Сплин солист биография семья. Александр Васильев («Сплин»): люди уткнулись в девайсы, охладев к искусству

Главная / Любовь

Лидер "Сплина" Александр Васильев родился в Санкт-Петербурге 15 июля 1969 года в семье инженеров. За исключением нескольких лет, которые его семья жила в Литве, он рос в Питере. Первая дворовая группа у Саши появилась, когда он учился в седьмом классе, вследствие чего интерес к учебе был им утерян. После школы он поступил в Ленинградский институт авиационного машиностроения, где познакомился в 1986 году с Александром Морозовым (к слову сказать, в институте он познакомился годом позже и со своей будущей женой Александрой). Они организовали "школьно-институтскую группу" "Митра" - Васильев сочинял песни, а у Морозова был магнитофон "Рекорд", микрофон и бас-гитара. В составе этой команды, где кроме Васильева и Морозова было еще несколько человек, они пытались вступить в питерский Рок-клуб, но не прошли прослушивание. Проучившись в ЛИАПе два года, Саша попал в армию. Вернувшись, он поступил в 1992 году на экономический факультет Театрального института, учебу в котором совмещал как с традиционной для жизни музыканта работой монтировщика сцены в театре и ночного сторожа, так и с нетрадиционными занятиями - работой на кондитерской фабрике и даже бизнесом.

В 1992 году Васильев опять повстречался с Морозовым, а в 1993 году Морозов привел клавишника Николая Ростовского. Так образовался костяк будущего "Сплина". В 1994 году с помощью сессионных музыкантов был записан альбом "Пыльная быль". Как написано на вкладыше к альбому, он записывался "в студии одного из театров, по ночам, в атмосфере строжайшей секретности". "Пыльная быль" за несколько месяцев разошлась в Питере на аудиокассетах тиражом в 10 тысяч экземпляров, в том числе благодаря существовавшему тогда радио "Катюша", по которому часто крутили принесенную музыкантами запись. Вскоре после записи "Пыльной были", весной 1994 года, к группе присоединился гитарист Стас Березовский, с которым ребята познакомились на вечеринке, посвященной завершению записи "Пыльной были", а чуть позже - барабанщик Николай Лысов. Видимо именно день этой вечеринки и считается официальной датой рождения "Сплина" - 27 мая 1994 года.

Первый свой клубный концерт "Сплин" отыграл в клубе "Засада". С осени 1994 года по весну 1995 группа играла концерты по питерским клубам и усиленно репетировала. Примерно через год, в1995-ом, тиражом в 2000 экземпляров была записана демо-версия второго альбома группы - "Коллекционер оружия", который существенно отличался по звучанию от "Пыльной были". Звук стал более насыщенным, в основном за счет великолепной гитары Стаса Березовского, разнообразных фольклорных клавишных примочек Николая Ростоцкого и, разумеется, вокала Александра Васильева, который приобрел ни с чем не сравнимый, запоминающийся с первой песни оттенок. В это же время закончилась Сашина экономическо-театральная карьера - он не явился сдавать очередную сессию по причине записи "Коллекционера". Взяв с собой двадцать кассет с альбомом, музыканты поехали в Москву, где раздали их вместе с пресс-релизами нескольким записывающим компаниям. В результате "Сплин" подписал контракт с "SNC" на выпуск двух CD, что позволило им выпустить в начале 1996 года "Коллекционера" и начать работу над записью следующего альбома. Одновременно группа начала активно выступать уже не только в Питере, но и в Москве - в таких клубах как "Tabula Rasa", "Эрмитаж", "R-Club", а также и на больших площадках - и сразу приобрела в столице преданных поклонников. В том же году "Сплин" выступил на фестивале "Поколение" с песней "Рыба без трусов", получив специальний приз от радио "Максимум", которое (наряду с радио "РаКурс") играет с тех пор не последнюю роль в судьбе группы. Первым радио-синглом альбома стала песня "Рыба без трусов", позже в ротацию попала "Любовь идет по проводам". "Сплин" начал активно сотрудничать с Театром "ДДТ", принимая участие во всех организованных им фестивалях - "Наполним небо добротой" (1996 год) - где в качестве приза группа получила свои гитары, "Песни конца века" (1997 год). Большое значение в судьбе группы сыгралБорис Гребенщиков, который не раз называл "Сплин" единственной молодой командой, понравившейся ему за последние годы.

Третий альбом группы "Фонарь под глазом" вышел на фирме "SNC records" в апреле 1997 года. В отличие от "Коллекционера оружия", альбом содержал уже не только сказочные лирические композиции, но и так называемые "пост-гранжевые" вещи - "Я не хочу домой" и "Прирожденный убийца". Летом 1997 года "Сплин" принял участие во втором "Максидроме". В том же году компанией "Sound Product" был переиздан альбом "Пыльная быль". В 1997 году у "Сплина" впервые появился менеджер (до этого организационными вопросами занимался в основном сам Васильев) - Александр Пономарев, бывший менеджер "Наутилуса", оказавшийся не у дел после распада (или развала?) группы. До этого с группой вел длительные переговоры Дмитрий Гройсман (менеджер "ЧайФа"), но Васильев в конце концов отказался от предложенных условий. Пономарев начал возить группу не только в Москву, но и по стране - в Екатеринбург, Одессу и другие города, где концерты "Сплина" имели большой успех. У группы появились видеоклипы на песню "Моя любовь" (с "Фонаря"), а позже на новые синглы - "Orbit без сахара" и "Выхода нет". Определенным достижением "Сплина" можно считать большой сольный концерт в столичных Лужниках 14 февраля 1998 года, где они собрали практически полный зал.

В начале апреля 1998 года вышел "Гранатовый альбом". Хотя все песни, которые вошли в него, до этого уже не раз исполнялись на концертах, после выхода альбома с новой силой разгорелись дискуссии (вроде этой) об эволюции музыки группы. "Сказочные" вещи на этот раз практически полностью отсутствуют на альбоме, уступив место "жизненным" композициям - "Катись, колесо", "Выхода нет" и др. Кроме того, в альбоме наблюдается сильное влияние на Сашину музу психоделиков ("Мария и Хуана", "Люся сидит дома" и другие), что тоже послужило предметом споров.

На концерте в ДК Меридиан 20 сентября 1998 года группа впервые отыграла с новым барабанщиком - Сергеем Наветным, переигравшим до того во многих питерских командах. Кроме того, в состав "Сплина" был официально включен флейтист Ян Николенко, распустивший ради этого свою группу "Эдипов Комплекс" (впоследствии организовал группу "Сетаи"). Фактически Ян играл с группой почти на всех концертах еще с осени 1997 года. В начале 1999 года группу покинул клавишник Николай Ростовский: уставший от бесконечных гастролей, он решил посвятить себя тихой семейной жизни. "Сплин" весь год бесконечно гастролировал, доехав до самых окраин нашей страны, а в сентябре посетил Нью-Йорк, где группа дала клубный концерт.

В октябре 1999 года вышел пятый альбом группы "Altavista". Девочки, ожидавшие очередных "Орбитов без сахара", были разочарованы - ничего подобного там и в помине нет. Это взрослый альбом зрелой группы. Любимой группы.

В начале 2000 года группа гастролировала, а потом объявила таймаут, связанный с записью нового альбома. Весной 2001 года появилась совместная работа Александра Васильева и Левы из группы "Би-2" (еще одни питомцы продюссера Саши Пономарева) - песня "Феллини". В честь этой композиции назван совместный тур группы, охвативший несколько десятков городов России.

27 марта 2001 года увидел свет "25 кадр". Его стилистика не похожа ни на "Альтависту", ни на "Гранатовый альбом", скорее напоминает о временах "Фонаря под глазом", хотя в целом эта работа группы не похожа ни на что прежнее. Одновременно в составе группы произошли перемены: ушел бессменный со дня создания "Сплина" басист и соратник Васильева - Александр Морозов, вместо него в группу пришел Коля Воронов, известный по работе в питерских группах Внезапный Сыч, Камикадзе, и др. В группу вернулся Николай Ростовский. Кроме этого, Сплин взял сессионного гитариста Вадика Сергеева.

Александр Васильев - вокал, гитара
Алексей Мещеряков - ударные
Вадим Сергеев - электрогитара
Николай Ростовский - клавишные
Дмитрий Кунин - бас-гитара

Мало кто не знает, как зовут солиста группы «Сплин». Эта сравнительно молодая рок-группа успела завоевать сердца многих любителей музыки. А вот историю появления этой команды рок-музыкантов знают немногие.

Происхождение названия

Возникновение группы «Сплин» случилось в г. Санкт-Петербурге в мае 1994 года.

Произошло столь странное название этой команды от английского слова spleen, что в переводе означает хандру или тоску. Интересен и момент происхождения названия. Солист «Сплин», Александр Васильев, можно сказать, присвоил себе эту честь. Однажды он познакомился с поэтическим творчеством Александра Черного, а именно с его стихотворением «Под сурдинку». В этом произведении присутствовало слово «Сплин», которое заинтересовало Васильева, решившего, что такое название как нельзя лучше подойдет его группе.

«Сплин» играет музыку в жанре Вместе с тем среди российских рокеров ее признают одной из самых лиричных групп. Все песни «Сплин» весьма разнообразны и отличаются друг от друга как стилем исполнения, так и звуком. Васильев в этом плане постоянно радует и удивляет своих фанатов, издавая что-то неординарное.

«Митра»

Солист группы «Сплин» Александр Васильев был рожден 15 июля 1969 года. Местом рождения стал г. Ленинград. Уже с детских лет он сильно пристрастился к музыке, а когда ему исполнилось двенадцать, он попал на выступление рок-группы «Машина Времени». Звук, слова и манера исполнения песен коллектива Макаревича настолько повлияли на юного будущего музыканта, что тот решил связать свою жизнь с музыкой.

Первую свою группу Александр Васильев организовал, обучаясь еще в седьмом классе школы. Была и следующая группа, созданная до «Сплин». Солист А. Васильев назвал ее «Митра». Создана она была при помощи Морозова Александра во время обучения в институте. Молодые люди успевали совмещать учебу в Ленинградском институте авиационного приборостроения с записью собственных песен. Первые такие записи проводились в домашних условиях.

Группа «Митра» пыталась стать членом питерского рок-клуба, но принята туда не была.

Первый альбом

Спустя пару лет солист группы «Сплин» бросает учебу и уходит служить в армию. Вернувшись со службы, Васильев поступает на экономический факультет в Театральном институте. Как известно, в девяностые годы в стране было немало проблем. Они коснулись и группы «Сплин», солист которой был вынужден и учиться, и работать одновременно. Несмотря на тяжелое время, Васильев все так же хотел организовать рок-группу, и у него это получилось. 27 мая 1994 года он, Александр Морозов и Николай Ростовский выпустили свой первый записанный альбом, который назвали «Пыльная быль». Во время празднования этого события ребята познакомились со Стасом Березовским, гитаристом.

Дебютный альбом оправдал ожидания рокеров: аудиокассеты с его записью разошлись тиражом более 10 000 штук. Во всех заведениях и на радиостанциях страны звучали песни группы «Сплин», солист которой стал пользоваться популярностью.

С этого времени новых звезд стали приглашать на выступления в разные клубы Санкт-Петербурга, при этом музыканты работали и над созданием следующего альбома.

Последующие работы

Следующим сборником произведений группы стал «Коллекционер оружия». Одновременно с этим альбомом в 1996 году рокеры сняли клип «Будь моей тенью».

Окончание девяностых годов для группы «Сплин», солист и остальные члены которой старательно работали над своими песнями, оказалось достаточно удачным и насыщенным. Ребята выпустили за это время не один альбом. В 1997 году вышел в свет «Фонарь под глазом», буквально через год слушателей обрадовал «Гранатовый альбом», а еще через год «Сплин» представляет на обозрение своим поклонникам альбом «Альтависта».

Популярность

Именно в те годы свою наибольшую популярность набирает группа «Сплин». Солист, биография которого приукрасилась успехом, полученным группой, вместе со своими коллегами гастролирует по всей стране и за рубежом. В 1999 году группа была приглашена на клубный концерт, проходивший в Нью-Йорке. За год до этого рокеры выступали на стадионе в Лужниках перед выступлением легендарных The

Именно с 1997 года начался стремительный успех группы «Сплин», когда она была нарасхват. Ребят звали во все клубы Москвы и Северной столицы. Вышедшая в том году песня «Орбит без сахара» знакома многим, а в те годы ее напевал буквально каждый второй житель страны.

Новое тысячелетие

Начало этого века для группы тоже было положительным. В 2001 году «Сплин» выпускает следующий сборник «25 кадр», записывает с известной рок-группой «Би-2» совместную песню «Феллини», с которой пускается в российское турне. За последующие семь-восемь лет «Сплин» выпускает еще четыре альбома, среди которых «Сигнал из космоса», «Реверсивная хроника событий», «Новые люди» и «Раздвоение личности».

За время сотворения этих сборников о группе «Сплин» ходили различные слухи вплоть до того, что она распадается. Это было обусловлено тем, что состав коллектива «Сплин» тогда довольно часто менялся, но это не помешало музыкантам продолжать активные гастроли по родной стране, а также за ее пределами, в том числе в СНГ и США.

С 2009 по 2011 год группа «затихла». Не выходили новые сборники и новые песни. Однако в 2012 году "сплины" порадовали своих поклонников, выпустив в свет «Обман зрения». Это уже был одиннадцатый по счету альбом группы. Солист Александр Васильев годом позже снимает клип про маленькую девочку из Японии на песню «Дочь самурая».

Васильев - весьма разносторонняя личность. Он самостоятельно сочиняет тексты песен, а также музыкальное сопровождение к ним. Помимо этого, он еще и занимается живописью, пишет картины. За свою жизнь он написал более 20 картин, а в Москве однажды даже была организована его выставка.

Личная жизнь солиста

Александр Васильев женат на Александре Васильевой! Да, его жену зовут так же как и его. Познакомились будущие супруги еще в Ленинградском институте авиационного приборостроения. В 2006 году Александр стал счастливым отцом, своего сына они с супругой назвали Леонидом. Отцовство, да и вся семейная жизнь, сильно повлияли на музыканта. Изменились его взгляды на жизнь, что можно понять по творчеству группы «Сплин». Песни, написанные Александром Васильевым, стали более жизненными, более близкими по своему смыслу к созиданию, нежели к разрушению. Одну из них он посвятил своему сыну, так и назвав ее - «Сын».

Примечательно, что основатель рок-группы «Сплин» почти не употребляет спиртных напитков и наркотических средств, любит путешествовать, хорошую литературу и кинофильмы, является фанатом футбольного клуба «Зенит».

После выхода фильмов "Брат" (обе части), "Качели", "Война" и других, в которых саундтреками являлись песни и музыка рок-группы, все чаще и чаще стал звучать вопрос: "Как зовут солиста «Сплин»?" Александр Васильев добился узнаваемости и популярности на отечественной арене шоу-бизнеса, оставаясь при этом не похожим ни на кого из современных рок-звезд.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Сплин"

Лидер "Сплина" Александр Васильев родился в Санкт-Петербурге 15 июля 1969 года в семье инженеров. За исключением нескольких лет, которые его семья жила в Литве, он рос в Питере. Первая дворовая группа у Саши появилась, когда он учился в седьмом классе, вследствие чего интерес к учебе был им утерян. После школы он поступил в Ленинградский институт авиационного машиностроения, где познакомился в 1986 году с Александром Морозовым (к слову сказать, в институте он познакомился годом позже и со своей будущей женой Александрой). Они организовали "школьно-институтскую группу" "Митра" - Васильев сочинял песни, а у Морозова был магнитофон "Рекорд", микрофон и бас-гитара.

В составе этой команды, где кроме Васильева и Морозова было еще несколько человек, они пытались вступить в питерский Рок-клуб, но не прошли прослушивание. Проучившись в ЛИАПе два года, Саша попал в армию. Вернувшись, он поступил в 1992 году на экономический факультет Театрального института, учебу в котором совмещал как с традиционной для жизни музыканта работой монтировщика сцены в театре и ночного сторожа, так и с нетрадиционными занятиями - работой на кондитерской фабрике и даже бизнесом.

В 1992 году Васильев опять повстречался с Морозовым, а в 1993 году Морозов привел клавишника Николая Ростовского. Так образовался костяк будущего "Сплина". В 1994 году с помощью сессионных музыкантов был записан альбом "Пыльная быль". Как написано на вкладыше к альбому, он записывался "в студии одного из театров, по ночам, в атмосфере строжайшей секретности". "Пыльная быль" за несколько месяцев разошлась в Питере на аудиокассетах тиражом в 10 тысяч экземпляров, в том числе благодаря существовавшему тогда радио "Катюша", по которому часто крутили принесенную музыкантами запись. Вскоре после записи "Пыльной были", весной 1994 года, к группе присоединился гитарист Стас Березовский, с которым ребята познакомились на вечеринке, посвященной завершению записи "Пыльной были", а чуть позже - барабанщик Николай Лысов.Видимо именно день этой вечеринки и считается официальной датой рождения "Сплина" - 27 мая 1994 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первый свой клубный концерт "Сплин" отыграл в клубе "Засада". С осени 1994 года по весну 1995 группа играла концерты по питерским клубам и усиленно репетировала. Примерно через год, в1995-ом, тиражом в 2000 экземпляров была записана демо-версия второго альбома группы - "Коллекционер оружия", который существенно отличался по звучанию от "Пыльной были". Звук стал более насыщенным, в основном за счет великолепной гитары Стаса Березовского, разнообразных фольклорных клавишных примочек Николая Ростоцкого и, разумеется, вокала Александра Васильева, который приобрел ни с чем не сравнимый, запоминающийся с первой песни оттенок. В это же время закончилась Сашина экономическо-театральная карьера - он не явился сдавать очередную сессию по причине записи "Коллекционера".

Взяв с собой двадцать кассет с альбомом, музыканты поехали в Москву, где раздали их вместе с пресс-релизами нескольким записывающим компаниям. В результате "Сплин" подписал контракт с "SNC" на выпуск двух CD, что позволило им выпустить в начале 1996 года "Коллекционера" и начать работу над записью следующего альбома. Одновременно группа начала активно выступать уже не только в Питере, но и в Москве - в таких клубах как "Tabula Rasa", "Эрмитаж", "R-Club", а также и на больших площадках - и сразу приобрела в столице преданных поклонников. В том же году "Сплин" выступил на фестивале "Поколение" с песней "Рыба без трусов", получив специальний приз от радио "Максимум", которое (наряду с радио "РаКурс") играет с тех пор не последнюю роль в судьбе группы. Первым радио-синглом альбома стала песня "Рыба без трусов", позже в ротацию попала "Любовь идет по проводам". "Сплин" начал активно сотрудничать с Театром "ДДТ", принимая участие во всех организованных им фестивалях - "Наполним небо добротой" (1996 год) - где в качестве приза группа получила свои гитары, "Песни конца века" (1997 год). Большое значение в судьбе группы сыграл Борис Гребенщиков, который не раз называл "Сплин" единственной молодой командой, понравившейся ему за последние годы.

Третий альбом группы "Фонарь под глазом" вышел на фирме "SNC records" в апреле 1997 года. В отличие от "Коллекционера оружия", альбом содержал уже не только сказочные лирические композиции, но и так называемые "пост-гранжевые" вещи - "Я не хочу домой" и "Прирожденный убийца". Летом 1997 года "Сплин" принял участие во втором "Максидроме". В том же году компанией "Sound Product" был переиздан альбом "Пыльная быль". В 1997 году у "Сплина" впервые появился менеджер (до этого организационными вопросами занимался в основном сам Васильев) - Александр Пономарев, бывший менеджер "Наутилуса", оказавшийся не у дел после распада (или развала?) группы. До этого с группой вел длительные переговоры Дмитрий Гройсман (менеджер "ЧайФа"), но Васильев в конце концов отказался от предложенных условий. Пономарев начал возить группу не только в Москву, но и по стране - в Екатеринбург, Одессу и другие города, где концерты "Сплина" имели большой успех. У группы появились видеоклипы на песню "Моя любовь" (с "Фонаря"), а позже на новые синглы - "Orbit без сахара" и "Выхода нет". Определенным достижением "Сплина" можно считать большой сольный концерт в столичных Лужниках 14 февраля 1998 года, где они собрали практически полный зал.

В начале апреля 1998 года вышел "Гранатовый альбом". Хотя все песни, которые вошли в него, до этого уже не раз исполнялись на концертах, после выхода альбома с новой силой разгорелись дискуссии (вроде этой) об эволюции музыки группы. "Сказочные" вещи на этот раз практически полностью отсутствуют на альбоме, уступив место "жизненным" композициям - "Катись, колесо", "Выхода нет" и др. Кроме того, в альбоме наблюдается сильное влияние на Сашину музу психоделиков ("Мария и Хуана", "Люся сидит дома" и другие), что тоже послужило предметом споров.

На концерте в ДК Меридиан 20 сентября 1998 года группа впервые отыграла с новым барабанщиком - Сергеем Наветным, переигравшим до того во многих питерских командах. Кроме того, в состав "Сплина" был официально включен флейтист Ян Николенко, распустивший ради этого свою группу "Эдипов Комплекс" (впоследствии организовал группу "Сетаи"). Фактически Ян играл с группой почти на всех концертах еще с осени 1997 года. В начале 1999 года группу покинул клавишник Николай Ростовский: уставший от бесконечных гастролей, он решил посвятить себя тихой семейной жизни. "Сплин" весь год бесконечно гастролировал, доехав до самых окраин нашей страны, а в сентябре посетил Нью-Йорк, где группа дала клубный концерт.

В октябре 1999 года вышел пятый альбом группы "Altavista". Девочки, ожидавшие очередных "Орбитов без сахара", были разочарованы - ничего подобного там и в помине нет. Это взрослый альбом зрелой группы. Любимой группы.

В начале 2000 года группа гастролировала, а потом объявила таймаут, связанный с записью нового альбома. Весной 2001 года появилась совместная работа Александра Васильева и Левы из группы "Би-2" (еще одни питомцы продюссера Саши Пономарева) - песня "Феллини". В честь этой композиции назван совместный тур группы, охвативший несколько десятков городов России.

27 марта 2001 года увидел свет "25 кадр". Его стилистика не похожа ни на "Альтависту", ни на "Гранатовый альбом", скорее напоминает о временах "Фонаря под глазом", хотя в целом эта работа группы не похожа ни на что прежнее. Одновременно в составе группы произошли перемены: ушел бессменный со дня создания "Сплина" басист и соратник Васильева - Александр Морозов, вместо него в группу пришел Коля Воронов, известный по работе в питерских группах Внезапный Сыч, Камикадзе, и др. В группу вернулся Николай Ростовский. Кроме этого, Сплин взял сессионного гитариста Вадика Сергеева.

4 апреля 2011, 10:17

Название группы возникло благодаря стихотворению Саши Черного «Под сурдинку…» - строка «как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином» покорила сердце Саши Васильева. Эти слова не только помогли питерской команде обрести свое имя, но и стали определяющими в ее творчестве. «Главные качества команды – естественность и постепенность. «Наша счастливая звезда в том, что мы развиваемся естественным путем», – говорит Саша. Официальная дата рождения группы - 27 мая 1994 года. Васильев, Морозов и Ростовский познакомились в 1986 году в Ленинградском Институте Авиационного Приборостроения (в 1987 году Саша Васильев встретил там свою будущую жену). Они организовали группу «Митра» - Васильев сочинял и пел песни, а Морозов обеспечивал «техническую базу»: у него были бас-гитара, магнитофон «Рекорд» и микрофон. В состав «Митры» входили также будущий создатель М@сяни Олег Куваев и будущая жена Саши - Александра. Построенная на голом энтузиазме команда не прошла прослушивание в Питерский рок-клуб. Параллельно Васильев работал на кондитерской фабрике имени Крупской, а также на строительстве железной дороги под Тверью. В 1988 году Саша попал в армию в стройбат, где начал писать песни к будущему альбому. В 1992 году будущий лидер «Сплина» поступил на экономический факультет Театрального Института (не окончил, т.к. пропустил сессию из-за записи «Коллекционера оружия» и начал подрабатывать: он трудился монтировщиком сцены в Ленинградском Академическом Театре Комедии, ночным сторожем на кондитерской фабрике, пытался заниматься бизнесом. В 1993 году Васильев и Морозов работали в театре Буфф, где до весны 1994 вместе с Николаем Ростовским записывали «Пыльную быль». Весной 1994 года Саша Васильев из этого театра уволился и нигде до сих пор официально не работает. В 1994 году выходит первый альбом новоиспеченной группы «Сплин», получивший название «Пыльная Быль» (Васильев, Морозов и Ростовский). Альбом тиражом 10 тыс. экземпляров был полностью раскуплен в Санкт-Петербурге во многом благодаря радийной раскрутке. На вечеринке, посвященной релизу «Пыльной были», ребята познакомились с гитаристом Стасом Березовским, а немного позже – с барабанщиком Николаем Лысовым. Первое официальное появление группы на публике произошло в 1994 году в питерском клубе «Засада». «Сплин» часто репетировал и выступал в питерских клубах с осени 1994 и по весну 1995, когда они записывали следующий альбом «Коллекционер оружия». Поиски звукозаписывающей компании привели музыкантов в Москву на SNC, где в начале 1996 года вышел новый вариант «Коллекционера оружия» (изменили список песен). Одновременно группа продолжала выступать в московских и питерских клубах. Появились преданные поклонники, «Сплин» выступил на фестивале «Поколение» (1995 год) со своим первым радиосинглом «Рыба без трусов» и получил специальный приз радио «Максимум». На радио раскручивается «Любовь идет по проводам», а на песню «Будь моей тенью» был снят клип с забавным сюжетом: в ночь перед Рождеством «деревенская» группа «Сплин» дает представление на столе у колдуньи. Третий с половиной альбом (если считать демо-версию «Коллекционера» половинкой) вышел снова на студии SNC Records в апреле 1997 года. «Фонарь под глазом» содержал не только сказочные и лирические композиции, каких большинство на «Коллекционере», но и довольно жесткие пост-гранжевые вещи («Я не хочу домой», «Прирожденный убийца»). Был снят первый высокобюджетный клип на песню – «Моя любовь». «Англо-русский словарь (Давай, Лама!)» становится хитом, на эту песню есть концертное видео из ДК им. Горбунова (1996). Летом 1997 «Сплин» отыграл на втором «Максидроме», компанией Sound Product был переиздан альбом «Пыльная быль». Определилась ситуация с менеджером группы: отказавшись от предложения Дмитрия Гройсмана (менеджер «ЧАЙФа»), музыканты выбрали Александра Пономарёва (менеджер группы «Наутилус-Помпилиус», к тому моменту распавшейся). С ним начались поездки по стране – Одесса, Екатеринбург и другие города, где «Сплин» имел большой успех у публики. «Гранатовый альбом» принес группе всенародную славу. Хотя песни с него исполнялись и ранее, но с выходом альбома поднялась целая волна споров – об эволюции музыки группы и о влиянии на стихи Саши Васильева психоделиков («Lюся сидит дома», «Мария и Хуана»). Это самый «хитовый» альбом группы – «Весь этот бред», «Орбит без сахара», «Бог устал нас любить», «Катись, колесо!», «Выхода нет», «Мария и Хуана». На песни «Орбит без сахара», «Выхода нет» и «Катись, колесо!» сняты клипы. «Сплин» выступил на «Максидроме» в качастве хэдлайнеров и на разогреве у знаменитых The Rolling Stones. Достижение группы – сольный концерт в Лужниках 14 февраля 1998 года. А 20 сентября 1998 года «Сплин» отыграл в ДК «Меридиан» с новым барабанщиком Сергеем Наветным, и в группу официально вошел флейтист Ян Николенко (по прозвищу Яник), который фактически играл в группе с осени 1997, распустив ради этого свою группу Эдипов Комплекс. Весь 1999 год «Сплин» бесконечно гастролировал, доехав даже до Нью-Йорка, где группа дала один клубный концерт. Не выдержав плотного графика, в начале 1999 группу покинул клавишник Николай Ростовский, решивший посвятить себя тихой семейной жизни и воспитанию дочери. В октябре того же года вышла «Альтависта», а немного позже и двойной концертный диск под таким же названием. Снято три клипа: на песни «Мотоциклетная цепь», «Абсент» (там действуют странные виртуальные персонажи, созданные Олегом Куваевым) и «Пил-курил». Композиция «Молоко и мед» названа лучшей песней 1999 года на вручении наград журнала «Fuzz» в апреле 2000 года. В 2000 году музыканты активно гастролировали и записывали песни к альбому «25-й кадр». Кроме того, в противовес всем пиратским сборникам «Сплина» был выпущен Зн@менатель. Сборник песен для радио» в серии «Главные песни». Весной 2001 появилась совместная работа Саши Васильева и Левы из «Би-2» под названием «Феллини». По 22 городам России прошел грандиозный «Fellini Tour», снят клип на песню (драка двух боксеров: Саши Васильева и Левы), выпущен концертный альбом под названием «Fellini Tour 2001», записанный 6 апреля 2001 года в «Горбушке». 27 марта 2001 года увидел свет «25-й кадр». По стилю он больше всего напоминает «Фонарь под глазом», а в общем не похож ни на что, сделанное группой ранее. Он записывался без одного из столпов – Александра «Морриса» Морозова, вместо него играет Николай Воронов. После записи вернулся Николай Ростовский, и был взят один сессионный гитарист – Вадик Сергеев. Экранизирована песня «Остаемся зимовать» (в данном случае остался зимовать русский офицер А. Васильев, расстрелянный французами в Отечественную войну 1812 года), композиция «Мое сердце», собравшая больше всего премий «Поборол» за 2001 год. Песня «Линия жизни» вошла в саундтрек фильма «Брат-2». В 2002 году вышел сингл «Гандбол». Режиссер Михаил Сегал снял клип на песню «Новые люди» - пожилой человек и его молодая девушка делают новых людей пока музыканты разгуливают по их квартире и пьют чай. Сама песня открыла новогодний эфир «Нашего радио» 14 февраля 2003 года (в День Всех Влюбленных) в продажу поступает альбом «Новые люди», в этот же день «Сплины» дают концерт в «Горбушке», а 15 февраля группа отправляется в тур с одноименным названием. В Ростове-на-Дону был аншлаг, но милиция на второй песне зажгла свет в зале и запретила зрителям вставать с мест. Группа пыталась договориться с милицией, но все оказалось напрасно. Группа вернулась на сцену и играла концерт при полном свете (в 2002 году в Ростове милиция перерубила электрокабель в середине концерта). «Новые люди» - альбом эклектичный, но не яркий. «Сплин» попытался разнообразить свое творчество, сделать «новую» музыку для «новых» людей. В количественном плане на «Новых людях» резко понизилась концентрация хитов. Группа разменяла старый стиль и так и не нашла столь же успешного нового. Момент показательный – эксперимент схожий с опытом группы Radiohead, достигла ли группа того уровня популярности, когда ей дозволено все, когда сам лейбл «Сплин» будет стопроцентным гарантом успеха? Группа номинировалась как «Лучший русский артист» на Церемонии EMA 2003 года. В начале января 2004 года в радиоэфире появляется дуэт Васильева и БГ с песней Звездочёта из к/ф про Красную Шапочку, которую они исполнили в Новогоднюю ночь в «НеГолубом огоньке» на канале RenTV. Так же тогда появляется на радио песня «Романс», которую был снят клип. В феврале-марте 2004-го «Сплины» дают ряд концертов в Москве и в Питере. На этих концертах звучат песни со следующего альбома группы. В тоже время «Сплины» делают demo этого альбома. А 16-го апреля наконец-таки выходят долгожданные «Черновики». Летом 2004 года почти вся информация о группе была так или иначе связана с предположительным распадом коллектива. У Стаса Березовского и у Николая Ростовского кроме «Сплина» есть сольные проекты. Одни слухи тянули за собой другие, а на стене официального сайта группы среди поклонников несколько раз возникает настоящая паника, вызванная ими же самими. Однако, как выяснилось, дыма без огня не бывает, и после выхода альбома «Реверсивная хроника событий», релиз которого так долго откладывался, группу покидает барабанщик Сергей Наветный. Немного ранее два трека с этого диска засветились в различных СМИ. В то время, когда «Мы сидели и курили» до дыр затирало «Наше Радио», на музыкальных каналах и в сети появилось новое творение Олега Куваева, которое одновременно являлось и очередной серией «Магазинчика Бо» и видеоклипом к этой песне. Также внимание аудитории было обращено к стихотворению «Урок географии», которое Васильев прочитал по случаю вручения ему награды в номинации «Поэзия года». Альбом РХС вызывает неоднозначную реакцию прессы и поклонников, одно становится понятно, теперь уже на все сто - те, кто ждёт от «Сплин» нового «Коллекционера» вряд ли услышит его. Группа эволюционирует непредсказуемо, неожиданно. Идёт по своему пути. 2005-й год начался с большого концерта в БКЗ «Октябрьский» в родном для музыкантов Санкт-Петербурге. Первый концерт успешно «отбарабанил» новый ударник Алексей Мещеряков, до этого игравший в группе «Полюса». В начале осени Саша Васильев засветил 4 новые песни на концертах в театре им. Гоголя и ДК им. Горбунова. Судя по отзывам, наибольший резонанс вызвала песня на стихи В.Маяковского «МАЯК». Новые песни продолжают «кривизну» РХС. В это же время был выпущен рисованный видеоклип на «Лабиринт». В октябре группа провела первую сессию в студии МГСУ, где записала первую часть песен для нового альбома под руководством звукорежиссёра Сергея Большакова... Незадолго до Нового года, а именно 29 и 30 декабря, группа дозаписала и свела 2 новые вещи, которые уже исполнялись на концертах, а именно «Пробки» и «Лепесток». Сразу после Нового года барабанщик Алексей Мещеряков, басист Вадим Сергеев и Александр Васильев вместе с семьями отправились в Финляндию кататься на лыжах. Вернувшись из отпуска, музыканты продолжили работу над новым диском. Стоит сказать, что 3 февраля в Питере состоялся концерт группы «Эдипов Комплекс» - бывшего проекта флейтиста Сплина - Яника Николенка, в котором на одну из песен к Янику и Ко присоединился Саша Васильев. А первый сольный концерт в 2006-ом году, особо не афишировавшийся, группа отыграла в московском клубе "Высоцкий". На нём было спето ещё 5 новых вещей. Таким образом, более чем за полгода до предполагаемого выхода нового альбома, поклонники услышали более 2/3 его треклиста. Через пару дней «Сплин» начал свой концертный тур по США. При аншлагах было сыграно 4 концерта в клубах. В начале марта на своей московской студии группа записала ещё 6 новых песен. Апрель начался очень бурно. На ежегодной премии рок-журнала "FUZZ" 2 апреля 2006 года в Санкт-Петербурге «Сплин», на удивление всех, в своём сэте играл исключительно ещё не вышедшие песни и получил статуэтку в номинации «За мелодизм». Группу совершенно неожиданно покинул её бессменный гитарист Станислав Березовский, отдавший Сплину 11 лет. На его место приглашают двух молодых гитаристов, один из которых станет участником группы: Володю Коляду («С.Е.t.И.», «S.P.O.R.T.», «Эдипов Комплекс») и Кешу Агафонова («Андроид»). Свой первый концерт в составе новой группы новые музыканты отыграли в клубе «Точка» в Москве. Вслед за уходом Стаса Березовского из «Сплина», через несколько дней группу неожиданно покинул и флейтист Яник Николенко. Вероятно, что главной причиной ухода последнего является желание заниматься своей собственной, вновь возрождённой группой «Эдипов Комплекс». Из двух новых гитаристов в постоянный состав влился Иннокентий Агафонов, который вскоре покинул группу. На первом летнем концерте «Сплина» в СДК МАИ было засвечено ещё несколько новых песен. Группа переезжает из старой студии Сергея Большакова, в которой были записаны последние альбомы «Сплина», в новую, на Таганке. Александр Васильев, наряду с лучшими представителями русского рока, принял участие в записи проекта Константина Кинчева, нового рок-гимна «Рок-н-ролл - это мы». Всё лето Сплин выступает в разных городах на местных Днях города, Днях независимости, а также на самых крупных фестивалях, среди которых «Юрмала», "Эммаус" и "Нашествие". Пожалуй, самым запоминающимся для всех летним концертом стало мероприятие в московском "Саду Эрмитаж", где 14 июля, под проливным дождём с громом и молнией на открытой площадке поклонники смогли увидеть 2х-часовое шоу. 12 сентября в жизни А.Васильева и его жены Александры произошло знаменательное событие - родился сын Леонид, вследствие чего были отменены несколько концертов. «Сплин» к этому времени практически закончил запись нового альбома. А.Васильев в конце 2006-ого года проводит много времени с семьёй, попутно играя концерты. В частности, в декабре он и Моррис навестили Лондон, где Саша отыграл 2 концерта в акустике. 4 января 2007 года первый концерт в группе «Сплин» отыграл новый молодой бас-гитарист - Дмитрий Кунин. Вадим Сергеев перешёл к игре на электрогитаре. Новый альбом, получивший название «Раздвоение Личности», официально вышел 7 февраля 2007 года на лэйбле «Navigator Records». Васильев в этот же день пришёл на o2TV с гитарой, где самые избранные московские фанаты смогли воочию насладиться исполнением многих новых песен под гитару. Можно сказать, что за 2007-й год «Сплины» ещё больше ушли в андеграунд, подальше от шоу-бизнеса, при этом справедливо полагая, что до тех, кто слушает и любит группу, весь материал так или иначе дойдёт. Васильев уже давно не рассчитывает на широкую аудиторию поклонников группы. 2009 год начался для «Сплин» крайне активно, как и подобает году выхода новой пластинки. На концертах начинают исполняться песни с грядущего альбома: «Больше никакого рок-н-ролла» и «Без тормозов». В начале марта «Сплин» появляется на церемонии вручения премии «Чартова Дюжина. Топ13». Васильев не получает премии «Солист года», на которую был номинирован, но зато группа играет со сцены «Олимпийского» «Больше никакого рок-н-ролла». Эта песня первой из материала новой пластинки попадает в ротацию радиостанций. 15 июня в Санкт-Петербурге, на студии «Добролет» стартовала запись нового альбома «Сплина». А меньше чем через месяц из стана команды поступило еще одно важное известие: у группы закончился контракт с компанией «Фигаро мьюзик» и продюсером Александром Пономаревым и руководство «Сплином» полностью перешло в руки Александра Морозова. В радиоэфирах появляется песня «Вниз головой», на которую команда снимает клип. В середине сентября «Сплин» наконец-то определился с названием новой работы - «Сигнал из космоса».Становится известна дата презентации альбома для СМИ – 22 сентября, «16 тонн». 3 октября прошла презентация «Сигнала из космоса» для широкой публики. Несмотря на опасения организаторов «Сплин» смог собрать практически полный зал и с успехом представить поклонникам свой новый концертный материал. После этого «Сигнал…» поехал покорять другие города. В начале 2010 года «Сплин» был номинирован на премию «Чартова дюжина» в трех номинациях: «Альбом»(«Сигнал из космоса»), «Песня»(««Вниз головой») и «Солист».

«Сплин» (от англ. spleen - "хандра") - российская рок-группа. Бессменный лидер - Александр Васильев. Датой рождения группы считается 27 мая 1994 года.
В мае 1994 года в звуковой студии петербургского театра «Буфф», где работали в тот момент Александр Васильев и Александр Морозов, был записан первый альбом - «Пыльная быль», одна из песен которого, «Под сурдинку» (стихотворение Саши Чёрного), дала название группе:
Как молью изъеден я сплином…
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,
Пока не наступит весна.
Альбом оказался популярным и разошёлся по всему Санкт-Петербургу тиражом около 10 тысяч аудиокассет. Впоследствии он дважды переиздавался на компакт-дисках различными лейблами. Группа быстро стала популярной, её песни начали транслировать разные радиостанции, а в 1997 году группе предложили выступить на втором рок-фестивале «Maxidrom». Тогда же был отыгран первый концерт во Дворце спорта «Юбилейный» (Санкт-Петербург), признанный всеми провальным. Однако следующий концерт, сыгранный в Лужниках, стал настоящим фурором.
Недавно созданный лейбл «ОРТ Рекордз» заключил контракт с перспективной группой на издание четвертого альбома, вышедшего в 1998 году под названием «Гранатовый альбом». Он сделал группу по-настоящему знаменитой. В июне того же года «Сплин» выступили на разогреве у «The Rolling Stones». В группу пришли новые участники - Яник Николенко и Сергей Наветный, а продюсером «Сплина» стал Александр Пономарёв.

Солист и лидер группы продолжал экспериментировать со стилем, звучанием и текстами песен. Результатом этих экспериментов стал альбом «Альтависта», включающий в себя несколько самых неожиданных, пропитанных наркотическим и экспериментальным духом песен Васильева. После некоторого затишья 21 марта 2001 года выходит альбом «25 кадр», после чего группа вместе с «Би-2» и «Tomas» организовала совместный тур «Fellini», который прошёл в нескольких городах России и зарубежья.

В 2002 году вышел двойной диск «Акустика» - запись акустического концерта, сыгранного в театре имени Станиславского.

После выхода первого сингла «Гандбол» (на котором, помимо одноимённой песни, присутствовали песня «Северо-Запад», видеоклип «Пластмассовая жизнь» и flash-ролик «спЛин feat. Масяня», нарисованный Олегом Куваевым) и альбома «Новые люди» неожиданно для фанатов выходит сольный альбом Александра Васильева «Черновики», в котором были собраны песни, написанные Александром в период с 1988 по 2003 год. Появились слухи, что группа распадается, однако сам Васильев их опроверг.

18 мая 2004 года вышел второй сингл «Романс». На нём были представлены три варианта заглавной песни, а также инструментальная композиция «Шаги». Кроме того, «Романс» вышел в новом формате - на трёхдюймовом компакт-диске.

17 ноября 2004 года вышел альбом «Реверсивная хроника событий», где помимо хитов («Мы сидели и курили», «Урок географии» и «Романс») присутствовали неожиданные экспериментальные инструментальные треки, жёсткие рок-баллады и мягкие гитарные композиции. Через несколько месяцев после записи альбома из группы ушёл барабанщик Сергей Наветный. На его место был принят Алексей Мещеряков.

17 октября 2005 года группа приступила к записи очередного, девятого, альбома. Его запись прерывалась гастролями по Северной Америке - Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорку и Бостону. 2 апреля 2006 группа приняла участие в фестивале по случаю вручения премий рок-журнала FUZZ. Фестиваль проходил на большой арене Санкт-Петербургского дворца спорта «Юбилейный». К удивлению публики и музыкальных критиков, группой были сыграны всего 4 песни, причём абсолютно новые и незнакомые большинству зрителей. На выступлении отсутствовал гитарист группы Стас Березовский. Вместо него выступили два музыканта - бывший гитарист группы «Эдипов Комплекс» (бывшей группы флейтиста Яна Николенко) Владимир Коляда и Иннокентий Агафонов, «боевой товарищ прошлых лет» Алексея Мещерякова. Вновь начали муссироваться слухи о распаде группы. Косвенным подтверждением этого стало выступление группы в московском клубе «Точка», на котором выступали два новых гитариста (Владимир Коляда и Иннокентий Агафонов). На вопрос «Где Березовский?» Васильев вначале отшучивался: «В Лондоне». А затем сообщил, что бессменный гитарист «Сплин» «ушёл в свободное плавание». Позднее на официальном сайте появилось сообщение об уходе из группы флейтиста Яна Николенко и одного из двух новых гитаристов - Владимира Коляды. Кроме сообщения на сайте, никаких комментариев со стороны группы не поступило. Несмотря на кардинальные перемены состава, группа продолжала записывать новый альбом. В июне 2006 из группы ушёл второй новый гитарист Иннокентий Агафонов. Александр Васильев по-прежнему ничего не комментировал. На фестивале «Нашествие» группа играла вчетвером.

5 января 2007 года на официальном сайте группа объявила о смене состава. В группу пришёл новый басист Дмитрий Кунин, в прошлом игравший в одном коллективе с барабанщиком Алексеем Мещеряковым. Из-за смены состава Вадим Сергеев вернулся к игре на электрогитаре.

Нынешний состав группы:
Александр Васильев - вокал, гитара;
Алексей Мещеряков - ударные;
Вадим Сергеев - электрогитара;
Николай Ростовский - клавишные;
Дмитрий Кунин - бас-гитара.

Дискография
1994 Пыльная быль
1996 Коллекционер оружия
1997 Фонарь под глазом
1998 Гранатовый альбом
1999 Альтависта
2000 Альтависта Live (2CD)
2000 Зн@менатель (сборник песен для радио)
2001 25 кадр
2001 fellini tour (совместный альбом с «Би-2» и группой «Томас»)
2002 Акустика (2CD)
2002 Гандбол (сингл)
2003 Новые люди
2004 Черновики (сольный альбом Александра Васильева)
2004 Романс (сингл)
2004 Реверсивная хроника событий
2007 Раздвоение личности
2007 13 лет в Рок-н-Ролле (сборник лучших песен)
2007 3007
2007 Трибьют группе спЛин*
2008 Катится камень
2009 Сигнал из космоса

Клипы
1994 - Мне сказали слово
1995 - Будь моей тенью
1996 - Моя любовь
1997 - Орбит без сахара
1998 - Выхода нет
1998 - Катись, колесо!
1999 - Молоко и мёд
1999 - Пил-курил
2000 - Мотоциклетная цепь
2000 - Абсент
2000 - Тебе это снится
2000 - Остаёмся зимовать
2001 - Феллини
2001 - Моё сердце
2002 - Пластмассовая жизнь
2003 - Новые люди
2004 - Романс
2005 - Лабиринт
2005 - Мы сидели и курили
2006 - Скажи
2007 - Мамма миа
2007 - Скажи
2009 - Вниз Головой

Официальный сайт - www.splean.ru

Найти «Сплин» в Facebook-е:
http://www.facebook.com/pages/654ded4a/12819242751

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры