Заморские гости Рерих Н. Сочинение: описание картины Н

Главная / Психология

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был "замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии".

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни. Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После "Гонца", по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне".

"Заморские гости" - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу...

Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством.

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей.

Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.

На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".

И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.

Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей

В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» - картины, которую он написал живя в Париже. На выставке в Императорской Академии художеств в 1902 году полотно увидел император Николай II. Работа ему настолько понравилась, что он приобрёл её для Царскосельского дворца. В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он сказал: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Его коллеге по цеху Василию Сурикову при помощи своих работ удалось перенести зрителя в прошлое. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. Николая Рериха увлекало другое - он уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство…» - восклицал художник.

Заморские гости

В русское искусство Николай Рерих вошёл сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род». Работу горячо встретили Илья Репин и Василий Суриков. Так что не стоит удивляться, что ее сразу, прямо с выставки приобрёл Павел Третьяков. По совету Репина, Николай Константинович уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Фердинанда Кормана.

Французский художник также сразу определил, что перед ним сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. За время учёбы Рерих только сильнее проникся интересом к истории и когда уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» лишь одна работа из этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу получила такое всеобщее признание, что художнику пришлось сделать с неё несколько повторений.

Рерих описал свою картину меткими словами

Скажем более, картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Николаем Рерихом в 1900 году. «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

Меткими, художественно точными словами описывает мастер плывущие ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. Наполненные ветром, они наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу…С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Лиц на картине не видно совсем

Картина привлекает взор своей красочной праздничностью. Для творчества Рериха присущи яркие цвета, этим его работы легко отличить среди других художников. Здесь это очень заметно. В украшении кораблей, озарённых закатными лучами, художник использовал красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски. На фоне фиолетовой воды отчетливо выделяются белоснежные облака и крылья летящих над морем чаек. Вдоль берега видны зелёные линии холмов, на которых изображены округлые валуны. Это следы движения ледников.

На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укреплённый тыном и башнями славянский городок. Несложно представить, как из окон своих домов жители наблюдают за иноземной флотилией с тревогой и волнением, а кое-кто и с любопытством. С миром или войной пришли заморские гости? Торговать или наоборот забирать в полон намерены они? Так и слышится с полотна безмолвный вопрос… Да и варяги в размышлении. Как примет их неведомая страна? Будет ли к ним доброжелателен местный люд? Глядя на картину, невольно начинаешь вспоминать старинные предания и одним из первых почему-то возникает история о Рюрике, которого призвали княжить в Новгород.

Автор сумел наполнить картину движением, которое чувствуется во взмахе вёсел, в гомоне чаек и взмахе их крыльев. Неподвижные холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Интересный момент - на картине нет написанных лиц, отдельных характеров. Викинги едва различимы, а жителей русских городов не видно и вовсе, и тем не менее, в ней чувствуется жизнь.

Перечитывая летописи

Русский художник Сергей Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мёртвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени… Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих тёмной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится… Но полузримый, невидимый - он везде».

С последним трудно спорить. Мастер сумел перенести зрителя в глубь веков и сделать его очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. В результате создаётся впечатление, что человек заново перечитал старинные летописи и прежде всего «Повесть временных лет».

Николай Рерих

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов на его полотнах звучат темы Индии и Востока. Творческое наследие Николая Рериха огромно. В нём более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету. Кроме того, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Периодически он ездит в Петроград и занимается делами Школы общества поощрения художеств. Однако после революционных событий 1917 года, когда Финляндия закрыла границы с Россией, он с семьей оказался отрезанным от родины.

Интересные факты из жизни художника

Николай Рерих вёл в США широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Основанные Николаем Константиновичем объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), нью-йоркский Музей Николая Рериха стали крупными очагами культуры, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Предложенный им специальный флаг - Знамя мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всём мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от неё. Вместе с младшим сыном Станиславом Рерихом он устраивает выставки и продажи картин, пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа. Все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.

Мысль о возвращении не покидала Николая Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Рерих - Заморские гости

Передо мной изображение картины Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского живописца, «Заморские гости». Это произведение входит в цикл «Начало Руси. Славяне». Каждый может найти данную картину в Третьяковской галерее. Художник очень любил посещать исторические объекты и представлять, что в этих местах происходило сотни лет назад.

Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться, почувствовать прохладную свежесть соленой воды, если подойти очень близко к картине. Вода настолько чиста и прозрачна, что можно даже увидеть камни, лежащие на дне. Так же видны участки суши, холмы с небольшими поселениями, домишками славян плавно переходят в равнинную местность.

Нельзя не обратить внимания на главный фрагмент произведения – массивные деревянные корабли с яркими алыми парусами. На суднах должно быть плывут древние племена варягов. Корабли этих воинов можно долго разглядывал, ведь Рерих подчеркнул все мелкие детали, узоры, щиты, деревянную драконью голову. Местных жителей не видно, никто не торопится встречать заморских гостей, а значит, что сражение не ожидается, они плывут с миром.

Произведение Н.К. Рериха завораживает своими насыщенными красками. Создается захватывающая, фантастическая атмосфера каких-то древних сказаний и былин. Картина настолько наполнена жизнью, что кажется, будто художник и впрямь наблюдал за всеми этими событиями.

Сочинение-описание картины Заморские гости

Передо мной полотно великого русского художника «Заморские гости». С первого взгляда узнается уникальный стиль творца –яркие колоритные тона, сочность и насыщенность каждого мазка.

В центральной композиции картины – две чудесные ладьи, плавно скользящие по иссиня-прозрачным водам моря к берегу. Они прибыли издалека, не мало времени потратили на это путешествие. Туго натянуты алые паруса, полные ветра, кажется, словно слышен его свист и шорох в парусине. Длинные тяжелые весла сложены, время ветру потрудиться, витязи отдыхают. Рябь бежит по воде, расступаясь перед могучими кораблями, бьется тревожно о корму. Размытое отражение величественной ладьи в водах спокойного побережья играет и переливается в солнечных лучах, озорно поблескивая.

Нос корабля украшен вырезанными умелыми руками деревянными декоративными фигурами в форме голов драконов, в бою они должны устрашать врагов викингов.

Тут же прибиты красочные деревянные щиты, показывающие мастерство, удаль, и умение постоять за себя.
Люди на корабле облачены в металлические кольчуги и шлемы, наверняка на поясе у каждого из них висит меч-кладенец, увесистый и суровый в бою.

Тихонько перешептываются между собой заморские гости-варяги, дивятся непривычным видам и пейзажам, открывшимся их взору.

Всполошенные чайки, обгоняя ладьи, крича, несут на своих белоснежных крыльях весть о новоприбывших гостях.
На заднем фоне, по правую сторону, виднеется земля. Среди высоких холмов, покрытых десятком оттенков изумрудного и салатового, нежным ковром зелени стелется травушка, а на вершине спряталась маленькая деревушка. Морской воздух противопоставлен Привольно и широко раскинулись русские земли. Вдали на горизонте, виднеется одинокий островок. Синее небо тонет в голубых водах моря.

Гостей ждет радушный прием, в заморских землях, здесь они отыщут себе товарищей по ратному делу и наладят торговые пути. Но пока, ни одной человеческой фигуры не видно на берегу. Погода благоволит их делам, небо ясное, ни тучки, ни облачка. Природа сияет и блещет своей красотой, поражая воображение иноземцев.

Картина похожа на иллюстрацию волшебной сказки о богатырях, волшебным очарованием веет от этого красочного произведения искусства.

Художник, вдохновленный светлым образом русской природы, с любовью и трепетом, мастерски, реалистично, используя только ему подвластные цветовые гаммы, словно, чародей, изображает чудесные мотивы древней истории славян.

Видео - Лучшие работы Рериха

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу (бору) 2 класс (описание)

    Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют Утро в сосновом лесу). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Один из самых загадочных художников Николай Рерих родился 9 октября. За свою жизнь он создал около семи тысяч картин. Рериха называют одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Даже краткая биография художника похожа на удивительный роман. Он успел объездить практически весь мир. Рерих жил во Франции, Бельгии, Голландии, германии, Англии, Финляндии, США, Китае, ездил на Цейлон, Филиппины, а последние годы провёл в Индии. В российский период художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Славяне». Одна из самых ярких работ серии - картина «Заморские гости».

Николай Рерих с детства интересовался историей, живописью. Родители не поддерживали его увлечение искусством. Его отец был нотариусом и готовил сына для юридической карьеры. Тем не менее, Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. Занимался в мастерской художника Архипа Куинджи. Дипломная картина Рериха «Гонец (Восстал род народ)» была сразу же приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.

Николай Рерих «Гонец (Восстал род на род), 1897

После выпуска из Академии Рерих много работал в историческом жанре, он отправился в большое путешествие по России, посетив более 40 городов. Художник изучал корни русской культуры, памятники истории. За время поездки он создал около 90 этюдов и сделал фотографии, которые вошли в книгу художника Игоря Грабаря «История русского искусства». По впечатлениям от этой поездки Николай Рерих создал цикл «Начало Руси. Славяне». На год он уехал в Париж учиться живописи в мастерской художника Ф. Кормона. Во Франции художник и создал картину «Заморские гости» (холст, масло 85х112,5).

Николай Рерих «Заморские гости», 1901

Картина «Заморские гости» сразу получила всеобщее признание, художник сделал с нее несколько повторений. Рерих говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». На выставке в Императорской академии художеств «Заморских гостей» в 1902 году приобрел Николай II для Царскоселського дворца. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

У картины есть авторский заголовок «Народная живопись», который напоминает мотивы и краски народной живописи. В картине «Заморские гости» есть символы и элементы, которые можно увидеть в иконах или в работах мастеров прикладного искусства – ладьи, сочетание красного, синего, белого. И в то же время в работе есть некая декоративность, которая отражает стиль модерн. Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. На вершине одного холма видны три кургана – это захоронения вождей. На другом – укрепленный славянский городок. Николай Рерих восхищался историей Древней Руси, он говорил: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство…».

Рерих был не только мастер живописи, но и слова. У картины «Заморские гости» есть очень поэтичное описание, которое ей дал художник: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями <…>. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

У картины есть еще одна особенность – ни у одного из персонажей художник не изобразил четкого лица. Эта характерная черта есть и во многих других работах Николая Рериха. Об этой особенности художник Сергей Маковский говорил следующее: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они – без имени… Их нет отдельно, и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины».

Звучные, контрастные цвета складываются в яркую мозаику, которая переносит зрителей в далекий мир Древней Руси. Картину «Заморские гости» искусствоведы считают одним из самых сильных произведений художника.

Пять интересных фактов о Николае Рерихе

1 . До 1917 года Николай Рерих жил в России. В этот период он занимался археологией, коллекционированием, проектированием и росписью церквей, участвовал в проектах по возрождению русской старины. Художник также активно работал как сценограф. Он создал декорации и костюмы к театральным спектаклям, нескольким постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одна из самых известных его театральных работ – балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского.

2. Во время Февральской революции семья Рерихов была в Финляндии, которая закрыла границы с Россией. Так в 1917 году Николай Рерих с женой Еленой и двумя сыновьями оказался отрезан от родины. Часть картин ему удалось вывезти. В Финляндии Рерих создает картины, посвященные Карелии, пишет часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории». Художник в 1918 году перебирается в Швецию, затем в Лондон, рассчитывая осуществить свою давнюю мечту – путешествие в Индию. Однако из-за финансовых трудностей поездку пришлось отложить.

3. Николай Рерих был первым русским художником, кому предложили выставку сразу в 30 городах США. Это масштабное трёхлетнее турне организовал Чикагский институт искусств. Николай Рерих с семьей в 1920 году переезжает в Нью-Йорк, где открылась его первая персональная выставка. Далее его выставки прошли в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и других городах и имели большой успех. В США Рерих находит и новых учеников, и финансовую поддержку. Начинания художника спонсировал брокер Луис Хорш. Он также нашел деньги и на путешествие Рериха в Индию, куда художник с семьей отправился в 1923 году. При содействии Хорша в 1929 году в Нью-Йорке был открыт музей Рериха. Для чего был построен 29-этажный небоскреб Мастер-Билдинг в стиле ар-деко. Помимо музея в здании находились Институт объединенных искусств Мастера и аппарат-отель. Правда, в 1938 году Хорш после скандалов с художником полностью завладел зданием.

4 . С 1920-х по 1940-е основной темой в творчестве Николая Рериха был Восток. Он создал серию «Учителя Востока», серию об образах женщин «Матерь Мира», писал картины, освященные природе, горам. В его искусстве главенствовали философские поиски. Вместе с женой Еленой Рерих художник продвигал духовное учение Агни-Йога или «Живая Этика». Идея учения в том, что смыслом эволюции человечества является духовное совершенствование. А важнейший фактор проявления человеческого духа на Земле – культура, поэтому, по мнению Рериха, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является главнейшей задачей общества.

Николай Рерих «Завет Учителя», 1947

Николай Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Художник завещал похоронить себя по индийскому обычаю. Философские начинания Рериха продолжили его сыновья – востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих.

Святослав Рерих «Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье», 1928

5. В коллекции воронежского музея им. И. Н. Крамского есть две монументальные экспозиции Николая Рериха «Утро княжей охоты» (холст, масло 1901 год). Сюжетный мотив в этой работе слит с пейзажем, который задает особое, «историческое» настроение.

Николай Рерих «Утро княжей охоты», 1901

В материале использованы данные из книги «Сто великих картин» Н. А. Ионина.

Невозможно представить родную русскую землю без водных просторов. Это и реки, и озера, и моря, и океаны. Эта тема занимает у многих художников большое место в их творчестве. По многочисленным рекам России издавна купцы перевозили свой товар, люди путешествовали. На картине «Заморские гости» показан один из водных путей России. Я читал, что этот путь ведет к Нижегородским землям.

Автор в своей картине показал заморских гостей, которые прибыли в наши края. Две большие ладьи рассекают водную гладь. Купцы внимательно вглядываются в сторону дальних, незнакомых берегов. Художник очень точно и красочно изобразил все детали, все украшения на ладьях. Он показал и щиты на корме, и узорчатую резьбу. Над кормой возвышается голова дракона.

Речную гладь рассекают весла. Лишь движение ладьи нарушает водный покой. Вода на картине очень чистая, лазурно-голубого цвета. Она настолько кристальна, что видны камни на дне. Над водными просторами летают белые чайки. Возможно, движение кораблей напугало их, и они кружатся с криками вокруг них. Создается впечатление, что ясное, голубое небо отражается в реке, создавая еще более яркое впечатление от картины.

На берегу никого не видно. Лишь вдали мы видим небольшое поселение. Русских людей уже сложно чем-то удивить, ведь они привыкли к разным гостям, в том числе воинственным. Наши соотечественники всегда могли дать отпор недоброжелателям и отстоять свою независимость. Если же гости пришли с миром, то они встретят радушный прием. Думаю, что гости, изображенные на картине прибыли с мирными целями, не для вражды. Картина получилась очень яркой, художник использовал насыщенные краски, показывая и красоту природы, и кораблей. Ладья ярким пятном выделяется на фоне воды изумрудного цвета и приковывает к себе внимание, заставляя любоваться.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры