом уровне, на котором он проявился, что для скрипача, что для пианиста. То же самое для нас, для классических танцовщиков: в третьем акте самые сложные движения, ты уже четвертый час в концентрации, ты два акта до этого и танцевал, и бегал, и бог знает, что делал, ты устал уже, а тебе каждый раз надо эту Олимпиаду выигрывать. Это у спортсменов один раз Олимпиаду выиграл, и ты - навсегда олимпийский чемпион. А артисты балета подтверждают свою Олимпиаду каждый спектакль. Они опять должны перепрыгнуть планку 5 метров 50 сантиметров либо повысить. А если ты понижаешь, все кричат: "Акелла промахнулся!" Шел балет "Баядерка", там выход теней – помните этот знаменитый? А у танцовщика одно из самых сложных мест начинается после этого выхода. И обычно когда этот идет выход... А каждый спектакль у нас подсознательно как у собачки Павлова: вот этот такт начинается музыки – я знаю, что я должен уже встать, мяться, вот этот такт музыки – я уже должен подпрыгивать, потому что мне сейчас выходить и, действительно, пахать на сцене. Я сижу, смотрю, как они спускаются из кулис, это безумно красиво, сижу и думаю: "Интересно, если бы кто-то изобрел такую машину, которую подключают к мозгу, и провел бы эксперимент, что когда человек смотрел на свою гильотину и, вот, сейчас ко мне бы подключили, наверное, было бы то же самое". По ощущениям. А, знаете, бывает так, что весна – самое сложное для нас или осень, когда часто меняется погода, когда давление. А все это же... А ты в воздухе должен крутиться, ты должен каждый раз приземляться точно в позицию – это классический балет. И ты не имеешь права на ошибку, второго дубля нет. И я сижу и думаю: "Господи, какой кошмар". Вот я от этой ответственности. Потому что все пришли, да, человек из телевизора, знаменитый Цискаридзе. В программке написано: народный, международный, вот такие премии, такие премии. Да, мне есть чем гордиться. Я это должен оправдать. И каждый раз ты должен оправдать, что ты - именно тот человек, который это все заслужил. Как-то мы сидели с Володей Спиваковым и Сати, его супруга стала говорить: "Володя, вот ты не хочешь это играть, не хочешь это играть". Я говорю: "Господи, как я его понимаю". Потому что он сказал: "Я не могу... Не сыграть – сыграть я не могу. От этой ответственности, что, не дай бог, не будет одной нотки хотя бы не той". Потому что он – Спиваков. Я устал не от выхода на сцену, я все это очень люблю. Я устал от ответственности, что я должен подтверждать этот бренд. Я думаю, что каждый большой артист или профессионал вам скажет. Когда вы попали в "Большой", вы сразу стали выделяться. Вы говорили о том, что они думают, как друг друга сожрать. Это как? Как с этим жить? И вообще, что это? Характерно в особенности для балета? Для балета это очень сильно характерно по одной причине. Срок сжат. У вас очень мало времени. Если в драматическом театре это счастливое время… Не сыграл ты Чацкого, не смог ты стать Молчалиным, но зато ты сыграешь Фамусова и ты прозвучишь. Есть много артистов, вот, знаменитая актриса (я не помню ее фамилию), которая мисс Марпл играет в английском сериале. Она во сколько лет стала суперзвездой? И так далее, и тому подобное. В балете – нет, только до 23 лет. Ты в 23 года уже должен быть мировой звездой, для большой карьеры. И все. Ничего у тебя не получится. Потому здесь сконцентрировано. Что касательно всяких сложностей, понимаете, я знаю одно. Что любой театральный коллектив или, коллектив на заводе, или где угодно – это модель нашего мира. В принципе, это Дарвин, это естественный отбор. Не съешь ты – тебя съедят. Вы помните, была песенка довольно ироничная "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, и также в области балета мы впереди планеты всей". Это правда? Были ли впереди планеты всей? Мы должны делать всегда сноску, когда вспоминаем эти строки. Мы впереди планеты всей в классическом балете. Нам нет равных, и равных быть не может. По сей день? По сей день. Даже французы, создавшие балет? Да. Они это потеряли. Мы это им вернули, благодаря антрепризе Дягилева, благодаря революции, когда отсюда сбежало, действительно, огромное количество талантов не только в области балета, вообще. Мы вернули туда все. Но почему нам нет и быть не может равных? Потому что здесь учат танцу, целенаправленно эта система существует с 1738 года. Анна Иоанновна подписала этот указ и создала это училище, понимаете? С этого момента. Мы восхищаемся с вами газоном в Англии. Да, его стригут 300 лет. И нас воспитывают 300 лет. Эта система себя оправдала – сколько выросло гениальных артистов? В классическом балете. Несмотря ни на что? Но мы хотим убить это. Наше общество. Потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать бесконкурсно – кто пришел, мы должны всех взять, учить с 15 лет, потому что это насилие над ребенком. Объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги надо в балете ставить желательно с 9-10 лет. И сейчас идет большой скандал. Все деятели искусства уже написали письмо Президенту, премьер-министру, я написал лично письмо Президенту, написав вообще, когда созданы все эти театральные училища. Хоровое образование уникальное есть только у нас и в Австрии. У нас ему 500 лет. Хореографическому образованию почти 300 лет. Драматическому театру, образованию… Дело в том, что драматическое образование вышло из нашей школы, сначала нас всех вместе учили. Оно 150 лет где-то существует. Но если честно, побольше… И все музыкальные консерватории – им 200 лет. Ну почему мы должны это уничтожить? Не Министерство образования, люди, которые никогда не играли на скрипке, не танцевали, не пели, должны нам диктовать, как учить детей, сколько часов. Это должны делать профессионалы, звезды, которые, действительно, играют, танцуют, поют на самых главных площадках мира. А наша страна этим может хвастаться как никакая, да? Если мы уже в Олимпиаде – просто нам порой стыдно говорить о наших результатах, то в искусстве мы еще, действительно, побеждаем всех вообще. Правда, мы рискуем Китаю скоро проиграть все. Но, к сожалению, пока мы не услышаны. Это очень большая проблема. Я выступал, уже ходил и в Министерство образования, я ходил на коллегию, когда была коллегия Министерства образования, Минобраза и даже ходил в Думу выступал. Но пока мы не услышаны. Я был как частное лицо, как артист. Пока игнорируют. Вообще ничего не говорят, не отвечают даже, да? А как вы это понимаете? Не может быть, что это люди, которые хотят уничтожить наш балет. Вы знаете, мне кажется, что происходит? Что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной. Им все равно, как будут учиться остальные дети. Я уверен, что если бы у нас был какой-то закон, что все те, кто принимает законодательные проекты и так далее, их разрабатывает, обязаны, чтобы их родные обязательно служили в армии, обязательно учились в нашей стране, только в нашей, тогда потихоньку эта система усовершенствуется. Вы знаете, почему в очень сложные годы наша школа, хореографическое училище была до последнего дня в перфектном состоянии? Сначала училась Таня Андропова (внучка Андропова). А потом училась Ксюша Горбачева. И наша школа даже в самые сложные времена, когда есть было негде, мы в буфете могли есть нормальные продукты. У нас была чистота, вы не представляете, какая. И так далее. Это было очень важно. Вот эти маленькие детали... Я всю жизнь коленопреклоненным буду стоять перед могилой Раисы Максимовны, которая регулярно приходила к нам в школу и проверяла, как здесь живут дети. Да, мы стояли в списке. Нет Президента и королевы, перед которыми я в детстве не станцевал, и мои сокурсники и так далее. Потому что к нам приводили всех, этой школой хвастались. Кстати, про французскую школу. Французская школа – да, она существует дольше. Но она сейчас существует по примеру русской. И если русское государство может себе позволить обучать детей фортепиано (мы, все-таки, восьмилетку музыкальную заканчиваем параллельно), французы вообще этому не учат. Если мы изучаем актерское мастерство очень серьезно, мне лично преподавал педагог МХАТа, мама Саши Васильева Гулевич-Васильева. Александр Васильев, который занимается модой? Да. Его мама была профессором школы-студии МХАТ и мхатовской артисткой. Они не могут позволить себе учить характерный танец в том объеме, в котором учим мы. А у нас потрясающая система. И они вместо 8 лет учат 5. Понимаете? Это самая важная школа в мире после российской. Весь мир хочет учиться здесь, и платит деньги, едет и учится, чтобы в этой системе вырасти. А мы это почему-то хотим сломать. Если мы это сломаем, мы уже не будем в области классического балета впереди. Конечно, мы отстали во многих вещах, то, что называется модерн. Не то, что отстали. Мы просто 70 лет жили за забором, мы не знали, что там. Как у Андерсена в "Гадком утенке": мир простирается до забора, а от забора через пасторский луг. А что за пасторским лугом никто не знал. Вот мы и узнали теперь. Но мы сразу не можем все взять. Вы сейчас много раз говорили о загранице. Барышников, Годунов, Нуриев, Тимофеева – самые громкие, можно сказать, невозвращенцы, которые там получили возможность раскрыть свой талант так, как им хотелось, но кроме того и гораздо больше зарабатывать, чем они зарабатывали здесь. Неужели вас не тянуло? Что платят нам столько же практически, коллективу, сколько им. А разница на сегодняшний день в одном, что у них соцпакет, страховки в отличие от нас очень серьезные. Мы не защищены ни от чего, это правда. Другой момент. Я сейчас о себе говорю. Вы говорили о Барышникове, о Годунове. Тимофеева, во-первых, не уезжала – она уехала уже после того как закончила танцевальную карьеру. У Годунова ничего не вышло на Западе, к сожалению. Не вышло. Снимался в кино. Не вышло. Барышников и Нуриев… Да. Но они очень умно распорядились. И потом Нуриева, вы знаете, помимо того, что, конечно, он великий талант и потрясающий был артист, он был еще потрясающий менеджер. Каждый раз, когда падал интерес к нему (это засвидетельствовано все), он запирался в туалете самолета и начинал кричать, что в самолете кгбшники и хотят его выкрасть. Почитайте прессу. Тут же на первых полосах всего мира - опять к нему интерес. Он был гений в этом плане. И он очень правильно распоряжался той славой, которая ему досталась. Вам никогда не хотелось?.. Что касательно меня. Так как я учился в московском училище, мы выезжали всегда. Я приезжал в Америку, во Францию, в Японию, видел всегда три слоя населения – как живет аристократия и политики и мы всегда видели эмиграцию, потому что она так или иначе нас приглашала. И уже были свободные времена, перестройка, нам разрешали с ними общаться. И я видел, как живут простые люди, особенно в Америке. Обыкновенные. И я понял одно: что я не хочу быть иммигрантом. Как вы относитесь к скромности? Я отвечу вам фразой из одной французской пьесы, что скромность украшает того человека, у которого нет других украшений. У Марселя Пруста есть к вам несколько вопросов – постарайтесь на них коротко ответить. Какую черту вы более всего не любите в себе? Несдержанность. А в других? Неопрятность и непорядочность. Какое качество вы более всего цените в мужчине? Порядочность по отношению вообще к слову "мужчина" порядочность. Надо оставаться во всех поступках мужчиной. А в женщине? Остроумие. Когда и где вы были более всего счастливы, вы можете вспомнить? Да. Я очень был счастлив, когда попал в Гранд-Опера. Потому что тогда это был прорыв. 10 лет они не приглашали вообще никого из России, и я был первый, кто приехал. О чем вы более всего сожалеете? Сожалею? Знаете, иногда сожалею о том, что я не успел сказать или совершить, наверное, те поступки перед теми людьми, которые ушли. Что я многое допонял потом. Я очень рано всех потерял. Знаете, когда это говорит человек, которому, допустим, 60 лет – это одно. Но я всех потерял очень рано. Я многое тогда не мог понять – вот это сожалею. Что вы считаете своей главной слабостью? Я очень ранимый. Какой недостаток вы легче всего прощаете? Я способен простить ложь. А который никогда не прощаете? Подлость. Когда вы предстанете перед Богом, что вы ему скажете? Я скажу, что я старался жить честно. Именно перед Богом. Потому что я вырос в очень верующей семье, и мой педагог очень интересно сказал один раз. Он не мог меня заставить в детстве заниматься, иногда не хотелось, потому что я был очень способный, у меня все получалось. И он мне один раз сказал: "Цискаридзочка, тебе так много дал Господь Бог, что если ты этим не воспользуешься, он тебя накажет". Он не знал, что меня этим пугали в детстве. И я так испугался, я так стал стараться. И я часто, сам перед собой такие вещи… Просто я думаю, что есть же какой-то высший суд, все-таки. ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ Источник -

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.


По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.


Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.

В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.

Артист балета.
Народный артист России (22.03.2001).

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище.

В 1992 году после окончания училища был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.
С 2014 года - ректор Академии русского балета имени Вагановой.

театральные работы

Меркуцио - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,
Французская кукла - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Принц Фортюне - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Кавалер - «Раймонда» А. К. Глазунова,
Дон Хуан - «Любовью за любовь» Т. Хренникова,
Матрос - «Золотой век» Д. Шостаковича,
Щелкунчик-принц - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Граф Вишенка - «Чиполлино» К. Хачатуряна,
Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена,
Джеймс - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда,
Ротбарт - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Золотой божок - «Баядерка» Л. Минкуса,
Паганини - «Паганини» на музыку С. Рахманинова,
Джига - «Дон Кихот» Л. Минкуса,
Ферхад- «Легенда о любви» А. Меликова,
Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Граф Альберт - «Жизель» А. Адана,
Солор -«Баядерка» Л. Минкуса
Германн - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского,
Квазимодо - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра,
Конрад - «Корсар» А. Адана.

призы и награды

1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
1997 - I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года»[значимость факта?]; театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации.
1999 - приз «Benois de la Danse» в номинации «Лучший танцовщик».
2000 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
2000 - премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
2000 - Народный артист Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации.
2002 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия Российской Федерации.
2006 - кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
2012 - орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры