Венецианов краткая биография и творчество. Школьная энциклопедия

Главная / Психология

Как чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явления, которое в итоге достигнет расцвета в эпоху передвижников.

Но величина художественного дарования Венецианова, масштаб его человеческой личности оказали огромное влияние на развитие русского изобразительного искусства не только в рамках одного жанрового направления. Это становится особенно заметно при внимательном взгляде на его полотна.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» - воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, - картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. матери - Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое - его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное - ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» - один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина - часть цикла, посвященного временам года.

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки - всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, - выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои - простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку - кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои - их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное - ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима. Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам - Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев - людей из народа. Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену - Марфу Афанасьевну - и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок - это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и - что особенно бросается в глаза - мягкий, но всё заполняющий свет.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети - частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен - это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка - главный герой С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова - гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец - Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром - главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, - одна из вершин творчества великого русского живописца.

Венецианова называют певцом крестьянской жизни. Крестьянская тема не соответствовала сложившимся эстетическим взглядам зрителей того времени, в котором жил художник. Его пристрастие к «низкому жанру» вызывало непонимание. Лучшие картины нашли своего зрителя лишь спустя десятилетия после смерти живописца.

Знакомство детей с творчеством Венецианова нужно начинать с дошкольного возраста. Предлагаю для детей познавательный материал о биографии и картинах художника.
Алексей Гаврилович Венецианов – создатель новой темы в русской живописи. Его творчество было самобытным, свободным и своеобразным. Он творил, повинуясь своему разуму, слушая свое сердце, и не стремился кому-либо угождать своими картинами.

Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.

В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.

В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:

«Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…»

В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:

«кистью современного живописца часто управляют нужда и вежливость, а он вынужден отступать от истины и марать свои достоинства».

В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым им природа назначила».

Он и сам шел путем, назначенным природой.

В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».

В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.

В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…

В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.

«Захарка» 1825

Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

« Спящий пастушок» (между 1823-1826)


Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

Слово «порты» означает длинные неширокие штаны, армяк – сшитый из армячины крестьянский кафтан. Кафтан – верхняя мужская одежда, похожая на халат. Армячина – шерстяная ткань.

Лапти – вид обуви, который использовался в каждой крестьянской семье. Их плели из липового лыка, из ивовой и дубовой коры. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Луб – внутренняя часть коры молодых деревьев. Онуча – кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Время создания портрета неизвестно.

Молодая девушка смотрит на мир открыто и робко. В живых глазах отражена чистая, невинная душа. Искренний взгляд манит загадочностью. Губы замерли в легкой улыбке. Ее каштановые волосы гладко зачесаны. Синяя косынка бережно обрамляет нежное лицо. Она не знает зла и тяжелой крестьянской доли, верит в добро, доверяет людям…

Это не измотанная трудом крестьянка, а юная красавица. Даже в том, как девушка держит руку, таится благородство манер, чувств. Художник изобразил образ, полный гармонии и юной прелести. Он уверен в том, что юная крестьянка несет в мир свет и заслуживает счастья в жизни.

«Жнецы» 1825

На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

«На пашне. Весна» 1820


Раннее утро. Молодая крестьянка в красном сарафане и нарядном кокошнике боронит пашню. Первый день пахоты был настоящим праздником. Крестьяне выходили в поле в своих лучших нарядах. Картина полна аллегорий. В образе женщины воплощена богиня весны. Она плавно ступает по пашне босыми ногами. Лошади, тянущие плуг, покорно повинуются своей хозяйке. На окраине поля играет младенец, одетый в одну рубашонку. Молодая мать любуется своим первенцем, доверив его матери-земле. Ребенок олицетворяет начало жизни. На распаханном поле видна пробивающаяся зелень. Вот рядом с высохшим корявым пнем растут молодые деревья. Вдали, словно по кругу, ведет за собой лошадей другая крестьянка. В этом простом сюжете предстает вечный круговорот жизни: обновление природы в связи со сменой времен года, ее рождение и увядание.

«На жатве. Лето» 1820


Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!

Приближение искусства XIX века к непосредственному изображению окружающей жизни, увлечение работой с натуры нашло свое выражение и в педагогике Венецианова. Он создал школу художников, считавших повседневную реальную жизнь главным содержанием искусства.

Практическое владение перспективой, точное изображение реального предмета во всей его конкретности, написание портрета, пейзажа, интерьера было основой его педагогического метода. Обучение начиналось на ранних этапах развития художественного дарования ученика. Не исключались и общепринятые элементы профессиональной подготовки: в интерьерах мастерской и комнат Венецианова, написанных его учениками, можно увидеть гипсовые отливки известных античных статуй, живописные «оригиналы».

Одной из характерных черт метода стало стирание граней между живописными жанрами. Работы его учеников разносторонне изображают окружающее, отдавая дань бытовому портрету. Это изображение семьи или узкого дружеского кружка людей: люди пьют чай, музицируют или беседуют в уютных комнатах, в гостиной помещичьего дома, в мастерской художника. Интерьер представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей.

Например, картина А. Алексеева « Мастерская А. Г. Венецианова», где в большой комнате, заставленной гипсовыми слепками, завешанной живописными этюдами, несколько юношей расположились работать с натуры и рисовать с гипса. Характерна и небольшая картина «В комнатах» К. Зеленцова с ее светлой живописью, мастерским решением отдельных уголков интерьера и поэтическим ощущением неторопливого течения будней, украшенных занятиями искусством и дружескими беседами.

Маленькая картина «Мастерская братьев Чернецовых» А. В. Тыранова передает своеобразную атмосферу петербургской художественной богемы начала XIX века, тонко описанной Гоголем в «Невском проспекте». В небольшой бедно обставленной комнатке на окраине города, освещенной тусклым светом неяркого северного дня, играет на гитаре молодой художник, а другой задумчиво слушает его, пристроившись на диване.

Одна из лучших работ такого рода — «Сборы художников на охоту» Е. Крендовского. Действующие лица этой сценки, разыгрывающейся в угловой комнате провинциального помещичьего дома, тоже портретны. Однако картина лишена портретной застылости, действия людей живы и непринужденны. Органично передана атмосфера привычных, радостных, несуетливых приготовлений. Правдива «сборная» обстановка «холостой» комнаты — простая, застланная одеялом кровать и большое зеркало красного дерева, не занавешенное окно и небрежно прикрепленная тюлевая штора, чубуки, ружья, бутыль ружейного масла на подоконнике и т. п.

Бытовой жанр также занимал венециановцев. Картина А. Денисова «Матросы в сапожной мастерской» изображает комнатку Адмиралтейства, где трое матросов обсуждают починку сапога. Здесь — все типичные качества бытового жанра: элементарность действия, почти лишенного динамики, пристальное внимание к реальному облику людей, ко всем деталям окружающей их обстановки. Прекрасно передан простой «натюрморт» из рабочих инструментов, аккуратно разложенных на свету у окна.

Не менее типичны картины Л. Плахова. Он писал и крестьян, но его более интересовал быт ремесленников, что было новым для русской жанровой живописи. В начале 1830 годов им было написано полотно «В кучерской Академии художеств». Картина производит впечатление неторопливого, вдумчивого описания изображаемой жизни. Все это сделано с большим знанием облика и привычек представленных в картине людей. Плахов не «снисходит» к своим героям, а как бы находится с ними на одном уровне.

Демократизм художника естествен и органичен. «Кузница» и «В столярной» отличаются прекрасным пониманием типов мастеровых своеобразия их труда, особенностей их быта. Манера исполнения этих работ более широкая и живописная. Трактовка темы динамичнее, хотя сюжет минимален, как и всегда. Чувствуется свободное владение жанровой темой, что связано с общим развитием реалистического искусства этого времени.

Усилия Венецианова-педагога породили и своеобразную школу русского национального пейзажа. Характерными его чертами являются непритязательность, но непременная типичность мотива, сельский характер последнего, крайняя непосредственность трактовки выбранного куска природы, включение в пейзаж несложных бытовых сценок.

Таково полотно А. Тыранова «Вид на реке Тосно» с высоким обрывистым глинисто-желтым берегом, поросшим кустарником. С большим знанием натуры написан изрезанный низкий левый берег реки, отражающий высокое голубое небо и белые облака. Характерно стремление передать состояние природы: эффект знойного летнего полдня со слепящим солнцем, при котором предметы почти не отбрасывают теней.

«Зима» Н. Крылова отличается еще большей непосредственностью изображения занесенной снегом реки в поросших темным лесом берегах. В картине есть элемент наивности, что ощущается в рисунке деревьев ближнего плана. Однако контраст четких силуэтов фигур и темных полос леса с ослепительной белизной света великолепно передает прозрачность, яркость солнечного зимнего дня.

Характерен путь, который прошли ученики Венецианова — А. В. Тыранов и С. К. Зарянко. А. Тыранов, автор «Кабинета художника Венецианова» и «Мастерской братьев Чернецовых», остался в истории русского искусства как портретист. Попав в 1830 годы под влияние вернувшегося из Италии К. Брюллова, он начал писать подражательные, романтические жанровые полотна («Итальянка с тамбурином»). Его портреты также обнаруживают влияние Брюллова, сказавшееся в романтизированной трактовке образа. К числу удачных работ Тыранова этой поры можно отнести портреты П. А. Плетнева, А. Алексеева, писателя И. Лажечникова.

Зарянко также принадлежит к числу тех учеников Венецианова, которые, попав в Академию художеств, усваивали господствующие там вкусы и приемы, стиравшие черты воздействия их первого учителя. Одно из ранних полотен Зарянко «Зал училища правоведения» еще близок венециановцам простотой замысла и вниманием к натуре. Но с середины 1840 годов в его портретах ощутимо стремление к внешней импозантности, соединенное с натуралистическим иллюзионизмом. Таков, например, « Портрет Н. В. Сокуровой».

Однако лучшие портреты Зарянко хранят психологическую убедительность и живописное мастерство, которые присущи общему уровню русского реалистического портретного искусства середины XIX века. Таковы портреты миниатюриста Ф. Толстого и М. Воронцовой. Зарянко известен как педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он способствовал развитию реалистических начал в методике преподавания, в понимании задач искусства.

В целом ученики Венецианова составили самостоятельное явление в русском искусстве середины XIX века. В их творчестве, как и в творчестве их учителя, — один из тех путей, которыми развивался реализм в русском искусстве первой половины XIX века. Окружающая действительность у венециановцев утверждалась как объект изображения, как содержание искусства, их творчество служило отысканию методов и приемов непосредственного отражения этой жизни.

А лексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».

Ученик Эрмитажа

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ - портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург - на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж - делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

Алексей Венецианов. Портрет Н.П. Строгановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Фонвизина. 1812. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» - первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом - в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ - «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

Отставка и труды «в сельском домашнем роде»

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали - они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин - «Утро помещицы», «На пашне. Весна» - художнику позировала жена.

Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Утро помещицы. 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Очищение свеклы. 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения. В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств . Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.

Венециановская школа

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году. Художник учил их писать с натуры - это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной» , - писал Венецианов. Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду» . Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги. Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно. Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях - и не навязывал им академические каноны живописи.

Алексей Венецианов. Гумно. 1821-1822. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Петр Великий. Основание Петербурга. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Причащение больной женщины Святых Тайн. 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский - министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены. Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет - у постели больного или умирающего - позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности - выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца - Александра Венецианова - стала одной из первых русских художниц.

(1847-12-16 ) (67 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя

Жанр:

Живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни

Работы на Викискладе

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов ( -) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств , основатель так называемой венециановской школы .

Биография

Род Венециановых происходил из Греции , где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского . В молодости писал лирические портреты - матери (), А. И. Бибикова (), М. А. Фонвизина ().

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Февраля 25 дня 1811 Пункт II: служащий при Лесном департаменте замлемером Алексей Гаврилов Венецианов, по представленному им живописному собственному портрету, определяется в Назначенные; программою же ему на звание Академика задается написать портрет с г. инспектора Кириллы Ивановича Головачевского. Протоколист: Скворцов На обороте: Избран в Академики 1811 года сентября 1 дня.

А. Г. Венецианов. Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

Современники о А. Г. Венецианове

П. П. Свиньин. Взгляд на новые отличные произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге. 1824

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, - и совершенно успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого мностранного любителя художеств…

В. И. Григорович. О состоянии художеств в России. 1826

Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Галерея работ

Память

  • В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР , посвященная Венецианову.
  • Тарас Шевченко упоминает А. Г. Венецианова в своей автобиографической повести «Художник».

См. также

Примечания

Библиография

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862.
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931.
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов . - Л.; М.: Искусство, 1949. - 140 с. - (Мастера русского искусства). - 5 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780-1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954.
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955.
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598.
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780-1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. - М.; Л.: Изогиз, 1963. - 72 с. - (Русские художники). - 30 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. - Л. : Художник РСФСР , 1970. - 56, с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980.
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983.

Ссылки

  • Алексей Гаврилович Венецианов. Биография, творчество и картины художника
  • Венецианов Алексей Гаврилович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Венецианов, Алексей Гаврилович в библиотеке «Старатель»
  • Подушков Д. Л. Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова. Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 18, май 2000.
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. - Тверь: СФК-офис 2009. - 416 с.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 февраля
  • Родившиеся в 1780 году
  • Умершие 16 декабря
  • Умершие в 1847 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Жанровая живопись
  • Родившиеся в Москве
  • Жертвы несчастного случая
  • Умершие в Тверской губернии
  • Академики Императорской Академии Художеств
  • Погибшие в транспортных происшествиях

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игры с мячом
  • Толстов, Павел Александрович

Смотреть что такое "Венецианов, Алексей Гаврилович" в других словарях:

    Венецианов Алексей Гаврилович - Алексей Венецианов Автопортрет, 1811 Дата рождения: 1780 Дата смерти: 1847 Национальность: грек Жанр … Википедия

    Венецианов Алексей Гаврилович - (1780 1847), русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В. Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму (А. И. Бибиков, 1805 … Художественная энциклопедия

    ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович - (1780 1847) российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые… … Большой Энциклопедический словарь

    Венецианов Алексей Гаврилович - живописец (1780 1847). Пользовался уроками Боровиковского. Был почетным вольным общником Академии Художеств. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Был первым, по времени, русским… … Биографический словарь

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры