Биография татьяны толстой. О стиле татьяны толстой

Главная / Любовь

Дата рождения: 03.05.1951

Российская писательница, публицист и телеведущая. Проза Толстой переведена на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки.

Родилась в г.Ленинграде, в большой семье (7 детей) с богатыми литературными традициями.

В 1974 году окончила отделение классической филологии Ленинградского государственного университета.

Выйдя замуж за москвича, переезжает в Москву в начале 1980-х и начинает работать в издательстве «Наука» корректором. Позднее (в 1990) уезжает в США, где преподаёт русскую литературу в Саратоге и Принстоне, сотрудничает с "New York review of books", "The New-Yorker", "TLS" и другими журналами, читает лекции в других университетах. Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Возвращается обратно в конце 90-х и активно занимается политикой, становится известна всем и каждому не только как замечательная писательница, но и как остроумный журналист (газеты "Московские новости", "Русский телеграф"). Вместе с Дуней Смирновой ведёт телепередачу "Школа злословия".

По её словам, начала писать поздно. Первая публикация – рассказ "На золотом крыльце сидели…" появился в журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьёй "Клеем и ножницами". В 1987 году вышел первый сборник её рассказов "На золотом крыльце сидели", после чего Толстую принимают в члены СП СССР.

Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что "много в один присест не прочтёшь". Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка и, как правило, смотрит на своих героев "отстранённо", разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Прозу Толстой отличает присутствие высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного.

Герои её прозы в основном – простые "городские чудики" (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

Публицистика Толстой вызывает противоречивые отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения автора к традиционным ценностям американской культуры, российские критики, напротив, одобряют такую позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее, чем ее проза.

Толстую относят к "новой волне" в литературе, называют одним из ярких имён "артистической прозы", уходящей своими корнями к "игровой прозе" Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского "я".

1.1. Семья Толстой богата на выдающихся людей:
⇒Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, великий русский писатель и поэт.
⇒Бабушка по отцовской линии - Наталия Толстая-Крандиевская, поэтесса.
⇒Дед с материнской стороны - Михаил Лозинский, литературный переводчик, акмеист.
⇒Прадед с материнской стороны - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
⇒Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
⇒Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
⇒Сестра - Наталия Толстая, писательница.
⇒Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.
⇒Брат - Михаил Никитич Толстой, известный физик, общественный деятель.
⇒Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева.

1.2. О себе говорит: "Мне интересны люди "с отшиба", то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил".

1.3. Вопрос: А как вы относитесь к соседству такому - Пригов, Пелевин, Гандлевский, Каледин?
ТТ: В высшей степени положительно. Все это прекрасные писатели. За столиками или на стуликах, но все они, вместе и порознь, опровергают модные стоны о том, что у нас нет литературы.

Татьяна Никитична Толстая (род. 3 мая 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) - российская писательница, публицист, литературный критик и телеведущая. Лауреат литературной премии «Триумф» (2001) и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).

Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира. В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году вышла замуж за филолога-классика А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переехала в Москву, где поступила на работу в Главную редакцию восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.

1983-1989: Литературный успех

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был тепло встречен как читателями, так и критикой. При этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Не все советские критики однозначно высоко оценили первые литературные произведения Толстой. В частности, её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books (англ.)русск. , The New Yorker , TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000-2012: Роман «Кысь» и телепередача «Школа злословия»

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза», а также литературную премию «Триумф». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

Творчество Татьяны Толстой

Татьяна Толстая часто рассказывает о том, как начала писать рассказы. В 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глазах, которую в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать.

Татьяна Толстая

Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский, его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков».

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…». Её называют одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“».

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма, модернизма и постмодернизма».

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом журнале, где публикует частично или полностью тексты, которые включаются в дальнейшем в её книги. С её блогом в «Фейсбуке» неоднократно возникали скандалы (Аркадий Бабченко, Божена Рынска) и эмоциональную редакцию интернет-сообщества о возможности либо невозможности предъявления счётов за оказанную ранее помощь.

Период рассказов

Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна.

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет.

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».

Семья

  • Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
  • Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
  • Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.
  • Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
  • Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
  • Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
  • Сестра - Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
  • Брат - Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
  • Брат - Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
  • Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале.
  • Младший сын - Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат.

Телевидение

  • 12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
  • С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия».
  • Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Библиография

Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами:

  • «На золотом крыльце сидели…»: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 198 с.
  • Любишь - не любишь: Рассказы. - М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. - 381 с.
  • Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы. - М.: Изд. дом «Подкова», 1998. - 392 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Река Оккервиль: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2005. - 462 с.
  • Двое. - М.: Подкова, 2001. - 476 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Кысь: Роман. - М.: Подкова, 2001. - 318 с.
  • Изюм. - М.: Подкова; Эксмо, 2002. - 381 с.
  • Круг: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2003. - 345 с.
  • Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 608 с.
  • Белые стены: Рассказы. - М.: Эксмо, 2004. - 586 с.
  • Кухня «Школы злословия». - М.: Кухня, 2004. - 360 с. (В соавторстве с А. Смирновой)
  • Женский день. - М.: Эксмо; Олимп, 2006. - 380 с.
  • День. Личное. - М.: Эксмо, 2007. - 461 с.
  • Ночь: Рассказы. - М.: Эксмо, 2007. - 413 с.
  • Река: Рассказы и новеллы. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
  • Кысь. Зверотур. Рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
  • Та самая Азбука Буратино. - М.: Розовый жираф, 2011. - 72 с. (В соавторстве с О. Прохоровой)
  • Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 480 с.
  • Девушка в цвету. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-17-086711-0.
  • Войлочный век. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 14 000 экз.

В переводе

  • On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
  • The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
  • White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды

  • Лауреат премии «Триумф» (2001)
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» (2003)
  • Лауреат премии «ТЭФИ», совместно с Авдотьей Смирновой (2003)
  • Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» ХХ Международного экономического форума в Польше (2010)
  • Лауреат «Премии Белкина» за повесть «Лёгкие миры» (2014)
  • Вошла в шорт-лист литературной «Премии Саши Чёрного» (повесть "Лёгкие миры")

Татьяна Толстая - фото

Татьяна Толстая - цитаты

Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства. Ты ведь «Муму» читал? Понял притчу? Как он всё молчал‑молчал, а собака‑то погибла.

В самом знаменитом романе Татьяны Толстой «Кысь» можно найти слова о том, что человек есть перекрёсток двух бездн, которые равно бездонные и равно непостижимые - это мир внешний и мир внутренний.

Биография Татьяны Толстой достойна отдельного повествования. В ней просматривается то, как две бездны внутреннего и внешнего мира встретились и переплелись в её судьбе.

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, городе на Неве. Её фамилия говорит сама за себя - она один из многочисленных представителей клана Толстых, прямой потомок известного писателя Алексея Толстого (внучка). Окончила Ленинградский университет, отделение классической филологии. В год окончания вуза (1974) Татьяна вступила в брак с Андреем Лебедевым и переехала с ним в Москву. В столице устроилась работать корректором в издательство «Наука», в Главную редакцию восточной литературы.

Биография Татьяны Толстой шла по накатанной дороге девушки из интеллигентной семьи с литературными корнями. Возможно, так и правила бы она чужие тексты до глубокой старости, если бы не событие, послужившее толчком к занятию творчеством. В начале восьмидесятых годов ей пришлось перенести офтальмологическую операцию, после которой нужно было месяц носить Наступило время вынужденного бездействия, когда не то что работать, даже просто прочесть книгу оказалось невозможным. И тогда внучка автора «Петра Первого» и «Гиперболоида инженера Гарина» начала придумывать сюжеты собственных рассказов и повестей. Именно в этот период погруженности во мрак и появилась писательница Татьяна Толстая.

Биография её в этом новом качестве началась с опубликования в 1983 году статьи, написанной в критики под названием «Клеем и ножницами». Тогда же (1983) вышел первый литературный рассказ «На золотом крыльце сидели...». С этого момента Татьяна Никитична начинает активно печататься в литературных журналах. В 1987-м был опубликован сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…», после чего «начинающий» писатель был принят коллегами в Союз писателей.

Девяностые годы, как отмечает биография Татьяны Толстой, прошли с С 1990 по 1999 годы она подолгу жила в Америке, где преподавала, читала лекции и сотрудничала с местными журналами. Также в это время Татьяна пробует себя в журналистике: ведет колонку в «Московских новостях», работает в журнале «Столица». Параллельно с этим публикуются её рассказы, некоторые из них переводятся на иностранные языки. В 1999 году писательница окончательно возвращается на родину.

Дальнейшая биография Татьяны Толстой развивается под двумя знаками: «Кысь» и «Школа злословия». Роман «Кысь», который вышел в 2000 году, сразу стал чрезвычайно популярен. Он получил премию «Триумф» и приз Международной книжной ярмарки в Москве. В 2002 году наша героиня стала главой редколлегии журнала «Консерватор».

В том же 2002-м Татьяна Никитична начинает вести на телевидении уникальное интеллектуальное ток-шоу «Школа злословия» вместе со сценаристом Передача до сих пор идет на центральном телевидении и пользуется стабильным успехом у своего зрителя.

Широкой аудитории также хорошо известен старший сын Татьяны Толстой - Артемий Лебедев, глава «Студии Артемия Лебедева» - самый знаменитый интернет-дизайнер, блогер, бизнесмен и изобретатель.

Татьяна Никитична Толстая – известна как писатель, автор-публицист, ведущая интереснейших телепрограмм. Родилась она 3 мая 1951 года в северной столице России (в Санкт-Петербурге). Татьяна Толстая родилась и воспитывалась в интеллигентной семье. Все ее близкие родственники были тесно связаны с литературой. Татьяна объединяют родственные узы по одной родословной линии – с поэтессой Натальей Крандиевской и писателем Алексеем Толстым; по другой – с всемирно известным переводчиком художественных произведений Михаилом Лозинским.

После завершения средней школы Татьяна стала обучаться в Ленинградском университете. Она избрала для себя факультет классической филологии. Глубоко изучала не только русский, но также греческий и латинский языки. Закончила ВУЗ Таня, который в 1974 году.

После успешного окончания обучения в университете Татьяна вышла замуж за филолога Лебедева.

Заключив брак, Татьяна перебралась вместе со своим супругом в Москву. Здесь она стала работать корректором в дружном коллективе редакции восточной литературы, принадлежащей к издательству “Наука”.

Залог успеха – прекрасные учителя

Считается, что учителями писательницы были самые известные литераторы. В их числе Ремизов, Шкловский и Тынянов. Всем этим литераторам было свойственно использовать в своих произведениях редко используемые слова. Так же и в рассказах Татьяны Никитичны нередко можно встретить малоизвестные слова. Это позволяет ей украсить свои произведения самыми неожиданными сочетаниями.

В 1983 году Татьяна Т. выпустила в свет первый рассказ. Он был опубликован в этом же году, на страницах журнала “Аврора”. Восторженные читатели и профессиональные критики восприняли не только первый, но и последующие рассказы писательницы с неподдельным восторгом. Особенно впечатляет то, что по итогам 1983 года её первый рассказ был признан прекраснейшим дебютом, вышедшим в свет в текущем году.

1983 год – первый рассказ «На золотом крыльце сидели» дал название первой книге

Первый рассказ Татьяны «На золотом крыльце сидели» настолько живо и естественно описывают впечатления ребенка, что кажется, что и самому читателю возвращается детство. Толстая мастерски описала не только заурядные бытовые события и обыденные встречи своего главного героя, но и включила в рассказ повествование о таинственных сказочных персонажах. Что сделало ее произведение особенно увлекательным и позитивным.

С течением времени Татьяна стала автором 19-ти увлекательных рассказов, а также новеллы «Сюжет». И все же большая часть ее рассказов (а именно 13) вошли в сборник под общим названием «На золотом крыльце сидели…». В этот сборник входили такие рассказы, как ” Круг”, «Факир», «Потеря», “Река Оккервиль”, «Милая Шура» и пр.

Толстую по праву считают заслуженным писателем, внесшим свой бесценный вклад в современную русскую литературу.

1983-1988 годы: рассказы, рассказы, рассказы

На протяжении с 1983 по 1988 год Татьяна Толстая подарила советской литературе более двух десятков рассказов. В середине 1988 года Татьяна Толстая стала также одним из членов Союза литераторов СССР.

Творчество Татьяны Никитичны было принято весьма благосклонно. В скором времени ей удалось завоевать репутацию на удивление оригинального, не идущего по стопам своих предшественников писателя. Персонажами ее произведений чаще всего становились «городские чудаки», которым не удавалось выдержать жестокость окружающей их мещанской среды.

Радует также и то, что все произведения Татьяны отличаются своеобразной манерой преподнесения описываемых событий. Ее рассказы читаются легко и быстро, сюжет захватывает, словно самое увлекательное кино. Речь изобилует словами, принадлежащие к различным семантическим слоям русского языка, герои описываются, таким образом, словно, читатель смотрит на них «со стороны».

1989-1990 годы – переезд в Америку

Конец 80-х, начало 90-х годов в жизни Татьяны Никитичны Толстой произошли значительные перемены. В главной степени это было связано с переездом писательницы в Америку.

И даже на другом конце света, Таня не тратила время понапрасну. Вдалеке от Родины Татьяна продолжала вносить бесценный вклад в русскую литературу, преподавая этот предмет на месте своего временного проживания.

В 1991 году Татьяна Толстая по-прежнему считалась членом редакционной коллегии и автором «Своей колонки», популярных в то время «Московских ведомостей». В те годы, Татьяна переводила свои произведения на несколько европейских языков, что вскоре помогло ей стать известной по всему миру!

Важное событие
Начало 1997 года было отмечено тем, что в Москве переиздали все ранее написанные Татьяной рассказы. К тому же, все они были объединены в одну книгу под названием «Любишь – не любишь».

2000 год – прекрасный повод для выпуска первого романа

Начало нового тысячелетия было ознаменовано в творчестве Татьяны выпуском романа под названием «Кысь». Этот роман описывал состояние России после воображаемого ядерного взрыва.

Сложившаяся ситуация была весьма пессимистичной: полнейшая деградация, практически полностью утерянный русский язык и культура, все люди живут по правилу «человек человеку волк», на месте больших городов стоят лишь маленькие убогие деревушки.

Сексуальная жизнь персонажей романа отличается крайней грубостью и первобытностью, большинство главных героев романа – отрицательные, все они самые негативные личности. Весь роман преисполнен сарказма. Читательские отзывы на это литературное произведение были самыми неоднозначными. От явной критики, до неописуемого восторга!

Спустя несколько месяцев книга стала бестселлером и получила премию «Триумф». В большинстве театров, как нашей Родины, так и Европейских стран этот роман использовался в качестве основного информационного материала для постановок множества спектаклей. В 2001 году в эфире «Радио России» прозвучал аудио сериал по мотивам этого романа.

Новый 2001 год – новые книги

Свой коммерческий успех Татьяна закрепила на протяжении всего 2001 года. В этом году, она выпустила три очередные книги – «Двое», «День», «Ночь». Общий тираж этих книг превысил двести тысяч экземпляров. Примечательно также и то, что в 2001 году XIV Московская интернациональная книжная ярмарка вручила Татьяне Никитичне Толстой главный приз за ее прекраснейшие прозаические произведения.

В начале 2002 года писательница стала главным редактором печатного издания «Консерватор». В этом же гожу, Татьяна Толстая появилась в телеэфире.

Первое появление писательницы на телевидении было напрямую связано с участие в программе под названием «Основной инстинкт». В октябре 2002 года вместе с Авдотьей Смирновой, Татьяна стала вести программу «Школа злословия». К тому же, первые три сезона Татьяна входила в число членов жюри телевизионного шоу «Минута славы».

В программе «Большая разница» два раза пародировали Татьяну Толстую. Первый раз ее пародировали в роли члена жюри программы «Минуты славы», второй же – как одну из ведущих программы «Школы злословия».

В 2003 году телепрограмма Татьяны и Авдотьи получила премию ТЭФИ по номинации «Самое лучшее ток-шоу».

Сборник “Легкие миры” Татьяны Толстой – история одной любви, чувства которой пронесено сквозь все произведения и заканчивающееся легкой грустью. Но больше об этом в самой статье.

Также заслуживает внимание роман “Кысь” этой удивительной писательницы.

Начало 2010 года – первая детская книга

В 2010 года Татьяна начала писать не только книги для взрослых, но и детскую литературу.

Вместе с Ольгой Прохоровой она издала свою первую детскую книгу «Та самая Азбука Буратино». Ее книга получила такое удивительное название потому, что Татьяна постаралась связать сюжетом этой книги со знаменитой книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эта книга была написана дедушкой Тани, Алексеем Толстым.

Идея новой книги, по словам Татьяны, зародилась еще намного раньше. Просто времени и стимула для реализации этого проекта не находилось. Однажды в беседе со своей племянницей, Ольгой Прохоровой, Татьяна сообщила о желании написать детскую книгу. Та тут же подхватила идею, и они написали книгу в соавторстве.

Через некоторое время, написанное ими произведение, заняло 2-е место в общем рейтинге XXIII Московской книжной ярмарки детской литературы.

Знакомство с творчеством Татьяны Никитичны Толстой – стоящее дело!

Татьяна Никитична Толстая известна миру не только как писатель, но и как весьма успешный журналист. Ее увлекательные эссе, статьи и очерки, печатались на протяжении с 1990 по 1998 годы в газетах под названием “Русский Телеграф” и “Московские новости”. В конце 1998 года все эти литературные труды Татьяны были объединены в книге “Сестры” (1998).

По сей день, Татьяна вплотную занимается писательской деятельностью. Особенно близок ей публицистический стиль. Также Татьяна продолжает преподавать русский язык и литературы в ведущих учебных заведениях Москвы, является ведущей увлекательного телешоу “Школа злословия” и почетной обладательницей премии “Триумф” (в 2001 году). Уделите время, чтобы познакомиться с творчеством Татьяны Никитичны Толстой! Мы уверены, что вы никогда не придется об этом сожалеть!

Биография неординарной и талантливой писательницы Татьяны Толстой


Ранние годы

Русская писательница Татьяна Никитична Толстая появилась на свет в Ленинграде. Татьяна родилась в семье с богатыми литературными традициями – дедушка Толстой по линии матери – поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы – доктор физических наук, профессор Никита Толстой. Семья Толстых была многодетной, у Татьяны было семеро братьев и сестёр.

Татьяна Толстая в программе Познера

Окончив школу, Татьяна Толстая поступает на филологический факультет Ленинградского университета (ныне – СПбГУ). Специализация Толстой – древние языки: латынь и греческий. В 1974 году Татьяна оканчивает университет и выходит замуж за филолога А. Лебедева, переезжая вскоре вместе с мужем в столицу. В Москве Толстая устраивается на работу в Главную редакцию восточной литературы при издательстве «Наука», где на должности корректора она проработала почти десять лет, до 1983 года.

Год увольнения из «Науки» стал для Толстой годом литературного дебюта. В том же году Татьяна дебютирует и как литературный критик, опубликовав в «Вопросах Литературы» свою первую критическую статью. Толчком к началу литературного творчества для Татьяны стала операция на глазах. После коррекции зрения в те году повязку снимали минимум через месяц, и в то время, пока Толстая лежала без дела с повязкой на глазах, в ее голове стали рождаться первые сюжеты, впоследствии превратившиеся в рассказы «На золотом крыльце сидели…», «Соня», «Свидание с птицей».

Дебют Татьяны Толстой в литературе

Литературный дебют писательницы состоялся в 1983 году. В журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, по итогам года произведение было признано лучшим литературным дебютом 1983 года. В произведении калейдоскопично были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией.

После успеха рассказа в так называемых «толстых журналах» - «Новый мир», «Аврора», «Звезда» - публикуются ее рассказы «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984) и другие. Всего в период с 1983 по 1988 год в советской периодике было опубликовано больше двадцати рассказов, составивших в 1987 году дебютный сборник писательницы «На золотом крыльце сидели…». В рассказ помимо опубликованных ранее и готовящихся к печати вошли нигде не публиковавшиеся «Милая Шура», «Факир» и др. В 1988 году Татьяна Толстая стала членом Союза писателей СССР.

В отличие от первой публикации, другие произведения Татьяны Толстой были встречены критикой не столь восторженно. Толстую обвиняли в «густоте письма», чересчур насыщенной образности с одной стороны, и «шаблонности», построении всех рассказов по одному сценарию с другой. Несмотря на нападки критиков, Татьяна Толстая становится уважаемым в писательской среде самобытным, независимым автором. Кроме Толстой, тогда почти никто не отваживался писать о «городских сумасшедших» - старушках, гениальных поэтах, слабоумных инвалидах, живущих и погибающих в мещанской городской среде. В 1989 году Толстая становится членом Русского ПЕН-центра.

Жизнь за границей

С 1990 года Татьяна Толстая переезжает в Соединенные Штаты Америки, обосновываясь в Принстоне. В Штатах писательница преподает русскую литературу и русское литературное творчество в Скидморском колледже, читает лекции в университетах и сотрудничает с такими журналами, как «New York review of books» и «The New Yorker». Кроме того, Толстая заинтересовывается изменениями в русском языке за рубежом под действием окружающих людей и событий, пишет несколько научных статей на тему эмигрантского русского и его различий с литературным русским языком. Программной статьей ее исследований тех лет становится эссе «Надежда и опора», в котором писательница приводит ряд интересных гипотез, выводов, дает примеры эмигрантских американизмов в разговорном русском языке Соединенных Штатов.


С 1991 года Татьяна Толстая начинает работать колумнистом в «Московских новостях», где ведет знаменитую авторскую колонку «Своя колокольня». Через некоторое время Татьяна входит в состав редколлегии журнала «Столица», сотрудничает с «Русским Телеграфом». Не оставляет Татьяна Никитична и литературную деятельность: девяностые ознаменовались выходом таких ее книг, как «Любишь - не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999) в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сёстры». В те же годы Татьяна становится популярной и за рубежом – ее рассказы издаются на французском, английском, немецком, шведском. В 1998 году Толстая становится одним из основателей и входит в редколлегию американского литературного журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна возвращается на Родину. В России писательница продолжает заниматься журналистикой, преподавать и создавать литературные произведения.

«Кысь» и другие романы Татьяны Толстой

В начале двухтысячных Татьяна Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить крупные романы. В 2000 году в свет выходит дебютный роман Толстой «Кысь», благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф».


Во многих театрах России и зарубежья роман был использован в качестве основы для постановок спектаклей, с 2001 года в эфире «Радио России» звучит литературный радиосериал по мотивам романа (сценарист и руководитель проекта – Ольга Хмелева). Коммерческий успех Толстая закрепила в 2001 году, выпустив сразу три книги - «День», «Ночь» и «Двое» общим тиражом более двухсот тысяч экземпляров. XIV Московская международная книжная ярмарка вручает Татьяне Толстой главный приз в номинации «Проза». В 2002 году писательница становится главным редактором издания «Консерватор».

Татьяна Толстая и «Школа злословия»

С 2002 года Татьяна Толстая появляется в телеэфире. Первым появлением писательницы стало участие в программе «Основной инстинкт», с октября того же года совместно с Авдотьей Смирновой Толстая ведет телепрограмму «Школа злословия». С первого по третий сезон являлась членом жюри телешоу «Минута славы». В программе «Большая разница» дважды появлялись пародии на Толстую – один раз писательницу пародировали как члена жюри «Минуты славы», а второй – как соведущую «Школы злословия». В 2003 году программа Толстой и Смирновой получает премию ТЭФИ в номинации «Лучшее ток-шоу».

«Та самая Азбука Буратино»

С 2010 года Татьяна Толстая начинает писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпускает книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки писательница Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Идея книги, по словам Толстой, родилась еще тридцать лет назад, однако времени и вдохновения на реализацию проекта не хватало. Однажды в разговоре со своей племянницей, Ольгой Прохоровой, Толстая упомянула об этом, и та, загоревшись идеей, предложила написать книгу в соавторстве. В итоге произведение заняло второе место в рейтинге детской литературы XXIII Московской книжной ярмарки.

Татьяна Толстая о безответной любви

Личная жизнь Татьяны Толстой

Татьяна Толстая замужем за филологом Андреем Лебедевым, у нее двое детей. Старший сын – Артемий, известный дизайнер и руководитель ведущей арт-студии России «Студия Артемия Лебедева». Младший сын Алексей живет в США, фотограф, программист, архитектор компьютерных программ. Алексей женат, детей у него нет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры