Во сколько лет лучше пойти в школу. В каком возрасте идти в первый класс

Главная / Чувства

Понятно, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и при одинаковых возможностях один будет в чем-то опережать другого, в чем-то уступать ему. Но существуют критерии готовности ребенка к школе, пренебрегать которыми психологи не советуют.

Специалисты не говорят о готовности ребенка к обучению в в общем, они выделяют следующие ее виды: физическая, физиологическая, психическая, психологическая, личностная, мотивационная, речевая, интеллектуальная и др. И, конечно, лучше будет, если дошкольник, который собирается стать первоклассником, был подготовлен к такому важному шагу по всем этим направлениям.

Психологическая готовность

Этот аспект определяется, в первую очередь, тем, насколько ребенок осознает, что начинается новый этап в его жизни – период ученичества. Определить, насколько ребенок психологически готов к нему, могут специалисты-психологи. Для этой цели проводится тестирование будущих первоклассников в детских дошкольных учреждениях и в центрах психолого-педагогического консультирования. Можно сказать, что психологическая готовность ребенка начать школьное обучение определяется всей системой его воспитания и развития в предыдущие годы.

Личностная и мотивационная готовность

Эта составляющая общей готовности ребенка к школе определяется тем, насколько маленький человек понимает, что ему предстоит проявить себя в новой социальной роли – роли ученика, школьника. Здесь важно, насколько будущий первоклассник стремиться к получению новых знаний, построению новых взаимоотношений (со школьными товарищами, учителями), насколько он в целом позитивно настроен на будущую школьную жизнь.

Важную роль здесь играет и мотивация ребенка. Если на вопрос «Для чего ты хочешь пойти в школу?» он уверенно отвечает, что желает узнавать новое, учиться чему-то интересному и т.п. – в этом случае ярко выражена мотивация учебная, что, безусловно, хорошо. Если же в ответ на поставленный вопрос ребенок говорит о том, что в школе он заведет новых друзей, с которыми будет интересно проводить время, играть – это свидетельствует о том, что важнейшим мотивом для такого ребенка является игровой, и психологически к обучению в школе он еще не готов. Говорят о недостаточной психологической готовности и внешние («потому что мама с папой так сказали»), и социальные («буду учиться, потому, что так надо», «чтобы получить профессию и работать») мотивы.

Физическая и психическая готовность

Немаловажно и то, насколько гармонично развивался ребенок в дошкольный период, насколько успешно и своевременно прошел он все психофизические этапы раннего взросления, находятся ли в норме его физическое и психическое здоровье, нет ли отставания в развитии с этой точки зрения.
Если ребенок практически здоров и развивался нормально, то считается, что он готов к школьному обучению в возрасте 6,5 – 7 лет. Одним из косвенных признаков физической готовности ребенка к школе считается начало процесса замены молочных зубов коренными. Есть и более экзотические тесты физиологической готовности. Так, тибетские ребятишки считаются годными к школьному обучению, если могут, протянув руку над головой, дотянуться до верхнего края противоположного уха.
Более точно определить, насколько ребенок готов к школьной жизни физиологически, поможет врач-педиатр и медики-специалисты. Медицинскую комиссию перед поступлением в школу у нас в стране каждый ребенок проходит в обязательном порядке.

Интеллектуальная и речевая готовность

Многие родители мотивируют свое желание отдать ребенка в школу пораньше именно тем, что их малыш «читает с 4 лет, а с 6 говорит по- и знает таблицу умножения». Безусловно, общий багаж знаний важен для будущего школьника, но, определяя его интеллектуальную готовность к школьному обучению, специалисты смотрят не только и не столько на сумму знаний и умений, накопленных дошкольником к началу учебной деятельности, сколько на степень сформированности таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение делать логические выводы, выделять главное, понимание причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений.

Тесно связан с интеллектуальным аспектом и речевой. Понятно, что если речь ребенка недостаточно развита, словарный запас беден, то и многие мыслительные операции для него пока непосильны. К началу школьного обучения ребенок должен правильно и чисто произносить все звуки родного языка, уметь грамматически правильно строить предложения – от этого напрямую зависят его успехи в изучении русского языка. Словарь будущего первоклассника должен составлять не менее 1500 – 2000 слов.

Таким образом, отдавать ли свое чадо в школу с 6 лет, или дождаться 7-летнего возраста – решать, безусловно, родителям. Но прислушаться к мнению специалистов все же стоит.

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?». Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет. Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Согласно статье 67 закона «Об образовании в Российской Федерации» зачисление ребенка в первый класс должно происходить в строго определенном возрасте: от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет ровно. Именно на эти временные рамки придется ориентироваться родителям, решающим, как скоро отправить малыша учиться.

Впрочем, известны случаи, когда по письменному заявлению опекунов ребенка принимали в школу раньше положенного возраста. Такое возможно, например, в частных учебных заведениях, где специально формируются классы из детей помладше. Если же речь идет об обычной общеобразовательной школе, то, чтобы записать туда ребенка до 6,5 лет, родителям придется предварительно показать чадо психологу. Именно на основании заключения специалиста об уровне эмоционального и социального развития крохи и будет принято решение, готов ли малыш к обучению в первом классе.

Существует ли шанс отдать ребенка в школу в 8,5 лет или позже? В норме, если малыш такого возраста еще не посещает учебное заведение, его семьей непременно заинтересуются органы опеки. Происходящее будет расцениваться госструктурами как нарушение права юного гражданина на получение начального образования. Родители ребенка будут привлечены к административной ответственности. Не произойдет этого лишь в том случае, если дошкольник будет официально признан не готовым к обучению по состоянию здоровья.

По состоянию здоровья

При наличии у ребенка хронических заболеваний, вопрос, когда стоит отдавать его учиться, должен решаться при непосредственном участии наблюдающего кроху врача.


Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом
  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.

Интеллектуальное развитие

Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:

  • умение анализировать информацию и выделять главное;
  • способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
  • свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
  • достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.

Эмоциональный фон и зрелость нервной системы

Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.


Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает. В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

(4 оценили на 4,50 из 5 )

Современное поколение детей, несомненно, отличается от предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш обладает удивительными способностями - уже в дошкольном возрасте он умеет читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду (или дома) еще целый год ему будет скучно - пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном - что, если ребенка заберут в армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша целый год беззаботного детства… Что же делать?

В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?

Прежде чем размышлять о психологических аспектах начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей принимают в первый класс школы по российскому законодательству.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012, возраст ребенка, идущего в первый класс, определяется следующим образом:

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет . По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

! Таким образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет, поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки.

Начало обучения в школе для детей младше 6,5 лет в принципе возможно, но лучше, если такое решение родителями будет принято осознанно, после консультации с детским психологом. Откладывание решения «учебного вопроса», если ребенку уже исполнилось 8 лет, чревато плотным общением с органами опеки и попечительства, поскольку родители несут полную ответственность за реализацию права своего чада на получение образования.

! Таким образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень непросто.

Как понять, пора ли отдавать ребенка в школу?

На готовность к школе и последующую успешность в учебе влияет ряд факторов, которые следует оценить, принимая решение о возрасте для поступления в первый класс.

1. Интеллектуальное развитие - важный момент в деле подготовки к школе. Родителям следует обратить внимание на то, насколько развиты у ребенка речь, внимание, память и мышление, а также на уровень соответствия определенным дидактическим требованиям к первоклассникам.

Малышу легко будет учиться в первом классе, если он:

  • имеет связную, грамотную речь и существенный словарный запас (легко подбирает синонимы, антонимы; образует от одних слов другие, например, названия спортсменов от вида спорта, профессий; употребляет слова с абстрактным смыслом, притяжательные существительные, приставочные глаголы, правильно строит распространенные предложения и т.д.);
  • может составить небольшой рассказ по картинке;
  • хорошо произносит все звуки, умеет различать и находить их место в слове;
  • читает слова из 2-4 слогов со скоростью 8-10 слов в минуту;
  • пишет печатными буквами;
  • знает геометрические фигуры;
  • обладает адекватными представлениями о свойствах предметов: формах, размерах и относительном положении в пространстве;
  • считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания;
  • различает и знает названия цветов;
  • умеет собирать пазлы ;
  • может рассказывать наизусть стихи, повторять скороговорки, петь песенки;
  • аккуратно раскрашивает, не выходя за контуры.

Стремление по максимуму интеллектуально подготовить будущего первоклассника к учебе может сыграть отрицательную роль. Часто таким детям быстро становится скучно учиться, потому что они уже «всё знают». В таком случае родителям изначально лучше задуматься о том, чтобы отдать ребенка в школу с соответствующим уровнем требований.

Уповать полностью на школу в деле обучения тоже не следует. Базовый уровень знаний позволит ребенку легче адаптироваться. Поэтому умение читать к первому классу - навык необязательный, но все-таки желательный.

2. Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать. Высокий уровень интеллектуальных способностей может стать для родителей причиной, чтобы отдать ребенка учиться как можно раньше. Но если он еще не дозрел до учебы эмоционально, в перспективе это может принести серьезные психологические проблемы.

3. Мотивация к учебе . По словам детского психолога Л.А. Венгер, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Начало учебы в школе - это перестройка всего образа жизни ребенка, переход от беззаботной игры в любое время дня к ответственности и ежедневной работе. Чтобы не просто ходить в школу, а учиться, школьнику нужна мотивация. Понять, есть ли она у вашего ребенка, вам поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». Идеальная мотивация для учебы - учебная, т.е. желание узнавать что-то новое. Если ребенок отвечает, что хочет там найти новых друзей (социальная мотивация) или получать хорошие оценки и быть лучшим учеником (мотивация достижений), это не плохо, но и не слишком хорошо. Что, если радость от знакомства со сверстниками быстро угаснет, а цена дружбы - ежедневный труд в стенах школы - покажется слишком высокой? Или надежды стать лучшим в глазах учительницы и получать только похвалы не оправдаются? А если мотивация ребенка - только игровая (в школе будет столько нового и интересного, там можно будет играть с ребятами), решение отложить учебу на год является вполне очевидным.

4. Физиологическая зрелость и состояние здоровья . Перед тем, как отдавать ребенка в первый класс, необходимо оценить, насколько зрелой является его нервная система. В случае слишком раннего отправления в школу высидеть целый урок для малыша может быть просто невыполнимой задачей. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:

  • легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
  • имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
  • начал терять молочные зубы;
  • умеет прыгать на одной ноге;
  • с легкостью ловит и бросает мяч;
  • отводит большой палец при рукопожатии.

В отношении развития следует также учитывать уровень развития мелкой моторики: умение резать ножницами, работать с пластилином, выполнять движения пальчиковых игр, застегивать молнию и шнуровать ботинки.

Важным фактором является и общее состояние здоровья. Часто ли ребенок болеет (часто - это 8 и более раз в году)? Есть ли у него хронические заболевания? Ваш лечащий врач посоветует, стоит ли повременить с учебой, если есть такая возможность. Каким бы не было здоровье ребенка, перед началом школьной жизни займитесь его укреплением: проведите лето на природе, съездите на море, внимательнее отнеситесь к качеству питания, вплотную займитесь лечением хронических болезней, если они имеются.

5. Коммуникативные навыки . Для первоклассника важно не только желание общаться, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, дружить, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.

6. Самостоятельность в школе, очевидно, является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии и пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение общественного туалета тоже не должно быть для него стрессом.

7. Пол ребенка оказывает существенное влияние на легкость и комфортность погружения ребенка в школьную среду. Многие родители при принятии решения о школе руководствуются вполне понятными мотивами: мальчиков хотят отдать учиться пораньше, чтобы они смогли потом поступить в институт, а девочек жалеют и оставляют им еще один год детства. Хотя в реальности девочки созревают для учебы (ответственности, дисциплины и спокойного нахождения на одном месте в течение 40 минут) намного раньше мальчиков. И это притом, что активность, важная в учебе, и стремление к новому - а школа в общем-то и является таким вот новым и интересным местом - в принципе больше в стиле мальчишек.

Девочки обычно лучше, чем мальчики, готовы к школе в интеллектуальном и эмоциональном плане: они более податливы, контактны, послушны, общительны, способны подстраиваться под ситуацию и меняться сами.

Немаловажным фактором отличия детей в плане учебы является разная скорость созревания полушарий. Считается, что у девочек быстрее, чем у мальчиков, развивается левое полушарие, связанное с речью и появляющимися на ее фоне психическими функциями. В начальной и средней школе девочкам учиться чаще всего легче. У мальчиков раньше формируется правое полушарие, ответственное за пространственно-временную ориентацию, но это не столь важная функция в условиях школы.

Что касается успеваемости в первом классе, то по основным предметам средняя оценка по пятибалльной шкале у девочек - 4,3, а у мальчик - 3,9. Кроме того, разница в оценках по разным предметам у девочек обычно составляет не более одного балла, а у мальчиков она может быть вполне ощутимой. Табели сыновей зачастую неприятно удивляют родителей полным комплектом разных оценок: «тройки», «четверки» и «пятерки» спокойно там уживаются. Мальчик может быть очень умным и способным, но неусидчивым. Или ему просто сложно переключаться с предмета на предмет. А учительнице, что уж скрывать, проще учить спокойных девочек, чем шумных мальчиков.

В связи со столь разными психофизиологическими особенностями не является удивительным тот факт, что мальчики к концу первого класса утомлены в 6 раз больше, чем девочки.

8. Тревожность ребенка - личностная особенность, которая напрямую влияет на школьную успеваемость. Причем неодинаково на мальчиков и на девочек. Мальчики, чья тревожность несколько выше средней (но не граничит с постоянной паникой и смятением), всерьез переживают об оценках, о своем статусе школьника, почти взрослого человека. Они не хотят подорвать доверие родителей и получить замечание от учителя. Всё это стимулирует их к хорошей учебе. А с девочками ситуация другая. Лучшие ученицы имеют тревожность ниже средней. Объясняется это следующим образом: девочка, которая склонна к переживаниям, больше всего озабочена отношениями с другими учениками, а на учебу моральных сил у нее остается меньше, чем необходимо.

9. Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывает практика, сложнее всего в школе приходится девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Эти дети зачастую не соответствуют стереотипным представлениям учителей о том, как надо себя вести, будучи представителем определенного пола.

Мальчики меланхоличного склада нежны, мягки, ранимы. Им сложно «поставить себя» в детском коллективе, отстоять при необходимости свою позицию. В эмоционально сложной ситуации такой чувствительный мальчик может и заплакать. К сожалению, сверстники, да и учителя часто не понимают таких детей.

Девочкам-холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.

К флегматичным детям учителям обычно относятся хорошо, но порой могут раздражаться на их медлительность и «излишнее» спокойствие. Да и самому ребенку-флегматику учеба порой дается тяжеловато.

Самый легкий в обучении темперамент - это сангвиник, особенно удачен он для мальчиков. Таких детей любят учителя, потому что они практически не доставляют проблем. Любознательные и общительные, не слишком тревожные, дети-сангвиники легко вписываются в школьную жизнь.

Тип темперамента особенно важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе - определяющими становятся другие качества.

Оценить готовность ребенка к школе вам помогут специалисты. Обсудите с врачом здоровье малыша и физиологическую зрелость. Детский психолог и воспитатель в детском саду (или учитель подготовительного класса) охарактеризуют степень интеллектуальной и эмоциональной зрелости, коммуникативные способности и уровень мотивации к учебе. И конечно, никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы сами - окончательное решение о приеме в школу остается за родителями.

С детьми, которым исполнилось 7 лет в июле-августе, кажется, проще всего: пора в школу, какие могут быть сомнения. Но если специалисты указывают вам на какие-то причины, по которым учебу лучше пока отложить, возможно, стоит подумать об альтернативных вариантах (например, обучение дома).

В каких случаях лучше повременить с поступлением в школу?

Существует ряд «противопоказаний» для начала учебы ранее 7 лет:

1. Психологические:

  • отсутствие мотивации к учебе, явное предпочтение игры обучению;
  • появление в доме новорожденного одновременно с поступлением ребенка в 1 класс;
  • тяжелый период в жизни семьи (ссоры, развод, безденежье и др.).

2. Социальные:

  • большое количество взрослых, участвующих в жизни ребенка (это чревато излишним прессингом на малыша);
  • выбор родителями для обучения гимназии, частной школы или лицея с высокими требованиями программы, необходимостью ежедневных (возможно, длительных) поездок туда и обратно.

3. Медицинские:

  • психические заболевания;
  • недавно перенесенные травмы головного мозга, позвоночника;
  • хронические болезни;
  • слабый иммунитет.

А что, если ребенок пойдет в школу в 8 лет?

Если ваш ребенок в свои 7 или неполные 7 лет явно не готов к поступлению в первый класс (эмоционально, физиологически, по причине каких-то личностных особенностей) и вас мучают сомнения, отдавать ли его в школу в положенные 7 лет или все-таки отложить учебу на годик, нужно тщательно взвесить все «за» и «против».

Возраст 6,5-7 лет не зря считается идеальным для начала школьной жизни. Специалисты по детскому развитию утверждают, что именно в этом возрасте ребенок начинает постепенно менять свой круг интересов с игровой деятельности на познавательную.

Каждый ребенок уникален, и никто не знает его лучше родителей. Возможно, именно для вашего малыша решение «продлить детство» будет правильным и за этот год он по-настоящему созреет для учебы в школе. Но не стоит игнорировать тот факт, что, возможно, в будущем ваше чадо начнет чувствовать дискомфорт в коллективе, где все младше него. Чтобы принять правильное решение, обсудите свои сомнения с детским психологом.

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша - дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?

Как вы поняли, подготовка к учебе - это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» - 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу.

! Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше - вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс - очень серьезное и ответственное. Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2. Действовать по образцу.

3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок - квадрат - кружок - квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.

9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

11. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

12. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

13. Ориентироваться во времени.

14. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.

! Главное - психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.

Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Закончились праздники. В разгаре запись детей в школу, и многие родители нет-нет, да и задумаются над тем, не отдать ли чадо учиться пораньше. Чаще всего такой вопрос встаёт перед теми, чьим детям первого сентября будет больше шести с половиной, но меньше семи лет, то есть перед родителями дошкольников, родившихся осенью, зимой, либо ранней весной. И ломают бедные мамы и папы головы: отдать ли сейчас, или всё же в семь с половиной, а то и почти в восемь лет?

Битва аргументов

У сторонников каждого варианта свои аргументы. Те, кто считает, что отдавать ребёнка в первый класс нужно раньше, приводят следующие:

  • Учиться и так одиннадцать лет, а если только в восемь (ну, или почти) в школу пойдёт, то закончит аж в девятнадцать! Кошмар!
  • Ребёнок уже сейчас готов к школе, а в детском саду ему неинтересно.
  • Пойдёт позже - над ним все будут смеяться.
  • Пусть лучше тянется за старшими, чем учится среди младших.

Сторонники мнения, что учёба не волк, в лес не убежит, а потому лучше отправлять ребёнка в школу позже, в ответ контраргументируют:

  • Пусть подольше продлится беззаботное детство.
  • Уметь читать и писать - это не значит быть готовым к школе.
  • Маленького будут дразнить.
  • Шестилетку в школе просто затопчут.

Это основные высказывания представителей каждой стороны, однако аргументов как за, так и против можно придумать великое множество. А что же думают обо всём этом учителя, психологи и другие специалисты? Попробуем узнать.

Муки выбора

Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.

Родители должны помнить - нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.

Готов - не готов?

Как же понять, готов ли ребёнок к школе?

Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей - люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много - нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.

Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.

Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.

С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.

В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.

Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.

У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют , всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.

Как быть?

Если специалисты считают или тесты показывают, что уровень знаний, умений и навыков ребёнка более-менее сопоставим с тем, что требуется первокласснику, обязательно обратите внимание на те моменты, которые пока вызывают трудности. За то время , вы успеете многое подтянуть.

Большее внимание обращайте даже не на технику чтения и скорость устного счёта, а именно на бытовую и психологическую готовность. Проблемы с учёбой редко начинаются из-за неразвитого интеллекта, гораздо чаще - из-за социальных проблем, недостаточного развития мелкой моторики, неусидчивости, неумения сосредотачиваться. С этими трудностями можно и нужно работать. Важно не ждать у моря погоды, а определить проблему и начать с ней бороться. Благо, если вашему ребёнку сейчас шесть лет, время ещё есть.

Специалисты или результаты тестов говорят о неготовности дошколёнка? Примите это как данность и дайте ребёнку и себе ещё один год. Не опускайте руки, занимайтесь с ним. Скорее всего, за это время многое изменится, а малыш окончательно дозреет до школы. И тогда годы учёбы не станут для него и для вас непрекращающимся кошмаром.

А в качестве финального аккорда ещё две истории из моей практики:

История первая. Удивительная закономерность

Сейчас в первый класс не берут детей младше шести с половиной лет. Во всяком случае, так должно быть, хотя, конечно, встречается всякое, но это всё же исключения, а не практика, большинство же дошколят становятся первоклашками именно не раньше шести с половиной лет. Однако ещё несколько лет назад учителям приходилось работать с теми детьми, кого родители отдали в школу в шесть, а то и неполные шесть лет. Таких в каждом классе, как правило, было немного, двое-трое.

Впервые я обратила внимание на этих детей на втором году своей работы в школе, как только окончательно освоилась и начала приобретать опыт. В один из моих классов пришла чудесная девочка, назовём её Аля. Училась она средне, но была очень славной, доброй и обаятельной. Однако при этом одноклассники относились к ней несколько свысока. Учителя недоумевали, поскольку класс был хорошим, до этого всех новеньких ребята принимали безо всяких проблем. А тут вдруг такое.

Классный руководитель, чуткая и неравнодушная женщина, пыталась разобраться. К счастью, в этом же классе учился её сын, который в итоге и помог понять, что к чему. Выяснилось следующее: одноклассники, узнав, что новенькая младше большинства из них на год, а некоторых почти на два, посчитали её «мелюзгой» и хотя и не обижали, но общаться с ней считали ниже своего достоинства.

Вам смешно? А теперь вспомните себя в школе. Если на даче или у бабушки в деревне мы запросто могли общаться, не замечая (ну, или почти не замечая) разницу в несколько лет, то в школе, особенно в средних классах, дружба между представителями разных параллелей была большой редкостью. В этом возрасте год-два разницы - целая пропасть, а пренебрежительное «мелкота», брошенное кем-то из старших однокашников - ярлык.

После того случая я стала специально обращать внимание в том числе и на возраст своих учеников. И - невероятно! - неоднократно подмечала, что если есть в классе ребёнок, которого не то чтобы недолюбливают, но сторонятся, то он с большой долей вероятности как раз младший. Тех же, кто старше большинства одноклассников, как раз чаще уважают и считают авторитетом. Конечно, эта закономерность имеет свои исключения, однако в моей практике они встречались не так часто, а вот подтверждения этого наблюдения - регулярно.

История вторая. Нелёгкая жизнь вундеркинда

Игорь пошёл в школу в семь лет, но учился так хорошо, что в середине второго класса было принято решение перевести его в третий. Мальчик поначалу обрадовался. Его родителям и ему самому польстило такое явное признание успехов, способностей и вложенных трудов.

Перескочив из класса в класс, Игорь быстро освоился и учился по-прежнему хорошо. Но вот с одноклассниками контакта не было. Как и в случае с Алей, его считали слишком маленьким. Нет, Игоря никто не обижал, им даже гордились и хвастались перед другими классами. Но вплоть до окончания школы Игорь дружил с ребятами из своего прежнего класса.

Конечно, в институте он нашёл себе друзей. Однако как-то раз в разговоре со мной грустно заметил, что предпочёл бы учиться среди ровесников и окончить школу на год позже.

Так что, принимая решение отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет или всё же в семь с лишним, обязательно взвесьте все «за» и «против» и не забывайте о том, что все дети разные.

Мы с мужем, кстати, имея троих сыновей, родившихся зимой, тоже были вынуждены выбирать, когда же отдавать их в школу. И каждый раз учитывали всё то, о чём я написала выше. В итоге наш старший сын пошёл в первый класс в семь с половиной лет, а средний - в шесть лет и восемь месяцев. Пока мне кажется, что мы не ошиблись, поступив именно так. Младшему сыну недавно исполнилось пять, и сейчас я ещё присматриваюсь к нему. Потому что мне не хочется ошибиться и усложнить жизнь своему ребёнку и себе. Лучше я наступлю на горло собственным амбициям и подожду лишний год. Хотя лишним он совершенно точно не станет.

Фото - фотобанк Лори

Перед родителями детей, родившихся осенью и зимой, в свое время встает вопрос: когда лучше отправить их учиться в школу – в неполных семь лет или почти в восемь? Стоит ли торопить начало школьного обучения малыша, или «пусть наиграется»? Однозначного решения в такой ситуации быть не может, поскольку каждый ребенок развивается по-разному, и не определяется лишь достижением семилетнего возраста.

На что обратить внимание родителям шестилеток

Усидчивость

Малыш в возрасте шести с половиной лет бегло читает, быстро запоминает стихи, умеет считать до ста, задачки «щелкает как орешки», немало знает о городах и странах, увлечен физическими опытами или происхождением жизни на земле. На него не нарадуются мама с папой, и все ближайшие родственники наперебой твердят: ему пора в школу! Стоит ли рискнуть и записать ребенка в первый класс?

Высокий уровень интеллектуального развития – не самый основной показатель, ведь в школе маленькому эрудиту придется не только обучаться и демонстрировать свои знания, но и общаться со сверстниками, и терпеливо учиться писать в тетради.

Стоит присмотреться к дошкольнику – умеет ли он быть усидчивым, может ли заниматься одним делом длительное время (больше получаса), или, как и многих детей в этом возрасте, его внимание неустойчиво, он постоянно переключается с одной деятельности на другую, увлекшись яркой картинкой в книге или интересной телепередачей?

Если усидчивости и терпения малышу хватает не более чем на 15 минут, в школе, где урок длится 40 минут, ему придется трудно: он быстро потеряет интерес к обучению. «Не наигравшемуся» ребенку, который любое занятие превращает в увлекательное приключение, лучше остаться еще на год в детском саду.

Навыки общения

Другая проблема, которая может возникнуть у ребенка, готового обучаться в школе по умственному развитию – неумение общаться с одноклассниками и взрослыми. Заносчивый «умник», привыкший к восхищенному вниманию обожающих его родных, может быть не принят в своей возрастной среде.

Дети довольно жестко и быстро «осаждают» хвастунов и задавак, прямо указывая им на недостатки. Неокрепшая психика малыша может быть травмирована настолько, что желание просто появляться в школе, не говоря уже об обучении, пропадает надолго. К сожалению, среди взрослых, работающих в школе, тоже попадаются такие, кто не терпит слишком умных «выскочек» и всячески принижает их достоинство.

Конечно, решить эту проблему можно, устранив из круга общения «неправильных» детей и взрослых. Но не лучше ли научить малыша общению, толерантности, вниманию к окружающим, прежде чем отдавать его в школу, тем более что возраст пока позволяет – в запасе целый год. Детский сад, к примеру, вполне способен научить ребят быть терпимыми и чуткими по отношению друг к другу.

Физическое развитие

Родителям следует обратить внимание и на физическое развитие своего ребенка. Если шестилетка часто заболевает простудами или он подвержен аллергии, его физическое развитие отстает от нормы, он маленький и щупленький, не лучше ли ему окрепнуть, посещая подготовительную группу дошкольного учреждения?

Сложности могут возникнуть и у малыша, имеющего патологии речевого развития: неправильное произношение звуков, заикание и другие проблемы могут привести к трудностям в общении, понизить самооценку. Логопеды ДОУ успешно справятся с недоразвитием речи дошкольника, но для этого требуется определенное время, поэтому торопиться с поступлением в школу не нужно.

Семь с половиной лет – не поздно ли для первого класса?

Осенний или зимний ребенок, не проявивший особого рвения к новым знаниям и предпочитающий обучению игры и развлечения, как правило, остается в подготовительной группе детского сада.

У него впереди – целый год, за который и ему, и любящим родителям предстоит многому научиться. Существует множество способов заинтересовать дошкольника обучением в школе, привить ему усидчивость, старательность, научить читать и считать, адекватно воспринимать замечания педагогов и окружающих взрослых.

До семи лет основной деятельностью ребенка остается игра, поэтому занятия в детском саду проводятся по большей части в игровой форме. После достижения семилетнего возраста начинает формироваться интерес к обучению, что способствует более успешному освоению новых знаний – это утверждают психологи, поэтому торопиться с поступлением в школу нежелательно. Особенно это касается ослабленных, часто болеющих детей, которым стресс в виде начала обучения и смены окружения ни к чему.

Подготовительная к школе группа потому и имеет такое название, что в ней все усилия воспитателей и специалистов направлены на развитие у детей навыков, помогающих освоиться в новой для них школьной жизни:

  • Длительность занятий достигает 35 минут.
  • Большое внимание уделяется обучению грамоте, развитию речи, формированию математических представлений.
  • Пополняется практический опыт общения, увеличивается объем знаний об окружающем мире.
  • Воспитанники подготовительной группы в силу своих физических возможностей значительно больше двигаются, участвуют в спортивных играх и праздниках, что способствует общему укреплению организма и улучшению работы иммунной системы.

Если так случилось, что ребенок, родившийся осенью или зимой, пойдет в школу в семь с половиной или даже почти в восемь лет, то родители могут быть уверены, что окрепшее здоровье и накопленный к этому возрасту багаж знаний не подведут будущего первоклассника. Он поступит в школу с минимальной вероятностью возникновения стресса и максимальными возможностями для успешного обучения.

Ева Штиль специально для www.сайт.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры