Римские писатели и поэты литературное творчество. Римские поэты: римская драма и поэзия, вклад в мировую литературу

Главная / Психология

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима-двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима Вергилий читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники; среди них щегольски одетый, осанистый Меценат, покровитель и друг Вергилия. Остальные присутствующие - поэты, ораторы, ученые, любители искусств. Между ними друг Вергилия поэт Гораций - плотный, бодрый, раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды»- три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий - тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл, молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций, «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

Вергилий высок, крепок, у него грубое, загорелое крестьянское лицо. Слегка жестикулируя, медленно произносит он стих за стихом. Иногда он смущенно обрывает чтение на середине фразы: поэма еще не отделана, в ней есть начатые и неоконченные строки.

Что же это за поэма и почему с таким вниманием и восхищением встречают ее собравшиеся?

Рим был мировой державой, его власти подчинялось все Средиземноморье. Но литературы, достойной своего могущества, он еще не имел. Римлянам некем было гордиться так, как греки гордились Гомером и Эсхилом. У римлян были лишь старинные комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», замечательные по страстности и силе чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это были только подступы к великому делу - созданию классической национальной римской поэзии. Свершение этого дела выпало на долю поколения Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций были свидетелями того, как погибала в Риме республика и утверждалась

в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Они не были придворными льстецами. Прославляя в своих произведениях Августа, они славили в его лице величие Рима.

Лучшим из классических произведений римской поэзии была «Энеида» Вергилия.

Когда-то римляне сложили миф о том, что их предком был троянец Эней, сын богини Венеры, приплывший в Италию после падения Трои. Они хотели показать, что история их народа восходит к той же глубокой древности, что и история греков. Этот миф и положил Вергилий в основу «Энеиды».

В поэме повествуется о том, как корабли Энея, спасшись от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская царица Дидо-на возводит свой город Карфаген. Ласково принятый Дидоной, Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами сел на суда, чтобы плыть к неизвестной земле, где, по велению оракула, они должны были основать новый город, и о том, какие бедствия пришлось испытать им в далеком пути. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов Меркурий. Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает от Карфагена. Не в силах вынести разлуку, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и, наконец, достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Аверн-скую пещеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам еще придется выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем будет заложен заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родится Ромул, основатель Рима, а сын Энея Ас-каний будет прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и прославление Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем. Вот что вещает Энею тень его отца Анхиза:

Будут другие ковать оживленную медь совершенней, - Верю,- и будут ваять из мрамора ликн живые, Лучше защиту вести на суде, и движения неба Вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут. Твой же, Римлянин, долг - полновластно народами править; В этом искусства твои: предписывать мира законы, Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных. (Перевод Ф. Петровского.)

«Энеида» стала национальным эпосом римского народа. Император Август мог считать, что главное в поэме - восхваление его мифических предков, но простой народ любил «Энеиду» за ее высокий патриотический пафос, понятный и близкий каждому. «Энеиду» изучали в школах, отрывки из нее помнили наизусть всю жизнь. Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо, полюбившимися некогда случайному прохожему. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя поэты Возрождения (см. ст. «Возрождение») и эпохи классицизма (см. ст. «Классицизм во Франции» и «Русская литература XVIII в.») подражали творению Вергилия в своих «Лузиадах», «Франсиадах» и «Россиадах». Вергилий создал классический римский эпос, его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков и призывал современников быть достойными отцов; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаиваться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Его лирику брали за образец поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания-поэзии. Среди них заключительное стихотворение его «Од» - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечное меди прочной И зданий царственных превыше пирамид. Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не сокрушит… (Перевод А. А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Произведения Вергилия написаны торжественным, высоким слогом. С первого раза он может показаться непривычно тяжелым; но чем больше вы будете вчитываться в эти стихи, тем больше красот откроете в них.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию.

Наиболее значительное произведение Овидия - большая поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось богатейшее собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Низвергается с солнечной колесницы сын бога солнца Фаэтон, не совладав с конями своего отца; обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность потерявшая всех своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса, который не сумел оценить искусства бога Аполлона; скульптор Пигмалион, изваяв статую прекрасной девушки, воспламеняется любовью к ней, и статуя оживает… Все эти рассказы сплетаются в единое связное повествование. Для последующих поколений «Метаморфозы» стали неисчерпаемым источником мифологических сюжетов.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Добродушный и легкомысленный, он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании, создав на чужбине свой последний сборник «Печальные элегии».

Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда незабудет прекрасных слов об античном поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

до н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

(Перевод М. Гаспарова.)

Вергилий

Гораций.

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Овидий

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Иллюстрация Д. Бисти к «Энеиде» Вергилия.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной;
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный.

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.1. Плавт

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

3. Ювенал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII . Список литературы

I .Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen ), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основнымвидом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическоепроизведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae praetextae .

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales »), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться слюдьми, принадлежавшими к самым разнообразнымпрослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влияниемновоаттической комедии, которая в отличиеот политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. ГероиПлавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

3.2. Теренций

К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг.). Он был родом из Карфагена и ещё в раннем возрасте попал в Рим в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.

Теренций вращался в кругах высшего римского общества, и его комедии рассчитаны на образованных зрителей. Теренций тоже подражал греческим авторам, а больше всего – Менандру, знаменитому автору новоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом отношении они считались образцами и неоднократно комментировались грамматиками.

3.3. Сатиры Луцилия

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180-102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

Видное место в римской литературе конца Республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Замечательными и по форме и по содержанию являются его военные мемуары, известные под названием «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.

Мемуары Цезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Записки о гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.

Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде не даёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует. Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык. Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.

Тот жанр, к какому принадлежат «Записки» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне». Гирцием и другими участниками войн Цезаря описаны были и другие походы Цезаря.

1.2. Гай Саллюстий Крисп

Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения, посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времени особенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» и даже «Письма к Цезарю» являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.

1.3. Марк Теренций Варрон

Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг.). Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.

Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические и дидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например, противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием «Трёхглавое чудовище».

2. Римская поэзия I в. до н. э.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, нои выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

2.1. Тит Лукреций Кар

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV-V вв. н. э. Иероним говорит, что от употребления любовного напитка Лукреций потерял рассудок, что писал он свою поэму лишь в те моменты, когда приходил в сознание, и жизнь кончил самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.

Поэма «О природе вещей» - философское произведение. Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение «в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач, «который обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебный напиток».

Лукреций - убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.

Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть - неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всё преходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образования земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов и правил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себе силы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей, появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестой объясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры, эпидемические болезни.

Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её - не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция - освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира не оставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.

Идеал Лукреция - мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийся от суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.

Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

Поэма «О природе вещей»-величайшее произведение мировой литературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлось источником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся в противоречии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностью и суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому он относился с большим уважением.

Произведённая Лукрецием реформа стиха Энния имела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия. Ещё около 100 г. до н. э. появляются латинские стихотворения, написанные под влиянием александринизма. Направление это возникло при дворе Птолемеев, и для него характерны следующие черты: 1) подчёркнутая эрудиция автора (особенно в вопросах мифологии); 2) изящество и изысканность формы; 3) исключительное внимание к личным переживаниям, особенно любовным. В конце первой половины I в. александринизм входит в моду и в Риме. Он находит немало сторонников, главным образом среди аристократической молодёжи. Люди консервативного направления стояли за старый энниев стих, и Цицерон пренебрежительно называл новых поэтов неотериками («юноши», «нововводители).

2.2. Гай Валерий Катулл

Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87-54 гг. до н.э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодёжи, среди которой было немало талантливых людей.

Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни -эпиталамии и др.). Катулл отдал дань той подчёркнутой учёности, которая требовалась от поэта александрийской школы, но вместе с тем он дал верные, полные реализма характеристики человеческих чувств и страстей. Особое значение приобрели в мировой литературе лирические стихотворения Катулла, главные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.

Под этим вымышленным именем скрывалась, как это установили ещё в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихотворения Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводящей его к робости. За первым увлечением и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла появляются подозрения, вызывающие ревность и вскоре подтверждающиеся. Катулл переживает противоположные чувства, с особенной силой запечатленные им в двустишии, начинающемся словами: «Хоть ненавижу, люблю».

В конце концов, Катулл порывает с Клодией, и разрыв этот вызывает у него как бы оцепенение. Он молит богов избавить его от любовной болезни; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.

Любовь к Клодии - не единственный мотив лирических произведений Катулла. Он пишет стихи о смерти любимого брата и многочисленные и разнообразные стихотворения, посвящённые друзьям. Замечательны стихи Катулла о природе. Стихотворение, обращённое к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении из Вифинии; родные края дороже Катуллу всех других «полуостровов и островов, тинийских и вифинских полей».

Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы - он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом. В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.

В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи - Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь в эпоху Августа

Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое значение и в течение многих столетий оставались образцами. Эти произведения - результат многовекового развития римской культуры, но в то же самое время они выражают те идейные течения, какие характерны для эпохи Августа.

Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в. до н. э. Поэты августовой эпохи продолжали традиции Лукреция и Катулла.

Несомненное значение имел мир, установленный Августом, который особенно благоприятен был для привилегированных слоев италийского общества. Недаром все поэты - италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.

Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является «История» Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по тем скудным сведениям, какие имеются в нашем распоряжении, по-видимому, носили публицистический характер.

Век Цицерона - расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет своё значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает клониться к упадку, общественные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: «Продолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и всё остальное».

Вместе с тем эпоха Августа-время творчества лучших римских поэтов. Старшие из них-Вергилий и Гораций - начали свою поэтическую деятельность ещё во времена гражданских войн.

2. Вергилий

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему всё-таки пришлось потерять её при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошёл Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.

Вергилий приобрёл известность своими «Буколиками». Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развёртывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвящённых природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.

Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира.В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесёт на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нём сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.

Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение Вергилия-«Георгики». Это-дидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нём поощрялся почётный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство «Георгик» заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речи-всё это позволяет отнести «Георгики» к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название «Энеида». Оно создано по образцу величайших греческих поэм - «Илиады» и «Одиссеи».

Замысел и основная идея «Энеиды» вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношениибожеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.

В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.

3. Творчество Горация

К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.). Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством.Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.

Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций - лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpe diem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.

В знаменитом своем произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он «перелил эолийский напев в италийскую песнь».

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I -II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенныйпри Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.

В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «георгиках». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей – африканец.

Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта – Марциал иЮвенал.

2. Марциал

Марк Валерий Марциал(около 40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Развитие лирической поэзии Древнего Рима тесно связано с общественными процессами, а именно с падением римской республики и установлением империи. В середине I в. до н.э. появилась новая литературная школанеотерики . Литературным образцом для нее была поэзия расцвета греческой классической лирики и александрийская поэзия. Определяющим в художественном миросознании неотериков было неприятие окружающего мира, официального общества и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений. Новым в их поэзии было то, что личные переживания поднимались до высот гражданской жизни. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в разрозненных фрагментах или упоминаниях. Единственное исключение – сборник стихов Гая Валерия Катулла . В нем содержится 116 стихотворений. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта. Утверждается особая ценность человеческой личности, и герой поэзии Катулла предстает и человеком и гражданином одновременно в равной мере. При этом утверждение нового идеала идет через отрицание ранее существующего. Любовь у Катулла представлена в том же ракурсе, и для его героев она означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Любовь Катулла совмещает чувственные радости и духовное общение, нежность и долг. В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

Красота, и прежде всего женская, - особая тема произведений Катулла. Впервые в римской литературе компонентами идеала красоты становятся «привлекательность», «утонченность», «изящество».

Единственное сохранившееся застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин. Поэт оставил без перевода одну строчку стихотворения, в котором Постумия сравнивалась с пьяной виноградной ягодой. Это сравнение показалось, по-видимому, поэту труднопереводимым.

Таким образом, в творчестве Катулла совершаются три величайших для римской литературы события: появление качественно нового героя, сочетающего в себе человека и гражданина; познание и исследование частной жизни, быта, отношений; открытие сложного мира человеческих чувств в их противоречии и единстве. С поэзией Катулла в римскую литературу вошли все метры греческой лирики, при чем многие были применены впервые.

Октавиан Август в позе Юпитера

Дальнейшее развитие поэзии в Риме было связано с утверждением власти Октавиана Августа, провозглашением принципата (начальная стадия империи I в. до н. э. – I в. н. э.) и формированием литературных кружков. В них блистали Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций и другие поэты.

Гораций . Первыми произведениями поэта были эподы - ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией. Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде. В течение 30-х годов Гораций опубликовал два сборника сатир. Свои сатиры он сам называл беседами (sermones), как бы подчеркивая, что основным в них является изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости. В сатирах обсуждаются различные моральные вопросы: вред честолюбия и невежества, глупость тщеславия, тщетность алчности, выдвигается требование снисходительности к недостаткам друга, прославляется скромный и умеренный образ жизни.

Памятник я воздвиг, меди прочнее он,

Выше, чем гордый столп царственных пирамид.

Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь

Не разрушат его. Неисчислимый ряд

Лет над ним пролетит и пробегут века.

Нет! Не весь я умру. Лучшая часть меня

Похорон избежит. Слава моя цвести

Будет вечно, пока в Капитолийский храм

Жрец восходит и с ним дева молчащая.

Скажут я родился там, где Ауфид 10 шумит,

Там, где некогда Давн 11 в бедных водой полях

Правил сельской страной - царь из ничтожества!

Первый я перевел песнь эолийскую

На италийский лад. Будь же мною горда!

Лавром торжественным, о Мельпомена, мне

Ты увенчай главу с лаской заслуженной.

В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами. Гораций следует за древнегреческими поэтами - Алкеем, Сапфо, Анакреонтом. Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами. Он пишет об этом в знаменитой оде к Мельпомене, вдохновившей Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Оды разнообразны по темам. Среди них - любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры. В отличие от лирики Катулла, бедной образами, но богатой эмоциональным содержанием, поэзия Горация блещет искусно нарисованными картинами, отточенными мыслями, тонкой иронией и глубокими обобщениями. Автор при этом сохраняет позу наблюдателя, фиксирующего настроения действующих лиц и дающего свои заключения. Образы и мотивы древнегреческой лирики: пир, перипетии любви, призыв к наслаждению перед лицом грозящей смерти и другие - служат созданию стилизованного поэтического мира с несколько условными персонажами и чувствами.

В 17 г. до н.э. в Риме торжественно справлялось празднество "обновления века", которое знаменовало окончание гражданских войн и начало новой, счастливой эры. Горацию было поручено составление праздничного гимна. В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает начало нового века. Гимн написан в торжественном стиле культовой песни. В это время Гораций становится признанным поэтом, и Октавиан Август настаивает на том, чтобы он прославил в своих стихотворениях его государственную деятельность.

В "Науке о поэзии" Гораций предстает как теоретик римского классицизма. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь с практическими советами к своим читателям, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами. Гораций требует от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призывает выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.

Творческая деятельность Горация имела большое значение для истории римской литературы. Однако его слава в античные времена не могла сравниться с популярностью Вергилия. В средние века его усиленно читали. Однако интерес к нему как к лирическому поэту принял широкие размеры лишь в эпоху Возрождения. Его поэзия сыграла большую роль в становлении лирики нового времени. Отдельные положения своеобразной горацианской философии (так называемая "горацианская мудрость") часто встречаются во французской лирике XVIII - начала XIX вв., проникают они и в русскую поэзию. Горацианские мотивы используют Ломоносов, Державин, Дельвиг и Пушкин.

В то же время, когда развертывается поэтическая деятельность Вергилия и Горация, возникает и развивается в Риме своеобразный жанр любовной элегии. Представителями этого жанра были Галл, Тибулл, Проперций и Овидий. Центральной темой их поэзии становится любовь. Именно в мире любовных переживаний находят они главное содержание жизни. К принципату римские элегики относятся критически. Проперций и Овидий высмеивают изданные Октавианом Августом законы о браке, выражают презрение к государственной деятельности и военной службе. Тибулл игнорирует политические события, не упоминает даже имени Октавиана. В своих элегиях эти поэты создают особый мир, противопоставленный официальному миру. Они требуют уважения и внимания к чувствам, которые до сих пор не играли центральной роли в творчестве римских поэтов. Они используют при этом мотивы и образы античной любовной поэзии, видоизменяя их и как бы пропуская сквозь призму авторского восприятия. В центре элегии - личность самого автора, всегда описывающего собственные переживания, события своей жизни. Субъективный характер римской элегии отличает ее от повествовательной любовной элегии на мифологические темы, которую культивировали древнегреческие и эллинистические поэты.

От Тибулла до нас дошло несколько элегий, которые трогают искренностью чувств, нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека. Тибулл прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Проперций оставил четыре книги элегий. Он певец страстной любви, видящий в ней цель жизни. В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". В творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.

Овидий был одаренным оратором, хотя и не любил речей, в которых требовались строгая логика и юридическая аргументация. Овидия привлекали речи, в которых можно было дать психологические характеристики действующих лиц, поставленных в какое-нибудь необычное положение. Речь Овидия, по мнению Сенеки, напоминала стихотворения в прозе (solutum carmen). Блестящий поэтический талант и влечение к литературному творчеству очень рано проявились у этого выдающегося поэта.

Первым литературным трудом Овидия был сборник любовных элегий. Опираясь на поэзию своих предшественников, используя традиционные мотивы римских элегических поэтов, Овидий создает элегию нового типа, далекую от романтически приподнятой элегии своих предшественников. Овидий прочно стоит на почве реальности, с живым интересом относится к окружающему, наделен меткой наблюдательностью и остроумием. Ему представляются достойными поэтического изображения те стороны жизни, которых избегали прежние элегические поэты. Он смело ведет своих читателей в римский цирк, где во время представления юноши знакомятся с девушками.

Поэт поучает ревнивого супруга и дает советы влюбленному, как лучше обмануть мужа своей любимой. Овидий подтрунивает над брачными законами Октавиана Августа, смеется над богатым и тупым претором, который имеет успех у его Коринны. Обыденные чувства человека и картины окружающей жизни становятся в поэзии Овидия объектами изображения. Шутка, смех, ирония впервые так широко проникают с его элегиями в римскую лирическую поэзию, определяя основной тон любовных стихотворений молодого поэта.

Представитель младшего поколения периода принципата, не прошедшего через огонь гражданских войн, Овидий с готовностью принимает те блага мира и культуры, которыми характеризуется начальный период римской империи. Ему чужды мучительная борьба, поиски жизненной позиции, которые были характерны для поэтов предшествующего поколения. Внимание Овидия привлекает внутренний мир человека. Однако он не строит сложной системы взаимоотношения человека с окружающей действительностью, как это делали поэты предшествующего периода (Вергилий и Гораций). Но в традиционном жанре любовной элегии этот новый подход Овидия к своим героям не получил полного воплощения. Лишившись главного - глубоко серьезного отношения к своей теме, элегия Овидия превратилась в остроумную шутку, изящную лирическую миниатюру. Бытовая реальность, повседневная жизнь в этом жанре могла, естественно, найти лишь ироническое, шутливое воплощение. От любовных элегий поэт переходит к жанру лирического послания на мифологические темы. "Героини" (или "Послания героинь") - это стихотворные письма героинь мифа к покинувшим их мужьям и возлюбленным. С посланиями обращаются Пенелопа, Брисеида, Деянира, Медея, Федра, Ариадна, Дидона и др. Рисуя образы, широко известные римскому читателю и имеющие многовековую традицию в античной художественной литературе, Овидий по-новому освещает душевную жизнь своих персонажей. Послания напоминают риторические свасории, речи, вложенные в уста исторических или мифологических персонажей, которые произносились в риторических школах. Героини Овидия владеют всеми приемами ораторского искусства, сочетая в своих письмах риторические фигуры с лирическими излияниями. Послания однообразны по теме, так как все героини находятся в одинаковом положении - в разлуке со своими возлюбленными. Одни и те же мотивы встречаются в письмах разных героинь (жалобы на одиночество, ревнивые подозрения, воспоминания. о прошлом, просьба о возвращении и т.д.). Искусство поэта проявляется в умении варьировать сходные мотивы, в стремлении придать каждому образу своеобразные черты, отличающие его от других. Вместе с тем Овидий как бы сводит свои персонажи с мифологических пьедесталов, приближая их к обыденному облику современных ему римских женщин. Для этого он вводит в послания ряд штрихов и метких деталей, свидетельствующих о глубоком интересе поэта к окружающей жизни.

Первый период творчества Овидия заканчивается двумя шутливо дидактическими поэмами: "Искусство любви" (Ars amatoria) и "Средства от любви" (Remedia amoris) , 1 г. до н.э.- 1 г. н.э. Поэма "Искусство любви" - одно из самых блестящих по остроумию и формальному совершенству произведений молодого Овидия. Поэт пародирует в ней ученые руководства, в частности руководства по риторике. Он составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюбленный юноша в своих взаимоотношенях с любимой женщиной. Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела: "Нахождение предмета любви", давая советы, как и где найти подходящую возлюбленную. Вторая часть поэмы посвящена тому, как завоевать любовь, третья как ее сохранить. В произведение вводятся многочисленные бытовые зарисовки, изящные мифологические рассказы, шутливые рассуждения на моральные темы.

Поэма вызвала недовольство блюстителей нравственности вольностью тона и откровенной смелостью отдельных картин. Тогда Овидий составил другое произведение на прямо противоположную тему - "Средства от любви". В этом небольшом по объему произведении он советует заниматься сельским хозяйством или государственной деятельностью, отправиться в далекое путешествие и т. п., для того чтобы исцелиться от любовного чувства. Поэма также носит шутливый характер и полна остроумия.

В период расцвета своего поэтического дарования Овидий переходит к созданию больших произведений на мифологические темы. Он одновременно пишет две поэмы: "Метаморфозы" и "Фасты". "Метаморфозы " - эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни, источники, светила и т.д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Римский поэт использовал многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства. Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили поэме Овидия широкую популярность в древнее и новое время. С античной мифологией в увлекательном изложении Овидия читатель нового времени знакомился обычно по этой широко известной и любимой уже в средние века поэме. Многие рассказы дали материал для многочисленных литературных произведений, опер, балетов и картин.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий пишет и другую поэму, "Фасты" (Календарь). В поэме "Фасты", написанной элегическим дистихом, рассказывается о происхождении отдельных римских обрядов, празднеств и церемоний. Здесь несколько иной стиль повествования (хотя мифологии также уделено много места), больше бытовых подробностей, и самый тон повествования проще, лиричнее и эмоционально насыщеннее, чем в "Метаморфозах".

Овидий посвятил свою поэму Октавиану Августу и уделил особое внимание в ней празднествам, связанным с императорским домом. Совершенно неожиданным явилось для него грозное распоряжение Октавиана о высылке его из Рима на побережье Черного моря в город Томы (близ нынешней Констанцы в Румынии) в 8 г. н.э. Овидий жалуется в своих "Скорбных элегиях" на тяжелые условия жизни в этих местах, на отсутствие книг, на изнуряющие его болезни. В изгнании им было написано 5 книг "Скорбных элегий ", 4 книги "Посланий с Понта" . Только поэзия скрашивает жизнь изгнанника.

Овидий гордился созданными им произведениями и не раз подчеркивал в "Скорбных элегиях", что они будут жить века и читаться всеми народами. Действительно, он был одним из самых популярных поэтов Рима в средние века и в новое время. "Искусство любви" вдохновляло многих поэтов средневековья и Возрождения. "Метаморфозы" стали неисчерпаемой сокровищницей мифологических преданий для многих поколений. Овидий глубоко оригинален, его создания блещут поэтической выдумкой и вместе с тем полны интереса к жизни, которую он умел изображать щедро и красочно. Произведения этого крупнейшего художника Древнего Рима не утратили своего значения и в наши дни.

В начале нашей эры лирическая поэзия не пользуется популярностью, в произведениях господствует практическая мораль, пропаганда философских идей, стремление сблизить ритмическую прозу с ритмической поэзией. У поэтов наибольшую популярность получают эпиграммы (Марциал) и сатиры (Ювенал). Марциал известен эпиграммами, которые он посвятил изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Он во многом следовал Катуллу, используя его размеры. Сатиры Ювенала первоначально имели резко обличительный характер, критикуя распущенность, развращенность нравов империи. Автор сосредоточился на вырождении некогда знатных родов, моральном падении семьи, на безграничной власти денег, беспутстве одних и нищенской жизни других. Позднее Ювенал уже не столь критичен, но оценивает жизнь в более спокойном тоне, тон поздних сатир – примиренческий.

Таким образом, достижения поэтов Древней Греции и Рима заложили основу для развития европейского лирического творчества.

На становление и развитие как русской, так и мировой литературы оказала немалое влияние литература Древнего Рима. Сама же римская литература взяла свое начало из греческой: римские поэты писали стихи и пьесы, подражая грекам. Ведь довольно сложно было создать нечто новое в скромном латинском языке, когда совсем рядом уже были написаны сотни пьес: неподражаемый эпос Гомера, эллинская мифология, стихотворения и легенды.

Зарождение римской литературы

Первые шаги развития поэзии связаны с внедрением греческой культуры в Римской империи. Широкое распространение получило направление лирической поэзии. Благодаря греческим писателям и мыслителям римская поэзия приобрела чувственность и переживания лирического героя, за которым стоит автор произведения.

Первый римский литератор

Первооткрывателем в Рима, первым римским поэтом стал Ливий Андроник - этнический грек, уроженец города Тарента. Свой талант он начал проявлять еще в детстве, но когда римляне захватили его родной город, попал в рабство и пробыл рабом довольно продолжительное время, обучая литературе и письменности отпрысков своего владельца. За хорошие заслуги господин подарил Ливию Андронику вольную грамоту, и он смог полноценно заняться литературным трудом.

Именно Андроник - первый римский поэт, перевел на латинский с греческого «Илиаду» Гомера, также он переводил греческие трагедии, пьесы и драмы. А однажды коллегия понтификов поручила ему написать гимн, прославляющий богиню Юнону.

Ливий Андроник переводил не совсем точно - он позволял себе изменять имена, сцены и диалоги.

Невий и Энний

Современниками Ливия Андроника были такие римские поэты, как Невий и Энний. Невий в своем творчестве отдавал предпочтение трагедиям и комедиям, зачастую заимствовал сюжеты у греческих писателей и адаптировал их в культуру и быт Древнего Рима. Самым главным его произведением стала поэма о первой Пунической войне, в которой он также коротко рассказал историю Римской Империи. Энний же описал историю Рима подробно - с датами и фактами.

Невий - римский поэт, поэма которого стала первым оригинальным литературным произведением Древнего Рима. Он может по праву считаться и одним из самых известных литераторов античности.

Актер, который писал стихи

Не меньший вклад в развитие римской литературы и поэзии сделал и Тит Макций Плавт - актер театра. Жил он в конце III - начале II в. до н. э. и за всю свою жизнь написал примерно около 300 поэм, 20 из которых дошли до наших дней. И хоть работал он исключительно в комедийном жанре, его пьесы ставились в театрах всей Римской Империи даже после его смерти.

Сюжеты его произведений не отличаются большой оригинальностью, но всегда захватывающие и разнообразные. Он писал как о бытовой жизни рядовых горожан, так и о жизни солдатской казармы. И всегда в его пьесах присутствовали рабы, как правило, находчивые, умные и ловкие.

Римский поэт сатирик Тит Макций Плавт также считается одним из первых литераторов Древнего Рима и занимает в его истории не последнее место.

Эпоха золотой латыни

Еще одним ярким представителем ранней римской литературы был Тацит - римский поэт, автор произведения «Анналы». Вместе с «Пунической войной» Невия «Анналы» стали самым значительным и великим произведением литературы Древнего Рима.

Вершиной же римского эпоса по праву считается написанная Вергилием «Энеида». Все римские поэты прославляли ее как лучшее произведение эпохи правления Октавиана Августа.

Многие сравнивали ее также с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, хотя в отличие от них «Энеида» - поэма скорее о будущем, нежели о прошлом. Римский поэт Вергилий рассказывает в своей поэме о странствиях и приключениях легендарного Энея, потомками которого считали себя граждане Римской империи. Рассказывается там и о романе главного героя с царицей Карфагена Дидоной, которую он вынужден был покинуть по приказу главного бога римского пантеона - Юпитера, чтобы положить начало существованию Рима.

Лирика Древнего Рима

Основоположником лирики в Рима стал талантливый поэт Катулл. По большей части он писал лирические сонеты о любви. Особенно известным стало стихотворение о любви римского поэта к красавице Клодии - знаменитой светской дамы Древнего Рима. Катулл сумел отразить в своем произведении все оттенки любви: от восторга и восхищения, до мук и жгучей тоски.

Но достигла лирика своей кульминации в творчестве не менее известного римского поэта Горация. Славу ему принесли его великолепные «Оды» - четыре книги стихотворений с разной тематикой. Писал Гораций, в отличие от Катулла, не только о любви. Немало внимания в своих произведениях он уделял и Октавиану Августу, воспевая и прославляя его ум и силу римского оружия, бытности и дружбы.

Нередко Гораций сатирически высмеивал нравы своих современников.

Песни любви

По праву одним из самых одаренных римских литераторов наряду с Горацием и Вергилием считается и Овидия - их младший современник. Будучи уже знаменитым римским поэтом, Овидий написал такие произведения, как «Искусство любви» и «Средство от любви», благополучно дожившие до наших дней. А прославили его еще ранние стихи, вошедшие в сборник с названием «Песни любви».

«Искусство любви» и «Средство от любви» - это, скорее, пародийные произведения, в которых даются советы молодым влюбленным, изложенные с остроумием и сатирой. Именно это и послужило причиной для отправки Овидия в долгосрочную ссылку. Император Октавиан Август увидел в его стихах насмешку над проводимой им политикой, которая затрагивала институт брака и семьи.

Овидий скончался вдали от Рима, успев написать перед смертью «Послания с Понта» и «Скорбные элегии».

Философия в Древнем Риме

Философские системы возникли не в Древнем Риме и вообще задолго до его формирования, но все же римляне смогли дать миру немало выдающихся философов, писателей и мыслителей, одним из которых был Лукреций Кар. Он был вольнодумцем, не боялся переосмыслять уже существующие системы, за что и снискал себе славу.

Также он был и поэтом - писал как лирические сонеты, так и пьесы для театра. Как римский поэт Лукреций тоже достиг немалых успехов. Его поэма «О природе вещей», написанная неповторимым латинским гекзаметром - это, несомненно, шедевр всей древнеримской литературы.

Комедия и трагедия

Комедийный и трагический жанр в Риме развивался под влиянием образов Древней Греции. Поэтому с давних времен комедия и трагедия не считаются родными жанрами для римской культуры. Исконно римским был жанр, который называется сатура. Это слово имеет значение блюда, наполненного различными продуктами.

Затем оно стало обозначать смешение стихов различных направлений, объединенных в едином образе. Размер не имел значения, поэтому размер таких стихов мог быть как большим, так и маленьким.

Одним из поэтов, работавших в подобном стиле, является Энний. Он издал свой сборник, в который входили как и полуразвлекательные, так и поучительные стихи.

Значительный вклад в развитие сатуры внес Луцилий Гай. В его творчестве подобный жанр оставил большой след. За неполных 72 года Луцилий написал порядка 30 сатур, в которых обличаются пороки человечества и современников:

  • взяточничество;
  • корысть;
  • моральное "гниение";
  • жадность.

Для своих произведений Гай Луцилий находил персонажей из реальной жизни. В те времена расцветало рабство, экономика, а успешное ведение боевых действий Римской империи привели к увеличению богатств, скопленных и сосредоточенных в одних руках среди узкого круга элиты. Аристократы в погоне за золотом и деньгами проходили, так называемое, моральное разложение.

По мнению историков, сатура дала жизнь такому направлению литературы, как римский реализм. После смерти великого писателя Луцилия сатура была определена как произведение небольшого объема, имеющее обличительный подтекст.

Развитие римской литературы

Произведения римских поэтов были очень поэтичными, а форма их - стихотворная. С появлением все новых поэтов развивалась поэтическая речь на латинском языке. В стихотворениях поэты начали выражать свои философские мысли и идеи. При помощи образов и литературных приемов создавались движения чувств человека.

Углубление в изучение мифологии, религии и искусства Греции повлекло за собой обогащение латинской поэзии. Писатели, соприкоснувшись с богатой историей греческой литературы, расширяли свой кругозор, создавая все новые и улучшенные произведения.

В конце существования Римской империи можно выделить Катулла. Он был мастером поэзии, который создавал лирические стихи небольшого объема. В них римский поэт описывал основные чувства любого человека:

  • любовь;
  • ревность;
  • радость;
  • дружба;
  • природолюбие;
  • любовь к родным местам.

Но помимо них в творчестве Катулла выделяются произведения, направленные против правления Цезаря, а также против его клевретов, которые были невыносимо алчными. Основным рычагом, который оказал на поэзию Катулла значимое влияние, было александрийское творчество поэтов. Александрийская литература отличается отсылками к мифологии, личным чувствам и переживаниям самого поэта. Творчество Катулла занимает важное место в мировой поэзии. Даже сам Пушкин высоко оценивал стихи римского писателя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры