Особенное на ватиканской выставке в третьяковке.

Главная / Чувства

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Торопитесь! Продажа началась два дня назад, а билеты на все выходные в декабре уже раскуплены.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана , Беллини , Рафаэль, Караваджо» состоится благодаря музеям Ватикана, из фондов которых в Москву доставлены десятки произведений. Продлится она до конца февраля.

Это уникальная ситуация, когда Музеи Ватикана предоставляют 40 (!) произведений на выставку в Третьяковскую галерею, - цитирует ТАСС директора музея Зельфиру Трегулову. - Никогда ранее они не выдавали работы такого уровня и в таком количестве.

Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино, Рафаэль Санти, Гвидо Рени , Караваджо... Будущей экспозиции предстоит стать одним из крупнейших событий в музейном мире не только России , но и Европы .

Схема продажи билетов - такая же как и на выставку Ивана Айвазовского . Контрамарку можно купить и на сайте галереи, и в кассах только на определенную дату и на определенный сеанс.

Эта система была опробована нами впервые во время выставки Айвазовского, - рассказали «КП » в пресс-службе Третьяковки . - И она себя вполне оправдала, так как люди могли заранее спланировать свой визит. Это удобно и избавляет музей от длинных очередей. И если кто-то хочет попасть на выставку «Шедевры Ватикана», то им нужно позаботиться об этом уже сейчас.

КАК КУПИТЬ БИЛЕТ?

Для этого нужно:

1. Зайти на сайт Третьяковской галереи

2. Нажать кнопку «Билеты онлайн», выбрать выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана, Беллини, Рафаэль, Караваджо».

3. Выбрать месяц, дату и время. А также количество билетов. Максимально в одном заказе - 6 штук.

4. Введите ваш e-mail, на который придет код. Его нужно ввести для подтверждения заказа. А также указать ФИО посетителя, на которого оформляется электронный заказ, и номер мобильного телефона.

5. Оплата билета в течение двух часов. Неоплаченный электронный заказ будет аннулирован.

6. После оплаты, на указанный ранее e-mail придет письмо с номером заказа и электронным билетом со статусом «оплачен». Билет можно распечатать дома или сохранить в смартфоне, чтобы предъявить при входе в галерею.

7. Электронный билет не нужно будет менять на бумажный в терминале. Для купивших билет в интернете будет организована отдельная очередь - сотрудник с валидатором быстро считает штрих-код и пропустит внутрь.

ВАЖНО!

Посетители смогут зайти на выставку строго по указанному в билете времени - в течение 30 минут. Опоздавших пропустят только, если сможете доказать, что причина задержки уважительная.

ПОЧЕМ ВХОД?

500 рублей - для граждан России и иностранцев.

150 рублей - для студентов, пенсионеров, героев Советского Союза, героев России, Полных Кавалеров «Ордена Славы», учащиеся средних и средних специальных учебных заведений.

Бесплатно - для ветеранов и инвалидов ВОВ, участников боевых действий (граждане России и стран СНГ ), для детей до 18 лет и других льготных категорий. Но приобретение такого билета возможно только вкупе с платным билетом. Посетители на контроле должны предъявить документы, подтверждающие льготу.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начала работу выставка шедевров пинакотеки Ватикана.

В Москве покажут 42 живописных произведения XII-XVIII веков работы таких мастеров, как Джованни Беллини, Фра Беато Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, передает “Интерфакс ” .

На выставку организован вход по получасовым сеансам. Между тем, как сообщили в пресс-службе музея, билеты на выставку до конца года уже раскуплены. В музее отметили, что новая партия билетов поступит в середине декабря.

Выставка уникальна тем, что музеи Ватикана ранее не предоставляли картины такого уровня и в таком количестве ни на одно мероприятие. Добавим, что картины Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени крайне редко покидают Ватикан.

/ Пятница, 25 ноября 2016 года /

темы: Культура

Выставка работ из собраний музеев Ватикана "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет в Третьяковской галерее с 25 ноября по 19 февраля, сообщает mos.ru.
Музеи Ватикана привезли в Москву шедевры XII-XVIII веков. В экспозиции 42 картины работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.
В 2017 году Третьяковская галерея приедет в Ватикан с ответным визитом. В музеях Ватикана выставят картины русских мастеров на евангельские сюжеты.



Выставка шедевров пинакотеки Ватикана, никогда ранее не покидавших Италию в таком количестве, открылась в пятницу в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. . . . . .
Выставка отражает все этапы художественного развития живописи. Открывает ее икона XII века Христос Благословляющий , ранее не покидавшая пределов Ватикана, передает “Интерфакс ” . Следующая по хронологии - работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века, возможно, самое раннее изображение святого. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли.
Высокий Ренессанс представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Друг напротив другу помещены полотна-колоссы "Положение во гроб" Караваджо и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена. Продолжают экспозицию работы караваджистов и художников болонской школы, а заключительный раздел составляет цикл Астрономические наблюдения Донато Крети.
На выставку организован вход по получасовым сеансам, билеты до конца года уже раскуплены, сообщили в пресс-службе галереи. Новая партия билетов поступит в середине декабря, а с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными. Ограничений по времени нахождения на выставке пока не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. . . . . .


"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"
42 произведения искусства из самого сердца Рима
Дата: 25 ноября - 19 февраля
Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана - 42 шедевра из 4 . . . . . Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.
А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.
Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.
Цена: 500 рублей.
За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.


Третьяковская галерея приняла выставку под названием «Шедевры пинакотеки Ватикана». Время ее прохождения с 19.02.2016 по 19.02.2017 года. Что такое пинакотека, каково ее значение для жителей России, можно узнать из статьи.

Значение слова

Пинакотека - термин, который произошел от слияния двух греческих слов. Первая часть термина означает "доска", то есть "картина", а вторая - "хранилище". Несложно догадаться, что такое пинакотека. В Древней Греции так называли помещение, в котором хранились живописные изображения. Постепенно значение термина несколько изменилось.

Что такое пинакотека в прошлом и настоящем

В существовало здание, в левом крыле которого хранили картины, принесенные богине Афине в дар. Они размещались в нескольких шестиколонных помещениях. Собрание состояло из различных произведений с росписью. Оно было доступно для просмотра их гражданами Афин. Первый каталог, который начал систематизацию хранилища, был создан Полемоном Илионским в третьем - втором веке до н. э. Существовали пинакотеки на в Герайоне (храм Геры).

Граждане Древнего Рима использовали термин для обозначения зала, в котором хранили произведения искусства.

В эпоху Ренессанса термин использовали с целью обозначения коллекций живописных произведений, которые были открыты для посещения.

Что такое пинакотека сегодня? Термином называют художественные галереи. Хорошим примером служит одна из известнейших пинакотек мира.

Пинакотека Ватикана

Коллекция произведений живописи Ватикана появилась пару сотен лет назад. Ее основателем считается папа Пий Шестой. Спустя несколько десятков лет, в 1797 году, большую часть картин отправили в Париж. Приказ об этом отдал Наполеон. К 1815 году коллекция вернулась в Ватикан. Решение о возвращении ценностей было принято на Венском конгрессе, проводившемся после Наполеоновских войн.

Произведения живописи не имели постоянного места дислокации. Их переносили из одних залов в другие, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Публика смогла увидеть пинакотеку только в 1908 году.

Спустя двадцать четыре года для коллекции соорудили специальное здание. Заказчиком строительства стал папа Пий Одиннадцатый, а архитектором Л. Бельтрами.

Собрание состоит примерно из 460 картин, которые размещены в восемнадцати залах в хронологическом порядке. Оно содержит произведения на религиозные темы. В основном это работы итальянских мастеров.

Примеры залов:

  • Первый зал показывает работы Средневековых школ таких мастеров, как Николо Джованни.
  • Восьмой зал содержит работы Рафаэля Санти, включая гобелены, выполненные по его эскизам.
  • Десятый зал представлен школой Рафаэля и венецианской живописью.
  • Двенадцатый зал состоит из живописи в стиле барокко: работ Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
  • Восемнадцатый зал содержит иконы и мозаику пятнадцатого-шестнадцатого века.

Посетить пинакотеку можно, купив единый билет для входа в Сикстинскую Капеллу и Стоимость составляла в 2016 году шестнадцать евро.

С ноября 2016 года открылась Ватиканская пинакотека в Третьяковке. Что представлено в привезенной коллекции и каково ее значение для жителей и гостей Москвы?

Шедевры Ватиканской пинакотеки в Третьяковке

Выставка (пинакотека Ватикана) состоит из сорока картин. Это работы Джованни Белиини, Караваджо, Рафаэля и других мастеров двенадцатого-восемнадцатого века. Она будет продолжаться до 19.02.2017 года.

Билеты на пинакотеку Ватикана обойдутся в пятьсот рублей за человека. Сеанс посещения выставки составляет тридцать минут. Приобрести билеты можно на любое время на личном сайте Третьяковки.

По словам куратора выставки, Аркадия Ипполитова, выставка является своеобразным объяснением идеи «Москва - третий Рим». В пинакотеке сосредоточена история Папского государства на протяжении семи веков. Институт папства, по его словам, является связующим звеном между европейской цивилизацией и древним миром.

Начинается выставка с наиболее ранней иконы Рима «Христа Благословляющего», которая датируется двенадцатым веком. Написана она была под влиянием Византии. Икона хранит в себе воспоминания о единой церкви, показывая единый корень, с которого развилось искусство Италии и России.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры