Симфония "богатырская". Симфония "богатырская" Жанр симфонии а п бородина

Главная / Бывшие

Цель урока: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству Бородина.

1) образовательные :

– знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой.
– закреплять знание музыкальных терминов

2) развивающие :

– развивать творческое воображение ребят, попробовать “увидеть” эту музыку “внутри себя”.
– развивать способность ребят работать в группе

3) воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина
– воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.

Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция картины Васнецова “Три богатыря”, карточки со скрипичным ключом – для награждения за правильный ответ.

ХОД УРОКА

1. Муз. приветствие. Распевка.

Тот, кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Бородина и прослушаем “Богатырскую симфонию”.Это его вторая симфония.

Запишите тему урока.

Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.

(6 человек работает по карточкам с индивидуальными заданиями на усмотрение учителя, а класс отвечает на вопросы учителя.)

Итак, что вы помните о Бородине?

  1. Сколько профессий было у композитора Бородина? – За ответы раздаются
  2. В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
  3. Кто был организатором “Могучей кучки”?
  4. Основная цель композиторов “Могучей кучки”?
  5. Что еще создали члены “Могучей кучки”?
  6. Кто считается композитором-оперником? (Р-К)
  7. А сколько опер написал Бородин?
  8. Кто подсказал ему сюжет оперы “Князь Игорь”?

Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в I четверти, когда слушали его Квартет. Давайте вспомним эту музыку.

Прослушивание Квартета Бородина.

(Иллюстрация)

Что такое квартет в музыке?

А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора. Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки, альт, виолончель.

Показ иллюстраций струнных. (Из альбома “Симфонический оркестр”)

Новая тема:

“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.

Вторая симфония Бородина так и называется “Богатырская Симфония”

Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких, как витязи на картине Васнецова.

Широкое, раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили русских богатырей.

Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия. В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев.

Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.

Она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)

Прослушивание фрагмента. Отделить 1 и 2 темы поднятием руки.

Охарактеризовать музыку одним словом.

(Учитель на доске …Печальная, трагическая, осенняя)

А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.

Постарайтесь рассказать об этом произведении, так, чтобы человек, который не знает его, мог бы составить о нем представление.

(Дети в тетрадях пишут анализ музыки, звучащей в классе. 5-10 предложений)

Зачитывают анализ.(2-4 человека)

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством. (живописью, скульптурой). Хотя связь эта проявляется совсем по –другому. Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.

Связь музыки с изобразительным искусством иная:

У человека есть не только внутренний слух– способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле не звучит, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.

Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова “Три богатыря”.

Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.

Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.

Кабалевский сказал: “Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.”

Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти

Дети стоя пропевают мелодию главной темы симфонии.

А теперь немного отдохнем и послушаем муз.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

1. “Жаворонок” Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая красавица”

Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.

Послушайте сообщения ребят:

1 ребенок:

Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.

2 ребенок:

Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя.

Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился.

И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.

Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:

  1. Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?
  2. Как называется это музыкальное произведение? Сколько тем мы прослушали?
  3. Если бы ты был композитор– какое бы ты дал название?
  4. Главная мысль?
  5. Какими средствами автор достиг этого?

Может ли муз перенести нас в другую эпоху?

Только что мы были в классе и вот…

Грамзапись “Погоня” из к\ф “Неуловимые…”

Эта песня переносит нас в совсем другое время. Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения “неуловимых” и поют песню “Погоня”

Давайте мы продолжим разучивание песни.

Распевка-скороговорка “Бык-тупогуб ”
Разучивание песни “Погоня”
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.

Александр Бородин. Богатырь русской музыки

Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное музыкальное наследие, тем не менее, ставит его в один ряд с величайшими русскими композиторами.

Биография

Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году от внебрачной связи грузинского князя Луки Степановича и Евдокии Антоновой. Чтобы скрыть происхождение мальчика, его записали сыном крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. Александр был воспитан матерью, однако в обществе его представляли, как её племянника.

Ещё в детстве мальчик усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, но, изучая медицину, продолжал заниматься химией, которая стала делом всей его жизни.

В 1858 году Бородин получил звание доктора наук и на три года отправился за границу – в немецкий Гейдельберг, а затем в Италию и Францию. В Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой русской пианисткой Екатериной Протопоповой, на которой в последствии женился. В 1869 году они усыновили 7-летнюю девочку.

В течении двух последующих десятилетий карьера Бородина в Академии складывалась блестяще: в 1864 году он стал профессором, а в 1872 году сыграл важную роль в основании женских врачебных курсов.

Усердно занимаясь наукой, Бородин в то же время не оставлял занятий музыкой, хотя и считал её всего лишь своим хобби. И, несмотря на то, что Бородин действительно был успешным учёным, именно музыка обессмертила его имя.

По возвращении в Россию в жизни Бородина произошли большие перемены, благодаря знакомству с Милием Балакиревым и его кружком, в который также входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Бородин тоже стал членом этого кружка, известного под названием «Могучая кучка». Композиторы «Могучей кучки» видели своей целью развитие русской национальной музыки.

Основные произведения Бородина – это три симфонии, два струнных квартета, симфоническая картина, 16 романсов и песен и несколько сочинений для фортепиано – не такое уж скудное наследие для композитора, писавшего время от времени. И к тому же все эти произведения – прекрасные образцы классической музыки.

Однако около 18 лет все мысли Бородина как композитора были связаны с главным произведением его жизни – блистательной оперой «Князь Игорь», которая так и не была завершена.

Рассказывают, что...
Сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова вспоминала: «Свою химию он любил более всего, и когда мне хотелось ускорить окончание его музыкальной вещи, я его просила заняться ею серьёзно; он вместо ответа спрашивал: «Видали ли вы на Литейном, близ Невского, магазин игрушек, на вывеске которого написано: «Забава и дело?» На моё замечание: «К чему это?» - он отвечал: «А вот, видите ли, для меня музыка - забава, а химия - дело».
Друзья Бородина были очень обеспокоены тем, что в работе над оперой «Князь Игорь» опять наступил перерыв. Римский-Корсаков приходил и говорил композитору, что «Игоря» надо закончить во что бы то ни стало.
- Вы, Александр Порфирьевич, занимаетесь пустяками, которые в разных благотворительных обществах может сделать любое лицо, а окончить «Игоря» можете только вы один.

Великий композитор и учёный умер во время карнавального вечера 15 (27 февраля) 1887 года. Ему было всего 53 года. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры рядом со своими друзьями: Мусоргским, Даргомыжским, Серовым.

«Князя Игоря» закончили Римский-Корсаков и Глазунов, а премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1890 году.

Упоительная музыка из этой оперы приобрела популярность за рубежом, когда на Бродвее был поставлен мюзикл «Кисмет», в котором использовались фрагменты произведения великого русского композитора.

Звуки музыки

«Князь Игорь»

Сюжет для оперы предложил композитору В. Стасов, он же набросал и первый вариант либретто, основанный на произведении древне русской литературы «Слово о полку Игореве». В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев – кочевых восточных племён. Сюжет пришёлся композитору по душе. Однако он был вынужден постоянно отрываться от создания оперы в пользу научной деятельности, поэтому работа над произведением растянулась на годы. Композитор сам написал либретто, причём, желая, как можно лучше воссоздать эпоху, предварительно изучил памятники древней русской словесности, а также труды учёных, имевшие какое-либо отношение к избранному им сюжету.

Несмотря на то, что композиторы «Могучей кучки» были полны энтузиазма относительно «Князя Игоря», Бородин вдруг совершенно охладел к опере и в течение долгого времени не прикасался к ней, игнорируя уговоры друзей. Вместо этого он принялся за Вторую симфонию, которую тоже сочинял урывками, в перерывах между своей научной деятельность. По иронии судьбы человеком, который убедил композитора вновь приняться за забытую оперу, стал друг Бородина – молодой врач Шоноров, а совсем не композиторы «Могучей кучки». Например, Н. Римский-Корсаков неоднократно пытался подтолкнуть Бородина к завершению. Но безрезультатно. Он призывал композитора вернуться к оркестровке Половецких плясок, буквально стоял над ним, пока тот работал с партитурой карандашом (чтобы ускорить процесс), и покрывал её тонким слоем желатина, чтобы нотные строки не стирались.

Поскольку Бородин не успел завершить оперу, её закончили композиторы Глазунов и Римский-Корсаков. Премьера состоялась в 1890 году. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Эта опера, пусть и незаконченная, стала исключительным музыкальным произведением, основанном на масштабном сюжете, рассказывающем и об ожесточённой борьбе, и об искренней любви.

Действие начинается в древнем русском городе Путивле, где князь Игорь, оставляя свою жену, вместе с сыном и дружиной собирается в поход на половцев под предводительством хана Кончака. На фоне военных событий сюжет осложняется любовными отношениями между сыном Игоря, княжичем Владимиром, и дочерью хана – Кончаковной.

Увертюра начинается в задумчивом настроении, которое расцветает буйными мятежными красками, предвосхищающими контрастные картины и события, разворачивающиеся в опере. Вместе со звуками военных призывов здесь звучат витиеватые и пряные восточные темы, связанные с образом хана Кончака, а выразительная лирическая мелодия струнных отражает душевные переживания любящего сердца, вплетённые в музыкальную канву.

Половецкие пляски звучат в тот момент, когда действие оперы переносится в половецкий стан. Где в плену у хана Кончака томятся князь Игорь со своим сыном.

Удивительно, но хан обращается с пленниками гостеприимно. Он даже готов отпустить Игоря, если тот даст слово не поднимать меча против половцев. Однако Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберёт на хана свои полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать. Сначала слышится их песня, полная грусти и нежного очарования, но тут внезапно её сменяет дикая воинственная пляска мужчин. Мощные звуки барабана взрываются, словно буря, начиная неистовую пляску: все прославляют доблесть и силу хана. Вслед за тем мы словно слышим топот копыт – лихие всадники скачут на лошадях – этот бешеный ритм вновь уступает нежной мелодии девушек-невольниц, пока наконец не врывается с новой силой необузданная пляска. Предыдущие темы сменяют друг друга, ускоряя темп, предваряя грандиозный, буйный, необузданный и воинственный финал.

Струнный квартет № 2

Занимаясь наукой, Бородин писал музыку в основном для скромных камерных ансамблей. В середине творческого пути Бородин вернётся к своей излюбленной форме - Струнный квартет № 2 будет создан в 1881 году.

Несмотря на настроение светлой грусти, пронизывающее всё произведение (квартет написан сразу после смерти своего друга – М. П. Мусоргского), оно посвящено любимой жене. 3-я часть (звучит в переложении для струнного оркестра) открывается нежной выразительной мелодией виолончелей, поддерживаемая деликатным аккомпанементом. Затем мелодия подхватывается другими инструментами и, развиваясь, подводит нас к 3 части, более взволнованной. Вскоре вновь звучит лирическая мелодия, возвращая задумчивое настроение, в котором и затихают последние вздохи струнных.

Симфония № 2 «Богатырская»

Рассвет творческих сил Бородина связан с сочинение Второй «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Оба произведения создавались в одни и те же годы, поэтому они сильно связаны друг с другом по содержанию и музыкальному складу.

Вторую симфонию - своё величайшее произведение Бородин создавал на протяжении 7 лет.

По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой – образ русских богатырей, а в финале – сцену разудалого русского пира.

Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей 1-ой части, создаёт могучий образ русских богатырей.

Лирико-эпический характер наиболее ярко воплощён в третьей части – неторопливом Andante. Оно воспринимается как повествование народного сказителя Баяна о славных ратных подвигах русских богатырей и древних князей. Сольная песня кларнета на фоне мягких аккордовых переливах арфы напоминает звучание гуслей. Сопровождающих спокойную речь певца.

Велико историческое значение Второй симфонии. Она стала первым образцом эпического симфонизма, который наряду с жанрово-живописным и лирико-драматическим стал одним из типов в русской симфонической музыке.


Подробнее о Бородине

Бородин любил камерную музыку, в отличие от некоторых членов «Могучей кучки», расценивавших её как западный, академический жанр. Однако ещё в юности Бородин написал Фортепианный квартет ля минор, на создание которого его вдохновили Мендельсон и Шуман. Позднее в этом жанре он напишет ещё два прекрасных струнных квартета.

Романсы и песни Бородина очень выразительны. «Спящая княжна» погружает нас в настроение покоя и задумчивости, столь излюбленного Равелем, Дебюсси и Стравинским. В «Морской царевне» звучит призыв легендарной Лорелеи, нежно заманивающей путника в пучину вод. «Песня тёмного леса» являет собой настоящую эпическую картину.

Помимо симфоний у Бородина есть ещё одно оркестровое произведение, отличающееся выдающимся мастерством – Симфоническая картина «В Средней Азии». Она написана Бородиным по случаю 25-летия царствования императора Александра II. Это произведение принесло Бородину европейскую известность. Он никогда впрямую не использовал русские народные песни в своих произведениях, но их мелодика сформировала особенности его собственного стиля.


Проверьте ваши знания

На каком инструменте Бородин учился играть в детстве?

  1. Фортепиано
  2. Скрипка
  3. Флейта

Какой профессии начал учиться Бородин в 1850 году в Санкт-Петербурге?

  1. Композитор
  2. Скрипач

Кем по профессии был Бородин?

  1. Доктор
  2. Хирург
  3. Учёный

Кем по профессии была жена Бородина?

  1. Пианистка
  2. Учитель
  3. Химик

Кто предложил Бородину сюжет для оперы «Князь Игорь»?

  1. Стасов
  2. Гоголь
  3. Пушкин

Над какими произведениями работал Бородин одновременно с оперой «Князь Игорь»?

  1. Струнный квартет № 2
  2. Симфония № 2
  3. Симфония № 3

Кому Бородин посвятил свой Струнный квартет № 2

  1. Своей жене
  2. М. П. Мусоргскому
  3. Цезарю Кюи

Кому Бородин посвятил Симфоническую картину «В Средней Азии?

  1. Николай I
  2. Александр II
  3. Александр I

Какой из композиторов-современников Бородина способствовал развитию русской музыки?

  1. М. П. Мусоргский
  2. М. А. Балакирев
  3. А. К. Глазунов

К какому содружеству принадлежал Бородин?

  1. «Французская шестёрка»
  2. «Могучая кучка»
  3. «Свободные художники»

Как называется самая известная опера Бородина?

  1. «Князь Игорь»
  2. «Князь Олег»
  3. «Княгиня Ярославна»

Какой характер имеет Вторая симфония?

  1. Лирическая
  2. Драматическая
  3. Эпическая

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (фрагмент), mp3;
Бородин. Увертюра из оперы «Князь Игорь», mp3;
Бородин. Симфония № 2:
I ч. Allegro (фрагмент), mp3;
III ч. Andante (фрагмент), mp3;
Бородин. Квартет № 2. III ч. Andante, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

А.П. Бородин «Богатырская симфония»

«Богатырская» симфония – это вершина симфонического творчества Бородина. Произведение воспевает патриотизм и могущество Родины и русского народа. Ясность звучания, чистота тембров и невероятно красивые мелодии заставляют увидеть богатство родных краев. Мелодии одна за другой словно открывают для нас дверь в историю, возвращая нас к истокам, к былинному творчеству.

Симфония названа «Богатырской» неслучайно. Узнать, почему произведение носит такое название, как создавалась композиция, а также много других интересных фактов можно на нашей странице.

История создания

Эпические образы, также как и симфонические формы, всегда притягивали внимание композитора. В 1869 году Бородину в голову пришла замечательная идея о создании симфонии, олицетворяющей всю русскую мощь, изложенную в былинах. Несмотря на то, что первая часть композиции была закончена в 1870 году и показана друзьям по Балакиревскому кружку , работа продвигалась достаточно медленно. Основной причиной длительных перерывов в музыкальной деятельности являлось то, что Александр Бородин был выдающимся химиком, и часто профессиональная деятельность была для него в приоритете. Более того одновременно шло сочинение более масштабного произведения, а именно оперы «Князь Игорь » (отсюда стоит выделить родственность двух сочинений).

В итоге полностью вторая симфония была закончена лишь спустя семь лет, в 1876 г. Премьера состоялась в феврале следующего года под эгидой Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге. Дирижировал композицией потрясающий дирижер 19 века Э.Ф. Направник. На презентацию был собран весь свет петербургского общества. Зал ликовал. Вторая симфония, безусловно, произвела фурор.

В этом же году последовала не менее успешная Московская премьера. Дирижировал несравненный Николай Григорьевич Рубинштейн. Примечательно, что во время прослушивания общество разделилось по впечатлениям на две стороны: одни признавали, что автору в полной силе удалось изобразить мощь и непобедимость Руси, другие же попытались оспорить использование русского фольклора в светской музыки.

Одним из слушателей был венгерский композитор и великолепный пианист Ф. Лист . После выступления он решил поддержать Александра Бородина и выявил ему собственное уважение, как профессионалу высочайшего уровня.

В настоящее время «Богатырская симфония» является одним из произведений, входящих в постоянный репертуар многих симфонических оркестров мира.

Интересные факты

  • Впервые услышав произведение, Модест Мусоргский был приятно удивлен. Он предложил назвать сочинение «Славянская героическая», но название не прижилось.
  • Работа над симфонией продолжалась на протяжении целых семи лет. Дело в том, что Бородин просто не успевал заниматься сочинением музыки, так как параллельно вел активную профессорскую деятельность, что обязывало его проводить «Женские врачебные курсы».
  • В документальном фильме «Сергей Герасимов. Богатырская симфония», произведение является лейтмотивом, пронизывающим весь жизненный путь великого кинорежиссера СССР.
  • Первое исполнение симфонии было высоко оценено не только соотечественниками композитора, но и знаменитыми зарубежными музыкантами. Ф. Лист после прослушивания был потрясен до глубины души, после премьеры он подошел к Бородину и посоветовал ему следовать собственным ощущениям в музыке и не слушать возгласы злопыхателей, так как его музыка всегда имеет четкую логику и выполнена искусно.
  • Третья и четвертая часть образуют единый по смыслу мини цикл, в результате чего исполняются без перерыва.
  • Стоит отметить, что в жанре «симфония» в те времена русские композиторы писали мало, поэтому Александр Порфирьевич Бородин, наряду с Римским-Корсаковым и Чайковским считаются основоположниками русской классической симфонии.
  • Во многом «Вторая симфония» схожа с оперой «Князь Игорь». Дело в том, что сочинение шло параллельно. Нередко композитор заимствовал темы из оперы, вставляя их в симфонию, или наоборот, первоначально сочинял для симфонии, а использовал в опере. Так главная тема в симфонии была предназначена для экспозиции образа русских в опере «Князь Игорь».
  • В основе первой темы заложены интонации всем известной бурлацкой трудовой песни «Эй, ухнем!».
  • Мало кто знает, но первоначально Стасов предлагал назвать симфоническое произведение «Львицей». Но после того, когда он реально переосмыслил замысел Александра Бородина, великий критик предложил именовать ее, как «Богатырскую». Идея пришла ему в голову после рассказа композитора о программности музыки.
  • Произведение было серьезно отредактировано двумя мастерами композиции и аранжировки, а именно Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым . На сегодняшний день данная редакция исполняется чаще, чем авторская.
  • Главная тема финала представляет собой народную песню «Пойду под Царьград».

Творчество Александра Бородина в основном строится на эпических русских образах, взывающих в слушателях гордость за Отчизну.

Композиция состоит из четырех классических частей, единственное отличие заключается в том, что автор поменял в структуре местами вторую и третью части, чтобы реализовать собственный композиционный замысел.

Жанр симфонии – эпический, что и определяет наличие соответствующих тематике образов, к которым относится могущественный богатырь, защищающий Родину и Баян-сказитель.

Примечательно, что произведение не имеет четкого программного замысла (т.к. нет литературного источника в основе симфонии), но выделяются черты программности. В связи с этим фактом, каждая часть может иметь условные названия:

  • I часть – Сонатное allegro. «Собрание богатырей».
  • II часть – Скерцо. «Игра богатырей».
  • III часть – Andante. «Песнь Баяна».
  • IV часть – Финал. «Богатырский пир».


О подобном названии частей Александр Бородин рассказывал Стасову. Стоит отметить, что композитор не настаивал на введении конкретной программе, позволив слушателю самому придумывать образы. Эта черта во многом характерна для творчества участников «Могучей кучки », и проявляется лишь в тяготении к программности.

Драматургическое развитие построено на типичном для эпического симфонизма приеме контрастной динамизации, чтобы лучше понять весь смысл, заложенный автором необходимо рассмотреть более подробно каждую часть.

Сонатное allegro строится на двух контрастных партиях: первая партия имеет суровый, мужественный характер и исполняется в унисон, олицетворяет богатырскую мощь и силу, вторая тема наполнена жизненной энергией, демонстрирует молодецкую удаль и быстроту ума. Часть активно развивается, уже в разработке главенствует новый музыкальный материал, показывающий сцену битвы богатырей, происходит завязка действия. Завершение представляет собой сокрушительное звучание основной «богатырской» темы.

Скерцо контрастно по характеру с предыдущей частью. Можно считать, что в драматургическом плане оно представляет собой эмоциональную разрядку.

Третья и четвертая части должны быть осмыслены, как единое целое. Andante – это сказ Баяна, что определяет соответствующий набор образно-инструментальных приемов, таких, как имитация звучания гуслей по средствам использования арфы, наличие переменного размера, характерного для сказа. Внутреннее развитие части строится на торжественном провозглашении «богатырской» темы в репризе, что тем самым подготавливает к началу новой части, знаменующейся, как «пир богатырей». Для финала характерно использование ярких для русской культуры тембров – свирелей, гуслей, балалаек. Симфония завершается фантастическим буйством музыкальных красок, отражающих удаль и энергичность русского народа.

Смена ярко контрастных друг другу масштабных музыкальных картин, связанных при этом интонационным единством – вот главный принцип симфонизма Бородина, проявляющийся во многих его творениях.

«Богатырская» симфония – это летопись Древней Руси в музыке. Благодаря таланту Александра Бородина и его безграничной любви к русской истории, эпическое направление получило распространение и активно развивалось в творчестве таких композиторов, как Танеев , Глазунов и Рахманинов . Вторая симфония представляет собой особый символ России, ее культуры и самобытности, который не померкнет с годами, а будет с каждым годом набирать мощь.

Видео: слушать «Богатырскую симфонию»

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА.

БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ.

К симфоническим произведениям относятся: 3 симфонии (1867, 1876, 1887); музыкальная картина «В Средней Азии» (1880).

Композитор не объявлял какой-либо программы к Богатырской симфонии. И все же здесь есть явные черты программности. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в медленной части желал нарисовать Баяна, в первой части – собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой русской толпы». Именно это дало повод Стасову назвать симфонию Богатырской (Мусоргский именовал её «героической славянской»). Все эти картины объединены единой патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа.

I ЧАСТЬ – написана в форме сонатного allegro. Воплощение богатырских образов. Главная партия близка русским былинным напевам, её исполняют деревянно-духовые.

Побочная партия – близка лирическим песням народного склада. В ней выражаются лирические чувства не одного человека, а целой массы народа. Рисует раздольную русскую степь.

Разработка построена по излюбленному Бородиным эпическому, картинному принципу. Она строится на чередовании героических эпизодов, которые напоминают боевые схватки, былинные подвиги, и лирических, более личных моментов, построенных на развитии побочной партии.

После сжатой репризы кода с огромной силой утверждает первую тему.

II ЧАСТЬ – стремительное скерцо. С предыдущей частью оно связано кратчайшей связкой – одним протянутым аккордом.

1-ая тема скерцо стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а потом несёт вниз, словно «не переводя дыхания».

2-ая тема звучит мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер.

Мелодия трио овеяна восточной негой.

III ЧАСТЬ –Andante, написана в форме сонатного allegro. Можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна - легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя о славных битвах и подвигах древних витязей.

Главная партия- это аккорды арфы рисуют перебор струн на гуслях Баяна.

Побочная партия - звучит как продолжение главной. Но настроение здесь становится другим, как будто сказитель от рассказа о мирной жизни перешёл к повествованию о тревожных и грозных событиях.

IV ЧАСТЬ - Аllegro. Музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и необыкновенным величием.

Главная партия – размашистая, буйно-весёлая тема, прообразом которой является народная песня «Пойду во Царь-город».

Побочная партия более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит на фоне как бы «переливов гуслей звончатых».

Симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

РОМАНСЫ А.П.БОРОДИНА

Вокальное творчество Бородина невелико по объёму. Им написано всего 16 романсов и песен на тексты А.С.Пушкина, А.Толстого, Гейне, А.Некрасова, а также на собственные тексты. Их можно разделить на 3 группы.

1. Романсы, воплощающие образы народного эпоса и сказки:

«Песня тёмного леса», «Спящая княжна».

2. Лирические зарисовки и психологические высказывания и психологические зарисовки:

«Отравой полны мои песни», «для берегов отчизны дальной».

3. Бытовые и юмористические романсы:

« Спесь», «У людей-то в дому».

«Спящая княжна» написана на собственный текст Бородина. В этом романсе сопоставляются образы спящей княжны, злых фантастических существ и богатыря-освободителя.

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Бородин сам сочинил слова в духе старинных народных песен вольницы(недаром своему романсу автор дал подзаголовок – «Старая песня»). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого, он подчеркнул в них то, что было близко современности – стихийную силу и неудержимоё стремление к свободе.

«Для берегов отчизны дальной» по жанру – элегия. Она написана в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского. Музыка этого романса гениально сливается с текстом Пушкина. Настроение глубокой сдержанной печали, мужественной скорби, острота и боль переживаний отличают это сочинение композитора.

«Спесь» - юмористический романс на стихи А.К.Толстого, в котором хорошо видны главные черты этого жанра в творчестве композитора. Бородину не были свойственны хлёсткая насмешка, едкая ирония. Его романсы отличает добродушный комизм. Но спесь – порок общественный. Поэтому, высказывая его, композитор приближается к социальной сатире – жанру столь популярному в творчестве Даргомыжского и Мусоргского.

Тема 19 (6)

Н. А. Римский-Корсаков

Многогранность творческой и общественной деятельности Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) - композитора, педагога, музыкального писателя и редактора, дирижера и пропагандиста русской музыки. Отражение в его творчестве истории и быта народа; широкое обращение к национальному фольклору.

Детские годы в Тихвине. Первое приобщение к музыке. Учеба в Морском корпусе в Петербурге (1856-1862). Увлечение музыкой, посещение оперы и концертов, занятия с Канилле. Знакомство с Балакиревым и его роль в развитии таланта и формировании художественных взглядов Римского-Корсакова. Заграничное плавание (1862-1865). Завершение и успешное исполнение Первой симфонии; создание других произведений для оркестра.

Работа над оперой «Псковитянка» на исторический сюжет. Рост известности композитора. Начало педагогической работы в консерватории (1871). Совершенствование композиторского мастерства. Увлечение народной песней и создание песенных сборников. Обращение к народно-бытовым и сказочным сюжетам в операх «Майская ночь» и «Снегурочка».

Период высшей творческой зрелости; создание лучших произведений для оркестра в 80-е годы («Шехеразада», «Испанское каприччио»), Беляевский кружок. Работа над завершением и редактированием сочинений Мусоргского и Бородина («Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь»), Выступления в роли дирижера. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Солидарность Римского-Корсакова с настроениями передовой части русского общества в годы революции 1905-1907 годов. Создание оперы-сатиры «Золотой петушок». Борьба Римского-Корсакова за реализм и народность русского музыкального искусства. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора.

Краткий обзор творческого наследия. Жанровое и тематическое богатство сочинений Римского-Корсакова. Ведущее положение оперы; преобладание сказочно-эпических произведений. Народно-жанровая основа симфонической музыки; роль программности в ней. Сюиты, симфонии и одночастные сочинения для оркестра. Камерная вокальная музыка. Произведения других жанров. Книги и статьи

Римского-Корсакова о музыке. «Летопись моей музыкальной жизни» как образец творческой автобиографии.

Из музыки Римского-Корсакова на биографическом уроке можно прослушать песню Варяжского гостя и песню Индийского гостя из оперы «Садко».

«Шехеразада». Обращение к «Шехеразаде» дает повод восстановить и значительно дополнить представления учащихся о симфоническом оркестре. К концу третьего года обучения у них уже накоплен определенный слуховой опыт от общения с симфонической музыкой и некоторые познания в области инструментоведения. Красочное звучание оркестра Римского-Корсакова, программность сюиты усиливают восприятие музыки, а сольные эпизоды почти всех инструментов облегчают узнавание их голосов. В беседе об оркестре, становящейся своеобразным введением к изучению оркестрового сочинения, могут быть затронуты вопросы, которые помогут учащимся осмыслить ряд понятий, связанных с оркестровой музыкой, и в дальнейшем самостоятельно в них ориентироваться. Основные из них: виды оркестров, различных по инструментальному составу и назначению (репертуару); современный симфонический оркестр, оркестровые группы и их инструментальный состав, расположение групп на концертной эстраде; функции дирижера; понятие о партитуре.

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания музыки сюиты. Сказочный, восточный характер музыки. Картинность и красочность музыкальных образов; выразительная роль оркестровых тембров. Строение цикла. Слуховое и визуальное (по нотным примерам из учебника) выявление выразительных качеств основных тем вступления. Разбор сонатного построения первой части, ее основные темы. Сопоставление контрастных образов во второй части, вариационное развитие основной темы. Песенные и танцевальные черты тем третьей части, ее лирический склад. Чередование тем предшествующих частей в финале. Программное и тематическое содержание коды.

Опера «Снегурочка». «Снегурочка» Римского-Корсакова в наибольшей степени отвечает задачам учебной работы, хотя преподаватель вправе заменить ее какой-либо другой из сказочных опер. В то же время проводить уроки по «Снегурочке» труднее, чем знакомить детей с «Иваном Сусаниным» и «Князем Игорем». Во- первых, есть опасность упрощения, сведения темы оперы к детской сказке о девочке-Снегурочке. С другой стороны, философское начало произведения, его языческий пантеизм и обрядность, особая поэтичность далеки от мировосприятия современных подростков. Приблизить творение Римского-Корсакова к восприятию школьников поможет обращение к чудесному поэтическому тексту А. Н. Островского и построение занятий в форме своеобразной музыкально-литературной композиции. Это, однако, не исключает и традиционного методического подхода к изучению оперы. В его основе - чередование фрагментов музыки с чтением текста Островского. Выразительное чтение поэтического текста преподавателем - обязательное условие осознания высоких художественных достоинств произведения и живого, эмоционального восприятия литературных образов школьниками.

Так, после разбора и прослушивания вступления к прологу естественно воспринимаются строки текста из монолога Весны и ее обращения к птицам, подготавливающего «Песню и пляску птиц». Появление Мороза и его диалог с Весной читается по тексту Островского, в котором мотивируется следующая сцена со Снегурочкой. Ее ария и aриетта - музыкальный центр пролога. В сцене проводов масленицы прослушиваются первый из хоров и заключительная сцена, от появления Снегурочки.

Ограниченность времени не позволяет сосредоточить внимание на первом действии. Смысл происходящего в нем необходим для понимания всего дальнейшего: он объясняется преподавателем с подборкой фрагментов текста.

Во втором действии можно обратиться к строкам из мудрых речений Берендея в его диалоге Бермятой (явление второе), жалобе Купавы (без прослушивания музыки дуэта) и приговору царя («Честной народ, достойна смертной казни вина его...»). Музыкальные номера действия, которые традиционно разбираются и прослушиваются, - это Шествие царя Берендея и его каватина. Медленная, тихая, проникновенная музыка арии проводит более заметное впечатление своей хрупкой красотой после прочтения ее текста по либретто, который воспевает могучую, полную чудес природу.

Два последних действия требуют меньше внимания и времени, и выбор фрагментов поэтического текста для прочтения здесь более ограничен. Если хор «Ай, во поле липенька» и «Пляска скоморохов только прослушиваются с пояснительными комментариями, то песня Леля весьма показательна для анализа выразительных средств, особенностей построения. Дальнейшее сюжетное развитие кратко пересказывается, а музыкальной иллюстрацией к происходящему в ночном лесу служит ариозо Мизгиря.

Последнее действие начинается со сцены Снегурочки с Весною, из которой читается с купюрами ее начальный текст до прощания Весны со Снегурочкой, включая текст хора цветом. Высокая поэзия этих строк навевает тепло и ароматы весенних дней, сближая человека с природой. В единстве человека и природы - одна из основополагающих идей оперы. В сцене таяния, в последних словах Берендея и заключительном хоре, слияние текста и музыки воспринимаются в их единстве как итог творения двух великих представителей русского искусства. Перед прослушиванием ариозо Снегурочки в музыке оперы выделяются тема Ярилы-Солнца, преобразованная тема из ариетты пролога, образ Снегурочки сопоставляется в финале с ее обликом в прологе.

При изучении данной темы используется:

          Конспект №27 (6)

          Наглядные пособия:

    Репродукции из путеводителя «Третьяковская галерея»

    Набор портретов композиторов

3. Аудиопособие:

1. «Николай Андреевич Римский-Корсаков»

4. Видеопособие:

1. Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

КОНСПЕКТ № 27 (6)

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.

(1844 – 1908 г.г.)

Основные произведения:

- 15 опер: «Садко», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Царская невеста», и другие.

- для оркестра: 3 симфонии, муз. картина «Садко», «Сербская фантазия», «Сказка», «Симфониетта на русские темы», «Испанское каприччио», «Шахеразада», «Светлый праздник».

- концерты, ансамбли для различных инструментов с оркестром.

- фортепианные произведения.

- 79 романсов, вокальные дуэты, трио и другие.

Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Новгородской губернии, в г.Тихвине. Отец композитора – бывший губернатор - имел дом. Мать – дочь крепостного крестьянина. Семья была музыкальной. У Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С 6 лет его начали учить музыке, и к 11 годам он добился больших успехов. Обязательными упражнениями Ника занимался с ленцой, зато любил менять в исполняемой пьесе конец.

Но не только музыка интересовала тогда юного Нику. Гораздо больше влекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием старшего брата, Воина Андреевича, офицера-моряка, участника длительных экспедиций, имевшего звание контр-адмирала. Нику пленяла мысль стать моряком. Наконец его мечта осуществилась. В 12 лет он поступил в Морской корпус в Петербурге.

Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Всё в нём было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками, среди которых были будущий писатель, автор «Морских рассказов» К. Станюкович и художник В. Верещагин. Учился Николай прекрасно. Шесть лет он всегда входил в «первый десяток» кадетов. Поэтому ему давали еженедельный отпуск. Он стал посещать концерты, оперу.

Но музыкальное образование Николая оставляло желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Ф. А. Канилле - музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь. Он начинает работу над первым своим серьёзным трудом – Первой симфонией. Но параллельно он сдаёт экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Путешествие длилось 3 года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Италии, Испании, Франции.

Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Симфония № 1, потом появились симфоническая картина «Садко», симфония «Антар». Но самой большой работой первого периода стала опера «Псковитянка». Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н. Н. Пургольд, талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей-композиторов. Мусоргский ласково называл ее – «наш любимый оркестр».

Тогда же Римский-Корсаков много работал над сборниками русских песен. Вначале он записал и гармонизовал 40 песен от талантливого певца-любителя Т.Филиппова, а затем стал сам их разыскивать русские народные песни разных жанров. Особенно его интересовали древние игровые и обрядовые песни. Так возник сборник «Сто русских народных песен».

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров морского ведомства. Для соответствия последней должности он научился играть на духовых инструментах. В середине 70-х годов он также принял на себя обязанности директора Бесплатной музыкальной школы, сменив Балакирева.

В 1905 году Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Весной 1908 года Римского-Корсакого начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. А в ночь на 8 июня композитора не стало.

ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВОГО.

Н.А. Римский-Корсаков написал 15 опер разных по содержанию:

1. «Псковитянка» - историческая опера.

2. «Моцарт и Сальери» - историческая опера.

3. «Царская невеста» - историческая опера.

4. «Снегурочка» - эпос-сказка.

5. «Ночь перед рождеством» - сказка.

6. «Золотой петушок» - сказка.

7. «Сказка о царе Салтане» - сказка.

9. «Сказание о невидимом граде Китеже» - фантастическая опера.

10. «Сервилия».

11. «Пан воевода».

12. «Садко».

13. «Млада» - опера-балет.

14. «Кощей бессмертный» - сказка.

15. «Боярыня Вера Шелога».

ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА».

Жанр: сочетание эпос-сказки с лирической драмой.

История создания. Сюжет: Римский-Корсаков очень любил природу, особенно весеннюю. Прочитав «весеннюю сказку» А.Островского, где народная мудрость сплетается с миром чувств, решил написать на сюжет этой сказки оперу. Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы, и любят искусство. Ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу. Римский-Корсаков показал старинные обычаи и обряды.

Либретто: Н.А.Римский-Корсаков.

Герои оперы:

Мифические герои Полуфантастические, Реальные герои:

полуреальные герои:

Дед-Мороз; Снегурочка – флейта. Купава

Весна – валторна; Образ сказочно холоден Мизгирь - кларнет-бас

Леший. и одновременно полон лиризма. Бобыль, Бобылиха

Лель – (кларнет) пастух,

символ вечной волшебной

силы искусства.

Берендей – царь, олицетворение

мудрого образа правления, истинный

отец своего народа.

В опере «Снегурочка» Римский-Корсаков использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики.

Композиция: пролог и 4 действия (преобладают сольные номера).

Идея и драматургия: сопоставление и развитие 2-х разных сфер: мир людей и мир природы. Показаны древние обряды, подлинные народные песни.

ПРОЛОГ

Действие пролога происходит далеко, далеко, за непроходимыми лесами, где лежит сказочная страна берендеев. По пояс в сугробах стоят мохнатые ели, а в глубоких дуплах гнездятся Леший и прочая нечистая сила. Холодно в стране берендеев.

Оркестровое вступление вводит слушателя в царство природы. Среди многих попевок и мелодических тем, на которых основано вступление, выделяются две.

Суровая и властная тема Деда Мороза, ярко контрастирует с мягкой, согретой теплом теме Весны.

В рывается крик петуха и Леший возвещает конец зиме. Весна спускается на землю и сообщает, что Ярило-Солнце в гневеотвернулось от берендеев, отдав их землю во власть Деда Мороза, потому, что в их заповедном лесу живёт Снегурочка, дитя Деда Мороза и Весны. Снегурочку отпускают жить к бередеям, а Лешего как охранника.

1. Песни и пляски птиц. Оркестровое сопровождение наполнено звукоподражательными мотивами - птичьи напевы записанные Римским-Корсаковым. В музыке ясно слышнатся крик кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканнье других птиц. А на этом фоне звучат 2 народных напева: «Собрались птицы», «Орёл воевода».

2. Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». С вои 15 лет Снегурочка прожила в лесной чаще, спрятанная там от людских глаз, и от губительного для неё взора Ярилы.Томится Снегурочка по теплу человеческого чувства. Всё ей нравится в берендеях. Приятно ей слушать песни пастушка Леля, хочется гулять с подругами, водить хороводы, повторять за Лелем его песни. Об этом она поёт в своей первой арии. Музыка этой арии легка, изящна и грациозна. Холодноватый тембр флейты постоянно сопровождает Снегурочку вначале оперы.

3. Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала..» выражает чувство стремления к людям. Лирическая мелодия построена на полутоновых интонациях. Гармония состоит из мажорных и минорных трезвучий и их обращениях.

Вторая часть пролога посвящена древнему обряду проводов Масленницы. Соломенное чучело (Масленица) наряжали и с пением возили по улицам, а вечером сжигали, то есть пытались ускорить приход весны.

4. Хор «Прощай, Масленица». Мелодия хора построена на мелодических оборотах старинных обрядовых песен.

Но вот Бобыль замечает Снегурочку. Берендеи замирают от удивления, поражённые её красотой. Вместе с Бобылихой он уводит её к себе в дом. Деревья и кусты кланяются Снегурочке, прощаясь с нею.

1 ДЕЙСТВИЕ

В страну берендеев пришла весна. Снегурочка живёт у Бобыля и Бобылихи. Здесь же и Лель. Он поёт для Снегурочки 2 песни. Но скучно ему с холодной Снегурочкой, которая хочет поцеловать за песни. И, бросив подаренный ею цветок, Лель убегает к весёлым девушкам. Снегурочка огорчена, сердце её сжимает тоска.

5. Ариетта Снегурочки «Как больно здесь, как сердцу тяжко..» - поёт Снегурочка, сетуея и на Леля, и на отца Мороза, лишившего её сердечного тепла.

Рядом с хрупкой Снегурочкой возникает другой образ - берендейки Купавы. Она рассказывает о встрече с красавцем Мизгирём, богатым торговым гостем.

Появляется Мизгирь. По обычаю он должен одарить девушек - подружек Купавы, чтобы выкупить невесту. Запевают свадебные песни. Но Мизгирь видит Снегурочку и забывает обо всём на свете. Он сулит ей несметные богатства за любовь. Берендеи возмущены. Никогда в их стране не было такой измены. Все они советуют Купаве искать защиты у царя Берендея.

2 ДЕЙСТВИЕ

Действие происходит во дворце царя Берендея, где царят добро, справедливость,

любовь ко всему прекрасному - и в людях, и в природе, и в искусстве. Царь Берендей занят рисованием. Но он не может чувствовать себя счастливым. Его волнует немилость Ярилы, непонятное охлаждение и природы и человеческих сердец.

В слезах вбегает Купава и просит защиты царя. Потрясённый горем Купавы и изменой жениха, царь велит вести Мизгиря на суд.

5. Шествие царя Берендея представляет собой торжественный сказочный марш. Громкие возгласы труб, тромбонов и других духовых инструментов ярко контрастируют с лёгким пиццикато скрипок.

Суд над Мизгирём недолог. Никто не сомневался в его вине, да и он не оправдывается. Суров приговор царя - вечное изгнание ожидает его. Но Мизгирь хочет в последний раз взглянуть на Снегурочку.

Вот появляется Снегурочка. Своей красотой она очаровывает всех, включая царя.

6. Каватина Берендея звучит тихим, восторженным гимном всемогущей природы: «Полна, полна чудес могучая природа..». Голосу Берендея вторит виолончель своей мерно покачивающейся мелодией, ласковой и убаюкивающей.

И понял царь, почему злится на них Ярило. Не может такая красота быть холодной. И решает царь Берендей: завтра, в первый день лета - Ярилин день - обвенчать перед ликом восходящего солнца всех женихов и невест. И среди влюблённых должна быть Снегурочка со своим избранником. Мизгирь просит об отсрочке изгнания, и обещает заронить любовь в сердце Снегурочки. Берендей соглашается. Народ славит мудрость Берендея.

3 ДЕЙСТВИЕ

В канун Ярилина дня - праздника солнца - молодёжь водит хороводы под подлинно народную песню «Ай, во поле липенька». Старики угощаются брагой и пряниками. Царь Берендей выходит к народу. Заплясали скоморохи. Запел свою чудесную песню Лель.

7. Песня Леля «Туча с громом сговорилась..». Появление Леля почти всегда сопровождается нежными переливами кларнета (иногда гобоя). Эта песня начинается с соло кларнета, исполняющего подлинный наигрыш. Во вступлении имеются изобразительные черты - подражание раскатам грома (тремоло литавр). Мелодия песни основана на народных оборотах и попевках.

В награду за песню царь предлагает Лелю выбрать девушку. Снегурочка просит Леля выбрать её, но Лель понимая горе обиженной Купавы, избирает её. Все берендеи расходятся, а на лесной поляне остаётся одна тоскующая Снегурочка.

8. Ариозо Мизгиря «На тёплом синем море..». Мизгирь в своём ариозо молит девушку о любви.

Он предлагает Снегурочке за её любовь бесценный жемчуг. Но девушке непонятны его чувства, и она убегает. Её преследует Мизгирь. Лес оживает, превращаясь в непроходимую чащу, вдали мелькает призрачный образ Снегурочки. Леший заманивает Мизгиря в лесную глушь. Поляна принимает прежний вид. Выходят Лель и Купава. Они счастливы. Вбежавшая Снегурочка упрекает Купаву. Лель советует Снегурочке учится любить у Купавы.

4 ДЕЙСТВИЕ

В волшебном озере, в непроходимой чащобе, укрывшись от людей, обитает Весна. Снегурочка просит мать-Весну наделить её чувством любви. Весна дарит венок, цветы которого обладают чудодейственной силой - и в этот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Появляется Мизгирь. Его преданная любовь трогает сердце девушки. Счастливый Мизгирь ведёт её к царю. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Восходит солнце.

Настаёт Ярилин день - праздник лета. Царь Берендей благословляет молодые пары. Мизгирь подводит её к царю. На вопрос царя о своей любви Снегурочка отвечает: «Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я его люблю». И в этот момент луч восходящего солнца озаряет её. Испытывая непонятные чувства, она начинает таять.

9. Ариозо Снегурочки «Но, что со мной..» (сцена таяния). Если вначале солирующие скрипка и флейта окрашивают музыку в тёплые тона («Но что со мной!? Блаженство или смерть»), то на словах «Люблю и таю..» присоединяются духовые и арфа (глиссандо), что позволяет ощутить как бы и стаивание, растворение мелодии.

Мизгирь бросается в озеро. А Ярило дарит людям свет и тепло. Так между природой и людьми вновь воцаряется мир и гармония.

10. Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило..» - построен на нарастании силы. Первую строфу запевает Лель. Вторую - хор берендеев, а третью - ансамбль солистов.

Музыка «Снегурочки» проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое признание искусства, пробуждающее всё лучшее в человеке, верой в торжество правды и добра.

СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРАЗАДА».

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах. Всем им присущи красочные волшебные образы и картины природы, своеобразие и самобытность интонационного языка. Достаточно назвать второй, «половецкий» акт из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Персидский хор» в опере «Руслан и Людмила»

М.И. Глинки. Подлинный и мнимый, «русский Восток» сочетает в себе дикость, буйность, стихийность и изысканность, томность, негу, сказку, волшебство, чары.

Вот уже несколько сот лет увлекают и волнуют людей приключения Синдбата-морехода, который пускался в далёкие и опасные странствия, судьба разумного и предприимчивого Аладдина, история Али-бабы, который, узнав чудодейственные слова: «Сезам, откройся!», овладел несметными сокровищами сорока разбойников, легендарность и достоверность личности всесильного и словного халифа Багдада Гарун-аль-Рашида.

Герой сказок «1001 ночи» давно стали любимыми как среди детей, так и среди взрослых. Сборник этих сказок появился в 18 веке во Франции. С французского языка сказки вскоре были переведены на многие другие языки. «1001 ночи» - подлинно народное сочинение. Оно создавалось многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана всего за два месяца. В четырёх частях этой музыкальной сказки можно не только услышать, но и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада.

Сюита «Шехеразада» - это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Оружие Султана - грубая сила, оружие рассказчицы - это поэтический дар, её безграничная фантазия. Кто же победит?

Симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакого (1888г.) - произведение программное. Все 4 части объеденены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. Так, тема Шехеразады появляется во всех частях. Сочиняя сюиту, композитор сначала предполагал дать каждой части своё название. Однако позднее он от этой мысли отказался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следовали своей фантазии.

I ЧАСТЬ начинается со вступления, в котором звучат 2 контрастные темы.

Тема царя Шахриара - грозного и жестокого владыки исполняется духовыми инструментами в низком регистре.

Тема юной и прекрасной Шехеразады всегда звучит у скрипки соло.

I часть первоначально Римский-Корсаков назвал « Картина моря с плывущим по нему кораблём Синдбада» . Музыка её удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части всё успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворенного моря.

II ЧАСТЬ - «Рассказ царевича-Календера». Здесь появляется новый персонаж - царевич, и Шахеразада как бы передаёт ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создаёт музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Тема Календера построена на интонациях восточных народных песен, звучит она в партии фагота.

III ЧАСТЬ - самая лирическая в сюите, она называлась «Царевич и царевна».

Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления.

Первая тема (Царевича) - широкая, напевная.

Вторая тема (Царевна) - танцевального характера - создаёт грациозный, женственный образ.

IV ЧАСТЬ является особенно яркой из всей сюиты. В ней объединяются темы всех предшествующих частей. Композитор назвал эту часть «Картина народного праздника в Багдаде». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров. Обширная кода, которая служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу.

В эпилоге тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён.В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.

«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединенных проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что все это рассказ одного лица - очаровательной сказочночницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов . Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Имя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

  • 1 опера («Князь Игорь»),
  • оперетта с разговорными диалогами «Богатыри»,
  • 3 симфонии (№ 3 не окончена),
  • симфоническая картина «В Средней Азии»,
  • камерные, фортепианные сочинения, романсы и песни,
  • концерт для флейты и фортепиано с оркестром (утрачен).

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es —dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

  • широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений;
  • картинность.

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a —moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

  • сложность и масштабы работы заставили засомневаться композитора в том, что он с нею справится;
  • жанр литературного первоисточника («Слово о полку Игореве») не предполагал остроконфликтного противостояния, необходимого для напряженности развития сценического действия.

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c —moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное «Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A —dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D —dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

  • Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
  • России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры