Характеристика Хлестакова из «Ревизора. Хлестаков и городничий: сравнительная характеристика

Главная / Ссоры
Комедия Гоголя «Ревизор» понравилась мне тем, что в ней автору удалось создать непротиворечивый образ Хлестакова, цельный характер, основные черты которого я нахожу в себе. По-моему, Хлестаков резко отличается от всех других персонажей комедии. У всех действующих лиц кроме Хлестакова сходства гораздо больше, чем различий, а Хлестаков – «белая ворона» среди них.
Откровенность, стремление к риску, безумный оптимизм и постоянное пребывание в приятных заблуждениях – вот те качества, которые отличают его от других. Мотивы поступков Хлестакова мне нетрудно объяснить. Характер же Городничего остаётся для меня неразрешимой загадкой. Городничий – личность, диаметрально противоположная мне, и поэтому относительно мотивов его поступков я могу выдвигать самые различные гипотезы.
Хлестаков – необыкновенно смелый человек. Он не трепещет перед вышестоящими чиновниками. Он рискует, играя в карты, и проигрывает все деньги. В своём необыкновенном простодушии он рассказывает всем о своей страсти к карточной игре, не боясь выглядеть глупым и несолидным. В своей безумной смелости, одержимый страстным чувством, он объясняется в любви замужней женщине, жене Городничего, презирая все условности, выдуманные людьми; так же смело, увлечённый новым мимолётным чувством, он целует и обнимает её дочь, предлагая ей руку и сердце. Только в четвёртом действии Хлестаков начинает догадываться о том, что окружающие приняли его за государственного чиновника, но и после этого не спешит бежать из города, не боясь быть разоблачённым, потому что он всеми силами своей души не желает расставаться со своим приятным заблуждением, что все эти люди помогли ему от чистого сердца, дали денег в долг и накормили по причине своего добродушия. Он смел и в конце пьесы, когда мечтает опубликовать в печати всё, что думает о высокопоставленных чиновниках, и не боится вызвать их ярость.
Причина смелости Хлестакова – его безграничный оптимизм. Он непоколебимо верит в то, что впереди его ждёт счастье, что удачи и сплошные наслаждения будут валиться на него всегда. Проиграв все деньги в карты и получив в долг, он опять мечтает играть в карты с тем же самым капитаном, который оставил его без гроша. Он всегда тешит себя надеждой на успех и не желает догадываться о неудачах, которые должны постигнуть его. Ведь логика говорит: «Раз капитан оставил меня без гроша, то он играет, следовательно, лучше меня, и играть с ним снова неразумно». Но Хлестаков не прислушивается к голосу логики.
Вот почему Хлестаков – это воплощение глупости. Все его мысли и убеждения ошибочны и не имеют ничего общего с суровой действительностью. Тешить себя приятными заблуждениями, обманывать самого себя – одна из самых сильных его страстей. Перед ним трепещут высокие чиновники, его боятся, а он не замечает этого. Его кормят и дают денег в долг, а он всё никак не догадывается, что его приняли за государственного человека, и думает, что все они – добрейшие люди, кормят и угождают ему «от чистого сердца, а не то чтобы из интереса». (Действие четвёртое, явление второе). Глупость Хлестакова и его полное незнание людей так велики, что он почти до конца пьесы не догадывается, что все приняли его за ревизора. Он хочет по своему добродушию сам наслаждаться жизнью и другим людям тоже доставлять наслаждения, но ошибочно считает окружающих людей похожими на него. А окружающие люди на самом деле скованы условностями и запретами морали. Для Хлестакова не существует слова «нельзя», а для них это слово имеет большое значение. Но даже тогда, когда Марья Антоновна ясно даёт понять, что не намерена позволять себя обнимать и целовать, не намерена дарить ему наслаждения, и, следовательно, она не такова, как он, Хлестаков всё равно тешит себя ошибочной мыслью, что она может сделать его счастливым.
Было бы ошибкой считать Хлестакова чёрствым человеком, равнодушным к страданиям других людей. Он имеет доброе сострадательное сердце, и поэтому ему больно слышать о страданиях людей, когда он ничем не может помочь этим страдающим людям. Они ошибочно приняли его за ревизора и пришли просить его, чтобы он наказал их обидчиков и притеснителей. Но на самом деле власти у него не было, и помочь им он ничем не мог – ни в тюрьму, ни в Сибирь отправить злодея Городничего не имел полномочий. Вот что огорчило его. Вот почему, слыша о людском горе, он кричит: «Надоели, чёрт возьми! Не впускай, Осип». Он, конечно, сильно жалеет себя и избегает огорчений, но и других людей он тоже жалеет. Думаю, что Хлестаков выслушал бы всех их и помог им, если бы на самом деле обладал большой государственной властью, и испытал бы большое наслаждение при этом, хвастался бы потом своими подвигами, рассказывая всем хорошеньким женщинам о том, как он помог притесняемым и отомстил их обидчикам, восстановив справедливость, заслужив тем самым большую славу и благодарность среди этих обиженных.
Откровенность, болтливость, простодушие и необыкновенная правдивость также резко отличают Хлестакова от Городничего. Хлестакову почти нечего скрывать, потому что, желая наслаждаться сам, он и другим людям всегда рад доставить наслаждение. Его оптимизм, выросший до болезненного состояния, заставляет его непоколебимо верить в то, что в будущем он обязательно разбогатеет, отыграется в карты и сможет вернуть все деньги, которые дали ему в долг эти добрые люди. По-моему, он испытывает горячее чувство благодарности к ним за то, что они выручили его в трудную минуту, и намерен вернуть им все эти деньги, как только у него появится такая возможность. Вот почему он так настойчиво пытается отказаться от подарков, называя эти подарки словом «взятка», и вот почему он просит дать ему денег в долг, намереваясь сразу же возвратить долги, как только появится такая возможность. Я почти полностью согласен с характеристикой Хлестакова, данной Гоголем: «Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжёт. Ему уже кажется, что он действительно всё это производил. Хлестаков вовсе не надуват; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит». По-моему, Хлестаков лжёт только себе, но не другим людям. Он говорит то, что думает, но искренне заблуждается. Так как с помощью своего друга Тряпичкина он мечтает открыть в прессе все свои мысли и наблюдения, то, значит, он не хочет иметь тайны от людей. В своих рассказах Хлестаков разве что немного преувеличил что-нибудь, но в основном нет причины считать его лжецом и не верить ему. Если такой умный человек, как Городничий, смог принять его за ревизора, то почему, собственно говоря, обыкновенные солдаты не могли принять его за главнокомандующего? Думаю, что вполне могли. Так резко отличаясь ото всех людей, Хлестаков, конечно, привлекает к себе всеобщее внимание, и нет ничего неправдоподобного в том, чтобы начальник мог пригласить его на обед. Вполне возможно, что в моду вошло постоянно подшучивать и насмехаться над Хлестаковым, говоря ему «ваше превосходительство», потому что Хлестакову всегда приятно, когда окружающие люди смеется, даже если они смеются над ним. Может быть, даже и на Марье Антоновне он намерен был жениться в тот момент, когда предлагал ей руку и сердце, а на другой день передумал, так как влюбился ещё сильнее в другую женщину, которая показалась ему ещё прекраснее. Он мог бы от всей души любить целую сотню женщин, и не его вина, что русские обычаи и предрассудки запрещают многожёнство.
Хлестакова отличает ещё от всех других людей то, что ему скучно жить так, как живут другие люди, и его не может сделать счастливым никакое количество денег. Для счастья ему необходимы необыкновенные приключения. Ему надо, чтобы с ним произошло что-то такое необыкновенное, что не происходило ни с одним другим человеком, чтобы потом рассказывать всем об этом необыкновенном приключении и приводить слушателей в крайнее удивление и изумление. Удивить людей, создать сенсацию – это тоже одна из его страстей.
Вода и камень, лёд и пламень не так различны между собой, как Хлестаков и Городничий. Я не знаю, есть ли вообще какое-нибудь сходство между ними. В противоположность Хлестакову Городничий – очень трусливый человек, всё время дрожит от страха перед властями, боясь больше всего того, что его подлые поступки станут известны. Взяточник и казнокрад, он страшится законной кары за недобросовестное исполнение своих обязанностей.
В противоположность Хлестакову Городничий – пессимист. Даже тогда, когда Хлестаков делает предложение его дочери, он долго не может поверить в счастье породниться с вышестоящим государственным чиновником.
Городничий по-своему умён. Он наблюдателен и знает людей, и поэтому люди находятся в его власти. Он ворует и нарушает закон сам, и другим позволяет нарушать закон. Если Хлестаков ошибается, думая о людях хорошо, то Городничий не имеет таких иллюзий и знает то, что большинство чиновников стремится только к личному обогащению, что все они – воры и взяточники, жестокие и безжалостные люди, похожие на него. Городничий ошибается только в том, что якобы нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Если Городничий играет в карты, то играет только с более слабым игроком: он выиграл сто рублей у Луки Лукича. Городничий умён, так как ни один купец, ни один подрядчик не мог провести его. Почему же Городничий ошибся, приняв Хлестакова за ревизора? Да только потому, что Хлестаков настолько не похож на Городничего, что Городничему и в голову не могло прийти, что такие люди, как Хлестаков, могут существовать в реальном мире. Городничий не сможет понять, как можно быть таким смелым, чтобы не робеть перед властями; не сможет понять, как можно настолько презирать деньги, чтобы рискнуть играть в карты на деньги, не зная игрока, и проиграть все деньги в карты до последнего гроша; не сможет понять, как можно быть до такой степени глупым, чтобы верить в то, что в мире полно добрых богатых людей, которые бескорыстно помогут тебе в беде, накормят со своего стола лучшими блюдами и дадут денег в долг, когда ты останешься без гроша, проиграв все деньги в карты; не сможет понять, как может быть человеку скучно с неограниченным количеством денег; не сможет понять, как можно жить и никогда не лгать; не сможет понять, как это может быть приятно – смешить людей, быть причиной их смеха. В противоположность Хлестакову Городничий – жестокий и безжалостный человек. Сострадание к другому человеку в нём полностью отсутствует, например, ему нисколько не жаль бедного человека, которого не желают бесплатно лечить дорогими лекарствами. Но не только в этом противоположность между Хлестаковым и Городничим. Если Хлестакову нравится, когда люди смеются, и он желает, чтобы его друг Тряпичкин «умер со смеху», то для Городничего стать причиной всеобщего смеха – трагедия. Вот почему я уверен в том, что Городничий – очень злой человек. Добрый человек сам бы от всей души над собой посмеялся вместе с окружающими, узнав, какую глупую ошибку он совершил, приняв «вертопраха» за ревизора. Его огорчает мысль, что какой-нибудь «бугомарака» напишет о нём комедию, которая доставит много радости людям. Добрый человек наоборот был бы рад тому, что о нём напишут комедию, которая столько смеха и веселья принесёт всему человечеству. Вот почему у меня вызывает большое сомнение оценка Гоголя Городничего, что якобы «злобного желания притеснять у него нет», а «есть только желание прибрать всё, что ни видят глаза».
В противоположность Хлестакову Городничий – лжец по профессии. Он лжёт, что не высек унтер-офицерскую вдову; лжёт, что не берёт взяток, что гостеприимен и не имеет этого порока – лести; лжёт, что никогда не играет в карты, считает это недостойным занятием, даже не знает, как в них играть, после чего Хлестаков снова обнаруживает свою прямолинейную правдивость, и, защищая эту игру от нападок Городничего, говорит, что для него иногда очень заманчиво поиграть. В противоположность Хлестакову Городничий боится сенсации. Он не только не жаждет известности, но боится, что какой-то писатель напишет о нём всю правду так, как она есть. Если Хлестаков может рассказать о себе абсолютно всё, то для Городничего убийственно, если люди узнают о нём пусть даже ничтожную часть тех подлых поступков, которые он совершил.
Итак, решительно ничего не могу найти я сходного между Хлестаковым и Городничим. Так как Хлестаков очень глуп, то, казалось бы, по причине своей глупости он не может принести пользы людям, и в этом, казалось бы, его сходство с Городничим. Но отомстить злодею – разве это не является великим полезным делом? А ведь именно по причине своей глупости, сам того не желая, Хлестаков отомстил этому подлецу Городничему и за слёзы избитой унтер-офицерской вдовы, и за слёзы ограбленных купцов, и за все другие подлости этого лгуна и негодяя. Ведь Хлестаков и сейчас думает о Городничем, что тот – добродушный человек и, наверное, сам от всей души над собой смеётся, узнав себя в той комедии, которую написал Тряпичкин. Участь всех лжецов – в озере огненном, где плач и скрежет зубов. Чем сильнее будет наказан Городничий – тем лучше! Только ужасные мучения, наверное, способны превратить его в доброго человека, и теория непротивления злу насилием – ошибочная теория. Зло должно быть отомщено.
Что же может избавить Хлестакова от его единственного недостатка – громадной глупости? Только аскетическое усилие над собой, только добровольное отречение от любых наслаждений, только добровольное распятие всех своих похотей и страстей. Но надо ли Хлестакову мучить себя добровольно, запрещая себе делать то, что хочется, и, заставляя себя делать то, что не хочется, даже во имя того, чтобы избавиться от своей глупости? Ведь Хлестаков – безгрешен, он не обидел никогда ни одного невинного человека. Так справедливо ли это будет, если он будет страдать, пусть даже добровольно мучая себя? На этот вопрос я и сегодня затрудняюсь дать ответ.

2002 год. Владимир Фомин,
студент

И.А.Хлестаков появляется в городке в тот момент, когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы, городничему от страха видятся во сне крысы. Степень "боязни и страха" чиновников прямо зависит от наделанных ими грехов.

Хлестаков, молодой человек хрупкого телосложения, приглуповат, одет по моде. В городе оказался проездом, возвращался из Питера домой. Он любил поиграть в карты, весело провести время из-за чего оказался без денег. Жил в небольшой гостинице со своим слугой Осипом, за проживание и питание долгое время не платил и поэтому боялся, что трактирщик пожалуется городничему и его заберут в тюрьму. Он продавал на рынке свои дорогие вещи за бесценок и снова играл в карты.

Иван Александрович частенько лежал на кровати и мечтал о хорошей жизни. И вот однажды появляется в трактире городничий со своей "свитой". Хлестаков ожидал худшего, но всё сложилось как нельзя лучше. Хлестакова принимают за ревизора, который инкогнито приехал для проверки чиновников. И так как каждый имел большие грехи за собой, старались всячески угодить ему.

Городничий предложил Ивану Александровичу жить в своем доме. Хлестаков согласился, воспарял духом. Страх ревизии заставляет чиновников лицемерить, изворачиваться, лгать и угождать с большой изобретательностью.

Так Хлестаков принимает от них деньги, даже не подозревая, что берет взятки. Однако догадывается, что его принимают за государственного служащего.

За ужином, в доме городничего начинает врать, что живет в свете, имеет разные удобства, является уважаемым человеком, пишет стихи, "с Пушкиным на дружеской ноге". А самое главное, что ему пришлось даже управлять департаментом. И так преподнес все это, что у всех городских чиновников пробежала дрожь по телу, все тряслись от страха.

Комедия заканчивается тем, что в город прибывает настоящий ревизор. Последняя сцена произведения – знаменитая "немая сцена", где, по замыслу автора, застывшие в разных позах персонажи стоят неподвижно в течение почти полутора минут до опускания занавеса.

Хлестаков из тех людей, которых в канцеляриях называют "пустейшими". Тратит все деньги, присылаемые отцом, на кутежи, карты и новую одежду, потому что видит только внешнюю сторону столичной жизни.

Очень ярко показан характер Хлестакова в эпизоде, где он начинает хвастаться перед городничим. Его мечты не идут дальше желания получить более высокий чин для того, чтобы им восторгались.

Хлестаков полагает, что счастье – это возможность быть выше других, причем это, по его понятиям, не связано с личными качествами человека. А писательские достоинства он приписывает себе исключительно для того, чтобы понравиться жене и дочери городничего.

Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться не разоблаченным.

Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально "переключается" с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить.

Мне кажется, на развитие сюжета также повлияла неспособность Хлестакова логически, последовательно рассуждать. Он привык "плыть по течению" и не задумываться о будущем. Показателем этого является отсутствие его ремарок "в сторону". Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего). Начав о чем-то говорить, "завирается", пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете.

Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги), но не брезгует смошенничать и словчить. В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство, невежественность...

"Образ Хлестакова – это тип многого, разбросанного в разных русских характерах", – пишет о нём сам Гоголь. Он высмеивает таких людей, призывает к истреблению "хлестаковщины" – самоутверждения за счет своей наглости и изворотливости. Именно поэтому возмутилось петербургское общество, держащееся именно на таких людях.

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя.
Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский умудренный опытом, закоренелый взяточник и казнокрад, то Хлестаков из молодых, да ранних. Несмотря на свой юный возраст, он уже успел развратить свою душу бездельем, пьянством и настоящей ненавистью к труду. Хлестаков, пожалуй, хуже городничего. Тому приходилось добиваться в жизни всего самому. На старости лет он дослужился до городничего и теперь хочет получить наибольшую выгоду от службы.

Хлестаков же дворянин по рождению, ему открыты пути к образованию, службе на благо отечества, но он предпочел праздную и разгульную жизнь. В небольшом по объему произведении Гоголь сумел вывести типичные характеры, ставшие на долгие годы нарицательными именами для взяточников, бездельников и вралей. Недаром это творение Гоголя называют бессмертным.

чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов - чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком - двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В
каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, - актера, играющего ревизора.
Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: "Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве..."

Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора - Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.

Городничий дает последние наставления: «...разметать наскоро старый забор... и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку», убрать мусор, которого «навалено на сорок телег», а главное, если приезжий чиновник будет спрашивать: «Довольны ли?», отвечать: «Всем довольны, ваше благородие». Сам же он при этом восклицает: «Что это за скверный город!»

Но самое неприятное заключается в том, что ревизор должен приехать инкогнито, то есть подозревать можно каждого нового в городе человека. Выбор падает на первого попавшегося приезжего, поселившегося в местной гостинице. Прежде чем Хлестаков появляется на сцене, мы всё узнаем о нем от его слуги Осипа. Это - коллежский регистратор («елистра-тишка простой»), который второй месяц, как сбежал из Питера: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится». Поселившись в гостинице, Хлестаков уже успел вкусить «прелести» местной жизни. Поэтому он не может понять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. В результате «оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Хлестаков и городничий до смерти боятся друг друга - об этом свидетельствуют ремарки: «робея», «храбрясь», «вытянувшись и дрожа всем телом» и др.
Но как все меняется, когда Хлестаков наконец догадывается что происходит! Он призывает на помощь всю свою неудержимую фантазию и старается максимально извлечь пользу из сложившейся ситуации. Он с радостью принимает взятки, лицемерно изображая, что берет «взаймы». Он очаровывает жену и дочь городничего, которые настолько глупы, что легко попадаются на эту удочку: «Ах, какой приятный!» - говорит одна, «Ах, милашка!» - восклицает другая.
Хлестаков лжет так вдохновенно, что едва ли сам не начинает верить в свои выдумки. Чиновники же, дрожащие от страха перед «грозным ревизором», даже не задумываются о том, может ли такое быть на самом деле.

Хлестаков делает предложение Марье Антоновне (городничий в такое счастье даже поверить не может). Однако лошади готовы, и счастливый жених собирается уезжать: «На одну минуту только... на один день к дяде - богатый старик; а завтра же и назад».
Хлестаков уезжает, и тут выясняется, что это был вовсе не ревизор. Причем выясняется обычным для местных нравов способом: почтмейстер, по своему обыкновению, вскрыл письмо Хлестакова. После чтения письма, из которого чиновники узнали, что Хлестаков думает о них на самом деле, после поиска виновников всего случившегося произошло то, что и должно было произойти: приехал настоящий ревизор.

Комедия заканчивается немой сценой. И почему-то кажется, что в эту минуту замерли не только герои пьесы - замерла вся Россия перед сокрушительной правдой, брошенной ей в лицо гениальным Мастером.

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике. С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России.
А.И. Герцен

«Ревизор» - всем известная комедия, относящаяся перу Н.В. Гоголя, считается одним из ярчайших драматических произведений отечественной прозы 19 века.

Николай Васильевич Гоголь стал продолжателем традиций русской драмы в жанре сатиры. Его комедия «Ревизор» лаконично вписалась в тематическую линию, заложенную знаменитыми комедиями Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но, несмотря на комедийный жанр, произведение «Ревизор» является глубоко реалистичным, так как проникает в жизненный устрой мелкого и среднего чиновничьего класса провинциальных городов России второй четверти 19 века. Проникая в саму душу, Гоголь оголяет мир, который строят эти люди, раскрывая их потаенные намерения и характеры.

Едва открыв комедию «Ревизор», понимаем, что помимо смысла и проблем, заложенных в само произведение, мы будем иметь дело с персонажами, характер, жизненные приоритеты которых уже раскрыты в их фамилиях. Говорящие фамилии имеются у каждого героя произведения. Например, фамилия частного пристава: Уховертов, - а уездного лекаря: Гибнер.

Благодаря фамилиям с первого знакомства с персонажами мы понимаем, с кем будем иметь дело в дальнейшем. Например, по фамилии уездного лекаря Х.И. Гибнера можно судить, что почти все, кого он лечил, погибли. Так что она больше похожа не на фамилию, а на прозвище.

Гоголь написал критические ремарки, характеризующие каждого из главных действующих персонажей. Эти ремарки помогают лучше понять характер каждого героя, их душу и помыслы. Например, что представляют собой Иван Александрович Хлестаков и Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский, городничий? Кто они такие?

Городничий: «Хоть и взяточник, ведет себя очень солидно».
Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения».

Кажется, они люди одного склада, оба тянутся к власти, любят, когда все ползают у них в ногах. В конце комедии Антон Антонович становится хвастуном высшего разряда, мечтателем (впрочем, как и Анна Андреевна, его жена).

«Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. Признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой: там получит генеральский чин».

Вот до какого предела мечтаний они дошли: Петербург им подавай, хочет уж больно он (городничий) быть генералом.

А в действии II явлении VIII посмотрите, как он пытается выдать себя за добродетеля, желая, видимо, этим подлизаться к «ревизору».

«Желаю здравствовать! Извините. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений»…

Но как выглядел в это время «ревизор». Он думал, что его собираются посадить в тюрьму за то, что не платил за гостиницу, еду. А городничий то…

Как он мог принять какого-то оборванца-самозванца за такую высокую персону, как Ревизор. Это простительно Бобчинскому и Добчинскому, которые позиционируются в уездном городе, как местные дурачки, сплетники. С ними и общаются в соответствии с этими личностными качествами: с презрением или покровительством. Но в отличие от них городничий - человек достаточно умный, что не мешает быть плутом первого класса, а, может, даже способствует его процветанию в плутовстве. Ну, а Хлестаков в доме Антона Антоновича вел себя, как самый настоящий чиновник (великолепный актер).

«Слова вылетают у него вдохновенно: оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова», - писал В.Г. Белинский.

Ну, а кто, скажите, не будет молоть чепуху, опасаясь чего-то. Хлестаков думал, что его посадят в тюрьму, а его, напротив, приглашают в дом важной и значимой персоны в городе. Хлестаков обрел деньги, почет, угощение, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление.

Гоголь в статье про театр написал, что в своей комедии он отразил только одно частное лицо, имя которому «Смех». Смех, а вовсе не ревизор, прибывший, по высочайшему повелению.

Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь представил целую галерею чиновников - мошенников, воров в вицмундирах, но особого внимания заслуживают Хлестаков и городничий, написанные очень ярко и убедительно.

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, совершенно разных людей - разных по возрасту, общественному положению и умственному развитию? Что общее у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмухановского и маленького, тщедушного Хлестакова? У «очень неглупого по-своему» городничего и «приглуповатого» Хлестакова?

Общее то, что оба они, и это главное, представители чиновничьего мира, наделенные всеми свойственными этому миру отрицательными качествами. Они тщеславные и честолюбивые, корыстные и бессовестные, отъявленные лгуны, мошенники и взяточники, не желающие добросовестно трудиться, привыкшие жить обманом. Оба, лакеи по натуре, умеют приспосабливаться к ситуации, угождать, если нужно.

Итак, Сквозник-Дмухановский , и Хлестаков - бессовестные люди, мошенники, взяточники.

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво обирает купцов и горожан, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви. Он жулик, обманщик, «обманувший на своем веку трех губернаторов». Присваивая казенные деньги, заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений.

О том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии из письма его кума: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Хлестаков, как только почувствовал благосклонное внимание чиновников к себе, тоже повел себя как царек. Так же, как и городничий, начал беззастенчиво брать деньги , якобы взаймы, все больше наглея, выпросил большую сумму денег, зная, что не вернет ее. Берет деньги и у городничего, и даже после обещания жениться на его дочери.

Еще одна общая черта – высокомерие.

Городничий смотрит свысока и на жителей города, и на чиновников. С теми и другими он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Чувствуя свою власть и безнаказанность, занимается самоуправством, никого не щадит.

И Хлестаков пренебрежительно относится к людям низшего сословия. Грубо разговаривает с трактирным слугой: «Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?», с горожанами, которые пришли жаловаться на городничего, бесцеремонно выпроваживая их: «Кто там еще?.. Надоели, черт возьми! Не впускай, Осип!» В роли директора департамента презирает мелкого чиновника для письма - «эдакую крысу».

С вышестоящими чиновниками и тот, и другой сама любезность и внимательность. Хлестаков вежлив с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме…»

И городничий, приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, очень вежлив с ним, угодлив. Он старается предугадать малейшее его желание, лишь бы тот остался доволен. Так, при удобном случае умело «ввертывает» ему вместо двухсот рублей четыреста.

Оба лживы.

Наиболее красочное проявление вранья в Хлестакове видим в сцене оправдания перед городничим, когда он всю вину пытается перекинуть на трактирщика и на хозяина заведения, обвиняя их в разных преступлениях: «Он больше виноват: говядину мне подают такую твердую, как бревно…Он меня морил голодом по целым дням…»

И городничий не уступает Хлестакову, рассказывая, как радеет он о делах в городе: «Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… чего ж мне больше? … и почестей никаких не хочу».

Оба тщеславны и честолюбивы. Поэтому у них есть потаенные мечты, связанные с высоким положением в обществе, собственным величием и властью.

Хлестаков грезит быть «птицей высокого полета», очень значимым лицом, заслуживающим всеобщее уважение, почитание и благоговение : »Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство» … А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели…»

О мечтах городничего мы узнаем, когда Хлестаков просит руки его дочери. Он тут же начинает строить планы о том, как будет жить в Петербурге, как со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть» в генералы, ч тобы обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? Потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях, никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь…»

Все, что рассказывает Хлестаков о высшем петербургском обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, соответствуют самым заветным мечтам и стремлениям городничего, так как их представления о шикарной жизни совпадают.

А мечтают они потому, что их не устраивает собственная роль в жизни, ведь в обществе культивируется положение о том, что не человек красит место, а место человека. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там: стой, городничий! Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!»- слышим мы от городничего.

И, конечно, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Оба они дерзкие в счастье и трусы в беде.

Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече: дрожат от страха друг перед другом. Что же вызывает испуг Хлестакова? Он, как известно, по пути домой проигрался «дочиста» в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю живет в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестуют и отправят в тюрьму.

А что вызывает испуг городничего? У городничего причина страха гораздо серьезнее. Уже из первого действия комедии понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство обогащения, поэтому он очень боится потерять это сладкое место.

Таким образом, оба этих героя - и Хлестаков, и Сквозник-Дмухановский - близки по духу: люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, корыстные и бессовестные. Они оба представители николаевской России, той аморальной, антидуховной системы, которая уродовала людей, превращала их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивала в людях душу, делала лакеями по натуре.

Хочется добавить, что и в наше время, к сожалению, встречается немало лживых, надменных и тщеславных людей. Эта типичность характеров убеждает в том, что хлестаковы и городничие еще живы и что произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» по праву считается бессмертным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры