Да винчи тайная вечеря. Тайная вечеря Леонардо да Винчи: нельзя пропустить

Главная / Психология

Вот уже два тысячелетия православные христиане причащаются каждое воскресенье и в дни великих церковных праздников. Они делают это под молитву, составленную Иоанном Златоустом с упоминанием события под названием Тайная вечеря. С чем оно было связано – разберемся в этой статье.

Тайная вечеря – что это за событие?

На этой встрече Иисус в последний раз собрал всех своих , чтобы вместе отпраздновать ветхозаветную иудейскую Пасху. Она символизировала избавление иудейского народа от Египетского ига. Кроме того, и другая задача лежала на таком событии, как Тайная вечеря -- Иисус и Иуда поняли все друг о друге. Первый предсказал предательство второго, а Иуда стал единственным, кто понял происхождение учителя и которому сын Божий открыл все таинства Царства небесного.

Почему вечеря называется тайной?

Потому что Иисус Христос в свой последний вечер установил таинство Святого Причащения. Тайная вечеря – это событие, которое поминается христианами в . Тогда было принято печь в этот день пресный хлеб и колоть агнца. Мяса последнего на столах апостолов и сына Божьего не было, потому как он сам шел на заклание, восходя на Крест за грехи всех последователей Адама. Беря в руки кусок хлеба и бокал вина, он говорил: «Сие творите в Мое воспоминание». Чаша с вином олицетворяет кровь Христа, проливаемую за людей, а хлеб – его плоть. То есть Господь совершил пасхальный седер.


Где происходила тайная вечеря?

Для поисков подходящего места Христос отправил в Иерусалим двух учеников. Он предсказал им, что по дороге они встретят путника с кувшином воды, который и окажется хозяином нужного дома. Тем, кто интересуется, где была Тайная вечеря, стоит ответить, что после того, как апостолы объявили хозяину волю учителя, он предоставил им горницу, где они смогли приготовить все для Пасхи.

Тайная вечеря – притча

Существует притча о создании полотна с одноименным названием, автором которого является Леонардо да Винчи. Всех героев своей картины он писал с натуры, подбирая подходящих моделей. Образ Христа он писал с юного певчего хора, а вот на роль Иуды долго никого не мог найти. И вот после продолжительных поисков в сточной канаве был найден молодой, но преждевременно состарившийся человек с печатью всех пороков на лице.

Когда он увидел себя на картине, то сказал, что три года назад он уже выступал в качестве модели, но тогда художник писал с него Христа. Смысл притчи Тайная вечеря в том, чтобы жить по велению Божьему, помня о подвиге Иисуса и уповая на спасение в царствии Божием. Вера может сделать нас святыми, даровать жизнь вечную, а неверие превратить в жалкое подобие человека, не имеющего возможности сопротивляться греху, силе Дьявола.

Тайная вечеря в Библии

На встрече с апостолами Иисус установил таинство Евхаристии. Оно состоит в освящении хлеба и вина, которые в последующем употребляются в пищу. Тем, кто спрашивает, что означает Тайная вечеря, стоит сказать, что на последней трапезе сын Божий преподал своим ученикам Пречистые Тело и Кровь свою, подарив самого себя в знак последующего воскресения и вечной жизни. Христос уже знает о предательстве и говорит об этом прямо. При этом по одной из версий он указывает на Иуду, протягивая ему кусочек хлеба, обмакнув в сосуде с вином.

По другой версии на Тайной вечере он одновременно с Иудой тянет руку к кубку, что является прямым доказательством его измены. Он опечален предстоящей разлукой с учениками и преподает им урок вечного смирения и любви, по очереди омывая всем ноги и вытирая собственным поясом. Первым омываемым был апостол Петр, и Тайная вечеря стала для него откровением. Он говорит: «Тебе ли омывать ноги мои?», но Иисус отвечает: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Господь не погнушался обязанностями раба во имя любви и единства.


Тайная вечеря – молитва

Не только в Великий четверг, но и в течение всего года перед причащением на литургии священник читает особую молитву, постоянно вспоминая то, что произошло на таком событии, как тайная вечеря, православная церковь даже восстановила чин омовения ног, осуществляемый архиереем после литургии. И хотя Великий четверг приходится на страстную неделю, его считают праздничным днем, начиная праздновать его вечером в среду. При этом читается канон «Сеченое сечется», исполняя ирмос 9 песни, а на литургии поется молитва «Вечери Твоея Тайныя».

В ней молящийся просит Господа принять его и сделать участником такого события, как Тайная вечеря. Он обещает не выдавать тайны врагам, не давать такого поцелуя, как дал Иуда, и просит помянуть его в Царствии Божьем. Вот так погиб за веру и людей Иисус Христос, Тайная вечеря знаменует это событие, а вместе с причастием апостолов это делает весь христианский народ, соединяя свои души с Богом и приобщаясь к его Божественной любви.


«Тайная вечеря», безусловно, одно из самых таинственных произведений гениального Леонардо да Винчи, с которым по количеству слухов и домыслов может соперничать только его же «Джоконда».

После же публикации романа «Код да Винчи» к фреске, украшающей трапезную миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), приковано внимание не только исследователей истории искусств, но и любителей всевозможных теорий заговора. В сегодняшней статье, я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

1. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО?

Удивительно, но «Тайная вечеря» только в русской версии имеет такое название, в языках других стран и библейское событие, изображенное на фреске Леонардо, и сама фреска носит гораздо менее поэтичное, но очень ёмкое название «Последний ужин», то есть, Ultima Cena по-итальянски или The Last Supper по-английски. В принципе, название более точно отражает суть происходящего на настенной росписи, ведь перед нами не тайное собрание заговорщиков, а последний ужин Христа с апостолами. Второе название фрески на итальянском — Il Cenacolo, что переводится просто, как «трапезная».

2. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внести определенную ясность относительно того, по каким законам жил рынок искусства в пятнадцатом веке. Фактически свободного рынка искусства тогда не существовало, художники, а также скульпторы трудились только в том случае, если получали заказ от богатых и влиятельных семейств или же из Ватикана. Как известно, свою карьеру Леонардо да Винчи начал во Флоренции, многие считают, что покинуть город ему пришлось из-за обвинений в гомосексуализме, но, на самом деле, все было, скорее всего, куда более прозаично. Просто у Леонардо во Флоренции был очень сильный конкурент — Микеланджело, который пользовался огромным расположением Лоренцо Медичи Великолепного и забирал себе все самые интересные заказы. В Милан Леонардо прибыл по приглашению Людовико Сфорца и остался в Ломбардии на 17 лет.

На иллюстрации: Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте

Все эти годы да Винчи не только занимался искусством, но и конструировал свои знаменитые военные машины, прочные и легкие мосты и даже мельницы, а также являлся художественным руководителем массовых мероприятий. Например, именно Леонардо да Винчи был организатором свадьбы Бьянки Марии Сфорца (племянницы Людовико) с императором Максимилианом I из Инсбрука, ну и, конечно, он же устроил свадьбу самого Людовико Сфорца с юной Беатриче д’Эсте — одной из самых красивых принцесс итальянского Ренессанса. Беатриче д’Эсте была родом из богатой Феррары, а ее младший брат . Принцесса была прекрасно образована, муж боготворил ее не только за удивительную красоту, но и за острый ум, а, кроме того, современники отмечали, что Беатриче была очень энергичной особой, она принимала активное участие в государственных делах и покровительствовала художникам.

На фото: Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie)

Считается, что идея украсить трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие росписью на тему последнего ужина Христа с апостолами принадлежит именно ей. Выбор Беатриче пал именно на этот доминиканский монастырь по одной простой причине — монастырская церковь была по меркам пятнадцатого века сооружением превосходящим фантазии людей того времени, так что и трапезная монастыря заслуживала того, чтобы ее украсила рука мастера. К сожалению, сама Беатриче д’Эсте фреску «Тайная вечеря» так и не увидела, она умерла в родах в совсем молодом возрасте, ей было всего лишь 22 года.

3. СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПИСАЛ «ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ»?

Правильного ответа на этот вопрос не существует, принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил Леонардо примерно в 1498 году, то есть, на следующий год после смерти Беатриче д’Эсте. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна, можно лишь предполагать, что она никак не могла начаться до 1491 года, поскольку в этом году состоялось бракосочетание Беатриче и Людовико Сфорца, а, если ориентироваться на немногие документы, дошедшие до наших дней, то, судя по ним, роспись была на финальной стадии уже в 1497 году.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРЕСКОЙ В СТРОГОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО ТЕРМИНА?

Нет, в строгом понимании — не является. Дело в том, что данный вид живописи подразумевает, что художник должен писать быстро, то есть, работать по влажной штукатурке и сразу на чистовик. Для Леонардо, который был очень дотошным и не признавал работу сразу набело, это было совершенно неприемлемо, поэтому да Винчи изобрел особый грунт из смолы, габса и мастики и писал «Тайную вечерю» по сухому. С одной стороны, он смог вносить в роспись многочисленные изменения, а с другой — именно из-за росписи на сухой поверхности полотно очень быстро начало разрушаться.

5. КАКОЙ МОМЕНТ ИЗОБРАЖЕН НА «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ» ЛЕОНАРДО?

Момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его, в фокусе внимания художника — реакция учеников на его слова.

6. КТО СИДИТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ОТ ХРИСТА: АПОСТОЛ ИОАНН ИЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут строго работает правило, кто во что верит — тот то и видит. Тем более, современное состояние «Тайной вечери» — очень далеко от того, какой видели фреску современники да Винчи. Но, стоит сказать, современников Леонардо фигура по правую руку от Христа не удивила и не возмутила. Дело в том, что на фресках на тему «Тайной вечери» фигура по правую руку от Христа всегда была очень женственной, стоит посмотреть, к примеру, на фреску «Тайная вечеря» авторства одного из сыновей Луини, которую можно увидеть в миланской базилике Сан-Маурицио.

На фото: «Тайная вечеря» в базилике Сан-Маурицио

Здесь фигура в той же позиции опять же выглядит очень женственной, словом, получается одно из двух: или все художники Милана состояли в тайном заговоре и изображали на Тайной вечере Марию Магдалину, или же это просто художественная традиция — изображать Иоанна женственным юношей. Решайте сами.

7. В ЧЕМ НОВАТОРСТВО «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ», ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЕОНАРДО ПОЛНОСТЬЮ ОТОШЕЛ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ?

В первую очередь, в реализме. Дело в том, что, создавая свой шедевр, Леонардо решил отойти от существовавших в то время канонов живописи на библейскую тематику, он хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Именно поэтому все предметы быта списаны с тех предметов, которые были в обиходе монахов доминиканского монастыря: те же столы, за которыми ели современники Леонардо, та же утварь, та же посуда, да, что там, даже пейзаж за окном — напоминает вид из окон трапезной, каким он был в пятнадцатом веке.

На фото: зеркальное изображение «Тайной вечери»

Но, это еще не все! Дело в том, что лучи света на фреске - продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

8. С КОГО ЛЕОНАРДО ПИСАЛ ХРИСТА, ИУДУ И ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ФРЕСКИ?

Все персонажи на фреске написаны с современников Леонардо, говорят, художник постоянно ходил по улицам Милана и отыскивал подходящие типажи, что даже вызвало неудовольствие настоятеля монастыря, который посчитал, что художник недостаточно времени проводит за работой. В итоге Леонардо сообщил настоятелю, что, если тот не перестанет его беспокоить, то портрет Иуды будет написан с него. Угроза возымела действие, и больше настоятель маэстро не мешал. Для образа Иуды художник очень долго не мог найти типаж, пока не встретил подходящего человека на улице Милана.

Иуда на фреске «Тайная вечеря»

Когда же Леонардо привел статиста к себе в студию, выяснилось, что тот же самый человек несколькими годами ранее позировал да Винчи для образа Христа, просто тогда он пел в церковном хоре и выглядел совсем иначе. Вот такая злая ирония! В свете этой информации известный исторический анекдот о том, что человек, с которого Леонардо писал Иуду, всем рассказывал, что он изображен на «Тайной вечере» в образе Христа, приобретает совсем иной смысл.

9. ЕСТЬ ЛИ НА ФРЕСКЕ ПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО?

Существует теория, что на «Тайной вечере» есть и автопортрет Леонардо, якобы художник присутствует на фреске в образе апостола Фаддея — это вторая фигура справа.

Изображение апостола Фаддея на фреске и портреты Леонардо да Винчи

Истинность этого утверждения до сих пор под вопросом, но анализ портретов Леонардо наглядно демонстрирует сильное внешнее сходство с образом на фреске.

10. КАК СВЯЗАНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ЧИСЛО 3?

Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.

Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере), на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Билеты для посещения «Тайной вечерни» необходимо заказывать заранее, однако слухи о том, что их нужно бронировать за полгода — сильно преувеличены. На самом деле, за месяц, а то и за три недели до предполагаемого визита свободные билеты на нужные даты, как правило, имеются. Заказать билеты можно на сайте: , стоимость зависит от сезона, зимой посещение «Тайной вечери» стоит 8 евро, летом - 12 евро (расценки по информации на 2016 год). Кроме того, сейчас у церкви Санта-Мария-делле-Грацие часто можно увидеть перекупщиков, продающих билеты с наценкой в 2-3 евро, так что, если вам повезет, то вы можете попасть туда и случайно. Фотографировать фреску запрещено, вход — строго по времени, указанном на билете.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - одна из самых почитаемых, подробнейшим образом изученных и наиболее часто копируемых картин в мире. При этом трудно утверждать, что даже самый искушенный искусствовед знает про это произведение абсолютно все. Вот несколько малоизвестных фактов:

1. Картина довольно большая

Бесчисленные репродукции отпечатаны во всех возможных форматах, а вот оригинал имеет размеры приблизительно 10 на 5 метров.

2. На ней показан кульминационный момент

Всем (есть такая надежда) известно, что картина изображает последний ужин Иисуса с его учениками-апостолами, перед тем, как он был взят в плен, а затем распят. Меньше людей знают, что автор хотел показать наиболее драматичный момент, в который Сын Божий открывает присутствующим, что вскоре один из них предаст его. Этим объясняется выражение удивления и гнева на лицах апостолов. В интерпретации Леонардо да Винчи в этот миг рождается Причастие, так как Иисус потянулся за хлебом и вином, ключевыми символами этого христианского таинства.

3. Картина находится не в музее

Несмотря на то что «Тайная вечеря» - одна из самых знаменитых картин мира, местом ее постоянной экспозиции служит монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане. Переместить куда-то еще это произведение было бы сложно, если не сказать больше, оно написано на стене трапезной в 1495 году.

4. Картина написана на стене, но это не фреска

Фрески наносятся только по сырой штукатурке. Леонардо да Винчи отверг эту традиционную технику по нескольким причинам, но главная из них состояла в том, что он не хотел спешить.

5. При написании использовалась уникальная технология

Леонардо да Винчи изобрел собственную технику нанесения темперной краски на камень. Он загрунтовал стену материалом, который, как он надеялся, впитает темперу и защитит ее от сырости.

6. От оригинального письма осталось очень мало

Картина вышла прекрасной, но упомянутая выше технология себя не оправдала. Уже к началу XVI века слой краски начал отслаиваться и разрушаться. Первые попытки реставрации оказались неудачными. Пострадало произведение и во время нашествия Наполеона, и при бомбежках авиации союзников, когда монастырь содрогался от взрывов. Только в 1980 году начались серьезные работы по восстановлению картины, но большая часть живописи была утеряна навсегда.

7. Молоток и гвоздь были важными инструментами наравне с кистями

«Тайная вечеря» славится совершенством перспективы, зрителю кажется, что он лично присутствует при драматической сцене. Для достижения этой иллюзии художник забил в стену гвоздь, а затем привязал к нему бечевки, которые помогли создать нужные углы линий.

8. При ремонте уничтожена часть «Тайной Вечери»

В 1652 году в стене трапезной был прорублен дверной проем. В результате утерян нижний центральный фрагмент, на котором были изображены ноги Иисуса.

9. Иуда, возможно, писан с настоящего преступника

Известно, что моделями для образов апостолов служили реальные люди. Когда пришло время выбирать лицо для предателя Иуды (он пятый слева, держит мешок серебра), Леонардо да Винчи отправился в миланскую тюрьму в поисках лица идеального негодяя.

10. Фома не просто так поднял руку

Фома стоит справа от Иисуса боком, подняв пальцы. Есть предположение, что этот жест означает намек на дальнейшие события библейской истории. Когда Иисус воскрес из мертвых, Фома (как известно, «не верящий») сомневался и даже исследовал его раны, погружая в них пальцы.

11. Еда полна символизма

Рассыпанная перед Иудой соль намекает на его предстоящую измену. В сельди многие усматривают символическую ассоциацию с атеизмом.

12. Картина породила множество абсурдных теорий

В «Откровении тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс предположили, что фигура слева от Иисуса изображает не Иоанна, а Марию Магдалину, и что «Тайная вечеря» может служить ключевым доказательством сокрытия Римско-католической церковью истинной личной идентичности Христа.

Некоторые композиторы полагают, что в «Тайной вечере» закодирована некая информация, представляющая собой мелодию. В 2007 году итальянский музыкант Джованни Мария Пала создал 40 секунд мрачной гармонии, используя ноты, якобы зашифрованные в изображении. Три года спустя исследовательница из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция выявила на картине «математические и астрологические знаки», которыми Леонардо да Винчи, по ее версии, оповещал человечество о грядущем конце света. Она утверждает, что на «Тайной вечере» есть предсказание апокалиптического наводнения, которое зальет всю планету в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года. Ждать еще долго…

13. «Тайная вечеря» вдохновляла фантастов

Имеется в виду не только «Код да Винчи». Характерным примером мифологии может служить история про то, как художник искал натурщика для образа Иуды, а найдя его, понял, что это был тот же человек, который когда-то позировал для него как Иисус. Годы жесткой и неправедной жизни будто бы обезобразили его когда-то ангельское лицо. Сюжет занимательный, но совершенно не имеющий отношения к правде. Факт состоит в том, что на написание «Тайной вечери» Леонардо да Винчи потребовалось три года, работал он не очень быстро, часто делая перерывы в ожидании вдохновения. Но даже за это время молодой человек тридцати трех лет от роду (имеется в виду натурщик) никак не мог превратиться в неприятного вида пожилого мужчину. По всей видимости, имеет место попытка придать кем-то выдуманной притче историческую достоверность.

14. Картина стала объектом множества пародий и подражаний

Не только современное изобразительное искусство и поп-культура почтили вниманием «Тайную вечерю». Уже с XVI века появились картины, воспроизводящие ее новые интерпретации. Позже использовали аналогичный сюжет многие художники (Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Сьюзан Уайт и др.), а Вик Мунис даже воспроизвел его из шоколадного сиропа. Большинство этих пародий в Ватикане считают кощунственными.

15. Увидеть эту картину не так просто

«Тайная вечеря» стала одним из символов Италии, но в этом случае туристическая популярность не стимулируется государством. В монастырскую трапезную пускают небольшие группы посетителей (20-25 человек) каждые 15 минут. Рекомендуется заказывать билеты заранее, по крайней мере, за два месяца. Туристов могут не пустить в монастырь, если они одеты неподобающим образом.

тайная вечеря

(Матфей, 26:20-29; Марк, 14:12-25; Лука, 22:7-23; Иоанн, 13:21-30)

(20) Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками (21) и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (22) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? (23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; (24) впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (25) При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

(26) И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (27) И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, (28) ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (29) Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

(Мф. 26:20-29)

Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери - действи­ями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа - предсказание предательства и установление Евхаристии - образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих, мы рассмотрим также и их.

Итак, историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда­тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря - сакрамен­тальный характер установления Евхаристии.

Но прежде необходимо сказать о символическом изображении Евхаристии, господствовавшем в древнехристианском искусстве (катакомбный период). Глав­нойособенностью таких изображений является символическое изображение Христапосредствомпятимонограмм(греческихбукв)Егоимени:І ΧΘΥΣ («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Рыба один из самых ранних христианских символов. Его употреб­лял еще Тертуллиан ( II - III века): «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ichthus ) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (« De baptismo »). Этот символ встречается в писаниях Климента Александрийского, Августина, Иеронима, Оригена, Мелитона Сардийского, Оптата Милевского и многих других.

«Более всего, - пишет Л. А. Успенский, - как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евха­ристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы (историческая Тайная Вечеря. - A . M .), совершения самого таинства (литургическая Тайная Вечеря. - A . M .) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина» (Успенский Л., с. 41). Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века ( .

Хаиме Серра. Тайная Вечеря. (Вторая половина XIV века).

Палермо. Национальный музей.


Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D -образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место - посередине). Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пас­хи - праздника Исхода, то есть освобождения из египетского плена (в XVII веке такое положение учеников за столом воскресил Пуссен). Однако трапезни­чающие могли быть изображены и сидящими за столом - эта поза при вкушении пищи более древняя.

Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками Раннего Средневековья: сохраняется D -образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой (или двумя рыбами). (Раннехристианская мозаика. Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово).

Раннехристианская мозаика. Тайная Вечеря. (520).

Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово.

Число и состав участников трапезы на древнехристианских изображениях могут колебаться: учеников от двух до семи; кроме мужчин (учеников?), иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изобра­жаться даже слуги. Но при анализе таких изображений невольно возникает вопрос, Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье (причем всем своим видом изображенные часто свидетельствуют, что застолье это веселое). В ряде случаев окончательно решить этот вопрос бывает весьма затруднительно, а порой и невозможно.

Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес представляет моза­ика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово. Мы видим здесь древний тип изображения: D -образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит, как и было принято в такой композиции, на левом краю. Он с бородой, на Нем обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения требует имеющееся здесь изображение одиннадцати (а не традици­онно двенадцати) учеников. Такое их число заставило некоторых искусствоведов (Чиампини) счесть, что здесь мы имеем дело с сюжетом, касающимся трапезы в доме Лазаря. Но ни то, что имеется в этом изображении, ни то, чего в нем нет, не подтверждает этого мнения. Во-первых, здесь нет обязательных для трапезы в доме Лазаря ни Марфы, ни Марии, ни в конце концов самого Лазаря. Но и число учеников - одиннадцать - не находит подтверждения в других изображениях трапезы в доме Лазаря, относящихся к первым векам христианства. Во-вторых, необходимо учесть контекст, в котором предстает изображение этой трапезы в церкви Сант Аполлинаре Нуово. Вся система мозаик здесь подчинена определенной идее: на одной стене церкви изображены те сюжеты, которые демонстрируют величие Христа (чудеса Христа), на другой - в строго хронологическом порядке представлены сцены Его уничиже­ния (Страсти Христа). За изображением данной Вечери следует молитва Христа в Гефсиманском саду, и, следовательно, данная Вечеря - это последняя трапеза Христа с учениками. Иное мнение относительно числа учеников на этой мозаике высказал Н. Покровский: мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Это объяснение нельзя признать полностью удовлетворитель­ным. Дело в том, что мозаист не снабдил Апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым мы могли бы идентифицировать хотя бы кого-то из них - все они «на одно лицо» (даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь, как мы видим это в подавляющем числе изображений Тайной Вечери, относящихся к ранним векам христианства), так что, строго говоря, у нас нет полной уверенности, что не изображен именно Иуда. Такая трактовка этого сюжета переводит вопрос численности учеников в данном случае в чисто арифметическую плоскость, и мозаист мог действительно не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности Апостолов, величаво-спокойная фигура Христа - очевидность того, что все внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы.

Поскольку изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учени­ками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз, требуется более тщательно исследовать вопрос, присутствовал ли действительно Иуда в момент установления Евхаристии. Этот вопрос, естественно, возникает из сопоставления рассказов синоптиков, с одной стороны, с рассказом Иоанна - с другой. Последний утверждает, что Иуда во время вечера ушел. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создается впечатление, что Иуда присутство­вал на Вечере от начала до конца, а следовательно, был при установлении таинства Причастия и из рук Христа причастился Св. Таинств. Сопоставление же всех четырех Евангелий (известно, что они дополняют друг друга по принципу комплементарности), однако, убеждает: 1) что Иуда присутствовал при омове­нии ног, 2) что он удалился тотчас же после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: «Что делаешь, делай скорее» и 3) что при прощаль­ной беседе он не присутствовал. Аргументация Б. Гладкова достаточно проясняет этот вопрос: «Читая Евангелие Иоанна (13:1-30), приходишь к несомненному заключе­нию, что обличение Иуды последовало вслед за наставлением о смирении, сказанным Иисусом по поводу произведенного Им омовения ног, так как это обличение находится в неразрывной связи с тем наставлением, служа как бы продолжением его. Следовательно, если установление таинства не могло после­довать между омовением ног и обличением Иуды, то следует прийти к заключению, что оно последовало до омовения ног, или после ухода Иуды. Евангелист Иоанн говорит, что омовение совершено «во время вечери» и что для этого Иисус «встал с вечери» (13:2 и 4). Но что же происходило в самом начале, пока еще Иисус не встал с вечери для омовения ног? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии Луки; там сказано, что был между Апостолами «спор, кто из них должен считаться большим» (22:24). Спор этот не мог возникнуть по поводу занятия ими мест за столом, так как они не первый раз возлежали с Иисусом и, вероятно, занимали места по установившемуся между ними обычаю; не могли они спорить и о старшинстве в Царстве Мессии, так как такой спор уже был разрешен Иисусом. Скорее всего, спор этот возник по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер рабские обязанности, омыть запыленные ноги участников вечери; это доказы­вается и дальнейшими словами Евангелиста Луки, удостоверяющего, что, обратившись к Апостолам по поводу этого спора, Иисус, между прочим, сказал: «кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Слова: «Я посреди вас, как служащий» - произнесены были, очевидно, после омовения Иисусом ног Апостолов, а само омовение произведено после спора Апостолов. Но по какой бы причине ни произошел этот спор, во всяком случае, следует признать, что Апостолы заспорили в самом начале вечери. Он не мог возникнуть после омовения ног, так как после показанного Иисусом примера смирения подобные споры не могли бы иметь места. Этот спор не мог возникнуть и после установления таинства Евхаристии, так как это таинство уравняло всех Апостолов. А если само начало вечери было занято спором Апостолов, за которым должно было последовать омовение ног; если непосредственно за омовением ног последовало наставление о смирении, а за этим наставлением - обличение предателя и уход его, то очевидно, что установление таинства не могло произойти в самом начале вечери, до омовения ног. Следовательно, таинство установлено после ухода Иуды» (Гладков Б ., с. 688). Однако до сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен окончательно. Ниже мы еще вернемся к его обсужде­нию.

С одиннадцатью учениками изображена Тайная Вечеря на поздней гравюре Дюрера (Дюрер, 1523).

Дюрер. Тайная Вечеря (1523). Гравюра.



Очевидно, здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна (13:31-16:33) - так называемые прощальные речи Христа. Эпизод этот у Иоанна начинается словами: «(30) Он (Иуда. - A . M .), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (31) Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:30-31). Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута с центра стола.

У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери - со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла «Большие Страсти» (Дюрер, 1510 ):

Дюрер. Тайная Вечеря (из цикла гравюр «Большие Страсти»). (1510).


Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди (основание - слова Иоанна: «(23) Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23)), ученики - по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту - кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что Он будет предан одним из присутствующих (ср. с поведением учеников на гравюре 1523 года). Из приведенного выше анализа хронологии событий на Тайной Вечери ясно, что две гравюры Дюрера должны рассматриваться в последовательности: ранняя (1510)- поздняя (1523).

Шедевром этого типа Тайной Вечери является фреска Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие (Леонардо да Винчи).

Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. (1495-1497). Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие


Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола (именно это место за таким столом является самым почетным; ср. с положением Христа за D -образным столом на раннехристианских образцах этого сюжета). Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту - кошельку, который он сжимает в руке; Леонардо отказывается от уже ставшей прочной к тому времени традиции изображать Иуду обособленно от остальных учеников с противопо­ложной стороны (обычай так изображать Иуду установился в XIV веке, а отдельные примеры такой композиции восходят даже к XII веку; см. ниже, в связи с изображением этого сюжета Николасом Вердунским; такова оконча­тельная композиция; эскизы свидетельствуют, что поначалу Леонардо следовал традиционному композиционному принципу и помещал Иуду обособленно, имея в виду текст Евангелия от Иоанна (31:26), который иллюстрировали другие художники); и хотя он помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя. Принятая идентификация остальных учеников такова (слева направо): Бартоломей (Вар­фоломей), Иаков Меньший (Младший), Андрей, Иуда Искариот (предатель), Симон (иначе - Петр; позади Иуды), Иоанн. От Христа вправо: Фома (сзади), Иаков Зеведеев (Старший или Больший), Филипп, Матфей, Иуда Иаковлев (иначе - Фаддей), Симон Зилот. Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь - слова протеста, испуга, недоуме­ния. Их голоса сливаются в некое музыкальное - вокальное - звучание, и группировка учеников по трое как нельзя лучше соответствует господствовав­шему во времена Леонардо трехголосному вокальному складу музыки.

В эпоху Возрождения тема Тайной Вечери, вместе с другими «трапезными» сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч, Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапез­ных (Андреа дель Кастаньо ; эта фреска украшает трапезную флорентийского монастыря Санта Аполлония; Таддео Гадди; фреска трапезной флорентийского монастыря Санта Кроче).

Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря. (1445-1450).

Флоренция. Трапезная монастыря СантаАполлония.


Об этой фреско горячо писал П. Муратов в «Образах Италии»: «Для Кастаньо сами апостолы Господа не были такими бесстрастными героями, как те существа, с которыми соединялись в его мыслях гордость и слава Флоренции. В его «Тайной Вечере» изображены человеческие характеры, и в этом как раз заключаются ее противоречия с законами монументального стиля. Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к дугу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди глубокой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы. Таким изобразителем высшео напряжения человеческой страсти, той энергии, в блеске которой уже неразличимы добро и зло, Кастаньо остается в немногих вещах, сохранившихся кое-где вне стен трапезной Санта Аполлония». (П. Муранов . С. 115).

Под влиянием Андреа дель Кастаньо несколько раз пишет свои Тайные Вечери Доменико Гирландайо. Их интересно рассмотреть все вместе.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Аббатство в Пассиньяно.


Эта фреска особенно ярко обнаруживает композиционное сходство с Андреа дель Кастаньо.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Монастырь Сан Марко.


В Тайной Вечери для монастыря Сан Марко занимательная повествовательность превратила художника в хрониста Флоренци середины XV века. Это одно из самых типичныхпроизведений Гирландайо, созданное, без сомнения, по эскизу мастера и при довольно активном его участии. Спокойно, скромно и убедительно оно свидетельствует о происходящем – достаточно взглянуть на бесстрастного Иуду, сидящего напротив Христа и, кажется, даже разговаривающего с Ним.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Церковь Оньисанти.


Для трапезной - миланского монастыря Санта Мария делла Грацие - и Леонардо написал свой шедевр. «Во время нашего путешествия несколько лет назад мы видели эту трапезную еще в полной сохранности, - писал И. В. Гёте. - Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него - столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивал­ся, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи , с. 208). Следует отметить, однако, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами - Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседни­ков (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей; можно было бы долго рассуждать на тему многозначительности «тайности» Тайной Вечери Христа).

Иисус на Тайной Вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как Он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Идентичные свидетельства синоптиков, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: «(23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); Марк: «(20) Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20). Согласно Иоанну, действие было иное: «(26) Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:26). Этот момент, изображенный либо по синоптикам, либо по Иоанну, ясно указывает на источник литературной программы для художника. Так, Джотто опирался на синоптиков (Джотто),

Джотто. Тайная Вечеря (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


тогда как, например, неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе , взял за основу рассказ Иоанна.

Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе.

Лондон. Британская библиотека ( Add . 17738) .


В целом можно констатировать, что ранние художники, как правило, следовали Мат­фею и Марку, начиная же с X века предпочтение отдавалось версии Иоанна.

В этом отношении интересна «Тайная Вечеря» Андреа дель Кастаньо . В ее основе - рассказ Иоанна: у Иуды кусок, обмоченный в вине, что обозначает его как предателя. Лудольф Саксонский, монах картузианского ордена, в широко распространенном в XIV веке трактате «Жизнь Христа» так комменти­рует это обстоятельство (связь этого трактата с концепцией фрески Андреа дель Кастаньо подчеркнул Ф. Хартт; см. Hartt F . , р. . 264): кусок этот не был благословлен Христом, и таким образом, это не была истинная Евхаристия; так что все, кто причащался неправедным путем, был сравним с Иудой Предате­лем. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляю­щую хлеб и вино, чтобы передать их Апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты - горбатый нос, выступа­ющая вперед козлиная борода. Его остановившийся взгляд выражает отчаяние. Христос, не обращая внимания на Иуду, с жалостью глядит на Иоанна, любимого Апостола, который, сокрушенный, склонил голову на руку Христа. Позади Иуды по левую руку Христа Петр. Он смотрит на Учителя, и его взгляд как бы говорит о предчувствии им будущего своего отречения от Христа. Примечательно, что на задней стене во фризе помещен декоративный орнамент. На первый взгляд кажется странным число его овалов - тридцать три с половиной. Оно объясняется, по-видимому, возрастом Христа - в момент Тайной Вечери Ему было 33 года и несколько месяцев.

Интересна «Тайная Вечеря» Николаса Вердунского: Христос с учениками за овальным столом (явно по причине отсутствия достаточного места художник изобразил лишь восемь учеников). Христос в крестообразном нимбе; остальные ученики с простыми нимбами. Иуда - на противоположной от Христа стороне стола; стоит опустившись на одно колено, в левой руке за спиной сжимает рыбу - символ Того, Кого он предает; Христос протягивает ему кусок хлеба (по Иоанну).

Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент). Тайная Вечеря (Причастие апостолов).

(1473-1475). Урбино. Национальная галерея.



Неясность в вопросе, присутствовал ли при этом Иуда (см. выше), является причиной двоякой интерпретации этого эпизода художниками. Так, Дирк Боутс и Петер Пауль Рубенс помещают Иуду среди свидетелей учреждения таинства Причащения, тогда как Иос ван Вассенхове дает изобра­жение только одиннадцати преклонивших перед Христом колени учеников, сближая пасхальный стол с алтарем и помещая всю сцену в интерьер храма.

В XI - XIII веках Христа изображали за престолом; правой рукой Он подает св.хлеб, левой - чашу; над Его головой парит голубь Св. Духа. Такие изображе­ния доказывают, что на Западе даже в XIII веке причащение и хлебом и вином (см. об этом выше) было обычным. В памятниках XV века, когда на Западе уже установилась новая практика причащения, таких изображений нет: на столе лежат облатки (гостии); у Христа в руке чаша, но она не передается Апостолам; а иногда Христос причащает одними облатками стоящих на коленях Апостолов (Иос ван Вассенхове ).

В ряде произведений художники интерпретируют типологические аспекты Тайной Вечери. В таких случаях Вечеря Христа сопоставляется с ветхозаветной манною и Мелхиседеком, встречающим Авраама, - это традиционная анало­гия. Дирк Боутс идет дальше и на своем алтаре дает четыре ветхозаветных эпизода на двух боковых створках, прикрывающих центральный образ - «Тайную Вечерю»: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт. 14); Пасхальная (ветхозаветная) трапеза (Исх. 12); сбор манны (Исх. 16); Ангел, приносящий еду Илие в пустыне (3 Цар. 19). В Biblia Pauperum (Библия бедных) в связи с Тайной Вечерей также приводятся иллюстрации эпизодов сбора манны и встречи Мелхиседеком Авраама; кроме того, по обычаю, принятому в этом памятнике печатного искусства, здесь помещены фигуры четырех пророков - Давида: «Хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25), Исайи: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» (Ис. 55:2), Соломона: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино» (Притч. 9:5) и Сираха: «Послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» (Соломон: Прем. 16:20).

Наиболее определенно решается вопрос с идентификацией Иуды - здесь нет необходимости вновь перечислять традиционные способы указать на него - его местоположение за столом, атрибут - кошель (строго говоря, атрибутом его можно считать, только если признавать его как аллюзию на тридцать сребре­ников - плату Иуде за предательство; в сцене же Тайной Вечери это не атрибут, то есть символический указатель на Иуду, а принадлежность Иуды - иллюстрация слов Иоанна: «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» - Ин. 12:6 и те или иные действия, однозначно его опреде­ляющие). Следует лишь добавить, что Иуда мог изображаться, в отличие от остальных учеников, либо без нимба (неизвестный мастер , Андреа дель Кастаньо), либо с черным нимбом (Росселли). Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: «(27) И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27) - фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (Росселли; ср. с сатаной за спиной Иуды в «Предательстве Иуды» Джотто). Внешне Иуда изображается человеком зрелого возраста, как правило, с темными волосами и бородой.

Иоанн на Тайной Вечере изображается самым юным из учеников, безборо­дым, с длинными волосами и довольно женственными чертами лица, припав­шим к груди Иисуса (см. об этом выше).

Внешний облик Петра довольно рано определился в западном искусстве. У него седые волосы, как правило, короткая вьющаяся борода, загорелое лицо, какое должно быть у рыбака. Изредка у него в руке может быть нож (на сей раз, по-видимому, в качестве именно атрибута: в последующей сцене - Взятие Христа под стражу - Петр ножом отсечет ухо слуге первосвященника; см. ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ ); об изображении Петра у Леонардо ярко писал Гёте: «Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя - кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солон­ку» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи , с. 210; здесь следует настойчиво порекомендовать прочитать всю блестящую статью Гёте - статью гениального художника о гениальном художнике).

Апостол, сходство которого с Христом на картинах старых мастеров часто бросается в глаза, - Иаков Меньший (Младший) (Иос ван Вассенхове; здесь этот Иаков - четвертый слева; Росселли; четвертый справа). Основание такой традиции изображать этого ученика имеется в мимоходом оброненной ремарке в Послании к Галатам Павла: «...Иакова, брата Господня» (Гал. 1:19). На этом основании художники изображают Иакова похожим на Иисуса. (Некоторые считают, что именно это сходство заставило Иуду поцеловать Христа, чтобы воины поняли, кого именно им надлежит схватить; см. ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ. )

Вряд ли можно сформулировать столь же определенные принципы изображе­ния других учеников на Тайной Вечере, которых бы придерживались старые мастера. В эпоху Контрреформации, когда резко возросла популярность литур­гической Тайной Вечери (в связи с усилением значения Св. Таинств), на картинах с этим сюжетом, ставших к этому времени наполненными большим числом дополнительных персонажей, часто изображались лица, в портретах которых узнавались современники художников.

Необычайно яркими примерами этого рода живописных интерпретаций Тайной Вечери служат работы Лукаса Кранаха Старшего и художников его мастерской. Так, его гравюра (ок. 1540-1550) изображает Лютера и Гуса (!), причащающих членов семьи курфюрста Саксонского. Включение в композицию Яна Гуса, сожженного на костре в 1415 году, без малого за полтора столетия до времени создания гравюры, свидетельствует о том уважении к памяти этого предтечи Реформации, которое было в среде лютеран. Все персонажи на этой гравюре поименованы. Этот образ Тайной Вечери служил для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что один из могущественных правящих родов Европы принял реформаторскую веру. Он отражает новую доктрину и одновре­менно фиксирует определенный исторический момент.

Не менее, если не более, интересен алтарь замковой церкви в Дессау (1565; мастерская Лукаса Кранаха Старшего). Христос в центре стола. Традиционным образом давая кусок хлеба Иуде, Он указывает на предателя. Здесь реформаторы и богатые протестантские землевладельцы, исповедовавшие новую веру, изоб­ражены в качестве Апостолов на Тайной Вечере. «Апостолы» идентифицируются на этой картине следующим образом. Слева (по правую руку Христа; от Него - к концу стола) - Георг фон Анхаль, Лютер (указывает на Христа рукой, хотя взгляд его устремлен куда-то вдаль), Бугенхаген, Юстус Йонас, Каспар Круцигер. По левую руку Христа - Меланхтон, Иоганн Форстер, Иоганн Пфеффрингер, Георг Майор и Бартоломеус Бернхарди. На переднем плане слева - коленопреклоненный - донатор Иоахим фон Анхальт; справа, с бокалом (евхаристического вина?) - Лукас Кранах Младший. Это смешение евангель­ского события с современным моментом, частое у Кранаха, проистекало из страстного желания реформатов актуализировать историю Спасения. Картины такого рода служили демонстрацией одновременно реформаторской концепции Евхаристии и лютеранской концепции присутствия Христа в Евхаристии в противоположность кальвинистской доктрине. Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. (1495-1497). Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие. века). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464). Лувен. Церковь Св. Петра.

Паоло Веронезе. Тайная Вечеря (1570). Милан. Пинакотека Брера.

Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе. Лондон. Британская библиотека (Add . 17738) .

Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря (1447-1449). Флоренция. Трапезная монастыря Санта Аполлония.

Николас Вердунский. Тайная Вечеря (1181). Клостернёйбург. Алтарь монастыря.


© Александр МАЙКАПАР

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ Тайная вечеря - фреска великого итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    ✪ Владимир Свержин Тайны Тайной вечери Леонардо. Информационная группа "Alisa".

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры