Итальянская певица пела с басковым. Монсеррат Кабалье: биография оперной певицы

Главная / Ссоры

Имя : Монтсеррат Кабалье (Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк)
Дата рождения : 12 апреля 1933 г.
Знак зодиака : Овен
Возраст : 85 лет
Дата смерти : 6 октября 2018 г.
Место рождения : Барселона, Испания
Рост : 161
Деятельность : оперная певица
Теги : певица, опера
Семейное положение : замужем

Монтсеррат Кабалье является известнейшей испанской оперной певицей, величайшим сопрано наших дней. Сегодня ее имя известно даже тем, кто далек от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили основные сцены ведущих театров мира. Кабалье лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

12 апреля 1933 года в Барселоне появилась на свет девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь сходу – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители дали ей такое имя в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

В дальнейшем ей суждено было стать легендарной оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка появилась на свет в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Матери будущей певицы приходилось подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детского возраста была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В двенадцать лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего двадцатичетырехлетия.

Поскольку в семье было туго с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, потом в магазине и в швейной мастерской. Одновременно с учебой и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.

Она четыре года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, экс-чемпионка по плаванью, певица, Кеммени придумала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. По сей день Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего преподавателя и её распевками.

Заработав высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство известного мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке оказаться в труппе оперного театра Базеля. Дебютом начинающей певицы было исполнение главной партии в опере «Богема» Джакомо Пуччини.

Молодую артистку начали приглашать в оперные коллективы остальных городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно у неё получаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, однако мировую популярность она обрела после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии Лукреции Борджиа, когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля слушатели не отпускали главную героиню вечера со сцены в течении получаса. Интересно то, что как раз в этот год закончилась сольная карьера оперной дивы Марии Каллас. Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано планеты.

Следующей вершиной в творческой биографии певицы была её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в семидесятом году. Премьера спектакля состоялась в театре «Ла Скала», а спустя 4 года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели первый раз имели возможность насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Кроме этого, дива выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время своей деятельности Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене становились лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Дива была дружна с Еленой Образцовой и Мэрилин Хорн.

Кроме главных оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь легендарная артистка спела более чем в ста двадцати операх, с её участием выпущены сотни дисков. В семьдесят шестом году на восемнадцатой церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье интересует не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Первый раз оперная дива выступила с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen», в конце восьмидесятых годов. Совместно они записали композиции для альбома «Барселона».

Одноименная композиция была исполнена известным дуэтом на Олимпиаде 1992 года, которая проходила в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпийских игр, однако и всего автономного сообщества Испании.

В конце девяностых годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-коллективом «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане. К тому же певица проводит эксперименты с электронной музыкой: она записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из основателей нового стиля Нью Эйдж.

Среди фанатов оперной певицы большую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая первый раз была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время выделила российского исполнителя Николая Баскова. Она заметила в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели совместно дуэт из мюзикла Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» и известную оперу «Аве Мария».

В возрасте тридцати одного года Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили выступить вместо заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере присутствует сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат настолько чувственно и страстно, что женщина едва не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и завести семью.

После свадьбы вместе с супругом они пели на одной сцене не один раз. Однако спустя несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него диагностировали проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, принял решение посвятить себя семье. Как бы там ни было, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. В скором времени после свадьбы Монтсеррат подарила любимому 2-х детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.

Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её мама и папа. В настоящее время она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце девяностых годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.

Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который начал быстро увеличиваться после ДТП. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге перестали функционировать рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это так – когда выпивает стакан воды, организм воспринимает это так, будто она съела кусок пирога.

При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье начала весить более 100 кг, ее фигура со временем начала выглядеть непропорционально, однако у гениальной певицы получалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и время от времени у неё получается сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно не пьет спиртного, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.

Были у певицы трудности и посерьезнее, чем лишние килограммы. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало нехорошо, ее госпитализировали, и медики поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, однако ее друг Лучано Паваротти порекомендовал не спешить, а обратиться к швейцарскому доктору, который лечил его дочь.

В конечном счете операция не понадобилась. Спустя некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, поскольку на оперной сцене она очень волнуется и переживает, а доктора порекомендовали избегать стрессов.

Накануне нового 2016 года произошел скандал с именем певицы Монтсеррат Кабалье. Испанские налоговые службы обвинили знаменитость в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже в течении нескольких лет указывала местом проживания государство Андорру.

За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю оперную диву к тюремному аресту сроком на шесть месяцев и штрафу. Однако данная мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет у певицы произошел инсульт, который очень подорвал её здоровье.

К началу прошлого года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.

В этом году оперная певица отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает давать концерты. В июне дива приехала в Москву, чтобы выступить в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к Ивану Урганту на передачу «Вечерний Ургант», где и сообщила о предстоящем выступлении.

Концерт вышел семейным, вместе с ней на сцене появились дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из шестнадцати номеров оперная певица исполнила только семь. Весь концерт прима просидела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей сложно передвигаться.

6 октября 2018 года появилась информация о смерти певицы. Она ушла из жизни в Барселоне, в больнице, куда она была госпитализирована из-за проблем с мочевым пузырем.

Партии

  • Партия Мими в опере «Богема» Д. Пуччини
  • Партия Лукреции Борджии в одноименной опере Г. Доницетти
  • Партия Нормы в одноименной опере В. Беллини
  • Партия Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта
  • Партия Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского
  • Партия Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского
  • Партия Манон в одноименной опере Ж. Массне
  • Партия Турандот в одноименной опере Д. Пуччини
  • Партия Изольды в «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
  • Партия Ариадны в «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
  • ПартияСаломеив одноименной опере Р. Штрауса
  • Партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини

Испанская оперная певица. Мировую известность Монсеррат Кабалье принесли ее удивительное сопрано, виртуозное владение техникой бельканто и исполнением ведущих партий в операх Пуччини, Беллини и Доницетти.

Биография Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé

Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне, Испания. Полное имя - Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк. Она обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954 году. Затем поступила в 1956 году в Базельскую Оперу.

Монсеррат Кабалье родилась в бедной семье, стеснялась этой бедности и признавалась в интервью, что все в школе ее не любили: «Я была замкнута и даже боялась улыбнуться… Позже мне пришлось работать на ткацкой фабрике. Если бы кто-то знал, сколько носовых платков я сделала! Теперь кто-то думает, что судьба сама дала мне удачу в руки. Но для того чтобы фортуна начала к тебе благоволить, нужно невероятно много работать. И все равно люди будут думать, что ты - везунчик! Не знаю, что обо мне говорят недоброжелатели, но знаю, что это неправда».

С 1956 по 1964 год Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах Европы. Слава пришла к ней неожиданно в Нью-Йорке в 1965 году, когда она заменила Мэрилин Хорн в опере Доницетти «Лукреция Борджиа». С этого момента она давала концерты, пела в оперных театрах.

Монсеррат Кабалье начинала петь на очень маленьких сценах, и только после шестилетней работы стала выступать в концертных залах. Для нее абсолютно неважно, размер сцены и статус города, в котором она выступает. Со слов оперной дивы, для нее важнее люди, которые пришли на выступление, их глаза, их чувства и душа.

В 1970 году дебютировала в театре «Ла Скала» в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» партии: Марию Стюард, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн. С 1972 года выступила на сцене «Ковент-Гарден» в Лондоне. Монсеррат за свою жизнь сыграла более ста ролей. Однако певица продолжает разучивать все новые и новые партии.

Монсеррат Кабалье: «Восторженные взгляды - это не самоцель. Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть залом. Я хочу отдаться людям. И в этот момент не думаю о том, что надо что-то оставить и себе. Я готова отдать себя всю. Только возьмите, прошу вас! Если душу и творческий порыв артиста никто не хочет принять в подарок, это ужасно, от этого может разорваться сердце. Это как если набрать в легкие побольше воздуха, а выдохнуть нельзя… Поверьте, когда люди благодарят меня за то, что я осчастливила их своим концертом и оторвала от действительности, всегда говорю: «Без публики нет артиста».

Первым не оперным певцом, с которым спела Кабалье, был легендарный Фрэнк Синатра . Поклонником таланта Монсеррат Кабалье был Фредди Меркьюри , солист рок-группы Queen .

На Олимпиаде в Барселоне Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри исполнили композицию Barcelona. Сингл из альбома, который вышел в 1988 году, дважды побеждал в поп-чартах в Великобритании и имел успех во всем мире.

Монсеррат Кабалье считается ведущим сопрано своего времени в исполнении опер Верди и Доницетти. Кабалье помогла карьере Хосе Каррераса - тенора, который с ней выступал.

Монсеррат Кабалье рассказывала в июне 2018 года о Фредди Меркьюри в телешоу "Вечерний Ургант ": «Мы познакомились, когда он был без усов. А потом он отрастил себе усы,… да так и оставил. У него были очень выдвинутые вперед зубы. Каждый раз, когда он пел, казалось, что он сейчас себя укусит. Он был отличным музыкантом, поэтому нам было легко работать. У него была прекрасная техника пения. Немного даже оперная. И у него был баритон. Я ему предложила сделать оперный дуэт, но он отказался, побоявшись, что поклонники его неправильно поймут».

В 2006 году Монсеррат Кабалье гастролировала по России с Николаем Басковым , с которым познакомилась в 2000 году в Санкт-Петербурге. Все концерты прошли с аншлагами. Совместный тур завершился концертом в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. По словам Баскова, Кабалье научила его уникальной технике дыхания и культуре пения, однако, как признался российский певец, разобраться в технической стороне школы Монтсеррат ему было очень непросто.

Тогда же в одном из интервью Монсеррат Кабалье говорила о своем ученике Николае Баскове: «Я бы очень не хотела, чтобы Николай пел только поп-музыку. Ему дано очень многое. Я думаю, если он станет петь классическую музыку, перед ним откроются двери всей оперной Европы».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье / Montserrat Caballé

В 1964 году Кабалье вышла замуж за Бернаба Марти . В 1966 году родился сын Бернабе . В 1972 году родила дочь Монсеррат Марти . Дочь пошла по стопам своей знаменитой матери и выступала вместе с ней, взяв псевдоним Монсита .

Монсеррат Кабалье называют «певицей с золотым сердцем», так как она отдает много времени и сил благотворительности. Свое 60-летие она отметила концертом в Париже, весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа. 8 ноября 2000 году Кабалье выступила с единственным концертом, завершающим международную программу «Звезды мира – детям», средства от которой пошли на помощь одаренным детям-инвалидам.

В 1992 году из-за резкого ухудшения состояния здоровья Монсеррат Кабалье объявила о том, что уходит со сцены. Врачи диагностировали у певицы рак. Однако Кабалье после долгого перерыва смогла вернуться на сцену: это произошло в 2002 году. Спустя десять лет Кабалье из-за проблем со здоровьем отменила концерты: она упала в обморок перед выходом на сцену в Екатеринбурге. У испанской дивы случился микроинсульт, и ее экстренно госпитализировали, а затем отправили на лечение на родину, в Испанию.

В сентябре 2018 года в СМИ появились новости о том, что 85-летня Монсеррат Кабалье была экстренно госпитализирована в Барселоне. Причиной стали проблемы с желчным пузырем.

Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé и скандал с невыплатой налогов

В 2015 году Монсеррат Кабалье приговорили к полугодовому тюремному заключению и штрафу €254 231. Из материалов дела, Кабалье не заплатила налоги в 2010 году, указав местом своего постоянного проживания крошечное государство Андорра на границе Испании и Франции. По мнению прокуратуры, это было сделано «с исключительной целью не платить налогов».

На суд певица не пришла из-за плохого самочувствия. В 2012 году певица пережила инсульт и с тех пор редко появляется на публике. Ей разрешили давать показания по видеосвязи, во время которой певица призналась, что находилась в Испании в 2010 году, указав в качестве своей резиденции адрес в Андорре, чтобы не платить налоги.

Поскольку Монсеррат Кабалье пошла на сделку с правосудием, ей был вынесен самый мягкий из возможных приговоров. У певицы нет криминального прошлого, а полученный срок не превышает двух лет, что автоматически делает приговор условным.

(полное имя — Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepcion Caballe i Folch) родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года.

Имя будущей певице было дано в честь местной священной горы, где находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монсеррат.

В 1954 году Монсеррат Кабалье с отличием окончила Филармонический драматический лицей Барселоны. Во время учебы она помогала семье, которая находилась в сложном материальном положении, и работала продавщицей, закройщицей, швеей, одновременно изучая английский и французский языки.

Благодаря патронажу семьи меценатов Бельтран Мата Монсеррат смогла оплатить обучение в Барселонском лицее, а затем эта семья порекомендовала певице поехать в Италию, оплатив ей все расходы.

В Италии Монсеррат Кабалье приняли в театр Maggio Fiorentino (Флоренция).

Монсеррат Кабалье организует проекты для молодых вокалистов : проводит собственный вокальный конкурс, патронирует проект "Голоса Монсеррат Кабалье".

Певица активно занимается благотворительностью. Она - Почетный посол ООН и посол доброй воли ЮНЕСКО. Учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО.

Свое 60-летие Монсеррат Кабалье отметила концертом в Париже , весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа.

В 2000 году она приняла участие в московском благотворительном концерте в рамках международной программы "Звезды мира - детям", организованной для помощи одаренным детям-инвалидам. Она давала благотворительные концерты в поддержку далай-ламы, а также Хосе Каррераса, когда у него начались проблемы со здоровьем.

В активе певицы множество престижных международных премий . Она награждена орденами и медалями различных стран, среди которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии.

Монсеррат Кабалье замужем за оперным певцом Бернабе Марти. У них двое детей: сын Бернабе Марти и дочь Монсеррат Марти, которая также стала оперной певицей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР.…

  10. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  11. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  12. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  13. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  14. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

  15. (1647-1717)Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель. Совершила путешествие в Суринам (1699-1701). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России. Из XVII века до современников дошло…

  16. Шотландская королева в 1542 (фактически с 1561 года) - 1567 годах, претендовала также на английский престол. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило её отречься от престола и бежать в Англию. По приказу английской королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму. Замешанная в…

Монсеррат Кабалье


«Монсеррат Кабалье»

Испанская певица, сопрано. Выступает во многих театрах мира. Прославилась в партии Нормы ("Норма" Беллини). Мастер бельканто.

На исходе XX века можно с уверенностью, наконец, делить лавры столетия, расставить всех по местам, словом, раздать всем "сёстрам по серьгам". Пьедестал великих оперных див, во всяком случае, уже определился без сомнения - Мария Каллас, Рената Тебальди и Монтсеррат Кабалье. Один из рецензентов писал, что если Каллас был присвоен эпитет "Божественная", а Тебальди наградили неофициальным титулом "Изумительная", то Кабалье вполне достойна была бы носить звание "Непревзойдённая".

Действительно, вряд ли кто-либо из новых примадонн сможет до конца тысячелетия превзойти Монтсеррат по обширности репертуара, по количеству представлений, по неповторимости голоса и исключительной музыкальности, которая позволяет певице каждый вздох превратить в нежную чистую ноту. А ещё Монтсеррат на редкость благополучная, счастливая и весёлая женщина. За её именем не несётся шлейфа скандалов и сенсаций и от её солидной фигуры прямо-таки веет добротой, уверенностью в себе и спокойствием. Вряд ли кому-нибудь из артисток нашего века удастся обойти Кабалье и в полноте личного счастья, и в безоблачном удовольствии существования.

Трудно сказать, кто постарался больше, награждая Монтсеррат счастливой судьбой - "божий перст" или собственный её лёгкий характер, но сама певица верит в "чудо", которое уже однажды подарило ей, незаметной девчонке из Барселоны, "неземной" голос. 30-е годы XX века в Европе не предвещали, впрочем, особенно светлого, мирного, сытого будущего, поэтому можно понять Анн Кабалье, которая заручилась покровительством неба, посвятив свою дочку Богоматери и назвав её в честь Святой Девы Марией де Монтсеррат. Дело в том, что Монтсеррат - название местной каталонской горы, и девочка получила такое звучное имя совсем как в средние века или в эпоху Возрождения звались художники - по месту рождения. Однако, выбрав путь на сцену и решив, вероятно, не богохульствовать, певица полностью "посвятила" себя горе, оставив экзотическое имя из одного слова.

Семья Кабалье едва справлялась с нуждой, дела в школе у Монтсеррат шли неважно. "Дети меня не любили, потому что я была молчаливой и всех дичилась. Приходила на занятия всегда в одном и том же платье. Дети бывают жестоки - они надо мною смеялись, меня это глубоко ранило..." В довершении всех бед, после рождения сына глава семейства тяжело заболел. Но тут, как случается в красивой истории, в борьбу с отчаянием матери вступила Монтсеррат. Она, несмотря на свой "розовый" возраст, успокаивала Анну: "Потерпи, придёт день, я стану знаменитой, тогда у нас будет все!" И видите, получилось!

Первое впечатление от оперы Монтсеррат запомнила на всю жизнь. Семилетняя девочка была так потрясена смертью мадам Баттерфляй, что рыдала всю обратную дорогу из театра, а потом взяла да и выучила арию героини, слушая старую пластинку с чьей-то записью.


«Монсеррат Кабалье»

На Рождество 1940 года она исполнила арию перед родителями в качестве подарка. Так что матушка вполне имела основания поверить в радужные перспективы дочери.

Однако военное время, бесконечные бытовые мытарства привели Монтсеррат, почти как Кармен, работницей на фабрику, где будущая дива выделывала носовые платки. И, наверное, в этом нехитром занятии она достигла бы "степеней известных", радуя местных жителей по праздникам исполнением хабанеры, но нашлись в Испании супруги Бертран, которые жаждали помочь какому-нибудь юному таланту. Чтобы решить, стоит ли благодетельствовать незнакомой девушке, супруги пригласили на прослушивание Монтсеррат двенадцать человек, разбиравшихся в музыке и вокальном искусстве. В комиссии даже присутствовали "звезды" того времени - два оперных певца и известный пианист. Монтсеррат смело исполнила несколько арий и испанских народных песен. Мнение присутствовавших было, единодушным: молодому дарованию нужно срочно дать соответствующее образование. Так Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию "Лисео", где преподавательница Эугения Кеммени так сумела поставить голос начинающей певице, что он вот уже более сорока лет сохраняет поразительную чистоту и силу.

Эугения представляла собой тип уникального педагога и значительной личности - тут Кабалье снова несказанно повезло. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. По сути говоря, Эугения подарила очаровательному голосу ученицы тот инструмент, которым Монтсеррат вскрыла все тайники оперного вокала. Каждый день великой певицы до сих пор начинается с дыхательных упражнений по системе Кеммени.

Учёба в консерватории не только освободила молодую певицу от финансовых забот (её благодетели взяли все расходы по содержанию Монтсеррат на себя), но и принесла благосостояние её семье. Похоже, сбывались предсказания маленькой Кабалье. Филантропы похлопотали об образовании брата Карлоса и нашли работу для её отца. Все эти чудеса должны были, в случае, если карьера певицы удастся, в будущем оплачиваться ежегодными концертами Монтсеррат в Гран Театро дель Личео, принадлежащем её благодетелям.

Окончив консерваторию, Кабалье решила продолжить образование в Германии, однако её весёлому, любящему розыгрыши характеру немецкая рациональность показалась слишком серой, и она начала подумывать о том, что пора уже, наконец, приступить к штурму оперной Мекки - театров Италии. Однако двадцатитрехлетнюю самозванку на родине Верди и Пуччини ждало жестокое разочарование: какой-то мелкий импресарио разъяснил Монтсеррат, что сценическая карьера для неё исключена - с такой фигурой ей следует вернуться домой, найти себе мужа и растить детей. В слезах Кабалье помчалась домой, и тут "яростный" испанец, брат Карлос, встал на защиту семейного достояния.


«Монсеррат Кабалье»

Он лично вызвался занять место импресарио Монтсеррат, чтобы впредь некомпетентные личности больше не мешали успешному взлёту "золотой" сестры.

Профессиональный дебют Кабалье состоялся 17 ноября 1956 года; она пела Мими в "Богеме" на сцене Базельского театра, небольшого, но известного. Успех дебюта открыл певице дорогу во все театры мира.

Говорят, беда не приходит одна, но и счастье, по-видимому, не "приваливает" малыми порциями. Вскоре Монтсеррат очень удачно вышла замуж за знаменитого в то время тенора Бернабе Марти. Познакомились молодые люди на спектакле все той же судьбоносной для Монтсеррат "Мадам Баттерфляй". Во время любовного дуэта партнёр, которого Кабалье обожала как старшего и более опытного товарища, проявил странную холодность и даже не прикоснулся к партнёрше. Огорчённая певица пожаловалась общему знакомому. На следующем представлении Марти, допев до положенной сцены, привлёк к себе Монтсеррат и прильнул к её губам. Страстный поцелуй длился так долго, что оркестр смолк. Все - и зрители, и артисты, и музыканты - в полном молчании ждали, когда же герой "оторвётся" от молодой певицы. Вероятно, такие страсти прощаются только на испанской сцене. Во всяком случае, Кабалье оценила находчивость Марти и тут же влюбилась в него. А на следующий день Бернабе предложил Монтсеррат руку и сердце. И вот уже более тридцати лет супруги счастливо живут вместе, не ведая конфликтов и потрясений. Правда, карьера Бернабе постепенно сошла "на нет", но он совершенно лишён "комплексов" и спокойно уступает пальму первенства своей "звёздной" жене. Когда у Монтсеррат спрашивают, не завидует ли ей Марти, нет ли по этому поводу у них проблем в семье, она неизменно отвечает, что муж слишком умён для зависти. Впрочем, Марти умён до такой степени, чтобы понимать - несметное количество мужчин в мире завидует ему - он единственный обладатель сердца такой "жемчужины".

В 1960-е годы Монтсеррат прочно завоевала оперные сцены Испании, ей даже присвоили звучное и немножко странное звание "Дама Изабелла Католическая", но свой триумф Кабалье отсчитывает от конкретной даты, конкретного спектакля 1965 года. Его величество случай не переставал вести нашу героиню по жизни, и однажды певице пришла телеграмма из двух строк: "Приезжайте в Нью-Йорк. Вам предлагают партию в "Лукреции Борджиа". Дело в том, что роль эту обычно в "Карнеги холл" исполняла Мэрилин Хорн, но она была на седьмом месяце беременности и плохо себя чувствовала.

Выходя на сцену, Монтсеррат от волнения едва не сломала каблук на туфлях, но зато по окончании спектакля овации и крики "бис" перешли в настоящий экстаз восторженных, покорённых зрителей. Ночью в номере отеля, где остановилась дебютантка, раздался телефонный звонок. Какая-то леди начала говорить по-английски, а затем перешла на итальянский. "Я - Мэрилин Хорн. Я слушала вас тайком. Я рада, что в тот день потеряла голос. Так, как вы пели Лукрецию Борджиа, я никогда не пела и не спою.


«Монсеррат Кабалье»

Вы станете лучшей певицей мира". Газета "Нью-Йорк таймс" вышла с заголовком на первой полосе. "Каллас + Тебальди = Кабалье".

По роковой случайности или по мистическому гласу судьбы 1965 год стал последним в сценической карьере великой Каллас. Прима, словно незримо, передала оперный трон новой звезде. После блистательного исполнения партии Нормы (надо сказать, что эту роль сама Монтсеррат причисляет к своим высшим достижениям) в открытом амфитеатре Оранжа в 1974 году певица получила по почте небольшую посылку, в которой были серьги. Эти серьги великой Каллас преподнёс Лукино Висконти - крупный итальянский режиссёр - после того, как она исполнила партию Нормы в "Ла Скала". С 1955 года Мария надевала серьги всякий раз, когда ей доводилось исполнять арию "Каста дива". Теперь, чувствуя приближение смерти, Каллас красивым жестом подчеркнула: Монтсеррат нет равных на оперном небосклоне. Успех Кабалье в роли Нормы оказался столь значительным, что после исполнения Монтсеррат беллиниевского шедевра на сцене "Ла Скала" администрация театра вот уже двадцать лет не решается повторить постановку оперы без певицы. Кабалье же скромно признает, что если сама она больше всего обожает музыку Рихарда Штрауса, то её голос жить не может без Беллини.

Гений Кабалье столь велик, что за многие годы сценической карьеры её голос ни разу не подвёл её. Как бы себя ни чувствовала примадонна, перед зрителями она - блистательна, она - во всеоружии, она - покорительница их сердец. При этом Монтсеррат - ни в жизни, ни на сцене не любит "лезть вон из кожи", она не старается демонстрировать себя, "перегружать" окружающих собственной значимостью. Кабалье справедливо считает, что жизнь гораздо проще, чем мы привыкли о ней думать, а значит, не стоит относиться к ней слишком серьёзно, да и себя не нужно оформлять, как центр Вселенной.

Примадонна не привыкла переживать по поводу собственного солидного телосложения. Много лет назад сеньора Монтсеррат попала в аварию, с тех пор часть мозга, прилегающего к гипофизу, атрофировалась и система, отвечающая за сжигание жира в организме, не работает. Поэтому, если Кабалье выпивает стакан воды, получается, будто бы она съела целый пирог. Но подобная проблема неспособна выбить из колеи оптимистичную женщину. Она решила, что раз уж так на роду написано, надо научиться с этим жить. Врачи подобрали сеньоре соответствующую диету, теперь она совсем не пьёт спиртного, питается фруктами и овощами и совершенно довольна и здорова. В конце концов, всё могло бы кончиться гораздо плачевней...

На сцене Монтсеррат не чурается розыгрышей и импровизаций.

Париж. Театр на Елисейских полях. Кабалье исполняет испанские песни. Зал рукоплещет. Вдруг во время очередной мелодии она замолкает, в наступившей оглушительной тишине проходит на авансцену, наклоняется и спрашивает у кого-то: "Всё в порядке? Можно продолжать?" Потом объясняет ошеломлённой публике: "Извините, здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась плёнка, он её меняет, вот я решила прерваться!"

Только такая жизнерадостная, азартная женщина, как Монтсеррат, страстная футбольная болельщица, может позволить себе вовсе не академический концерт на открытии спортивных игр, только великая Кабалье может "купиться" на предложение Фредди Меркьюри, который, желая осуществить заветную мечту и спеть вместе с Монтсеррат, написал гимн её родному городу Барселоне.

Знал хитрец, на каких чувствах звезды можно сыграть.

Благодушность толстушки, однако, вовсе не означает профессиональной аморфности и лености. У Монтсеррат железная сила воли. После все той же автокатастрофы, закованная в гипс певица, передвигаясь на костылях, не покидала концертных площадок. А на оперной сцене Вероны покалеченной приме пришёл на помощь костюмер Дамиано Дамиани. Он придумал широкие одежды с необъятными рукавами. Монтсеррат смогла спрятать в них костыли и медленно передвигаться по сцене перед ничего не подозревавшей публикой. А в костюмы придворных дам, которые должны быть при Елизавете Валуа, чью партию она исполняла, на всякий случай одели медсестёр из ортопедической лечебницы.

Свой голос Монтсеррат воспринимает как чудо, зато себя - как вполне заурядного человека и непременно протестует против особенного отношения к ней. Она, по-видимому, до какой-то степени тяготится собственным гением, и в отличие от многих-многих знаменитостей никогда не ставит карьеру выше личного счастья. Для Кабалье её семья - смысл существования. В 1973 году во время репетиций "Марии Стюарт" в Чикаго Монтсеррат узнала, что сын её заболел. Сначала она думала, что у мальчика банальная простуда, но состояние ухудшалось. Несмотря на то что билеты на ближайшие шесть представлений с участием певицы были проданы полностью, Кабалье немедленно вылетела в Испанию. И правильно сделала - матери и сыну пришлось пережить три страшных дня, пока мальчик не прошёл кризис и стал медленно поправляться. Администрация чикагского театра подала на певицу в суд, но дело проиграла.

О своих мечтах Монтсеррат говорит просто: она хотела бы дожить до третьего тысячелетия. Ну а о прожитой жизни - ещё проще: "У меня потрясающая, блистательная певческая судьба. Уверена, что с моей помощью люди соприкоснулись с настоящей музыкой, и эта уверенность дарит мне абсолютное удовлетворение, о котором художник только может мечтать. С материальной точки зрения у меня есть все. Но это мало что значит в моей жизни. Семья - единственное, без чего я не могу жить. Это для меня - самое важное, самое главное!"

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

СЕНЬОРА СОПРАНО МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ

Суждено стать последней из касты великих оперных див ХХ века. В свое время присвоили эпитет «Божественная», а Ренату Тебальди назвали «Изумительная». вполне достойна звания «Непревзойденная».

Впервые опера потрясла Монтсеррат в семь лет, когда всю обратную дорогу из театра она прорыдала, расстроенная смертью мадам Баттерфляй. Девочка выучила арию героини, слушая старую пластинку, и поклялась, что станет знаменитой и богатой оперной певицей.

Талантливая дурнушка Монтсеррат Кабалье

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась в очень бедной семье 1933 года. Папа был рабочим на заводе химудобрений, а мама подрабатывала где могла. Семья еле-еле сводила концы с концами. В школе дела у Монтсеррат тоже были неважными. Дети ее не любили, потому что она была молчаливой дикаркой и приходила на занятия в одном и том же платье. Одноклассники не упускали случая посмеяться над ней. В довершение всех бед отец тяжело заболел и оставил работу. Но бытовые трудности только закаляли характер девочки.

Она устроилась на фабрику, где вышивали носовые платки. А вскорости судьба ей улыбнулась, введя в жизнь супругов Бельтран Мата. Они были меценатами, которые помогали юным дарованиям. Благодаря их поддержке Кабалье оказалась в знаменитой барселонской консерватории Liceo у преподавательницы-венгерки Эугении Кеммени. За четыре года она огранила самородок, превратив в настоящий бриллиант. Долгие годы каждый день великой певицы начинался с дыхательных упражнений по системе Кеммени.

В Италию!

Двенадцать лет училась в Лицее Барселоны. Закончив его с «золотой» медалью, будущая певица отправилась на штурм бастионов оперной Мекки – театры Италии. Однако 24-летнюю «самозванку» на родине и Пуччини ожидало жестокое разочарование: какой-то мелкий импресарио категорично заявил Монтсеррат, что сценическая карьера для нее исключена – с такой фигурой ей следует найти себе мужа и растить детей. Вся в слезах Кабалье помчалась домой, где яростный каталонец, ее брат Карлос, встал на защиту семейного достояния. Он лично вызвался занять место импресарио Монтсеррат, чтобы впредь никто не мог помешать взлету сестры.

Профессиональный дебют Кабалье состоялся 1956 года – она пела Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини на сцене Базельского театра, небольшого, но известного.

Вскоре Монтсеррат вышла замуж за знаменитого в то время тенора Бернабе Марти. Познакомились молодые люди на все той же знаковой для Монтсеррат «Мадам Баттерфляй». Во время любовного дуэта он привлек к себе Кабалье и прильнул к ее губам. Страстный поцелуй длился так долго, что оркестр смолк. И зрители, и артисты в недоумении ждали, когда же герой оторвется от молодой певицы. Кабалье оценила находчивость Марти и тут же влюбилась в него. А на следующий день Бернабе предложил Монтсеррат руку и сердце.

Карьера Бернабе постепенно сошла на нет. Но он не ревновал свою супругу к славе: понимал, какое несметное количество мужчин во всем мире завидует единственному обладателю сердца сеньоры Сопрано, как называют Кабалье на родине. И она отвечала ему взаимностью, подарив супругу сына и дочь – Бернабе-младшего и Монситу.

Свадебное приключение Монтсеррат Кабалье

Насколько собрана и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни. Она опоздала на собственную свадьбу!

Дело было в 1964 году. Бракосочетание должно было состояться в храме при монастыре неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. И вот в день свадьбы Кабалье выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене». И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху, а мама с невестой барахтаются внизу, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, встает на дороге и начинает голосовать. За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей части. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать.

Тихая гавань Монтсеррат

с мужем Бернабе Марти

Как истинная католичка, певица больше всего ценила свою семью, члены которой просыпаются в разное время, но все равно завтракают все вместе. Потом каждый занимается своими делами. Готовить оперная певица не слишком любила, тем более многие блюда ей есть было нельзя.

Вечером Монтсеррат обычно садилась отвечать на письма, приходящие к ней из разных уголков планеты. Хотя, большую часть писем обрабатывали в ее офисе и готовили ответы, которые Монтсеррат оставалось лишь подписать.

Кабалье любила рисовать. Особенно хорошо получались у певицы картины с обилием зеленого цвета, только на годовщину свадьбы она удивила мужа розовой картиной «Рассвет в Пиренеях».

Дочь Монтсеррат Марти Кабалье пошла по стопам матери, став успешной оперной певицей. В 1997 году они выступали вместе на открытии европейского оперного сезона с программой «Два голоса, одно сердце».

На вершине славы

дочь Монсита и Николай Басков

Свой триумф Кабалье отсчитывает от конкретного спектакля 1965 года, когда певице пришла телеграмма: «Срочно приезжайте в Нью-Йорк. Вам предлагают партию в «Лукреции Борджиа». Монтсеррат предстояло заменить заболевшую коллегу. Выходя на сцену, она от волнения едва не сломала каблук, но зато по окончании спектакля овации и крики бис перешли в настоящий экстаз. На следующий день газета The New York Times вышла с заголовком на первой полосе: «Каллас + Тебальди = Кабалье». Так Монтсеррат проснулась знаменитой.

«Железная» Кабалье

Партию Нормы в одноименной опере Беллини Монтсеррат причисляет к своим наивысшим достижениям. Именно под таким названием вышла ее обширная биография, ставшая бестселлером во всем мире. В 1974 году Москва услышала фантастическую Кабалье-Норму в самом зените ее таланта, во время гастролей La Scala. Ее пение – высшая форма творчества. Она примерила на себя почти полторы сотни образов.

Величественная Кабалье научилась не переживать по поводу своего солидного телосложения. Много лет назад она попала в страшную аварию, получила тяжелую травму головы. С тех пор часть мозга атрофировалась, и система, отвечающая за сжигание жира в организме, не работала. Поэтому, если Кабалье выпивала стакан воды, эффект был таков, будто бы она съела целый пирог. Но даже подобная проблема не способна была выбить ее из колеи.

Монтсеррат обладала железной силой воли. После все той же автокатастрофы закованная в гипс певица, передвигаясь на костылях, не покидала концертных площадок. А на оперной сцене Вероны покалеченной приме пришли на помощь художники по костюмам. Они придумали широкие одежды с необъятными рукавами, где Монтсеррат смогла спрятаться и медленно передвигаться по сцене перед ничего не подозревавшей публикой. А в костюмы придворных дам при Елизавете, партию которой исполняла Кабалье, на всякий случай одели медсестер из ортопедической клиники.

Гнев непревзойденной Монтсеррат

с Николаем Басковым

За всегда приветливой улыбкой скрывался уникальный характер, которому были не чужды невероятные вспышки гнева, если ее профессиональные просьбы и желания оставались без внимания. Но, когда инцидент исчерпан, она быстро успокаивалась. Могла даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался. Байкой стала история, имевшая место в Париже на концерте в Театре на Елисейских Полях. Неожиданно во время исполнения очередного номера Кабалье замолкла, в наступившей оглушительной тишине вышла на авансцену, наклонилась и спрашивает у кого-то: «Все в порядке? Можно продолжать?» Потом объясняет ошеломленной публике: «Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку».

ФАКТЫ

По какому-то мистическому совпадению 1965 год стал последним в театральной карьере великой Каллас. Прима словно передала оперный трон новой диве.

с Фредди Меркьюри

В 1980-е годы она ответила согласием на предложение лидера группы спеть дуэтом. «Барселона» в их исполнении стала не только гимном летней Олимпиады-1992, но и мировым хитом. Долгое время сеньора Монтсеррат пестовала российского оперного и поп-исполнителя .

Совместно со швейцарской рок-группой Gotthard записала рок-балладу «One Life One Soul» в 1997 году.

И в 2000 году дали совместный концерт в Миланском соборе, который был издан на DVD в серии «Jubilaeum collection».

Обновлено: Март 10, 2019 автором: Елена

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры