Какие помещения были в доме арсения морозова. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке — история и фото усадьбы

Главная / Любовь

Ранее на этом месте размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около её дома, участок купила Варвара Алексеевна Морозова, решив сделать подарок младшему сыну Арсению на его день рождения. Архитектором пригласили В. А. Мазырина. Тот подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением. Определиться же с тем, чего он хочет, будущий владелец никак не мог.

Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», заказчик и архитектор отправились в длительное путешествие – Париж, Мадрид, Лиссабон… В поисках вдохновения путешественники приехали в португальский город Синтру – места, воспетые Байроном. Фантастически дивная природа и... замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Надо ли уточнять, что на этом поиски были окончены. В 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома – и работа закипела. В 1899 году строительство было окончено.

Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Говорят, что и Варваре Алексеевне дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки, а Морозов-младший увлёкся мистическими и эзотерическими науками. На доме был выточен узел из канатов – талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени чудаковатый Арсений скончался.

Чуть позже выяснилось, что всё своё имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице. Вдова обратилась в суд, газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». Суд выиграла любовница.

За кружевную резьбу аттика и балконной решётки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, имитирующими крепостные ворота, и стены, покрытые экзотическими морскими раковинами, дом получил название «испанское подворье».

После революции в особняке Морозова разместились анархисты. Затем поселили Пролеткульт. Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями: «Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год – посольство Индийской Республики. В 1959-м году особняк почти на полвека занял Дом дружбы с народами зарубежных стран. В 2003 году было принято решение о размещении в бывшем владении Морозова Дома приёмов Правительства РФ, что и произошло после окончания реставрации в 2006 году.

Объект культурного наследия федерального значения.

Основатель знаменитой купеческой династии Морозовых Савва Васильев, бывший крепостной, приезжает в Москву в 1820-ых годах и здесь берет фамилию Морозов. Пятеро его сыновей образуют обширный Морозовский род, распадающийся на несколько ветвей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи, Ивановичи, Тимофеевичи. Представители династии Морозовых играли значительную роль в торгово-промышленных делах России, занимались благотворительностью, внесли вклад в развитие искусства и строили для себя роскошные особняки в столице.

Дом Марии Федоровны Морозовой. Вид из сада.

Морозовская Москва существует как «город в городе» в виде благотворительных учреждений, роскошных торговых построек и особняков, которые Морозовы строили для себя. Архитектура, связанная с именем купцов, это, прежде всего, яркие стилизации под какие-то исторические или фантазийные стили. Это и «мавританский особняк» на Воздвиженке, и, конечно, шедевр Шехтеля на Спиридоновке.

Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких объектах Морозовской Москвы.

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова (Спиридоновка, 17) , одного из самых известных представителей купеческого рода, был построен архитектором Федором Шехтелем . Роскошную усадьбу Савва обустраивал для жены Зинаиды, которую увел у своего племянника Сергея Викуловича Морозова. В старообрядческой купеческой среде, откуда были влюбленные, развод и новый брак считался позором. Но это не помешало молодым людям пожениться.

Особняк на Спиридоновке Шехтель строил, когда еще не имел звания архитектора. Дом представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику. В строительстве «замка» Шехтель использует архитектурные новации. Анфиладную планировку предшествующих эпох заменяет новым объемно - планировочным принципом. Он формирует пространство особняка вокруг центрального объекта, в данном случае, вестибюля с лестницей.

Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Особняк на Спиридоновке многие считают лучшим образцом неоготики в Москве.

Семейный мир в роскошном новом доме царил всего год. В 1898 году Савва Морозов встречает новую роковую любовь актрису Марию Андрееву.

В мае 1905 года Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Официальная версия - самоубийство, но, вероятнее всего, меценат был убит большевиками, которым пообещал часть своего состояния.

После смерти мужа Зинаида продает особняк Михаилу Рябушинскому , который совсем немного изменил его интерьеры. После революции дом национализируют.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Ольга Ваганова/АиФ

Другой известный представитель купеческой фамилии Михаил Абрамович Морозов , владелец большой художественной коллекции, впоследствии переданной Третьяковской галерее, жил в особняке на Смоленском бульваре (Смоленский бульвар, 26/9).

Первой владелицей дома XVIII века была генеральша Глазова. В 1894 году особняк был перестроен по проекту архитектора Виктора Мазырина для Михаила Морозова и его жены Маргариты Кирилловны.

На первый взгляд, здание построено в классических традициях, но внутреннее оформление настолько разнообразно, что дом никак нельзя отнести к классике русской архитектуры. Во внутренних интерьерах царит пестрота стилей: там есть и египетская прихожая, и мавританская курительная комната, и отделка в стиле античной Греции.

Чета Морозовых была известна всей Москве. В особняке на Смоленском бульваре собирался многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Михаил Морозов коллекционировал картины, в то числе импрессионистов, занимался благотворительностью, помогал художникам.

Морозов умер, когда ему было всего 33 года. В 1910 году его жена передала художественную коллекцию в дар Третьяковке. Маргарита Кирилловна продала дом, а от наследства мужа отказалась в пользу благотворительности.

Особняк Морозовых на Смоленском бульваре

Говоря о Морозовской Москве нельзя не упомянуть очень человеческую историю, которая связана с именем художника Левитана. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, Мария Федоровна, уважаемая московская благотворительница, в 1889 году на свои средства перестраивает классический флигель усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке (д 1 с 2) для занятий рисованием своего сына Сергея. В том же году он уступает дом своему другу Исааку Левитану.

В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский описывает эти события:

«…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»

Фасады особняка были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. В доме был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью.

Здесь, в Морозовском владении, написаны практически все шедевры Левитана: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».

Окно дома -мастерской Исаака Левитана в Большом Трехсвятительском переулке

Но не все представители славного купеческого рода были деятельными и толковыми людьми. Арсений Морозов , сын Абрама и Варвары Морозовых, прослыл мотом и кутилой, не был занят предпринимательской деятельностью, не имел склонности к искусству, страстью его были праздные путешествия.

В одной из поездок со своим другим архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии Арсений был впечатлен португальским дворцом Пена в Синатру, построенном в середине XIX века в стиле мавританской средневековой архитектуры.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка возводится необычный «мавританский замок» (Воздвиженка, 16, с 1) , еще на стадии строительства названный москвичами «домом дурака».

Чем же так не угодил современникам Морозовский дворец? Сегодня мы смотрим на архитектуру и воспринимаем даже экзотичные постройки довольно спокойно, привязывая их к прототипам и историческим стилям. А в начале XX века архитектура была жестко обусловлена модой. Например, когда пришел модерн, все стали строить модерновые дома, даже те, кто этот стиль терпеть не мог. Когда Морозов строил копию экзотичного мавританского дома, господствовала эклектика с ее достаточно однотипными постройками. Поэтому эксцентричную выходку восприняли с насмешкой и даже яростью.

Арсений Морозов погиб глупо, прострелив себе ногу на спор. После революции в особняке Морозова поселили Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд.

"мавританский замок" Арсения Морозова.

Морозовская Москва - это и роскошные торговые постройки, среди которых можно упомянуть Боярский двор (Старая пл, 8) . Это офисное здание того времени подчеркивает связь архитектуры Морозовых с модерном. Боярский двор построен Федором Шехтелем по заказу Сергея Морозова, сына Ивана Саввича, в части здания разместилось представительство Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежавшей Морозовым-Захаровичам.

Это ярчайший образец модерна с привлечением мотивов национальной русской архитектуры. Там в первых этажах были Морозовские офисные помещения, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».

Здание Двора выглядывало из-за массивной Китайгородской стены, поэтому Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, которые смотрелись как башни старинного замка.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.

Сейчас здание занимает Аппарат Президента РФ.

Боярские ряды.

Закончим экскурсию по Морозовским местам у здания Кустарного музея (Леонтьевский переулок, 7 с 1) - образца так называемого русского архитектурного стиля. Дом можно отнести к опыту исторической ретроспективной архитектуры, пытающейся воссоздавать национальные образы. Оно было построено по заказу Сергея Тимофеевича Морозова , брата Саввы Тимофеевича, в начале XX века.

В своем стиле здание довольно посредственное и не сравнится с такими великими шедеврами как дом Перцевой, например, или тот же Ярославский вокзал. Но сам Кустарный музей был блестящим явлением. Морозов был большим ценителем народного промысла. Кустарный музей, основанный им еще в 1885 году, находился сначала на Большой Никитской, а потом переехал в Леонтьевский переулок. Здесь представлена большая коллекция резных изделий. В настоящее время - это Музей народного промысла.

Музей народных промыслов

Ольга Ваганова/АиФ

«Пройтись по крыше Киевского вокзала, залезть в полусекретный туннель под Новым Арбатом и погулять по оказалось намного проще, чем зайти в особняк Морозова. Наш продюсер Аня Скопина стерла себе подушечки пальцев согласовательными письмами, а точной даты, когда мы со съемочной группой могли бы прийти в необычный дом на Воздвиженке, все не было. Дело в том, что больше десяти лет назад особняк - бывший Дом дружбы с народами зарубежных стран - отдали под цели Дома приемов Правительства России. С тех пор его двери закрыты для посещения даже в дни культурного и исторического наследия. Но узнав об особняке Морозова все, что было можно найти, мы решили посетить его во что бы то ни стало.

Кто этот Морозов

Особняк на Воздвиженке окружен облаком легенд. Большая часть из них - правда. Заказчик дома - Арсений Морозов - был правнуком основателя обширной морозовской династии Саввы Морозова. Тот, еще будучи крепостным крестьянином, начинал с крохотной ткацкой мастерской, а в итоге выкупил собственную вольную и построил текстильные фабрики по всей России.

Арсений родился у внука Саввы - Абрама - и его жены Варвары. По матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр (Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле), основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета «Русские ведомости».

Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен был оставаться под материнским надзором. Но не тут-то было.

© Алексей Стужин / ИТАР-ТАСС

Что это за дом

Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о застройке свободной площади. Приглашенный главой морозовского клана архитектор Виктор Мазырин спроектировал симпатичный дом в русском стиле, но у Арсения были свои взгляды на искусство и жизнь. Он предложил ему подумать над другими, более смелыми проектами. В поисках вдохновения молодые люди отправились за границу. Поездка по историческим местам прошла предсказуемо бурно и завершилась в маленьком португальском городе Синтра. Там путешественников ждал величественный Паласиу-да-ПенаВыглядит вот так Построен в середине XIX века как романтическое подражание средневековым крепостям. - дворец в мавританском стиле, принадлежавший королевской семье.

Восторгу Арсения и Виктора от Пены не было предела. По возвращении в Москву началось строительство нового особняка. И чем дальше оно продвигалось, тем в большее изумление приходили москвичи. К концу XIX века благодаря усилиям архитекторов-модернистов они повидали всякое, но, как выяснилось, не все. На спокойной Воздвиженке появлялся гигантский средиземноморский особняк, усеянный ракушками - подсмотренными, очевидно, в испанском городе Саламанка на доме Ла-Каса-де-лас-КончасДом с ракушками XV век, раковины морского гребешка - символ паломничества в Сантьяго-де-Компостела. - и крайне декларативно сообщавший о финансовых возможностях будущего хозяина.

Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».

В торжественном зале есть стол для заседаний, с микрофонами. Остается надеяться, что и заседания, и речи, произносимые в микрофоны, - тоже торжественные

1 из 4

Скамейки в греческом зале находятся под усиленной охраной, не федерального свойства

2 из 4

Зеркало в золоченой раме видало виды - и Арсения Морозова с ручной рысью, и Всеволода Мейерхольда, и первого посла независимой Индии, и Дмитрия Медведева

3 из 4

На заседаниях в Доме приемов Правительства РФ не бывает скучно: для увеселения всегда есть потолок

4 из 4

Что внутри «дома дурака»

С внутренним убранством Морозов тоже поступил по-морозовски. На вопрос Мазырина, в каком стиле сделать дизайн интерьера, Арсений ответил: «Во всех!» Залы в разных стилях были частью архитектурной моды эпохи. Об этом можно почитать у биографа архитектора Мазырина - Елены Савиновой. Вестибюли в богатых домах конца XIX века было принято делать в египетском стиле, будуар - рококо и так далее.

Но мы догадывались, что и здесь Морозов должен был все сделать иначе. А потому продюсерские письма продолжали отправляться во все пресс- и секретные службы, пока наконец не достигли цели. Обыскав, нашу съемочную группу впустили в абсолютно пустой и непривычно тихий для первого хозяина дом.

Морозов действительно сделал все по-своему. Так, вестибюль его дома служил охотничьим залом. Арсению было чем похвастаться: на его счету 82 убитых медведя. Часть его трофеев можно увидеть здесь же - под потолком висят головы кабана, лося, оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды средневекового звероубийства: на нем изображен лук, арбалет, сокол и рожок для гончих. Выше - уже замеченные на фасаде морские канаты, стягивающие тугим узлом две дубовые ветви - символ успешной охоты. В общем, животных в доме любили - в морозовские времена по паркету разгуливала прирученная рысь.

Те, кому надоело любоваться лепниной на потолке, всегда могут скоротать время за подсчетом складок на ламбрекенах

1 из 4

Конец прекрасной эпохи Морозова наступил еще до революции. И даже до Первой мировой войны. Смерть Арсения Морозова можно было бы назвать опереточной, если бы она не была реальной. Арсений отправился с друзьями в свое имение Власьево, где во время кутежа поспорил, что сможет вытерпеть любую боль. Прострелил себе ногу и безропотно, под веселый взрослый смех, истек кровью.

Через девять лет после смерти Морозова, во время революционных событий, в доме засели анархисты. Потом особняк перешел во владения Театра Пролеткульта - в морозовских залах ставили спектакли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд. Затем здесь жил посол Японии. А в 1941 году на Воздвиженку въехала часть посольства Великобритании. После войны - посольство Индии. И наконец - Дом дружбы народов с зарубежными странами, просуществовавший в стенах особняка вплоть до 2003 года. Через три года здание было отдано под проведение государственных приемов.

Тяжкого духа официальных церемоний в особняке не ощущается. Если бы не тишина и торжественный режим пребывания, можно было бы сказать, что морозовская атмосфера кутежа здесь сохранилась. Впрочем, кто знает, как проходят правительственные приемы. Вдруг на них весело?»


Всего 16 фото

Этот удивительный морозовский дворец находится в Большом Трёхсвятительском переулке (д.1-3, стр.1). Просто так, праздно, на него не наткнешься в бесчисленных улочках Белого города Старой Москвы. Этот особняк по сути является неотъемлемой частью известного (и не очень), на Ивановской горке. Возможно, было бы правильным объединить историю особняка с историей Морозовского сада в одной публикации, но поразмышляв, я пришел к выводу, что будет, все же, лучше выделить особняк в отдельный материал, чтобы не перегружать историю Морозовского сада, как место общественного пользования, с фактически, частной собственностью на этом земельном участке, что позволило нынешнему собственнику распоряжаться какое-то время нашей историей по своему усмотрению. Таким образом, мы получим историю особняка со всеми детальными историческими выкладками, страстями и разборками нынешнего собственника с общественностью и Правительством Москвы. А Морозовский сад, станет для нас просто тем местом, чудом уцелевшей жемчужиной, где можно отдохнуть и расслабиться, что находится среди густых (двухэтажных и выше зданий) каменных джунглей Старой Москвы, что мы и сделаем в следующем посте.

В середине XVIII века городская усадьба принадлежала поручику Нарбекову. В 1772 году владение, где находится Морозовский сад, принадлежало князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1775 году именно он продал Екатерине Второй своё имение Чёрная грязь, которое было переименовано в Царицыно. Одна из последующих владельцев усадьбы бригадирша Д.Н. Лопухина устроила в сохранившемся доныне усадебном доме частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.

В 1855 году дом покупает Василий Александрович Кокорев, "откупщицкий царь", разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества» (не правда ли актуально на сегодня!?). Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая талантливых русских художников и артистов.
02.

В.А. Кокорев "пышно" перестроил усадебный дом в 1860-х по проекту архитектора И.Д. Черника. 22 января 1862 года в доме была открыта Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».

Вид на Кремль с обзорной площадки Морозовского особняка. 1850-е годы.
03.

Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, был общедоступным. Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и дом с землевладением был продан в 1889 году - особняк перешёл к Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям знаменитого мецената Саввы Морозова. Здесь Савва Морозов провел свои детские годы.

Сразу же особняк был перестроен в 1898 году архитектором П.А. Дриттенпрейсом в русском стиле.
04.

Во внешнем оформлении и интерьеров дворца принимал участие и Сергей Тимофеевич Морозов, у которого была даже собственная художественная мастерская, переделанная из оранжереи. С.Т. Морозов предоставил Левитану эту мастерскую в пользование с осени 1889 года, где тот творил и лично проживал. Она сохранилась в глубине двора особняка и отмечена мемориальной доской. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым - тем самым Левитаном, чьими пейзажами продолжают восхищаться до сих пор.
05.

В одном из помещений верхнего этажа особняка устроили старообрядческую домовую церковь. Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. В 1889 г. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года. В 1911 г. М.Ф. Морозова умерла, после чего была проведена оценка стоимости домовладения по Большому Трехсвятительскому, 1. Она достигла 234,7 тыс. рублей - это было одно из самых дорогих домовладений в Москве. Для сравнения, три дома П.М. Рябушинского (в том числе и тот, где сейчас музей Горького - на Малой Никитской) стоили только 167 тыс. рублей.
06.

Летом 1918 г. в бывшую усадьбу Морозовых переместился штаб левых социалистов-революционеров (левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбы, брошенной левым эсером Яковом Блюмкиным, был убит германский посол в Москве граф В. Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В доме находился отряд под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (ту, что находится на внешней стороне Покровского бульвара) и телеграф, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Когда сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, но сам был взят под арест по приказу Попова.

Подавлением мятежа руководил лично В.И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в район Трехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И. Вацетиса. К двум часам дня 7 июля мятеж был подавлен.

07.

С 1920-х и до 2001 года в бывшем дворце располагался детский сад санаторного типа. Сад был круглосуточно открыт, достаточно ухожен и пользовался большой любовью местных жителей. Зимой это было самое популярное место для катания с гор на санках.
08.

Всё изменилось, когда в 2001 году морозовский особняк передали инвестору - строительной компании ООО «ПС Интерстрой», которая получила право провести его реконструкцию и благоустройство сада. Помимо фирмы-инвестора в особняке Морозовых была зарегистрирована ещё одна, более известная коммерческая организация - ООО «Южно-Уральская индустриальная компания». С появлением у дома частного владельца Морозовский сад без каких-либо правовых оснований был фактически приватизирован и закрыт под предлогом проведения работ по благоустройству.
09.

Весной 2002 года, когда сюда пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены, снесена часть внутренних стен, демонтированы чугунные литые галереи и роскошная литая чугунная лестница (1861 год), уничтожен белокаменный портал вестибюля, а под садом построили подземный паркинг на 38 машиномест. Сейчас внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Парк планировалось оставить доступным городским сквером, он оказался закрыт и наполовину вырублен.

Обещанное инвестором "благоустройство" вылилось в полную реконструкцию Морозовского сада в «новорусском» вкусе. Линия ограждения существенно огрублена. Сама ограда повышена. Заложены оба ранее существовавших угловых входа в сад с лестницами, вместо них в перестроенной ограде была сделана маленькая калитка с решёткой, запирающейся на замок. Была уничтожена белокаменная лестница, соединявшая террасы сада. Сами террасы подперли грубыми стенами из чёрных бетонных блоков. Широкие аллеи по бокам сада были сужены и замощены. Особенно изуродовали сад покрашенные в черный цвет вентиляционные вытяжки, появившиеся над подземным паркингом.
10.

Унылое впечатление производит «кладбищенский дизайн» нижней части сада, покрытого тесным лабиринтом из полированных гранитных бордюров, клумб и клумбочек, «изящно» оправленных всё в те же чёрные блоки. Ни для скамеек, ни даже для полноценных прогулок места здесь не осталось. Сад перенасыщен растениями, совершенно не свойственными русской садовой традиции, такими как туя.
11.

В целом Морозовский сад приобрел общий тёмный, мрачный колорит, он сильно затенён, из него ушло солнце. Таким образом, объекту культурного наследия регионального значения, памятнику ландшафтной архитектуры был нанесён серьёзнейший урон.
12.

Жители района неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть Морозовский сад в общественное пользование. В декабре 2010 года была создана инициативная группа «Морозовский сад», которой удалось добиться восстановления открытого доступа в сад. В марте 2011 года вышло соответствующее распоряжение префекта ЦАО об открытии Морозовского сада для горожан.
13.

В настоящее время калитка, несмотря на недовольство владельца особняка, отпирается в дневное время, однако остается прикрытой, так что случайный прохожий вряд ли догадается, что здесь вообще есть вход. Верхняя терраса сада, смежная с особняком, по-прежнему недоступна - охрана гоняет оттуда немногих забредших в сад, ссылаясь на указание хозяина...
14.Обслуживает здание ПС "Интерстрой" под управлением шурина Сардарова.

Не хотелось бы заканчивать историю "Особняка Морозова" сведениями о наших миллиардерах, поэтому предлагаю перейти к менее информационному, но более красочному, с моей точки зрения, материалу, где главное - красота и умиротворение - к посту о Морозовском саде (сейчас материал в разработке)...

Источники:

«Убитая Москва»: Морозовский сад. Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». Портал ИА Rex.
Особняк Морозовых. Татьяна Смирнова. Портал "Узнай Москву".

Форум портала mosday.ru
Википедия

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке - уникальное здание с совершенно феерической историей. На сегодняшний день роскошный особняк считается одним из красивейших и необычных домов Москвы, но современники встретили его строительство с удивлением и скептицизмом, из-за чего, перемешавшись со впечатлениями от личности владельца, особняк получил народное название "Дом дурака".

Дом был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика.

На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. Интерьеры особняка тоже демонстрировали широкие взгляды хозяина: гостиная, где проводились балы, была выполнена в ампире, парадная столовая - "Рыцарский зал" - оформлена в духе псевдоготики, гардеробную супруги хозяина исполнили в барочном стиле.

Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.

"Дом дурака" - история особняка

Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) - миллионер, член известной купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером.

С Виктором Мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, Морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской Синтре, оба они были впечатлены замком Пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и Морозов загорелся идеей построить для себя дом-замок в схожем стиле.

Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.

Разумеется, за разработкой проекта Морозов обратился к своему другу: Мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:

Мазырин отнёсся к идее с энтузиазмом и, по образцу увиденного ими в Синтре замка, пошёл по пути смешения разных стилей, заимствуя при этом некоторые элементы оформления: ракушки на фасаде навеяны "домом с ракушками" (исп. Casa de las Conchas) в Саламанке (Испания), орнамент в виде винограда - настоящим виноградом, которым увит замок Пена.

Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул Лев Толстой в романе "Воскресение":

"На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.

<...> Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. <...> По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.

Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль.

— Как дурацкий? — с обидой возразил извозчик. — Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.

— Да ведь работа ненужная.

— Стало быть, нужная, коли строят, — возразил извозчик, — народ кормится."

Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова Варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:

Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.

К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения Морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.

После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине Коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила Коншина, которая сразу же продала особняк Леону Манташеву.

После Революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр Пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. После этого в разные годы в нём размещались посольства Японии, Великобритании и Индии, а в 1959 году в особняк въехал "Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами", и вплоть до 2003 года он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран или просто - Дом дружбы народов.

В 2006 году особняк стал Домом приёмов Правительства Российской Федерации - здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров.

Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий, "Александровский сад" Филёвской и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры