Культура включает в себя виды. Виды культуры

Главная / Любовь

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (все искусственно созданное) – физические элементы: орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолеты, одежду, посуду, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, все, что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в сознании человека.

Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.

Культурная статика – это культура в покое, внутренне ее строение, базисные элементы, все материальное и нематериальное в ней. Она включает:

культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение;

культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытанные временем, передаются по наследству;

культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям, их насчитывается более 70, относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жилье, времяпрепровождение, привычки, традиции, обряды, манеры поведения.

Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, то что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.

Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью . Имеются несколько факторов селективности:

а) культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делает культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру как социальное явление в целом, ее тенденции, содержание.

На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов чужой культуры, образцов поведения, ценностей, технологий и другое. Культурная аккумуляция – процесс накопления, прибавления культурной информации к существующей культуре, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний, элементов, образцов.

К основным типам культуры относятся:

Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпоха Возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.

Исходя из этого, определяются основные функции культуры :

- человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

- информационная - культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;

- коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;

- ценностно-ориентационная , то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

- рекреативная – способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;

- функция продуцирования и накопления духовных ценностей , создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;

- преобразование общества –наращивание в нем толерантности, терпимости, добра, справедливости, нравственности;

- способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, то есть создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся: социология кино, музыки, театра, то есть социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.

В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

При социологических исследованиях культуры необходимо решать следующие задачи: а) определять репрезентативные идеи; б) устанавливать их производителя; в) выяснять каналы и средства их распространения; г) оценивать влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры, выделяются: общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

По функциональной роли – культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, а также специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Если говорить о формах культуры , то обычно их различают три:

1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор);

2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, то есть это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура , называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.

В практике также выделяются виды культуры :

1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества;

2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи достаточно широкому кругу людей (культура национальности, молодежных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура значительно отличается от доминирующей культуры большинства членов общества. Отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манер поведения, одежды, обычаев, причесок, отношений в семье;

3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.

Широкую панораму для рассмотрения и сравнения культур представляют Запад и Восток. В числе факторов, имеющих явное различие, выступают: образ жизни, строй языка, архитектура, письменность, религия, искусство, одежда, фольклор.

Запад и Восток занимают крайние позиции, начиная с вопросов восприятия внешнего мира. Запад – радикален, Восток – иррационален. Для Востока человек – интроверт, погруженный во внутренние переживания. Для Запада – экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.

Восток несет в себе: сосредоточенность, веротерпимость, углубленность ума, пантеизм (обожествление природы), интроверсию (сосредоточенность на себе самом), веру в гармонию вселенной, ориентацию на приспособление к космическому ритму, ориентацию на единство с природой, стремление к сохранению вековых традиций, моральных стандартов, ритуалов, первичность коллективного, вторичность индивидуалистических, частнособственнических начал.

Западу характерны: стремление к новизне и модификации, практицизм, постижение смысла жизни, ценность технологического развития, внедрение парламентаризма, стремление к динамическому образу жизни, стремление к свободе личности и либеральным ценностям, приоритет творчества.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы.

Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура -- это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, -- мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл -- это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов--жажда любви-- вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения -- мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -- это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

  • а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
  • б) сельскую и городскую культуры;
  • в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной -- физическая культура.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий, т.к. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры -- это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура -- такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры -- русскую, французскую или китайскую -- мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной -- физическая культура.

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры -- метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований, как будет показано далее, может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. "В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна "объективная" классификация культур "самих по себе", каковыми они являются "на самом деле""1.

Формы культуры относятся к таким совокупностей правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Термин "символическая форма" ввел представитель мар-бургськои школы неокантианства Э.Кассирер для обозначения "мира культуры", у которого составляют язык, наука, искусство, религия, мифы. Он считал, что культурные формы - "это не разные способы, которыми одно сущее в себе действительное открывается духа, а пути, которыми дух следует в своем объективации, то есть в своем самовыражении". В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - дистанцированы от массовых форм арт-факты (образцы изобразительного искусства, классической музыки и литературы, моральные оскорбления и научные стандарты), создаваемые для элиты и потребляемые ею;

2) народная культура - фольклор, представляет собой иноформу синкретизма утилитарно-магически нравственно-эстетической деятельности (сказки, песни, обычаи)

3) массовая культура - культура, сложившаяся в процессе развития средств массовой информации, тиражируемая для массы и потребляемая массой.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет.

их еще называют тинейджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Такое имя предоставляют особой субкультуре, что антагонистически настроена по отношению к господствующей культуры. К основным видам культуры мы будем относить: доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целого. Относительно них роль целого может играть только культура всего человечества, но она всего с-всеобщее образование является скорее метафорой, нежели реальным явлением. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типов. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - украинский, французский или китайский - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Типология культур строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские)

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская)

регионально-этническая особенность (русский, французский);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный строй (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (повседневная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) др.

При обсуждении типов культуры мы будем использовать термины "простое" и "дописьменных", а также "сложное" и "письменное" общества. Дописьменных означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземлеробських общества. Земледельческое общество относится к историческим, потому что письменность уже существовала.

По хозяйственным строем выделяют следующие основные типы культуры: культура охотников и собирателей, культура огородников; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура. В основе такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основе которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, живущих в определенных природно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один из хозяйственно-культурных типов, например первобытных охотников и собирателей, может делиться на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов, выделяют направления хозяйственно-культурного строя: мотыжного земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и сухопутные земледельцы соседних нагорий и тому подобное.

Благодаря тому, что технический прогресс постоянно двигался вперед и в соответствии с ним развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

Древнейший тип хозяйственной культуры - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушеству) и огородничество (проще). Скотоводство основано на приручении (одомашнивания) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. С охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономически эффективнее, чем убивать. По сбору выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добычи готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивного сращивания окультуренных злаков. Небольшие огороды впоследствии уступили место большим полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плуга.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло делать продуктов больше, чем было нужно для поддержания жизни в Шумере 3000 до н.э.

мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массой рассчитал, что для прокормления среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимо в год всем поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 году до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания в год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (срок антропологов, обозначающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в разных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Второй этап - община - в свою очередь делится на два периода: а) родовая община, б) соседская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охоты и собирательства относятся к так называемому хищнического или потребительского хозяйства: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не возобновляя их поголовья за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса викорчовувалася, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а сбор - фуражирования.

Община - это сочетание людей, сначала или только связанных между собой узами кровного родства, а в дальнейшем также взаимными браками, кооперации труда, взаимовыручкой, общей охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые назывались поземельной.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5-6 млн., Но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла потребность в переходе к новому, более прогрессивному способа хозяйствования. От сбора общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, выросла их производительность. Итак, один человек мог прокормить большее число людей, почему когда-то.

Приручение животных и зарождения пастушеству дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палки-копалки пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, нужно 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Производительность земли выросла в 20 тыс. Раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, чем переход к машинной техники. Специалисты подсчитали, что он длился 3 тыс. Лет. Столько длилась первая мировая революция - неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для кормления скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать пашу и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с пастбищами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Росло население, создавались города. Города зародились как центры, где специализировались на ремеслах одни слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшиеся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно - дитя двух революций - экономической и политической. Под экономической подразумевается большая индустриальная революция (ее родина Англия). А под политической - Великая французская революция (1789-1794).

За три века культура европейского общества изменилась до неузнаваемости. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с все большим желанием мигрируют из села в город - в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование.

До появления такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения - становится неотъемлемым спутником другого процесса - индустриализации. Индустриализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющие машинам выполнять ту работу, которую когда-то выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии - 10%, Японии - 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места проживания: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро оставляет свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества, появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с который на смену старым профессиям приходили новые, выросла в десятки и сотни раз. И большинство из них была неизвестна аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается преобразованием товаровиро-бничий экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отличаются в России, не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо превратил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. До 2000 года так называемые "белые воротнички" - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, - составят в развитых странах около

90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников", которых насчитывается уже много миллионов, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

Кроме того, используются и другие термины: "вторая промышленная революция", "третья волна" (Э. Тоффлер), "супериндустриальной общество", "третьей индустриальная революция", "кибернетическое общество". Но чаще используется понятие "информационное общество", что свидетельствует о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60-80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной через развитие технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеооборудование все шире проникают в дома, школы и офисы.

Ежегодно информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самого передового является система Интернет - компьютерная паутина, опутала невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые свежие новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество - это эпоха человеческих мышц; аграрное общество - силы животных; индустриальное - других источников энергии электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество - эпоха атомной и термоядерной энергии.

Достаточно плодотворными с научной точки зрения есть основания для выделения типов культур, сложившейся в рамках этнографии (науки о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры на всех уровнях ее проявления).

Древние греки пользовались словом «этнос» (народ, племя, стая, толпа, группа людей), когда хотели обозначить другие народы, греками, не является. В русском языке аналогом термина "этнос" долгое время не было понятия "народ".

Прежде чем говорить об этносах и их культуры, следует определить, что же имеется в виду под словом "этнос". В переводе с греческого оно имеет множество значений, среди которых: народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо... Что объединяет все значения? То, что все они имеют смысл совокупности существ, чем-то похожих. Уже к 5 ст. до н.э. выделяются два основных значения этого термина - "племя" и "народ", и постепенно второй вытесняет первое. Казалось бы, все понятно: этнос - это народ. Но в таком случае, почему же до сегодняшнего дня учеными накоплен несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?

Само слово "народ" часто используется как антоним к слову «интеллигенция» или даже служит повседневной заменой слову "ребята / девушки" ("Ну, народ, куда теперь пойдем?") С их значений всего нам подходит то, которое четко проступает в словосочетании "народы мира". Но в этом смысле можно говорить и о нации, и о народности, и о племена

Между всеми этими понятиями есть существенные различия, речь о которых дальше. Дело в том, что в культурологическом аспекте термин "этнос" употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле "этнос" - понятие собирательное, который включает в себя все типы этнических общностей (от небольшого племени к многомиллионной нации). Этносы - это основные единицы этнической классификации человечества, рядом с которыми можно выделить этнические сообщества большей или меньшей сложности. Такое понимание предполагает, что каждый человек принадлежит к определенной этнической общности и к определенной этнической культуры. А в узком смысле слова этнос - это одна из форм этнической общности, которая исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая меж- поколений общность людей, имеющих относительно стабильные особенности культуры, психики и самосознания членов, позволяют определенному этносу отличать себя от всех этнических образований.

Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 русским ученым С. М. Широкогоровьим: "Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение обычаев, обладающих комплексом, укладом жизни, хранимых и освященных традицией групп, и отличаются ней от таких других ". При таком понимании этноса учитывается общность культуры: происхождение, быт, традиции, язык. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самой человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л. Н. Гумилева) во-вторых, как историко-социальной системы, предполагающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) россиян, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает значительную напряженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".

Отличие духовной и материальной культур нельзя отнести к отраслям, форм, типов или видов культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационные признаки. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Материальная культура делится на:

Производственно-технологическую культуру, составляет вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

Воспроизведение человеческого рода, который включает в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует отметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию "условий человеческого существования". Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

Включает в себя все области духовного производства (искусство, философию, науку и др.);

Показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властные структуры управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и др.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этизм, что подчиняет нравственному содержанию жизни все другие человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Культурная динамика рассматривает распространение культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения, модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

В процессе своей «актуализации», ускорения в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре основных уровня:
- инновация – принципиально новое, ранее не известное явление культуры;
- культурный образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление;
- культурная норма – широко распространенное в обществе культурное явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и поведения человека, которое для своего существования нуждается в постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);
- традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления, которым большинство людей следует безотчетно; является механизмом аккумуляции и трансляции культурного опыта, формирует культурное наследие.
В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.

Наиболее распространенными понятиями, с помощью которых фиксируются основные направления культурной динамики и качественные особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса. Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII век).
Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и, от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными, что не могут быть сопоставлены.

Помимо соотношения статики и динамики культуру классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура , которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры