Скарлатти. Доменико скарлатти Композитор скарлатти биография

Главная / Измена жены

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились … Читать всё

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д.Гасперини и Б.Пасквини. Первое произведение. принесшее ему известность, - опера «Октавия», написанная в 1703 году.

Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал еще в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.

В 1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в «академии» Оттобони, где сблизился с Генделем, и эта дружба длилась долгие годы. К этому времени относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки, которые теперь уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда пользовались завидным успехом.

С 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским столицам: он побывал в Англии (возможно, в Ирландии), затем отправился в Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729 обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую часть тех произведений, которые навсегда обессмертили его имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана была лишь очень небольшая часть его сочинений.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат! При жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них! Композитор скромно называл свои создания «Упражнениями для клавесина». Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание. В авторском предисловии говорится: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, еще более приятном и разнообразном».

Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В «приятном разнообразии» сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.

Доменико Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом, Вивальди - творческим размахом, Корелли - классическим совершенством и сжатостью формы. Правда, он не достигал ни масштабов «Времен года», ни драматизма «Дьявольских трелей» или «Покинутой Дидоны», ни величавой и спокойной красоты «Рождественского концерта». Но никто до него не сумел так остро и внимательно вслушаться в плеск и говор народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно различных людей, - по крайней мере двух стран, с которыми он связан был происхождением, трудом, судьбою.

Его сонаты - это не «Экзерциции», но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведенные, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.

Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из «Дон-Кихота». Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.

Мелодика Скарлатти совсем не та величаво и покойно льющаяся кантилена вокального типа, которая составляла едва ли не главное очарование итальянской скрипичной школы XVII века. Ее образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические образы «Экзерциции», развернутые обычно в очень широком диапазоне, бывают разнообразны: иногда они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в фигурациях, взбегают или скользят вниз; но больше любит композитор ритмически острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми, порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные друг от друга крайние регистры.

Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также народно-плясового происхождения.

Новые, свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.

Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая «Кошачья фуга».

Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие «захвата» крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю удовольствие.

Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развития, без драматизма, тем более - без притязаний на философскую глубину в художественном постижении действительности. И все же положено было начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.

И Георг Фридрих Гендель . Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти , также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти , известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в . В году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию . О следующих его четырёх годах ничего не известно. В он приезжает в Рим , служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист , он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга́не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С по год он был капельмейстером в соборе Святого Петра , и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

Музыка

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен , Бела Барток , Генрих Шенкер и Владимир Горовиц . Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно .

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Следующие качества характерны для сочинений Доминико Скарлатти:

  1. На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование Скарлатти фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.
  2. Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом .
  3. Знак нотного письма, после которого каждая половина сонаты продходит к поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик называл этот знак «the crux», иногда этот знак подчеркнут паузой или ферматой . Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.

Записи музыки

Сонаты Доменико Скарлатти записывали многие клавесинисты и пианисты .

Некоторые клавишные сонаты Скарлатти записали бразильские гитаристы-виртуозы братья Ассад (Серджио и Одаир).

  • Доменико Скарлатти появляется как эпизодический персонаж, в романе Балтазар и Блимунда нобелевского лауреата Жозе Сарамаго .
  • В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии .

Музыкальные фрагменты

Доменико Скарлатти, Соната си минор (L236) (info) (информация о файле)

См. также

Список печатных работ о Доменико Скарлатти

  • Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton University Press. 1953.
  • Скарлатти Д. Шестьдесят сонат для фортепиано. Под ред. А. Б. Гольденвейзера . М., 1934-1935.
  • Скарлатти Д. Сонаты для фортепиано / Под ред. А. А. Николаева и И. А. Окраинец. М., 1973-1974.
  • Кузнецов К. Эскизы о Д. Скарлатти // Советская музыка. - 1935. - № 10.
  • Климовицкий А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д.Скарлатти // Вопросы музыкальной формы. Выпуск 1. - М., 1966.
  • Петров Ю. П. О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып.27 - М., 1976.
  • Valabrega С. 11 clavicembalista D. Scarlatti, 2 ed..

Ссылки

  • полное собрание музыки для клавесина, ссылки для скачивания музыки в формате MIDI
  • Piano Society - короткая биография и несколько записей в формате MP3, исполнение Чейза Колмана, Кнута Эрика Йенсена, Роберто Карневале и Грациеллы Конкас (Chase Coleman, Knut Erik Jensen, Roberto Carnevale, Graziella Concas)
  • Доменико Скарлатти: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доменико Скарлатти" в других словарях:

    - (итал. Giuseppe Domenісо Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи… … Википедия

    Имеется три варианта каталогизации сонат Доменико Скарлатти. Наиболее полная нумерация всех 555 сонат предложена Ральфом Киркпатриком в 1953 году. Её обозначение К. Обозначение L относится к изданию сонат Лонго (1909), а обозначение F … Википедия

    Известная фамилия итальянских композиторов и музыкантов эпохи барокко: Алессандро Скарлатти (1660 1725), оперный композитор, основатель Неаполитанской оперной школы. Анна Мария Скарлатти, оперная певица, сестра Алессандро. Джузеппе Доменико… … Википедия

    Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domenico Scarlatti; 26 октября 1685(16851026), Неаполь 23 июля 1757, Мадрид) итальянский композитор и клавесинист; провёл большую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский… … Википедия

    Отец и сын, итальянские композиторы эпохи барокко. СКАРЛАТТИ Алессандро (Scarlatti, Alessandro) АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ. (1660 1725), автор вокальных и камерно инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в которой… … Энциклопедия Кольера

(Scarlatti, Alessandro) (1660–1725), автор вокальных и камерно-инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в которой сформировался стиль итальянской оперы 18 в. Родился 2 мая 1660 в Палермо (Сицилия), по-видимому, в бедной семье. После того, как Скарлатти рано проявил музыкальные способности (первая опера написана им в 19 лет), его отдали в консерваторию «Сант Онофрио а Капуана» в Неаполе, где можно было учиться бесплатно (первоначально консерваториями называли приюты для сирот и беспризорников, в которых воспитанникам давали музыкальное образование, готовя из них церковных певчих). Предполагают также, что он занимался с Дж.Кариссими.

12 апреля 1678 Алессандро, находясь в Риме, женился на Антонии Анзалоне, и к 1695 в семье было десятеро детей. С 1680 он служил хормейстером у жившей в Риме шведской королевы Кристины, а в 1684 переехал с семьей в Неаполь. Здесь короткое время преподавал в консерваториях «Сант Онофрио» и «Санта Мария ди Лорето» и служил хормейстером у испанского вице-короля в Неаполе. В 1702, поняв, что музыкальная жизнь города больше не предоставляет ему возможностей отличиться, и устав от необходимости писать оперы во вкусе вице-короля, Алессандро взял отпуск и отправился в поездку по разным городам вместе с сыном Доменико. Несколько лет они провели во Флоренции, Риме и Венеции, где были поставлены оперы Алессандро Митридат Эвпатор (Il Mitridate Eupatore ) и Триумф свободы (Il trionfo della libertà , Венеция, 1707). В 1708 Алессандро вернулся в Неаполь. C 1718 по 1721 он жил в Риме; среди опер, созданных в этот период, – Телемак (Telemaco , 1718) и Добродетель против любви (La virtù negli amori , 1721). В 1722 он снова приехал в Неаполь, где и жил вплоть до своей кончины 24 октября 1725.

Алессандро приобрел известность и как педагог; в частности, у него учились Ф.Дуранте, Н.Логрошино и немецкий композитор И.А.Хассе.

Основной вклад Алессандро Скарлатти в становление неаполитанской оперной школы состоит в следующем: 1) он выработал форму итальянской увертюры (sinfonia), основанной на последовательности темпов «быстро – медленно – быстро»; 2) в его творчестве закрепилась схема арии da capo (А–В–А) как преобладающей формы выражения вокального начала в опере; 3) он установил четкое разделение оперного речитатива на два вида – recitativo secco («сухой» речитатив с аккомпанементом одного клавесина) и recitativo accompagnato («аккомпанированный» речитатив с поддержкой всего оркестра). Еще одной важной чертой неаполитанской школы стало выдвижение на центральное место в опере сольной вокальной арии, причем другие музыкальные или драматические элементы отошли на второй план.

Среди опер Алессандро Скарлатти выделяются: Розаура (La Rosaura , Рим, 1690) – своими четко построенными ариями da capo и аккомпанированными речитативами; Тигран (Il Tigrane , Неаполь, 1715) – большим составом оркестра; Триумф чести (Il Trionfo dell"onore , Неаполь, 1718) – единственная комическая опера композитора.

Хотя достижения Скарлатти в оперном жанре затмили его инструментальные произведения, нельзя не признать, что камерно-ансамблевые и клавирные произведения композитора демонстрируют блестящее мастерство в применении разнообразных выразительных средств. В клавирных сочинениях он близок своему современнику Б.Пасквини, хотя стиль Скарлатти гораздо богаче по образному строю и техническим решениям. Его клавирные пьесы ближе к гомофонному письму, нежели музыка Пасквини, и дальше отходят от старого типа имитационного контрапункта, характерного для форм ричеркара и канцоны. В клавирных жанрах Скарлатти выступает прямым предшественником Д.Букстехуде и И.С.Баха.

Э.Дж.Дент в перечне крупных сочинений Алессандро Скарлатти указывает 64 оперы из примерно 115 существовавших, а также 20 ораторий, 19 серенад и праздничных кантат, 29 кантат для двух солирующих голосов, шестистах сольных кантатах с бассо континуо, 61 сольную кантату с инструментальным сопровождением, 8 мадригалов, 10 месс и 57 мотетов. Кроме того, имеются 12 симфоний (кончерти) для малого оркестра, струнный квартет, сонаты для разных инструментальных составов, 29 токкат, 2 сюиты, 2 цикла вариаций (один на тему Фольи А.Корелли), 6 прелюдий и фуг, 6 концертов для клавесина и 3 органных фуги.

Скарлатти, Доменико

(Scarlatti, Domenico) (1685–1757), сын Алессандро, композитор, крупнейший мастер итальянской клавирной музыки 18 в. Родился 26 октября 1685 в Неаполе и начальное образование получил у отца. В 1702 Доменико стал органистом королевской капеллы в Неаполе (его отец был там хормейстером) и в том же году сочинил свои первые оперы. В 1705 его послали в Венецию учиться у Ф.Гаспарини, но сильное влияние отца наложило отпечаток на всю жизнь Доменико.

У Гаспарини Доменико прошел хорошую школу контрапункта в традициях Палестрины. Он стал также блестящим исполнителем на клавире, но в ту пору еще никак не проявил того творческого дара, который очевиден в сонатах среднего и позднего периода его жизни. В 1709 Доменико познакомился у кардинала Оттони в Риме с великим Г.Ф.Генделем.

В Риме Доменико получил место хормейстера у польской королевы Марии Казимиры и оставался там до 1714, когда перешел в Капеллу Юлия в Ватикане. В том же году его пригласил на службу португальский посол. В Ватиканской библиотеке сохранились только отдельные духовные сочинения Доменико – возможно, потому, что он взял с собой рукописи при поездке в Португалию в 1719 и часть из них погибла во время Лиссабонского землетрясения в 1755. В 1720 Доменико возглавил королевскую капеллу в Лиссабоне и начал давать уроки музыки принцессе (инфанте) Марии Барбаре. В 1729, когда принцесса вышла замуж за наследника испанского престола принца Фернандо, она взяла Скарлатти с собой в Севилью. Всю оставшуюся жизнь музыкант провел на службе у испанской королевской семьи.

Большинство блестящих клавирных сонат, озаглавленных Essercizi (Упражнения ), написаны Доменико для его талантливой ученицы Марии Барбары, которая всю жизнь сохраняла преданность учителю. Предполагают, что другим знаменитым учеником Доменико был испанский композитор падре Антонио Солер.

Самобытность клавирного стиля Скарлатти выявилась в 30 сонатах, датированных 1738. Сонаты Скарлатти являются самым достоверным и утонченным отражением испанского музыкального стиля, в них с большой живостью запечатлены дух и ритм испанских танцев и гитарной культуры. Эти сонаты часто имеют строго бинарную форму (ААВВ), но внутреннее ее наполнение весьма разнообразно.

Среди наиболее поразительных черт стиля композитора – красочность диссонирующих гармоний и смелые модуляции. Уникальность клавирного письма Скарлатти связана с богатством фактуры: имеются в виду перекрещивание левой и правой рук, репетиции, трели и прочие типы орнаментики. Сегодня сонаты Доменико считаются одними из самых оригинальных произведений, когда-либо написанных для клавишных инструментов.

Умер Доменико в Мадриде 23 июля 1757. В 1906 издательство «Рикорди» опубликовало 11 томов сонат Скарлатти под редакцией А. Лонго. Он же издал в 1936 тематический указатель сочинений композитора. Но работа Лонго померкла после выхода в свет каталога Р. Киркпатрика, в котором приведены в хронологическом порядке 555 сонат. В дальнейшем Киркпатрик исправил ряд ошибок, сделанных Лонго и им самим. Он доказал, что по меньшей мере 400 сонат Скарлатти расположены в первоисточниках так, что несомненным становится стремление автора группировать сонаты в диптихи и триптихи (Лонго рассматривал все сонаты как отдельные пьесы). Кроме сонат, в каталоге Киркпатрика значатся 14 опер, 9 ораторий, серенад и прочих сочинений на случай, 16 камерных кантат и арий и 13 духовных композиций.

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры