Науки об организме человека. Какая наука изучает организм

Главная / Психология

§ 1 Великие ученые об организме человека

«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное,-отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер.

С давних времен людей интересовало, как устроен организм человека.

Гиппократописал кости тела и органы человека, а также создал трактаты о гигиене.

Аристотельввел термин «организм», заложил основы сравнительной анатомии.

Леонардом да Винчивпервые были сделаны изображения различных органов человека.

Парацельсвместо сомнительных снадобий стал использовать естественныесредства лечения: покой, воздух, диету.

Знать, как устроен и работаеторганизм человека необходимо каждому, чтобы защитить себя от болезней и сохранить здоровье.На самом деле нет отдельной науки, изучающей организм человека, он является предметом изучения многих наук. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

§ 2 Наука анатомия. Методы анатомии

Анатомия(от греческого рассечение)-это наука, изучающая строение организмачеловека, его систем и органов.

Различают следующие методы анатомического исследования:

1. Наружный осмотр тела. Производится измерение длины и массы тела, соотношения размеров органов.

2. Рентгенографический метод. Позволяет изучить строение скелета и внутренних органов.

3. Эндоскопия.С помощью этого метода изучают внутреннюю поверхность полых органов (пищевода, сердца, сосудов и т.д.).

4. Ультразвуковое исследование-УЗИ. Дает возможность изучить строение внутренних органов, их расположение.

5. Вскрытие трупов.

§ 3 Наука физиология. Методы физиологии

Другой важной биологической наукой являетсяФизиология(физио - природа, логос -учение). Это наука о природе организма, его жизнедеятельности, функционировании его систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Функции органов животных и человека сходны. Благодаря экспериментам над животными: лягушками, крысами, собаками, обезьянами были выяснены функции многих органов человека.

Познакомимся с некоторыми методами физиологических исследований:

1. Острые опыты на животных-это хирургические операции с изоляцией органа для изучения его работы.

2. Хронические опыты или эксперименты. Были разработаны русским физиологом Иван Петровичем Павловым, который выводил проток пищеварительной железы наружу, что позволяло в течение длительного времени изучать ее функционирование.

3. Инструментальные методы. С помощью специальных приборов помогают изучить работу органов (термометром измеряют температуру тела; манометром-давление; электрокардиограмма позволят точно определить работу сердца; электроэнцефалограмма дает возможность изучить электрическую активность мозга).

4. Метод функциональных проб. Позволяет оценить степень тренированности человека. Испытуемому предлагают дозированную физическую нагрузку, а затем считают пульс, по которому и регистрируют изменение работы сердца. У людей разного возраста, пола и типа телосложения нормы различны. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

5. Биохимические методы-анализ крови, мочи. Позволяют выявить многие заболевания.

§ 4 Наука гигиена. Методы гигиены

Очень важной для сохранения здоровья и профилактики заболеваний является медицинская наукаГигиена(гигиенос- здоровье). Она занимается изучением влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, продолжительность его жизни и работоспособность.

Все методы гигиены можно разделить на три группы:

1. Клинические методы-это выяснение причин массовых заболеваний. Например, в Республике Марий Эл, Кировской и Нижегородской областях часто встречаются заболевания щитовидной железы, что обусловлено низким содержанием йода в почве и воде. Для профилактики этих заболеваний в пищу добавляют йод. На прилавках магазинов можно встретить йодированную соль, молоко, хлеб.

2. Физиологические методы. Позволяют выяснить приспособительные возможности организма к неблагоприятным условиям среды, например, как влияет на организм человека смена часового пояса, учеба во второй половине дня, работа в жаркую или холодную погоду. Эти сведения необходимы для создания средств защиты от неблагоприятных факторов среды и разработки методов, позволяющих быстрее адаптироваться к ним.

3. Лабораторные методы - это анализ проб воздуха, воды, почвы. Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ, превышение которых может повредить здоровью человека. Контролируют эти нормы санитарные врачи, также они следят за состоянием воды, воздуха, почвы, за чистотой в местах общественного питания, парикмахерских, бассейнах и др. Санитарные врачи могут остановить работу любого предприятия, торговой точки, где не соблюдаются санитарные нормы.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

На этом уроке мы познакомились с науками: анатомией, физиологией и гигиеной, а так же с их методами изучения организма человека.

Без знаний строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболевания. Знания о строении и работе органов позволили создать приборы, которые заменяют их во время операций: искусственные почки, сердце, легкие и др. Знания гигиены позволяют успешно бороться с болезнями и разрабатывать меры профилактики для сохранения здоровья человека.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология.Человек. 8 класс - М.: Вентана - Граф, 2003г.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология.Человек. 9 класс-М.: Дрофа, 1997г.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова,А.А. Резанов Биология человека.В таблицах, рисунках и схемах - М.: «Издат.-школа 2000», 1999г.
  4. М.З. Залесский Занимательная анатомия-М.: Росмен,1998.
  5. Е.П.Сидоров, Анатомия для поступающих в вузы-М.:Евразийский регион,Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998г.

Использованные изображения:

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Тема : Науки об организме человека. Здоровье человека.

Цель урока :

Развивать образное и логическое мышление обучающихся, навыки индивидуальной и групповой формы работы; формировать умение работать с опорными схемами и учебной литературой; способствовать развитию интереса к изучению естественных наук;

Воспитывать уважение к жизни как высшей ценности; раскрыть идею гармонии человека и природы.

Ход урока

    Орг. момент.

1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Создание положительного психологического настроя.

2. Пояснение требований к рабочим тетрадей, тетрадей для практических и лабораторных работ, оформление альбомов, рекомендации по учебников и учебных пособий

    Сообщение темы и целей урока.

    Мотивация учебной деятельности

Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
что знает самого себя.

Мы с вами подошли к следующему разделу курса «Биология» - «Биологии человека», изучение которого даст вам представление о том, что наш организм. Организм человека, как и любая биологическая система, подчиняется законам природы. По своему строению и функциям наш организм во многом подобен организма высших животных. Однако трудовая деятельность, речь, мышление, поведение резко отличают человека от животных.

Биологические основы этих различий необходимо знать каждому образованному человеку.

Я считаю, что человек - это самое удивительное творение природы, самое замечательное и самое совершенное. Каждый человек является неповторимой, уникальной, чудесной, странной, фантастической, непредсказуемой. А какие ассоциации вызывает слово «человек» у вас?

    Изучение нового материала

Биология человека - наука о строении, процессы жизнедеятельности, развитие, происхождение, эволюцию и географическое расселение людей.

Науки изучающие биологию человека можно распределить на 2 группы – теоретической и прикладной направленность.

К теоретическим наукам относятся: цитология, гистология, анатомия, антропология, физиология, биохимия, биофизика, эмбриология.

К прикладным наукам: экология, гигиена, медицина, валеология, психология.

Сам.работа с учебником «Определение наук изучающие человека»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.

    Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

    Для соматического и физического здоровья - я могу.

    Для психического - я хочу.

    Для нравственного - я должен.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

    Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.

    Показатель роста и развития.

    Функциональное состояние и резервные возможности организма.

    Наличие уровня дефекта развития.

    Уровень морально-волевых установок.

    Обобщение и закрепление знаний

Упражнение «Тесты для друга».

Составить три тестовых задания формата (на выбор одного правильного ответа) и предложить для выполнения соседу по парте.

    Подведение итогов урока

Технология «Незаконченные предложения».

Ученики работают с открытыми предложениями, например:

На сегодняшнем уроке для меня самым важным открытием было...

Урок важен, потому что...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Со следующего урока я жду....

    Дом. Задание

­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

То, как устроен человеческий организм изнутри, интересовало людей с самой древности. Даже когда основные законы, по которым жили люди, были церковными, запрещающими изучать строение тела, находились ученые и естествоиспытатели, которые вопреки всему вскрывали трупы животных и людей и занимались рассмотрением и изучением всех интересующих деталей.

Тягу к знаниям в данной области преодолеть не удалось. Поэтому с течением времени все же было выяснено, как устроен организм человека. Схема, рисунок каждого органа и системы были зафиксированы художниками, испытателями, врачами, учеными, благодаря этому возникли множественные науки, существующие и сегодня.

Развитие знаний о строении человеческого тела

Еще в V веке в Кратоне жил человек по имени Алкемон. Именно он первым выразил желание изучить внутреннее строение живых организмов, поэтому вскрывал трупы животных. Главная его заслуга - это предположение о взаимосвязи между органами чувств и головным мозгом.

Позже, примерно с 460 года до нашей эры, начинается более осознанное и интенсивное развитие знаний в рассматриваемой области. Большой вклад в понимание того, что такое организм человека (схема его строения, топография внутренних органов также были описаны), внесли следующие ученые:

  1. Гиппократ.
  2. Аристотель.
  3. Платон.
  4. Герофил.
  5. Клавдий Гален.
  6. Авиценна.
  7. Леонардо да Винчи.
  8. Андреас Везалий.
  9. Уильям Гарвей.
  10. Каспаро Азелли.

Благодаря этим людям была составлена общая схема строения организма человека. Появились знания о функциональных особенностях, системах органов, тканях и их значении, а также прочих очень важных вещах.

XVII век для всех наук был периодом застоя, не обошло это и рассматриваемую нами область. Зато позже схема организма человека (рисунок вы можете видеть ниже) значительно пополнилась, уточнилась и преобразилась благодаря многочисленным открытиям. Появилась новая техника, позволяющая изучать микроструктуры, стали интенсивно применяться методы эксперимента, наблюдения, сравнения. Особый вклад внесли:


Таким образом, был детально изучен организм человека, схема стала полной и отражающей все имеющиеся органы и системы. Сегодня любой школьник может рассмотреть как топографию, так и детальное описание каждой изучить выполняемые функции и внутреннее строение.

Общая схема "Человек - живой организм"

Если говорить о подобной схеме, то следует отметить, что же именно она содержит. Во-первых, представлена она может быть в разных вариантах. Одни такие рисунки и схемы содержат лишь словесные описания, классификацию внутренних структур человека, отражают их взаимосвязь и выполняемые функции. Другие же, напротив, не содержат описаний, а просто иллюстрируют топографическое в теле, показывают их взаимную ориентацию, общий план строения. Здесь же отражаются и системы органов. Если совмещать оба варианта, то такая схема получится слишком громоздкой, сложной для восприятия. Чаще используется второй тип.

Поэтому схема "Человек - живой организм" включает в себя изображение органов из следующих систем организма (в случае если предоставляется полный вариант всего тела):

  1. Сердечно-сосудистая и лимфообразовательная. Здесь подробно отражается схема тел и каналов человека.
  2. Пищеварительная система.
  3. Опорно-двигательная, или костно-мышечная.
  4. Репродуктивная.
  5. Выделительная (мочеполовой называют объединенную систему репродуктивных и выделительных органов).
  6. Нервная и эндокринная системы.
  7. Сенсорные, или органы чувств и восприятия.

Таким образом, данная схема предоставляет подробную информацию о строении человеческого тела и расположении его органов. Также существует множество различных таблиц и рисунков, схем, в которых находит отражение подробное микростроение любого органа. Описываются все особенности строения, функционирования и расположения.

Если совместить все подобные рисунки, то получится целая книга. Подобные издания носят название "Биология человека в таблицах и схемах" и зачастую значительно упрощают жизнь школьникам, студентам и учителям. Ведь в них кратко, емко и понятно изложены все основы, необходимые для общего представления о строении людей.

Система лимфообразования

Особую роль в поддержании здорового состояния организма человека играет иммунитет. Но что он собой представляет? Оказывается, это и есть система лимфообращения, которая является важным дополнением сердечно-сосудистых органов. В ее составе - клетки, которые называются "лимфоциты". Именно они выполняют роль биологического защитника организма от вирусов и бактерий, чужеродных частиц и всего постороннего.

Лимфатическая система человека, схема которой представлена ниже, имеет ряд структур, ее составляющих:

  1. Стволы и протоки.
  2. Капилляры.
  3. Сосуды.

Все вместе они формируют сеть, которая является незамкнутой, в отличие от сердечно-сосудистой. Также в данной системе нет центрального управляющего органа. Лимфатическая жидкость (лимфа) представляет собой продукт жизнедеятельности межклеточного пространства, который под слабым давлением движется по сосудам и узлам, капиллярам, стволам.

Во время заболевания, например, простудного, каждый человек может ощутить увеличение лимфатических узлов своего организма. Они находятся под нижней челюстью, в подмышечных впадинах, паховой области. Прощупать их достаточно легко. Это подтверждает тот факт, что именно в них происходит основная борьба с недугом. Таким образом, главный барьер для заболеваний - лимфатическая система человека. Схема ее показывает, как именно располагаются все структурные части и каким образом они взаимосвязаны между собой.

Пищеварительная система

Одна из важнейших в организме. Ведь именно благодаря ее работе человек получает питательные вещества для роста, развития, энергию для процессов жизнедеятельности. Без невозможно двигаться, расти, мыслить и так далее. Ведь каждый процесс требует энергии, которая заключается в химических связях питательных молекул.

Схема пищеварительной системы человека показывает, из каких органов складывается данная сеть.

  1. Ротовая полость, включающая зубы, язык, небо и внутреннюю мышечную часть щек.
  2. Глотка и пищевод.
  3. Желудок.
  4. Пищеварительные железы, выделяющие секреты для переваривания пищи.
  5. Кишечник, состоящий из нескольких отделов: двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки.

Сердечно-сосудистая система

Представляет собой два круга кровообращения, состоящих из главного органа - сердца - и отходящих от него артерий, сосудов, капилляров. Общий объем крови взрослого человека составляет примерно 5 литров. Однако показатель колеблется в зависимости от массы тела.

Сердце - центральный орган, способный ритмически сокращаться, выталкивая кровь в русло под определенным давлением. Состоит из четырех камер, тесно сообщающихся между собой.

Нервная система человека

Одна из самых сложных. Состоит из:

  • головного мозга;
  • спинного мозга;
  • нервных клеток;
  • тканей.

Практически в каждом кусочке человеческого тела находятся нервные клетки. Они воспринимают раздражения, передают болевые ощущения, предупреждая об опасности. Их строение достаточно своеобразное. Головной и спинной мозг включают в себя ряд разделов, каждый из которых осуществляет тщательный контроль над работой той или иной части организма.

Сенсорные системы

Таковых можно выделить пять:


Все они в совокупности также составляют организм человека. Схема строения показывает, из каких частей складывается сенсорная система, какие особенности в строении имеет и какие функции выполняет.

Выделительная система человека

В состав данной системы входят следующие органы:

  • почки;
  • мочевой пузырь;
  • мочеточники.

Другое название этой системы - экскреторная. Основная функция - выведение продуктов метаболизма, освобождение организма от ядовитых продуктов распада.

Науки, изучающие организм человека

Таковых можно выделить несколько основных. Хотя число их значительно выросло по сравнению, например, с XVIII веком. Это такие науки, как:

  • анатомия;
  • физиология;
  • гигиена;
  • генетика;
  • медицина;
  • психология.

Физиология занимается рассмотрением вопросов функционирования той или иной системы. То есть ее задача ответить на вопрос: "Как это происходит?" Так, например, именно данной дисциплиной рассмотрены механизмы смены сна и бодрствования, изучены особенности высшей нервной деятельности человека.

Генетика и гигиена человека

Генетика занимается изучением механизмов наследования тех или иных признаков, а также причинами и последствиями изменений в хромосомном аппарате человека. Благодаря этой науке люди научились прогнозировать серьезные генетические отклонения в развитии плода, контролировать этот процесс и, если возможно, вмешиваться и изменять его ход.

Гигиена помогает ответить на вопрос: "Зачем нужна чистота и как добиться здоровья?" Эта наука подробно рассказывает о правилах поддержания чистоты своего тела, о значимости этого процесса, о механизмах иммунитета, которые напрямую зависят от показателя чистоплотности, уровня бактерий и вирусов. Эта дисциплина сравнительно молодая, но не менее важная, чем все остальные.

Психология и медицина

Психология - очень сложная и тонкая наука, проникающая в сознание и высшую нервную деятельность человеческого существа. Она призвана объяснить основные механизмы психосоматического устройства людей. Существует целый ряд разделов психологии, которые занимаются всеми социальными вопросами, касающимися людей (психология семейных отношений, возрастная, экспериментальная и так далее).

Медицина - важнейшая наука, которая занимается вопросами здоровья людей. Естественно, она тесно граничит со всеми остальными дисциплинами: физиологией, анатомией, генетикой, гигиеной и психологией.

Основы медицины зародились вместе с человечеством. Ведь, к сожалению, люди болели всегда. Во все времена рядом с ними шли наследственные (генетические) заболевания и прочие недуги. Поэтому данная наука - одна из самых главных, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья.

Существует множество разделов, складывающих медицину в единое целое: хирургия, онкология, гематология, терапевтия, дерматология, травматология и прочие. Все они узко специализированы на конкретных проблемах, имеют свои методы изучения проблемы и разрешения ее.

В общем, все науки, изучающие организм человека, являются единым целым. Ведь объединяет их общая цель - изучить, рассмотреть, объяснить все части тела, научиться управлять каждым органом и каждой клеткой организма.

Анатомия как главная наука

Конечно, самая первая, исторически сложившаяся и его строении - это анатомия. Именно благодаря развитию этой дисциплины людям стало известно о том, какие органы есть в человеческом теле, как они там расположены (топография), как устроены и на каких принципах основана их работа.

Выше мы рассматривали основные исторические вехи развития знаний о человеке. Это и есть этапы развития анатомии. Те люди, имена которых были названы, - основоположники и отцы этой огромной и важной дисциплины.

Задача анатомии всегда была одна на все времена - изучить внутреннее строение и внешние морфологические признаки всех органов и систем, а также тканей. Не зря в переводе с греческого anatome - "рассечение".

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

Анатомия — это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.

Физиология — наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.

Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.

Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения;возрастная анатомия — строение тела человека в зависимости от возраста.

Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений — общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.

Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.


РИС. А
На данном рисунке показаны структуры, находящиеся непосредственно под кожей, вид спереди. На левой половине тела изображена лимфатическая сеть. На правой - артериальная сеть (красным) и венозная сеть (синим), а также некоторые наиболее крупные из близких к поверхности нервов (белым). Подкожные артерии и вены обрезаны в тех местах, где они направляются в глубь тела. Для головы также показаны лимфатическая, артериальная и венозная сети.




РИС. Б Вид спереди 1. Мышцы живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 73. Нижняя челюсть 74. Жевательная мышца 82. Носовая кость 85. Затылочная мышца 89. Круговая мышца глаза 90. Круговая мышца рта 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 107. Четырехугольные мышцы верхней губы 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 115. Околоушная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 119. Передняя зубчатая мышца 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 133. Височная мышца 144. Пупок 150. Большая скуловая мышца




РИС. В


Вид сзади 1. Мышцы живота


а. наружная косая б. внутренняя косая в. прямая мышца живота г. поперечная мышца живота


22. Латеральная подкожная вена 26. Ключица 34. Мозговая капсула 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 38. Нижняя надчревная артерия и вена 53. Лобная мышца 62. Паховый канал 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 89. Круговая мышца глаза 91. Глазница 95. Большая грудная мышца 96. Малая грудная мышца 111. Ребро 112. Хрящевая часть ребра 113. Венечная связка печени 115. Околоушная слюнная железа 116. Подъязычная слюнная железа 117. Поднижнечелюстная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 126. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 127. Грудина 135. Поперечная мышца груди 144. Пупок




РИС. Г


Вид спереди 4. Кожные нервы предплечья 5. Фасция предплечья 13. Кожные нервы плеча 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


20. Головной мозг 22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 24. Мозговые артерии 25. Большие полушария 32. Венечные артерии и вены 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 43. Глазное яблоко 45. Фасция бедренных мышц 47. Бедренные кожные нервы 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 75. Сосцевидный отросток височной кости 76. Верхняя челюсть 83. Носовые хрящи 86. Большой сальник 87. Малый сальник 88. Зрительный нерв 97. Околосердечная сумка 113. Венечная связка печени 116. Подъязычная слюнная железа 120. Лобная пазуха 121. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 136. Тимус 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 148. Верхняя полая вена




РИС. Д


Вид сзади 5. Фасция предплечья 7. Аорта 14. Фасция плеча 18. Плечеголовные вены


a. левая б. правая


22. Латеральная подкожная вена 23. Мозжечок 25. Большое полушарие 28. Общий желчный проток 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 44. Серп большого мозга 45. Фасция бедренных мышц 51. Овальная ямка 52. Лобная кость 54. Желчный пузырь 55. Сердце


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 67. Внутренняя яремная вена 69в. Поперечная ободочная кишка 70. Гортань 71. Печень 72. Легкое 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 78. Продолговатый мозг 81. Брыжейка 87. Малый сальник 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 102. Воротная вена 106. Привратник желудка 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 123. Тонкая кишка 128. Желудок 130. Подключичная вена 137. Щитовидный хрящ 138. Щитовидная железа 139. Язык 143. Носовые раковины 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Е


Вид спереди 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 21. Бронхи 24. Мозговые артерии 27. Чревная артерия 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 39. Надгортанник 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 55. Сердце (стрелки показывают направление кровотока)


a. правое предсердие б. правый желудочек в. левое предсердие г. левый желудочек


56. Печеночная артерия 57. Печеночная вена 66. Межжелудочковая перегородка 69. Толстый кишечник


72. Легкое 77. Срединный нерв 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 103. Легочные артерии 104. Легочные вены 106. Привратник желудка 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена 148. Верхняя полая вена




РИС. Ж


Вид сзади 6. Аппендикс 7. Аорта 8. Подмышечная артерия 10. Двуглавая мышца плеча 12. Плечевая артерия 16. Плечевое сплетение нервов 17. Плечеголовной ствол 19. Плечелучевая мышца 24. Мозговые артерии 28. Общий желчный проток 29. Общая сонная артерия 36. Диафрагма 37. Двенадцатиперстная кишка 40. Пищевод 50. Сгибательные мышцы предплечья 69. Толстый кишечник


a. слепая кишка б. восходящая ободочная кишка в. поперечная ободочная кишка г. нисходящая ободочная кишка д. сигмовидная кишка


72. Легкое 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 81. Брыжейка 84. Носовая перегородка 94. Поджелудочная железа 98. Пристеночная (париетальная) брюшина 102. Воротная вена 109. Четырехглавая мышца бедра 124. Селезенка 125. Селезеночная артерия и вена 129. Подключичная вена 140. Трахея 147. Нижняя полая вена




РИС. З


Вид спереди 2. Приводящие мышцы 3. Надпочечник 7. Аорта 9. Непарные вены 10. Двуглавая мышца плеча 11. Мочевой пузырь 15. Плечевая мышца 16. Плечевое сплетение нервов 19. Плечелучевая мышца 20. Мозг 23. Мозжечок 25. Большие полушария 26. Ключица 27. Чревная артерия 30. Клювовидно-плечевая мышца 31. Клювовидный отросток лопатки 33. Мозолистое тело 35. Дельтовидная мышца 36. Диафрагма 39. Надгортанник 41. Слуховая (евстахиева) труба 42. Разгибательные мышцы предплечья и кисти 46. Бедренная артерия и вена 48. Бедренный нерв 49. Бедренная кость 50. Сгибательные мышцы предплечья и кисти 58. Плечевая кость 59. Общая подвздошная артерия и вена 60. Подвздошная мышца 61. Подвздошная кость 63. Паховая (пупартова) связка 64. Межреберные мышцы 65. Межреберные сосуды и нервы 68. Почка 69е. Прямая кишка 70. Гортань 73. Нижняя челюсть 76. Верхняя челюсть 77. Срединный нерв 78. Продолговатый мозг 79. Нижняя брыжеечная артерия 80. Верхняя брыжеечная артерия 92. Твердое небо 93. Мягкое небо 99. Глотка 100. Гипофиз 101. Варолиев мост 105. Поясничная мышца 108. Квадратная поясничная мышца 109. Квадратная мышца бедра 110. Почечная артерия и вена 111. Ребро 114. Крестцовая артерия и вена 118. Портняжная мышца 120. Лобная пазуха 122. Пазуха клиновидной кости 131. Подлопаточная мышца 132. Симпатический ствол 134. Грудной лимфатический проток 139. Язык 141. Трапециевидная мышца 142. Трехглавая мышца плеча 143. Носовые раковины 145. Мочеточник 146. Небный язычок 147. Нижняя полая вена 149. Позвоночник

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры