Сообщение о музее что такое музей. Понятие и функции музея

Главная / Психология

Нестеров А.К. Понятие и функции музея // Энциклопедия сайт

Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях.

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Понятие "музей"

Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.

Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.

В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея :

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.

В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:

  1. Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
  2. "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
  3. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".

Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.

В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .

Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:

Музей – источник информации и социальный институт.

С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.

В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.

Выделяют 2 основные функции музея :

  1. Функция документирования
  2. Функция образования и воспитания

Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.

Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

В качестве дополнительных функций музея выступают:

  1. Функция организация досуга общества
  2. Коммуникативная функция
  3. Социально-культурная функция
  4. Общая функция сохранения памяти
  5. Функция профессиональной музейной деятельности
  6. Функция символического воздействия
  7. Функция взаимодействия

В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.

Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.

Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.

Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.

Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.

Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.

Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.

Вывод

Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.

Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.

Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой.

Литература

  1. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000.
  2. Разгон A.M. Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.

Конспект познавательного занятия. Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

На тему: «Музей это интересно»

Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Задачи:

1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира..

3.Воспитывать любовь к родному городу.

Ход занятия

Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??

У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любил и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.

Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

Повторите это слово .(Дети повторяют слово хором и индивидуально).

Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.

А как же называется такое помещение? музей.

Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!

(Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.)

Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.

А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.(Ответы детей).

Дети, а как надо себя вести в музее?

Почему? Молодцы!

Правила поведения:

1.нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям; 2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного. 3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

– Как вы думаете почему?

Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.

Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».

Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.

Мы слышали столько про этот музей,

От наших знакомых, родных и друзей.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

В автобусе едим, в трамвае сидим.

В душе впечатлений у нас уже масса,

А мы еще только добрались до кассы!

Даем мы в окошко монеты и просим:

Пожалуйста, дайте билеты...

И вот уже проходим в зал, какая тишина!

И вот уже идем к картине, какая красота!

А вот еще одна картина, затем еще одна…

Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.

А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.

Чтоб насладиться и запомнить полотно.

Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».

Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.

Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!

Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.

Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.

А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.

Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.

Мы с другом в музей ходили...

Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:

Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!

И отдых для души своей найти.

Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? Ответы детей .

А Я ВАМ СЕГОДНЯ ПРЕДЛОГАЮ ОТПРАВИТЬСЯ на экскурсию по Москве и узнать немного о музеях Москвы.

Физкультурная минутка.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть,

Крепость – раз, музей – два,

Три высокие дома.

Четыре – парк, пять – стадион,

Шесть – площадь, семь – фонтан.

Вот восемь – длинный мост,

И Томь течет под ним.

Девять драматический театр,

А десять круглый цирк.

Еще могли бы мы гулять,

Но нам пора уж в детский сад.

Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.

Просмотр иллюстраций «Музеи города».

Вам понравились музеи?

Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.

Вы запомнили их?

Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.

Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.

Дидактическая игра «собери картинки».

Воспитатель: В какой музей мы пришли?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.

Так дети проходят от стола к столу, смотрят фотографии и рассказывают о музеях.

Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?

Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ

Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Монографические художественные музеи различаются: по тематике (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), технике исполнения (Музей акварели) и авторству произведений искусства (Галерея К. Шилова).


История

Художественные музеи первоначально складываются как хранилища современного искусства, и лишь со временем начинают собирать произведения ушедших эпох, приобретших соответствующую эстетическую значимость, историко-культурную ценность.


Государственный Русский музей в Петербурге

Предметы художественного значения начинают извлекаться из повседневного обихода, функционально отделяясь от предметов быта, и составлять определенные собрания в конце 17 в. Происходит это преимущественно в частных коллекциях знатных бояр (В.В. Голицына, Б.М. Хитрово, А.С. Матвеева). Постепенно, с развитием культуры и искусства, этот процесс усложняется, а собрания художественных предметов включают все большее количество разнообразных предметов, имеющих художественную ценность. Первой художественной галереей в России принято считать картинную галерею дворца Монплезир (1710-20-е гг.) в Петергофе, представлявшую коллекцию западноевропейской живописи. Значительные художественные коллекции были сформированы императрицей Елизаветой Петровной в Царском Селе и Ораниенбауме, а также просвещенными вельможами в своих дворцах и имениях: Н.Б. Юсуповым, А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым, Д.М. Голицыным. В 1758 г. создан первый художественный музей в России - Музей Императорской Академии художеств, в собрании которого впервые появились произведения отечественных художников. С 1764 г. по инициативе и при активном участии Екатерины II начинает формироваться одно из крупнейших отечественных художественных собраний в Эрмитаже (с 1852 г. доступен для публики).



Вологодская обл. Музей фресок в Ферапонтовом монастыре

Развитие русского искусства способствовало созданию первых коллекций, состоявших преимущественно из произведений отечественных мастеров: "Русский музеум" П.П. Свиньина в Петербурге, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрание Ф.И. Прянишникова, а во 2-й половине столетия - частные коллекции К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, И.С. Остроухова и др. Возникают художественные музеи при учебных заведениях: университетах (музеи изящных искусств в Харьковском, Казанском и других университетах, 1830-40-е гг.), художественных школах и художественно-промышленных училищах (Музей училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, СПб, 1870-е гг.). Во 2-й половине 19 в. по инициативе художников, местной интеллигенции и общественных деятелей начинают создаваться художественные музеи в провинции: в Феодосии, Саратове, Нижнем Новгороде, Пензе, Казани. Основаны крупнейшие национальные художественные музеи - Русский музей императора Александра III в Петербурге, 1898 г., Третьяковская галерея в Москве, 1892 г. В 1912 г. открыт Музей изящных искусств в Москве, задуманный его создателями как "хрестоматия" по истории мирового искусства. К 1917 г. в России существовало около 20 художественных музеев.



Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева

После 1917 г., в период создания отечественной музейной сети, художественным музеям уделялось значительное внимание. Основу создаваемых художественных музеев составили предметы из Государственного музейного фонда, национализированное имущество из дворцов и усадеб, частных собраний, церковных хранилищ. На основе частных коллекций был создан ряд новых художественных музеев: Нового западного искусства, Старого западного искусства, Иконописи и живописи и др. Организованы художественные музеи в отдаленных регионах, в городах, не имевших доселе художественных центров. Художественные музеи представляли собой и музеефицированные дворцово-парковые комплексы, храмы и монастыри с комплексом художественных памятников и коллекций. В 1930-60-е гг. создается сеть художественных музеев, представляемых в каждом регионе страны.

Что такое музей?
1. Понятие музей.

Слово ""музей"" происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Музеи возникли в 15-16 вв.


2. Социальные функции музея.

  1. Образовательно-воспитательная функция.

  2. Функция документирования.

  3. Хранительная функция.

  4. Исследовательская функция.
3. Профили музеев.

  1. Общественно-политический музей.

  2. Исторический музей.

  3. Музеи предприятий (школы).

  4. Краеведческие исторические музеи.

  5. Краеведческие комплексные музеи.

  6. Естественнонаучные музеи.

  7. Технические музеи.

  8. Литературные музеи.

  9. Художественные, музыкальные и театральные музеи.
4. Самые крупные музеи мира и нашей страны

  • Лувр (Франция)

  • Эрмитаж (Россия)

  • Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия)

  • Русский музей (Россия)

  • Третьяковская галерея (Россия)
5. Школьные музеи.

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Признаки школьного музея.


  1. Наличие фонда подлинных материалов.

  2. Наличие экспозиции.

  3. Необходимое помещение и оборудование.

  4. Постоянный актив учащихся.

6. Задачи школьного музея.


  1. Участие в совершенствовании учебно - воспитательного процесса в школе.

  2. Участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда РФ.

  3. Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края.

  4. Проведение культурно-просветительной работы среди уч-ся и населения.

7. Жанры школьных музеев.


  1. Музей-экспозиция (выставка).

  2. Музей-мастерская (студия).

  3. Музей-лаборатория.

  4. Музей-клуб, музей-театр.

  5. Музей-адаптационный центр.
К возможным отнесем:

  1. Музей-экскурсионное бюро

  2. Музей-игротека.

  3. Музейное кафе.

  4. Музей-ярмарка.
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов. Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.

Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам.

Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.

Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей – создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея – психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.

Музей-экскурсионное бюро . Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытовыми игрушки. Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров.

Музей-ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра.
8. Принципы организации и деятельности школьных музеев.


  1. Постоянное пополнение фондов музея.

  2. Актуализация содержания экспозиций.

  3. Связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

  4. Проведение научного учебно-исследовательского поиска.

  5. Самостоятельность, творческая инициатива уч-ся.

  6. Связь с общественностью.

  7. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

  8. Постоянная связь с музеями, архивами.

Внимание! Это важно!


  1. Оборудование должно соответствовать помещению по габаритам и окраске.

  2. Витрины должны располагаться на такой высоте, чтобы можно было рассмотреть все экспонаты и надписи.

  3. Пространство под витринами можно использовать как хранилище.

  4. Возможно использовать переносные витрины.

  5. Между окнами можно смонтировать турникеты, поставить стенды или щиты.

  6. Стенды нужно обтягивать однотонной бумагой, серым полотном, закрашивать матовой краской.

  7. Все оформление должно быть выдержано в двух-трех тонах.

9. Профессии в музее.

В музее работают люди разных специальностей. Прежде всего это историки, археологи. Также в некоторых музеях работают реставраторы, таксидермисты, художники, фотографы. Многие работники музея являются научными сотрудниками, ведут научно-исследовательскую работу.

10. Личные качества работника музея.


  1. Так как музей в первую очередь должен обеспечивать сохранность фондов, то работник музея должен быть ответственным человеком. Именно от его ответственности зависит, дойдет ли до будущего поколения тот или иной памятник.

  2. Работник музея должен быть честным человеком. Он отвечает за сохранность материалов, которые имеют рыночную ценность. Поэтому, имея доступ к таким предметам, он не должен быть корыстным.

  3. Работать в музее может только высокообразованный человек. Эрудированный. Поэтому необходимо систематически пополнять свои знания, стремиться к самообразованию.

  4. Кропотливая работа над систематизацией материала требует аккуратности. Работник музея должен быть аккуратным и терпеливым.

  5. Работа в музее подразумевают большую просветительскую деятельность. Работник музея должен уметь общаться с людьми. Коммуникабельность – одно из обязательных качеств работника музея.
Фондовая работа.

  1. Фонд – от французского fond – ресурсы, запасы. Фонд музея – это все материалы, которые хранятся и экспонируются в музее.

  2. Виды фондов : основной и научно-вспомогательный.

  3. Характеристика фондов :
Основной фонд – наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейного фонда. К нему относятся:

  • Подлинные вещественные памятники.
Археологические материалы, орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта, одежда, произведения профессионального декоративно-прикладного искусства, мемориальные предметы, нумизматический материал.

  • Подлинные письменные памятники.
Свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские и профсоюзные билеты, периодические и непериодические издания, книги, листовки, газеты до 1955 года.

  • Памятники изобразительного искусства.
Графика, живопись, скульптура, плакаты, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение, фотографический материал, карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями. Пластинки для граммофонов и патефонов.
Внимание! Это важно!

Запрещается хранение нарезного, гладкоствольного огнестрельного оружия, боеприпасов.

Запрещается хранение взрывоопасных предметов.

Ордена и медали, содержащие драгметаллы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

Негативы, кинопленки, магнитные ленты не следует относить к основному фонду, так нет возможности сохранить этот вид материала.


Вспомогательный фонд – это материалы, которые не являются подлинными памятниками истории и культуры.

  • Копии всех видов: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели, репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные для экспозиционной и пропагандистской работы.
4. Учет фондов.

  1. Юридическими документами являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

  2. Цель учета – обеспечить сохранность самого предмета; обеспечение научной охраны, то есть сведений о предмете.

  3. Порядок приема предмета в музей .

    • Составить Акт поступления.

Наименование учреждения (школы, внешкольного учреждения), при котором работает музей ____________________.
""Утверждаю""

Подпись директора школы или внешкольного учреждения

""____""_____________200 г.

Название музея ____________________________

Адрес музея ______________________________

Акт № _____

приема предметов на постоянное (временное) хранение

""_____"" ___________________200 _г.

Настоящий акт составлен представителем школьного музея
(фамилия, имя, отчество, должность)

с одной стороны, и __________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, названия учреждения)

с другой, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:


Всего по акту принято: ________________________________предметов.

(цифрами и прописью)

Акт составлен в _________экз. и вручен подписавшим его лицам.


Принял: Сдал:
Внимание! Это важно!

  1. Акт необходимо заполнить четко и грамотно.

  2. В графе ""Сохранность"" указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты. Если экспонат новый, то ставится отметка ""полная"".

  3. Акт заполняется в двух экземплярах.

  4. При приеме необходимо получить легенду предмета: происхождение предмета, его связь с определенными событиями, лицами, о времени изготовлении, месте бытования, способах и условиях употребления.

  5. Акт необходимо заверить у директора школы.

  • Составить учетную карточку.

Инвентарный номер

Дата записи





Количество

Материал и техника

размер

сохранность

стоимость

Примечание.

  • Заполнить книгу поступлений
Внимание! Это важно!

На каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений.

Структура книги поступлений основного фонда.


Инвентарный номер

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, номер акта.

Наименование и краткое описание предмета

Количество

Материал и техника

размер

сохранность

стоимость

Примечание.

5. Правила ведения книг поступлений.


  1. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью и подписью.

  2. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.

  3. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений.

  4. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой.

  5. После записи пропускают две строчки.

При необходимости музей может иметь книги временного хранения (для материалов, поступивших в музей на временное хранение), книги обменного фонда (внепрофильные и дубликатные материалы).

Справочный аппарат состоит из картотек и системы картотек (возможно, в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.
6. Основные виды вспомогательных картотек:

1 Инвентарные;

2 Систематические;

3 Тематические;

4 Именная;

5 Топографические;

6 Предметные;

7 Хронологические;

8 Географические.

Справочная картотека обычно содержит следующие сведения:

1 Наименование предмета (иногда с кратким описанием);

2 Учетный номер;

3 Место хранения.


7. Библиотека музея.

В музейную библиотеку могут входить нормативные документы по охране памятников истории и культуры, музееведению, краеведению, туризму.


8. Шифрование предметов.

    1. Шифр – это сокращенное до первых букв название музея, далее номер по книге поступлений.

    2. Шифр может проставляться

      • на самом предмете;

      • на бирочке, которая подвешивается к предмету;

      • на монтировке, упаковке, конверте, коробке.

    3. Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу.

    4. На изделиях из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи и пришиваются с изнанки.

    5. На керамических изделиях (глина, фарфор, фаянс, дерево) шифр проставляется масляной краской или черной тушью и покрывается лаком.
Внимание! Это важно!

Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными

или химическим карандашом, прикреплять этикетки

металлическими булавками, кнопками.


9. Схема описания музейных предметов.

  1. Нумизматические материалы. Описание и хранение.
Нумизматические материалы – коллекция монет, денежных знаков, медалей, значков и печатей.

Аверс – лицевая сторона монеты (чаще всего на ней изображается герб Российской империи до 1917 года – двуглавый орел, или портрет императора, затем Герб СССР, затем герб РФ).

Реверс – оборотная сторона монеты.

Номинал – стоимость монеты (прописью или цифрами).

Гурт – боковая поверхность монеты.

Новодел – неподлинные монеты, чеканившиеся на Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах по заказам коллекционеров или для выставок.

Описание:


  1. Техника изготовления (обычно у монет это штамповка).

  2. Размер – диаметр монеты измеряется в сантиметрах, для золотых и серебряных – в миллиметрах.

  3. Сохранность – полное или общее загрязнение, налет, потертости, царапины, вмятины, надпись неразборчива, год стерт и т.д.

  4. Описание – если монета не редкая, ""обычная"" – в карточке отметить, что она ""общегосударственного образца"".

Например: для обычной монеты – монета 5 коп. 1833 г.; Николай I, ЕМ-ФХ. Материал: медь. Техника: штамповка. Количество: 1. Размер: d -3,5. Сохранность: царапины, потертости. Условия поступления.


  1. Описание бумажных знаков, облигаций, лотерейных билетов.

  1. Наименование (указывается существительное ""билет государственный"", номинал денежного знака и его номер).

  2. Материал – бумага.

  3. Техника – печать типографская.

  4. Количество: если номинал и год совпадают, заполняется одна карточка на несколько предметов, но при этом перечисляются все номера денежных знаков.

  5. Размер: высота по вертикали на длину денежного знака в сантиметрах.

  6. Сохранность: помят, сгибы, разрывы, следы воды, пятна, общее загрязнение, пометы чернилами или карандашом.

  7. Описание должно быть кратким. Не нужно копировать длинные надписи, можно привести только начальные слова. Указать, есть ли подписи (управляющего, кассира и др).

Например: билет государственный казначейский 3 руб. 1947 г. ПА 006891. материал: бумага. Техника: печать типографская. Количество: 1. Размер: 13,5x8,5. Сохранность: помят. Описание: лицевая сторона – вверху герб СССР, в центре подпись ""Гос. казначейский билет СССР. 3 рубля"". Внизу номер билета красного цвета. Фон и изображение зеленого цвета. В нижней половине – розовая полоса. Об. ст. – на зеленом фоне надписи: ""Гос. казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием…"", ""Три рубля"", ""Подделка гос. казначейских билетов преследуется по закону"". Условия поступления.


  1. Описание орденов, медалей, значков (фалеристика).
Медали делятся на три группы:

  1. Наградные – за военные действия, за труд. Например: ""Партизану Отечественной войны"".

  2. Юбилейные – выпущенные к юбилею какого-либо события или юбилею выдающегося человека. Например: ""XXX лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."".

  3. Памятные – в честь какого-либо события, выдающейся личности, например: ""В память посещения Звездного городка"".
При описании медалей указать:

  1. Материал – для советских памятных медалей сплав пишется ""белый металл"" или ""желтый металл"". Если колодка медали обтянута шелковой тканью, то в графе ""материал"" также указывается название этой ткани – ""муаровая лента"". Используется эмаль.

  2. Техника – чаще всего штамповка.

  3. Размер – диаметр медали в см и высота с колодкой.

  4. Сохранность – утрата ленты, колодки, ушка, загрязнение, налет, вмятины, царапины, потертости и т. п.

  5. Описание – при описании используется термины ""лицевая сторона"" (лиц.ст.) и ""оборотная сторона"" (об. ст.). Наградные советские ордена и медали записываются как медали ""установленного образца"".

  6. Указывается крепление, есть ли колодка, лента.
Значки делятся на несколько групп.

  1. Наградные – за достижения в труде.

  2. Служебные – принадлежность к ведомству, какой-либо организации и т.п.

  3. Академические – за окончание вуза и других учебных заведений.

  4. Членские – определяют принадлежность к различным политическим, молодежным, спортивным кружкам, клубам и т.д.

  5. Памятные – посвященные какому-либо событию или деятелю.

  6. Сувенирные – посвященные странам, городам, выставкам, историческим местам и т.п.

  7. Юбилейные – посвященные ""круглым"" датам: основаниям городов, предприятий, годовщинам и т.п.
Следует указать полное название значка, сведения об авторах, а также о материале, из которого изготовлен значок.

Часто на значке бывают видны мелкие царапины, полученные при изготовлении – ""механические повреждения"". Об этом следует написать в графе ""сохранность"".

При описании следует указывать форму значка и крепление.


  1. Описание фотографий.
Фото: общее название (портрет, парный портрет, групповой портрет, сюжетный снимок). Конкретное название снимка. Для портрета необходимо упомянуть, какое изображение (в рост, поясное, погрудное; прямо, в профиль), особенности одежды. Для групповых портретов желательно перечислить всех известных лиц (ФИО, годы жизни): снизу вверх, слева направо. Для сюжетных снимков следует указать первый и второй план. Дата. В случае невозможности указать год, указывается десятилетие, лучше с пояснениями ""начало"", ""середина"", ""конец"".

Обязательно указание количества.

Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы, царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др.

10. Хранение материалов музея.

Основной задачей фондовой группы является учет и хранение фондов школьного музея.

Большое влияние на сохранность фондов влияет расположение музея. Существуют правила при выборе помещения под музей.

1. Выставочный зал должен быть на теневой стороне здания.

2. Экспонаты должны быть защищены от выцветания. Окна следует затемнять.

3. Необходимо поддерживать постоянную комнатную температуру.

4. Необходимо поддерживать постоянную влажность воздуха (50-60%).

5. Необходимо обеспечивать противопожарные условия.

Условия хранения экспонатов.

1. Книги обычно хранят закрытыми, в вертикальном положении, корешками наружу.

2. Гравюры, рисунки, фотографии в книгах следует переложить папиросной бумагой.

3. Книги демонстрируют в отрытом виде под стеклом.

4. Медали и монеты можно экспонировать при помощи планшетов и коробок со специальными отверстиями.

5. Подлинники, не включенные в экспозицию, рекомендуется перекладывать чистыми листами бумаги и хранить в папках, размещаемых в вертикальном положении на полках шкафов.

6. Фотоснимки лучше всего хранить в конвертах из черной бумаги.

7. Экспонируемые фотографии, рукописи, печатные документы следует располагать подальше от окон и источников тепла, а стенды и витрины с этими материалами прикрыть плотной, не пропускающей света материей.


Внимание! Это важно!

1. Нельзя проводить ""реставрацию"" экспонатов: закрашивать, выпрямлять вмятины, штопать, прорисовывать утраченные изображения, припаивать, заклеивать.

Экспозиционная работа.

Экспозиция – показ памятников в определенной системе. Слово ""экспозиция"" (от лат. expositio) означает изложение, описание. Основой экспозиции является экспонат – предмет, выставленный для обозрения, напоказ.

Экспозиционное оборудование – стенды, витрины, подиумы, турникеты.

План работы над созданием экспозиции.


  • Определить цели и задачи экспозиции;

  • Определить тематическую структуру и принцип построения экспозиции;

  • Сформулировать разделы, темы и подтемы в строгой последовательности;

  • Отобрать и аннотировать группы различных источников.
3. Разработка тематико-экспозиционного плана (ТЭП).

1. Тематико-экспозиционный план.

Внимание! Это важно!


    1. Для экспонирования могут отбираться музейные предметы или копии.

    2. Главное условие отбора – наличие определенных сведений об экспонате.

    3. В ТЭП можно включать и научно-вспомогательный материал.
4. Основные принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

  • Экспонаты должны быть связаны между собой по теме и размещены компактно;

  • Должен быть учтен принцип историзма – становление, развитие и взаимосвязь явлений и событий;

  • Ведущие экспонаты необходимо выделить (местом, фоном, объемом и т. д.).

  • Экспозиция должна быть снабжена соответствующим текстом;

  • Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. расстояние между экспонатами 10-15 см.

  • Крупные экспонаты, фотографии, рисунки, схемы располагаются выше или ниже уровня глаз, а мелкие - на уровне глаз.

  • В витринах крупные вещи располагаются в глубине, а мелкие – на переднем плане.

  • Документальные памятники должны располагаться на плоскости витрин под углом зрения 25-30°.

  • Изобразительные материалы, располагающиеся выше уровня глаз, подвешиваются с наклоном к зрителю под тем же углом зрения.

  • Крупногабаритную деталь подлинника нельзя располагать с его уменьшенным воспроизведением в одном экспозиционном комплексе.

  • Нельзя допускать расположение в одной части зала объемных предметов, а в другом плоскостных.
5. Требования к экспонированию памятников.

  • Вещевые предметы располагаются в герметичных витринных, под колпаками, в шкафах, на полках;

  • Крупногабаритные предметы можно ставить на пол при условии, что они не загромождают доступ к обозрению других экспонатов;

  • Знамена и вымпелы располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости. К верхнему краю пришиваются петли, в них продевается древко, которое с помощью шнура крепиться к трубе или штанге под потолком.

  • Предметы одежды подвешиваются на плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом во избежания прорыва ткани.

  • Ковры и гобелены надо натягивать на подрамники соответствующего размера за пришитые со всех сторон полоски прочного холста для равномерного их натяжения.

  • Ветхие тонкие ткани с тяжелым шитьем экспонируются только в горизонтальных витринах.

  • Документы и фото, располагаемые в витринах, можно прижимать стеклом, чтобы они не сдвигались и не коробились. Наиболее важные вставляются в паспарту.

  • Рукописи, листовки, газеты экспонируются в открытом виде. При необходимости можно поместить рядом с документом увеличенную фотоспособом часть текста.

  • Археологические памятники должны находиться в витринах или под колпаком.

  • В открытом виде можно располагать крупные предметы, устойчивые от влияния света, температурных колебаний, не деформирующиеся при протирании пыли.

  • Мелкие по размеру экспонаты укрепляются на подставках, стержневых держателях, подвесках.

6. Составление монтажных листов.

На листах показываются художественное решение экспозиции и размещение экспозиционных материалов.

Необходимой частью подготовки экспозиций является подбор и составление текстов. Существенные черты музейного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на магнитофонную пленку. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиций и повышает ее воздействие.


Внимание! Это важно!

1. Тексты должны быть лаконичными: краткими и точными.

2.Тексты должны комментировать то, что скрыто от непосредственного восприятия.


    1. Текст не должен быть перегружен лишней информацией.

2. Виды текстов

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные,

Ведущие,

Объяснительные,

Этикетаж

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Оглавительным является и текст-название конкретного экспозиционного комплекса. Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра», «продолжение осмотра» и т.п.).

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение – в яркой, четкой форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер.

Размещение текстов определяется их назначение. Текст, охватывающий содержание всего зала, помещается в начале экспозиции на видном месте. В некоторых случаях тексты даются к разделам и экспозиционным комплексам.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Объяснительный текст к комплексу должен помочь посетителю воспринять его как целое и одновременно понять место в нем каждого экспоната. Текст к комплексу может представлять собой систему этикеток, в каждой из которых содержатся упоминания события, которому посвящен комплекс. Например, к экспозиционному комплексу, посвященному истории гимназии 1506, составлена следующая аннотация:

Первый звонок. Открытие общеобразовательной средней школы

Сочинение по литературе ученицы 8 класса «А» Ивановой Кати.

1968 г.

Школьная форма образца конца 1980-х гг. выпускницы гимназии

1997 года Синельниковой Алены.

Учебники по математике, русскому языку и литературе

1965-1980 гг.
Для экспозиционного комплекса может быть составлена и общая аннотация, в которой акцент сделан на значении события или мемориального лица. Как правило, общая аннотация составляется к различным музейным коллекциям: камней и минералов, нумизматики, открыток, марок и др. Уместны аннотации к «жизненным комплексам» - группам различных предметов, объединенных и экспонируемых так, как они размещались и «жили» в естественной для них среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа, представляющая растительный и животный мир в определенных климатических условиях.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

3. Составление этикетажа.

Предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый».

Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка.

Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:


  • название предмета;

  • атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении;

  • дата.
Прокомментируем сказанное примером:

В.А. Молодцов (1911 – 1942 гг.). Герой Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева

возглавлял диверсионно-разведывательный отряд,

который действовал в оккупированной Одессе.

С фотографии 1941 г.

В этикетке выделяется название предмета, но это отнюдь не повторение названия, зафиксированного в учетной документации. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хрустальная»). При назывании предмета учитывается прежде всего тема, которая должна быть раскрыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано: «Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета – описывается принадлежность его историческому деятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство.

Внимание! Это важно!


  1. Этикетки не должны быть громоздкими.

  2. В этикетке должны быть выявлены различные стороны музейного предмета.

  3. Каждую часть этикетки необходимо начинать с новой строки.

  4. Название необходимо выделить укрупненным шрифтом.

  5. Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием.

  6. В этикетке должно быть указано: подлинный предмет или копия.

  7. Шрифт в этикетке должен быть крупным, без переносов.

  8. Тексты в этикетках должны быть стилистически согласованы между собой.

  9. Нельзя класть этикетки на экспонаты.

  10. Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток.

4. Этикетаж музейных предметов.
Фотографии. По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы разделяются на две основные группы: оригиналы или репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности – название, атрибуционные сведения и дата. Например:
Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве.

Построена в 1750-1763 гг.

Москва, 1997 г.
Ученики 4-го класса д. Подушкино.

В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин.

Московская область, 1934 г.
При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен).
Комсомольский вожак С.Б. Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района.

Москва, 1969 г.
И.Г. Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения.

Москва, 1941 г.

Этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, делегат съезда, выдающийся деятель военной медицины, автор важных исследований в области космоса, биологии, истории и т.д.

Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, время съемки, автор съемки (если он известен). Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия съемки (снимок сделан на передовой в 1942 г., съемка произведена со спутника, самолета, вертолета и т.д.).

При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фоторепортеров дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее приблизительность: 1890-е гг. или заключить в квадратные скобки . В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, допустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дореволюционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на новый к дате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для ХХ в. – 13 дней, XIX в. – 12 дней и для XVIII в. – 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов. При указании места событий используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь, д. – деревня и т.д. Примеры:


Герой Советского Союза А.В, Иванов (1907 – 1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись:

«Дорогой, любимой маме,

Гоним врага от Москвы».
Писатель А. Приставкин с учащимися и учителями школы № 109 – участниками спектакля «Ночевала тучка золотая…» после премьеры.

Москва, 1988 г.
Письменные источники . При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.
Письмо участника битвы за Берлин Б.Н. Петрова с фронта.

Б.Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом.

Апрель 1945 г. Ксерокопия.
Письмо лейтенанта Г.А. Мамонова, командира 1-й роты батальона морской пехоты.

1942 г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота.

«За советский флот и за Советское государство, если и придется умереть, то я всегда на это готов, и сердце нашего флота – Севастополь – мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась».

Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой.

И. Дитятин

Городское самоуправление в России. Том 2.

Ярославль, 1877 г.

При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.


Сообщение Министерства Внутренних Дел СССР о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже и терроризме и их полной реабилитации.

«Известия», 4 апреля 1953 г.
При экспонировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробными пояснениями наиболее интересные документы. При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации излишни.

Если грамоты, благодарности и т.д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т.п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и т.д. Например:

Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д.М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны.

1942 г.
Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный) и т.д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер расшифровывает, дает более полное название.

К.Г. Дорохов (1906 – 1960).

Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П.Ф. Горпищенко.

1941 г. Бум., кар.

В отдельных случаях помимо основных данных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получивших отражение на данной картине или рисунке и т.д.


Если произведение искусства экспонируется на выставке, указывается, кому принадлежит данное произведение (собственность автора, музея, частное собрание и т.п.). На персональной выставке дается пояснительный текст, в котором приводятся дополнительные сведения о художнике, говорится о его специальности (график, живописец, сценограф, скульптор).
В аннотациях приняты следующие сокращения: х. – холст, м. – масло, Б. или бум. – бумага, кар. – карандаш. Слова картон, гуашь, сангина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется в этикетке с прописной буквы, а техника исполнения после точки с запятой – со строчной. Примеры:

А.С. Ивашов (род. 1976)

Осень в селе Леоново.

1998 г. Х., м.
Б.М. Кустоедиев (1978 – 1927).

Портрет Мити Шостаковича.

1919 г. Бум., цветные карандаши.

Собственность И. Шостакович.
Воин-освободитель.

Вутечич Е.В. (1908 –1974)

Гипс тон. 1949 г.
При аннотировании плакатов оговаривается: для оригинала – год его создания; для массового издания – год выхода в свет.
Родина-мать зовет.

Худ. Тоидзе И.

Изд-во «Искусство», М.-Л., 1941 г.
К коллекциям открыток, которые могут быть представлены в экспозиции, рекомендуется давать этикетки следующего содержания: «Сатирические открытки периода революции 1905-1907 гг.», «Почтовые открытки со стихотворениями народно-монархической направленности. 1906-1907 гг.» и пр.
В этикетках к изделиям лаковой миниатюры кроме фамилии автора рекомендуется указывать художественную школу. Например:
Шкатулка «Освобождение Волоколамска».

Худ. Чижов М.С.

Федоскино, 1966 г.
Вещественные источники. Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может свидетельствовать о разных сторонах исторического события и явления. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель.
Вещественные источники подразделяются на два вида. Первый вид – по характеру материала: дерево, металл, стекло, кость и т.д., второй – по функциональному назначению: орудие, нумизматика, бонистика и т.д. При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т.п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда – принадлежность владельцу, характерные особенности. Типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т.д. В названии предмета мемориального значения отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу:
Полушубок участника Великой Отечественной войны Е.И. Хозяинова.

Получен им на фронте в 1942 г.

Такие полушубки шили для фронта в КОМИ республике.
При экспонировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи какого-либо исторического лица, материалы раскопок, орудия труда, награды, инструменты и т.д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками в том случае, если необходимы дополнительные пояснения. Например:
Фрагменты оружия и боеприпасов.

Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274 г. Москвы.

Московская область, Дмитровский район, 1982 г.
Аптечная посуда XIX в.

Найдена во время археологических раскопок на территории бывшей Мещанской больницы для бедных.

Подарена музею учеником колы № 242 А. Дружининым.
Если в экспозиции представлены муляжи, то это указывается в аннотациях. При аннотировании моделей, макетов сообщаются инициалы и фамилия автора, их изготовивших. Например:
Прялка. Дерево.

Макет. Уменьшен в 10 раз.

Изготовлен учеником 8-го класса Александром Глозманом.

Ныне учитель технологии школы № 293, «Учитель года России – 97».

Модель атомного ледокола «Арктика».

Изготовлена учеником школы В. Васильевым.

Москва, 1993 г.
В качестве иллюстраций к сказанному в этом разделе приведем сравнительную таблицу неправильно и правильно составленных этикеток.
Неправильно:

П.Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.
Правильно:

П.Г. Кирсанов (1912 – 1943).

Рабочий н-ского завода.

Руководил партизанским отрядом в Заречье.

С фотографии 1941 г.
5. Организация музейных выставок.


  1. Музейная выставка – тоже экспозиция, только временная.

  2. Виды выставок: тематическая, юбилейная, выставка фондов, выставка из частных собраний, выставка новых поступлений.

  3. Характер выставок: музейная и внемузейная (передвижная).

  4. Требования к создания выставки:

    • Выставка строится преимущественно на подлинных музейных материалах;

    • Имеет научно-обоснованную структуру;

    • Имеет образное художественное оформление.

Экскурсионная работа.

Просветительная работа музея бывает двух видов:


  • Традиционная – экскурсии и лекции;

  • Массовые мероприятия.

  1. Музейная экскурсия – это ""коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы"".

  2. Экскурсии подразделяются на обзорные, тематические, учебные.
Обзорные экскурсии – проводятся по всей экспозиции музея. Их цель – ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерно широкие хронологические рамки. Значительный объем освещаемых вопросов.

Медицинский, учреждение, имеющее своей целью обеспечение наглядности преподавания в мед. вузах. Наиболее распространены М. анатомические, содержащие коллекции анат. препаратов, М. дерматологических и сифилидологических муляжей (например М.,… … Большая медицинская энциклопедия

Пинакотека, галерея, паноптикум, музеум, глиптотека, кунсткамера; Скансен, Лувр, Метрополитен музей, Третьяковка, Эрмитаж, Ясная Поляна Словарь русских синонимов. музей музеум, кунсткамера (устар.) / восковых фигур: паноптикум Словарь синонимов… … Словарь синонимов

МУЗЕЙ, музея, муж. (греч. museion, букв. храм муз). Учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественно научных коллекций и ведущее культурно просветительную работу. Музей Ленина в Москве … Толковый словарь Ушакова

Музеум, лат. museum, греч. museion, от musa, муза. Собрание древностей, или предметов естественных наук, систематически расположенных. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон… … Словарь иностранных слов русского языка

Музеи это кладбища искусства. Альфонс де Ламартин Художник должен ходить в музей, но жить в музее может только педант. Джордж Сантаяна Ничто так не напоминает мне бордель, как музей. Мишель Лейрис Музей: воскресная резиденция масс. Видоизмененный … Сводная энциклопедия афоризмов

музей - я, м. musée m., muséum, > нем. Museum <гр. museion храм муз. 1. Учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусств, различных научных коллекций и т. п.; помещение этого учреждения. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от греческого museion храм муз), научно исследовательское и научно просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Современные музеи получили развитие с 15 16… … Современная энциклопедия

- (иноск. шуточн.) собраніе рѣдкостей (намекъ на музеи зданія для храненія замѣчательныхъ предметовъ по какой либо отрасли наукъ и искусствъ). Ср. Налившись предводительскаго вина, (онъ) подалъ мысль собрать музей бетизовъ Всеволожскаго. Лѣсковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

МУЗЕЙ, я, муж. Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Исторический,… … Толковый словарь Ожегова

Маразма КПСС. Разг. Пренебр. Музей В. И. Ленина в Мраморном дворце на ул. Халтурина (ныне Миллионная, 51) в Ленинграде (1970 е гг.), ныне филиал Русского музея. Синдаловский, 2002, 120 … Большой словарь русских поговорок

музей - музей; школа музейни школьный музейНанайско-русский словарь

Книги

  • Музей , Сергей Даниэль. Сергей Михайлович Даниэль - художник и историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина РоссийскойАкадемии художеств и…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры