Что означает духов день. Что можно и нельзя делать в Духов день

Главная / Любовь

В понедельник после Троицы православная церковь отмечает Духов день. В нынешнем году дата праздника припадает на 28 мая. Католической церковью он отмечается днем ранее, следовательно, совпадает с празднованием Троицы.

Духов день несет особенное значение для православных. В праздник также чтут определенные традиции, придерживаются обрядов, верят в приметы.

В Духов день даже в современное время чтут необычные традиции

В Новом Завете сказано, что на 50-й день от Пасхи на учеников Господа сошел Святой Дух, наделил их способностями говорить на разных языках, исцелять, пророчествовать. Такие дары они получили, чтобы рассказывать о христианстве по всему миру, нести Слово Божье.

У праздника языческие корни, потому некоторые его традиции совершенно не связаны с христианством. Например, некоторые считают, что в Духов день отмечаются именины земли, беременной урожаем, потому в праздник запрещаются земельные работы. В такой день нужно отдыхать и молиться.

В Духов день существуют необычные традиции. К примеру, вечером группа женщин выходит в поле и «кормит» землю. На ней раскладывали еду, чтобы был богатый урожай. Женщины также водили хороводы, пели, привлекая удачу. На рассвете начинали прислушиваться к земле, освящали колодцы, березовые ветки.

В Духов день есть множество интересных примет

В народе говорят:

  1. после дождливого Духова дня будет теплая погода, появится много грибов в лесу;
  2. в эти дни сватаются, на Покров – играют свадьбы, чтобы брачная жизнь была счастливой.

Большинство женщин мечтают о детях, и чтобы забеременеть, не только прислушиваются к рекомендациям врачей, но и соблюдают некоторые традиции, обычаи в праздники, полагаются на помощь высших сил. Например, в троицкие дни пьют отвар из чабреца, кладут освященные в храме троицкие букеты у кроватей. Девушки пекут пироги, булочки, раздают беднякам, молятся в церквях.

Духов день или День Святого Духа - христианский, народный праздник, который отмечают по православному церковному календарю на пятьдесят первый день после Пасхи — в 2018 году он выпадает на 28 мая.

Духов день - праздник, отдельно посвященный Святому Духу — Третьей Ипостаси Триединого Бога, который отмечают всегда в понедельник, на следующий день после Святой Троицы.

В разных конфессиях праздник Святого Духа отмечается в разные дни - в католической церкви этот праздник отмечается одновременно с Троицей - на пятидесятый день после Светлого Воскресения Христова.

История христианского праздника

Согласно Святому писанию, на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа сошел Святой Дух, подаривший им возможность исцелять больных и разговаривать на разных языках, чтобы они смогли нести Слово Божье в разные страны, проповедовать и распространять новую веру.

В День Святой Троицы миру было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух видимым образом — шумом с неба, ветром, огненными языками пламени. Именно в честь этого события на следующий день после Троицы установлен Духов день.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Икона "Сошествие Святого духа", Прохор с Городца, 1405 г.

А произошло это так — в Иерусалиме в этот день отмечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского рабства.

Этот праздник в Древнем Израиле почитался особо, поэтому в Иерусалим собрались люди "из всякого народа под небом".

В Сионской горнице, где после Вознесения Христа находились апостолы в постоянной молитве, в третьем часу дня сделался шум с неба, как от сильной бури, и наполнил дом, и на каждого из апостолов сошел Святой дух в виде огненных языков и наполнил их души Собою.

С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам.

Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное - нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Из двенадцати апостолов, только Иоанн Богослов умер своей смертью, остальных казнили.

Духов день считается днем рождения Церкви. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезли с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет, начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в Сионской горнице.

Традиции и обычаи

Как и многие православные праздники, Духов день имеет языческие корни. На Руси издавна категорически запрещалось работать в понедельник после Троицы — связано это было в первую очередь с сельскохозяйственными работами.

В дохристианские времена прямо перед началом лета отмечались именины Земли - своеобразный день рождения матушки-земли, кормилицы крестьянина. В Духов день запрещалось копать землю, сажать растения, словом совершать любые действия, связанные с работой на земле, даже втыкать в нее колья.

Люди считали, что Земля в этот день беременна будущим урожаем, а нарушить целостность земного покрова - значит рисковать будущим урожаем, нанести тяжкий вред Земле. Поэтому народные обычаи и традиции запрещали трогать землю.

В Духов день под вечер женщины совершали обряд кормления земли. Для этого они выходили в поле, расстилали скатерти и устраивали праздничный обед и время от времени раскладывали по полю маленькие кусочки еды и присыпали их сверху землей. В старину верили, что так усиливают плодородие.

В Духов день принято было обходить с крестным ходом распаханные поля — этот обычай явно свидетельствовал о стыке языческого и христианского начал праздника. Крестный ход проводился для того, чтобы призвать благословение на Землю-именинницу. Осененная Божьей благодатью Земля в ответ дарила богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.

В этот день также нельзя шить, стирать, убирать и так далее.

Духов день на Руси, как и Троицкая родительская суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо было добрым словом помянуть не только ушедших родственников, но всех других усопших христиан. Поминали также умерших или погибших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме и ставили свечку за упокой души.

В День Святого Духа православные брали из храма освященные на Троицу березовые ветки, которые ставили дома рядом с иконами. Этот обычай сохранился по сей день. Некоторые полагают, что в этот день души умерших слетаются на землю и садятся на эти березовые ветки.

Обычно этот день посвящали сбору букетов из целебных трав — мяты, осоки, мелиссы. Люди считали, что травы, освященные в церкви, обладали особой силой.

Также желательно собрать и высушить всю зелень, которая была разложена на Троицу по дому. Отвар из этих трав заваривали как чай и давали пить больному. Также ими можно окуривать заболевшего человека, люди считали, что это способствует ускорению выздоровления.

По традиции в Духов день собираются семьями за большими дружными богато накрытыми столами, которые обязательно должны украшать караваи, пироги, блины. А иногда эти застолья организовывают на природе.

Особых запретов на День Святого Духа церковь не налагает — священнослужители говорят, что человек ценится не только за почтение праздников, но также за работу. Они считают, что истинно верующий, прихожанин обязательно найдет время, чтобы уделить его посещению службы, молитве, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

Приметы и поверья

Духов день считался днем русалок, которые выходили из воды и качались на ветвях ивы или березы. Считалось, что там, где ступала босая ножка русалки, трава начинала расти зеленее и гуще. Поэтому молодежь деревни в это ночь выходила в поле "гонять русалок" — бегать по лугам, стегая воздух березовыми прутьями.

Чтобы смыть все хвори и напасти, которые нечисть могла наслать на человека накануне праздника, ранним утром после Духова дня необходимо было умыться холодной колодезной или чистой речной водой.

Береза играла большую роль в обрядах на Троицын и Духов день. Березовыми ветвями украшали ворота и стены избы, на березу гадали. Из ветвей и травы девушки плели венки и бросали их в воду: поплывет — к счастью, потонет — к несчастью.

Береза также служила пристанищем для духов — согласно поверью, в Духов день души умерших, еще не ушедшие на небеса, кружили вокруг мест, чем-то важных и памятных для них. А от внимательных глаз души прятались в березовых ветвях.

По народным приметам, какая погода будет держаться в этот день, такую необходимо ждать и последующие шесть недель. В старину считали, что именно в этот день начиналось лето.

А весну провожали специальными обрядами, которые называли обрядом "похороны Костромы", которые сопровождались песнями, играми и всеобщим весельем.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Праздник "Духов день"

Считалось, что "этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть", так как "сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов".

Бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Материал подготовлен на основе открытых источников

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Статистика

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

После Троицы начинается особый период – каждый день теперь будет праздноваться день какого-то новозаветного святого, что свидетельствует о том, что только после сошествия Святого Духа на земле стали появляться святые.

Духов день, день сошествия Святого Духа на апостолов, отмечается на 51-ый день после Пасхи и на следующий день после Святой Троицы.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы Святой Дух.

Святой Дух - в православном христианстве - третья божественная составляющая Святой Троицы. Именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.

Источником жизни и премудрости называют в Церкви Дух Святой. Посланный Богом-Отцом на апостолов, он и поныне сообщает благодать всем верующим через молитву, церковные таинства, благословение священников.

Его проявления в жизни человека - сердечная радость, душевный покой, высшие достижения творчества, которые принято называть одухотворенными или вдохновенными.

В евангельской традиции сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов, после чего они обрели «дар языков» – стали говорить на разных, не известных им ранее языках – и таким образом получили возможность проповедовать веру Христову по всему миру.

Праздник в честь Животворящей Троицы продолжается семь дней; всю неделю отменяются постные дни. А со следующего понедельника начинается Петровский пост который продлится до 12 июля - дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день церковь прославляет Святого Духа - "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог изливает благодать на чад своих. Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном. Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15).

На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.

Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы.

Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.

По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся.

Но уже вчера, на Великой Вечерне Троицы, которая служилась сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читались три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день.

И уже завтра, по окончании празднования праздника Святой Троицы и Духова дня, ту траву, которая находилась в храме и напитывалась молитвами, разбирается прихожанами и уносится в дома. эту траву они благоговейно употребляют, как лекарство. часто её зашивают в подушечки, загатавляя сбе на погребение.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".


ВЕЛИКИЙ ПОСТ


понедельник 8:30


Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

__________________

ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ - утреннее великопостное богослужение

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ НЕ СЛУЖИТСЯ

__________________

среда, пятница утром


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

___________________

пятница вечер

Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее


_____________________

Третья суббота Великого Поста (утро)


В конце всенощного бдения в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения ..

День Святого Духа, Духов день – 17 июня в 2019 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

и поставить оттуда перенаправление.

Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению).

В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и добавьте соответствующую запись на странице ВП:КОБ.

Г. Михеев. Духов день. 2003 г.
Тип народно-православный,

в ряде стран государственный

иначе День Духа, Иван-да-Марья, Провожание русалок
также Понедельник Святого Духа (христ.)
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами, большинством христиан мира
В 2012 году 22 мая (4 июня) в РПЦ
В 2013 году 11 июня (24 июня) в РПЦ
Празднование народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку
Традиции запрет на работы
Связан с 11-й день по Вознесению и 51-й по Пасхе (Велик-дню)

Другие названия праздника

День Святого Духа, День Духа ; Богодухів день, Розигри (укр.); Троица (воронеж.); Именины Земли (вят.), Земля именинница (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья, Брэзжыны (белор.); Русаље (серб.); Пятидесятница (христ.); Понедельник Святаго Духа (богосл.).

Церковная версия происхождения праздника

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. ). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. ).

Русские традиции

Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам , благочестивым людям. Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля на Духов день - именинница, потому, что «в этот день она сотворена» (также см. «Земля - именинница» на Симона Зилота).

На именины Земли «все травы и цветы радуются». В этот день запрещалось пахать, боронить, вбивать колья. Во многих местах в Духов день совершали крёстный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю - «бабский праздник». Замужние женщины, в основном пожилые уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу. Время от времени трапеза прерывалась и женщины с песнями разносили по полям часть принесенных продуктов. Самая старшая женщина «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила - «Земля-именинница, дай нам урожай» .

На Украине был обычай на «Богодухів день» освящать колодцы (считалось, что именно в них больше всего скрывается русалок). После литургии крестьяне шли крёстным ходом к колодцам, чтобы окропить их святой водой. Сначала батюшка освящал сельский общественный колодец, а потом шёл к личным. Хозяева, которые хотели избавиться от «нечистой силы в доме», выставляли у ворот стол, накрывали его скатертью и клали хлеб-соль. Отчитав молитву, священник заходил в дом, кропил стены, а потом все постройки - «чтобы русалки не тревожили подворье» .

В народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения . В современной России данный день, как понедельник, почти всегда - рабочий.

В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы. Также говорили, что погода в Духов день даёт прогноз на ближайшие 6 недель. Подобные приметы и у немцев: «Если на День Святого Духа дождь, дождь будет идти семь воскресений подряд» (День Святого Духа в Германии празднуется два дня - воскресенье и понедельник), «Сырой День Святого Духа - богатое Рождество ».

Поговорки и приметы

С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт. Свят-Дух весь белый свет согреет. До Свята-Духа не снимай кожуха. укр. До Святого Духа не кидай кожуха, а по Святім Дусі в тім самім кожусі . Не верь теплу до Духова дня. Придёт Свят-Духов день, - будет на дворе, как на печке. И сиверок холоден до Духова дня. Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня. Доживи до Духова-дня, а тепло будет. белор. На Духа будзець цёпла і суха . чеш. Na Svatý Duch do vody buch! (На Святой Дух в воду бух!)

Веселится весь собор, катится к нам сокол (то есть дух святой) /скопцы/. На сошествие св. Духа развивают берёзки, бросают венки в воду; если тонет - к несчастью, плавает - к добру. «Как святым духом взято». «Духом сделаю». Свет плоти - солнце, свет духа - истина.

См. также

Примечания

Литература

  • Агапкина Т. А. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 1999. - Т. 2. - С. 157. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Диак. Михаил Желтов Духов День // Православная энциклопедия . Том XVI. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. - С. 372-374. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 978-5-89572-028-8
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Зимина Т. А. . Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено???.
  • Максимов С. В. . - СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. - К. : Освiта, 1995. - 271 с. - ISBN 5-330-02487-0 (укр.)
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода . - Новосибирск: , 2003. - 267 с. - (Этнография Сибири). - ISBN 5-7803-0116-6

Ссылки

  • // Российский Этнографический Музей

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники
  • Русские народные праздники
  • Весенние праздники
  • Переходящие праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры