Умения, навыки, привычки и их формирование. Формирование навыков и привычек у ребенка

Главная / Психология

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

Каждое действие имеет моторный и сенсорный компонент (исполнение, контроль и регулирование - функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности, частичную автоматизацию движений называют навыком.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность имеет сложную структуру, в ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции.
Действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, они складываются из определенных движений.
Н.А. Бернштейном был предложен принцип управления движениями, он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду, коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с этим выделяют различные структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.
Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.
Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:
- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);
- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).
Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Функциональные компоненты навыка:
1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).
2. Адаптация к конкретным условиям.
В формировании навыка выделяются три основных этапа:
1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.
2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.
3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.
Этапы формирования двигательных навыков:
1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)
2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).
3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).
4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).
5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.
6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.
Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.
Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.
Навык может быть сформирован через:
- простой показ;
- объяснение;
- сочетание показа и объяснения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.
Причины, влияющие на продуктивность навыка:
- объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);
- субъективные:
- физиологические (утомление, состояние здоровья);
- психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.
Пути формирования привычек:
- через подражание;
- в результате многократного повторения действий;
- через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.
Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.
Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет свои моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.
Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.
Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.
Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.
Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.

Навыки, умения, привычки
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/poleznye_privychki_dlya_schastya
Навыки универсального действия - это навыки (точнее - тактики, стратегии и навыки), применяемые в широком кругу ситуаций. Навыки универсального действия противопоставляются конкретным поведенческим навыкам.
Примеры навыков, умений и привычек универсального плана
Позитив, умение искать плюсы
Конструктивность, умение и привычка искать решение, а не жаловаться,
Ответственность, умение и привычка спрашивать с себя
Разумность: умение и привычка взвешивать ЗА и ПРОТИВ
Целенаправленность: постановка цели, отслеживание результата

Полезные привычки для счастья
Счастье зависит не всегда только от нас, но некоторые привычки помогут вам чаще быть счастливыми.
Играть в жизнь: иметь цели и их достигать. Напрягаться и расслабляться.
Счастливое тело. Расслабленность, улыбка!
Поддерживать высокий эмоциональный тон: бодрость, живость, активность.
Отдыхать с удовольствием.
Здоровый образ жизни, высыпаться. Правильный вечер.
Жить в позитиве, не опускаться в негатив. Упражнение "Хорошо", "Если бы я любил".
Благодарность жизни, картинки счастья.
Категории: Счастье

Развитие умения жить и действовать целесообразно
Тот, кто научился плавать, будет плавать и в реке, и в бассейне, и в море. Но тот, кто где-то умеет действовать целесообразно, не очевидно, что будет действовать так везде. Человек, грамотно ставящий перед собой свои цели в бизнесе, успешно в своем бизнесе их достигающий, может оказаться в достаточной мере безграмотным и беспомощным во взаимоотношениях с близкими и любимыми людьми.
Умение жить и действовать целесообразно - развивается, и развивается последовательными этапами.
Что касается мужчин, то у них умение действовать целесообразно вырабатывается обычно в следующей последовательности:
предметные цели в бизнесе;
предметные цели в личной жизни;
построение отношений в сфере бизнеса;
построение отношений в личной жизни.
Бизнес - более предметная среда, нежели область отношений, и, возможно, именно поэтому туда охотнее идут мужчины, нежели женщины. С другой стороны, жесткая атмосфера бизнеса быстро вырабатывает привычку действовать целесообразно, (если не вырабатывает - человек из бизнеса автоматически «вываливается») и уже из бизнеса мужчины начинают его переносить в сферу личной жизни: становятся более организованными, дисциплинированными, последовательными во всем. Жизнь учит.
Но это касается только предметной области жизни, потому что в области отношений еще много лет многие мужчины остаются, по сути, детьми. Умение грамотно и последовательно строить отношения приходит не ко всем и не скоро, но если приходит - то снова из мира бизнеса. Отвечая требованиям деловых отношений, мужчины начинают отношения не только ценить, но и осознанно строить, учат себя дружить с людьми «нужными», становятся более актерами, более политиками, более расчетливыми и гибкими в отношениях. Последний «бастион» - это личная жизнь, отношения с друзьями, родителями, женой и детьми: в этой области умение осознанно ставить и последовательно достигать цели мужчинам дается труднее всего.
Женщины, напротив, великолепные бизнесмены именно в личной жизни и именно в сфере отношений: гибкие, артистичные, вовремя беспомощные и чудно привлекательные, они почти всегда достигают своих целей. Чего обычно не хватает - это осознанности и последовательности в достижении своих целей, поэтому их блестящие прорывы нередко чередуются с жуткими провалами и депрессиями. Однако бизнес строит всех, и если женщина в бизнесе не просто крутится, а в бизнес пришла, то первой областью осознанного и последовательного применения навыка целесообразного действования становится построение отношений в сфере бизнеса.
Уверенно можно констатировать только одну закономерность: и для мужчин, и для женщин стартовой площадкой освоения умения жить и действовать целесообразно оказывается бизнес, деловые отношения, а самой трудной вершиной - круг личной жизни, область личных отношений.
Личность более отношение, нежели умения - О.В.Лишин
Сформулируем самый общий и принципиальный вывод из сказанного: личность есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей. Уже поэтому задачу содействия формированию личности нельзя решать аналогично задаче обучения (этим всегда грешила официальная педагогика). Нужен иной путь. См. Для суммарной характеристики личностно-смыслового уровня личности, обратимся к концепции направленности личности. В словаре «Психология» (1990) читаем: «Личность характеризуется направленностью – устойчиво доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека: глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обуславливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе и др.), диспозиции (по В.А. Ядову). Развитая личность обладает развитым самосознанием...» Из этого определения следует, что:
1. основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяет сознание и поведение человека;
2. основной канал влияния на это содержание, т.е. собственно воспитание – это, прежде всего, участие личности в совместной деятельности группы, словесные же формы воздействия в принципе неэффективны;
3. одним из свойств развитой личности является понимание, по крайней мере в основных чертах, своего личностно-смыслового содержания. Неразвитая личность или не знает собственного «Я», или не задумывается об этом.
В пункте 1, в сущности, речь идет о выявленной Л.И. Божович внутренней позиционности, свойственной личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды. Г.М. Андреева указывает на правомерность идентификации понятия направленности личности с понятием предиспозиции, равнозначном социальной установке. Отмечая связь этих понятий с идеей личностного смысла А.Н. Леонтьева и работами А.Г. Асмолова и М.А. Ковальчука, посвященными социальной установке как личностному смыслу, Г.М. Андреева пишет: «Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе».
Если суммировать сказанное, то термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентации, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально-исполнительского содержания личности. Обучение без опоры на цели, сформированные воспитанием, малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания задействованы другие механизмы. Можно заставить ребенка выучить таблицу умножения, но нельзя приказать полюбить математику. Можно вынудить тихо сидеть на уроке, но заставить быть добрым – нереально. Для достижения этих целей нужен иной путь воздействия: включение молодого человека (ребенка, подростка, юноши, девушки) в совместную деятельность референтной для них группы сверстников, руководимой педагогом-воспитателем. Важно помнить: не всякая занятость есть деятельность. Занятость может протекать и на уровне вынужденного действия. В этом случае мотив деятельности не совпадает с ее предметом, как в поговорке: «хоть пень колотить, лишь бы день проводить». Рассмотрим, например, группу учащихся, убирающую школьный двор. Это действие совсем не обязательно является «деятельностью». Оно будет ею, если ребята хотят привести двор в порядок, если они собрались добровольно и спланировали свою акцию, распределили обязанности, организовали работу и продумали систему контроля. В этом случае мотив деятельности – стремление привести двор в порядок – является конечной целью деятельности, и все действия (планирование, организация) приобретают личностный смысл (я хочу и, следовательно, делаю). Не любая группа способна на деятельность, но лишь та, где отношения дружбы и сотрудничества существуют хотя бы минимально.
Второй пример: школьников вызвали к директору и под страхом больших неприятностей приказали заняться уборкой двора. Это уровень действия. Каждый его элемент совершается из-под палки, лишен личностного смысла. Ребята по принуждению берут инструмент и скорее делают вид, чем работают. Школьники заинтересованы в совершении наименьшего количества операций, но при этом хотят избежать наказания. В первом примере у каждого из участников деятельности остается удовлетворение от хорошей работы – так закладывается еще один кирпичик в фундамент личности, охотно принимающей участие в полезном труде. Второй случай не приносит никаких результатов, кроме, пожалуй, скверно убранного двора. Школьники забыли о своем участии прежде, чем, побросав лопаты, грабли и метелки, сбежали домой.

Мы полагаем, что развитие личности подростка под влиянием коллективной деятельности включает следующие этапы.
1. Формирование положительного отношения к акту про-социальной деятельности как к желательному действию и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу, усиленных групповым отношением и позицией эмоционального лидера – руководителя (педагога).
2. Формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения (самоутверждение положительными поступками и потенциальная готовность к ним как к средству самоутверждения).
3. Становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в социально-актуальной деятельности, выступающего в качестве средства формирования самоуважения через уважение окружающих.
4. Формирование смысловой диспозиции – первой наддеятельностной смысловой структуры, обладающей трансситуативными свойствами, т.е. способностью бескорыстно заботиться о людях (личностное качество), с опорой на общее положительное к ним отношение (человечность). Это, в сущности, и есть жизненная позиция – направленность личности.
5. Формирование смыслового конструкта. В нашем понимании – это осознание своей жизненной позиции среди иных жизненных позиций.
6. «Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. (...) Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями»19. (19 Первый Л., Джон О. Психология личности. М., 2000. С. 384). С построения смыслового конструкта начинается, на наш взгляд, понимание человеком себя как личности. Чаще всего это происходит в старшем подростковом возрасте с переходом в юношеский.
7. Производной этого процесса становится формирование личностных ценностей как основы для выработки принципов поведения и отношений, свойственных личности. Они отражаются в сознании субъекта в форме ценностных ориентации, на основании которых человек выбирает свои жизненные цели и средства, ведущие к их достижению. К этой категории относится и представление о смысле жизни. Процесс становления жизненных позиций и ценностных ориентации личности охарактеризован нами на основании модели, предложенной Д.А. Леонтьевым (рис. 1). Комментируя ее, он пишет: «Как следует из схемы, эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность оказывают только личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, которые порождаются как мотивом этой деятельности, так и устойчивыми смысловыми конструктами и диспозициями личности. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй иерархический уровень смысловой регуляции. Высший уровень смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам».
Было бы вполне логично заключить, что в процессе онтогенеза личности первично происходит восходящее становление смысловых структур, начиная с отношения к социальным объектам, потом – формирование смысловых установок (предмотива деятельности) и ее личностного смысла. Далее, на втором иерархическом уровне, возможно становление мотивов, смысловых диспозиций и конструктов, обладающих наддеятельностными, личностными свойствами. Только на этой основе возможно формирование ценностных ориентации. Зрелая личность способна к нисходящему пути формирования поведения: от ценностей – к конструктам и диспозициям, от них – к смыслообразующим мотивам, далее – к смысловым установкам, личностному смыслу конкретной деятельности и связанным с ними отношениям.
В связи со сказанным заметим: старшим, так или иначе соприкасающимся с младшими, необходимо понять, что формирование личности начинается с восприятия ею отношения значимых других. В дальнейшем эти отношения преломляются в готовность действовать соответствующим образом: в социальную установку в ее смысловом варианте (предмотив), и далее – в ощущение личностного смысла предстоящей деятельности, что в конечном итоге и порождает ее мотивы. О влиянии мотива на личность мы уже говорили. Но следует еще раз подчеркнуть, что все начинается с человеческих отношений со стороны тех, кто значим – к тем, кто в этих отношениях нуждается.
К сожалению, далеко не случайно в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Это происходит по двум причинам. Во-первых, школьная учеба традиционно построена как занятие принудительное, и смысл его для многих ребят не очевиден. Во-вторых, организация учебы в современной массовой общеобразовательной школе не учитывает психологических особенностей детей школьного возраста. Сказанное относится и к младшим, и к подросткам, и к старшеклассникам. Даже первоклассник в силу этой традиционности уже после первых месяцев, а иногда и недель занятий теряет интерес и начинает воспринимать учебу как скучную необходимость. Ниже мы вернемся к этой проблеме, а сейчас отметим, что в современных условиях при традиционной организации учебного процесса учеба не представляет собой психологической опоры для процесса воспитательного, поэтому в целях формирования личности возникает необходимость организации иной деятельности.
Каковы же эти цели?
Следуя логике данной работы, опираться надо не на конкретные черты личности и даже не на отношения, которые надлежит ей выработать «в идеале», а на немногие, но решающие смысловые ориентации и соотношения мотивов, а все прочее человек, исходя из этих ориентации, выработает сам. Иными словами, речь идет о направленности личности.

Правила приучения
Правила приучения основываются на знании условий формирования привычки. Не важно, приучаете вы себя или кого-то другого, не важно, вы приучаете к дисциплине или улыбаться, основные правила успешного приучения следующие: образец или четкая инструкция, смысл или неотвратимость, легкое начало, позитивный фон, экологичная система подкреплений, методичность.
Как приучать себя
Будьте методичны, сделайте напоминалки, чтобы не забывать делать то, что решили.
Помните о своих успехах, не заморачивайтесь неудачами.
Не относитесь слишком серьезно, слишком строго и слишком требовательно: начинайте с малого, радуйтесь успехам, нагружайте себя постепенно.
Продумайте не только систему веселых штрафов, но и вкусных пряников.

Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты: Образец или четкая инструкция, Смысл, Неотвратимость, Легкое начало, Позитивный фон, Методичность и Система подкреплений.
Как приучать детей и взрослых
Если вы приучаете, а результатов ноль, проследите следующие пункты.
Образец или четкая инструкция. Чтобы хорошо повторить, нужно вначале понять (или увидеть), что собственно требуется.
Смысл. Объясните смысл, кому и зачем это нужно. Совсем малышу подойдут ссылки: "Посмотри, это делают все!", взрослым людям важно показать смысл для дела или для него лично.
Неотвратимость. Четкие энергичные команды, невозможность увильнуть.
Легкое начало. Не грузите сразу трудным, помогите случиться нескольким успехам и победам, далее грузите постепенно.
Позитивный фон. Создавайте позитивный фон: у человека рядом с вами и в этом деле должно быть ощущение успеха.
Методичность. Будьте методичны - доводите приучение до конца. Последовательность и методичность дают больше, чем быстроиссякающие энергия и напор. Возможно, методичности поможет создание управляющей ситуации.
Система подкреплений. Система подкреплений - полезна, но должна быть понятна и не обидна.

Методы личной самоорганизации

Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Однако воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта, а такая методика подходит не всем. Есть другой путь, более гибкий и позитивный, когда без борьбы с собой и волевой челюсти вы получите все те же результаты в тот же срок - это путь умной самоорганизации.
Методы личной самоорганизации для достижения целей удобно скомпоновать в три блока: блок "Позитив", блок "Организация жизни (выстраивание ситуации)" и Негативный блок.
Позитив
Можно себя заставлять, а можно заинтересовывать, вызывать у себя желание. Это немного сложнее и хлопотнее, чем давить на себя, но результаты гораздо привлекательнее. Методы, которые помогают легко начать новое дело:
Мечта перед глазами
Легкое начало, посильные этапы
Накопление позитивного опыта
Внешняя поддержка, делать вместе
Мой шаг в борьбе с прокрастинацией
Организация жизни, выстраивание ситуации
Хорошо, вы начали делать то, что вы хотели, - дальше нужно, чтобы работалось бодро и долго. Тут вам поможет организация жизни: это не кнут и не пряник, не подкуп и не принуждение, а такая естественная организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит само собой. Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… - нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть - организация жизни. Несколько эффективных методов:
Что написано пером, не вырубишь топором
Интенсив как образ жизни
Сделать привычкой
Тайм-менеджмент: план и распорядок дел
Учить другого
Негатив
Негатив тоже прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменим, просто он, бывает, увлекает, и тогда из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная самомотивация
Негативная самомотивация - один из методов личной самоорганизации для достижения целей. Это давление на себя, заставление себя, использование состояния внутреннего "Плохо" и любого другого наказание себя для того, чтобы начать двигаться.
Известный телеведущий Александр Гордон в нашей личной с ним беседе сказал, что он не хотел бы быть довольным и счастливым, поскольку в этом случае начинает страдать его творчество. "Когда у меня все хорошо, ничего толкового и сильного я создать не могу". Он это проверял, это его правда и его выбор.
Негативная самомотивация прекрасно работает и когда-то бывает просто незаменима. Она не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают. Негативная мотивация обычно действует сильнее, чем позитивная, но она же - опаснее. Бывает, что она незаметно из удобного инструмента превращается в опасного монстра, живущего уже собственной жизнью и подчиняющего нас своим желаниям.
Негативная мотивация не всегда приятна, но с нею люди бодры и не закисают.
Острый ножик - вещь в доме необходимая. Но детям лучше давать другие игрушки.
Невыполнение обязательства (особенно данного группе, с оговоркой жестокого наказания) чревато сильным эмоциональным/психологическим ударом, после чего у кого-то может пропасть желание вообще что-то делать, а кто-то свалится в депрессию Привыкнув подстегивать себя негативной мотивацией, кто-то может двигаться по жизни бодро и энергично, но чем глубже в человека входит привычка себя напрягать и подстегивать ощущением "плохо" и недовольством - собой или обстоятельствами, тем быстрее человек теряет собственную внутреннюю энергетику, подтачивает свое душевное здоровье, лишает себя способности жить в состоянии радости, счастья и гармонии. Он оказывается перед диллемой: или состояние внутреннего Хорошо, или движение вперед...
Используя при необходимости методы негативной самомотивации, как ориентир следует держать перед глазами освоение методов позитивной самомотивации и научиться себя организовывать. Тот, кто приучил себя к самоорганизации, в самомотивации перестает нуждаться в принципе.
Итак, относительно безопасные и часто полезные методы негативной самомотивации.
Страшилка перед глазами. Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом. Написали Максимум жизни - напишите и Анти-максимум, где ярко и подробно разрисуйте, в какой заднице вы окажетесь, если будете регулярно заниматься той фигней, к которой вас тоже иногда тянет
Соревнование и вызов: слабо? Мы не любим проигрывать, нас можно задеть на «слабо»: ну и славно, это можно использовать.
Объявить об обязательствах. Принять решение, бывает, непросто. Взять перед собой обязательства, вытекающие из этого решения - сильный шаг. А чтобы не было дороги назад, о своих новых обязательствах стоит значимым окружающим торжественно объявить, после чего на кон ставится ваше репутация и самоуважение.
Поставить себя на деньги. Все то же самое, что и объявление об обязательствах, но указывается конкретная сумма за неисполнение.
Принцип аутокомпенсации. Наказывать себя можно и по-другому, более мягко и конструктивно, компенсируя ущерб, нанесенный невыполнением обязательств. В данном случае - компенсируя себе ущерб, нанесенный себе же невыполнением собственных обязательств.

Внимание! Самомотивация и самоорганизация - вещи полезные и хорошие. Но если раз за разом мотивировать или организовать себя на работу с помощью этих методов не получается - не нужно тратить время и искать новые методы. Нужно просто делать. Как метафора: если вам нечего есть и вы идете в магазин, а на улице светит солнышко - это приятно и здорово. Но если за окном дождик, а идти надо - то вы, невзирая на дождик, все равно в магазин пойдете. Да? Тогда вперед!

Требовательность
Требовательность - высокий уровень требований. Чаще имеют в виду требовательность не к условиям жизни, а к людям.
Требовательность к людям - высокий уровень требований к тому, как ведут себя и проявляют себя люди, к качеству поведению людей. Требовательный к окружающим ожидает качественных проявлений от окружающих - высокого уровня профессионализма, инициативы, ответственности, культуры, он всегда требует (или ищет возможность потребовать), чтобы все было лучше, больше и качественнее. Требовательный к себе ожидает (требует) этого в первую очередь от себя.
Не требовательный человек - не обращает внимание на то, насколько качественно проявляют себя окружающие, он то ли к этому невнимателен, то ли боится (не решается) сказать о своих требованиях.
Требовательность - один из показателей развития личности.
Уместность требовательности
Требовательность нужна только там, где есть потенциальная возможность что-то с помощью требовательности изменить. Если перед вами личность, которая вам не интересна (бомж на улице, случайный человек на улице) требовательность будет неуместна - зачем на нее тратить силы?
Чем более перспективный и талантливый перед вами человек - тем выше уровень требований. Если сотрудник бестолковый и бесперспективный - особенно требовать с него что-то - тратить собственное время в пустую. Тогда лучше не требовать вообще, а сотруднику искать замену.
Требовательность - в ключевых моментах. Требуйте по полной программе, но только действительно в принципиальных моментах. Там, где вопросы не принципиальны - требовательность может стать излишней мерой. Например, есть требование сдавать отчеты в срок. А форма отчета, допустим, вам не принципиальна. Тогда требуйте отчеты в срок, а к оформлению относитесь лояльно.
Требовательность и терпимость
В традиционной модели семейных отношений требовательность - это сторона отцовской любви, так же как безусловное принятие, терпимость и поддержка - сторона любви материнской.
Если в семье только требовательность и жесткость, только дисциплина и обязанности, нет теплоты и нельзя прижаться - маленький человечек может и сломаться. Если в семье только расслабляющая теплота, только мягкое заинтересовывание, отсутствует «надо» и напряжение преодоления - то как подготовить ребенка к тому, что жизнь - это еще работа, это много дел, которые делать надо обязательно, и без дисциплины, в том числе самодисциплины, в жизни ничего не добьешься?
Требовательность к себе и другим
Требовательность к себе - один из признаков Элиты. Требовательность к себе подразумевает постоянную работу по расширению жизненного кругозора и обогащению новыми полезными знаниями.
Требовательность и любовь
Человек в кривой любви много ждет от предмета обожания и мало требует с себя. Человек в правильной любви предъявляет требования в первую очередь к себе, а не к любимому.
Грамотная требовательность
Кричать и требовать: «Немедленно! Срочно! Вы обязаны!» - это не требовательность, а скандал. Грамотная требовательность вдумчива, включает посильность, подробный инструктаж, поддержку и стабильность..
Посильность. Требовать можно только то, с чем человек справится. Обычные в семье требования «Думать надо!» «Следи за собой!» - есть вредные пустышки и конфликтогены, скорее обвинения, прикрытые «требовательностью». Если человек пока не умеет должным образом думать и следить за собой, это нужно не требовать, а учить человека этому: предусмотрительности (об этом в крике "Думать надо!"?) и тому, к чему был призыв «Следи за собой!» (а действительно, это о чем? неясно). Создавать для этого условия, подавать пример и так далее.
Подробный инструктаж. Требовать можно только то, по поводу чего человек хорошо представляет, как и что нужно делать. Требовательность к сотруднику начинается с подробного его инструктирования. Требования лучше всего зафиксировать письменно и очень полезно повесить на видное место (особенно это важно при воспитании детей).
Поддержка. Требовательность идет лучше тогда, когда в трудных моментах «смазывается» поддержкой. Как метафора: Мы вместе против неправильного поведения. А не я против тебя с твоим поведением.
Стабильность. Если требовательность объявили, она должна продолжаться без сбоев. А если требовательность сменяется нетребовательностью (или одно требование сменяется другим, третьим, пятым), день так - день эдак, возникает бытовая шизофрения и поиск возможности улизнуть из-под требовательности. Впрочем, при правильной политике обучения сотрудник (или другой обучаемый) через некоторое время уже перестает нуждаться в каком-либо внешнем контроле и переходит на самоконтроль.
Готовность применить силу. Если проверяют на прочность вас и вашу требовательность будьте готовы применить силу: дать жесткий отпор, провести неприятный разговор, наказать за невыполнение требований. При это требовательная сила - не истерична. Требовательная сила - спокойна и рассчетлива и прикадывается в нужный момент, и в нужных направлениях, осознано и рассчетливо, не выходит из-под контроля и может быть снята при первых же признаках улучшения ситуации.
Требовательность руководителя
Требовательность руководителя - это внимание к качеству и готовность применить силу.
Требовательность и сила личности
Сильные и развивающиеся люди требовательности ищут и к требовательности относятся с благодарностью: когда есть высокие предъявляемые требования - это всегда планка для развития, есть куда тянуться, есть куда расти, есть перспектива и образцы. Если такому человеку предъявлять требования заниженные или неадекватные его уровню требования (работать и не высовываться, делать по шаблону и не включать голову или не предъявлять требования вообще - он рядом с вами надолго не задержится. Сильному человеку - сильные требования. Сильные - значит требования ответственности и свободы, навыка думать своей головой, стремления развивать себя и людей рядом. Низкие, слабые требования - сидеть и не высовываться, делать, только что сказано, выполнять, что положено.
Пример разговора сильного сотрудника, с начальником, который привык мало требовать:
- Я работаю у вас уже год, вы меня знаете с лучшей стороны, мои последние проекты были удачными. У меня есть идея, которая на мой взгляд, может стать выгодной для нас. Я хочу открыть новый проект, для меня бы это была бы возможность развития и фирмы, и меня. Бизнес-план готов предоставить.
- Это твое дело, но если не справишься - или все финансовые проблемы ты берешь на себя или я тебя увольняю.
- Но проект интересен и фирме в целом и вам, как ее главе, предлагаю разделить риски.
- Мне интересно только чтобы ты сидел и делал, что я сказал. А проекты новые мне не нужны.
Слабый ищет возможности от требований слинять: «А почему со всех не спросили - а с меня спросили??», или установить для себя уровень требовательности минимальный: тупо делать, что сказано и не лезть, куда не. Ему чем тише, чем меньше нужно высовываться и проявлять себя, чем пассивнее нужно быть - тем лучше. Такие люди хорошо приживаются там, где есть требования не думать своей головой, тупо выполнять распоряжения.

Как формулировать правила о конфликтогенах на форуме
Конфликтоген - коммуникативный укол или удар. Конфликтоген - формулировка или оборот, сообщение или его часть, которое:
задевает собеседника. Если никого на форуме по факту не задевает - не конфликтоген.
обычно задевает людей в подобных ситуациях (например, демонстрация неуважения). У людей разная норма обидчивости. Если это задевает человек вследствие повышенной нормы обидчивости, это проблема обидчивого. Норму обидчивости определяет модератор.
Типовые конфликтогены:
неаргументированное обвинение
неаргументированный негатив, носящий характер не мнения,

- Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания : изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения , гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки : гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Можно сказать, что человек умеет отвечать на вопрос: "Кто автор поэмы "Евгений Онегин"?". Можно сказать, что у человека развит навык владения иностранным языком (хотя под владением иностранным языком в основном подразумеваются знания человека). С некоторой натяжкой, но так можно говорить. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык. Да, в процессе освоения какого-то умения или навыка может появиться новое знание, но точно так же в процессе посадки яблони можно случайно услышать оперу Чайковского; нельзя же на основании этого отождествлять яблоню и Чайковского.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные. Если, например, у человека имеется такая дурная привычка как алкоголизм, то это не просто потребность в периодическом употреблении этилового спирта, но ещё и определённые ритуалы, шаблоны поведения ("выпить за знакомство", "выпить по случаю праздника" и т.п.). Порой эти ритуалы, шаблоны оказываются сильнее самого их обладателя. Даже если человек бросил пить, но попав в определённую ситуацию, он не может удержаться и у него "рука сама тянется".

Есть привычки хорошие, например у человека, делающего после пробуждения утреннюю гимнастику. Есть привычки нейтральные. Такие, например, как у автолюбителя во время поездки слушать музыку. Но для всех привычек, хороших, плохих или нейтральных, характерно то, что как внутри самой цепочки действий, так и вызов самой этой цепочки действий, носит автоматический характер. Данный автоматизм в силу своего характера рано или поздно может нанести весьма существенный вред их обладателю. Даже если привычка носит положительный характер (как в случае с зарядкой), тем не менее весьма возможна ситуация, когда автоматизм может навредить (например человек опаздывает на работу, но все равно не может без утренней зарядки).

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

— 4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу .

— Как эффективно использовать методы развития.

1) Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

— Как быстро развить любой навык?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:


В беседах с родителями воспитатель должен подробно и в доступной форме разъяснить, при каких условиях наиболее успешно формируются навыки и привычки.

Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности.
Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх.
Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно.
Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития.
Требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он самостоятельно пришил пуговицу, так же неправильно, как не требовать этого от ребят шести лет. Двигательные умения, координация движений, развитие мелкой мускулатуры рук у четырехлетнего малыша еще недостаточны для того, чтобы он мог, не причинив себе вреда, действовать иголкой.
Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
На одном из собраний в детском саду отец трехлетнего Димы рассказал о постигшей его неудаче. Вдохновленный идеями трудового воспитания, молодой папа предложил сыну отремонтировать деревянный автомобиль. Дал мальчику молоток, гвоздик и показал, как прибить отломившуюся стенку кузова. Дима с интересом взялся за дело, но сразу же поранил палец. Помахав рукой и подув на палец, подбадриваемый отцом, малыш мужественно принялся снова за дело, но оно никак не клеилось. Разочарованный, он сдался, бросив в сторону молоток, а в ответ на настойчивые уговоры отца пустился в рев. «Чтобы отвлечь Диму и успокоить, - рассказывал отец, - я предложил ему построгать со мной дощечку. Но Дима воспринял это предложение как наказание: подозрительно посматривая то на ушибленный палец, то на маленький рубанок, решительно отказался от предложения».

Вместе с тем существует и другая опасность - опоздание в формировании того или иного навыка.

Дело в том, что успех в обучении ребенка пред дошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности, так как все поведение детей этого возраста носит преимущественно непроизвольный характер, т. е. строится на их интересе к выполняемому заданию.
То, что привлекает ребенка, что радует его, что ново, выполняется им охотно и поэтому успешнее. Если ребенок уже «перерос» то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать. Известно, например, что легче научить ребенка есть самостоятельно до полутора-двух лет, чем в более старшем возрасте, когда он, во-первых, уже привыкает к тому, что его кормят взрослые, и, во-вторых, у него появляется много других занятий, благодаря которым он может удовлетворить возрастающую потребность в проявлении самостоятельности.
Воспитание навыков и привычек - одна из задач всестороннего развития ребенка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические правила. Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» указывал на огромную роль личного примера родителей в воспитании ребят.
Он говорил: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение» (1).
Эти слова А. С. Макаренко, безусловно, в полной мере относятся и к формированию привычек. Действительно, поведение окружающих ребенка взрослых оказывает значительно большее влияние на поступки и привычки детей, чем словесные указания. Как бы часто ни говорили ребенку, что, входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется.
На занятиях по счету в детском саду девочка особенно внимательно и с большим интересом слушает объяснения воспитателя. Когда ее просят ответить на вопрос, она вначале тянет руку к затылку, затем дает правильный ответ. И так несколько раз. И всегда, прежде чем произнести слово, рука направляется к затылку, будто только с помощью такого жеста она может правильно ответить. За девочкой в детский сад пришел папа. Не стоило начинать с ним разговор с упоминания об этой нежелательной привычке. Девочку сначала похвалили за сообразительность. «Считать она любит»,- сказал папа, теребя сзади волосы. Стало ясно, откуда у ребенка некрасивый жест.

В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами. Детям необходима спокойная, радостная обстановка, понимание их внутреннего мира. Вместе с тем доброжелательность в отношениях взрослых с детьми должна сочетаться с требовательностью.

Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его. Если это не соблюдается, если требования детского сада не поддерживаются родителями или один из них отменяет то, что считает необходимым требовать другой, прочные навыки и привычки не могут образоваться.

Жертвой как раз такого положения дел стал четырехлетний Миша. Его мама Татьяна Леонидовна в полном согласии с воспитателем приучает мальчика самостоятельно одеваться и терпеливо добивается этого по утрам. Но когда сына в детский сад ведет папа, у него не хватает терпения наблюдать неловкие движения малыша, и он быстро одевает Мишу сам, сэкономив несколько минут, но не подумав, какой ущерб воспитанию сынишки тем самым он наносит.
Результат не замедлил сказаться: мальчик начинает одеваться только после маминых напоминаний, в детском саду после дневного сна одевается неумело, медленнее других детей.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение. И малыш, самостоятельно надевший и даже зашнуровавший ботинок, и ребенок постарше, так старательно уложивший игрушки в игровом уголке, будут рады услышать слово одобрения. Оно поддержит желание ребят и в дальнейшем поступать так же.
Спокойный, дружелюбный тон старших настраивает детей положительно по отношению к тем действиям, которые должны стать привычкой. Раздражительность, нервозность - плохие помощники в воспитании.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.
Напутствуя «выпускников» детского сада, воспитатель напоминает им о необходимости беречь школьные принадлежности, относиться к ним так же бережно, как она учила их обращаться с игрушками и пособиями в детском саду.
К. Д. Ушинский, высказавший много чрезвычайно ценных мыслей о природе навыков и привычек и их воспитании, писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хотя одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу и к установлению других однородных».
В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Можно найти множество средств, чтобы закрепить ту или иную полезную привычку. Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра - самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка-дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собою и закрепляется прочно.
Однако игра - средство воспитания при условии руководства ею со стороны взрослых.
Родители могут тактично помочь ребенку довести игру до завершения, при необходимости подсказать возможные варианты ее продолжения или усложнения, включившись в игру, напомнить о том или ином правиле.
Стараясь сохранять игрушки, не портить их, не разбрасывать, ребенок учится бережному отношению к вещам вообще.
Предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, родители тем самым закрепляют у него навыки одевания.
Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п.

Вите три года. Он уже вполне освоился в детском саду, знает, где хранится каждая игрушка. Он взял кирпичики, стал накладывать один на другой, но вскоре неустойчивое сооружение развалилось; взгляд мальчика блуждает по комнате и останавливается на полке с книгами. Витя берет одну из них, перелистывает страничку-другую и, оставив книжку открытой, направляется к кукольному уголку. Берет мишку, наклоняет его, прислушивается к его рычанию. Воспитатель видит, что ребенок не знает, чем заняться. Она предлагает Вите вместе построить башню, а на самый верх водрузить красный флажок. Мальчик с удовольствием соглашается. Пока Витя старательно кладет кирпичики, воспитатель вставляет флажок в отверстие катушки так, чтобы его можно было поставить на самый верхний кирпичик. Но вот беда: башня рассыпается. Однако Витю это не останавливает, он берется за дело снова, и вскоре флажок на самой верхушке.

Две девочки играют в дочки-матери. Мама принимается за приготовление обеда, а дочку отсылает гулять. Хотя приготовление пищи происходит понарошку, серьезности у мамы хоть отбавляй. Наконец обед готов, и дочка приглашается к столу. Воспитатель, наблюдая издали за игрой девочек, с удовлетворением отмечает, как ласково и вежливо ведет себя мама: «Пожалуйста, садись за стол», - приглашает она дочку. Воспитатель, как бы включаясь в игру, замечает: «А дочка вымыла уже руки?»
И другой пример: дети играют в магазин. Коля - продавец, Надя - покупатель. Вот у Нади уже полная корзиночка яблок (желудей), груш (шишек), вишен (семян липы). Надя красиво раскладывает покупки на тарелочки и подает кукле и мишке. Заметив это, воспитатель советует Наде: «Надо помыть фрукты, а то у куклы и у мишки животы будут болеть». Воспитатель воспользовалась случаем, чтобы напомнить еще раз правило.
В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребенку разрешили то, что еще вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.

Воспитателя средней группы очень радует заботливость ее воспитанника Максима: мальчик начинает есть только после того, как убедится, что у всех его соседей есть ложки, пододвинет хлеб соседу по столу; на занятиях всегда посмотрит, у каждого ли есть стул, если нет, сам принесет.

Из беседы с отцом Максима выяснилось, что проявлять подобные знаки внимания друг к другу - твердое правило, принятое в семье. Для Максима не делалось скидки на возраст. «Сначала приходилось напоминать: «Что ж ты сел, а Боря стоит, ему сесть некуда, подай ему стул». Иногда специально кому-нибудь из членов семьи не положим ложку. Заметит ли? Стал замечать. А теперь эта привычка прочно закрепилась»,- рассказывал отец.

А вот другой пример. У Нади добрая бабушка, она очень любит внучку. Стоит Наде заплакать, и добрая бабушка отменяет любой свой запрет, разрешает все, что та ни попросит: и пирожок купит по дороге из детского сада, и ветку с цветущей яблони сломит, хотя еще недавно убеждала девочку, что есть на улице некрасиво, что цветы с яблони срывать нельзя - из них яблоки вырастут.
Надя уже усвоила, что «слезами горю можно помочь», и пользуется своим открытием. Вот и растет капризной. В беседе с родителями воспитатель подчеркивает, что только последовательность в требованиях к детям позволяет закрепить у ребенка полезные привычки.

Отец Кости рассказал, что родители приучили мальчика помогать старенькой прабабушке, которая с трудом передвигается: принести ей очки, палочку, справиться, не нужно ли ей что-нибудь подать.
Мать Юли очень довольна тем, что девочка охотно участвует в уборке квартиры. Эту привычку удалось закрепить благодаря общим усилиям родителей, дедушки и бабушки, которые всегда находят для Юли посильные задания.

Формирование привычек - процесс постепенный, не допускающий «авралов». И если есть в воспитании пробелы, восполнить их можно также постепенно. Именно поэтому родителям, намеревающимся отдать ребенка в ясли или детский сад, так настойчиво предлагается заранее готовить детей к этому событию, и в первую очередь соотнести круг их умений с теми требованиями, которые будут предъявляться в дошкольном учреждении.

Воспитателю надо познакомиться с родителями еще до прихода ребенка в детский сад, сообщить им о режиме дня, предложить приобщать к нему ребенка.
Желательно приблизить и рацион питания, и способ приготовления пищи к тому, который принят в дошкольном учреждении. Следует также приучать ребенка к посильной самостоятельности.
В беседах с родителями воспитатель рассказывает о том, что должен уметь ребенок, чтобы в коллективе сверстников он мог чувствовать себя равным.
Посещая семью своих будущих воспитанников, педагог узнает о привычках ребенка, его индивидуальных особенностях. Все это важно, чтобы с приходом в детский сад можно было создать лучшие условия для скорейшего привыкания малыша к новой обстановке.
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать, кроме общих закономерностей, и индивидуальные особенности их формирования.
Это не значит, безусловно, что одни дети могут усвоить такие навыки и привычки, которые недоступны другим.
Однако нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, аккуратно складывать игрушки, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура.
Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки.
Они охотно участвуют в подвижных играх, физкультурных занятиях и быстро усваивают соответствующие навыки. Зато такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости. Но есть дети, которые в равной мере проявляют склонности к занятиям, требующим как усидчивости, так и подвижности; приобретение ими различных навыков и привычек протекает примерно с равной затратой сил.
Чем же объясняются эти различия? Немалую роль здесь играют уклад жизни семьи, ее интересы, профессия старших, семейные традиции. В семье, где увлекаются спортом, дети рано начинают приобщаться к гимнастике, лыжам, конькам, плаванию, рано приобретают соответствующие навыки. А в другой - интересы иные...

Л. И. Каплан, "Посеешь привычку - пожнешь характер", М., 1980.

10. Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

11. Человек: индивид, личность, индивидуальность

Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Понятие человека тесно связано с понятиями «личность», «индивид», и «индивидуальность».

Личность – это многогранное понятие, включающее в себя следующие общие положения:

понятие «личность» включает в себя совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т. е. личность всегда характеризуется индивидуальностью;

личность представляет собой уникальную форму социального бытия человека – индивидуальные свойства личности являются социально значимыми и формируются в процессах социализации и взаимодействия с другими людьми;

личность – это единое целое, обладающее устойчивой структурой, состоящей из иерархически связанных отдельных черт личности;

личность является динамичной структурой, способной развиваться и самоорганизовываться, постоянно взаимодействуя с социальным окружением.

личность является связующим звеном всей психической деятельности, обуславливая ее непрерывность, преемственность и целесообразность.

Таким образом, личность – это человек в совокупности своих устойчивых социально обусловленных индивидуальных психических характеристик, которые составляют единую систему, способную развиваться и самоорганизовываться во взаимодействии с другими личностями и обществом.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью. Индивид обладает как общими характеристиками, такими как целостность психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность, так и индивидуальными качествами и их совокупностью, которые отличают его от других индивидуумов (эмоциональность, чувствительность, рациональность и т. д.).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане индивидуальность, в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Новорожденный ребенок не является личностью. Это биологическое существо, имеющее способности рода Homo sapiens: конфигурацию тела, предполагающую прямохождение, структуру мозга, обеспечивающую возможность развития интеллекта, строение руки, дающую в перспективе возможность использования орудий и другие природные предпосылки для развития человеческих качеств. В процессе развития и усвоения социального опыта человечества ребенок индивидуализируется, становится индивидом Формирование личности происходит через приобретение особого социального качества, включение в систему общественных взаимоотношений и процессов, в которых индивид выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, достигший уровня личности, способен действовать опосредованно, т. е. подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными целями и намерениями.

...). Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Было опубликовано “Слово о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ История России с древнейших времен” С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие...

Вытеснения” . Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях. Рассматривая заявленную нами тему “Тревожность и экзаменационные испытания у человека” следует выделить основные оперируемые понятия и термины, в частности, такие основополагающие как тревога, явления тревожного ряда, тревожность и стресс. Касаясь всей...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры