Описание по картине утро. Описание картины «Утро» Т

Главная / Чувства

На картине Яблонской Т.Н. запечатлено ранее утро. Дверь балкона выполнена в виде арки, она распахнута настежь, свежий утренний воздух наполняет комнату. Солнечные лучи озаряют ее ярким светом и кидают тени на деревянный пол. Комната довольно просторная, стены окрашены в спокойный светлый оттенок.

Над балконной дверью и окном плетется зеленый комнатный цветок. На стене, возле она, висит декоративная расписная тарелка.

Сбоку стоит кровать, пока еще не застеленная после сна. Возле балкона стоит стул со спинкой, на нем можно увидеть школьную форму и пионерский галстук.

Посреди комнаты изображена высокая стройная девочка с косичкой, в белой майке и темных шортах. Она делает утреннюю зарядку перед тем, как пойти в школу. Видно, что девочка часто занимается и обладает хорошей пластикой.

Также на картине можно увидеть большой круглый стол, который застелен бело-синей скатертью в полоску со свисающей бахромой. На нем стоит завтрак для девочки: кувшин, кружка, тарелка с хлебом и масло.

Когда смотришь на картину, то как будто бы растворяешься в ней и даже слышишь звуки и ощущаешь свежий запах раннего утра.

Эта картина меня очень вдохновила, зарядила позитивными эмоциями, наполнила энергией и желанием жить.

Сочинение описание картины Яблонской Утро

Написанная в далеком 1954 году картина Татьяны Яблонской «Утро» дает заряд бодрости людям, живущим в третьем тясячелетии и все более погружающимся в виртуальный мир посредством разнообразных гаджетов.

Глядя на картину, хочется тоже распахнуть пошире балконную дверь и наполнить свое жилище не только свежим бодрящим воздухом, но и новыми эмоциями и ощущениями.

Изображенная на картине девочка-подросток поражает своей грацией и позитивным восприятием жизни. Вся в солнечном свете, она с прикрытыми глазами и улыбкой на лице с упоением делает утреннюю зарядку, а на столе ее ждет приготовленный заботливой маминой рукой завтрак.

Видно, что в жизни девочки, живущей в Киеве на Крещатике в просторной комнате с высокими потолками, царит гармония. Она не испытывает материальных трудностей, о чем свидетельствуют паркетный пол, вычурные овальные окна и редкая для того времени добротная деревянная кровать. Большинство же советских школьников середины ХХ века спали на стандартных железных кроватях с панцирными сетками.

Героиня картины уже с юных лет приучена к порядку: в комнате чисто, паркет блестит, школьная форма, пионерский галстук, алые ленты для заплетания кос аккуратно разложены и развешены на венском стуле.

Вьющийся над окном и балконной дверью плющ, пронизанный солнечными лучами и сверкающий бирюзой, создает картину волшебного уголка природы, который органично дополняется керамической тарелкой с изображением двух чудных птичек.

Картина, несмотря на незатейливый и будничный сюжет, светлая, пробуждающая жизненные силы и показывающая красоту и ценность каждого дня, особенно такого прекрасного майского утра. От полотна мастера живописи Татьяны Яблонской как бы струятся флюиды свежести, молодости и предвкушения счастливой жизни.

Описание картины

Картина «Утро» была написана в средине ХХ столетия. Смотря на эту поразительную картину, появляется ощущение прохлады, которое отражает утро наступившего нового дня. Весьма приятно подняться с постели в чистой, свежей комнате. Комната оснащена скромной мебелью. Качественная деревянная кровать, деревянные стол и стул.

На окнах нет ни гардин, ни портьер. На деревянных полах нет никаких дорожек. Стены скромно покрыты побелкой желтого цвета. Одни единственные украшения комнаты - это разрисованная тарелка с изображением птиц на стене и вьющимися искусственными цветами вокруг балкона. На главном фоне этой чудесной работы стоит девочка, которая делает утреннюю гимнастику. В комнате комфортно, и видно как ярко светит солнце за окном. Видно, что обитатель этой комнаты, очень аккуратный человек.

Утро - это зарождение необычного дня. На этой картине нарисована весенняя пора года, так как двери на балкон раскрыты полностью. Девочка – подросток только, что проснулась и сразу начала делать утреннюю гимнастику. Поэтому кровать она еще не успела застелить. Девочка одета очень просто – на ней светлая майка и темные спортивные шорты. Видно, что девочка школьница, так как возле балкона на стуле бережно лежит ее форма и висит пионерский галстук.

На переднем плане помещения нарисован круглый деревянный стол, покрытый прекрасной скатертью. На этом столе видно стоящие тарелку с хлебом и крынку молока с красивой росписью.

Ярко светящее весеннее солнышко, прекрасная декорированная посуда, шикарная скатерть. Все это делает комнатку маленькой хозяйки очень комфортной. А сама маленькая хозяйка комнаты смотрится очень изящно.

Смотря на это полотно, хочется, чтобы этот прекрасный солнечный день никогда не заканчивался. Эта картина насыщенна яркими красками, любовью, добротой и верой в благополучное будущее, которое непременно придет.

3. Сочинение по картине Утро Яблонской

Картина «Утро» была написана в 1954 году настоящим мастером жанровой живописи Татьяной Ниловной Яблонской. Ее картины всегда были полны любовью к России, социализму и народу. В числе известных работ Татьяны Ниловны можно выделить такие произведения как «Отдых», «Враг приближается», «На старте» и др. Глядя на картину «Утро», я проникаюсь добрыми эмоциями, желанием к свершениям.

Казалось бы, изображен простой уклад – просторная комната, незаправленная кровать, обычная жизнь, но сколько света, если взглянуть на картину, можно увидеть в ней!

На переднем плане передо мной предстает обыкновенная девочка, видимо, только проснувшаяся, если судить по незаправленной кровати. Из одежды на девочке только черные шорты и майка. Она делает утреннюю зарядку, гибки и изящны движения девочки.

Позади нее стоит стул, на котором аккуратно сложена школьная форма, а на спинке висит пионерский галстук. Так же чист и паркет, на котором стоит девочка. Сразу видно, что она любит аккуратность и уют.

Дверь в комнате распахнута, балкон открыт навстречу свежему и прохладному утреннему воздуху. Атмосферу свежести и природы подкрепляют цветы, свисающие вниз по стене.

На переднем плане я вижу стол, накрытый синей скатертью. На столе аккуратно лежит кувшин с молоком, масло и хлеб – простой и полезный завтрак.

Одна из самых главных черт картины – контраст между большим, неизвестным миром, который можно увидеть за окном и маленькой, уютной, безопасной комнатой. Огромный мир зовет изучить его и познать. И кажется, что девочка вот-вот оденет свою форму, возьмет портфель и отправится по дивной планете навстречу прекрасному утру.

Мне очень понравилась картина, от нее веет светлыми красками, добром и грядущей надеждой на счастливое будущее, которое обязательно наступит.

4. Сочинение по картине Яблонской Утро для 6 класса

План

  1. О художнице
  2. Комната
  3. Цвета
  4. Заключение

Татьяна Ниловна Яблонская - это известная художница, которая написала множество прекрасных картин. На картине «Утро» изображена девочка, которая только-только встала и делает зарядку. Одета она в маечку и коротенькие шортики, говорит это о том, что зарядку делает она ежедневно. Комната, в которой находится девочка очень большая и светлая. Открытая дверь на балкон говорит о том, что на улице тепло, через большое окно пробиваются солнечные лучи. На стене висит горшок, с очень красивым и большим цветком. Похож он на плющ, или на лиану, ведь он плетется по стене и свисает с окна и с двери на балкон. Под цветком висит красивая расписная тарелка.

Не заправленная кровать, говорит о том, что сегодня выходной и девочка спала долго. Зато после утренней зарядки, она смело выполнит все свои домашние дела.А дел у нее немало, на стуле висят вещи - их нужно будет сложить и убрать в шкаф также девочке необходимо будет помочь по хозяйству маме.

Мама у нее очень заботливая, на столе стоит свежий хлеб и кувшин с вкусным молоком - вероятно, это ее рук дело. После зарядки девочка с удовольствием съест этот вкусный завтрак.

Комната

Обстановка в комнате очень уютная и спокойная, это говорит о том, что в этом доме царит порядок и безмятежность. Комната очень чистая - девочка следит за этим. С первого взгляда, видно, что владелица этой комнаты очень стильная и творческая личность. Ведь интерьер в комнате просто невероятный: глиняный горшок украшен расписными цветами, висящая тарелка под цвет горшка, может похвастаться красивыми нарисованными птицами. Стол застелен голубой скатертью.



На вид девочке лет десять - одиннадцать, она высокая и спортивного телосложения. То, что она по утрам занимается зарядкой, многое говорит о ее характере. Скорее всего, она очень целеустремленная и упорная. Всегда добивается того, чего хочет.

Художница очень умело описала утро этой девочки. И глядя на картину, мы примерно можем представить ее распорядок дня.

Цвета на картине Утро

Для написания картины, художница не использовала слишком ярких красок, ведь это совсем необязательно и можно написать шедевр, бледными и тусклыми тонами.

Главное, чтобы зрителю передался характер картины и задумка автора. Глядя на эту картину, можно смело сказать, что Татьяне Яблонской и то и другое, удалось на славу. Ведь настолько точно описать все мельчайшие детали - это дело непростое.

Ознакомившись с этим полотном, любой человек вдохновится, и также как эта маленькая девочка, раскинув широко руки, помчится навстречу новому дню.

Сочинение по картине Яблонской Утро № 3

Татьяна Ниловна Яблонская была известна в художественном мире. Основной темой её картин было изображение обычных людей и их повседневной жизни. Даже обычные моменты из жизни Татьяна Ниловна умела изобразить по своему ярко и интересно. Картина под названием "Утро" была создана в 1954 году, основной идеей Яблонской было передать через краски красоту повседневной жизни. Перейдем к рассмотрению картины "Утро".

Перед собой я вижу полотно, на котором художник изобразил скорее всего утро, когда всё окружающее нас еще не проснулось, но девочка уже встала и начинает свой день.


Девочку мы видим в центре, её лицо отражает радость и улыбка, скорее всего её радует хорошая погода за окном, ведь там солнечно и тепло. Эта улыбка задает настроение на весь день. Очевидно, что утро девочка начинает с зарядки, как известно, упражнения помогают нашему организму скорее проснуться. У девочки светлые волосы собранные в косу, по телосложению видно, что девочка спортсменка. Она застыла в позе из классики, поэтому скорее всего род её деятельности-танцы. Одета в светлую майку и темные шорты, руки она подняла вверх и широко развела, одна нога стоит ровно, а вторая на носочке, спина ровная, создается ощущение, что девочка тянется вверх. Своей изящностью и утонченностью она напоминает мне птицу, которая вот-вот взлетит.

Комната на картине Яблонской Утро

Перейдем к тому, что есть еще в этой комнате. Мы видим постель,девочка еще не успела её убрать, наверно она только проснулась и встала, на стуле лежат вещи, видимо их приготовили с вечера, стол накрыт красивой скатертью и на нем девочку видимо ждет её завтрак приготовленный родителями. Видим кувшин, в котором скорее всего молоко к завтраку, лежит хлеб, кусочек масла и нож. На стене можно заметить белое полотно с птицами, двери балкона настежь открыты, из этого можно судить о теплой погоде. В комнате наверняка приятная температура и гуляет свежий весенний воздух. Возле балконной двери висит горшок с цветами, листья раскинулись на большую часть стены.

На полу видна тень от балконного ограждения, окна выполнены в особой стиле и имеют вид арки. В целом можно выделить уютное настроение картины, желтые стены еще раз подчеркивают теплоту комнаты. Сама комната не содержит лишних деталей, она просторная и содержит только нужные вещи. Глядя на картину меня наполняют положительные эмоции, я вижу на ней целеустремленность, активность и бодрость. Поэтому я считаю, что такой картине будет место в спальне, так как она пробуждает оптимизм и порождает хорошие черты.

Передо мной полотно всемирно известного итальянского художника. Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.

  • Серебрякова З.Е.

    28-го ноября 1884 года под Харьковом родилась известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрянская. Отец был скульптором, а мать была родом с семьи Бенуа. Своим художественным развитием она обязана своим родным

  • Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)

    Художники – хранители истории, отображающие многие события на своих картинах. Трагедия, случившаяся с древним городом Помпеи в результате извержения Везувия, получила свое отражение на полотне Карла Павловича Брюллова.

  • На картине замечательного мастера живописи Татьяны Ниловны Яблонской «Утро» показана легкая и непринужденная обстановка будней в обыкновенном доме. Проснувшись ранним весенним утром, худенькая девочка лет десяти, обрадовалась погожему дню и непроизвольно встала в позу «ласточки», словно балерина. Кажется, что сейчас мы услышим тихую музыку.

    Вероятно, на дворе - май, конец учебного года. Солнце послало свои первые лучи на землю – тени на полу довольно длинные. Пионерский галстук, который висит на спинке стула, который в те времена называли венским за изгибы дерева, означает, что школьные занятия еще не закончились. Осветившаяся первыми солнечными лучами комната окутана утренней прохладой, за стеклянными дверями, ведущими на маленький балкончик, видно, что над городом стоит туман прошедшей ночи.

    Постель девочка еще не убрала, она вся вытянулась навстречу новому дню, словно приветствуя его. Девочка радуется солнечному утру, а вместе с ней радуются все живые существа и даже растения. Листочки, разросшегося плюща, озаренные лучами солнышка, переливаются всеми оттенками зелено-малахитового цвета, украшая комнату.

    Судя по убранству, можно предположить, что в квартире живут люди искусства – на крупной керамической тарелочке, висящей в простенке, узор повторяет тот, что изображен на кувшине, стоящем на столе. Ампельные растения, вьющиеся по верху стены и те, что видны на балконе свидетельствуют о тяге хозяев квартиры к естественной природной красоте. Над тарелкой расположено кашпо. Из горшочка, находящегося в кашпо, тянутся ветки плюща, одна из них прикреплена над дверями, выходящими на балкон, вторая подвешена над окошком. Сплетаясь, мелкие листики образуют арки. В тени они насыщенно-зеленые, а освещенные приобретают почти бирюзовый оттенок.

    Картина Яблонской Утро привлекает своей естественностью и не принужденностью, движения школьницы вроде бы просты, но в то же время изысканы и от этого к ней с первого взгляда возникает огромная симпатия. Ее худенькая фигурка – олицетворяет бодрость. Глаза прикрыты, возможно, от солнечных зайчиков, пляшущих на паркете и стенах. На заднем плане в каком-то призрачном мареве еле видны очертания домов.

    На улице утренний час, теплые лучи солнца ярко освещают комнату, на столе покрытом скатеркой с сине-бежевым морским узором, разложен завтрак: кувшинчик с молоком, свежий батон и масло. Возможно, родители уже ушли на работу, а чтобы дочка не забыла позавтракать перед школой, приготовили для нее еду

    Свет яркими пятнами ложится на предметы и девочка тепло и нежно улыбается, она уверена, что такое начало дня обещает много интересных открытий в ее жизни.

    Комната довольно просторная, но в ней только необходимая мебель. Деревянная кровать говорит о достатке семьи, так как в 1954 г, когда была написана картина, это была редкость и в основном, кровати изготавливались из железа, даже так называемая «панцирная сетка» для многих людей в то время считалась роскошью. На кровати теплое одеяло, заправленное в белоснежный пододеяльник, значит, ночи еще нередко бывают прохладными. Форма сложена на стуле, а алый галстук повешен на спинку, чтобы не помяться.

    Паркетные полы тоже свидетельствуют о достатке. Вероятно, эта квартира, расположенная на втором этаже, находится в старинном доме. Дверь из двух створок, открытых наружу. Наверху застекленная часть балконной двери, как и окно, имеет овальную форму.

    Свежесть утра мы словно ощущаем через приоткрытые дверцы на балкончик. Кажется, еще несколько минут и оттуда подует ветерок, подхватив девочку, он закружит ее в прекрасном танце. Затрепещут, затанцуют листочки, а пташки, изображенные на тарелочке, весело прощебечут им прекрасный мотив.

    Татьяна Яблонская, за свою долгую жизнь, 88 лет, имела множество наград, принимала участие во многих выставках. Но самой большой наградой художница считала то, что ее талант был признан настоящими ценителями живописи, простыми людьми, которые посещали выставки и искренне любовались ее полотнами.

    Картина Яблонской «Утро» - гимн молодости, ощущения радости в предвкушении чего-то нового и удивительного. Мы смотрим, любуясь, на девочку и представляем ее будущее, навстречу которому она так доверчиво протягивает руки, приподнимаясь на носках, чтобы увидеть всю красоту окружающего ее мира.

    Картина Т. Яблонской «Утро» — это не только представшая перед глазами зрителя непринужденность и легкость домашней обстановки и стройная фигура девочки, а и потрясающая история любви.

    На полотне, написанном в 1954 году, художница изобразила старшую дочь Лену. Жили они тогда с первым мужем на пересечении Красноармейской и Саксаганского в Киеве. Это сейчас там находится антикварный магазинчик, а тогда царила атмосфера творчества и уюта (первый муж Яблонской, Сергей Отрощенко тоже был художником). Они воспитывали девочку Лену, а простой мальчишка из Казахстана, мечтавший рисовать, однажды увидел репродукцию «Утра» в журнале «Крестьянка».

    Она привлекла его своим светом, удивительной девочкой и спокойствием. Мальчик вырос, пошел в художественную школу, а потом поступил в Московский художественный институт. Леночка тоже стала студенткой факультета прикладных искусств того же вуза с легкой руки мамы. Случайно встретившись на лекциях, молодые люди познакомились, полюбили друг друга и сейчас нянчат четырех внуков.

    Но та самая картина «Утро» спустя почти полвека все также привлекает своих зрителей. Худенькая десятилетняя девчушка напоминает балерину или ласточку, собравшуюся взмыть вверх. Кажется, что вот-вот заиграет мелодичная размеренная музыка и мы увидим представление юной гимнастки.

    Все залито весенним майским светом. Это конец учебного года, и солнышко уже посылает свои утренние лучи на пол. Висящий на спинке стула пионерский галстук переносит зрителя в далекую эпоху их молодости и вызывает воспоминания о счастливом детстве. Причудливые изгибы стула из венского дерева манят к себе солнечных зайчиков.

    Комната, хоть и взбодрилась первыми яркими бликами, все еще хранит утреннюю прохладу. За маленькой стеклянной дверью, ведущей на балкон, еще видно укутанный туманом город. Леночка еще не убрала постель, но уже видно, как она радуется новому дню. Ее чувства переносятся и на зелено-малахитовый плющ, и на зрителей, смотрящих на картину.

    Девочку окружает такая привычная обстановка – кристально-белая постель, стол с синей скатертью, панно с удивительными птицами. На столе ее ждет завтрак – кувшин с молоком, хлеб и масло. Горшок с цветами над балконом, чей цвет листьев создает гармонию с желтыми стенами, интересные арочные окна, собранные со вчерашнего дня вещи, среди которых тот самый пресловутый пионерский галстук.

    Яблонская не пропагандирует коммунистические идеи, как считают многие, она просто отдает дань своему времени. Тогда люди жили в позитивном и чистом мире, пахнущем ранней сиренью и «Красной Москвой», пионерскими кострами и майскими ветерками. Мужчины стремились быть сильными, женщины – растить веселых и счастливых детей. Этот СССР – античные арочки окон, монументальные композиции на тему колхозного труда. Тут девушки хранили невинность, а юноши – овладевали знаниями. Время Яблонской – это время созидания с некоторыми вполне преодолеваемыми трудностями. Это был Мир, в котором было место и рабочему классу, и творческой интеллигенции.

    Люди искусства, живущие в квартире вместе с проснувшейся девочкой украсили стену керамической тарелочкой с причудливым узором, повторяющим линии на кувшине. Растения говорят о стремлении родителей привить ребенку заботу обо всем живом.

    А естественная непринужденность школьницы в домашней обстановке наполняет сердце каждого спокойствием и заставляет верить в гармонию. Движение девочки обычны и просты, но удивительно благородны и изысканны – совсем в духе благородных викторианских леди. Многие проникаются к ней искренней симпатией, ведь в этой маленькой фигурке заключена невероятная деятельность и бодрость. Лена слегка прищурила глаза, чтобы спрятаться от шустрых солнечных лучшей, бегающих по паркету и стенам. Свет, между тем, делает свое дело: он медленно, но уверенно падает на предметы, открывая миру новую их сторону. Девочка очень наблюдательна и радуется новому дню, который принесет ей потрясающие открытия и возможности.

    Просторная комната, что интересно, не перегружена мебелью. Здесь только то, что нужно: стол, стул и кровать. Кстати, последняя как нельзя лучше отражает заработок художника в советские времена. Многие, наверное, помнят ужасные «панцирные сетки», но родители очень любят своего ребенка и заботятся о его комфорте. Несмотря на май, виднеется теплое одеяло, а значит, что ночи не просто свежие, а довольно прохладные.

    Поражает аккуратность девчушки в черных трусиках и белой маечке. Несмотря на неубранную постель, она сложила школьную форму на стуле, повесила свой алый галстук и даже заплела косички.

    Красивый паркетный пол – отголоски прошлого времени. Скорее всего, эта квартира находится на втором этаже одного и старинных киевских домиков. Элегантные линии арочных окон, стеклянные двери балкона – все это укутано воспоминаниями об ушедшем давно беззаботном детстве.

    И только свежее утро остается низменным. Оно, спустя 50 лет, будет проскальзывать в комнату через балконы, оставляя свой непередаваемый аромат. Только глядя на эту картину, мы будет видеть невесомую стройную девчушку, которая может улететь вместе с майским ветерком или потанцевать удивительный танец. Щебет ласточек за окном тоже будет слышен спустя года, а птицы, нарисованные на керамической тарелке, оживут, исполнят радостную песню и унесутся в мир майского утра.

    Неспроста Т. Яблонская для своей работы выбирала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Солнечные блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми, теплыми коричневыми, бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.

    Удивляет не только мастерство художницы, ее умение чувствовать свет, а и талант создавать правильную композицию, учитывать все мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в обыденном.

    Картина «Утро» является настоящим гимном юности, предвкушением светлого и радостного момента. И, на фоне несколько странных «Мать и дитя», «Юности» или «Лета» она имеет то же самое светлое и умиротворяющее значение, как и предсмертные «Колокольчики».

    1. Татьяна Яблонская – мастер жанровой живописи.
    2. Картина «Утро»:
      1. хозяйка комнаты;
      2. передний план (стол, кровать);
      3. задний план (стены, окно, балкон, стул, одежда).
    3. Мое отношение к картине.

    Татьяна Ниловна Яблонская родилась в творческой семье: её отец и сестра были художниками, брат – архитектором. Интересно, что оба её мужа, три дочери и внучка также были художниками, и каждый преуспел в разных направлениях изобразительного искусства. Татьяна Ниловна – советская и украинская художница, заслуженный деятель искусств. За свою жизнь она участвовала в более тридцати персональных выставках, в том числе зарубежных, и имела большой успех.

    На своих картинах Яблонская изображала сцены повседневной жизни, портреты обыкновенных советских людей, их труд. Она очень любила рисовать детей, на портретах часто представляла своих дочерей и внучку. Поэтому не удивительно, что на одной из самых известных и любимых всеми с детства картин «Утро» изображена старшая дочка Яблонской – тринадцатилетняя Елена – будущая художница Елена Сергеевна Бейсембинова.

    Картина «Утро» написана в далеком 1954 году в Киеве. Сюжет картины очень жизнерадостный. Он живо передает атмосферу теплого майского южного утра. Светлая комната залита солнечным светом, который врывается сквозь огромное окно и настежь распахнутые двери балкона. Веет свежестью, но уже чувствуется приближение лета. Хозяйка комнаты – юная, стройная, устремленная ввысь девочка. Перед тем как отправиться на последние школьные занятия, она делает утреннюю гимнастику.

    Героиня картины стоит босиком на паркетном полу, согретом солнечными лучами. На ней простая белая майка и спортивные черные шорты. Длинные русые волосы, заплетенные в две тугие косички, немного растрепались после сна. Девочка стоит в грациозной позе: левую ногу она поставила прямо, а правую отвела в сторону и чуть-чуть назад, красиво вытянув носок. Обе её руки плавно подняты вверх и в стороны.

    Она стоит к зрителям боком, поэтому нам хорошо виден её профиль: высокий открытый лоб, прямой аккуратный носик, слегка приоткрытый рот. Взгляд девочки устремлен в сторону окна. Выражение лица несколько напряженное, словно она чего-то ждет или к чему-то прислушивается. Её пластичная поза устремлена вперед и вверх. Глядя на неё, создается ощущение, что она сейчас взлетит или начнет танцевать под ритмичную музыку, раздающуюся из радиоприемника.

    Комната, в которой живет школьница, зрителю представлена только частично. Но, несмотря на это, кажется, что помещение довольно просторное, очень светлое и чистое. В нем легко дышится. В комнате высокие потолки, большое светлое арочное окно с широким подоконником, а рядом, через небольшой простенок, располагаются высокие двойные двустворчатые стеклянные двери, повторяющие форму окна. Они ведут на широкий балкон с высоким металлическим ограждением. На окне и на балконе нет штор. Это создает дополнительное ощущение легкости, свежести и чистоты. Ничто не мешает солнечному свету литься в комнату.

    Обстановка в комнате довольно простая. Слева, на переднем плане, мы видим довольно массивную простую деревянную кровать. Девочка ещё не успела её убрать: выпорхнув из постели, она только небрежно набросила поверх подушки одеяло. Справа стоит большой круглый стол, покрытый льняной желто-голубой скатертью с кистями. На нем в центре стоят белый кувшин, расписанный по-детски незамысловатым орнаментом в виде скачущего оленя и ёлочек, маленькая бело-голубая чашечка и плоская тарелка салфеткой, на которой лежит кусок белого хлеба – это, видимо, скромный завтрак героини сюжета.

    Паркетный пол в комнате, как это обычно делали в старых домах, выложен «в ёлочку». Стены в помещении покрашены в однотонный светлый желтый цвет. От них отражается солнечный свет, поэтому создается ощущение тепла. В простенке между окном и балконом висит круглая декоративная тарелка в народном стиле, напоминающем технику гжель: две синих птицы в окружении цветов. Это единственное украшение в интерьере.

    Чуть выше располагается небольшая полочка, на которой стоит цветочный горшок, выполненный в той же технике, что и тарелка. В нем растет сильно вьющееся лиановидное растение, напоминающее березку. Её листва, вместо штор, уютно обвила балконную дверь и часть окна. Насыщенный зеленый цвет – цвет весны и юности – усиливает ощущение молодости, силы и энергии, веющей от картины.

    У балконной двери стоит деревянный светло-коричневый стул на тонких круглых ножках. На нем лежит аккуратно свернутая форма школьницы, а через слегка изогнутую спинку стула перекинут алый галстук – символ детской пионерской организации. Думается, что героиня картины не только спортивная и опрятная девочка, но и прилежная ученица, активистка класса.

    В цветовой гамме интерьера преобладают теплые желтые и светло-коричневые тона (пол, стены, стул, кровать) с вкраплением освежающего сине-голубого цвета (скатерть на столе, чашка, декоративная тарелка, цветочный горшок). Всё это говорит о том, что комната, несмотря на всю простоту обстановки, оформлена с художественным вкусом.
    Мне знакома эта картина очень давно, ещё с тех времен, когда я ещё дошкольницей листала старые учебники моей бабушки.

    Она мне сразу понравилась и запомнилась. Автор картины сумела живо и точно запечатлеть очень жизнеутверждающий сюжет, от которого веет одновременно утренней свежестью и теплом. Глядя на эту картину словно подзаряжаешься энергией и радостным настроением.

    / / Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

    Потрясающая картина «Утро» была написана Т.Н. Яблонской в 1954 году. Все картины автора наполнены любовью к народу, показывают красоту в простых художественных сюжетах.

    На картине изображена хрупкая девушка, то, как она встречает утро в своей маленькой комнате.

    На переднем плане изображён стол с голубой скатертью с оранжевыми полосками и бахромой. Они напоминают лучи солнца, которые исходят из окна. На столе ваза, кружка, тарелка с хлебом, карандаш. Видно, что девочка ещё не завтракала. Все предметы наполнены любовью и подчёркивают сплоченную домашнюю остановку.

    Центральную часть картины занимает девочка. По её позе и расположению рук можно подумать, что она занимается танцами или балетом. Настолько грациозны и отработаны ее движения. Ее руки как будто тянутся к солнцу, озарившему комнату. А может, Яблонская хотела показать утреннюю зарядку девочки, ведь завтрак не тронут и постель не заправлена.

    За девочкой изображена массивная кровать с пышным одеялом и покосившейся набок подушкой. Видно, что девочка только встала и сразу принялась за зарядку.

    Волосы и прическа девочки напоминает нам пшеничные колосья. Движения ее легки и грациозны.

    Напротив кровати стоит стул с одеждой, которую, по всей видимости, девочка оденет после завтрака. Одежда сложена очень аккуратно, что говорит об аккуратности и самой хозяйки.

    На заднем плане изображено окно, выходящее на балкон. Арка прохода уплетена зеленью, которая переходит и на соседнее окно, тем самым добавляя свежести и настроения в эту комнату.

    Между балконом и окном, на стене прикреплен горшок, от которого и идут ветви; снизу горшка тарелка, расписанная вручную, которая добавляет колорита остальным предметам интерьера комнаты.

    Вся цветопись картины - это преимущественно желтый цвет, как будто солнечный свет озарил комнату. Единственным ярким акцентом является стол - он небесно-голубого оттенка. Также одежда на стуле красного цвета немного отвлекает на себя взор смотрящего.

    Общий фон картины, тени от веток на полу показывают нам жизнь в этой комнате, дополняют общий смысл. Комната получилось очень уютной, передана домашняя атмосфера, красота в простоте обычной жизни.

    Смотришь на полотно, и думаешь, что же произойдёт дальше? Может птичка влетит в комнату как знак новой жизни или распустятся цветы на зелёных ветвях. Картина очень динамична и заставляет задуматься о том, как мы видим мир вокруг себя.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры