Шедевры мировой культуры. Шедевры китайской культуры Кафедра зарубежной литературы

Главная / Чувства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Изучение истории построения и происхождения памятников древнего мира. Обзор особенностей конструкции египетских пирамид в Эль-Гизе, храма Артемиды Эфесской, Галикарнасского мавзолея, Форосского маяка. Анализ архитектуры ярусов Висячих садов Семирамиды.

    презентация , добавлен 04.06.2012

    Описание самых прославленных достопримечательностей античной культуры: пирамиды Хеопса (гробницы фараона); висячих садов Вавилона; статуи Зевса в Олимпии; храма Артемиды в Эфесе; мавзолея в Галикарнасе; колосса Родосского; Александрийского маяка.

    презентация , добавлен 25.05.2010

    Египетские пирамиды - самые загадочные и таинственные. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. История Александрийского маяка. Висячие сады Семирамиды. Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Статуя Зевса Олимпийского.

    презентация , добавлен 06.06.2012

    Египетские пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне: легенда создания садов. Храм Артемиды в Эфесе. Статуя Зевса в Олимпии. Мавзолей в Галикарнасе. Статуя Гелиоса - Колосса Родосского. Александрийский маяк и музей.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    История строительства пирамид, которые выполняли функцию гробниц древних египетских царей. История открытия гробницы Тутанхамона. Отличительные черты самых крупных пирамид - Хеопса, Хефрена, Микерена. Тайна Египетских Пирамид и Сфинкса. Связь с космосом.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Знакомство с архитектурными объектами, относящимися к чудесам света. История постройки Мавзолея, уцелевшие рельефы. Висячие сады Семирамиды как самое тёмное из всех чудес света. Характеристика Храма Артемиды в Эфесе, Статуи Зевса, Великой пирамиды в Гизе.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    «УТВЕРЖДАЮ»:

    Проректор по учебной работе

    _______________________ //

    __________ _____________ 2011 г.

    ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    (очная форма обучения)

    «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

    «_ 8__»_04___2011 г.

    Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы Протокол № 10

    Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

    Объем 30 стр.

    Завкафедрой ______________________________//

    « 11 »г.

    Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления

    г. Протокол № 1

    Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы .

    «СОГЛАСОВАНО»:

    Председатель УМК ________________________//

    «______»_____________2011 г.

    «СОГЛАСОВАНО»:

    Зав. методическим отделом УМУ_____________//

    «______»_____________2011 г.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Институт гуманитарных наук

    Кафедра зарубежной литературы

    ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

    для студентов направления 020400.62 «Биология»

    (очная форма обучения)

    Тюменский государственный университет

    2011

    Швейбельман мировой культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 «Биология» (очная формы обучения) Тюмень, 2011, 30 стр.

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной

    литературы, к. филол. н.,

    Профессор

    © Тюменский государственный университет, 2011.

    © , 2011.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    Курс по выбору Шедевры мировой культуры по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, литературы. Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер. Этот курс дает представление об общих тенденциях мировой культуры и о конкретных произведениях (памятниках, шедеврах) культуры, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности. Культура, тесно связанная не только с повседневной практической необходимостью, но и демонстрирующая уровень эмоционального и интеллектуального развития человечества, отражает весь диапазон многообразных жизненных явлений, специфически свидетельствует о коренных преобразованиях в человеческом обществе на определенном этапе его развития. Особое внимание уделяется изучению явлений, сыгравших значительную роль в становлении и развитии основных жанровых форм художественного творчества, а также – ведущих эстетических систем и художественных направлений.

    Лекционный курс ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мировой культуры: от античности до наших дней (преимущественно в ее европейской модели). Принцип организации лекционного материала – хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т. д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека.

    Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях. Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в культуре XX века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы.

    Цель курса «Шедевры мировой культуры» – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных тенденциях развития мировой культуры на примере наиболее значительных ее явлений (архитектура, живопись, кинематограф, литература, скульптура, театр). ФГОС ВПО предусматривает знание выпускниками основных этапов истории культуры, основанное на последовательном изучении выдающихся достижений в области художественного творчества различных регионов мира, национальных школ.

    Основные задачи – изучение истории культуры разных стран и регионов мира, углубленное познание исторических процессов в этих национальных культурах, их интерпретация отечественными и зарубежными искусствоведами, философами, историками, культурологами; выявление закономерностей взаимодействия общих тенденций в искусстве; формирование представлений о развитии концепции человека в разные эпохи и ее художественном воплощении; освоение основного корпуса мирового художественного наследия; систематизация общегуманитарного знания.

    Основные дидактические единицы : автор, норма, традиция, новаторство, преемственность, теория и история культуры, теория и история искусства, художественные течения и направления, система основных понятий искусствоведения, эстетические категории, закономерности взаимодействия общих тенденций в области культуры и, в частности, в художественной сфере, преемственные черты в эволюции стилей, художественные методы, шедевры, язык культуры.

    Материалом курса служат художественные произведения, научно-исследовательская литература , монографии и статьи по проблемам развития мировой культуры. Предлагаемый список научно-критической исследовательской литературы должен помочь студенту более глубоко и системно познакомиться с общими тенденциями развития мировой культуры.

    Курс «Шедевры мировой культуры» ведется в течение 1-го семестра. Составной частью предмета является история эстетических учений и художественной критики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины. Данный курс является немаловажным элементов в системе развивающих гуманитарных дисциплин, позволяющих получить представление об общих закономерностях развития мирового культурного процесса.

    Экзамен выставляется по результатам работы на практических занятиях, написания семестровой письменной работы (реферат на ОДО, контрольная работа – на ОЗО), предоставления глоссария и конспектов научных работ по актуальным проблемам развития культуры.

    1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

    Дисциплина «Шедевры мировой культуры» входит в раздел «Гуманитарный и социальный цикл. Бвариативная часть (дисциплины по выбору студента)». Развивая и углубляя гуманитарный элемент в образовании студента, приобретающего негуманитарную специальность, эта дисциплина является по-своему необходимым элементом профессиональной подготовки, поскольку расширяет общекультурный кругозор. Данный курс формирует систему знаний, способствующих освоению базовых гуманитарных предметов («История» и др.). Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях развития мировой художественной культуры. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории художественного мировоззрения, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности.

    1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

    В результате освоения дисциплины «Шедевры мировой культуры» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

    способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1).

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать : основные понятия и термины теории и истории культуры; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

    Уметь : применять на практике базовые навыки сбора специальных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий .

    Владеть : основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

    2. СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

    3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Таблица 1.1

    Тематический план для очной формы обучения

    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Из них в интерактивной форме, в час

    Итого количество баллов

    Лекции

    Практические занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Шедевры мировой культуры

    Модуль 1

    Культура – мир смыслов

    0-11

    Культура античного мира (Древняя Греция, Древний Рим)

    0-11

    Культура Средних веков

    0-12

    Культура эпохи Возрождения

    0-12

    Всего

    1-8

    8

    8

    52

    68

    4

    0-46

    Модуль 2

    Художественная культура XVII века

    9-10

    0-10

    Особенности европейской культуры XVIII века

    11-12

    0-11

    Культура XIX века

    13-14






    Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ - усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света.


    ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ - сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (в. до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены мидийской царевны. Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев.



    ЗЕВС-ОЛИМПИЕЦ - статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища- храме Зевса, в священной роще Альтисе. Открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.


    МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.). Мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея. Почти нетронутый мавзолей простоял ок лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.


    ХРАМ АРТЕМИДЫ (Артемисион) в Эфесе - один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира. Храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. 21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом. Когда Александр Македонский через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание. Храм занимал огромную площадь 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.



    ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк) - маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта. Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас база египетского флота).



    КОЛОСС РОДОССКИЙ - гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на острове Родос. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника » в Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). «Медный всадник»



    «Восьмое чудо света» Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Самое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь ШихуанемСамое главное в этом чуде света – это,конечно же,масштаб,заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем Восьмое чудо света находится в центре Китая. Экспозиция этого чуда света расположена в северных отрогах горы Лишань к востоку от города Сианя и состоит из погребальных статуй воинов и коней из гробницы Цинь Шихуана. Это отнюдь не обычная музейная экспозиция, ибо ансамбль состоит из трех громадных склепов. Общая площадь экспозиции составляет более 20 тысяч квадратных метров. В трех склепах насчитывается более семи тысяч фигур, более двухсот колесниц и огромное количество бронзового оружия. Музей был создан на раскопках, то есть непосредственно в месте обнаружения захоронения. Самое главное в этом чуде света это, конечно же, масштаб, заложенный первым китайским императором Цинь Шихуанем, которому удалось объединить две с лишним тысячи лет назад разрозненные княжества Китая в единое государство. Прозорливый владыка, стараясь попасть в бессмертие еще при жизни начал строить для себя вблизи города Чаньаня на западе Китая усыпальницу огромных размеров, она и стала впоследствии гробницей, в которой были найдены погребальные статуи воинов и коней. Двадцать лет назад этот памятник старины был включен ЮНЕСКО в Каталог мирового культурного и природного наследия.


    Шедевры мировой культуры глазами генерала из стихотворения «Железная дорога». - Был я недавно в стенах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене Святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил? Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка? Вот ваш народ эти термы и бани, Чудо искусства - он всё растаскал!.. -Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать – разрушать мастера, Варвары! Дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора;..


    1. Ватикан. Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, где храмы, дворцы и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово- паркового искусства. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами площадь Святого Петра. Колоннады ведут к собору Святого Петра крупнейшему католическому храму мира. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в ватиканских садах казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV XVII веков.



    4. Аполлон Бельведерский. Статуя Аполлона мраморная римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок до н. э., Музей Пио- Клементино, Ватикан). Название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. Долгое время считалась вершиной греческого искусства.




    Электронные ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, CD Global Deejays / SoundofSanFrancisco (Progress) mp3.

    АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

    ФИДИЙ

    ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

    Афинский Акрополь

    Название Акрополь в Афинах

    Дата создания V в. до н.э.

    Вид искусства архитектура

    Архитектурный стиль античная архитектура

    Назначение выступал в роли религиозного святилища всей Аттики

    Архитектурный облик Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмами Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже подплывающим к берегу кораблям. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

    Конструктивное решение в строительстве Акрополя Фидий применил ордерную систему, в которую входили три ордера: ионический, дорический и коринфский. Притом, при строительстве Эрехтейона он использовал не ордерную систему, а воспользовался кариотидами. Во всех храмах на Акрополе изображены фигуры богов, смешанных с людьми.

    Материалы Все элементы конструкции Акрополя, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

    Габариты ок.300 м в длину и 170 м в ширину

    Фидий (ок.490 г. до н. э. Афины)

    Основные произведения

    • Афина Промахос на Акрополе, ок.460 до н. э.
    • Зевс Олимпийский

    Замысел произведения Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. В 447 руководство работами было поручено знаменитому скульптуру Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

    437-432 Пропилеи и храм Ники Аптерос

    421-406 Эрехтейон

    448-432 Парфенон

    Судьба произведения

    Разрушение Многократно храмы на Акрополе перестраивались от частых воин.

    Реконструкция После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя.

    Сегодняшний облик Оставшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Многие рельефы и скульптуры находятся в музеях мира.

    Интересные факты В 15 веке Парфенон превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, а Эрехтейон стал гаремом турецкой паши.

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    КОЛИЗЕЙ

    ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

    Колизей

    (Амфитеатр Флавиев)

    Краткие сведения о произведении

    Название Колизей (Амфитеатр Флавиев).

    Дата создания 75 – 80 гг. н.э.

    Место постройки Италия, Рим

    Вид искусства архитектура

    Архитектурный стиль античная архитектура

    Назначение в амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения

    людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов.

    Архитектурный облик Римский Колизей представлял собой огромную чашу со

    ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной

    стеной.

    Конструктивное решение в плане Колизей – эллипс. Арена отделена высокой

    стеной от мест зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, находились

    места для зрителей, разделенные широкими проходами. Внутри шли четыре

    яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая

    ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами.

    Материалы Колизей построен из туфа, наружные стены из более твердого

    травентина, для сводов и стен использовались кирпич и бетон.

    Габариты длина – 188 м., высота – 48,5 м., длина по окружности – 520 м.

    История создания произведения

    Замысел произведения в Колизее устраивали популярные в Риме зрелища - гладиаторские бои, бои с животными и даже морские сражения - навмахии (тогда арену заполняли водой). Кроме того, там проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.

    Продолжительность и этапы строительства Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима. Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века - последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII–IX веку его полностью забросили.

    Судьба произведения

    Разрушение Постепенно Амфитеатр таял - его камни разбирали, нижний ярус арок постепенно уходил под землю, на развалинах росли деревья и даже жили дикие звери. Как памятник истории и архитектуры Арену начали воспринимать только в XVIII веке. Первым папой, которого тронула судьба Колизея, стал Бенедикт XVI. Он почитал его как место, где встретили смерть многие христианские мученики (хотя не все современные ученые с этим согласны), и в память об их страданиях установил в середине арены огромный крест, а рядом - несколько алтарей. Данные символы просуществовали до 1874 года.

    Реконструкция И с того времени Колизей постоянно реставрировали: в разные периоды укрепили сохранившиеся стены, которые грозили обрушиться, отремонтировали внутренние лестницы, достроили некоторые утраченные части, провели раскопки и обнаружили подземные помещения. В 1997 году осуществили грандиозное обследование Колизея с помощью современной лазерной и инфракрасной аппаратуры. Эти работы позволили создать точную карту Амфитеатра и выявить места наибольшей деформации конструкции.

    Сегодняшний облик Колизей и поныне так внушителен и неповторимо своеобразен, что всякий, входя туда, может, если захочет, увидеть на мгновение это исполинское здание таким, каким оно было, когда тысячи разгоряченных лиц были обращены к арене, а там среди вихрей пыли лилась потоками кровь и шла такая яростная борьба, описать которую бессилен язык человеческий. Но уже в следующий миг пустынность и мрачное величие этих развалин рождают в посетителе тихую грусть; и, быть может, никогда больше не будет он так взволнован и потрясен никаким другим зрелищем, не связанным непосредственно с его личными чувствами и переживаниями… Это самое внушительное, самое торжественное, величественное и мрачное зрелище, какое можно себе представить.

    Интересные факты для возведения Колизея потребовалось осушить озеро. Он был

    рассчитан на 50 000 зрителей. На арену можно было одновременно выпустить

    3 000 гладиаторов. Размещение людей осуществлялось по социальному признаку:

    места нижнего яруса для императора, его окружения, сенаторов; второго, третьего –

    для всадников и римских граждан; четвертого – для вольноотпущенников. Система

    галерей и множество входов помогали быстрому заполнению и освобождению здания.

    Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах,

    Укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий) . В глубоких

    подвалах Колизея были помещения для гладиаторов, клетки для зверей.

    Предварительный просмотр:

    ПАРФЕНОН

    ИКТИН И КАЛЛИКРАТ

    ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

    Парфенон

    Краткие сведения о произведении

    Название Парфенон

    Дата создания 447-438 гг. до н.э

    Место постройки Греция, Афины

    Вид искусства архитектура

    Архитектурный стиль Античная архитектура

    Назначение главный храм Акрополя, посвященный богине Афине

    Архитектурный облик. Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7-59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9-19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9-19,2 м), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических.

    Конструктивное решение. Все линии храма кажутся безупречно прямыми, потому что архитекторы учли особенности человеческого зрения: чтобы прямые линии не показались вогнутыми, их делали выпуклыми. Все линии Парфенона, все его плоскости изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы тонкими.

    Материалы. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

    Габариты. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9-69,5 м.

    Иктин (вторая половина 5 в. до н.э.)

    Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э. Крупнейший архитектор периода классики.

    Основные произведения

    • Одеон Перикла в Афинах
    • Храм Аполлона в Басах, ок. 430 до н.э.

    Калликрат (сер. 5 в. до н.э.)

    Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор сер. 5 в. до н. э. Представитель периода классики

    Основные произведения

    • Парфенон, Афины, V в. до н.э.
    • Храм Нике Аптерос, Афины, ок. 420 до н.э.

    Фидий (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.)

    Годы творческой деятельности. Древнегреческий скульптор периода высокой классики.

    Основные произведения

    • Афина Промахос на Акрополе , ок.460 до н. э.
    • Зевс Олимпийский
    • Афина Парфенос, Афины, освящена в 438 году до н. э.
    • Скульптурное убранство Парфенона, Афины

    История создания произведения

    Замысел произведения. Парфенон - центр Афинского акрополя, один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный Афине, он обладает рядом уникальных особенностей. (Парфенон построен в виде периптера).

    Продолжительность строительства. Постройка Парфенона продолжалась 16 лет и была закончена в 432году до н. э.

    Судьба произведения

    Разрушение. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал Христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона. В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью. Парфенон был переоборудован в мечеть. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. В Парфеноне Турки устроили пороховой склад. При его взрыве была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады. Венецианцы хотели увезти скульптуры как трофей, но они разбились, так как плохо держались после взрыва.

    Реконструкция Реставрация храма началась в XIX столетии. Была восстановлена северная колоннада, и фронтонные скульптуры (слепки из цемента с добавлением цементной крошки). В 1950-х годах был отреставрирован пол храма.

    Сегодняшний облик. Ныне от центрального объема осталась лишь западная стена. Из подлинных скульптур остались только две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене. Сегодняшний Парфенон, а точнее, его величественные руины- белого цвета.

    Интересные факты. Сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.

    Предварительный просмотр:

    ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ

    ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

    Краткие сведения о произведении

    Название пирамиды в Гизе

    Дата создания Vв. До н.э .

    Место постройки Египет, Гиза

    Вид искусства архитектура

    Архитектурный стиль

    Назначение гробницы фараонов

    Архитектурный облик в ансамбль входят Сфинкс и три большие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Мекерина. Последняя имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Каждая пирамида включает заупокойный храм вверх по течению Нила и вниз по течению, а также соединяющий их коридор. Сфинкс представляет собой статую льва с человеческой головой.

    Конструктивное решение три монумента расположены по диагонали, но таким образом, что ни один не заслоняет солнце другим.

    Материалы камень

    Габариты пирамида Хеопса самая большая: она квадратная, каждая ее сторона равна 250м. Каждый камень не меньше 10м. Имевшая вначале 146м высоты, сегодня она достигает лишь 137м, а на месте вершины образовалась площадка шириной 10м. Высота пирамиды Хефрена меньше, чем у предыдущей, но ее вершина находится на одинаковом с ней уровне, так как она стоит на более высоком месте. Пирамида Мекерина едва достигает 66м. Длина Сфинкса равна 73м.

    (Дата и место рождения)

    Образование

    Годы творческой деятельности

    Дата и место смерти

    Основные произведения

    • (Название, место и дата постройки)

    История создания произведения

    Замысел произведения

    Продолжительность и этапы строительства сначала потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни, но это было ничто по сравнению со строительством самой пирамиды. Она потребовала 20 лет работы. Пирамида сначала была построена в виде большой лестницы, составленной из того, что одни называют зубцами, а другие ступенями. Такая форма позволяла поднимать остальные камни.

    Судьба произведения

    Разрушение ансамбль пирамиды Хеопса почти полностью разрушен, а ансамбль пирамиды Хефрена, напротив, в большей части сохранился.

    Реконструкция не проводилась.

    Сегодняшний облик сохранились до наших времен.

    Интересные факты на пирамиде Хеопса есть надписи, в которых указано, сколько средств было израсходовано на приобретение хрена, лука и чеснока, чтобы прокормить рабочих. Сумма расходов доходила до 6000 талантов серебра, что составляет 40000кг.

    Предварительный просмотр:

    СТОУНХЕНДЖ

    ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

    Стоунхендж

    Краткие сведения о произведении

    Название Стоунхендж

    Дата создания 3500 - 1100г.г. до н.э.

    Место постройки Великобритания, Англия

    Вид искусства Архитектура

    Архитектурный стиль Первобытное искусство

    Назначение Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храмом Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж, выполняя роль астрономической обсерватории, позволяющей с большой точностью вести календарный счет дней, отмечать начало времени года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмении.

    Архитектурный облик Стоунхендж представлял собой два кольцевых зала в центре, которого был установлен алтарь в виде подковы.

    Материалы Для возведения комплекса доставлялись камни из каменоломни, которая находилась более чем за 300 километров от места строительства.

    Габариты В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.

    История создания произведения

    Продолжительность и этапы строительства Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залам. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри». К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

    Судьба произведения

    Сегодняшний облик Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

    Интересные факты Известный астроном Фред Хойл изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад. Согласно местной легенде, гигантские голубые камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ем у пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ (РУССКИЙ МУЗЕЙ)

    ДАТА СОЗДАНИЯ 1819-1825гг.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В 1798 году Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Решение о начале строительства было принято императором Александром I. Архитектором строящегося Михайловского замка становится Карл Иванович Росси . Над проектом он начал работать с 1817 года, когда предполагалось устроить резиденцию великого князя сначала на месте дворца Воронцова , а затем - на месте дома Чернышёва . После решения о строительстве дворца на этом пустыре, Росси начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а строительство началось 26 июля. Михайловский дворец Росси связал с Невским проспектом новой Михайловской улицей, переходящей в Михайловскую площадь непосредственно перед дворцом. Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом - манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - Михайловский. Окончено строительство здания было к 1825 году.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Русский музей входит в ансамбль Михайловского дворца и Инженерного замка. Михайловский дворец стоит между Невским проспектом и Марсовым полем. Уже с Невского проспекта в перспективе улицы было видно, как над аркадой первого этажа прекрасный по пропорциям, великолепный портик с коринфскими колоннами, с богато украшенным скульптурой фронтона. Во всю ширь фасада расположена колоннада в двадцать стволов, упирающаяся в боковые выступы. Со стороны сада, в том же коринфском ордере в двенадцать колонн, дана лоджия поставленная между двумя массивными, увенчанными небольшими фронтонами. Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт - Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и других великих русских художников.

    ДАТА СОЗДАНИЯ 1806-1819гг.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ С 1704 года на Адмиралтейском острове, находящемся на левом берегу Невы и ограниченном с южной стороны Мойкой, развернулось строительство верфи–Адмиралтейства - по чертежу самого Петра I. Вместе с Петропавловской крепостью она являлась основой архитектурной композицией города. В 1730-е годы страшный пожар опустошил центральную часть Санкт- Петербурга, и специально созданная комиссия приступила к разработке плана ее новой застройки. Архитектор Иван Коробов, оставив первоначальную общую П-образную планировку Адмиралтейства, заменил фахверковые корпуса каменными. В начале XIX века Андреян Захаров начал работать над созданием нового здания Адмиралтейства.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Новое Адмиралтейство замышлялось как своеобразный памятник русскому флоту, и потому центральный въезд в него был решен в виде триумфальной арки. Здание состоит из двух П-образных в плане корпусов-народного внешнего, предназначенного для Адмиралтейского ведомства, и внутреннего, где размещались мастерские. Мотив арки архитектор повторил в фасадах симметрично расположенных павильонов, обращенных к Неве. Скульптурное убранство Адмиралтейства объединено одной темой-прославлением мощи России. Перед главным въездом с двух сторон находятся монументальные фигуры нимф, поддерживающих небесные сферы (1812, скульптор Ф.Ф. Щедрин). Над аркой башни помещен горельеф “Заведение флота в России” (1812,скульптор И.И. Теребенев) длиной около 22 метров.

    По проекту Ивана Коробова была построена башня со шпилем. Позднее архитектор Андреян Захаров увеличил высоту шпиля до 72м и увенчал его флюгером в виде трехмачтового фрегата.

    ДАТА СОЗДАНИЯ 1819 - 1829

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Составленный Росси проект здания Главного штаба предусматривал соединение двух больших, расположенных по дуге зданий центральной триумфальной аркой. В правом (западном) крыле решено было разместить Главный штаб сухопутных войск, а в левом (восточном) – министерства иностранных дел и финансов. Строительные работы шли быстро 23 октября 1824 г. Росси рапортовал начальству, что весь огромный фасад уже готов. Как только были возведены крылья, между ними стали выкладывать арку . Триумфальная арка, задумывалась Росси как памятник героическим подвигам русского народа в освободительной Отечественной войне 1812 г .

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Арка – главное композиционно-пространственное ядро здания – усиливается сдвоенными коринфскими колоннами по бокам и аттиком со ступенчатым завершением. Венчает сооружение колесница Победы, запряженная шестеркой коней. Вся эта эффектная центральная композиция, по пропорциям приближающаяся к квадрату, с обеих сторон еще поддерживается четким вертикальным ритмом девятиколонных коринфских портиков. Насыщенное скульптурным декором монументальное решение центра и стройный ритм колонн портиков боковых крыльев особенно выразительны на фоне строгого нейтрального фасада, обращенного к площади. Массив устоев арки подчеркивает арматура – прекрасно скомпонованные горельефы из воинских доспехов и оружия. Над ними между колоннами – статуи воинов и арматура, а по бокам арки – горельефы в виде летящих фигур. Просто и вместе с тем так красиво скомпоновать полукилометровый фасад здания чрезвычайно трудно. Такой эффект при общем спокойном фоне создается активно выявленным центром, который создан дугой здания и мощной аркой совершенных пропорций.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Как рассказывали дочери Росси, архитектор вместе с рабочими поднялся в день открытия арки на самый верх. «Если арка упадет, я готов упасть вместе с ней», - сказал он при этом.

    ДАТА СОЗДАНИЯ 1858 г.

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Первоначально на Адмиралтейском лугу построили небольшую деревянную церковь, отличавшуюся скромностью архитектуры, характерной для первых зданий Петровской эпохи. Её сооружением Петр I решил увековечить день своего рождения – 30 мая, который совпал с днем празднования памяти святого Исаакия Далматского. 6 августа 1717 года на берегу Невы, приблизительно там, где теперь стоит памятник Петру I, при участии императора, высших сановников государства и духовенства закладывается вторая Исаакиевская церковь. В мае 1735 года от удара молнии возник пожар, довершивший начавшиеся разрушения.

    15 июля 1761 года указом Сенатом проектирования и строительство новой Исаакиевской церкви было поручено С.И.Чевакинскому, но талантливому архитектору не пришлось осуществить свой замысел. Сроки строительства были перенесены.

    Вступив в 1762 году на престол, Екатерина II одобрила идею воссоздания собора, связанного с именем Петра I, но проектирования и строительство было поручено архитектору Антонио Ринальди. Собор был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но строительство велось крайне медленно. Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив начатой работы. Руководство строительством возглавил О. Монферран.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК Исполинское, облицованное мрамором, увенчанное гигантским куполом и малыми куполами колоколен, здание Исаакиевского собора доминирует над площадью (высота 101,5 м), его окружают 112 монолитных колонн, весом от 64 до 114 тонн. Храм вмещает около 14 тыс. человек. Храм украшен 350 рельефами и статуями. Все скульптурное убранство собора выполнялось по моделям И.Витали, С. Пименова, А. Лемера. Грандиозный ансамбль статуй, барельефов, дверных створок, двух фронтонов, скульптурный декор, связанный единством библейско-евангельских повествований, органично включен в архитектонику здания.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Перекрытие купола (диаметр 21,83 м), выполненное из железа и чугуна, а также применение в строительстве нового для изготовления барельефов гальванопластического способа инженера Б.С. Якоби свидетельствуют о развитии техники и инженерного искусства.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Пришлось копаться и сканировать, что бы показать некоторые шедевры, хранящиеся, в основном, в Британском музее. Это миниатюры из рукописей мастерских Герата и Тебриза конца 15 - начала 16 века.

    Итак, время окончательного раскола между суннитами и шиитами. Время высшего расцвета искусства Персии, Афганистана и Ср.Азии. В центре мира - Герате (Афганистан) постепенно возникает блестящая школа миниатюристов, поначалу строгая и геометричная, суховатая. Вот Бен Гур в Черном Дворце:

    Но подлинным гением стал знаменитейший художник мусульманского мира - Бехзад (Bihzad)

    Бехзад, Александр (Македонский) встречается с отшельником:

    Удивительная яркость и смелость цветовых контрастов сочетается у него с определёнными попытками передать реалии жизни:

    Бехзад,сцена в общественной бане:

    и экспериментами, которые могли бы привести к перспективе:

    Но если он в этом и не преуспел, то колористику продвинул мощно:

    В связи с переносом столицы, Бехзад перебирается в Тебриз. Под его влиянием уже существовавшая там школа миниатюры буйно расцветает. Художники узнаются по любимому колориту и приёмам. Султан Мухаммед:

    Вот эта миниатюра,приписываемая легендарному Ага Мираку (Aqa Mirak), производит на меня наибольшее впечатление. Вложенные друг в друга прямоугольники, с уменьшающимся орнаментом, и финальное дерево в проёме беседки, пересекающее даже раму картинки, - завораживает

    Конечно, процветала миниатюра и в других городах. И сопредельных странах. Оцените сочетание цветов - Казвин, худ. Шейх Мухаммад, "Поэт Лагари и тучный вельможа", "Тухфат-Ал-Ахрар"

    На этом художнике и закончим...


    Остаётся сказать, что в России находится одно из лучших собраний этих рукописей - Гос. библиотека им. Салтыкова-Щедрина, С-Петербург. Однако большая часть представленных здесь миниатюр - Британский музей, Лондон.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры