Почему нужно попасть на выставку “Шедевры Пинакотеки Ватикана” в Третьяковской галерее? Приготовьте паспорт для встречи с вечным.

Главная / Бывшие

Дополнительная программа к выставке: лекции, концерты, кинопоказы будут публиковаться на сайте галереи.

Интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым и другие материалы в сети.

В Москву привезли 34 произведения и серию из 8 картин Донато Крети из постоянной экспозиции Пинакотеки. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены. Большая часть картин была отобрана для выставки директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой и куратором, искусствоведом и хранителем отдела гравюр Эрмитажа Аркадием Ипполитовым.

Ответная выставка из собрания Третьяковской галереи отправится в Ватикан осенью будущего года.

Музеи Ватикана – это музей истории Рима и римского искусства. Здесь можно изучать все семь веков истории Папского государства. Каждый зал Пинакотеки посвящен одному веку. Восьмой зал – творчеству Рафаэля.

Заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта рассказывает об истории музеев Ватикана и подробнее о Пинакотеке. Нынешняя выставка – «Это очень символичная и уникальная подборка из коллекции Ватиканских музеев… Само расположение работ позволяет понять историческую связь. Экспозиция показывает, как каждая работа расположена в том или ином зале Пинакотеки…».


«Эта выставка – вклад в отношения между нашими странами и самое главное, – это то, что оставит след в душах русских людей…».

Звучание итальянского языка – прекрасная дополнительная возможность для понимания того самого духа римской школы живописи, который хотели донести организаторы.

ЗАЛ I

1 (слева). Римская школа. Христос Благословляющий. XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера.
«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня».

Но какими же разными путями пошло в дальнейшем искусство наших стран! В стенах Третьяковки это ощущается особенно остро.
Искренняя вера исходит от этих двух картин, старейших на выставке.

2. Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д"Ареццо ок. 1216–1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250–1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2х53,9 см.
«Маргаритоне д"Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

7 (слева). Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера.
«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж».

8 (справа). Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Андже¬лико (ок. 1395–1455).
Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447–1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото.
«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века. Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева – обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится».

10 (слева). Карло Кривелли (1435–1494).
Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, – одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».

11 (в центре). Джованни Беллини (ок. 1432–1516).
Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471–1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107x84 cм.
«Беллини – крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина – один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания – Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

9 (справа). Эрколе де Роберти (ок. 1450–1496).
Чудеса святого Винченцо Феррера. 1473. Пределла. Дерево, темпера.
«В XV веке Феррара расцвела при герцогах д"Эсте, превратившись во влиятельный культурный центр ренессансной Италии. Эрколе де Роберти – один из самых оригинальных художников феррарской школы. Его пределла считается наиболее изощренной пределлой Ренессанса. Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы – пейзаж – воскрешение богатого иудея – исцеление хромого – спасение ребенка из горящего дома – убитый безумной матерью ребенок – воскрешение ребенка. Иконография пределлы до конца не расшифрована, и художник показывает свою эрудицию, совмещая готическую экстравагантность с отсылками к античному искусству».

14,15. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438–1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117х93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI–XVII веках. Три музицирующих ангела – фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны – они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Среди множества распятий, оплакиваний, положений во гроб и других трагических сюжетов раздел выставки с тремя ангелами-музыкантами – как светлый уголок рая, отдохновение души. Характерны в них легкость, отсутствие экзальтации, нарочитой театральности. Привлекает взгляд шероховатость и матовость фрески.

Рассказ о Пинакотеке Барбары Ятты и продолжение экскурсии слушайте и смотрите в

Одна из главных выставок этого года открывается 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. О совместном проекте Музеев Ватикана и Третьяковской галереи "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" открывается за месяц до Рождества. Для вас как для директора Третьяковской галереи какой из аспектов этой выставки наиболее важен: политический, религиозный, культурный?

Зельфира Трегулова: Конечно, художественный. Я могу только подтвердить слова директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи: никогда из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня. Конечно, это беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношении доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей в очень непростой для всего мира момент.

Причем действительно каждая из работ, начиная от "самых популярных ангелов Рима" Мелоццо да Форли и вплоть до "Оплакивания" Джованни Беллини и "Положения во гроб" Караваджо, знаковая для коллекции Пинакотеки. Это работы хрестоматийные, которые тиражированы на открытках, постерах, во многих каталогах... Но увидеть их своими глазами - это совсем другое дело. Сергей Чобан так выстроил архитектуру центрального зала экспозиции, чтобы она повторяла абрис знаменитой площади перед собором Святого Петра с колоннадой Бернини. А на месте фасада собора - витрина с двумя ранними гризайлями Рафаэля, которые создавались для алтаря церкви в Перудже. Поэтому зритель оказывается в центре полукруга, в точке, откуда раскрываются пространства картин Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо, Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени...

Антонио Паолуччи говорил, что Третьяковская галерея получила практически все работы, которые просила.

Зельфира Трегулова: Совершенно верно. В декабре 2015 года у нас была последняя встреча в Ватикане по составу выставки. Нам должны были дать ответ, какие вещи из нашего списка готовы предоставить, а какие выдать не могут. Мы сидели в относительно небольшом кабинете и с замиранием сердца слушали, как господин Кориньяни, завотделом выставок, проходя по списку, где работы шли в хронологическом порядке, говорил "Si" или "Nо". Дойдя до "Положения во гроб" Караваджо, он сделал долгую драматическую паузу. А до этого было уже "Si" по поводу картины "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. И мы с Аркадием Ипполитовым, куратором выставки, буквально замерли: с одной стороны, маловероятно, чтобы еще раз было "Да", а с другой стороны - перед "No" такую паузу не делают. И он говорит: "Si". И мы начинаем вопить от счастья.

Никогда прежде из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня

Название проекта Roma Aeterna, то есть "Вечный Рим", отсылает к античности. Одна из важнейших тем, которая возникает в связи с Римом, это, естественно, очень продуктивный диалог античности и христианского искусства. Она была для вас важна?

Зельфира Трегулова: Конечно. Это одна из главных тем выставки.

Но в работах ее нет. Самая ранняя работа на выставке - это икона XII века римской школы "Христос Благословляющий". Меж тем в Музеях Ватикана великолепная коллекция античного искусства. Вы не хотели попросить какие-то работы для выставки?

Зельфира Трегулова : Мы думали об этом, но потом решили, что сосредоточимся на живописи. Что касается связи с античностью, то Данте, как известно, не случайно в провожатые по загробному миру выбирает великого Вергилия. Между прочим, это в его "Энеиде" идея вечного Рима получила свое поэтическое обоснование. Произведения Вергилия переписывались в средневековых монастырях Европы. Христианство выступило как наследник античной культуры, противопоставив себя варварам, громившим "идолов". Я уж не говорю о том, что Микеланджело называл себя "учеником Бельведерского торса".

Но на выставке эта тема ушла в "подтекст"?

Зельфира Трегулова: Если считать "подтекстом" блестящий обзор истории собраний Музеев Ватикана, написанный для каталога Аркадием Ипполитовым, то да. Мы не стали напрямую сталкивать античные памятники, которые есть в Музеях Ватикана, с более поздними живописными шедеврами. Но любопытствующий зритель найдет следы увлечения античностью, как и причудливые реминисценции готического искусства даже в работах художников XIV-XV веков. Кроме того, идея "вечного Рима" была заимствована Римом христианским...

Другая напрашивающаяся тема - это отношения византийской и западной христианской традиции в европейском искусстве...

Зельфира Трегулова: Мы не случайно начинаем выставку с иконы XII века римской школы, в которой как раз эта византийская традиция ощутима. Но в то же время мы не акцентируем особенности иконографии или интерпретации того или иного религиозного сюжета в картинах европейских мастеров, потому что, на мой взгляд, проекты такого рода не про то, что нас разъединяет, а про то, что объединяет.

Мы привезли величайшие произведения, созданные художниками в рамках традиции римской католической церкви, но говорящие на языке, который понятен всему человечеству. Именно поэтому мы вместе с посольством Ватикана в Москве также приглашаем на открытие глав и представителей различных конфессий. Потому что выставка обращена ко всем.

Да, практически все произведения создавались для монастырей, соборов... Так, например, ангелы Мелоццо да Форли украшали купол одной из римских церквей в свое время. И все же художники решали не только задачи, поставленные заказчиком, но и ставили вопросы, которые их волновали. "Положение во гроб" Караваджо - еще и образ невероятной трагической силы. А "Оплакивание" Карло Кривелли - одна из самых экстатических картин раннего итальянского возрождения...

Название акцентирует тему вечности, но представляет ее как сюжет, разворачивающийся во времени...

Зельфира Трегулова: Именно поэтому мы строим экспозицию традиционно - по хронологии, начиная с произведений XII века и заканчивая XVIII веком. Кстати, второе по времени создания произведение в составе выставки - икона с изображением Франциска Ассизского, написанная вскоре после его канонизации в 1228 году, то есть через полвека после его смерти. Это своеобразный hommage Папе Франциску I, который первым среди Римских пап взял имя этого святого. Если бы не встреча Франциска I и Владимира Владимировича Путина, во время которой возникла идея обмена выставками, то не возникла бы невероятная возможность увидеть сокровища Пинакотеки в Москве. Но и мы готовы быть не менее щедрыми, отправляя свою коллекцию в Ватикан.

Контуры ответного проекта, который в 2017 году представит Третьяковская галерея в Пинакотеке, уже очерчены?

Зельфира Трегулова: Понятно, что речь будет идти об интерпретации библейских и евангельских сюжетов в русском искусстве. Изначально мы планировали показать работы художников XIX - начала XX века. В это время сюжеты Священного Писания стали темой станковой картины, поводом задуматься о важнейших гуманистических проблемах. В первую очередь идет речь о картинах Александра Иванова, "Голгофе" Николая Ге, полотне "Христос в пустыне" Ивана Крамского.

А работы Натальи Гончаровой планируется показать в Пинакотеке?

Зельфира Трегулова: Да, конечно. И "Евангелисты", и изображения Богоматери, архангелов из нашего собрания. В основном планируем везти произведения из Третьяковской галереи, плюс несколько работ из собрания Русского музея, может быть, и региональных музеев.

Иконопись будет?

Зельфира Трегулова: Скорее всего. Аркадий Ипполитов предложил очень интересную тему в рамках этой экспозиции. Ее можно обозначить, как "Александр Иванов и "Преображение" Рафаэля". Сейчас продумываем, как включить иконопись в этот контекст.

Папа Франциск I любит современное искусство, нет ли в планах обмена выставками современного искусства?

Зельфира Трегулова: Пока нет.

Как попасть на выставку и сколько длится сеанс?

Когда я попыталась заказать билеты на сайте Третьяковской галереи на выставку Roma Aeterna хотя бы на 31 января, в ответ появилась надпись: "Билетов нет". Остается надежда на "лишний билетик" по тройной цене?

Зельфира Трегулова: Мы объявили продажу билетов 25 октября. За три дня все билеты до 31 декабря были проданы, после чего мы приостановили продажу билетов по Интернету. Билеты на январь и февраль будут продаваться через Интернет с середины декабря. Как и на выставку Айвазовского, часть билетов продадим в кассе Инженерного корпуса в день сеанса. Будем ограничивать количество билетов на сеанс. На этой выставке мы не можем принять столько же посетителей, сколько на выставках Серова или Айвазовского. Последнюю посмотрели около 600 тысяч человек.

Сколько билетов будет на сеанс?

Зельфира Трегулова: Думаю, не больше 100 билетов на один сеанс. Учитывая проданные по Интернету, 30-40 билетах на каждый сеанс в кассах... Посмотрим, какое количество зрителей окажется оптимальным. Выставка требует концентрации внимания и тишины. Мы купили для экскурсоводов спецоборудование, которое позволяет негромко говорить в микрофон, а у слушателей будут наушники.

После 45 минут все посетители должны будут покинуть зал?

Зельфира Трегулова: Нет, зачем? Во-первых, сеанс не 45 минут. Мы пускаем каждые полчаса с расчетом, что зрители, вошедшие раньше, прошли в следующий зал. Мы никого не выгоняем. Думаю, для осмотра этой выставки достаточно одного часа очень сконцентрированного внимательного просмотра.

Образовательная программа планируется?

Зельфира Трегулова : Будет серия лекций и два цикла кинопоказов: будут фильмы, которые в России не показывались.

Справка "РГ"

Что привезли из Ватикана

42 раритета, которые прибыли из Ватикана, представляют итальянское искусство семи веков, с XII по XVIII век включительно.

На выставке можно увидеть произведения эпохи позднего романского стиля, как, например, икону "Святой Франциск Ассизский" XIII века.

Среди работ эпохи готики есть чудесная работа Пьетро Лоренцетти, одного из мастеров Сиены XIV века, и, например, часть алтарного образа, со сценами жития святого Николая Чудотворца кисти Джентиле да Фабриано. Или со сценами жития святого Николая, кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца раннего Возрождения.

На выставке представлены произведения художников Феррары, Венеции (Карло Кривелли и Джованни Беллини), Романьи (ангелы Мелоццо да Форли), Перуджи...

Гризайли Рафаэля 1507 года открывают экспозицию высокого Возрождения и барокко. Среди шедевров XVI века - картины Антони Корреджо и Паоло Веронезе.

XVII век представлен полотном Караваджо "Положение во гроб" (1604), работами художников Академии Карраччи и картиной Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма" (1629). Переход к новому времени знаменует серия "Астрономические наблюдения" (1711) Донато Крести, художника из Болоньи.

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Wikimedia Commons Караваджо. Положение во гроб. Ок. 1602-1603

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д"Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Wikimedia Commons Никола Пуссен. Мучение святого Эразма. 1628

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Wikimedia Commons Мелоццо да Форли. Ангел с лютней

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

Wikimedia Commons Паоло Веронезе. «Сон святой Елены». 1580

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссена.

На выставке, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка стала событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna...» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».


Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», который прежде никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век).

Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.


Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.


Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

November 23rd, 2016 , 04:20 pm

25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается одна из самых значимых и уникальных выставок последних лет. 42 произведения искусства из Пинакотеки Ватикана будут представлены в Москве в течение трёх месяцев.

Популярность различных выставок с шедеврами разных временных эпох в Москве в последнее время невероятно высока. Билеты покупаются заранее. Люди одеваются теплее и стоят в длинных очередях ради взгляда на уникальные полотна. Что можно увидеть в этот раз? Ответ в репортаже.

1. Выставка расположилась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это ближайшее здание к станции метро Третьяковская. Три зала на третьем этаже. Большой, средний и малый.

2. Первым посетителей встречает средний зал. Небольшая вводная о музеях Ватикана и план собора Святого Петра с площадью перед ним.

3. Начинается всё с экспоната, никогда ранее не покидавшего Ватикан. "Христос Благословляющий". 12 век, римская школа.

4. Средний зал неполнен небольшими по размеру картинами. Кроме работ Беллини, Рафаэля и Караваджо, упомянутых в названии выставки, вы сможете увидеть Mаргаритоне д’Ареццо, Пьетро Лоренцетти, Джентиле да Фабриано, Фра Беато Анджелико.

5. Пинакотека Ватикана была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. По приказу Наполеона Бонапарта они были увезены в Париж, но позже возвращены на место. Много лет коллекция пополнялась и украшала только покои папы и некоторые помещения. Лишь в 1908 году коллекция пополнила ряды музейных экспонатов, доступных для публики. Первое время она находилась в помещениях Бельведерского дворца, а позже получила собственное здание.

6. Большинство произведений в Пинакотене Ватикана принадлежат кисти итальянцев. Меньшая часть - приобретённая коллекция византийского искусства, ещё меньше произведений из других стран.

7. В Москву приехали 42 работы. Это почти 10% всей коллекции. Ранее такое большое количество произведений из Ватикана не вывозилось. Решение о проведении временных выставок российских произведений в Ватикане и ватиканской коллекции в России было принято на самом высоком уровне. Финансовая поддержка этого проекта оказана благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», уже не раз поддержавшим проведение выставок в Третьяковской галерее.

8. Важность события подчёркивается и визитом кардинала Джузеппе Бертелло. Он является губернатором государства-града Ватикана, что примерно соответствует должности премьер-министра в России.

9. Второй по очереди зал - большой. Здесь собраны самые большие произведения коллекции.

10. Все картины подписаны на русском и английском языке. Надписи находятся под ногами. подчёркивая большой порог.

11. И не забудьте заглянуть в небольшой зал в дальнем конце от входа. На этих 8 работах серия "Астрономические наблюдения" Донато Крети.

12.

На мой непрофессиональный взгляд это очень интересная выставка. Небольшая, но даже в таком виде выглядящая полноценной. Религиозная тематика всех произведений не удивляет, но и не бросается в глаза. Мы все понимаем, что Ватикан - центр католичества в мире. Его коллекции религиозной тематики очень разнообразны.

А вы пойдёте на эту выставку?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры