Как найти продюсера для певца, певицы или группы? Музыкальный продюсер.

Главная / Психология

Кто такие музыкальные продюсеры? Вот что на это нам отвечает Википедия: Музыкальный продюсер - лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев - для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен , реже - съёмок клипов, ещё реже - организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта - ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях - осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя , в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ.

Жирным я выделила на мой взгляд особо вопиющие факты. Скажите если все это делает продюсер, то что делает музыкант, композитор?

Вот кто такой просто продюсер Продюсер (от англ. producer - производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта.
Другими словами, говоря простым русским языком, музыку сейчас делаю торговцы.

Что такое музыка и зачем она нужна?

Музыка (прилагательное от греч. - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыкальное содержание

Как и прочие виды искусства музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются прежде всего в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления. Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится. Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа:
музыка - это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного;
музыка - это запечатление внечеловеческого: Бога, сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного.

Между этими полюсами существуют и промежуточные мнения, пытающие связать их между собой, например, что «музыка - это отражение действительности в эмоциях и идеях человека», а также отдельно выделяется группа высказываний, сводящий музыку только к звукам («музыка - всё, что звучит»).

Пытаясь дать наиболее объемлющую формулировку, доктор искусствоведения Казанцева Л. П. даёт следующее определение музыкального содержания:
«Музыкальное содержание - это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, порожденная композитором при помощи сложившихся в ней объективированных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в восприятии слушателя».

При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени - от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы представлений, что помимо богатства образов даёт также динамическую увлечённость, способность захватить слушателя за собой.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже давлеть над создателем, мешая ему свободно творить. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю, который на самом деле существует ровно в той же культурной атмосфере. Таким образом, известный материал помогает коммуникации произведения со слушателем и может служить «средством доставки» нужного автору содержимого, его художественных идей до человека.

Что же мы получаем в итоге?

Музыку сейчас делаю музыкальные продюсеры, исполнители и музыканты, всего лишь марионетки в их руках. О какой культуре духовности в этой музыке можно говорить, если она сделана просто торгашом?

Мы – то, что мы слушаем и это категорически ужасно. Кто то может мне возразить, сказав, что не все в нашей музыке плод деятельности продюсеров, и это будет справедливо, однако хочу заметить, что те музыканты у которых нет этого пресловутого продюсера находятся в крайне плачевном положении, а процветают именно торговцы. Взять, например самых известных на сегодня Псая и Джастина Бибера – сто процентные продюсерские проекты. На нашей сцене тоже самое, вот самые успешные русскоязычные исполнители 2012 года. 1. Иван Дорн 2. Нюша 3. Дима Билан.

Наверняка вам приходилось слышать о такой профессии как музыкальный продюсер. Об этих людях ходят настоящие легенды, о встрече с ними мечтают все начинающие бенды и музыканты-солисты, а за хорошего продюсера буквально устраивают борьбу.

Но кто это человек? Почему он настолько важен в музыке и почему всегда остается за кадром?

Мы попытались ответить на все эти вопросы и расскажем об одной из самых спорных современных профессий.

Как мы представляем продюсера

Ситуация: талантливый парень Артемка каждый вечер радует друзей и соседей крутыми песнями под гитару. Написал он их все сам. Звучат правда неплохо. И тут все друзья сходятся во мнении: «Тема, тебе срочно нужен продюсер»!

По устоявшемуся мнению большинства этот самый продюсер выглядит как некий солидный дяденька (реже - тетенька) с большим заплывшим углеводами прессом и еще бОльшим прессом вечнозеленых купюр.

Продюсер чувствует запах денег талант за версту и готов взяться за раскрутку юного (не всегда) дарования, получая за это свой хорошенький процент.

Стоит нашему талантливому Артему найти того самого продюсера, как через несколько дней он проснется знаменитым, а мечты о просторной квартире в центре столицы, дорогих машинах и эксклюзивной одежде станут ближе.

Эфиры на радио, клипы, раскрутка альбомов - всем этим займется этот, по истине универсальный человек. В реальности все совершенно иначе.

Кто такой продюсер на самом деле

Само по себе слово "producer" произошло от английского слова "product" - продукт. Нетрудно догадаться, что задача продюсера в производстве готового музыкального продукта, который будет продаваться.

После беглого знакомства с нашим героем Артемом, продюсер просит показать все музыкальные наработки, которые есть у талантливого паренька.

Будущей звезде лучше привыкать к хорошему звуку. Аудиофильский портативный плеер с полностью переосмысленным дизайном. Но красота в этой модели не только снаружи, но и внутри. У FiiO X7 II есть все козыри для того, чтобы играть музыку максимально естественно.

Представьте, в плеере установлен 4-ядерный процессор RK3188, 2 ГБ оперативной и 64 ГБ памяти, а также новый ЦАП Pro-уровня ESS Sabre 9028. Дополняет звуковой восторг возможность смены усилителей под настроение.

Продюсер требует абсолютно все: от недописанных текстов, корявых набросков не самых благозвучных аккордов до, казалось бы, готовых песен. Весь этот материал предстоит переработать и упорядочить так, чтобы получился либо полноценный альбом, либо, на худой конец, сносный сингл.

Задача продюсера - помочь начинающему музыканту сделать готовый музыкальный материал, чтобы затем его успешно продать. Именно он расставляет акценты в музыке и, по сути, создает имидж будущего исполнителя или коллектива.

Перед музыкальным продюсером стоит масса целей и задач. Только при условии, что он разбирается во всех тонкостях продюсирования, проект будет обречен на успех.

Какие обязанности у продюсера

В отличие от киноиндустрии, у музыкального продюсера одновременно десятки задач. На плечи исполнительного продюсера ложатся:

Контроль качества как целых альбомов, так и отдельных песен;
- контроль записи музыки, определение стиля, одобрение аранжировок;
- отбор сценариев для клипов;
- разработка имиджа и продумывание публичного образа;
- подбор технического персонала: от музыкантов до звукоинженеров и монтажеров;
- контроль финансов и финансового эффекта от производства треков и альбомов;
- ведение переговоров с радиостанциями и телевизионными студиями с целью продвижения продукта.

В жизни нашего героя Артема продюсер - и царь, и Бог. Именно с этим человеком начинающий музыкант или коллектив проводят максимально много времени.

Будучи исполнительным продюсером, тот самый «авторитетный дядечка» может выполнять и роль саундпродюссера. Именно этот человек помогает сделать из музыкальных обрывков и текстовых ошметков хорошую композицию, которую, как принято говорить «схавает пипл».

Саундпродюсер отделяет всю шелуху и готовит для будущего трека только лучший материал. Он же проводит оценку песни и выступает главным критиком потенциальной звезды.

Какие бывают продюсеры

На самом деле продюсер подразумевает целую вереницу специалистов из разных сфер. Помимо музыкального и исполнительного продюсера есть еще:

Театральный продюсер;
- Телевизионный продюсер;
- Продюсер компьютерных игр;
- Линейный продюсер – управляет работой персонала и занимается вопросами, которые не касаются творчества;
- Генеральный продюсер.

Особенность продюсирования в том, что один человек может выполнять обязанности сразу нескольких специальностей. В реалиях российского шоу-бизнеса зачастую именно так и происходит.

Сколько зарабатывает продюсер


Именно этот вопрос волнует практически любого музыканта. Гонорар продюсера напрямую зависит от ряда факторов:

Опыта и авторитетности в музыкальной индустрии - чем известнее продюсер, тем дороже будут стоить его услуги;
- успешности музыкального коллектива: количества концертов, позициях в чартах, продаж альбомов;
- его собственного умения «быть в тренде» – продюсер должен чувствовать, что сегодня слушает большинство и что, в прямом смысле слова, будет продаваться.

Продюсер, который зарабатывает хорошо, просто обязан слушать музыку в первозданном виде. Новая реинкарнация плеера FiiO X5 III - это выбор тех, кто понимает, что значит по-настоящему качественный звук. Впрочем, скорее это не плеер, а настоящий музыкальный компьютер с ОС Android на борту.

Производитель предусмотрел два слота под microSD карты, встроил Wi-Fi модуль и добавил сразу три аудиопорта: балансный, «миниджк» и коаксильный, комбинированный с линейным. В качестве ЦАП используются два независимых чипа AK4490.

Еще одна фишка модели - возможность использования в качестве USB-ЦАП. Ни один конкурент на такое не способен.

Назвать диапазон финансового вознаграждения продюсера практически невозможно. Молодой, но талантливый продюсер может за несколько месяцев поднять начинающего музыканта на пик популярности (будем реалистами: если дадут акулы шоу-бизнеса), взяв за это символическую сумму.

Где его найти

Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.

Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.

Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.

Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.

По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III , подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.

В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.

О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия "музыкальный продюсер" в России. Под словом "продюсер" в нашей стране, как правило, понималось "спонсор-менеджер". Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер "Мадонна" гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя "Любэ" и "Иванушек" начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию "Рекорд", первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил "Любэ", подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа "Любэ" взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - "Иванушки International". Будучи по факту бойзбендом, "Иванушки" функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме "Любэ" и "Иванушек" Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу "Фабрика звезд": два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - "Корни" и "Фабрика" - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными "клиентами" Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители "Фабрики звезд 7".

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной "Фабрики звезд", от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников "Евровидения", занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля "Юрмала" совершенно "фирменным" своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету "Фабрики звезд", которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и "простую" публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио "Серебро", также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

ПРОДАВЦЫ ЗВУКА
Десять самых влиятельных музыкальных продюсеров России Любовь бывает разной - любовь кошки к мышке, вампира - к человеческой крови, ребенка - к конфетам, от которых, как известно, портятся зубы. Бывает любовь народная. Чувство страшное по силе и необъяснимое по сути. Так сначала любили Гитлера, потом Леню Голубкова. Так любят группы «Чайф» и «Руки вверх». И редко кто догадывается, что КТО-ТО заставляет их ЛЮБИТЬ. Что на путях-дорогах любви куча проходимцев - Лис и котов Базилио, которые мечтают только о том, чтобы провести несчастного Буратино, оставив ему лишь деревянный нос и необъяснимую любовь. А самим отправиться в темный лес и закопать в одном им известном месте пять заветных золотых, а потом сидеть и дожидаться их всходов. Речь, как вы уже поняли, о музыкальных продюсерах. Теоретизировать не будем - посмотрим на живые примеры и составим рейтинг

ПЕРВОЕ МЕСТО
Юрий АЙЗЕНШПИС («Кино», «Технология», Влад Сташевский, «Динамит»; гендир продюсерской фирмы «Медиастар»)
Юрий Шмильевич Айзеншпис готов убить любого, кто случайно произнесет его отчество как «Шмильич». С гением продюсерского искусства - никакой фамильярности. Несмотря ни на что, он практически всегда остается эстетом. Проведя более полутора десятков лет на зоне, Айзеншпис не сделал себе ни одной татуировки. А где-то полгода назад он все из тех же эстетических соображений закрасил благородные седины на голове черной краской, после чего по кулуарам поползли упорные слухи: Юрий Шмильевич отправился на поиски новой однополой любви. Про Айзеншписа рассказывают абсолютно ужасные вещи, кроют на чем свет стоит и считают самым большим монстром шоу-бизнеса. Он на самом деле очень хороший профессионал (достаточно посмотреть на список имен, которые он раскрутил). С ним предпочитают не связываться все... кроме музыкантов. Он никогда не позволял себе никаких непорядочных вещей по отношению к людям, за которых он взялся. Если этот человек берется за дело, то доводит вверенный коллектив до определенного уровня, - при этом не имеет значения, какого уровня музыка и сам исполнитель.
Если Айзеншпис снимает клип - это действительно дорого. Он снимает его на свои деньги, иногда даже рискуя именем.
За группу «Кино» Айзеншпис взялся, когда они уже были популярны. Но без талантливого продюсирования музыканты не заработали бы столько, сколько получили. Годы, которые «Кино» проработала с Айзеншписом, - лучшие годы группы.
Следующий проект, который он взялся раскручивать - «Технология», - тоже оказался удачным. Может, он и не так уж много заработал на них, но поднял с нуля и раскрутил до достойного уровня.
Айзеншпис - великолепный бизнесмен и креативщик, он очень хорошо понимает, что в данный момент времени «покатит», а что нет.

ВТОРОЕ МЕСТО
Игорь МАТВИЕНКО («Любэ», «Иванушки», «Девочки»)
Матвиенко - творческий человек. В основном он занимается тем, что отбирает для групп материал и сам пишет песни. Например, музыку «Атас» и «Давай наяривай» написал именно он. Не обидел и «Иванушек» - «Вселенная» и «Два бездонных океана глаз» - тоже дело его рук. С моментами бизнеса Игорь Игоревич предпочитает связываться меньше. Для подобных нужд (чтобы руки не марать) он создал «Продюсерский центр Игоря Матвиенко», где всеми пиарами и контрактами занимаются специально обученные сотрудники. Сам он в бизнес старается особо не лезть, хотя вкусы «пипла» представляет себе достаточно хорошо. Хороший показатель его человечности - долговременные отношения с одними и теми же людьми - как с группами, так и с околомузыкальными деятелями, которые помогают ему в продюсерском центре. Например, с одним из лучших поэтов-песенников в стране Александром Шагановым он работает уже около 10 лет.

ТРЕТЬЕ МЕСТО
Александр ШУЛЬГИН (Валерия; владелец прав на «творческое наследие» Визбора)
У Шульгина, по нашей информации, плохой характер. К людям он относится в основном негативно. В среде шоубиза ходят упорные слухи, что он бьет свою жену, певицу Валерию. Между прочим, мать троих детей и средство зарабатывания денег. Что думает по этому поводу Валерия, нам никто не скажет, потому что на всех интервью певицы муж-страж - непременный атрибут. При всем при этом Шульгин - хороший бизнесмен. Он - один из самых практичных и перспективных в данный момент людей в сфере шоу-бизнеса. В то время, когда он находился в должности генерального продюсера «Рек рекордз», это была одна из самых преуспевающих звукозаписывающих компаний, которая занималась коммерческой музыкой. Она успешно составляла конкуренцию даже «Союзу», который вообще считался вне конкуренции.
Он первым рассмотрел и записал «Мумий-тролля». Удачный опыт продюсирования поставил на собственной жене.
Мало кто помнит, что свою первую пластинку Валерия записала в Германии, называлась она «Тайга симфони» и пелась на английском языке. Альбом получил плохую критику и у нас, и на Западе. Критики и там и здесь вдоволь посмеялись над акцентом волжской девушки. Ей это пошло на пользу - она запела по-русски. На этот раз то, что велел ей строгий муж. И не просчиталась.
Шульгин работает по западному стандарту - нанимает для исполнителя профессиональных музыкантов, аранжировщиков. Но до Айзеншписа он недотягивает. Там, где Юрий Шмильевич все сделает блистательно и в бешеном темпе, Шульгин будет действовать медленно и с расстановкой. Потому и остается лучшим из средних.

Дмитрий ГРОЙСМАН («Чайф», «Серьга» в лучшие свои годы)
Гройсман занялся «Чайфом», когда группа уже набирала известность. Но именно он довел ее до стадионного уровня. «Чайф» удержал планку, даже когда упал рейтинг «Алисы» и «Агаты Кристи». Народная любовь к группе остается само собой разумеющимся делом, даже когда новые альбомы уже не так хороши. Устойчивый положительный имидж группы не позволяет ругать солидного Шахрина, молодецкие прыжки по сцене и осуждать его за кошмарные произведения вроде «Аргентина-Ямайка - 5:0». И все потому, что Гройсман - хороший бизнесмен. Был бы креативщиком получше - может, и «породил» бы еще какой-нибудь «звездный» коллектив.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО
Олег НЕСТЕРОВ (Найк Борзов, «Нож для Фрау Мюллер», «Ундервуд» и др.; генпрод рекорд-компаний «Легкие», «Снегири»)
Нестеров, как известно, сам музыкант. (Помните, романтично так пел про ландыши: «Карл-Маркс-штадт, Карл-Маркс-штадт»...). Его группа «Мегаполис» - редкий пример довольно приличной, исконно московской группы. Может быть, поэтому свою продюсерскую деятельность Нестеров выстраивает больше в форме помощи утопающим. Вытаскивает малокоммерческие проекты, интересные по большому счету только узкой публике. Миссия благородная, но малоприбыльная. Похоже, Нестерова это не волнует - он до сих пор продолжает собирать «под крылышко» молодые некоммерческие проекты.

ПЯТОЕ МЕСТО
Александр ПОНОМАРЕВ («Сплин», «Би-2», «Наутилус» на закате своей карьеры)
Пономарев выгонял из «Сплина» музыкантов, раздувал звездную болезнь у Саши Васильева и периодически вел себя не очень красиво. К примеру, на заре юности группы «Сплин» был такой человек - Сергей Рымов. Он за свои деньги возил «Сплин» из Питера в Москву, искал им деньги под запись первых пластинок. Музыканты даже одно время жили у него. Потом к «Сплину» пришел Пономарев и Рымова отодвинул. Тогда «Сплин» начал делать чисто коммерческие вещи типа «Орбит без сахара». В результате - любовь стадионных масс. Пономарев достаточно неплохо чувствует русскорокерскую конъюнктуру. Песни его групп хорошо ротировались, альбомы продавались, но в творческом плане с этого момента и «Сплин», и сам Васильев стали гнить и портиться. Еще немного, и это будет вчерашний день.
У Пономарева есть один отличительный минус - ни одну группу он не поднял с нуля. На «Сплин» присел, когда он поднимался, а «Би-2» оседлал, когда на улицах в угаре распевали «Полковника».

ШЕСТОЕ МЕСТО
Владимир МЕСХИ (продюсер фестиваля «Максидром»; «Маша и Медведи», «Конец фильма», «Агата Кристи»)
Месхи носит прическу «каре»и издалека похож на человека, который пахнет рок-н-роллом. Еще минимум лет пять он наверняка будет пользоваться бешеным успехом у девочек, которые «созрели» и хронически «жуют орбит без сахара». Как мужчина.
Как продюсер Месхи очень не любит, когда кто-то заявляет, что как минимум половина заслуги в деле создания «Максидрома» принадлежит Михаилу Козыреву. Хотя сам он к созданию фестиваля действительно руку приложил и худо-бедно продолжает тащить его до сих пор (Козырев к фестивалю уже никакого отношения не имеет). Что до продюсирования групп, то первоначально взлетевшая «Маша» съехала с рельсов, а преуспевающая «Агата Кристи» вдруг взяла да и «захирела». Все это говорит об одном - Месхи не может протащить проект от начала до конца.

Леонид ГУТКИН (Данко, «Братья Улыбайте»; гендиректор «Крем рекордз»)
Среди «подшефных» Гуткина не выросло ни одной яркой звезды. Данко, который так проникновенно провыл «Малыша», суперпроектом все равно не стал и, по всей видимости, не станет. «Братья» после хип-хоп-баллады о «Юлии», которая «любит Юрия» и поэтому не может вести привычный образ жизни, как-то очень быстро почувствовали себя популярными, потонули в собственном пафосе и еще больше опопсели. Разве что Дельфин, который записывается на «Креме», - настоящая звезда. Но в том-то и дело, что только записывается. (Но он, по нашим сведениям, скоро разрывает контракт.) Такой нетворческий подход к «производству» со стороны известного продюсера совершенно непонятен. Ведь сам Гуткин какой-никакой, но все же музыкант. (В свое время нынешний директор рекорд-лейбла с удовольствием музицировал в группе «Автограф». Он был тогда самым флегматичным музыкантом группы. Флегматиком, судя по его продюсерскому стилю, он остался и до сих пор.)

СЕДЬМОЕ МЕСТО
Иосиф ПРИГОЖИН (Кристина Орбакайте, Александр Маршалл, Паскаль; генеральный продюсер Nox music)
Не так давно Иосиф Пригожин выпустил книжку произведений с туманным названием «Политика - вершина шоу-бизнеса» - пособие для начинающих продюсеров. В книге автор явно любуется самим собой. Ближе к середине книги именитый гражданин высказывает мнение, удивляющее новизной. «Российского шоу-бизнеса нет! - пишет Иосиф Игоревич на странице 97. - Его никогда не было». Тем не менее в мире несуществующего шоу-бизнеса Пригожин умело отбирает проекты с изначальным именем и бюджетом, а потом стрижет с них купоны. Он уверенно сидит в своей нише (примерно как те, кто работает с Басковым).
Пригожин - человек амбициозный и самовлюбленный. Достаточно прочитать все ту же книгу, чтобы убедиться в этом. На каждой странице Иосиф Игоревич отсвечивает ореолом гуру. Неудивительно, что недавно он умудрился связаться с таким же нарциссом, как и он сам, - нижней строчкой нашего хит-парада Леонидом Бурлаковым.

ВОСЬМОЕ МЕСТО
Леонид БУРЛАКОВ (раньше - «Мумий-тролль», Земфира, теперь - «Тандем», «Седьмой прохожий»)
Леонида Бурлакова очень любят журналисты (своими многократными громкими заявлениями о том, что именно он раскрутил Земфиру и «МТ», Бурлакову удалось убедить четвертую власть в собственной звездности). Зато его очень не любят музыканты, работавшие с ним хотя бы непродолжительный период времени. И есть за что. Первым пострадал Илья Лагутенко.
В сфере шоу-бизнеса ходят упорные слухи, что Бурлаков задолжал музыкантам «МТ» энную сумму денег, которые заработали музыканты, наделал долгов от имени группы, потратил их, а под занавес вытащил «МТ» на заведомо ущербный последний концерт в «Олимпийском».
Илья забрал у него все права и ушел. Потом ушла Земфира. При этом много не потеряла - спродюсировал ее в основном Лагутенко, а рука Бурлакова функционировала только в области загребания денег.
Хотя это не мешало «суперпродюсеру» утверждать, что гений - именно он.
После чего покинутый всеми Бурлаков отправился сотрудничать с Иосифом Пригожиным. Сотрудничество закончилось, едва успев начаться. Виной всему послужили финансовые несостыковки Пригожина с Бурлаковым. Оставшиеся без финансирования новые проекты Бурлакова вряд ли долго продержатся. Хотя это не мешает ему постоянно кормить музыкантов «завтраками».

Оценки в рейтинге выставим по пятибалльной системе. Критерии следующие.
1) Моральные качества
Суперхороших и суперчестных продюсеров не бывает. Профессия такая - надо и рыбку съесть, и музыканта не обижать. Поэтому моральные качества товарищей мы будем оценивать, отвечая на вопрос: честен ли гражданин с вверенными ему музыкантами?
2) Креативщик
Степень подкованности, умение ориентироваться в конъюнктуре музыки, понимание музыкальной конъюнктуры - очень важные качества продюсера.
3) Бизнесмен
Умение делать деньги для себя и для группы, стараясь при этом "кинуть" как можно меньше партнеров, - признак хорошей деловой хватки.

Оценки будем ставить, как в школе, - по пятибаллной системе.

Продюсер Мораль Креатив Бизнесмен В сумме
Айзеншпис 5 4 5 14
Бурлаков 0 3 0 3
Нестеров 4 4 3 11
Шульгин 3 4 5 12
Пригожин 2 3 3 8
Матвиенко 4 5 4 13
Пономарев 3 3 4 10
Гроссман 5 3 4 12
Месхи 2 4- 4 10-
Гуткин 4 3 3- 10-

У вас есть какое-то представление о том, как иначе могли бы звучать песни на радио? Мечтаете о том, чтобы ваша композиция покорила вершины хит-парадов? Из этой статьи вы узнаете о том, как стать музыкальным продюсером.

Шаги

Часть 1

Изучение продюсирования

    Научитесь играть на каком-то музыкальном инструменте. Чтобы стать продюсером, вам вовсе необязательно быть виртуозом, но натренированное ухо и знание теории музыки будут очень и очень полезны для вашей карьеры. Вам также стоит попробовать сочинять собственные композиции, освоить музыкальные темпы или даже научиться играть по нотам. Находясь по другую сторону от резонансной деки, вы сможете гораздо лучше оценить ту или иную композицию. Задумайтесь об одном из следующих основных инструментов:

    • Пианино/синтезатор. Пожалуй, для продюсера это самые нужные и широко распространенные инструменты, умение наиграть что-то на пианино невероятно полезно. Неважно, пытаетесь ли вы сформулировать какую-то идею или хотите записать музыкальную фразу, обойтись без пианино практически невозможно.
    • Гитара. Освоив гитару, вы сможете непринужденно перебирать струны и сразу сделаете большой шаг навстречу поп и рок музыке.
    • Бас-гитара. Недооцененная, но совершенно необходимая, бас-гитара поможет вести ритм-секцию и создаст основу для продюсирования.
  1. Осваивайте технологии. Чтобы научиться создавать музыку и уметь ей управлять, вам нужно будет научиться пользоваться резонансной декой и как можно большим количеством программ для обработки музыки. Если в продюсировании вам пока работать не доводилось, начать можно с Cubase, это программа-секвенсер здорово подойдет начинающим.

    • Секвенсер-программы вроде Cakewalk Sonar, Reason и Pro Tools используются продюсерами для исправления и изменения музыки, которую они записывают. Хип-хоп и дэнс продюсеры могут использовать FL Studio, она и для попа подойдет.
    • Если вы хотели бы продюсировать хип-хоп музыку, подумайте об инвестировании в сэмплер. У продюсеров "золотого века", вроде Pete Rock и DJ Premier, пользуются популярностью MPC60, SP1200 и S950.
  2. Основы микширования. Поймите, что значит микшировать трек: как слить все несовместимые звуки в один сладкозвучный микс.

    • Поймите разницу между "в коробке" и "вне коробки". В коробке значит, что вы микшируете только с помощью компьютерной программы; вне - используя резонансную деку и другое некомпьютерное оборудование.
    • Поймите разницу между стерео и моно микшированием. Стерео микс представляют собой два трека в одной песне, один - для левого уха и один - для правого; моно - один звук для трека.
    • Нужно знать, что поместить в центр микса. Обычно в центре микса, не сбоку - басс-гитара и вокал. Другие инструменты и элементы продюсирования можно немного сдвинуть влево или вправо, это делается для создания более полного звука.
  3. Начинайте изучать музыку. Относитесь к учебе серьезно. Музыкальные продюсеры существуют в бизнесе создания музыки, зачастую с помощью других песен. Особенно старательно изучать музыку должны хип-хоп продюсеры, ведь их работа состоит в том, чтобы брать сэмплы других песен и перерабатывать их в другой бит. Не изучая музыку, вы по просто-напросто ограничиваете собственные возможности.

  4. Подумайте, какие звуки будут хорошо сочетаться. Задача музыкального продюсера - создание захватывающей, пробирающей музыки. Зачастую для этого необходимо исследовать различные звуки и взаимодействие разных музыкальных жанров.

    • Джордж Мартин, колоритный продюсер Битлз, ввел в поп-музыку то, что мы называем «этнической» музыкой. Он помог ввести в популярные песни элементы индийской музыки, это – настоящая встреча востока и запада.
  5. Создавайте музыку. Делайте то, что вам больше всего нравиться: панк, ска, рэп, R&B, кантри, фанк, джаз и т.д. В начале лучше сконцентрировать усилия на освоении какого-то одного стиля. Это позволит вам сделать себя имя в каком-то одном жанре, а уже потом переходить к чему-то другому. Хип-хоп, R&B и поп проще для начинающих потому, что в них используется меньше инструментов.

    • Постепенно начинайте экспериментировать с разными жанрами. Чем больше жанров вы освоите, тем больше у вас будет возможностей (и больше клиентов). Старайтесь, однако, поначалу не распыляться. Как следует освойте один жанр и только потом переходите к следующему.
  6. Переработайте какой-то старый хит. Возьмите известную песню – желательно простую – и придайте ей свое собственное звучание. Каков ее потенциал? Можете ли вы сделать ее лучше? Каково ваше видение того, как эту песню можно было преобразить во что-то совершенно новое?

    • Создайте несколько версий, это позволит оценить возможности. Сделайте регги-версию песни "The Wall" или переработайте малоизвестную джазовую композицию в хип-хоп. Не ограничивайте себя рамками.
  7. Сотрудничайте с другими продюсерами. Некоторые из самых известных композиций были созданы в результате сотрудничества. Не бойтесь обратиться к продюсеру, которым восхищаетесь, и спросить, не хотел бы он поработать вместе. Совместная работа приносит успех потому, что можно с помощью его сильных черт скрыть свои слабости и, возможно, наоборот.

    Часть 2

    Продюсерский бизнес
    1. Начните заводить знакомства. Расскажите семье и друзьям о том, что вы продюсируете музыку. Закажите визитки. Развесьте объявления. Если цены вы предлагаете разумные, клиенты не заставят себя ждать. Берите мало за час или песню.

      • Хорошо было бы делать первые шаги на пару с другом или членом семьи. Кто-то из ваших друзей классно поет? Дядя прекрасно играете на тубе? Продюсируйте их и образцы показывайте потенциальным клиентам. (Помните, семья – отдельно, бизнес – отдельно).
      • Если ничего не подворачивается, предложите поработать добровольно, это поможет создать репутацию. В том, чтобы работать бесплатно нет ничего плохого, конечно, если вас не эксплуатируют. Оставив о себе очень хорошее первое впечатление на добровольной работе вы даже сможете получить зарплату, если, конечно, ваша работа того стоит.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры