Культурный ли вы человек. Современный культурный человек

Главная / Ссоры

Правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим «обязанности» «культурного человека» для общества и заканчиваются.

Культурный человек как социальный объект

Современный избирает стиль поведения, отражающий его личность, соответствующий требованиям поведения в обществе и не основанный на стремлении выделиться. Собственные совесть и убеждения помогают оставаться таким, какой есть на самом деле, не прятать недостатки и выставлять достоинства. Культурный человек всегда ведет себя естественно и непринужденно, не обращая внимания на общественное положение окружающих. Манеры поведения и внутренние качества личности не бросаются в глаза, а составляют сущность такого человека.

Воспитанность культурного человека не ограничивается хорошим образованием, правильными привычками. Главное, обладать богатой духовной культурой, постоянно заниматься самовоспитанием, уважать других людей.

Внешняя привлекательность быстро исчезнет, если в человеке отсутствуют собственные мысли, ум, искренность, чувство юмора. Красота человека скрывается в обаянии, внешнем проявлении красоты внутреннего мира.

Истинно культурному человеку несвойственно проявление цинизма. Каким бы красивым внешне, умным и образованным, соблюдающим правила приличия ни был человек, наглость и бесстыдство, пренебрежительное отношение к другим людям безоговорочно исключают его из категории культурных личностей.

Понемногу улеглись первые взбудораженные дни нового учебного года, школьная жизнь потекла по своему руслу. Сказать, что просто соскучилась по ребятам - своим ученикам – не сказать ничего. Поэтому ждала первого урока по Основам православной культуры с нетерпением. И вот, наконец, торжественное приветствие, поздравления с началом учёбы, несколько возбуждённый голос учителя. Вдруг – смех. «Что такое?» «Вы – очень весёлая и нам – весело!». «Ах, вот оно что!»

Потом пришли пятиклашки, перешагнувшие порог начальной школы – милые, наивные, с кипой тетрадей, блокнотов «на всякий случай» и добрым десятком легкомысленных разноцветных ручек. Как научившийся едва стоять на неокрепших ножках карапуз, усиленно вырывающийся из заботливых рук мамы, так и они стремятся познать открывшийся перед ними взрослый мир средней школы после уютной и тёплой мамы - «началки».

А «ветераны» ОПК приготовились рассуждать над злободневной темой «Культурный ли я человек?», перед тем вполне отчётливо сформулировав основные качества по-настоящему культурного индивидуума (Основы в который раз доказали истинность имени собственного и тех задач и целей, ради которых они и задумывались). Рассуждения на суд учителя представили два шестых класса. Но, перед тем как приступить к самому «вкусному» - соприкосновению с мыслями детей, поделюсь своим маленьким открытием. Первый из шестых классов, пришедший на урок заявил, что «культурным может назвать себя лишь тот, кто помнит и любит историю своего Отечества, а следующий шестой класс на подобный же вопрос ответил: «Культурным является тот человек, который не сквернословит!»

В чём же заключается открытие, спросите вы? Поначалу я тоже никак не могла для себя самой отчётливо сформулировать «интересность» ситуации, но интуиция подсказывала, что дело обстоит несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Ну не может быть, чтобы дети одного и того же возраста, учащиеся в одной и той же школе, у одних и тех же учителей на один и тот же вопрос отвечали совершенно по-разному. И – заметьте: тот класс, что предлагает в качестве мерила культурности человека историческую память – учится намного успешнее ребят из другого класса, у которых, похоже, проблемы со сквернословием (что впоследствии подтвердилось). Вернее, со сквернословием проблем, как раз - таки и нет, а есть проблемы с чистотой родной речи. Ничего не остаётся, как только предположить, что неуспеваемость ребят напрямую связана с тлетворным влиянием мата, а тот, в свою очередь, пышным цветом произрастает в семье, так как в школе я не встречала ни одного учителя-сквернослова. Так что, уважаемые родители, к вам мой глас: пожалейте своих родных детей! Не забивайте им юные головы и детские души инфернальной лексикой. Специально употребляю этот термин, может быть он заставит вас задуматься, ведь «инферна» в переводе с латинского значит «ад». Ну не виноваты дети в том, что пьёт отец, совершенно отбился от рук старший сын, а бабушка в этом месяце отказывается отдавать свою пенсию на оплату коммунальных платежей уставшей от нелёгкой жизни невестке и т.д. Пишу «так далее» потому, что все факты являются не исторически достоверными, а просто достоверными фактами нашей российской действительности. И, потом, не жалко детей – пожалейте себя: не вырастет из дочери-матерщинницы и сына-сквернослова заботливых детей, рядом с которыми стареть не страшно. И ведь гораздо приятнее услышать от ребёнка слово «мамочка» и «папуля», нежели омерзительно-хамские «предки» и «шнурки».

А теперь – обещанный десерт. Итак, рассуждают дети.

Мосина Даниила: «Я не знаю пока, культурный ли я человек, но я знаю, что у меня нет вредных привычек. Мне не нравятся люди, которые пьют, курят и неуважительно относятся к нашим святыням»

Чубатенко Александр: «Я хорошо знаю русский язык, но хочу знать и другие языки мира. Веду здоровый образ жизни, езжу с о. Александром и его сыном на рыбалку с ночёвкой, хожу на службу. Вывод: я – культурный человек».

Серёгин Ростислав: «Я помогаю старшим – бабушкам и дедушкам – доносить до дома тяжести, всегда и со всеми здороваюсь. Хожу в церковь и молюсь о своих родных. Мне нужно пополнять свой словарный запас»

Симков Никита: «Когда я прихожу в гости, то всегда здороваюсь. Это – очень культурно. Я не люблю взрослых людей, которые пьют и ругаются матом».

Мудрак Никита: «Я - совсем некультурный человек, но очень сильно стараюсь им стать. У меня это плохо получается. Мой плюс в том, что я с уважением отношусь к святыне, знаю этикет и применяю его в жизни. А минусов у меня очень много»

Поразительно строгая самооценка, не правда ли?!

Талибова Маша: «Я хочу понять – культурный ли я человек? Я не сквернословлю, хорошо знаю историю своей Родины. Но мне хотелось бы знать историю и культуру других стран»

Николаев Ярослав : «С этикетом за столом у меня не всё получается, я разговариваю во время еды. Стараюсь исправиться, у меня даже есть книга этикета. Хожу в церковь раз в неделю. Не знаю, культурный ли я человек»

Тихомирова Наташа: «Я отношусь с уважением не только к своей святыне, но и к чужой, знаю и люблю историю своей Родины, а урок ОПК помогает в этом»

Сукочев Яша: «Что такое этикет? Это то, как должен вести себя человек. Сквернословить или нет – это, кстати, тоже вопрос этикета. Я не сквернословлю, а ОПК помогают стать лучше»

Баранова Оля: «Я хотела бы понять: культурный ли я человек? Помню историю своего Отечества, с уважением отношусь к своей святыне. Хочу знать много языков»

Бабенко Настя: «Я никогда ни с кем не ругаюсь, я – не скверный человек. Всегда здороваюсь. Хочу знать французский язык. Думаю, что ОПК помогут мне разобраться: культурный ли я человек?»

Петровская Настя: «Верю в Бога, веду здоровый образ жизни. Не знаю, культурная я или нет. Хотелось бы посмотреть за своим поведением со стороны»

Бондарева Катя: «Я почитаю свой родной язык. Хочу пополнить свой багаж знаний, вырасти справедливой и благородной, но самое главное – культурной, а не дикой кошкой»

Костин Дима: «Иногда мне кажется, что я – культурный человек, иногда – нет. У меня небольшие проблемы с языком. Мне нужно исправиться, и всё будет нормально. Я люблю Мещовск, и Россию, и все другие страны»

Киселёва Даша: «Я – культурный человек, помню свою историю, верю в Бога, люблю свой народ, берегу свой язык. Но этого недостаточно. Мне нужно перестать ссориться со своей подругой Таней, и тогда я стану культурным человеком». (Правда, здорово?!)

Тарасов Ваня: «Я никогда не сквернословлю и мне стыдно смотреть, как ругаются люди. Мне надо подкреплять свои знания».

Гагалов Ярослав: «В одном я – культурный человек, а в другом - совершенно бескультурный. Например, я балуюсь, и в этом выражается моё бескультурье, а вообще я вполне нормальный, когда помогаю другим людям, старикам, например, донести тяжёлые сумки».

Денисова Вероника: «О том, культурная я или нет, должны сказать другие люди, друзья, например».

Очень зрелое решение взрослого человека.

Красильникова Даша: «Я наполовину культурный человек. Помню историю своей семьи и люблю урок ОПК».

Чибисов Максим: «Я – культурный человек, люблю свою Родину и Православную культуру, не дерусь и не обижаю маленьких. Мне нужно научиться правильно обращаться с языком».

Карпиленко Таня: «Я считаю себя культурным человеком: говорю «спасибо», когда мне что-либо дают, извиняюсь, если сделала что-то неправильно. Могу извиниться и за своих сестёр. Считаю, что они поступили плохо нечаянно, по неосторожности».

Был один инкогнито – думаю, что неспециальный, забывший подписаться торопыга. Так вот он (или – она?) написал, что слушается своего Ангела-хранителя, так легче остаться культурным человеком. Согласитесь, для того, чтобы специально придумать подобный образец культуры, даже от взрослого человека требуется не только определённая мозговая эквилибристика, но и чистое сердце, что гораздо ценнее.

Большинство наших детей за образец культурного человека брали своих родителей – и это в стране, где катастрофически быстро обесценивается авторитет семьи! Вот и верь после этого социальным опросам. Или мы – особый город? И лишь одна девочка написала, что «хочет быть похожей на саму себя и немножко на Мерлин Монро». Вот такой неожиданный эталон культурного человека! Ну что ж, утешить себя можно (и нужно), по крайней мере, тем, что она – Мерлин – удержала-таки легкомысленно и не вовремя взлетевшее платье, а там уж пусть каждый в меру своей собственной культуры (и бескультурья) додумывает пикантную ситуацию. Хотя, я думаю, что сама Мерлин была бы немало удивлена, что в далёкой России неизвестная ей 12-летняя девочка из провинциального городка рассмотрела в её особе не пресловутый секс-символ Запада, а самый что ни на есть культурный образчик.

Вот так-то, товарищи родители и коллеги-педагоги! Не всё так плохо в нашей стране и нашей школе. Вполне возможно, что всеобщими усилиями мы сделаем тот рывок по вертикали, которого от нас ждёт не только Россия, не только наше «сегодня», но и Бог и наше - «завтра», неминуемо перерастущее в Вечность, хотим мы того или нет. А для тех, кто живёт с перспективой Вечности не остаётся ни одного неважного и несерьёзного дела. Будь то бабушкины тяжёлые сумки или Дашина подруга, с которой она, я уверена, перестанет ссориться.

Анна Бахаева

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры