Обычаи и традиции: самые жесткие примеры. Обычай - это что такое? Примеры правовых, национальных, народных обычаев и обычаев делового оборота

Главная / Чувства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.

Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.

Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.

1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.

Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.

В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как «норма», «традиция», «обычай», «обряд». Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г.В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 248

Норма - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.77

Социальная норма - это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, обеспечивается различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 251

В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого, по нашему мнению, являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии «нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, искусстве, философии и прочее...». Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 256 .

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия «традиция», «обычай», другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии «традиция» и «обычай», с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализе этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. С. 58 Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И мы вполне согласны с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.

Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития. Алиев А. К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. С.205

Прежде всего, следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. С.160

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся общественных отношений находит свое отражение также и в том, что российское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения людей и формирования их сознания вовлекаются традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовно-правовой ответственности - административной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.39

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.

Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).

Список использованной литературы

1. Алиев А.К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. - 450с.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 2005. - 389с.

3. Бережнов А.Г. Социология и культурология. - М.: Инфа-М, 2006. - 350с.

4. Варисов М. С. и Карапетян Л. Н. Национальные традиции и пережитки прошлого. - М., 2008. - 190с.

5. Василевич Г. А. Социология: Учебник. - М.: Интерпресс, 2005. - 402с.

6. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2006 г.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 591 с.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 2005. - 300с.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. - 300с.

10. Никонов К.М. Социология. - М.: Инфа, 2006. - 280с.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. - 360с.

12. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. - 377с.

13. Сальников В.П. Социальная правовая культура. 3-е издание, переработанное и дополненное) - Саратов. Изд-во СПУ, 2007г.

14. Спиркин А.Г. Социология: курс лекций. - М.: ПРИМ, 2006. - 170с.

15. Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. - 475с.

Подобные документы

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2002

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2014

    Характеристика экономических, политических и религиозных норм. Исследование основных отличий права от морали. Анализ роли обычаев и традиций в жизни общества. Описания правил поведения, регулирующих трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ понятия, природы и правового значения обычая делового оборота – правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Сфера применения обычаев делового оборота и правовых обычаев.

В современном мире человеку довольно часто приходится сталкиваться в различных ситуациях с неким неписанным порядком поведения. Зачастую такую ситуацию называют обычаем. Однако сам термин достаточно многозначен и сложен.

Возникновение обычаев

Так что такое обычай? Крайне важную роль обычаи народов разных стран мира сыграли в развитии всего человеческого общества. Они возникли еще в «до письменный период». Тогда они были главным регулятором жизни общины. В тот период люди не всегда осознавали рациональную связь своих поступков с результатами, поэтому для выживания им необходимо было усвоить правильный алгоритм действий. В дальнейшем этот алгоритм преобразовывался, за счет чего и появились определенные нормы поведения, которые дошли до нашего времени. Такие древние обычаи существуют в каждой стране. Их чтут, уважают и соблюдают.

Развитие значимости обычаев

По мере развития общества и появления письменности, обычаи сохранили свои регулирующие функции. На протяжении многих веков существовало полное равноправие между письменным правом и так называемым «обычным правом», которое было заложено традициями предков и передавалось устно. Данное «обычное право» могло дополнять письменные тексты законов, но также могло и противоречить им. Поэтому очень часто сложившийся обычай легко становился источником для дополнения письменного законодательства. Так русские обычаи легли в основу написания средневекового сборника законов под названием «Русская правда».

Значение обычаев в современной жизни

В наши дни обычаи по-прежнему играют важную роль в современном обществе. Старинные обычаи сохранились в повседневной жизни людей абсолютно в разных видах и сферах деятельности. Например, ношение народных костюмов или празднование традиционных праздников.

Даже в сфере политики можно найти обычаи. Так в некоторых странах, в случае возникновения определенных обстоятельств, политический деятель обязан покинуть занимаемый пост, даже если это не указывается в законодательстве. Именно обычаи сформировали современные порядки в обществе и отношения между людьми.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-щественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-сертации. По мнению К. Лоренца , ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу.


Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Законы - нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Чем различаются между собой норма, право и обычай ? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Обычаи и традиции: самые жесткие примеры

Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку всего народа. Под традициями мы «расшифровываем» определенный «культурный код», который передается людьми из поколения в поколение.

Традиции и обычаи очень схожи по своему смыслу. Социологи даже выделяют е . Они тесно связаны не только с историей, но и с религиозными взглядами. Именно с появлением верований было положено начало обычаев и традиций.

Все мы следуем каким-то традициям и обычаям, но не каждый из нас по-настоящему знает их предназначение и их историю. Я считаю, что люди должны проявлять особое внимание к истории, ведь все традиции и обычаи являются небезынтересной частью культуры народа, истории поколений и религии, а так же являются одной из составляющих воспитания человека и его мировосприятия.

История появления обычаев и традиций

Первоначально обычаи и традиции возникли из-за необходимости выживания. Так зародилась так называемая охотничья магия. Надо понимать, что люди в древности были гораздо более зависимы от природы, чем мы с вами. Охота могла быть удачной – или неудачной. Поэтому возникли обряды, которые, как считалось, могли привлечь удачу на сторону охотников. Знание о таких обрядах имели старейшины, поэтому к старикам в древности относились с должным уважением, не то что сейчас.

Были и другие обычаи и традиции у древних: не будить спящего (его душа может не успеть вернуться из мира сновидений), не спариваться во время охоты – это чревато бесконтрольной рождаемостью и пр. Кстати, именно в рамках охотничьей магии возникает наскальная живопись: люди хотели привлечь дух животного на свою сторону.

Такими обычаями и традициями сопровождалась жизнь древнего человека. Они настолько проникли в нашу культуру, что мы даже их не замечаем и не отслеживаем! К примеру, посмотрите на подростка на остановке. Он покурил, сплюнул и вытер ногой харчок об асфальт. Что это? Это генетическая память: фактически он уничтожил след о себе. Ведь раньше люди верили, что через слюну, волосы и другие остатки человека можно на него навести беду. Не верите? Почитайте учебник «История первобытного общества» для вузов!

Свадебные традиции – вообще сплошная древность: белый цвет (платье, фата) – это символ перехода в другое состояние. Мы надеваем белое по обряду три раза в жизни: когда рождаемся, выходим замуж или женимся и когда умираем. А вы знали вообще про все это? Напишите в комментариях!

Обычаи, связанные с едой. Приходишь на новую работу – надо «проставиться», уходишь в отпуск – аналогично. Свадебный стол, вечеринки, — словом много связано именно поеданием пищи. Почему? Оказывается в древности был такой обычай потлача, когда вождь племени кормил всех своих общинников. Это означало, что он сделал им добро – надо ответить тем же! А сегодня: пошел в отпуск, а мы работаем? У нас стресс! Надо заесть! И возникает «простава». Ты окончил школу, получил аттестат? У тебя стресс? Школьный бал, выпускной опять же связан с пищей. Не замечали

Интересные обычаи и традиции народов мира

У народов всего мира есть немало традиций и обычаев, и у всех народов они разные. Например, у русских есть традиция празднования Нового Года — праздника, который соединяет прошлое и будущее. Этот праздник несет в себе яркие чувства и множество чудес, но, как и большинство других традиций, Новый Год уходит корнями в глубокую древность.

Неотъемлемой частью Нового Года является ёлка с забавными и заводными игрушками, яркими и глянцевыми шарами и, мигающими разными цветами, гирляндами. А знаете почему все так стремительно украшают ёлку перед этим праздником? Потому что по обычаям люди верили, что украшая ёлку, они делают злые силы, которые их окружают, добрыми. В настоящее время об этих силах многие забыли, а украшенная ёлка — по-прежнему остаётся символом новогоднего праздника. Этот волшебный праздник описывается во многих русских сказках и стихах, авторы которых всем известные А. С. Пушкин, С. А. Есенин и другие.

Так же у русского народа есть интересные обычаи, которые непонятны иностранным жителям. Например, накануне Великой Пасхи — светлого праздника, который появился на Руси в конце десятого века, в честь воскресения Христа, мы красим куриные яйца. И многие красят их с помощью луковой шелухи, потому что она дает бордово-красный оттенок, такой оттенок символизирует собой кровь, распятого на кресте, Христа. А куриное яйцо в свою очередь — символ зарождения новой жизни.

Но не только русский народ славится своими традициями и обычаями. За рубежом существует всеми известный Канун всех святых или, как мы его называем, Хеллоуин. Праздник стал традицией несколько столетий назад и, как известно из книги «Скарлетт», автор которой Александра Риплей, этот праздник был корнями из Ирландии. Атрибутом такой традиции является тыква, которая символизирует одновременно сбор урожая, злые силы и огонь, отпугивающий их.

Есть и не менее интересные традиции в странах Востока. Например, многоженство. Многоженство так же вошло в жизнь от предков и сохраняется в странах Востока по сей день. Например, «Книга Мормона» может многое рассказать нам о такой традиции. Из книги известно, что в глубокой древности при кочевом образе жизни требовался немалый уход за многочисленными табунами лошадей или верблюдов, поэтому хозяин вынуждал иметь несколько женщин, которые бы смогли обеспечить уход за кобылицами или верблюдицами. Верблюжий мех давал возможность иметь теплые и легкие одеяла, а верблюжье молоко высоко ценилось. Всем этим могла заниматься исключительно женщина, мужчинам некогда было заниматься хозяйством, они были добытчиками. В настоящее время в Восточный странах многоженство определяет престиж мужчины, что не мало важно для жителей Востока.

Уходя от историй традиций многоженства Восточных стран, нельзя не вспомнить и про единобрачие Кавказа. Как бы это печально не звучало, но в странах всегда происходят войны, в последствии которых численность мужчин резко уменьшается. Девочек, как правило, рождается больше, чем мальчиков, и в будущем множеству взрослых девиц не хватает мужей, и как следствие семьи и детей.

А вообще, если вспомнить то в истории бывали случаи, когда в деревню возвращался с фронта только один уцелевший из мужского населения деревни. Однако через какое- то время численность населения вновь становилась на прежнем уровне.

Так во время Кавказской войны девятнадцатого века предводитель кавказских горцев Имам Шамиль, облегчил участь вдов и одиноких женщин. Им разрешили выбирать мужа по своему усмотрению, что фактически узаконивало сложившиеся отношения. Как писал С. Эссадзе: «Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала».

Предлагаю вспомнить обычаи и традиции жителей такой интересной страны, как Тайланд. Тайланд славится своими экзотическими обычаями. В течении календарного года у коренных тайцев существует множество обычаев и традиций, которые приводят в восторг туристов. Торжественные праздничные дни отмечаются всем королевством Тайланда. Вообще одни из самых интересных ритуалов можно наблюдать у «отсталых» культур, носители которых живут в .

Примером тому может служить один из самых красивых праздников Таиланда — Лой Кратонг, посвящённый духам воды. Этот день приходится на начало ноября в день полной луны. Тайцы, пуская по речкам свои лодочки — кратонги, в которых ярко горят свечи и лежат живые цветы, монеты, различные благовония. Тайцы свято верят, что с помощью этих лодочек в эту ночь духи воды смоют с них все грехи предыдущего года.

В каждой стране нашего огромного мира есть свои особенные обычаи, традиции, которые определяют уклад жизни и культуру людей А часто ли мы слышим про обычаи и традиции Китая? Одна из самых особенных традиций Китая – это приветствие. В старину китайцы приветствовали друг друга, кланяясь, сложив свои руки на груди. При этом считалось: чем ниже поклон, тем больше человек проявляет уважения. Современные же китайцы сегодня просто делают небольшой поклон головой. Однако, если они хотят проявить уважение, то могут поклониться ниже.

Обычаи и традиции всего народов мира, населяющего Землю, весьма обширны и многогранны. Они связаны непосредственным образом с факторами, которые уходят корнями в самую глубь истории, и с религией, которая помогает человеку осознавать и воспринимать окружающий мир, поверив в сверхъестественное. Нужно уважать и чтить не только обычаи и традиции своей страны, своего народа, но и других стран и его жителей.

Интересная статья? Поставь лайк, напиши, что думаешь обо всем этом в комментариях. .

©Соколова Е. А.

Редактура Андрей Пучков


Обычаи - такие социальные нормы, которые формируются в обществе стихийно в результате длительного, многократного повторения определенных действий, и в силу этого становятся привычными, обязательными в жизни людей. Обычай, таким образом, закрепляет то, что сложилось в результате длительной социальной практики, т.е. результаты общественного опыта. Действия, поступки, которые в определенной социальной среде многократно повторяются, становятся обычаями (общими правилами) тогда, когда они одобряются и разделяются всей социальной группой или ее большинством.
Обычаи не требуют внешней обособленной силы для обеспечения их выполнения, поскольку являются привычными правилами поведения, которые выполняются автоматически, в силу того что люди привыкли поступать подобным образом. В ранние периоды развития человеческого общества обычаи выступали главным регулятором социальной жизни. Обычай, санкционированный государством, долгое время был одной из важнейших форм существования правовых норм.
Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку.
К обычаям тесно примыкают традиции, которые в меньшей степени связаны с привычкой и представляют собой более обобщенные нормы поведения людей. Они выражают стремление людей продолжать, сохранять формы поведения, передаваемые предшествующими поколениями (традиции отмечать юбилейные даты, рождение ребенка, обряды бракосочетаний и т.п.).
Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противо- нравное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.
В свою очередь и право оказывает влияние на обычаи. Но ню влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение и они приобретают форму правового обычая, т.е. правовой нормы.
Прогрессивные, передовые обычаи и традиции правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-то сфере деятельности и т.д.). Однако нередко в обычаях отражаются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия, исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Право конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их.

Еще по теме Право и обычаи:

  1. 8.5. Право в системе социального регулирования. Взаимодействие права с моралью, обычаями, традициямии другими регуляторами

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры