Как открыть типографию с нуля. Сколько денег приносит типография

Главная / Любовь

Для работы любой типографии, в первую очередь, необходимо оборудование. В этой статье максимально отражено, какое именно оборудование, и какого типа понадобится на начальном этапе, на дальнейших стадиях развития, а также приведено несколько конкретных моделей современного поколения.

Поскольку в наше время реклама перешла на первый план в большинстве сфер деятельности, основное направление работы оборудования, которое здесь описано – печать информационных и рекламных материалов, иначе говоря, коммерческая печать.

Перечень необходимого для начала работы оборудования

Это перечень оборудования, которого вполне достаточно для начала работы любой типографии. Обойдется все примерно в 1800 тысяч рублей. Такое производство может обеспечить рекламной продукцией целый район или даже небольшой город.

Виды печати

Печатная продукция – это лицо компании, клиента типографии, она должна быть современной и презентабельной. Поэтому необходимо знать, как правильно выбрать оборудование высокого качества и по выгодной цене. Для этого надо знать типы печати, чем они отличаются, и какой будет более выгоден для необходимого уровня качества.

Трафаретная (шелкографическая) печать достаточно универсальна. Она может применяться не только во всех бумажных изданиях, но и на ткани, керамике, металле, стекле и прочем. Шелкографическая печать отличается от офсетной насыщенностью цветов, так как технология позволяет наносить больше краски. Есть даже возможность создать рельефное изображение. Это делается за счет порошка, который под действием высокой температуры плавится и образует выпуклости.

Тиснение

Изображение наносится при помощи клиширования. Штамп делается из металла или прочного пластика. Этот метод позволяет осуществить печать гораздо быстрее, чем другие, кроме того он выгоден материально. В тиснении есть одна дополнительная технология – фольгирование. При фольгировании на изображение, напечатанное на обычном цифровом принтере, наносится тонкий слой. Основные трудности возникают тут при выборе бумаги и подборе правильного цвета.

Тиснение хорошо подойдет только для огромнейших объемов, иначе оно будет слишком затратное.

Цифровая печать

Самый распространенный и быстрый метод печати небольших тиражей. Оно не требует никакой особой подготовки, но на выходе имеет довольно приемлемое качество, за счет применения тут технологии CMYK. Минус в том, что уникальный цвет при таких красках создать не получится, все строго ограничено, а также проблемы возникают при печати на фактурной бумаге – появляются пробелы.

Макет изображения можно изменять в любой момент. Очень хорошо подойдет для средних и небольших объемов. При детальном рассмотрении видно, что качество печати отнюдь не самое лучшее, зато процесс печати очень быстр и прост.

Глубокая печать

Представляет собой отдельный вид теснения. На печатной форме для нанесения краски исчерчен трафарет. Те места, которые не будут пропечатываться, утоплены на форме. Форма создается с помощью разных технологий, это может быть гравировка, лазер или травление. Такая печать используется для упаковок, а также ее усложненная версия применяется в печати банкнот. Краска попадает на гравированный цилиндр, протекая даже в углубления. Вытекание краски оттуда предотвращается при помощи ракеля.

В глубокой печати основные затраты уходят на изготовление формы, которая может служить долго, так как материал для нее используется прочный и долговечный.

Печать предназначена для сумасшедшего количества копий, так как изготовление трафарета слишком затратное для малых тиражей. Используется только при печати упаковок.

Разновидность ротационной печати. Печатная форма создается из гибких материалов. Такая технология применяется при печати на гибких материалах, таких как упаковки, пакеты или гофрированный картон. Краски для данной технологии отличаются тем, что не издают никаких запахов, так как изготавливаются на водной основе.

Флексография хорошо подходит для предметов, которые могут гнуться, мыться и не портиться, а также для предметов со сложной поверхность, недоступной другим технологиям. Стоимость производства получается ниже, чем для глубокой печати.

Офсетная печать

Самый распространенный вид печати, он делится на несколько этапов. У офсетного цилиндра есть светочувствительный слой, который отталкивает краску от освещенных мест и притягивает к темным. Освещение происходит по заранее подготовленному трафарету в момент подготовки машины к работе. Первым этапом печати краска попадает на цилиндр. Цилиндр переносит краску на печатный валик, сохраняя заданные освещением контуры. А с валика краска уже попадает на бумагу. После того, как изображение было отпечатано, валики промываются водой. Если офсетная технология применяется в многоцветной печати, то каждому цвету соответствует свой валик и цилиндр. Как правило, используется система с тремя цветами четырех различных тонов CMYK.

Офсетная печать используется в различных сферах, от визиток до календарей. Перед каждым макетом машина тщательно настраивается, поэтому применять ее для мелких заказов, вроде трехсот визиток, совершенно не выгодно.

Краска после офсетной печати может долго высыхать, поэтому лучше использовать УФ-краски. Они моментально застывают после обработки коротковолновым излучением, значительно ускоряя процесс.

Послепечатное оборудование

Допечатные и печатные процессы постоянно совершенствовались, так как быстрая подготовка и скорая отправка так же важны, как и сама печать. Это очень продолжительный и сложный процесс. Послепечатная обработка полиграфической продукции требует хорошего оборудования.

Изучите спрос на печатную продукцию в своем регионе, ограничиваться деятельностью в пределах города однозначно не стоит. Определитесь с направлением. В типографии существует разделение: выполнение небольших объемов с высоким качеством и большие объемы с небольшим спектром услуг. Если вы сможете обеспечить выполнение заказов в больших объемах, предлагая высокий уровень качества и предоставляя широкий выбор услуг, успех гарантирован.

Найдите опытного полиграфиста, любыми способами добейтесь его согласия работать в вашей фирме. Специалист поможет подобрать качественное оборудование и создать реальный бизнес-план, организует продуктивную работу типографии.


Основные риски

Чаще всего новички совершают ошибки в процессе приобретения оборудования, неправильно рассчитывая его мощность. Это проявляется в процессе выполнения крупного заказа. В результате, сроки сдачи срываются, приходится выплачивать неустойку и долго восстанавливать репутацию. Экономить на оборудовании нельзя. Высокое качество, возможности для печати в больших объемах и широкий спектр современных услуг значительно повышают шансы получить солидных клиентов и сократить срок окупаемости за счет крупных заказов.


Местоположение

Важнейший момент в выборе места для типографии – отсутствие поблизости конкурирующих фирм. В небольшом городе можно арендовать помещение в центре или в некотором отдалении от него. В мегаполисе стоимость аренды в центральных районах поглотит львиную часть прибылей молодой компании.

Отличными соседями для типографии станут школы, ВУЗы, нотариальные конторы и рекламные агентства. Расположение на оживленных улицах, в местах с большой проходимостью людей всегда повышает шансы на успех компаний, работающих в сфере обслуживания. Эксперты не рекомендуют арендовать помещение в жилых домах – даже при идеальной звукоизоляции и соблюдении всех санитарных норм обязательно найдутся жильцы, недовольные подобным соседством.

Непосредственно помещение может иметь площадь 30-40 м². Печатный цех с оборудованием должен быть отделен от офиса и кабинета дизайнера. Также, следует предусмотреть место под склад сырья и готовой печатной продукции. Наличие санузла и помещения для персонала являются обязательными условиями для получения разрешений санитарных служб.

В здании должна быть мощная вентиляционная система, канализация и возможность провести электроснабжение, необходимое для бесперебойной работы оборудования.


Оборудование

Полный комплект необходимого оборудования будет стоить около 250 000 рублей. При ограниченных средствах можно купить технику, бывшую в употреблении. Но лучше все же не экономить на оборудовании и приобретать модели, обеспечивающие высокую производительность.

Примерный набор выглядит следующим образом:

1. Ризограф должен предоставлять широкие возможности для реализации сложных дизайнерских проектов. Приблизительные технические характеристики:

Скорость печати 60-130 копий в минуту.
Формат А4.
Масштабирование – от 50 до 200%.
Мастер-пленка рассчитана на 4 000-5 000 копий.

2. Копировальное устройство для формата А3.

Скорость печати А4 – от 15-и копий в минуту.
Фото-барабан рассчитан на 100 000-120 000 копий.
Масштабирование - 50-200%.
Тонер рассчитан на 3000 копий.

3. Лазерный принтер для формата A3.

Скорость печати страниц А4 – 8 копий в минуту.
Тонер и фото-барабан рассчитаны на 7 500 страниц.

4. Сканер.

Формат - 216 x 279 мм.
Масштабирование - 59%-200%.
Есть функция прямой передачи изображения в принтер.
Один проход – полноценное сканирование.

Этот список оборудования ориентиром для выбора минимальных характеристик, позволяющих обеспечить выполнение крупных заказов. Также, для работы нужны мощные компьютеры с современными видеокартами, мощными процессорами и лицензионным программным обеспечением для дизайна.

Полный комплект офисного оборудования также является необходимостью. Успешная типография не ограничивается работой в своем городе, для работы с клиентами в других населенных пунктах и регионах офис необходимо оснастить качественной телефонной связью и доступом к сети Интернет.

Также, до получения первых прибылей важно обеспечить типографию средствами на покупку расходных материалов и запчастей для машин. Для этих целей рекомендуется иметь в запасе около 140 000 рублей.


Кадры

Владельцы типографий отмечают наличие больших трудностей в поиске квалифицированных и опытных специалистов в данной сфере. Обязательно постарайтесь найти грамотного полиграфиста, который сможет обучить секретам работы подсобных рабочих, контролировать производственный процесс и давать советы по вопросам приобретения оборудования и закупки расходных материалов. Также, для полноценной работы типографии нужны:

Оператор – зарплата около 30 000 руб.
- Переплетчик – зарплата около 20 000 руб.
- Дизайнер – зарплата около 30 000 руб. или определенный процент от прибыли с использованием его работы. Если получится найти хорошего и креативного человека на эту должность, не скупитесь на оплате его труда. Оригинальный дизайн может стать значительным преимуществом перед конкурентами.
- Менеджер по работе с клиентами – зарплата около 25 000 руб.

Такой состав коллектива для начала работы фирмы. Число сотрудников зависит от загруженности типографии заказами. Если у вас намечается крупный заказ, постарайтесь нанять новых работников, чтобы своевременно выполнить объем работы.

Ведение финансовой документации на начальном этапе можно доверить специализированной фирме по договору. Для доставки заказов также можно заключить договор с транспортной фирмой.


Документы и лицензии

Для изготовления печатной продукции специальная лицензия не нужна. В налоговой инспекции можно оформить ИП или ООО. ИП подойдет для мини-типографии, владелец которой не планирует расширяться и в качестве целевой аудитории выбирает частных клиентов. Если вы стремитесь сотрудничать с юридическими лицами и настроены на выполнение оптовых заказов, лучше выбрать форму ООО.

Наличие наемных сотрудников подразумевает регистрацию в пенсионном фонде, службе занятости и других внебюджетных организациях. Для начала работы необходимо получить разрешения от пожарной охраны и службы надзора за соблюдением правил охраны труда.


Окупаемость

На протяжении года при нормальном количестве заказов средний доход небольшой типографии составляет 1 200 000-1 500 000 рублей. Общая сумма текущих расходов в течение года колеблется в пределах 1 000 000-1 300 000 рублей. Выход на окупаемость достигается через 12-14 месяцев.


Маркетинг

Первых клиентов, как правило, найти довольно сложно. Используйте любые методы: телефонные звонки во все фирмы и организации, которым могут понадобиться услуги типографии, личные визиты к руководителям. Очень важно подготовить образцы продукции, создать буклет с заготовками дизайнерского оформления, цветовой гаммой и демонстрацией качества бумаги. Изучите стиль работы ближайших конкурентов и подчеркивайте свои преимущества.

Рекламу стоит разместить в печатных изданиях, на различных платформах в сети Интернет. Ваши баннеры и рекламные вывески должны присутствовать возле самых популярных заведений. Оказывайте широкий спектр услуг: сканирование, переплет, ксерокопирование, ламинирование, качественные и доступные услуги цветной полиграфии.

Предложите свои услуги учебным заведениям. Изготовление в любых объемах методических и обучающих пособий, наглядных материалов не только принесет прибыль, но и позволит обрести репутацию серьезной фирмы. Сделайте коммерческие предложения всем организациям в городе – печать бланков, брошюр, бюллетеней, разнообразных форм для оформления документов, как правило, заказывается в больших объемах.

Всегда выполняйте заказы вовремя и максимально качественно. Предлагайте разумные скидки в зависимости от объемов печати. Широкий спектр услуг предлагают немногие. Если вы сможете предоставить клиентам множество вариантов, это станет значительным преимуществом. Предлагайте современные услуги – печать на одежде, кружках также приносит неплохой доход.


Резюме

Качественное и современное оборудование, коллектив профессионалов и широкий спектр уникальных услуг позволят типографии быстро выйти на получение высоких прибылей. Грамотный менеджмент и разумная ценовая политика обеспечат неиссякаемый поток клиентов.

Типография - достаточно распространенный вид бизнеса. Несмотря на большую конкуренцию, новых игроков в данной сфере с каждым годом становится все больше. Одна из причин столь высокой популярности типографий в сфере малого бизнеса - это сравнительно невысокий входной билет в дело, а также разнообразие современного оборудования, дающего возможность оказывать самые разные полиграфические услуги.

Средняя прибыль раскрученной типографии начинается от 100 тыс. рублей в месяц. Общий оборот за год доходит до 5 млн. рублей. Самый ценный клиент типографии - коммерческие структуры. Это компании, которые не жалеют деньги на рекламу своей фирмы посредством печатной продукции. За один заказ такой клиент может принести прибыль в десятки тысяч рублей. Именно на коммерческие структуры выгоднее всего ориентироваться полиграфическому бизнесу.

Мини-типографии всегда находят заказы среди населения, так как способны оказывать самый широкий спектр услуг, среди которых:

  • цифровая и черно-белая печать;
  • широкоформатная печать;
  • полноцветная печать файлов;
  • печать на предметах (кружках, футболках и т. д.);
  • сканирование;
  • ламинирование;
  • переплет пластиковыми и металлическими пружинами;
  • брошюровка;
  • дизайнерские услуги - изготовление визиток, флаеров, сертификатов;
  • печать фотографий.

Часто в мини-типографиях заказывают печать визиток, бланков, товарных чеков, календарей, печать на пакетах, магнитах, на папках и конвертах.

Услугами типографий пользуются многие: от обычных граждан, до частных фирм и крупных предприятий. Средний чек услуг типографий по регионам составляет 3000 рублей. На эту сумму, например, можно сделать 300 буклетов или 15 цветных плакатов 80х40 см.

Регистрация типографии

Открытие бизнеса начинается с регистрации фирмы в налоговой службе. Небольшую типографию можно оформить в качестве индивидуального предпринимательства. Открытие ИП требует минимального пакета документов и занимает всего 5 рабочих дней с момента подачи документов на регистрацию. Это оптимальная форма, если бизнес открывает один человек. Если же учредителей фирмы несколько (например, типографию открывают друзья), то нужно регистрировать ООО - юридическое лицо. При заполнении заявления указывают код ОКВЭД 22.2 «Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области «.

В качестве системы налогообложения чаще всего выбирают упрощенную систему: 6% от выручки или 15% от прибыли.

Помещение

В качестве помещения под небольшую типографию подойдет площадь от 40 кв. м. Слишком малые площади не подойдут по причине того, что не позволят поместить все оборудование (а это как минимум 5-6 машин). К тому же, необходимо дать простор операторам, выделить складское помещение для хранения материалов и готовой продукции. Еще нужно выделить площадь для посетителей, поставить мягкий диван и стулья. Арендные платежи за площадь в 40 кв. м., в зависимости от месторасположения, составят от 30 до 50 тыс. рублей в месяц.

Лучшие места для размещения мини-типографии - оживленные, офисные улицы города. Цена аренды здесь выше, чем в спальных районах, зато почти все клиенты рядом. Размещаться в спальных районах тоже есть смысл, если найдете очень выгодную аренду помещения. Часто небольшие типографии размещают в полуподвальных помещениях многоэтажных домов и на цокольных этажах торговых центров. Хотя такое расположение заставит вкладывать значительную часть бюджета в рекламу фирмы, особенно, в первые месяцы работы.

Оборудование для мини-типографии

Комплектация типографии может отличаться в зависимости от задач, которые ставятся перед производством. Стандартный набор услуг: черно-белая печать и сканирование, послепечатная обработка и брошюровка — позволяет выполнить следующий комплект оборудования:

  • цифровая печатная машина с растровым процессором для офсетной печати,
  • режущий плоттер,
  • принтер Epson,
  • брошюровщик,
  • лазерный МФУ,
  • термопресс многофункциональный,
  • резак,
  • ручной обрезчик углов,
  • ламинатор,
  • компьютер,
  • расходные материалы: бумага, термопленка, оракал, магнитный винил, краска, кружки, футболки.

Самое дорогое в данном комплекте - это цифровая печатная машина. Цена хорошей офсетной машины начинается от 250 тыс. рублей. Метод офсетной печати позволяет передавать полноцветное цифровое изображение на материал в высоком фотографическом качестве. Хотя покупка данной техники оправдана лишь в том случае, когда вы уверены в достаточном количестве заказов. Иначе стоимость машины окупится не менее, чем через 3 года.

Офсетную машину можно заменить на более дешевый вариант - ризограф. Такая машина предназначена для тиражирования продукции на высокой скорости, но в основном, в черно-белых тонах. Цветные ризографы выдают несложные изображения в 3-х, — 4-х цветах. Такую машину выгодно использовать в том случае, если требуются небольшие тиражи, быстрый темп работы и низкая себестоимость печати. Самая популярная модель ризографа - машины фирмы Riso, которые производятся еще с 1980 года и совершенствуются до сегодняшнего дня. Новенький ризограф можно приобрести на сумму от 140 тыс. рублей.

Кроме этого, на старте дела потребуется приобретение лицензионных программ для работы с графикой: использование пиратских копий преследуется по закону.

Из прочих затрат на старте можно выделить покупку мебели: столы для оборудования, столы для персонала (операторов, дизайнеров), офисные перегородки, стеллажи для бумаги и мебель для посетителей. Примерный бюджет на открытие мини-типографии составляет от 600 тыс. до 1,0 млн. рублей.

Реклама

Одним из эффективных способов рекламы полиграфических услуг считается реклама в интернете. Прежде всего, это свой сайт, группа в соц. сетях и Яндекс-Директ. Без сомнений, вложения в интернет оправданы. Согласно данным вордстата, словосочетание «печать визиток в спб» через поисковую систему Яндекс ищут до 650 человек в месяц. А словосочетание «типография в спб» — около 6500 человек в месяц:

Есть еще и масса других запросов, таких как: «широкоформатная печать», «печать на футболках», «печать фотографий» и так далее. Аудитория клиентов в интернете очень большая. По сути, привлечь сегодня клиента через интернет даже проще, чем привлечь в реальности (в соотношении: затраты - эффект).

Создание и раскрутка сайта обойдутся в 60 - 80 тыс. рублей, группу можно раскрутить за 10 - 15 тыс. руб. Бюджет на рекламу через Яндекс-Директ может быть разный, в среднем, уйдет не менее 30 тыс. руб.

Бизнес-план мини-типографии

Инвестиции на открытие бизнеса:

  • Покупка оборудования - 500 тыс. руб.
  • Ремонт и дизайн помещения - 100 тыс. руб.
  • Мебель - 100 тыс. руб.
  • Расходные материалы - 50 тыс. руб.
  • Реклама и создание сайта - 50 тыс. руб.
  • Прочие расходы - 30 тыс. руб.
  • Резервный фонд - 200 тыс. руб.

ИТОГО - 1030 тыс. руб.

Постоянные ежемесячные расходы:

  • Аренда помещения - 40 тыс. руб.
  • Заработная плата + страховые отчисления (5 чел.) — 120 тыс. руб.
  • Коммунальные расходы - 15 тыс. руб.
  • Прочие расходы - 30 тыс. руб.

Итого - 205 тыс. руб.

Доходы:

  • Средний чек - 3000 рублей
  • Средняя стоимость материалов в заказе - 10% или 300 рублей.
  • Среднее количество заказов в день - 5 шт.
  • Рабочих дней в месяце - 22
  • Доход в месяц - 297 000 рублей

Отсюда, прибыль в месяц: 297 000 - 205 000 = 92 000 рублей. За вычетом налогов (УСН, 15% от прибыли), чистая прибыль типографии составляет 78 200 рублей. Рентабельность типографии составляет 38%. Окупаемость вложений при таких показателях наступит через 15 месяцев работы (с учетом 3-х месяцев на раскрутку бизнеса).

К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини-типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини-типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно-белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно-белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно- или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини-типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений - это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, - она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру - от 15 тысяч долларов, новую - от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой - все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини-типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex-Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма-производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини-типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини-типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини-типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6-А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини-типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини-типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини-типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини-типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более-менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое-то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год-полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини-типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини-типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать-сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка-отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини-типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини-типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое-то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов

У полиграфического бизнеса хорошие показатели рентабельности. Если вы прагматично просчитываете все варианты перспективного вложения свободных финансовых средств, то задумайтесь об открытии мастерской или салона.
Проведите собственный мониторинг:

  • узнайте, сколько аналогичных предприятий есть в вашем городе;
  • сравните прайсы и перечень услуг;
  • убедитесь, что в каждом полиграфическом салоне толпятся клиенты;
  • составьте бизнес-план и приступайте к его реализации.

Откажитесь от спонтанных шагов и четко следуйте каждому пункту своей программы. В этой отрасли можно очень точно рассчитать все затраты и сделать их необременительными для семейного бюджета, а первая прибыль появится через год-два.

Иногда желание освоить новую профессию разбивается о финансовую несостоятельность. Где же раздобыть первоначальный капитал? Если наследство от двоюродной тетушки остается эфемерной мечтой, то понадобится альтернативная программа.

Отведите себе некоторое время на подготовительный период и посвятите его зарабатыванию денег для приобретения оборудования. Можно попытаться печатать на скромном домашнем трехцветном принтере отредактированные в Adobe Photoshop фотографии. Среди ваших соседей и родственников найдутся благодарные заказчики.

Через месяц вы сделаете два вывода:

Первый – полиграфический дизайн является необычайно увлекательным занятием.
Второй – для создания полноценного бизнеса необходим банковский кредит, иначе попытки аматорского исполнения буклетов в программе Publisher могут затянуться до пенсионного возраста. Вам потребуется собранность и настойчивость.

Пока занимаетесь оформлением документации, параллельно запишитесь на вечерние полиграфические курсы. Теоретическая база всегда пригодится, кроме того, есть вероятность встретить там увлеченного человека, готового стать партнером по бизнесу.

Посетите с дружеским визитом конкурентов, возможно, у них на складе пылится вполне пригодное для эксплуатации оборудование, которое они готовы уступить по минимальной цене. Серьезные фирмы стараются избавиться от устаревших моделей, а вам такие машины вполне еще могут принести пользу.

Особый интерес следует проявить не к мелким дизайнерским конторам, а к типографиям. Там после модернизации производства иногда выставляются на аукцион весьма привлекательные модели печатного оборудования. Заключите долгосрочный контракт с поставщиками расходных материалов, ведь оптовым и постоянным покупателям всегда предоставляют бонусы и скидки.

Для получения статуса частного предпринимателя придется позаботиться о пакете разрешительных документов и выполнить следующие действия:

  • получить лицензию;
  • стать на учет в налоговой службе;
  • открыть банковский счет;
  • получить заключение пожарного инспектора о полном соответствии помещения нормам безопасности;
  • позволить представителям СЭС осмотреть мастерскую и вынести свой вердикт.

Грамотный выбор помещения – первая ступенька успеха

Полиграфическая мастерская в спальном районе обречена на прозябание. Исключением являются филиалы раскрученных процветающих фирм. Даже если вы счастливый владелец собственного помещения на городской окраине, желательно произвести рокировку: сдать его в аренду, а вырученные средства использовать для оплаты помещения, расположенного в деловом центре города, или, по крайней мере, в непосредственной близости от станций метро, оживленных магистралей.

Оптимальный вариант – аренда небольшой площади в крупном торгово-развлекательном центре. Затраты на содержание мастерской уравновесятся снижением вложений в рекламную раскрутку.

Почему выгодно обосноваться по соседству с гипермаркетами и бутиками?

  • вы получаете особый статус, именитые бренды придают особый оттенок респектабельности, всем расположенным рядом ателье и мастерским;
  • мониторинги подтверждают, что каждый десятый посетитель, пробегающий в плотной толпе по торговому залу, является потенциальным заказчиком – нужно только найти способ привлечь его внимание;
  • появляется возможность реализации продукции, разработанной дизайнером по собственным эскизам: настенные календари, постеры модных музыкальных групп, футболки с забавными надписями и рисунками, кружки, украшенные стильными фотографиями.

Но вы увидите змеящуюся в стойки мастерской очередь только при единственном условии – дизайнер действительно должен быть креативным и талантливым. Кто же захочет покупать примитивную штамповку, не отличающуюся от китайского ширпотреба?

Экспериментируем с интерьером


Ваша задача – заставить интерьер приносить прибыль. В столь смелом утверждении есть доля истины. Отсутствие ремонта с использованием современных отделочных материалов воспринимается посетителями как крайняя степень упадка и финансовой нестабильности мастерской. Если вы арендуете помещение, обсудите с владельцем свои планы. Возможно, он согласится частично профинансировать ремонт.

При его явном стремлении переложить на вас все тяготы ремонта, выбирайте альтернативный вариант – используйте мобильные конструкции, которые во время вынужденно переезда можно забрать с собой.
Например:

  • Стены затягивают баннерами собственного производства. Для визуально расширения пространства в их композиции используют линейную и воздушную перспективу.
  • Вертикальные плоскости декорируют собственной интерьерной печатью. Это роскошная версия ремонта, которой не сможет противостоять даже супердорогая венецианская штукатурка.
  • Стены помещения полностью закрыты модульными стеллажами, полки при этом играют роль демонстрационного стенда.

Типичные ошибки: в порыве творческого энтузиазма владельцы полиграфических салонов любят закреплять на стенах коллаж, состоящий из образцов выполненных работ. Аматорское исполнение такого декора спровоцирует обратный эффект. Если поблизости нет хорошего дизайнера по интерьерам, то лучше расположите все полиграфические образцы красивыми стопками на стойке reception.

В салоне оперативной полиграфии не следует использовать для оформления ретро-элементы. Если на логотипе появится силуэт печатной машинки, клиенты с опаской пройдут мимо. Возможно, вы подразумевали преемственность традиций, а вот заказчики расценят такой рисунок в качестве намека на применение устаревшего оборудования.

Ваши помощники – хайтек и минимализм

Когда помещение находится в личной собственности, ремонту можно посвятить больше усилий. При выборе цвета желательно остановиться на ненавязчивых пастельных оттенках.

Они составят приятный контраст с яркой полиграфической продукцией. Отделочные материалы приобретают с оглядкой на предстоящий ежедневный клининг. Все поверхности должны быть гладкими, не терять свой первоначальный цвет, соприкасаясь постоянно с моющими химическими препаратами.

Постарайтесь избежать стилистики гламура, причудливые завитушки барокко и фальшивая позолота уместны в будуаре, а не в рабочем помещении. Однотонный пластик, минеральное стекло и немного металла – вот идеальный набор материалов для мебельных конструкций.

Хайтек или минимализм всегда будут смотреться органично. Полиграфической мастерской не нужны лишние предметы, в каждом элементе интерьера подразумевается функциональность.
В помещении выделяются следующие зоны:

  • рабочее пространство, в котором размещается оборудование;
  • место для приема посетителей и оформления заказов;
  • рабочее место дизайнера выделяют хотя бы номинально: поднимают компьютерный стол и кресло на десятисантиметровый подиум или моделируют невысокую прозрачную стену из оргстекла;
  • по нормативам складское помещение должно располагаться отдельно, при его отсутствии придется ограничиться минимальным объемом расходных материалов.

Осваиваем графические программы

Возможно, полиграфический дизайн всегда был вашей мечтой, и наконец, наступила возможность для самореализации. Изучить программы без помощи наставника проблематично, процесс растянется надолго, и останутся незамеченными технологические тонкости.

Сейчас можно без труда найти стационарные и дистанционные курсы, рассчитанные на групповое и индивидуальное обучение. В таком обучении превалирует практическая составляющая. Можете даже брать реальные заказы на выполнение работ, и выполнять их под присмотром преподавателя в качестве лабораторных упражнений.

Если дело пойдет успешно, то некоторые суммы удастся заработать только на эскизах, еще до того момента, как вы закупите печатное оборудование. Заказчиков можно искать среди своих друзей и знакомых. Открыв свою мастерскую, многие владельцы сосредотачиваются только на менеджменте, поэтому считают учебу нерентабельной тратой времени.

Они вспомнят о своей ошибке, когда придется в панике искать замену для заболевшего сотрудника, вместо того, чтобы спокойно выполнить его обязанности. Да и подчиненные, поняв, что шеф ничего не смыслит в программах, будут намеренно затягивать работу, рассчитывая получить премию за сложность.

Единственный выход для вас – производить впечатление всезнающего начальника.

А вы знаете как добиться успехов в бизнесе благодаря опыту успешных предпринимателей?

Не забудьте освоить:

  • CorelDRAW Graphics Suite – программа векторной графики, один из ключевых элементов создания полиграфических эскизов;
  • Adobe InDesign – программа для верстальщиков, с ее помощью выполняют макетирование страниц. Популярные упрощенные аналоги – QuarkXPress и PageMaker.
  • Adobe Photoshop – программа, ориентированная на растровые изображения, используется для редактирования фотографий;
  • Adobe Illustrator – удобный инструмент, основанный на применении векторной графики, преимущественно используется для создания лаконичных и выразительных макетов;
  • Cutting Master – специальная программа для плоттерной резки;
  • Sevit Print Shop Manager – программа помогает упорядочить и систематизировать работу мастерской: контролируются заказы, учитывается время, потраченное сотрудниками на выполнение работы.

Приобретаем оборудование

Если вы склонны к авантюрам и верите в свой талант менеджера, пусть первой покупкой станет термопресс. Печать на кружках и футболках смотрится очень стильно и оригинально. Почему бы не рассматривать ее как версию современного декоративно-прикладного искусства.

Возможности для реализации – не ограничены. Футболки с печатными логотипами охотно закажут для тематических фестивалей, корпоративных спортивных мероприятий. Попробуйте заинтересовать администрацию близлежащей школы возможностями приобретения недорогих футболок с символикой учебного заведения.

Термопрессы

Наличие термопресса существенно увеличивает рентабельность производства. Модели с механическим типом управления стоят в 2-3 раза дешевле электронных и сенсорных. Ориентироваться лучше на универсальные устройства, которые адаптированы для работы с различными материалами.

В таких термопрессах предусмотрены 6-8 различных насадок, позволяющих переносить изображения на бейсболки, кепки, кружки, тарелки, коврики, футболки. Качественный оттиск получится на керамике, металле, текстильном полотне, пластике, коже, картоне.

Хорошо зарекомендовали себя такие марки как Bulros, Insta. Следует избегать откровенно любительских версий. Например, миниатюрный Hobby Print не оправдает ваших надежд ни по производительности, ни по качеству печати. Schulze Profi-Trans XXL

Плоттеры

Плоттер умеет резать бумагу, картон, самоклеющуюся пленку. Создаются контурные линии любой сложности и конфигурации. Простые виды работ: изготовление стикеров, наклеек, вывесок, трафаретов. Сложные задания: полноцветная графика для оформления магазинных витрин, аплицированных баннеров.

Техника аппликации из самоклеящейся пленки часто встречается на окнах кафе, в фойе общественных зданий. Она применима для наружного и внутреннего декорирования поверхностей. Плоттер различает только линии векторной графики, поэтому каждое растровое изображение необходимо ковертировать.

Хорошие модели оснащены системой оптического контроля, отображаются метки, позволяющие определять, что выведенное на резку изображение не сместилось. Существует много моделей со сходным функционалом. Если искать что-нибудь из демократической ценовой категории, то можно приобрести Graphtec, Roland, Mimaki.

Оборудование для цифровой печати

Для профессиональной и коммерческой печати подойдут устройства марок Xerox, Canon, Konica Minolta. Они компактны, настраиваются на цветное и черно-белое изображение, обеспечивается двустороннее сканирование материалов и высокая скорость копирования.

Для фиксации брошюр применяются миниатюрные металлические скобы, поэтому в мастерской должен находиться механический или электрический степлер.

Рекомендованные марки: MicroShuttle, Shark / KW-TriO, Vektor, Rapid. Со временем придется приобрести ламинаторы, покрывающие печатные материалы прозрачной полимерной пленкой. На начальной стадии бизнес- проекта без них можно обойтись. Заказчики предпочитают ламинировать сертификаты, бейджи, визитки, фотографии.

Поскольку визитки – востребованный вид полиграфической продукции, целесообразно приобрести машины для их нарезки, например, Cyklos или Warrior.

Где искать сотрудников?

В одиночку с таким бизнесом не справиться. Если у вас есть братья-сестры, можно организовать семейное предприятие и разделить между собой обязанности, потом подросшие дети намекнут, что пора передавать управление делами новому поколению. Одиночное плавание побуждает к поиску коллег.

Когда владелец бизнеса хочет остаться только координатором, не проводить рабочий день возле плоттера и сканера, то придется расширить штат до 3-4 человек. Минимальным количеством сотрудников ограничиваются, когда они согласны совмещать обязанности администратора, полиграфиста и клинера. Впрочем, в маленьких печатных салонах этот круг обязанностей необременителен.

Бюджет новоиспеченной компании обычно не позволяет нанимать высококвалифицированных специалистов. Стандартные поиски на интернет биржах по трудоустройству не гарантируют, что вам попадется кто-нибудь исполнительный и ответственный. Существует и возрастной нюанс:

  • люди предпенсионного возраста не отказываются работать за не большую плату, но им сложно выдерживать нужный темп;
  • почти невозможно встретить человека средних лет, соглашающегося на «минималку»;
  • приходится делать ставку на молодежь, лучше всего, на выпускников текущего года.

Узнайте, есть ли в вашем городе профессиональный лицей или колледж, предлагающий близкую к полиграфии специальность. Это могут быть рабочие специальности печатника офсетной печати, переплетчика, верстальщика или наладчика полиграфического оборудования.

Позвоните администрации учебного заведения. Работодателей там встречают доброжелательно, приглашают на выпускные экзамены или предоставляют телефоны еще не трудоустроенных выпускников. Ваш контингент и выпускники школ, не поступившие в ВУЗ и пытающиеся найти себе занятие до начала следующей вступительной компании. Иногда полезно обратиться в службу занятости, которая специализируется переобучении безработных.

Кто создает макеты?

Базовые знания дизайнера – программы Adobe Photoshop, CorelDraw, Adobe Illustrator, Adobe InDesign.Но не каждый может угодить взыскательным заказчикам, макеты и эскизы всегда придирчиво проверяются и часто безжалостно отвергаются. Чтобы добиться успеха, нужен либо дар убеждения, либо безупречный художественный вкус и креативный стиль мышления.

Будущее полиграфического салона в какой-то мере зависит от дизайнера. Если он сумеет привлечь клиентов своим мастерством, вы планомерно перемещаетесь в рекламный бизнес. Не получится заинтересовать посетителей – вашим уделом останется механическая штамповка ценников, прайсов, плакатов.

Как найти дизайнера? Первый способ – предложите классному специалисту частичную занятость или работу на дому. Не обязательно зацикливаться на поиске профессионального полиграфиста. С работой справиться хорошо знающий графические программы живописец, школьный учитель рисования, мастер анимации или ландшафтного дизайна.

У него уже есть стандартная подготовка, во всех художественных учебных заведениях изучают лаконичный язык прикладной графики, шрифты, основы композиции. Поэтому переквалификация займет не более пары недель.

Второй способ – пригласить новичка, окончившего обычные компьютерные курсы, и знакомого с графическими редакторами. Иногда человек, вовсе не умеющий рисовать от руки, очень уверенно работает мышкой и стилусом, качественно обрабатывает изображения, интуитивно чувствует фактуру и цвет. Велика вероятность, что со временем он научится создавать настоящие полиграфические шедевры.

Начинаем пиар-кампанию

Политика демпинговых цен никому не приносила успеха. Скорее всего, заказчики начнут вас подозревать в непрофессионализме. Такова российская ментальность: увидев низкий ценник на услугу, все начинают искать подвох. Конкуренты, узнав о появившемся любителе минимальной оплаты, начнут активно противодействовать.

Вариантов поставит на место выскочку много: от внеочередного визита проверяющих СЭС до инсценированного потока жалоб от возмущенных клиентов. Поэтому следуйте простым правилам. Во- первых, проведите калькуляцию и узнайте реальную себестоимость вашей полиграфической продукции. Во-вторых, ориентируйтесь на среднестатистические цены в своем регионе.

Стратегия успеха

Для начала необходимо определиться с направлением специализации. Работа полиграфической мастерской может быть нацелена только на техническое тиражирование печатной продукции. Заказчики приносят флешки с электронной версией профессионально выполненного эскиза.

Полиграфисту остается только проверить соответствие параметров, совместимость форматов, возможно, ввести легкую коррекцию изображения. Дальнейшее доверяют технике. Примерно, половина присутствующих на рынке мелких полиграфических предприятий ограничивается именно таким кругом обязанностей.

Стандартный набор цифровой печатной продукции:

  • визитки;
  • буклеты;
  • публикации;
  • флаеры;
  • стикеры;
  • воблеры.

После приобретения оборудования для широкоформатной печати можно изготавливать:

  • баннеры;
  • брандмауэры;
  • выставочные стенды.

Печать выполняется на разных видах бумаги, полупрозрачной сетке, баннерной ткани, самоклеющейся пленке.
Когда в полиграфической мастерской появляется должность дизайнера, расширяется перечень работ. Услуги становятся комплексными, заказчику остается только в общих чертах рассказать об ожидаемом продукте.

Дизайнер разработает эскиз, после обсуждения внесет в него коррективы, при необходимости выполнит допечатную обработку. В результате заказчик получает существенную экономию времени и средств, ведь ему не придется договариваться о дизайне и печати с разными людьми и в разных организациях.

Создайте свой сайт

Стоящие на тротуарах школьники с визитками вызывают умиление, ведь дети самостоятельно пытаются заработать деньги. Прохожие охотно берут листовки и, не удосужившись прочитать, швыряют их в ближайшую урну. Вы же не хотите такого бесславного завершения своей рекламной акции?

Самые дешевые способы приносят обычно нулевой результат. Можно самому надеть костюм и галстук, заглядывать во все попадающиеся на пути офисы и оставлять там буклеты и свои контактные данные. Подобная трата времени весьма непродуктивна. В серьезные организации секьюрити не пропустят без предварительной записи. Если же и получится проникнуть вовнутрь, вряд ли визитки увидит кто-нибудь еще помимо служащих reception или секретарши.

Ближе к вечеру ваши буклеты полетят в измельчитель бумаги. Бережно хранят визитки только тех специалистов, с которыми ранее успешно сотрудничали.

Разумный вариант пиара – создание собственного сайта. Рядовой житель планеты Земля привык доверять интернету. Если вашего предприятия не окажется в виртуальном пространстве, никто не поверит, что вы креативны и современны. Преимущества сайта в качестве рекламного инструмента полиграфической мастерской:

  • безгранична внимающая вам аудитория;
  • оперативная связь с клиентами;
  • создание галереи и демонстрация образцов своих работ;
  • возможность дистанционной работы с заказчиком.

Последний пункт со временем окажется в приоритете. Уже вполне сформировался круг предпринимателей, не утруждающих себя визитами в мастерскую. Они рассматривают примеры работ, оставляют заявку с перечнем параметром. Затем дизайнер- полиграфист по электронной почте отправляет эскиз на утверждение. Когда согласованы все нюансы, выполняется печать, а доставка поручается городской курьерской службе.

Это важно: дизайн сайта полиграфической мастерской должен быть безупречным. По нему судят о степени мастерства, художественном вкусе будущих исполнителей. Старайтесь избегать шаблонов, но нежелателен и экстремальный графический креатив. В рекламной продукции доминировать должна смысловая часть, а изобразительная призвана лишь создавать привлекательный антураж.

Щедро раздавайте бонусы, проводите акции

Поддерживайте отношения с постоянными заказчиками. Рекомендации «сарафанного радио» до сих пор считаются одними из самых действенных. Разработайте красивые бонусные карты с половинной скидкой на каждый десятый заказ.

Если клиенты приводят вам своих друзей, начисляйте им скидку в 1-5%. Прагматики общаются со службами сервиса по интернету, а люди, предпочитающие личные визиты, более консервативны. Они ценят внимание, доброжелательность. Проявите изысканную вежливость, и они забудут о существовании в городе других полиграфических мастерских.

Накануне праздников устраивайте акции. Например, человеку, оформившему в течение предпраздничного дня заказ на самую большую сумму, вручается какой-нибудь эксклюзивный полиграфический сувенир.

Путь от полиграфии к высокому искусству

Чтобы добиться финансового благополучия, следует рассмотреть привычные вещи под новым ракурсом. Изобретатель одноразовой бритвы Кинг Кемп Жилетт навязал всему человечеству свою идею, а ведь он всего лишь подверг небольшой модернизации привычный и давно известный предмет.

Почему бы среди полиграфической продукции не поискать варианты, которые заинтересуют не только бизнесменов-предпринимателей? Вы устали от потока однообразных листовок и рекламных буклетов? Ищите иные сферы приложения своего таланта. Почему бы не заглянуть в ЗАГС и свадебный салон? Разработайте образец свадебного перекидного свадебного календаря большого формата.

Его нужно выполнить на самой лучшей глянцевой бумаге, выбрать изысканный колорит, а всем изображениям придать столь любимый новобрачными легкий флер сентиментальности. За небольшую мзду оставьте образцы в бюро регистрации вместе со своими визитками. Если календарь будет достоин стать семейной реликвией, то через некоторое время у вашей мастерской выстроится очередь семейных пар со свадебными фотографиями, желающих заказать эксклюзивный фотоальбом в формате календаря, Новый год в котором будет начинаться не с 1 января, а со дня свадьбы.

Только договаривайтесь с демонстрации своих рекламных образцов не с рядовыми сотрудниками ЗАГСа и магазина, а с администрацией. Пообещайте определенный процент от стоимости заказа, который получит человек, вручивший визитку. Тогда фото-календарь не забросят на полку, напротив, будут его с восторгом демонстрировать каждому посетителю. Аналогична ситуация с детскими садами и младшими классами школы.

Постарайтесь убедить родителей, что календари, изображающие животных китайского гороскопа – «это не комильфо». На них должны красоваться фотографии малышей. Здесь есть шанс получить оптовый заказ, сфотографировав каждого ребенка на утреннике, а затем обработав фотографии в стилистике сказки или комикса. Воспитатели согласятся сотрудничать за бесплатное выполнение для них такого же заказа.

Предложите футболки с термотрансферной печатью детских фотографий. Если изображение сопровождать надписью «любимому дедушке» или «лучшей бабушке», то такой трикотаж обязательно будут заказывать в качестве оригинального презента для старших родственников.

Участвуйте в конкурсах

Есть масса возможностей для бесплатной саморекламы. Полиграфическая отрасль переживает ренессанс в качестве отдаленной перспективы можно задуматься о самых авторитетных международных конкурсах, таких как Creativity Awards. Регулярно проводят конкурсы компании, разрабатывающие программное обеспечение для дизайнеров-полиграфистов или выпускающие специальное оборудование.

И пусть вас не смущают опытные соперники, в большинстве случаев присутствуют и студенческие номинации. А в вашей только открывшейся мастерской не захотят работать метры дизайна, но зато найдется множество амбициозных студентов- заочников или учащихся стационара, мечтающих в вечернее время улучшить свое финансовое положение и получить практические навыки по будущей специальности.

Владельцу мастерской останется только проинформировать своих сотрудников о намечающемся конкурсе, а уж они не упустят такой возможности. Просмотрите региональную периодику и профессиональные издания, поищите сведения в виртуальной сети. К чему сразу настраиваться на лавры победителя? На первых порах вас устроит, когда сотрудник добудет диплом участника, и вы найдете для него соответствующее место на стене мастерской.
Дополнительные бонусы:

  • на конкурсе вы знакомитесь с модными направлениями полиграфического дизайна;
  • параллельно проводятся выставки-продажи оборудования, расходных материалов;
  • конкурсные фотографии украсят ваш сайт;
  • если повезет, станете героем новостного репортажа, на подобных мероприятиях всегда присутствует множество корреспондентов.

Подружитесь с муниципалитетом

В каждом городе постоянно проводятся ярмарки, выставки, симпозиумы, конференции. Просмотрев анонсы официального городского портала, всегда можно обнаружить что-нибудь интересное и полезное:

  • «Ярмарка рабочих вакансий» – работодатели предлагают рабочие места для выпускников ВУЗов, колледжей, училищ. Это реальный шанс найти старательного сотрудника, пусть и без опыта работы, но с профильным образованием.
  • Благотворительные проекты. Все участники выполняют часть своей работы бесплатно, получая взамен пиар в местной прессе. Оценив тематику мероприятия, полиграфисты могут предложить выполнение пригласительных билетов, рекламных проспектов, баннеров или разработать для промоутеров дизайн футболок, кепок. В чем заключается profit? Если в данном событии общественной жизни заинтересованы городские власти, то они отблагодарят всех активных участников хвалебными статьями в прессе. Кроме того, вашу работу увидит множество людей, постарайтесь поразить их качеством и оригинальностью исполнения. При удачном стечении обстоятельств новые заказчики появятся незамедлительно.
  • Профориентация в школе. На «классный час» и родительское собрание охотно пускают людей, которые красочно рассказывают о своей профессии. Вы рассказываете о перспективах профессии, указываете, в каких учебных заведениях ее можно получить.
    На самом деле вас интересует другая аудитория: родители учеников и преподаватели. Среди присутствующих на собрании обязательно найдутся люди, работающие в торговле, финансовой сфере. Им приходится постоянно пользоваться услугами типографии, поэтому ваша визитка придется весьма кстати. Учителя погружены в методическую работу, они должны для каждого урока готовить дидактический материал. Если вы предложите бесплатное форматирование и оформление брошюр и публикаций, они станут преданными и постоянными клиентами вашего полиграфического центра. За один день можно побывать в 4-5 классах, ограничивая свой визит 10-15 минутами.

Бесплатная телереклама

Заоблачные цены на минуту эфирного времени заставляю многих предпринимателей и не помышлять о телерекламе. Но есть и очень оригинальная лазейка, позволяющая пробраться на экран, не заплатив за это ни рубля. К сожалению, этот способ не применим в столице, однако для провинциальных городов он вполне подойдет.

В графике почти всех местных телеканалов есть передачи, рассчитанные на домохозяек. Идут они не в прайм-тайм, и представляют собой некую разновидность обучающих мастер- классов. Названия у передач могут быть самыми разными, но суть – одна. Они «всеядны» и рассказывают о нанесении макияжа, изготовлении игрушек, выращивании комнатных цветов и т.д. Как правило, корреспондентам приходится постоянно искать новые сюжеты.

Вот и придумайте что-нибудь необычное полиграфическое, предложите сотрудникам передачи свои услуги. Например, бумажное моделирование.

Санитарные нормы

Полиграфическую мастерскую не удастся поместить в реконструированный подвал или стеклянный летний павильон. В помещении должны быть окна, пропускающие достаточное количество естественного освещения. Необходимы местные и общие источники искусственного света. Нельзя увеличивать штат сотрудников, если нет свободного пространства.

Норма площади, предназначенной для оборудования одного рабочего места, составляет 4,5 метра. Если предполагается установка компьютера, то показатель увеличивается до 6 метров. Температурный режим помещения необходимо удерживать на уровне 18-20 °C. Не обойтись без вытяжной вентиляции. Хотя производители стараются полностью нивелировать запах краски и бумаги, стопроцентного успеха они не достигли.

Замкнутая среда без циркуляции воздуха к вечеру отзовется усталостью и головной болью.

бизнес – это всегда риск, но полиграфическое направление до сих пор считается перспективным, и все инвестиции будут оправданы. Окупаемость затрат наступает через год-полтора.
Ваши преимущества:

  • в этой сфере конкуренция относительно невелика, еще остались незанятые ниши;
  • спрос на услуги не уменьшается, напротив, прогнозируется тенденция его роста;
  • конкуренты лояльны, не склонны к агрессивности, ведь жесткий передел рынка не предвидится;
  • профессия не относится к числу сложных: ее можно освоить самостоятельно, получить основные навыки на краткосрочных курсах, пройти дистанционное обучение;
  • минимальна зависимость от посредников;
  • легко найти поставщиков профессионального оборудования и расходных материалов;
  • в перспективе возможен переход на более высокий уровень- полиграфическая мастерская становится дизайнерским бюро или рекламным агентством.

Предлагаем интересное видео: Современная полиграфия

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры