Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт

Главная / Любовь
Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart , более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт , (info) ; 27 января , Зальцбург - 5 декабря , Вена) - великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.

Биография

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

Антонио Сальери

Моцарт и масонство

Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.

У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно - ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.

  • «Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери.» - , А. С. Пушкин , драма
  • «Моцарт на пути в Прагу». - Эдуард Мёрике , повесть
  • «Амадеус». - Питер Шеффер , пьеса.
  • «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». - , Э. Радзинский , историческое эссе.
  • «Убийство Моцарта». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Возвышенное и земное». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Старый повар». - К. Г. Паустовский

Фильмы

  • Моцарт и Сальери - , реж. В. Гориккер , в роли Моцарта И. Смоктуновский
  • Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери - , реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин
  • Амадей - , реж. Милош Форман , в роли Моцарта Т. Халс
  • - документальный фильм, Канада , ZDF , ARTE , 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн
  • «Моцарт » - двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия».

Творческий метод

Моцарт писал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, - мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют „сырое тесто“. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растёт, я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes) , 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт » (Apollo et Hyacinthus) , 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна » (Bastien und Bastienne) , 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка» (La finta semplice) , 1768 - упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto) , 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba) , 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata , 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione) , 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла » (Lucio Silla) , 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten) , 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница» (La finta giardiniera) , 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух » (Il Re Pastore) , 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида » (Zaide) , 1779 (реконструирована Х.Черновин , )
  • «Идоменей, царь Критский » (Idomeneo) , 1781
  • «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail) , 1782. Зингшпиль
  • L’oca del Cairo , 1783
  • Lo sposo deluso
  • «Директор театра» (Der Schauspieldirektor) , 1786. Музыкальная комедия
  • «Женитьба Фигаро » (Le nozze di Figaro) , 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан » (Don Giovanni) , 1787; Дон Жуан (фильм, 1979) - экранизация оперы
  • «Так поступают все » (Così fan tutte) , 1789
  • «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito) , 1791
  • «Волшебная флейта » (Die Zauberflöte) , 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
    • «Коронационная» (1779)
    • «Реквием» (1791)
  • 49 симфоний, среди которых:
    • «Парижская» (1778)
    • № 36 «Хаффнер» (1782)
    • № 37 «Линцская» (1783)
    • № 38 «Пражская» (1786)
  • Концерты для фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
  • Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)

П. И. Чайковский в одном из своих дневников признался, что никто не сумел заставить его так трепетать от восторга и плакать, настолько почувствовать свою близость к идеалу, как это удалось Моцарту. Только благодаря его произведениям он понял,

Вольфганг Моцарт. Биография: детство

Великий композитор никак не обязан своим дарованием матери, Марии-Анне. А вот Леопольд Моцарт - отец - был педагогом, скрипачом и органистом. Из семи детей в этой семье выжили только старшая сестра Вольфганга и он сам. Сначала отец занимался игрой на клавире с дочерью, проявившей музыкальный талант. Мальчик всегда сидел рядом и развлекался тем, что подбирал мелодии. Отец заметил это. И в игровой форме стал заниматься и с сыном. В пять лет мальчик уже свободно сочинял пьески, а в шесть исполнял очень сложные произведения. Леопольд был не против музыки, но он хотел, чтобы жизнь сына была более обеспеченной и интересной, чем его. Он решил отправиться с детьми в турне с выступлениями.

Биография Моцарта кратко: концертное путешествие

Сначала они посетили Вену, Мюнхен, затем другие европейские города. После триумфальных выступлений в Лондоне в течение года они получили приглашение в Голландию. Публику поражала виртуозность игры мальчика на клавесине, органе и скрипке. Концерты длились от четырех до пяти часов и, конечно же, были очень утомительными, тем более что отец продолжал образование сына. В 1766 году прославленная семья вернулась в Зальцбург, но отдых был коротким. Музыканты стали завидовать мальчику и относиться к 12-летнему гению как к настоящему сопернику. Отец решил, что только в Италии талант его сына смогут оценить по достоинству. На этот раз они отправились вдвоем.

Биография Моцарта кратко: пребывание в Италии

Концерты уже 14-летнего Вольфганга в крупных городах страны проходили с потрясающим успехом. В Милане он получил заказ на оперу «Митридат, царь Понтийский», который выполнил блестяще. Впервые Болонская академия избрала столь юного композитора своим членом. Все оперы, симфонии и другие произведения Вольфганга, написанные за время пребывания в этой стране, свидетельствуют о том, насколько глубоко он проникся особенностями итальянской музыки. Отец был уверен, что теперь-то уж судьба его сына будет устроена. Но при всем успехе найти работу в Италии не получалось. Местная знать настороженно относилась к самобытности его таланта.

Биография Моцарта кратко: возвращение в Зальцбург

Родной город встретил путешественников довольно неприветливо. Старый граф умер, а его сын оказался жестоким, властным человеком. Он унижал и притеснял Моцарта. Без его ведома Вольфганг не мог участвовать в концертах, обязан был писать только церковную музыку и мелкие произведения для развлечения. Когда юноше было уже 22 года, он с трудом получил отпуск. И с матерью отправился в Париж, надеясь, что там вспомнят его талант. Но и эта попытка не дала результата. К тому же во французской столице, не выдержав лишений, умерла мать композитора. Моцарт вернулся в Зальцбург и провел там еще два мучительных года. И это в то время, когда в Мюнхене с триумфом шла его новая опера «Идоменей, царь Крита». Успех ее укрепил Вольфганга в решении не возвращаться к зависимому положению. Архиепископ не подписал его заявление об увольнении, но, несмотря на это, композитор уехал в Вену. В этом городе он и прожил до последних своих дней.

Биография Моцарта кратко: жизнь в Вене

Вскоре после переезда Вольфганг женился на Констанце Вебер. Для этого ему пришлось в августе 1782 года увезти девушку из дома, так как ни его отец, ни ее мать согласия на брак не давали. Сначала жизнь в Вене складывалась тяжело. Но успех «Похищения из сераля» снова открыл композитору двери салонов и дворцов городской знати. В это время он успел познакомиться со многими известными музыкантами, завести связи. Далее последовали оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», имевшие переменный успех. Одновременно с «Волшебной флейтой» Вольфганг сочинял по заказу одного графа и «Реквием». Однако дописать последний композитор не успел. Это сделал, используя черновики, Зюсмайер - ученик Моцарта.

Амадей Моцарт. Биография: последние годы

Умер Вольфганг по неизвестной до наших дней причине в декабре 1791 года. Многие музыканты до сих пор поддерживают легенду о том, что композитора отравил Сальери. Но не осталось никаких документов, хотя бы косвенно подтверждающих эту версию. Его осиротевшая семья настолько обеднела, что не имела денег на приличные похороны. Моцарт был погребен в общей могиле. Где именно он захоронен, так и не установлено.

Выдающийся австрийский композитор В. А. Моцарт является одним из представителей школы. Его дар проявился с раннего детства. В произведениях Моцарта чувствуется отражение идей движения "Буря и натиск" и немецкого Просвещения. В музыке претворен художественный опыт различных традиций и национальных школ. Самые известные список которых огромен, заняли свое место в истории музыкального искусства. Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

Краткие сведения о композиторе

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор) появился на свет 27.01.1756 года в красивом городке Зальцбурге. Помимо композиторской деятельности? он был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный шикарную память и тягу к импровизации. Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых не только своего времени, но и современности. Его гениальность отразилась в произведениях, написанных в разных формах и жанрах. Сочинения Моцарта популярны до сих пор. А это свидетельствует о том, что композитор прошел "испытание временем". Его имя наиболее часто упоминается в одном ряду с Гайдном и Бетховеном как представителя венского классицизма.

Биография и творческий путь. 1756-1780 годы жизни

Моцарт появился на свет 27 января 1756 года. Сочинять стал рано, примерно с трехлетнего возраста. Первым учителем музыки был отец. В 1762 году он отправляется с отцом и сестрой в большое артистическое путешествие по разным городам Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов. В это время создаются первые произведения Моцарта. Список их постепенно расширяется. С 1763 года проживает в Париже. Создает сонаты для скрипки и клавесина. В период 1766-1769 годов живет в Зальцбурге и Вене. С удовольствием погружается в изучение композиций великих мастеров. Среди них Гендель, Дуранте, Кариссими, Страделла и многие другие. В 1770-1774 гг. находится в основном в Италии. Знакомится с известным в то время композитором - Йозефом Мысливечеком, влияние которого прослеживается в дальнейшем творчестве Вольфганга Амадея. В 1775-1780 годах совершает поездку в Мюнхен, Париж и Мангейм. Испытывает материальные трудности. Лишается матери. В этот период написаны многие произведения Моцарта. Список их огромен. Это:

  • концерт для флейты и арфы;
  • шесть клавирных сонат;
  • несколько духовных хоров;
  • Симфония 31 в тональности Ре мажор, которая известна как Парижская;
  • двенадцать балетных номеров и многие другие композиции.

Биография и творческий путь. 1779-1791 годы жизни

В 1779 году работает в Зальцбурге придворным органистом. В 1781 году в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера его оперы "Идоменей". Это был новый поворот в судьбе творческой личности. Потом живет в Вене. В 1783 году женился на Констанце Вебер. В этот период плохо выходят оперные произведения Моцарта. Список их не так велик. Это оперы L’oca del Cairo и Lo sposo deluso, которые так и остались неоконченными. В 1786 году написана его превосходная "Свадьба Фигаро" по либретто Лоренцо да Понте. Она была поставлена в Вене и пользовалась большим успехом. Многие считали, что это лучшая опера Моцарта. В 1787 году выходит не менее удачная опера, которая также создавалась в содружестве с Лоренцо да Понте. Тогда же он получает должность "императорского и королевского камерного музыканта". За что ему платят 800 флоринов. Пишет танцы для маскарадов и комическую оперу. В мае 1791 года Моцарта взяли на должность ассистента капельмейстера Кафедрального Она не оплачивалась, но предоставляла возможность после смерти Леопольда Хофмана (который был сильно болен) занять его место. Однако этого не случилось. В декабре 1791 года гениальный композитор умер. Существует две версии причины его смерти. Первая заключается в осложнении после болезни ревматической лихорадкой. Вторая версия похожа на легенду, но поддерживается многими музыковедами. Это отравление Моцарта композитором Сальери.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера - это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: "Превращение Гиацинта", еще известна как "Аполлон и Гиацинт";
  • оперы-сериа: "Идоменей" ("Илия и Идамант"), "Милосердие Тита", "Митридат, царь Понтийский";
  • оперы-буффа: "Мнимая садовница", "Обманутый жених", "Свадьба Фигаро", "Все они таковы", "Каирский гусь", "Дон Жуан", "Притворная простушка";
  • зингшпили: "Бастьен и Бастьенна", "Заида", "Похищение из сераля";
  • большая опера: "опера Волшебная флейта";
  • балет-пантомима "Безделушки";
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория "Освобожденная Ветулия";
  • кантаты: "Кающийся Давид", "Радость каменщиков", "Тебе, душа вселенной", "Маленькая масонская кантата".

Вольфганг Амадей Моцарт. Произведения для оркестра

Произведения В. А. Моцарта для оркестра поражают своими масштабами. Это:

  • симфонии;
  • концерты и рондо для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром;
  • концерты для двух скрипок с оркестром в тональности До мажор, для скрипки и альта с оркестром, для флейты с оркестром в тональности для гобоя с оркестром, для кларнета с оркестром, для фагота, для валторны, для флейты и арфы (До мажор);
  • концерты для двух фортепиано с оркестром (Ми бемоль мажор) и трех (Фа мажор);
  • дивертисменты и серенады для симфонического оркестра, струнного, духового ансамбля.

Пьесы для оркестра и ансамбля

Много сочинил для оркестра и ансамбля Моцарт. Известные произведения:

  • Galimathias musicum (1766);
  • Maurerische Trauermusik (1785);
  • Ein musikalischer Spa (1787);
  • марши (некоторые из них присоединялись к серенадам);
  • танцы (контрдансы, лендлеры, менуэты);
  • церковные сонаты, квартеты, квинтеты, трио, дуэты, вариации.

Для клавира (фортепиано)

Музыкальные произведения Моцарта для этого инструмента очень популярны у пианистов. Это:

  • сонаты: 1774 г. - До мажор (К 279), Фа мажор (К 280), Соль мажор (К 283); 1775 г. - Ре мажор (К 284); 1777 г. - До мажор (К 309), Ре мажор (К 311); 1778 г. - ля минор (К 310), До мажор (К 330), Ля мажор (К 331), Фа мажор (К 332), Си бемоль мажор (К 333); 1784 г. - до минор (К 457); 1788 г. - Фа мажор (К 533), До мажор (К 545);
  • пятнадцать циклов вариаций (1766-1791);
  • рондо (1786, 1787);
  • фантазии (1782, 1785);
  • разные пьесы.

Симфония № 40 В. А. Моцарта

Симфонии Моцарта создавались с 1764 по 1788 г. Три последние стали наивысшим достижением этого жанра. Всего Вольфганг написал более 50 симфоний. Но по нумерации отечественного музыковедения последней считается 41-я симфония ("Юпитер").

Лучшие симфонии Моцарта (№ 39-41) являются уникальными творениями, которые не поддаются установленной в то время типизации. В каждой из них содержится принципиально новая художественная идея.

Симфония № 40 является самым популярным произведением этого жанра. Первая часть начинается взволнованной мелодией скрипок вопросо-ответной структуры. Главная партия напоминает арию Керубино из оперы "Свадьба Фигаро". Побочная партия лирична и меланхолична, составляет контраст главной. Разработка начинается небольшой мелодией фаготов. Возникают мрачные и скорбные интонации. Начинается драматическое действие. Реприза усиливает напряжение.

Во второй части преобладает спокойно-созерцательное настроение. Здесь также используется сонатная форма. Главную тему исполняют альты, затем ее подхватывают скрипки. Вторая тема словно "порхает".

Третья - спокойная, нежная и певучая. Разработка возвращает нас к взволнованному настроению, появляется тревога. Реприза - это снова светлая задумчивость. Третья часть - менуэт с чертами марша, однако в размере три четверти. Главная тема - мужественная и решительная. Она проводится скрипками и флейтой. В трио возникают прозрачные пасторальные звучания.

Стремительный финал продолжает драматическое развитие, достигая наивысшей точки - кульминации. Тревога и волнение присущи всем разделам четвертой части. И только последние такты вносят небольшое утверждение.

В. А. Моцарт был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Его превосходные произведения заняли свое место в истории музыкального искусства.

Моцарт Вольфганг Амадей

Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.)

Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие составляют более 600 произведений, охватывающих практически все жанры музыкального искусства.


Моцарт обладал мощным универсальным даром музыканта, который проявил себя с раннего детства. Современники называли его «богом музыки», но этот звучный титул ничего не дал композитору: ни должной славы и понимания его творчества (они пришли лишь спустя столетия), ни богатства, ни долгих лет жизни. Он умер, не дожив до тридцати шести лет. Но как фантастично много успел создать этот гений – 20 опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, месс…

27 января 1756 г. в небольшом альпийском городе Зальцбурге родился мальчик, которого назвали Вольфгангом. Отец новорожденного, Леопольд Моцарт, происходивший из семьи простого переплетчика, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турна. В то время Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества, во главе которого стоял архиепископ.

Вольфганг (или Амадео – как звучало это имя по-итальянски) был седьмым ребенком в семье, однако почти все его братья и сестры умерли в младенчестве и в живых осталась только лишь Мария-Анна, или, как ласково звали ее домашние, Наннерль, которая была старше Моцарта на 4,5 года. Со временем отец стал учить дочь игре на клавесине, но все чаще к инструменту подходил маленький Вольфганг. К великому изумлению родителей, малыш, которому едва исполнилось 3,5 года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

Однажды 4-летний Моцарт сидел за столом и что-то старательно выводил на нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, – мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Леопольд взял лист и увидел выведенные нетвердым почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему показалось, что это детская шалость, но когда он внимательно рассмотрел написанное, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, – обратился он к окружающим, – как здесь все правильно и со смыслом!»

Вскоре дети настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что в январе 1762 г. отец принял решение совершить с ними концертную поездку. Для начала они отправились в Мюнхен, где выступили при дворе курфюрста Баварского, да так успешно, что Леопольд Моцарт принялся хлопотать об отпуске для поездки в столицу…

Выступления Вольфганга и Наннерль в Вене носили сенсационный характер. Они играли в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей, неизменно вызывая восторг публики. Однако такая жизнь была чрезвычайно тяжела для детей, которые музицировали практически без отдыха по 4–5 часов подряд. Особенно изнурительно это было для хрупкого организма маленького Моцарта. В конце концов тяжелая скарлатина обоих детей положила конец венским триумфам.

По возвращении домой отец позаботился о том, чтобы занятия брата и сестры (причем не только музыкой, но и обычными школьными предметами) шли строго и планомерно. Летом 1763 г., снова испросив отпуск у архиепископа, Леопольд предпринял с детьми более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике, Вольфганг смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Кроме того, в Париже он много сочинял. В начале 1764 г. вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны 7-летним мальчиком.

гра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Несмотря на разницу в возрасте, они вскоре стали друзьями, нередко импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух инструментах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать. Там же, в Лондоне, Моцарт написал еще 6 сонат для клавесина и взялся за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. По дороге домой Леопольд решил заехать в Голландию и Фландрию. Они побывали в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме, и повсюду успех был огромный – детям устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам, но ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его учеников, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть. «Дети мои одарены таким талантом, – писал в одном из своих писем Леопольд, – что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута – потеряна навеки… Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы – я бы умер с горя».

В конце 1766 г. семья Моцарта с триумфом вернулась в родной Зальцбург, пробыв за границей почти 3,5 года. Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми занятия на клавесине и скрипке. Кроме того, они серьезно изучали музыкальную композицию, арифметику, историю и географию. Вольфганг также осваивал латынь и итальянский язык, знание которых в те времена для музыканта было обязательным.

В 1767 г. Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юной эрцгерцогини Марии-Иозефы с неаполитанским королем. Желая воспользоваться благоприятным моментом, Леопольд выехал с семьей в столицу Австрии. Но поездка оказалась неудачной – в Вене свирепствовала страшная эпидемия оспы. Пришлось спешно вывозить детей из города и бежать в Моравию. Но было уже поздно: и брат, и сестра заболели оспой в тяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишь через 10 дней зрение стало восстанавливаться.

Только в январе следующего года семья вернулась в Вену, но интерес к игре Моцартов со стороны столичной публики теперь заметно остыл. Мало кто приглашал их в свои салоны, и только благодаря хлопотам друзей Леопольда детям удалось выступить при дворе. Сочинения Вольфганга понравились императору Иосифу II, и он выразил желание услышать одно из его новых произведений на сцене Венского оперного театра. Однако тамошние музыканты посчитали чудо-ребенка серьезным конкурентом и всячески препятствовали его продвижению. Поэтому венскому зрителю так и не суждено было увидеть оперу по пьесе «Притворная простушка» – по городу поползли слухи о том, что якобы все сочинения Моцарта написаны его отцом, который, желая сделать сыну карьеру, выдает свои работы за его творения. Театр отказал юному композитору в постановке. Это было поражением, но Вольфганг и не думал отчаиваться. По его возвращении в Зальцбург архиепископ, близко к сердцу принимавший успехи и огорчения, приказал музыкантам своей капеллы разучить и поставить оперу, отвергнутую Веной.

В 1770 г. Леопольд Моцарт повез сына в турне по Италии. Программы, с которыми выступал 14-летний подросток, поражали обширностью и сложностью. В них демонстрировалась не только техника игры на клавире, но и замечательное композиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации. В Болонье Вольфганг выдержал сложный экзамен по композиции, и местная Филармоническая академия избрала его своим членом. В свою очередь, дирекция Миланского театра заказала ему оперу «Митридат, царь Понтийский», которая потом была сыграна 20 раз подряд при переполненном зале. Не меньший успех имела двумя годами позже и вторая опера Моцарта «Лючио Силла». Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удалось.

В это время в Зальцбурге умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта. Его место занял граф Иероним Колоредо, не терпевший оперной музыки. Он полагал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как сочинение опер, да еще для заграничных театров. Моцартам было приказано спешно вернуться домой, и в марте 1773 г. Вольфганг навсегда покинул Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, осталась позади. Начинался новый этап жизни.

Моцарт был обречен на прозябание в маленьком захолустном городке. Все тяготило здесь 17-летнего юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, и чванство местной аристократии, и косность обывателей. В Зальцбурге не было ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещалось. День его начинался в приемной архиепископа, где он с другими слугами ожидал приказаний, а вечером следовало выступление в качестве клавесиниста или скрипача в закрытом концерте.

Но серьезные занятия композицией продолжались. Теперь Вольфганг писал главным образом инструментальную музыку: симфонии и сонаты, веселые дивертисменты, приветственные серенады для исполнения на открытом воздухе. Именно в эти годы постепенно формировался неповторимый моцартовский стиль. Богатые художественные впечатления сочетались в его произведениях со все более заметным проявлением творческой индивидуальности.

По приказанию архиепископа юноше приходилось сочинять много церковной хоровой музыки. Была в этом и положительная сторона: подобные произведения тут же разучивались и исполнялись, что было неплохой подготовкой для создания в будущем величественных хоровых оперных сцен… Но все же после итальянских триумфов сочинять одни лишь мессы юному гению было скучно. Лишь через пять лет с великим трудом ему удалось добиться разрешения уехать из Зальцбурга. Оставив придворную службу, Моцарт поселился в Мангейме, где познакомился с семьей переписчика нот Вебера и приобрел несколько верных и надежных друзей среди любителей искусства.

Но тяжелое материальное положение, унижение, ожидания в приемных, поиски протекции – все это вынудило молодого композитора вернуться в родной город. Архиепископ принял обратно своего бывшего музыканта, но настрого запретил ему публичные выступления. Тем не менее, в 1781 г. Вольфгангу удалось получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, он подал заявление об увольнении и получил в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения была переполнена – композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил до самой смерти.

В столице Моцарта ждали новые испытания. Аристократические круги отвернулись от бывшего вундеркинда, и те, кто еще недавно платили ему золотом и овациями, теперь считали творения музыканта чрезмерно трудными для восприятия. В 1782 г. состоялась премьера новой оперы Моцарта «Похищение из сераля», и летом того же года он женился на Констанции Вебер.

Жизнь композитора в Вене складывалась нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные частные уроки, срочное сочинение произведений «на случай», постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье 30-летнего Моцарта. «Я завален работой и очень устаю, – жаловался он в письме к отцу. – Все утро, до двух часов, даю уроки, затем мы обедаем… Только вечером могу заниматься композицией, но от нее, к несчастью, то и дело отрывают приглашения играть в концертах. Даю три абонементных концерта в зале Тратверна… Кроме того, я дал еще два концерта в театре; можете судить, сколько мне предстоит работы по композиции и по игре. Ложусь спать в 12 часов ночи, встаю в 5 часов утра…»

«От такой работы я не заржавею, не правда ли? – горько шутил Моцарт. – Мой первый концерт 17 марта прошел прекрасно; зала была полна; новый концерт (для фортепиано с оркестром) очень понравился; теперь его разыгрывают повсюду». В это время Вольфганг подружился с Иосифом Гайдном, под влиянием которого его музыка обрела новые краски и родились его первые чудесные квартеты. Но кроме блеска, ставшего уже его визитной карточкой, в сочинениях Моцарта все чаще проявляется более трагическое, серьезное начало, свойственное человеку, познавшему жизнь во всей ее полноте.

Композитор все дальше и дальше уходил от требований, которые ставили перед покорными сочинителями музыки салонные вельможи и богачи-меценаты. В этот период появилась его опера «Свадьба Фигаро», не получившая одобрения публики. По сравнению с легкими творениями Сальери и Паизиелло произведения Моцарта казались современникам запутанными и сложными.

В этой связи интересно мнение о Моцарте немецкого музыканта Диттерсдорфа, одного из его успешных соперников и друзей, которое тот высказал в разговоре с императором Иосифом: «Вне всякого сомнения, он один из величайших гениев, и до сих пор я не встречал другого композитора с таким ошеломляющим богатством идей. Хотел бы я, чтобы он не был столь богат идеями. Он не дает слушателю перевести дыхания. Ибо едва слушатель успевает заметить одну прекрасную идею, как наступает следующая, еще более прекрасная, и вытесняет предыдущую. И так далее, так что в конце концов слушатель не может вспомнить ни одну из этих красот». Действительно, слух публики был не настолько развит, чтобы воспринимать необычно богатый моцартовский аккомпанемент, его виртуозную инструментовку, острые и новые гармонии… Кроме того, первое исполнение произведения часто так и оставалось единственным, и это еще больше усложняло восприятие непривычной музыки.

Бедствия и лишения все чаще заглядывали в дом композитора: молодые супруги не умели экономно вести хозяйство. В этих тяжелых условиях рождалась опера «Дон Жуан» (1787 г.), которая принесла автору мировой успех. Рассказывают, что накануне первого представления «Дон Жуана» увертюра еще не была написана, а Моцарт беззаботно проводил вечер среди друзей. Наконец его почти силой усадили за работу; он писал всю ночь «при помощи вина и рассказов жены», так как в любую минуту был готов заснуть. Утром увертюра была сдана переписчику, а вечером сыграна с листа с большим блеском.

Нередко случалось так, что, записывая одно, гениальный композитор в то же самое время придумывал другое. Он никогда не сочинял за роялем, а по выражению жены, писал ноты «как письма». Скорость, с которой он работал, иллюстрирует следующий факт. Однажды в Вену приехала знаменитая скрипачка Стриназакки, которая по примеру почти всех заезжих артистов обратилась к Моцарту с просьбой написать арию для ее концерта. Вольфганг обещал, но, к ужасу артистки, за сутки перед выступлением работа еще даже не была начата. Композитор, успокоив ее, сел к столу, и вскоре ария была готова. Утром Стриназакки ее разучила, а вечером в театре сыграла с громадным успехом. Сам Моцарт исполнил партию фортепиано – по нотам. Но императору, смотревшему в бинокль, показалось, что на пюпитре перед автором лежит лист чистой нотной бумаги. Он призвал его в ложу и приказал показать новую арию. Моцарт протянул лист девственной чистоты: всю свою партию он сымпровизировал.

После премьеры «Дон Жуана», состоявшейся в Праге, австрийский император был вынужден пойти на некоторые уступки. Вольфгангу предложили занять место придворного музыканта вместо недавно скончавшегося Глюка. Однако это почетное назначение принесло композитору не много радости. Венский двор относился к нему как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывал менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов… А ведь в последние годы жизни великий композитор сочинил три симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), а также оперы «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебную флейту».

Внезапная смерть настигла Моцарта 5 декабря 1791 г. в Вене во время работы над заупокойной мессой – грандиозного произведения для хора, солистов и симфонического оркестра. Накануне к нему с просьбой написать реквием обратился одетый в черное незнакомец, который предложил щедрый аванс. Окруженный мрачной таинственностью заказ породил у мнительного композитора мысль, что это произведение он создает к своим похоронам. Позже загадка была раскрыта: некий граф Штуппах развлекался тем, что покупал у авторов различные композиции, переписывал их и выдавал за свои собственные. Потеряв в тот год жену, граф задумал почтить ее память исполнением реквиема, а заодно и присвоить очередное чужое сочинение. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Однако на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами гения эти странные обстоятельства подействовали угнетающе.

Безвременная кончина «царя музыки» от «острой сыпной лихорадки» глубоко потрясла современников. Моментально распространилась молва о том, что он был отравлен ртутью. Однако для этих слухов не было серьезных оснований. Уже в наше время ученые пришли к выводу, что непосредственной причиной смерти композитора стала стрептококковая интоксикация в сочетании с почечной недостаточностью. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг лишь ускорили трагический конец. По мнению медиков, подобное состояние могло вызвать бред и привести умирающего к мрачным мыслям об отравлении. Впрочем, есть и другие версии. Ученики композитора многое приписывали фантазиям жены Моцарта Констанции, остро нуждавшейся в деньгах. Трагическая, во вкусе века романтика с заупокойной мессой сама по себе могла послужить хорошим подспорьем при распродаже творческого наследия мужа.

Хлопоты по погребению композитора взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон Готфрид ван Свитен, который занимал, говоря сегодняшним языком, пост министра культуры империи. Однако при новом императоре барон быстро терял свое влияние и как раз в день смерти Моцарта был смещен со всех своих постов. Ван Свитен и заказал похороны друга по третьему разряду. Потрясенная смертью мужа вдова заболела и на кладбище не присутствовала. Таким образом, Моцарт был погребен в общей могиле, место которой впоследствии затерялось. В дальнейшем богач барон неоднократно обвинялся в невероятной скупости, приведшей к тому, что могила гения так и осталась неизвестной до сего дня.

Однако справедливости ради следует сказать, что в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Определенно это не были «похороны нищего», поскольку подобная процедура применялась к 85 % умерших граждан империи. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 г. проходили уже в другую эпоху и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт. Надо также сказать, что на протяжении ряда поколений тяжелые упреки предъявлялись и Констанции в связи с ее отсутствием на кладбище Св. Марка во время похорон мужа. Однако и это было тогда в порядке вещей – при отпевании дозволялось присутствовать мужчинам, а панихиды обряд не допускал. Памятник же не был установлен по той причине, что участки на кладбище использовались многократно. И получается, что нет ничего странного, а уж тем более зловещего в том, что место захоронения великого композитора неизвестно…

Вдова Моцарта еще долгие годы терпела нужду, но в 1809 г. она вторично вышла замуж за давнего и преданного друга дома, фон Ниссена, который усыновил двоих ее детей и дал им образование. Старший сын композитора, Карл, почти всю жизнь прожил в Италии и даже плохо говорил по-немецки. Он был мелким чиновником государственного контроля и отличался необыкновенной простотой и скромностью. Младший сын, родившийся за полгода до смерти отца, все же посвятил себя музыке, но хоть он и звался Вольфганг-Амадей, с именем отца на него не перешел его гений. Старший сын женат не был, младший тоже умер бездетным, и с ними прекратил свое существование род Моцарта…

– гениальный австрийский оперный композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, органист, обладавший феноменальным музыкальным слухом и способностью к импровизации. Признан одним из величайших композиторов.

Родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург (нынешняя территория Австрии) в музыкальной семье. Отец Моцарта, Леопольд, работал музыкальным педагогом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Он же и обучал маленького Моцарта основам игры на , скрипке и органе. Уже в три года Моцарт подбирал терции на клавесине, а в возрасте пяти лет сочинял несложные менуэты.

В 1762 году юный композитор с семьёй переезжает в Вену, а затем в Мюнхен, где даёт концерты вместе со своей сестрой. Далее всё семейство путешествует по городам Германии, Голландии, Швейцарии, заезжает в Париж и Лондон, где их встречает восторг и удивление слушателей, пораженных красотой и поэтичностью музыки.

Еще в 17 лет у Моцарта насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты

В 1763 году (в возрасте 7 лет) в Париже изданы первые сонаты Вольфганга для клавесина и скрипки. В 1770 году Моцарт отправляется в Италию, где знакомится с популярным на то время итальянским композитором Йозефом Мысливечеком. В этом же году в Милане ставится первая опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим успехом. Уже через год, с таким же успехом, выходит в свет вторая опера – «Луций Сулла». Еще в семнадцатилетнем возрасте у него насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, а также огромное количество мелких композиций.

В одном из своих путешествий юный композитор первый раз в жизни влюбляется по-настоящему в 16-летнюю Алоизию Уэбер и проводит с ней большое количество времени. Но вскоре об этих встречах узнаёт отец Моцарта и приказывает сыну немедленно вернуться домой, так как социальное положение семьи Уэбер ниже Моцартов.

Супруга Моцарта Констанца

Вернувшись в Зальцбург в 1779 году, Моцарт получает должность придворного органиста. Но уже в 1781 году он окончательно переезжает в Вену, где в возрасте 26 лет женится на Констанце Вебер.

Здесь, в Вене, он приобретает широкую известность. Однако с оперой у него не складывается, и лишь в 1786 году была поставлена «Свадьба Фигаро». Но после некоторых представлений она была снята и не ставилась длительное время. Зато в Праге опера получает большой успех, благодаря которому композитор получает новые заказы из Праги.

И уже в 1787 году выходит опера «Дон Жуан». В том же году Моцарт получает должность «императорского и королевского камерного музыканта». Жалование композитора состоит из 800 флоринов, но это не может полностью обеспечить Моцарта, и у него накапливаются долги. Пытаясь как-то исправить финансовое положение, Моцарт набирает учеников, но этого оказывается недостаточно, чтобы расплатиться с долгами. Долгое время композитор пользуется покровительством императора Йосифа, но в 1790 году тот умирает, и на престол восходит Леопольд II, который оказывается безразличным к музыке Моцарта. Материальное положение композитора становится таким безвыходным, что он вынужден выехать из Вены, дабы избежать преследования кредиторов.

В 1790 – 1791 годах издаются последние оперы Моцарта: «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

20 ноября, почувствовав сильную слабость, Моцарт слёг, а уже 5 декабря тридцатишестилетнего музыкального гения не стало.

Причина его смерти является спорной, большинство исследователей считают, что умер он от ревматической лихорадки. Однако есть легенды об отравлении Моцарта композитором Сальери. Местом погребения великого композитора стала могила для бедняков в пригороде Вены, на кладбище Святого Марка. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.

Знаменитые произведения:

Оперы:

  • «Долг первой заповеди», 1767 – театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт», 1767 – ученическая музыкальная драма
  • «Бастьен и Бастьенна», 1768
  • «Притворная простушка», 1768
  • «Митридат, царь Понтийский», 1770 – в традициях итальянской оперы
  • «Асканий в Альбе»,1771 – опера-серенада
  • «Луций Сулла», 1772 – опера-сериа
  • «Мнимая садовница», 1774
  • «Свадьба Фигаро», 1786

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
  • «Большая месса», 1782
  • «Реквием», 1791
  • 41 симфония, в том числе:
  • «Парижская», 1778
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры