Теноры которые пели с паваротти. Умер лучано паваротти

Главная / Измена мужа

Лучано Паваротти (1935-2007) - итальянский оперный певец, меценат, участник проекта «Три тенора». Он стал первым в мире тенором, исполнившим безупречно все девять высоких нот «до» в арии Quel destin. За это его прозвали королем. Более 40 лет артист провел на сцене, с 1966 он был солистом легендарного театра «Ла Скала».

Также он регулярно давал мастер-классы в консерваториях по всему миру. Даже те люди, которые не увлекаются оперой, слышали хотя бы одно из произведений этого легендарного музыканта. Сольные концерты Паваротти собирали до 500 тысяч зрителей. Он всю жизнь помогал юным талантам, а также сотрудничал с организацией «Красный крест».

Семья и детство

Будущий король появился на свет 12 октября 1935 в итальянском городе Модена. Его отец Фернандо был пекарем, но все свободное время он посвящал пению. Именно он привил сыну любовь к музыке с раннего детства. По вечерам они слушали пластинки с записями известных исполнителей - Энрико Карузо, Тото Скипа и Беньямино Джильи. Фернандо и сам мог стать профессиональным певцом, но помешал страх сцены вкупе со сложным характером.

Своих любимых мужчин во всём поддерживала мать Лучано, Адель Вентури. Она работала на фабрике сигарет. Семья жила небогато, но впоследствии тенор с теплом вспоминал свое детство. Ему нравилось проводить время с родителями и сестренкой Габриэллой. Уже в четыре года он давал свои первые концерты перед семьей и друзьями.

Паваротти был единственным маленьким мальчиком в доме из 15 квартир, поэтому регулярно привлекал внимание соседей. Он часто залезал на кухонный стол и во весь голос исполнял арии из опер. Некоторым нравилось его пение, но чаще соседи были уставшими и просили прекратить шум. В школьные годы Лучано начал посещать хор, позже его отдали на курсы вокала к профессору Донди.

В жизни мальчика были и другие увлечения. Он обожал играть в футбол и даже подумывал стать вратарем. Паваротти был капитаном юношеской команды города, умело вдохновлял игроков и настраивал на победу. Сверстники любили юношу за жизнерадостный и сильный характер.

Переезд и смена интересов

В 1943 из-за войны семье пришлось переехать в деревню. Там они жили в небольшой комнатке, ежедневно трудились на ферме. Несмотря на ранние подъемы и обилие работы, Лучано получал удовольствие от новой жизни. В 12 лет он впервые посетил выступление Беньямино Джильи в оперном театре. Подросток был впечатлен до такой степени, что все остальные увлечения отошли на задний план.

После окончания школы Schola Magistrale Паваротти все еще думал о том, чтобы сделать спортивную карьеру. Но мать убедила его, что преподавателем быть солиднее и интереснее. В результате юноша стал обучать детей музыке. Работа ему не нравилась, иногда приходилось кричать на буйных школьников, срывая голос. Но именно два года в школе помогли Лучано понять, что он хочет заниматься только пением.

В 1954 г. музыкант уходит из учебного заведения. Он начинает выступать в хоре «Корала Росси» вместе с отцом. Фернандо не был впечатлен талантами своего сына, поэтому советовал ему получить «серьезную» профессию. В итоге мужчины семьи Паваротти договорились о том, что отец будет помогать сыну материально до 30 лет. После этого Лучано должен будет сам себя обеспечивать любыми способами. В 1955 хор, в котором он выступал, занял первое место на конкурсе в Уэльсе.

Музыкальная карьера

Однажды Арриго Пол случайно попал на выступление тенора. Он был впечатлен его голосом и слухом, поэтому согласился бесплатно позаниматься с юным дарованием. Спустя некоторое время Арриго навсегда переезжает в Японию. Лучано уходит к другому известному преподавателю, Эттори Кампогаллиани. Он умудрялся брать лучшее у всех вокалистов, сохраняя собственную оригинальную манеру исполнения.

До 1961 года Паваротти обучался вокалу, постоянно совершенствовал свои навыки. Параллельно с этим он работал в сфере страхования, дал несколько бесплатных концертов в маленьких городах. В 1961 г. он выиграл международный конкурс в Театре Реджо Эмилии, а потом стал солистом в опере «Богема» Джакомо Пуччини.

Но вскоре после этого певец заболел ларингитом. Результатом болезни стало утолщение связок, приведшее к потере голоса. На концерте в Ферраре музыкант не смог исполнить свою партию и твердо решил покинуть пение. Но уже через два года он полностью оправился от провала, а утолщение удивительным образом рассосалось. После болезни голос тенора стал еще более глубоким и проникновенным. Именно это привело его к успеху.

В 1963 состоялся первый сольный концерт Паваротти в Ирландии. Через два года в Майами он знакомится с Джоан Сазерленд, заменяя другого известного тенора. Певица была восхищена тембром и манерой исполнения певца, она предложила ему совместный тур. За два месяца коллеги объездили 40 городов с концертами.

В 1968 музыкант выступил в нью-йоркской опере Metropolitan. Зрители так аплодировали ему, что занавес пришлось поднимать 160 раз. Этот момент запечатлен в Книге рекордов Гиннеса. После ошеломительного выступления, которое навеки закрепило за певцом прозвище «Король», он заключает контракт с Гербертом Бреслином.

Невероятный успех

С 1972 года Лучано регулярно ездит на гастроли с сольными концертами, хотя и не забывает об опере. В его репертуаре были итальянские песни и концоны, многочисленные классические арии. Выступления Паваротти часто показывали по телевидению, он стал медийной личностью. В 1974 артист впервые посетил Москву.

В 1980 состоялась постановка «Риголетто» в нью-йоркском парке. Ее транслировали для 200 тысяч слушателей по всему миру. Через несколько месяцев тенор решил основать международный конкурс вокалистов. Победители получали возможность спеть дуэтом со звездой в Филадельфии, Пекине и Модене. Также они совместно ездили на гастроли по Китаю и Америке, исполняя фрагменты из известных опер.

В 1984 музыкант выступал перед принцессой Дианой, после этого между ними завязалась дружба. Лучано очень тяжело переживал смерть своей подруги, даже отказался петь на ее похоронах.

В 1990 он получил известность среди почитателей поп-культуры благодаря компании BBC. Ее представители сделали заставкой трансляции мирового чемпионата выступление Паваротти с арией Nessun Dorma. Во время финального матча состоялось совместное выступление «трех теноров» - Лучано, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Запись была продана миллионными тиражами, она побила все рекорды.

На следующих трех чемпионатах певцы снова выступили вместе. В общей сложности коллектив существовал 15 лет. За это время музыкантам удалось популяризовать оперу, запустить своеобразный ренессанс этого жанра. Теноры позволили себе сделать современную обработку для классики. Их часто критиковали, но именно новые аранжировки заставили людей снова слушать оперную музыку.

В 1992 состоялось последнее оперное выступление Паваротти. Зрители и критики раскритиковали его пение в спектакле «Дон Карлос», больше музыкант не появлялся в театре. Он уделял много времени своему новому проекту «Паваротти и друзья». До 2005 артист ездил по миру с известнейшими коллегами - Стингом, Селин Дион, Брайаном Адамсом, Андреа Бочелли, Лайонелом Ричи и другими музыкантами. Вырученные от концертов деньги отправлялись на благотворительность. В 1998 певец получил награду «Легенда Грэмми».

Личная жизнь

Свою первую жену тенор встретил еще в 1955. Он с первого взгляда полюбил начинающую оперную певицу Адуа Вероне, в 1961 они поженились. Именно эта женщина заставила Лучано всерьез задуматься о карьере в опере. В 1962 у них родилась дочь Лоренца, позже появились на свет еще две девочки - Кристина и Джулиана.

Паваротти не смог стать примерным отцом и супругом. О рождении дочерей он узнавал по телефону, а знаменательные даты пропускал из-за вечеринок с коллегами. Женщина терпела всё, разумно распоряжаясь доходами мужа. Он, в свою очередь, регулярно просил у нее прощения с помощью дорогих подарков.

В числе любовниц Лучано были многие известные певицы. Дольше всего продлился роман с его ученицей Мадлен Рени. Чтобы жена не препятствовала их связи, он презентовал ей браслет стоимостью в 250 тысяч долларов. Отношения с Мадлен длились семь лет, но потом она неожиданно обвенчалась с другим мужчиной. Тенор долго страдал, он даже пытался выброситься из окна.

Нередко Паваротти заводил романы с секретаршами. Последней из них стала Николетта Мантовани, которой было всего 27 лет. На тот момент певец был старше избранницы на 34 года, но это не помешало их чувствам. Именно из-за Николетты Лучано решил развестись с женой в 1996 году. Только через 6 лет им удалось закончить этот процесс, после этого тенор сразу же женился на Мантовани.

В 2002 закончилась постройка особняка для новой семьи, но в то же время началась полоса неудач. Сначала погибли родители Лучано, потом у его супруги диагностировали рассеянный склероз. Через год она родила двух близнецов, Рикардо и Элис. Мальчик умер сразу же.

В 2004 Паваротти отправился в прощальный тур. В зале нью-йоркской Metropolitan Opera был аншлаг. Зрители провожали оперного певца овациями в течение 11 минут. Финальное выступление артиста состоялось через два года в Турине, он открывал Олимпийские игры.

В 2006 году у музыканта диагностировали злокачественную опухоль поджелудочной железы. Ее удалили, однако уже в августе 2007 Лучано вернулся в больницу. Две недели он провел в стационаре с высокой температурой и подозрением на пневмонию. Шестого сентября тенор умер у себя дома. Его похоронили в семейном склепе Паваротти.

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по производству сигар. Несмотря на то, что певец всегда отзывался с любовью о своем детстве, семья имела мало денег. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.
Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи, Жованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Корузо. Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.
После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте - в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать учителем. Впоследствие он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезет с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет.
Паваротти начал серьезное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене, который будучи осведомленным о бедности семьи предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году. Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, (теперь известное сопрано) Миреллу Френи. В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.
Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако, впоследствие утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «все, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».
Творческая карьера Паваротти началась в 1961 с победы на Международном конкурсе вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 в Венской опере и лондонском Ковент-Гардене.
Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года, когда он спел в «Lucia di Lammermoor» Доницетти вместе в Сазерленд. Тенор, который должен был петь той ночью заболел и не имел дублера. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, потому что он был хорошо знаком с ролью.
В последующие годы он пел в Ковент-Гардене партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфредо в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочери полка» Доницетти, спетая в 1966, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких «до» в арии «Quel destin». После этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском Ла Скала, где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди.
С 1971 Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах, часто вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом (концерты «трёх теноров»). Гастролировал с Ла Скала в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио (дирижёр Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бартолетти, Philips) и другие.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбще Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворожденным сыном. Страна Профессия Певческий голос http://www.lucianopavarotti.com

Паваротти начал свою карьеру не очень значительными выступлениями, выступая в оперных театрах по всей Европе. Ситуация изменилась, когда Джоан Сазерленд пригласила его для совместных выступлений в мировом турне. К 1977 году Паваротти стал известным по всему миру, прославленный своей силой и легкостью верхнего регистра. Его «верхнее до » стало визитной карточкой в течение всей карьеры.

Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения Nessun Dorma на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии . Первый из концертов известных «Трёх теноров» прошёл накануне последнего матча турнира. В концерте Паваротти спел со своими друзьями-тенорами Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом . В течение этих концертов Паваротти обратил произведения, ранее ограниченные оперным театром, к гораздо более широкой аудитории. В дальнейшем певец исполнял песни на концертах с известными поп-звездами. В отличие от других исполнителей, перешедших в течение поп-музыки, Паваротти постоянно поддерживал свой статус высочайшего мастера в мире оперы.

Ранние годы

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии , будучи сыном Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей фабрики по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Как говорил певец, его отец имел красивый теноровый голос, но был неспособен к карьере певца из-за нервозности. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи , Жованни Мартинелли, Тито Скипа и Энрико Карузо . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

После того, что могло называться обычным детством с обычными интересами в спорте - в случае Паваротти это прежде всего был футбол - он окончил школу Schola Magistrale и столкнулся с дилеммой о выборе дальнейшей профессии. Паваротти был заинтересован в получении карьеры профессионального вратаря, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой дал согласие на то, что Лучано получит бесплатную комнату и еду до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать сам себе на еду всеми способами, которыми сможет.

Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене , который будучи осведомлённым о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Только тогда Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, теперь известную певицу, сопрано Миреллу Френи . В течение своего обучения Паваротти нанимался на работу на неполный рабочий день - сначала как учитель в начальной школе, а потом, когда он потерпел в этом неудачу, как страховой агент.

Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким сольным концертам в маленьких городах без оплаты. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Карьера

1960-1980

Творческая карьера Паваротти началась в с победы на Международном конкурсе вокалистов. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в «Богеме» Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в в Венской опере и лондонском Ковент-Гардене .

Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел в «Lucia di Lammermoor» Гаэтано Доницетти вместе в Сазерленд. Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, потому что он был хорошо знаком с ролью.

В певце всю его творческую биографию боролись серьезный классический вокалист и исполнитель песен легкого эстрадного жанра. И трудно сказать, что побеждало. Пожалуй, это больше интересовало слушателей и почитателей его таланта.

  • Статья «ПАВАРОТТИ ПОКИДАЕТ ОПЕРНУЮ СЦЕНУ». По книге: Виктор Коршиков . Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007:

    По примеру своих молодых коллег Пласидо Доминго и Хосе Каррераса Паваротти занялся благотворительной деятельностью, дав ряд концертов под названием «Паваротти и друзья», где пел много популярных песенок вместе с эстрадными певцами, которые, в свою очередь, исполняли оперные арии. Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса. («Русский Базар », № 16 (312), 2002 г.)

Ссылки

  • Лучано Паваротти : про семью, карьеру и прощание с великим тенором.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лучано Паваротти" в других словарях:

    Лучано Паваротти - Биография Лучано Паваротти Всемирно известный итальянский тенор Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) родился 12 октября 1935 года в городе Модена на севере Италии в семье пекаря. Любовь к музыке Лучано привил его отец Фернандо Паваротти. Вместе с … Энциклопедия ньюсмейкеров


Умер знаменитый итальянский оперный певец Лучано Паваротти.

В 2006 году знаменитейшему певцу врачи поставили страшный диагноз - рак поджелудочной железы. Однако, по словам супруги 71-летнего тенора Николетты Мантовани, он "боролся, как лев".

"Я могу сказать, что он отлично справляется, - говорила Мантовани в интервью итальянской газете La Stampa . - Он хорошо реагирует на пятый цикл радиотерапии. Он борется, как лев, и не теряет мужества. В том числе и потому, что семья, которую он обожает, рядом с ним. Он настроен решительно. У него высокие шансы. Несмотря на серьезное лечение, он не сбросил вес (чего бы он, кстати, хотел) и не лишился волос".


Сообщения о значительном ухудшении состояния здоровья 71-летнего певца появились в среду вечером. По данным итальянских СМИ, он находился в очень тяжелом состоянии.

8 августа 2007 года Лучано Паваротти был госпитализирован из-за онкологических проблем. В июле Паваротти перенес операцию по удалению злокачественной опухоли поджелудочной железы. В связи с этим были отменены все запланированные на 2006 года выступления легендарного тенора.

Несколько дней назад певец был выписан из больницы. По некоторым данным, он находился дома, в Модене.

В последние годы Паваротти отошел от концертной деятельности. За пять лет певец выступал всего лишь четыре раза в январе 2002 года в Лондоне и один раз в июне 2003 года - в Берлине. Однако в интервью Паваротти говорил, что чувствует себя нормально и полон творческих планов.

"Независимая газета"

Лучано Паваротти был более 40 лет на сцене. В его репертуаре - десятки главных партий из различных опер и отдельные вокальные произведения. Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы, Штатсопер.

Паваротти - первый в истории оперы тенор, который спел все девять до второй октавы в арии «Quel destin» из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до». Он руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира. Имел множество почетных международных наград, в том числе и за благотворительную деятельность.

Не родись счастливым - родись тенором

Все началось шестьдесят пять лет назад, в тот день, когда пятилетний Лучано вышел во двор со своей игрушечной мандолиной и исполнил « La Donna e Mobile » (самую известную арию из «Риголетто»). Соседи, оценив талант юного исполнителя, бурно зааплодировали и щедро одарили мальчика конфетами и орехами. Так Лучано Паваротти завоевал первых поклонников и заработал первый гонорар. Вероятно, с этого момента начался его долгий путь оперного артиста.

Музыкальный талант и обаяние мальчика во многом объяснялись его происхождением и окружающей обстановкой.

Родился Лучано Паваротти в Модене - провинциальном городке северной Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на диво красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси». А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи - Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Маленький Лучано был единственным сыном своих родителей и, как ни странно, единственным мальчиком во всем пятнадцатиквартирном доме. Поэтому уже с детства он привык быть в центре внимания и, несмотря на нехватку денег в семье, чувствовал себя весьма счастливым и воплощал радость жизни.

Италия, как известно, страна не только оперы, но и футбола. Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Он славился тем, что мог поднять всеобщий дух своим призывным «кличем» и привести команду к победе.

Но судьбу не перехитрить: футболистом Паваротти так и не стал - опера помешала. Отправился по стопам отца - петь в «Коралу Росси». Случилось так, что в один прекрасный день любительский провинциальный хор победил на престижном конкурсе в Уэльсе. Хормейстер даже потерял сознание от неожиданности, когда объявили результаты. Паваротти же, испытав всю «красоту и благодатность» жизни, посвященной пению, срочно начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене.

Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос, что противоречило добродушному и мягкому характеру Паваротти и вредило его певческому голосу.

Однако Лучано Паваротти все-таки дождался своего звездного часа: в 1961 году, после победы на Международном конкурсе вокалистов им. А.Перу, юноша исполнил партию Родольфо в опере Пуччини «Богема» на сцене театра «Реджио Эмилия». Да так исполнил, что буквально за одну ночь из сына пекаря и учителя начальной школы превратился в известного тенора.

Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант - молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова? А Паваротти знают все.

Весь мир - театр

Италия, Амстердам, Вена, Цюрих, Лондон, Нью-Йорк? Слава Паваротти росла с головокружительной скоростью. Рос и сам Паваротти, и не только творчески. Одной из самых больших слабостей певца всегда была и остается любовь к итальянской кухне. Он прекрасно готовит сам и зачастую возит с собой на выступления повара, чтобы в любой момент успеть подкрепиться. Лучано Паваротти с каждым днем становился все крупнее. Однако певец не унывал: главное не внешность, а вокальное мастерство и душевная щедрость. А поклонники, число которых расширялось беспредельно, превращали этот недостаток своего кумира в его достоинство: «В нем феноменален не только голос!», «150 кг чистого обаяния и добродушия» - писали газеты. И, наверное, если бы не угроза потерять голос, Паваротти никогда бы не сел на диету.

Очень скоро театральные подмостки стали слишком маленькими для огромного Паваротти. Его душа и тело рвались на свободу: на концертные площадки и в парки, на стадионы и телевидение. Ему хотелось дарить оперу не только узкому кругу ценителей оперного искусства, но даже тем людям, которые никогда не переступали порога оперного театра.

Уже в 1970-1980-х годах он часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и участвовал в сборных концертах. Его ария Родольфо взволновала всю Америку во время прямой трансляции в марте 1977 года. Из всех опер, показанных по телевидению, «Богема» собрала самую большую аудиторию, что позволило Паваротти подняться в Америке на уровень голливудской звезды.

В 1990 году Паваротти совместно с известными тенорами Хосе Каррерасом и Плачидо Доминго участвовал в записях оперных хитов, которые совпали с футбольными соревнованиями за Кубок мира. Его интерпретация Нессун Дормы из «Турандот» Пуччини стала основной музыкальной темой для соревнований, а Паваротти выбрали официальным символом итальянской сборной по футболу. Мог ли предположить Пуччини, что ария из его сложнейшей модернистской оперы благодаря Паваротти станет эстрадным хитом! После выступления певец снимался в многочисленных рекламных роликах, а звукозаписывающие компании боролись за право выпустить хотя бы одну запись с его участием, заранее зная, что успех ей гарантирован.

Встречи Каррераса, Доминго и Паваротти вошли в традицию, несмотря на нередкую ругань между тремя тенорами: они оказались фанатами разных футбольных клубов. В творчестве же они солидарны практически во всех вопросах, а главное, в том, что музыка, как и спорт, должна быть для всех.

Так, в июле 1994 года во время прямой трансляции со стадиона Лос-Анджелеса их пением наслаждались 1,2 миллиарда человек из 102 стран мира, что составляет одну пятую населения Земли.

Традиционными стали и творческие встречи Паваротти с поп- и рок-звездами, получившие название «Паваротти и друзья». Ведь если Лучано Паваротти решил с кем-то встретиться, лучше молча согласиться. Он не сдается, пока не добивается своего.

Так, ежегодно начиная с 1992 года Паваротти проводит дружеские встречи в Модене, куда по «ненавязчивой» просьбе великого маэстро спешат приехать такие артисты, как Элтон Джон , Эрик Клэптон , Стинг, Брайан Адамс, Селин Дион, Боно и другие известные личности, чтобы выйти к микрофону с легендарным тенором.

Как-то раз Лайза Минелли, которая должна была выступать на дружеской встрече 1995 года, не смогла приехать, так как накануне попала в больницу. Но на концерте она все-таки выступила - организаторы устроили прямую видеосвязь с больницей, и безо всякого аккомпанемента она исполнила несколько куплетов из мюзикла «Кабаре».

Все сборы от концертов «Паваротти и друзья» идут детям из неблагополучных стран.

Журнал «Форбс» назвал Паваротти «самым рыночным голосом в мире» (по оценкам журнала, годовой доход Паваротти в 1996 году составил 25 миллионов долларов). Именно Паваротти несет всю ответственность за возникновение термина «попера» - гибрид поп-культуры и оперы.

Музыкальные критики жестко осудили выход Паваротти на эстраду: «До какой степени музыка, и в частности опера, должна быть как спорт?..» Паваротти же хотел, чтобы его услышали, и использовал для этого все возможности. Каждый концерт певца становился незабываемым и очень ярким событием, и для миллионов людей итальянский тенор стал воплощением оперного искусства, «O sole мio» современной оперы. Отвечая на вопрос о том, какого оперного певца вы знаете, многие не задумываясь называли имя Паваротти.

«Я бы позволил женщинам править миром»

«Очаровательный», «неподражаемый», «любвеобильный», «дамский угодник»? Лучано Паваротти всегда был окружен женщинами. Когда он родился, его матери не было и 20 лет, бабушке было 38, а прабабушке - 56. Первая жена Паваротти родила ему трех дочерей. Вторая жена подарила ему еще одну дочку.

Постоянно чувствуя женское тепло и заботу, певец всегда был благосклонен к женщинам: «Была бы моя воля, я бы позволил женщинам править миром».

Женщины отвечали ему взаимностью: Паваротти как магнит притягивал их, даже несмотря на свою комплекцию.

В 30 лет Лучано Паваротти женился. И с первой женой, Адуей Вероне, они прожили 35 лет. Вероне воспитывала детей, содержала дом, вела все финансовые дела мужа и, наконец, была его музой. Несмотря на то, что Паваротти всегда появлялся в окружении других женщин, что вызывало немало слухов, он оставался верен жене и семье.

Но однажды их семейному счастью пришел конец. 60-летний маэстро неожиданно влюбился в свою секретаршу, Николетту Мантовани.

Спустя некоторое время Паваротти и Мантовани поженились, и у них родилась дочь. Роман великого тенора и секретарши, которая была его вдвое моложе, потрясли Италию и весь мир: некоторые восхищались и говорили о любвеобильности Паваротти, другие выступали с резкими порицаниями. Сам певец считает, что настоящая любовь заставляет иногда человека делать заведомо неразумные вещи. Именно поэтому он симпатизирует Риккардо, герою-тенору из оперы Верди «Бал-маскарад», безумно влюбленному в жену своего друга.

«Я ухожу счастливым»

Карьера Паваротти не безоблачна: смерть родителей, ссоры с многими старыми друзьями, жутко тяжелый и длительный бракоразводный процесс с Адуей Вероне, бурный скандал с неуплатой налогов (широко освещенный в прессе), проблемы со здоровьем, - он по-прежнему чувствует себя самым счастливым человеком на свете: «Я достиг в жизни всего, о чем только мог мечтать, и даже большего».

Как Паваротти удалось вывести консервативный элитарный жанр оперы на планетарный уровень? Возможно, ответ кроется в свободном, творческом отношении певца к жизни. Он всегда мог то, что хотел, а хотел то, что мог. И это удивительным образом нашло отклик в сердцах миллионов людей. Лучано Паваротти, рассуждая о своей жизни, как-то сказал: «Я получаю огромное удовольствие от жизни, и, вероятно, поэтому я привлекаю людей, и дело вовсе не в моем голосе и моей музыке».

Вместе с отцом Лучано пел в городском хоре Модены.

По желанию родителей после школы Лучано пошел работать учителем начальных классов. После того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс, Великобритания) и были удостоены высшей награды, Лучано принял решение стать певцом и начал совершенствовать вокальную технику под руководством профессионального бельканто Арриго Пола, жившего в Модене. Затем занимался вокалом в Мантуе у известного педагога Этторе Кампогальяни.

Творческая карьера Паваротти началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в городе Реджо-Эмилия в 1961 году. В том же году состоялся его дебют с партией Родольфо в опере "Богема" Джакомо Пуччини (Театр Реджо-Эмилии). Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери ведущих театров мира.

В 1966 году состоялся дебют Паваротти в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини).

Партия Тонио в "Дочери полка" Гаэтано Доницетти, исполненная сначала в лондонском театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а затем, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера", принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до". Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

На кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе.

Лучано Паваротти был дважды женат. Первую свою жену Адуа Верони (Adua Veroni) он встретил, еще будучи подростком. Они были помолвлены семь лет и поженились в 1961 году. В браке родились три дочери — Лоренца, Кристина и Джулиана.

Второй женой певца в 2003 году стала Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani), которая работала его секретарем. Она была младше Паваротти на 34 года. В этом браке родилась дочь Аличе.

В 2015 году в Италии открылись два музея Паваротти. Один из них расположен в Модене, в доме, построенным "Большим Лучано" за несколько лет до кончины. Посетителям доступны 12 залов, расположенных на четырех этажах. В Милане на четвертом этаже знаменитой Галереи Витторио Эмануэле II был открыт "Ресторан-музей", посвященный Паваротти.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры