Цой погибает. Биография виктора цоя

Главная / Ссоры

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Про его гибель в автокатастрофе написано много. Но наиболее полными и правдивыми, как мне кажется, были две статьи написанные Олегом Беликовым, сделанные на основе поездки журналиста на место трагедии в ноябре 1990 года. Одна была опубликована в газете "Живой звук", вторая в журнале "Rolling Stone".

Вот эти статьи

Rolling Stone "Кина не будет"

Мысль поехать на место гибели Цоя возникла не у меня. Одна из столичных знакомых, некто Светка, сказала мне: "Мы собираемся на ноябрьских махнуть автостопом в Тукумс, на место, где Цой разбился. Поедешь с нами?". Идея эта настолько плотно засела в моей голове, что я собрал все имеющиеся наличные деньги - около 300 рублей, купил 2 блока сигарет "Опал" и потопал в редакцию местной газеты "Знамя Октября". Изложив Галине Ивановне, главному редактору, предложение послать меня в командировку для "расследования причин гибели Виктора Цоя", я на самом деле абсолютно не представлял, как же я буду проводить это расследование. И поэтому я попросил выдать мне какой-нибудь официальный документ. Верительную грамоту.
"Бумагу мы тебе, конечно, дадим, но денег - нет!", - сказала Галина Ивановна. "Я на свои поеду!", - ответил я, и мы стали думать на какую такую "деревню дедушке" ее адресовать. Самым умным показалось решение выбрать в качестве адресата прокурора Тукумского района (раз есть район, значит, должен быть и прокурор, а он уж завсегда главней милиции будет). В бумаге говорилось, что корреспондент такой-то "направляется для сбора материала о последних днях жизни Виктора Цоя. Просьба оказать ему всяческое содействие".

Запихнув в сумку фотоаппарат, вспышку, с десяток фотопленок и консервы, я вскоре уже стоял перед Светкой и двумя ее подругами, тоже решившимися "повидать место". Выйдя из метро, мы побрели к трассе. "На Ригу". Я весьма мало верил, что такой-то шофер-дальнобойщик за каким-то лешим посадит такую ораву к себе в кабину и покатит ее "за так" аж до Риги. Поэтому, решительно оставив девчонок в пятнадцати метрах от поста ГАИ, вынув свою "охранную грамоту" и редакционное удостоверение, я зашел на пост. Милиционер, внимательно пробежав глазами по бумагам и увидев грозное слово "прокурор", сказал: "Ну, подождать немного придется, пока нужную машину поймаем. А эти что, тоже с вами?", - кивнул он в сторону девчонок. "Да, тоже корреспондентки!", - ответил я как можно беспечнее.
"Нужная машина" нашлась с четвертого раза. "Это, возьми корреспондентов в сторону Риги", - сказал гаишник водителю. "Этих?", - шофер недоверчиво покосился на нас. "Ага, документы в порядке, я проверял". "Ну, пусть садятся", - обреченно ответил тот. В кабине мы тут же извлекаем из сумки магнитофон "Электроника-302" и включаем Цоя. Где-то на полпути водитель высаживает нас и отправляется спать на какую-то, знакомую только ему, стоянку дальнобойщиков. Мы, бодрясь, плетемся по шоссе. В довершении ко всему идет не совсем уместный снег. Холодно. Редкие машины не останавливаются или "едут не туда".
Лишь с восходом солнца нам удается вписаться в новенький "Уазик", который довозит нас до самого Тукумса. Оставляю девчонок на железнодорожной станции и отправляюсь в поисках прокуратуры. Прокурор Янис Салонс, человек с добрыми глазами, внимательно изучает мои бумаги. Они ему явно нравятся. Он берет большую толстую книгу, похожую на амбарную, и начинает листать. В этой книге записаны аварии. Запись занимает одну строчку: марка машины, госномер, ФИО владельца. Нужная запись находится, когда назад пролистано листов десять исписанной бумаги. Похоже, что аварии случаются тут почти каждый час.

Я смотрю, машина зарегистрирована на Марьяну. Дело вела следователь Эрика Казимировна Ашман. Прокурор снимает телефонную трубку, крутит диск. "Эрика Казимировна? Сейчас к вам подойдет журналист из Москвы, ознакомьте его, пожалуйста, с делом номер 480". Я спрашиваю: "А разве Вы сегодня работаете, ведь праздник - 7 ноября?". "Ну, это у вас там, в Москве, праздник, а у нас никакого праздника нет. Мы ваши
советские праздники не признаем". Эрика Казимировна сначала встречает меня "в штыки". Звонок из прокуратуры на нее, видимо, не подействовал.
"Я вообще не имею права показывать вам материалы из этого дела, оно еще не закрыто, и, к тому же, ваши коллеги уже понаписали в газетах то, чего не было, а мне потом попало за то, что я будто бы показывала им материалы. Нет, сюда никто не приезжал, вы - первый, один только звонил по телефону из "МК", я ему прочитала некоторые выдержки, а он потом все перепутал. Написали, что Цой не был пьяным по результатам "экспертизы активных клеток головного мозга", а у нас такой экспертизы вообще нет, у нас городок маленький, это может только в Риге такую экспертизу делают, и то я не знаю. Делали только анализ крови на алкоголь, его там не было, и все. Почему не повезли в Ригу? Так никто не знал, просто сказали, что молодой парень разбился. Вот я вам дам ознакомиться с материалами дела, а вы потом понапишите, а мне опять попадет!".

Чувствую, что сейчас мне скажут "До свидания", и с жаром начинаю объяснять, что именно поэтому я здесь, чтобы узнать все "из первых рук" и не допустить никаких "неточностей". И что в журналистике встречаются разные люди, как, в общем, и в других профессиях. "И у вас тоже, наверное, такие есть!". Последний аргумент действует, и дело № 480 ложится передо мной на столе. Листаю, листаю, листаю. Эрика Казимировна: "Это? Это о возбуждении уголовного дела в отношении Цоя Виктора Робертовича. Как за что? Как виновника аварии. А вот постановление о прекращении дела за смертью обвиняемого. Ну да, если бы не погиб, то был бы суд, а вы как думаете, это для вас он певец, а для нас просто правонарушитель. Нет, ну не посадили бы, наверное, но оштрафовали бы точно. А что вы хотели, автопредприятию ущерб нанесен - Икарус только из ремонта шел, и опять месяца на два встал, а это деньги! Он же не ездил, пассажиров не возил, у предприятия убытков на несколько тысяч, наверное!"

Начинаю выписывать все самое интересное. Через несколько минут понимаю, что многостраничный том может отнять у меня пару дней жизни. Прошу разрешения переснять некоторые страницы. "Что вы, я вам и дело-то не должна была показывать". Потом сдается: "Ну ладно, только никому не говорите, а то дело еще не закрыто". Быстро вынимаю фотоаппарат и начинаю снимать одну страницу за другой. "Водитель Москвича – 2141 темно-синего цвета (госномер Я6832МН) Цой Виктор Робертович на 35-ом километре шоссе Слока-Талсы не справился с управлением и съехал на обочину шоссе, проехав по ней 250 метров. Затем его автомобиль ударился об оградный столбик моста через реку Тейтопе. От удара Москвич выкинуло на встречную полосу, по которой двигался автобус Икарус-250 (госномер 0518ВРН, водитель Янис Карлович Фибикс), автотранспортного предприятия № 29 г. Тукумс. Время столкновения - 11 часов 28 минут. Погода: +28. Видимость - ясная".

Эрика Казимировна объясняет мне, как найти квартирную хозяйку Бироту Луге, у которой снимал комнату Цой: "Вы на машине? Записывайте: поселок Плиеньцемс, дом Зелтини. А там нет нумерации домов, просто скажите таксисту "Дом Зилтини", он найдет. Или вам покажут местные, спросите, там все знают". Прощаясь, фотографирую хозяйку кабинета. "Да меня-то зачем, не надо!", - вдруг смущается она.

Девчонки ждут на железнодорожном вокзале, возле которого стоят несколько свободных такси. Знакомимся с водителем. "Янис. Фамилия? А зачем Вам? А-а-а, журналисты. Из Москвы?! О Цое материал?! Мелдерис - моя фамилия. Место аварии знаю где. А возил туда уже ваших - поклонников этих. Вам много ездить-то? Куда?". Девчонки тут же включают кассету с Цоем. Шофер не возражает и даже разрешает курить в салоне. Машина мчится в направлении поселка Плиньцемс. Минут через 20 мы уже въезжаем в поселок. Янис, высунувшись из окошка, спрашивает по-латышски у прохожего про "Зелини".

Тот машет рукой по направлению движения машины, поясняя про отделку из желтого песчаника. Отсюда и название. Подъезжаем. На солнце дом действительно отливает золотом. У калитки почтовый ящик с надписью "Zeltini". Вхожу во двор. Дверь в дом закрыта. Обхожу дом вокруг. Еще одна дверь. Тоже закрыта. Заинтересовавшиеся мной соседи объясняют, что Бироте - на работе, на рыбоперерабатывающей фабрике. Сажусь, едем. На краю поселка длинное одноэтажное здание. Перед ним - ворота с распахнутыми дверями, в которые мы и заезжаем. Вхожу и иду искать начальника. Найдя, объясняю, что нужна его работница Бироте Луге, для чего мы фактически из Москвы и приперлись.

Он сочувственно кивает и проводит меня в цех прямо к рабочему месту Бироте. Она перебирает свежую рыбу. "Вот журналисты к тебе из Москвы приехали. Можешь идти домой", - говорит начальник. Та быстро и как-то стыдливо вытирает руки, снимает фартук, и мы выходим на улицу. В машину Бироте сесть категорически отказывается, уверяя, что дойдет и так. Мы ждем ее у калитки. В доме несколько комнат. Мы садимся в гостиной. Хозяйка плохо говорит по-русски, и нас здорово выручает таксист Янис, вызвавшийся быть переводчиком.

"Виктора я узнала через его подругу Наталью. Она сюда уже десять лет каждое лето приезжает, еще со своим первым мужем. А последние три года с Виктором. Иногда они Витиного сына с собой брали Сашу. Обычно на три месяца приезжали - с июня по сентябрь. Отдыхали как? Ну, в лес ходили за грибами, всем семейством. В бадминтон играли. На скейте катались. На рыбалку он еще частенько ездил, Сашку часто с собой брал. Нет, рыбы не много привозил, он не рыбак был. Говорил, для удовольствия ловит. И что в шумной Москве так хорошо не отдохнешь, каждый раз повторял. Море очень любил, вон оно - за домом, за соснами - уже берег. Часто с Натальей туда ходили, купались. Ел что? Да ничего особенного, что было. Да, помидоры очень любил!"

"Да я с ним особо и не общалась. Только когда он спрашивал, что где взять можно. Вино хорошее всегда в подарок привозил. А сам почти не пил, за весь вечер может только рюмочку-другую, и то, по настроению. В тот день, накануне, он вообще к вину не притрагивался. А за столом что-то засиделись, заговорились, и легли уже поздно. Утром, часов в пять он собрался на рыбалку, хотел Сашку взять с собой, да тот умаялся, он и пожалел его будить. Один уехал… Москвич свой очень любил, очень он ему нравился, он же его только три месяца назад купил". Спрашиваю о том, какую музыку он слушал последнее время. "Даже не знаю. Я в ней не разбираюсь, крутилось у него что-то на магнитофоне в его комнате. Иногда сам на гитаре что-то наигрывал, напевал. Нет, фотографий его у меня нет. Вы? Мне подарите? Спасибо. А он что, известным музыкантом был?"

Как это произошло...

Прощаемся с Биротой и едем на место аварии. "Это у хутора Таутопнике, там всего один дом и есть", - говорит Янис. "Минут пятнадцать отсюда, если на машине". Едем. Наконец шоссе резко сворачивает влево. Сразу за поворотом - мост через реку Тайтопу. На мосту уже висят самодельные плакаты и постеры с изображением Цоя, всякие ленточки и "фенечки". В центре у ограждения стоит трехлитровая банка с цветами. Вокруг тоже цветы, прямо на асфальте. Запасливая Светка извлекает бутылку вина. Я открываю ее, и мы по очереди делаем по глотку. Прошу Яниса посигналить. Он понимающе кивает и несколько раз длинно давит на клаксон.

У Наташки и Женьки начинают подозрительно блестеть глаза. Допиваем бутылку, и я отправляюсь к одинокому дому. На мой голос выходит хозяйка. Это Антонина Ивановна Урбане. Она рассказывает: "Я ехала следом за этим Икарусом, тоже на автобусе. Меня водитель согласился подвезти до дома. Он все время впереди нас был. Он пустой ехал, только из ремонта. Только на несколько секунд за поворотом скрылся. Подъезжаем, а там уже все - Икарус передними колесами в речке стоит, и машина легковая, вся искореженная, посреди дороги. Водитель Икаруса еще даже не успел из-за руля вылезти - в шоке был. Ну я послала своего внука Колю Звонникова, он на лето погостить приезжает, "cкорую" и милицию вызвать. Первая "скорая" приехала, потом милиция. Врачи того парня из машины доставали, его там зажало. Это без двадцати двенадцать было".

С правой стороны моста видны выбитые Икарусом из оградительных ограждений куски бетона, висящие на арматуре. В речке - следы от колес автобуса. С другой стороны моста тоже есть выщербленный сбоку столбик, - тот, в который врезался Москвич. Посередине дороги - здоровая кривая царапина длинной метра три - смявшись от страшного удара, ее прочертил кардан Цоевской машины. Мы садимся в такси. "Теперь куда?", - спрашивает Янис. "Хорошо бы тот автобус найти. Это автопредприятие №29. знаете где?", - говорю я.

"Я же там работаю, а автобус этот у нас в парке стоит, он, по-моему, еще на линию и не выходил!". Едем посреди коридора корабельных сосен. Затем слева начинают мелькать озера. На каком-то одном из них и закидывал Цой свои удочки. Во дворе автопарка мы подъезжаем к тому самому Икарусу. Водителя нет, ушел на обед, и когда придет не известно. Я фотографирую автобус и возвращаюсь в машину. "Хорошо бы саму машину Цоя найти!", - говорю я. "А чего ее искать, она у нашего начальника в боксе стоит, он ее оттуда и забирал!". Едем к начальнику.

Конопиев Сергей Алексеевич, узнав о цели визита, расплылся в хитрой улыбке: "Надо же, ото всех прячу, никому не говорю, а вы как-то узнали. Вы первый, кто меня нашел. Я ее в свой бокс поставил, и то узнали! Ладно, пойдем - покажу. Машины никто не касался. Там я только удочки забрал, вот они у меня в кабинете стоят, и несколько рыбешек в багажнике было, я их выкинул, все равно испортятся. Сфотографировать машину? Это я не знаю, это надо у родных разрешения спрашивать!", - говорит он и звонит в Ленинград - Марьяне. Ее нет дома. Родители Цоя, Валентина Васильевна и Роберт Максимович, явно удивлены звонком из Тукумса с просьбой о фотосъемке машины. "Машина оформлена на Марьяну, Виктор водил по доверенности, Марьяне и решать, а мы здесь решать не можем".

Начальник автопредприятия №29 Конопиев Сергей Алексеевич открывает гараж, в котором стоит разбитый Москвич Виктора Цоя. Подходят девчонки. Как говорят автомеханики, "машина восстановлению не подлежит". Перед автомобиля похож на гармошку: крышка капота сложилась вдвое, так же вздыбилась и крыша. Передние кресла вдавились в заднее сиденье. Внутри салона мы замечаем прядь длинных черных волос. Восприимчивая Женька, увидев их, тут же начинает рыдать. Ника, зная о запрете снимать, толкает меня локтем и заговорщическим шепотом говорит: "вон он отвернулся и не смотрит - снимай давай!" Я отвечаю, что я так не смогу.

Сергей Алексеевич открывает багажник. Сзади машина совершенно целая, удар был лобовой. В багажнике валяется потертый рюкзак (видимо для рыбы) и лежит несколько свернутых афиш с праздника "МК" в Лужниках. На них - анонс гала-концерта "Звуковой дорожки" и в центре крупно написано - группа "Кино". Машина темно-синего цвета (а не белого, как писали некоторые московские издания), и мотор у нее на месте. Мы выходим из бокса. Настроение у всех подавленное

"А вот, кстати, автобус, который гроб в Ленинград возил", - говорит Сергей Алексеевич, и указывает на желтый ПАЗ-672 с номерным знаком 2115 ЛТР. "Его фотографировать можно, только номер не пишите. А то поклонники в Москве встретят, стекла еще камнями побьют. Как за что? Все-таки гроб привез. Нет, я тоже считаю, что автобус здесь ни при чем, а вдруг? А вел автобус водитель Гузанов Владимир, он его прямо из Тукумского морга до самого Богословского кладбища и привез. Забирали гроб Наташа, она здесь была, потом Марьяна приехала, и, по-моему, Айзеншпис тоже приехал.
Мы водителю командировочные на два дня выписали. Ведь никто же везти не хотел, все отказывались. Ну, во-первых, дорога длинная до Ленинграда, да и быстро не погонишь - гроб ведь. А Володя "залетел" перед этим с пьянкой, вот его в наказание и отправили". Прощаясь, Копиев дает мне свою визитку с просьбой прислать материал, когда выйдет. Едем обратно к вокзалу. Начинает темнеть. Проезжая мимо места аварии, Янис уже без нашей просьбы дает длинный гудок.
Просим остановить у какого-нибудь магазина, купить сигарет и конфет. В магазине полно и того и другого, но строгая продавщица спрашивает у меня визитную карточку покупателя. Ни с чем выхожу из магазина. Видя мое расстроенное лицо, Янис спрашивает, в чем дело. Объясняю, что хотел купить пару коробок конфет, но не продают. "Подожди, вон шофер знакомый разгружается, давай 25 рублей". Я даю, и через минуту он возвращается с двумя коробками конфет. Наконец мы доехали до вокзала. На счетчике 23 рубля с копейками. Девчонки ноют, что у них денег совсем мало осталось. Я вынимаю двадцатипятирублевку и говорю, что "сдачи не надо", а пусть он лучше погудит еще, когда будет проезжать место гибели Цоя. Он обещает

Живой звук "Смерть Цоя: такая, какая она есть на самом деле"

Вступление

В этом году Виктору Цою исполнилось бы 35 лет. Дата круглая, но не дожил. Скоро наступит 15 августа, день, в который начнётся новый, уже восьмой по счёту год жизни без Цоя. Многие почитатели "КИНО" до сих пор уверены, что гибель их кумира не была случайной. В те дни некоторые средства массовой информации старались внушить публике мысль, что смерть очень долго ждала музыканта и просто выбирала подходящий случай для нападения.

Часть КИНОманов до сих пор считает, что Цой жив. Самые преданные Витины фанаты пытались проводить собственные расследования происшествия, из-за чего вокруг простой аварии возникло такое количество слухов, мифов и легенд, что в самый раз выпускать толстенную книгу, посвящённую гибели артиста. В редакцию газеты "Живой звук" журналист Олег Беликов принёс уникальные материалы, посвящённые той катастрофе, в том числе интервью с Витиной матерью Валентиной Васильевной Цой, датированное февралём 1991 года и никогда ранее не публиковавшееся. Поскольку в достоверности фактической информации сомневаться не приходится, мы решили опубликовать самую правдивую версию трагедии. И наконец-таки поставить точку в этой истории.­­

Каникулы

Одной из статей дохода латвийки Бирты Луге, работавшей на рыбоперерабатывающем комбинате, был её дом, прозванный соседями по рыбацкому посёлку Плиеньцемс (что под Ригой) “Зелтини”, если по русски то "Золотой"

С Натальей Разлоговой Бирта познакомилась давно - ещё тогда, когда та находилась в первом браке. Так что когда однажды Разлогова прибыла в Плиеньцемс с молчаливым темноволосым парнем по имени Виктор Цой, г-жа Луге просто приняла к сведению изменения в личной жизни своей постоянной клиентки. О том, что он музыкант, да ещё известный, Бирта узнала только потом.

Валентина Васильевна Цой: "Я знаю, что такое автокатастрофа, знаю, что он погиб. Я не могу не верить Наташиному рассказу. Я биолог по образованию, и поэтому тот акт является для меня неоспоримым аргументом. Помню, правда, что после того, как в первый раз попыталась его прочитать, я месяца два к нему подойти не могла. Вообще-то нужно быть готовой к чтению бумаг с описанием травм твоего ребёнка. То есть к физиологическим и анатомическим подробностям чьей бы то ни было смерти я готова, но другое дело, когда это написано про моего сына! Однако от этого никуда не деться! Жизнь и смерть - они всегда стоят рядом. Я не собираюсь специально интересоваться обстоятельствами его смерти, из того акта я поняла, что у него в груди была жуткая дыра, и он умер мгновенно. Но ребята с Богословского кладбища постоянно меня мучают предположениями, что якобы он не мёртв. Для матери это очень тяжело".

Наташа приезжала вместе с Виктором и его сыном Сашей каждый год на всё лето - с июня по сентябрь. В подарок хозяйке глава семьи всегда привозил бутылочку хорошего вина, которую выпивали тут же за встречу. По словам Бирты, Витя всегда говорил, что нигде ему так хорошо не отдыхается, как в "Зелтини". И не удивительно - за домом, сделанным из желтого песчаника, шёл небольшой ряд сосен, а прямо за ними уже проглядывали волны залива. И было необыкновенно тихо.

Виктор и Наташа очень ценили покой, который излучал рыбацкий посёлок. Всей семьёй они любили ходить за грибами, играли в бадминтон, катались на скейтборде и, конечно же, рыбачили. Трудно было поверить, что Витя - "один из этих, волосатых", которые всё время что-то орут в микрофон по телевизору. Уж слишком сильно парень не соответствовал расхожим представлениям о рок-музыке - хоть он и привозил с собой гитару и магнитофон, но песен истошным голосом не орал. Виктор частенько что-то наигрывал, но это происходило только в его комнате и очень тихо.

Валентина Васильевна Цой: "Мы тут шли с кладбища, я вижу кругом надписи "Витя жив". И я говорю: "Роберт, ну как можно поверить, что твоего Вити нет?!" А недавно раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку и слышу "Мама!" Я, единственное, что могла в ответ "Ах, что?!" Но не Витькин голос, видимо перепутали. И повесили трубку. Меня после этого "крутило" весь вечер. А дальше - ещё страшнее. Я очень люблю тех ребят, что живут на Богословском. Через их судьбу прошёл Витя, и моё горе - это их горе. И они пытаются доказать мне, что Витя жив. Говорят: "Валентина Васильевна, вы знаете, есть такая примета, что животные обходят стороной места, где зарыты покойники. Их никогда не увидишь на могиле". Я отвечаю: "При мне вороны прилетали, они ведь не боятся ничего. Сначала сели на зонт, а потом ещё ближе к могиле подлетели". А они: "Ещё белочка на его могилу садилась…" И, представляете, эти дети, что всегда там, рядом с Витей, тоже начинают сомневаться. Один мальчик с Богословского, Стас, мне рассказывал: "Знаете, ночью на могиле бывает какое-то свечение, что-то совершенно неземное вверх поднимается…" В общем, есть в них вера в Витину сверхъестественную силу"

Сашка - сын Виктора и Марьяны Цой (первой жены музыканта) - очень любил ездить с отцом на рыбалку. "Мужики" обычно возвращались домой уставшие, но счастливые, даже несмотря на то, что рыбы, как правило, было немного. Судя по всему, им просто нравился сам процесс: сначала - сборы на рыбалку, упаковка снаряжения, погрузка его в машину, затем - езда по ночной дороге и долгое бдение у реки.

Валентина Васильевна Цой: "Был такой момент, когда я хотела уйти. У меня скопилось большое количество тетрадей Витиных фанатов со стихами-посвящениями. Там море стихов, и они такие… убийственные! И тогда, в тот период, уйти к нему было довольно легко, понимаете? Затем я всё ревела, "сидела" на таблетках… Я колебалась, но постоянно себя уговаривала, что мне есть для кого жить: во-первых, непонятно, что дальше будет с Сашей, поскольку Марьяна создаёт новую семью; во-вторых, Ирина Николаевна, Марьянина мама - нуждающийся в помощи человек. Кроме того, у меня есть сестра, которая в какой-то степени слаба - мать умерла, отец умер, и осталась я у неё одна. Короче говоря, я решила, что мне есть для кого жить! Надо жить! Я даже обязана жить! Ведь и Роберту я нужна, и сыну его Лёне…

У Роберта есть сын?

Да, Лёня, очень хороший мальчик. Роберт ведь нас бросил, женился на другой, а потом опять вернулся. Сейчас его сыну уже 17 лет, но до 14 парень даже не знал, что у него есть брат Витя. Его мать сразу дала ребёнку свою фамилию - Кузнецов, и не разрешала Роберту видеться с ним. Единственное о чём Лёня знал, - это то, что у его отца фамилия Цой. Но в конце конов она разрешила Роберту позвонить Лёне, и они начали общаться - встречались, ездили на рыбалку, и сразу всё наладилось. Мальчишка всегда к нам тянулся, он понимал Витьку. Сейчас Лёня берёт нашу фамилию, он сам так решил. Видите, и ему тоже надо жить, и мы должны ему помочь".

Трагедия

В начале двенадцатого утра 15 августа уже начинало припекать солнце, +24. Витя возвращался домой с ночной рыбалки. В этот раз Сашка с ним не поехал, поскольку вечером заснул, не дождавшись отца. Прямая линия асфальта шоссе Слока - Талсы меж двух рядов корабельных сосен летела под колёса машины Цоя со скоростью 150 км/ч. В багажнике лежали пара удочек и улов - несколько рыбёшек. Навстречу ему ехал "Икарус - 250" с номерным знаком 0518 BPH, за рулём которого сидел Янис Карлович Фибикс. Он перегонял из ремонта пустой автобус на свою родную автобазу № 29. Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе "Тейтопнике", был впереди пути, как первого, так и второго.

Хозяйка "Тейтопнике", Антонина Урбане, ехала следом за "Икарусом" на другом автобусе. Впереди едущий "Икарус" постоянно находился в поле её зрения и только на минуту скрылся из виду - при повороте за дом. Когда Урбане подъехала к дому, то увидела, что "Икарус" уже стоит в придорожном кювете, передними колёсами съехав с моста в маленькую речушку. Его шофёр всё ещё был в кабине. А посреди дороги стоял "Москвич" со смятым капотом, от сильного удара развернувшийся поперёк шоссе. Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью. А крыша машины, деформировавшись, зажала его голову. Смявшийся карданный вал прочертил на шоссе глубокую царапину длиной около метра.

В Тукумсе дороги не то, что в России. Они хорошо заасфальтированы, так что большая скорость там не редкость. Отсюда частые аварии. Для местных жителей многочисленные инциденты стали привычным делом. И для следователя Тукумского ОВД Эрики Ашмане, которая вела дело № 480 об аварии на 35-м км шоссе Слока - Талсы, случившаяся катастрофа не была чем-то из ряда вон выходящим. Для того чтобы зафиксировать этот случай, понадобился всего один абзац официальной бумаги в овэдэшной документации. А за год в этом ОВД накапливаются десятки страниц с подобными записями. Антонина Урбане послала своего внука вызвать по телефону "скорую". Часы показывали 11 часов 40 минут. Врач "скорой", прибывший к месту аварии раньше гаишников, констатировал смерть Цоя Виктора Робертовича. Где-то в архивах Тукумского ОВД до сих пор хранится ходатайство о возбуждении уголовного дела на гражданина Цоя В. Р. как виновника аварии. Дело было прекращено "за смертью обвиняемого"

Заснул ли Цой за рулём или задумался - этого уже никто не узнает. Но точно установлено, что "Москвич" врезался в столбик ограждения моста, именно после этого автомобиль и выкинуло на встречную полосу под колёса "Икаруса". А перед этим машина около 250 метров проехала по обочине дороги.

Задремал ли Витя? Съехал, задумавшись? Внезапная остановка сердца? Потеря сознания?

Валентина Васильевна Цой: "Однажды Юра Каспарян мне сказал: "Витя был великий маг, он управлял тысячами людей с помощью той силы, которой он обладал. Я не могу понять, как ему это удавалось. Должно быть, он был очень сильной натурой…" И мне вспомнилось, как однажды Витька пришёл домой, и я ему говорю: "Слушай, ты такой обыкновенный, чего люди по тебе с ума-то сходят?" Он молчит в ответ. "Ты мне скажи, как у тебя хоть дела?" - "Мама, мне очень - очень хорошо". - "Вить, а трудно быть таким?" -2Очень трудно".

Похороны

По сообщению ленинградской программы "600 секунд", в первые дни после гибели Виктора Цоя в Ленинграде на 30% подскочило число самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, ещё не достигшие 21 года.

Автобус с останками Виктора Цоя приехал из Тукумса к воротам Богословского кладбища (что в Санкт-Петербурге) в полдень. Но его поклонники прощались с Витей с самого утра. Сначала - в рок-клубе на Рубинштейна 13, затем - на Камчатке (в котельной, где Цой работал). Гражданской панихиды так и не было. Её заменило сооружение импровизационной выставки на кладбищенской стене. Всюду фотографии, рисунки, значки, плакаты, стихотворения-посвящения. В решётке здания - два склоненных Российских флага. И море людей с траурными лентами, магнитофонами и гитарами. Отовсюду музыка Цоя. Обитый тёмно-синей материей гроб опускается в могилу, устанавливается гранитная плита с надписью "Цой Виктор Робертович. 1962 - 1990". Около - два больших портрета Цоя, венок с надписью: "Певцу и гражданину Виктору Цою. С прискорбием. Корейское общество". После прощания у могилы - траурное шествие по Невскому проспекту. Впереди - портреты Цоя, их несут на руках. Склоненные флаги. Колонны людей сопровождает милиция. Движение медленно, как почётный эскорт. Шествие занимает одну сторону Невского. Едущие сзади машины осторожно объезжают шествующих. На дворцовой площади, под сводами арок, люди начинают скандировать "Виктор жив!"

13:59 16.08.2010

ВКонтакте Facebook Одноклассники

На огромной скорости по лесной дороге несётся «Москвич», откуда доносится громкая музыка… Совершенно внезапно автомобиль ударяется в ограждение, а затем вылетает на встречку, где неспешно двигается междугородный «Икарус». Удар!

Как гласит милицейский протокол, столкновение автомобиля «Москвич-2141» тёмно-синего цвета (Я 6832 МН) с рейсовым автобусом «Икарус-280» (0518 ВРН) (водитель – Фибикс Янис) произошло 15 августа 1990 года в 11:28 на 35-м километре трассы Слока – Талей. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть товарища Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал...

Что произошло за секунды до столкновения? То, что случилось, удалось восстановить достаточно подробно, благодаря протоколам милицейских экспертов и сообщениям свидетелей, которые побывали на месте происшествия: машина неслась на огромной скорости по лесной дороге (таковой она считается по официальным картам), обочина – утрамбованный песок, впереди – небольшой бетонный мосток, который пересекает то ли речушку, то ли ручеёк, то ли обычную канаву.

Внезапно автомобиль вылетает на обочину (свидетели и протоколы отмечают отчётливые следы протектора на песке), касается бетонного столбика и, оттолкнувшись от препятствия, вылетает на встречную полосу. Нужно тормозить! Но водитель продолжает движение, хотя впереди закрытый поворот… Этот поворот скрывает междугородный «Икарус», с которым через несколько секунд столкнётся «Москвич», причём следов торможения легковушки эксперты не обнаружат…

«Мимо меня по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» похож на эту машину – прим. авт.). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Тут же послышался ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус», – дополняет картину Артур Нейманис, свидетель катастрофы.

Но почему водитель автомобиля – Виктор Цой – сначала таранит бетонный столбик, а потом, выехав на полосу встречного движения, не тормозит? Некоторые считают, что лидер группы «Кино» (сама группа тогда находилась в зените славы) позволил себе выпить спиртного: официально известно, что знаменитый певец возвращался с утренней рыбалки, а для русского человека трудно разделить водку и рыбную ловлю… Но друзья Цоя и судебные медики категорически отрицают подобное.

Вот выдержка из официального заключения: «Виктор Робертович Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления». А приятели музыканта единогласно добавляют: «Он достаточно спокойно относился к выпивке, как и к любого рода стимуляторам, несмотря на распространенное мнение».

«Очень часто водители засыпают именно на крейсерской скорости», – комментирует заключение судебных медиков инспектор ГИБДД Александр Маслов. – «Не нужно переключать передачи и, если дорога достаточно прямая, организм расслабляется… Те, кто выжил после подобных инцидентов, отмечают, что создаётся абсолютная иллюзия управления автомобилем, но человек на самом деле спит! Возможно, с музыкантом произошло нечто подобное…»

Но близкие кумира советской молодёжи сомневаются: неужели можно уснуть на такой скорости? «Я лично считаю это маловероятным, ведь от озера, где он рыбачил, до дачи 15 минут езды», – однажды заявил отец музыканта Роберт Цой. – «Может, он не справился с управлением, не совладав со скоростью… Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу. Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот. Но точного ответа нет. Вот и рождаются разные нелепые слухи».

Аналогичного мнения придерживается первая и единственная супруга рок-кумира Марьяна: «Не мог Цой заснуть за рулем! Возможно, Витя в то роковое утро находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа его пела, и он на секунду расслабился, отвлёкся...» Заставить отвлечься фронтмена группы «Кино» могла магнитола – по дороге музыкант слушал кассету, на которую буквально накануне записали новые песни группы.

Эту кассету обнаружит гитарист группы Юрий Каспарян: «Мы были на дороге у Тукумса, под Ригой... Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись...» Позднее черновик обработают, сведут и издадут пластинку «Чёрный альбом», которая мгновенно станет бестселлером и разойдётся миллионными тиражами.

Еще одна версия гибели Виктора Цоя: ему банально не хватило мастерства и опыта. «У него был небольшой водительский стаж», – говорит Роберт Цой, высказывание которого подтверждает продюсер Иосиф Пригожин, друживший с лидером группы «Кино»: «Он не был заядлым автомобилистом. По крайней мере, похоже, до злополучного «Москвича», на котором он разбился, у него не было машины – я возил его на своей «восьмерке». А «Москвич» мы вместе покупали…»

«В то время на «Москвичи» был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно. Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» - прим. авт.) договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Отдали 32 с половиной тысячи рублей», – добавляет Пригожин. – «Это было, по-моему, в мае 1990 года. Так что на своей машине Витька проездил только три месяца. Думаю, он всего пару тысяч километров на ней накатал...»

«Счетчик пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах», – поправляет коллегу бывший продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин, а инспектор ГИБДД Александр Маслов поясняет: «Даже имея врождённый талант, проездив несколько месяцев и накатав несколько тысяч километров, невозможно стать хорошим водителем – нужен гораздо больший опыт. Здесь, возможно, наложились недостаток мастерства, особенности автомобиля и дорожная обстановка…»

Дорожную обстановку, кстати, невозможно назвать благоприятной: лесная дорога, песчаная обочина, крутой поворот, где погиб легендарный музыкант, ни тогда, ни сейчас не обозначен знаками, а на самом повороте – здание, которое сильно ограничивает обзорность… «Если бы у Вити был шофёр или телохранитель, он бы, почувствовав прилив вдохновения, мог бы передать руль ему, и трагедии не случилось бы», – скажет позднее мама рок-кумира Валентина Цой.

Но этого не случилось: ни охранника, ни водителя не было и быть не могло – другое время, другие нравы… А потому остаётся только констатировать факты: 15 августа 1990 года в 11:28 лидер группы «Кино» скончался от полученных травм на месте аварии. Тут же появятся слухи о заговоре чекистов, о колдовстве экстрасенсов, но мнение экспертов и очевидцев единодушно: Виктор Цой либо уснул, либо отвлёкся, а скорость движения оказалась слишком высокой, чтобы музыкант выжил…

Иван Щербаков

Имя: Виктор Цой (Viktor Tsoy)

Возраст: 28 лет

Рост: 183

Деятельность: поэт, певец, гитарист, композитор, актёр, художник

Семейное положение: был женат

Виктор Цой: биография

Виктор Цой является феноменом российской рок-музыки. Лидер рок-группы , музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.


Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.

Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную всенародную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен – такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.

Детство и юность

Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя – Цой Максим Максимович), дедушка Виктора Цоя по отцу, родился в Корее. Несмотря на корейские корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).


С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.

Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».


Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На оставшиеся три рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляшей.

После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени , чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.


Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. Музыкант нередко вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.

Музыка

В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии и музыкантов его группы записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.


Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.

Виктор Цой - "Восьмиклассница"

Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист , басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Виктор Цой - "Война"

На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».

В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.


Виктор Цой и группа "Кино"

1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.

В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.

Виктор Цой - "Группа крови"

После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.

Виктор Цой - "Звезда по имени Солнце"

Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.

В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.

В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.

Виктор Цой - "Кукушка"

«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.

Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале - «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.

Виктор Цой - "Перемен!"

На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.

Цой о музыке:

«Музыка должна охватывать: она должна, когда надо – смешить, когда надо – веселить, а когда надо – и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».

Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.

Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:

«Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов».

Фильмы

Кинодебютом Виктора Цоя как актера кино стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера , своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.


Виктор Цой в фильме "Игла"

Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора Цоя стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-киноактера составила четырнадцать фильмов, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть «эпохи перемен».


Виктор Цой в фильме "Асса"

Это знаменитая «Асса» кинорежиссера , картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл . Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучшего актера года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».

Личная жизнь

В старших классах Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал музыкант. Марианна была на три года старше музыканта. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.


Каждые пять лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь очередной юбилейной даты на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту бы исполнилось 55 лет.

Дискография

  • 1982 - «45»
  • 1983 - «46»
  • 1984 - «Начальник Камчатки»
  • 1985 - «Это не любовь»
  • 1986 - «Ночь»
  • 1988 - «Группа крови»
  • 1989 - «Звезда по имени Солнце»
  • 1990 - «Кино» («Черный альбом»)

21 июня исполняется 50 лет со дня рождения легендарного рок-музыканта, основателя группы "Кино" Виктора Цоя.

Певец, поэт, композитор и киноактер Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец Виктора - кореец, родом из Казахстана, работал инженером, мать - русская, коренная ленинградка, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому в четвертом классе (в 1974 году) родители определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка, как и рисование, была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе. Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6".

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, на оформительское отделение. Но шрифты и плакаты были ему в тягость. Гораздо большее удовлетворение приносило увлечение музыкой.

В 1979 году он был отчислен из училища "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу. Позже учился в СГПТУ №61 по специальности "резчик по дереву", после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды", куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода Олега Валинского группу переименовали в "Кино".

В 1982 группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

Осенью 1982 года Виктор Цой работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума", на котором прозвучали такие песни, как "Алюминиевые огурцы", "Электричка" и "Троллейбус".

Весной 1983 года Алексей Рыбин покинул группу, причиной были разногласия с Виктором Цоем.

Весной 1984 года группа "Кино" выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила звание лауреатов, а песня Виктора Цоя "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была признана лучшей антивоенной песней.

Во второй половине 1984 года бы сформирован второй состав группы "Кино", куда вошли : Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара, вокал), Георгий "Густав" Гурьянов (барабаны, вокал), Александр Титов (бас, вокал). Через некоторое время на место Титова пришел Игорь Тихомиров.

Летом 1984 года группа записала альбом "Начальник Камчатки", затем вышли альбомы "Это не любовь" (1985), "Ночь" (1986), песни из которого "Мама анархия" и "Видели ночь" быстро стали популярными.

Весной 1985 года группа "Кино" стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа "Кино" получила приз за лучшие тексты.

В 1986 году группы "Кино" и "Аквариум" выступили с концертной программой в США и там же записали альбом "Красная волна" (Red Wave).

Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную "Камчатка".

Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа "Кино" получила приз "за творческое совершеннолетие".

Кроме музыкального творчества Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах "Йа хха!" (режиссер Рашид Нугманов), "Конец каникул" (режиссер Сергей Лысенко), "Рок" (режиссер Алексей Учитель) и "Асса" (режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова "Игла" (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.

Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.

В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года - первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.

Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.

24 июня 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия , певец заснул за рулем.

Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Что же касается личной жизни музыканта, в 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива "Кино". 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели Цоя, но официально супруги не разводились.

27 июня 2005 года вдова Виктора Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась.

После смерти Виктора Цоя музыканты "Кино" решили "доработать" и выпустить последний сборник. В декабре 1990 года вышел "Черный альбом", посвященный Виктору Цою. Группа "Кино" перестала существовать.

В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке появилась "Стена Виктора Цоя". Ее исписали цитатами из песен группы "Кино". Поклонники певца собирались у стены два раза в год 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.

В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом фанатами.

15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник (авторы - художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили).

В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя "Котельная Камчатка" , где музыкант числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". Клуб считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

В 2009 году было объявлено о начале конкурса на изготовление и установку памятника Виктору Цою в Петербурге.

20 ноября 2010 года легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

А 21 июня 2012 года, к 50 летию со дня рождения музыканта, Аллея славы русского рока, центральное место в которой займет стена памяти Виктора Цоя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости

Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой подобный, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома примерно в 11 часов 30;минут (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный "Икарус". Есть жертвы. На место дорожно-транспортного происшествия, то есть к 35-му километру дороги Слока-Талсы, выехали Э. К. Ашмане и старший инспектор ДГТС отделения ГАИ Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Как вспоминает Эрика Казимировна, каблуки вдавливались в размягченный асфальт, и трудно было дышать. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: "Икарус-250" снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсельхозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый "Москвич-2141" Я6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар по автомобилю пришелся слева направо, спереди назад. Видимо, передний бампер "Икаруса" прошел по капоту "Москвича" прямо в салон. Руль согнут со стороны водителя, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Капот отлетел, все остальное смято. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, отыскавшимся в салоне, - Цой Виктор Робертович...
Чуть раньше подъехавшая "скорая" стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела.
Единственный очевидец - Нейманис пояснил, что видел лишь мчавшуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость движения "Москвича" точно определить, не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель "Москвича". Чтобы
так далеко отбрасывала двигательь - Ашмане за свою практику не видела. На асфальте от удара остались выбоины, и следы юза, по которым место столкновения определить было несложно. Значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, она берется за основу. В "Москвиче" нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон, колонки, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки…

Невдалеке шумел лес, перекликались птицы, журчала вода. Составив протокол, следователь уехала, а Петерсон остался дожидаться автокран. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока-Талсы спокойная, лесная, машины проезжают изредка. На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один, скорее всего довоенной постройки. Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
- По моему субъективному мнению, - рассказывает Э. К. Ашмане,- Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в 14 от места столкновения. Ехал на высокой скорости. А из-за поворота со скоростью 60-70 километров в час выехал автобус, которого он и не заметил.
Из Тукумса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы не заметили, как за очередным поворотом - тем самым, с горки вниз, вынырнул этот мостик через Теитупе. Остановились. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, повязанные носовые платки женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы... На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Я. Э. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был поврежден левый траверс. Значит, не лоб в лоб.
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала - с согласия прокурора - "в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей". И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая - убийство. Не думаю, чтобы у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняют едущих друг другу навстречу водителей. Практически водитель "Икаруса" не мог видеть стремительно приближающийся к повороту "Москвич". Даже если его кто-то, условимся, предупредил заранее, то ринуться навстречу неизвестному?.. Нормальный человек так делать не будет. Наоборот, Фибикс стремился уйти от столкновения, рискуя протаранить мост, деревья, не без угрозы для своей жизни.
Далее. На озере Цой рыбачил один, по крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т. п. никто оказать не мог, что подтверждает и судебно-медицинское исследование крови.
Возможно ли самоубийство? Я бы на этот вопрос ответил отрицательно. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы на будущее - подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольные турне по Южной Корее, Японии - отвергают эту версию. Ему было 28 лет - только начал жить, выбравшись из угольной ямы. Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, я не думаю, чтобы Цой сознательно подвергнул опасности пассажиров "Икаруса". Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но все же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия - версия следователя Э. К. Ашмане: задремал за рулем, Конечно, не на скорости 130 километров в час (хотел бы я видеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньциемсе около двадцати минут езды. На этой дороге разрешенная скорость - 90 километров в час. Перед поворотом метров за 100 установлен дорожный знак "Опасный поворот". Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса "Москвича" отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от "кармана" автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения., Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом переднеприводном "Москвиче" очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и... все. Спидометр "Москвича" Я6832 ММ остановился на 3400 километрах. Как водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем. Водитель "Икаруса" Фибикс - опытный, со стажем профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Со своей стороны он сделал все возможное, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
Многих, наверное, интересует судьба автомобиля В. Цоя. Первую неделю он находился возле здания Тукумского РОВД и притягивал большое количество зрителей - поклонников певца, а то и просто зевак. Фанаты готовы были растащить "Москвич" по частям. Затем под свою крышу его взяло Тукумское автотранспортное предприятие № 29 - по просьбе родственников, до оформления страховки. Но и сюда продолжали наведываться молодые люди - посмотреть, взять что-нибудь на память. Директор предприятия С. А. Конопиев добровольно исполнял роль гида, предварительно связываясь по телефону с женой Цоя Марианной Игоревной. Можно представить себе, какие душевные муки приносило ей это. У нас также поначалу было желание сфотографировать машину. Созвонились с Марианной Игоревной Цой, и вот что она ответила:
- Знаете, как мне все надоело! Лучше обойдитесь без этого... Не хочу, чтобы вы фотографировали
например, его друг, он ответил бы так же.
Запомнился эпизод в подземном переходе возле Рижского вокзала. Сидел на земле молодой парень и с самодовольной улыбкой фальшивенько наигрывал на гитаре песни Цоя. Перед ним лежал открытый футляр для мелкой монеты. Давайте не будем так делать: открыто врать и убого побираться, спекулировать известным именем. Память Виктора Цоя заслуживает большего.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры