Любэ фамилия. Биография николая расторгуева

Главная / Развод
«Любэ» – российская рок-группа, созданная при участии продюсера Игоря Матвиенко. Фронтменом группы с момента ее создания в 1989 году является Николай Расторгуев. «Любэ» исполняет песни патриотической тематики с элементами народной музыки и «дворового шансона».

История создания группы

В 1989 году Игорь Матвиенко , тогда еще начинающий продюсер студии «Рекорд», решил создать музыкальный коллектив, который бы кардинально отличался от всех популярных отечественных групп того времени. Основу репертуара новоиспеченной команды должны были составить песни военно-патриотической тематики и лирические баллады с элементами авторской песни и народных мотивов.


Эту идею композитор вынашивал несколько лет и за это время в соавторстве с поэтом Александром Шагановым накопил достаточное количество музыкального материала. А вот с поиском солиста возникли определенные проблемы. Сначала продюсер предложил возглавить новую группу своему давнему другу и однокурснику по музыкальному училищу Сергею Мазаеву, однако тот отказался и посоветовал поучаствовать в конкурсе на это место своему приятелю Николаю Расторгуеву , который ранее выступал с Матвиенко в ВИА «Здравствуй, песня!».


И хотя на первом прослушивании певец не произвел впечатления на Матвиенко, тот все-таки взял его с собой на гастроли. Также в первый состав «Любэ» вошли басист Александр Николаев, гитарист Вячеслав Терешонок, барабанщик Ринат Бахтеев и клавишник Александр Давыдов. Однако довольно быстро в составе произошли перемены: место ударника занял Юрий Рипях, а вместо Давыдова на синтезаторе начал играть Виталий Локтев. Также в «Любэ» взяли второго гитариста Александра Вайнберга и бэк-вокалиста Алексея Тарасова.

Днем рождения «Любэ» считается 14 января 1989 года – в этот день были записаны первые песни «Батька Махно» и «Люберцы».

Основные этапы творчества

Первые композиции группы тут же стали лидерами отечественных хит-парадов. В марте 1989 года коллектив отправился в первый тур по России. Музыку и аранжировки для коллектива писал Матвиенко, а одеть музыкантов в форму послевоенных лет посоветовала Алла Пугачева на своих ежегодных «Рождественских встречах». В том же году парни выступили на музыкальной паузе «Что? Где? Когда?».

Любэ – Рулетка (1989, «Что? Где? Когда?»)

Новый коллектив, резко выделявшийся на фоне приторно-карамельных сладкоголосых коллег по сцене своим суровым видом и хулиганским, несколько агрессивным репертуаром, сразу же привлек широкий интерес и внимание публики.

Группу назвали «Любэ» в честь Люберец, родного города Расторгуева. По другой версии, слово «любэ» имеет украинские корни и значит «любой, всякий». Название группы каждый может трактовать как хочет, считает Расторгуев.

В 1990 году группа появилась на телевидении, стала лауреатом «Песни года», а кассеты с их песнями заполонили все киоски звукозаписи. В этом же году вышел пилотный альбом «Атас», а весной 1991 года группа дала несколько концертов в «Олимпийском» с новой концертной программой «Вся власть – Любэ».


Тогда же коллектив приступил к съемкам своего первого профессионального видеоклипа «Не валяй дурака, Америка», в создании которого использовались элементы компьютерной графики и анимации. Эта видеоработа была удостоена специального приза на одном из престижных международных фестивалей.

Любэ – Не валяй дурака, Америка (первый клип группы)

В конце 1991 решено было пополнить группу хором. Так в составе появились бэк-вокалисты Евгений Насибулин и Олег Зенин (впоследствии он и Вайнберг вместе основали группу «Наше дело»). Вместо ушедшего из группы Рипяха за барабаны сел Александр Ерохин, ранее игравший в группе «Гуляй поле».


К концу 1992 года «Любэ» выпустили еще один альбом и дали в общей сложности около восьми сотен концертов, собрав на них почти три миллиона человек. 1994 год ознаменовался выходом на экраны фильма «Зона «Любэ», в который вошли новые песни, выгодно отличающиеся от предыдущих звучанием, тематикой и качеством звука. Особое место в творчестве группы заняла композиция «Конь», которая на десятилетия стала ее визиткой. На премьере песни в Севастополе Николай Расторгуев не смог сдержать на сцене слез, и этот трогательный момент, попавший в эфир, произвел огромное впечатление на поклонников коллектива.

Любэ – Конь

К 50-летию Победы была представлена песня «Комбат», ставшая культовой для нескольких поколений жителей нашей страны и признанная лучшей по итогам 1995 года. Через год группа выпустила диск с одноименным названием, в который вошли дуэты в Людмилой Зыкиной и Роланом Быковым . В трек-лист вошли композиции, прекрасно известные даже тем, кто не интересуется творчеством «Любэ»: «Самоволочка», «Главное, что есть ты у меня», «Улочки московские».


В августе 1996 года басист Александр Николаев попал в ДТП с летальным исходом. В группу пришел Андрей Данилин, продержавшийся в группе год. В 1997 его место занял Павел Усанов.

За следующие годы «Любэ» многократно становились лауреатами «Золотого граммофона» и «Песни года», а их проникновенны, душевные и откликающиеся в сердце композиции можно было слышать в популярных отечественных сериалах. Например, серил «Участок» с Сергеем Безруковым открывали лиричные «Березы», а «Граница. Таежный роман» Александра Митты – «Ты неси меня, река». Песни «Позови меня тихо по имени» и «Прорвемся, опера!» стали визиткой карточкой сериала «Убойная сила».

«Зона Любэ» (фильм целиком)

К десятилетию группы был представлен новый альбом и организован грандиозный гастрольный тур, который завершился масштабным выступлением в СК «Олимпийский», продлившимся около трех часов.

Осенью 2002 года концерт группы «Любэ» посетил президент Владимир Путин с супругой Людмилой , дал высокую оценку их творчеству и пригласил музыкантов в гости в свою сочинскую резиденцию. Тогда же Расторгуев стал Народным артистом РФ. Вообще, группа не скрывает своих консервативных политических взглядов и активно поддерживает «Единую Россию», часто дает концерты в ее поддержку.


В 2005 году в поддержку очередного альбома «Рассея» в столице состоялись несколько грандиозных концертов, в которых приняли участие Сергей Мазаев, Николай Фоменко, Никита Михалков, оркестр офицеров группы «Альфа». Одну из песен в дуэте с Николаем Расторгуевым исполнил сам Игорь Матвиенко, обычно очень редко появляющийся на публике.


В 2009 году в аварии трагически погиб бэк-вокалист «Любэ» Анатолий Кулешов.

В 2015 году в Люберцах в честь группы установили скульптуру «Дуся-агрегат», а Расторгуев стал почетным жителем города. В этом же году вышел первый после 6-летнего молчания альбом «За тебя, Родина-мать», приуроченный к сразу двум датам: 25-летию группы и 55-летию Игоря Матвиенко.


Песня «А зори здесь тихие» с новой пластинки, спетая вместе с солдатами спецподразделения «Альфа», вошла в саундтрек ремейка «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова. А «Просто любовь» можно услышать в полнометражной военной драме «Август. Восьмого» Джаника Файзиева.

В 2016 году от полученной во время драки в Подмосковье, скончался басист Павел Усанов. Он повздорил с посетителями ресторана из-за позиции по конфликту в Донбассе и был избит до состояния комы, из которого так и не вышел. По странному стечению обстоятельств, он умер в тот же день, что и Анатолий Кулешов, 7 лет спустя. Новым басистом «Любэ» стал Дмитрий Стрельцов.


Коллаборации с другими артистами

  • «Мой адмирал» – «Любэ» ft. Виктория Дайнеко
  • «Просто любовь» – «Любэ» ft. «Корни»
  • «За тебя, Родина-мать!» – «Любэ» ft. Света Ая
  • «А заря» – «Любэ» ft. Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев
  • «Побеседуй со мной» – «Любэ» ft. Людмила Зыкина
  • «Течет река Волга» – «Любэ» ft. Людмила Зыкина
  • «Служили два товарища» – «Любэ» ft. Ролан Быков
  • «Ясный сокол» – «Любэ» ft. Сергей Мазаев и

Игорь Игоревич Матвиенко, создавая в конце восьмидесятых группу "Класс", не мог и предположить, во что выльются его эксперименты в музыкально-продюсерской инженерии. По сути, этим проектом он зачал свой Продюсерский центр, под крышей которого сегодня и трудятся герои этой монументальной хронологической справки - группа "Любэ" (а также их меньшие братья и сестры, трио "Иванушки интернэйшнл" и квартет "Девочки").

Обладая природной скромностью и истинным даром художника, Матвиенко никогда не стремился высвечивать свою персону на страницах газет и не скоморошничал, как некоторые его коллеги, на экранах ТВ. Поэтому для всех поклонников вышеназванных коллективов он всегда оставался как бы второстепенным и необязательным объектом, скромно присутствуя лишь в выходных данных, помещенных на полиграфических вкладышах в кассеты и компакт-диски.

Как бы то ни было, но в 1987 году именно в его голове зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока окончательным вердиктом на эту должность не был назначен бывший "подчиненный" Игоря Игоревича по работе в ансамбле "Здравствуй, песня" Николай Расторгуев.

Как гласят легенды, историческое знакомство будущих партнеров произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА "Шестеро молодых", "Лейся, песня" и "Рондо", пришел на прослушивание в "Здравствуй, песня". "Тогда было модно, - говорит Матвиенко, - чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитанный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут - такой крепыш... Однако, он выучил песни из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, расстроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге, Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песня "Дядя Вася" из репертуара "Здравствуй, песня" в исполнении Расторгуева вошла в первую пластинку "Любэ". Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений".

В то время, когда эстрада была заполонена коллективами и исполнителями с приторно-сладкими голосами, "Любэ" подали "к столу", по выражению Матвиенко, эдакой селедочки с пряностями. По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-ролльщиков. Да и первый сценический имидж группы был чрезмерно агрессивен. С глянцевых постеров на вас сурово глядели накачанные парни в майках, из-под которых четко просматривался рельеф мускулатуры. В ту пору любой житель мужского пола из подмосковного города Люберцы заставлял трепетать не только обычных обывателей, но и правоохранительные органы. В ту пору "любера", словно воинственные хазары, совершали набеги на столицу и ее окрестности и, благодаря этому, держали в страхе население чуть ли ни всей страны. Естественно, появление группы с названием "Любэ" не могло не остаться незамеченным. Пресса тут же приклеила группе ярлык выразителя мыслей "люберецкой" шпаны и чуть ли не идеолога этого хулиганского движения. Хотя, по сути, ни одна из песен коллектива не призывала к насилию и даже косвенно не воспевала ратные подвиги подмосковных героев. "Клетки, клетки, клетки - вы словно шоколадные конфетки...", "Атас! Веселей, рабочий класс..." - ни в этих строчках, ни в других внимательный слушатель не уловит даже тени идеологии люберов. Может быть, именно поэтому песни, созданные больше десяти лет назад, актуальны и сегодня.

Кстати, тексты для дебютных произведений "Любэ" уже тогда писали поэт "с есенинской грустью в глазах" Александр Шаганов, положительно зарекомендовавший себя по работе с хард-группой "Черный кофе" (в частности, "Владимирская Русь" ("Деревянные церкви Руси") и Дмитрием Маликовым ("До завтра"), и Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы "Класс" и ленинградской группы "Форум". Первыми записанными песнями были "Люберцы" и "Батька Махно". Работа над ними началась 14 февраля 1989 года в студии "Звук" и в студии Московского Дворца Молодежи. В работе приняли участие гитарист группы "Мираж" Алексей Горбашов, люберчанин по прописке и по убеждению Виктор Застров, сам Игорь Матвиенко и, конечно же, Николай Расторгуев. С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днем рождения "Любэ".

Успех был настолько внезапным, что, когда посыпались предложения поехать на гастроли, участники "Любэ" оказались к этому не готовы. Для поездок по стране требовался специальный гастрольный состав. Поэтому в срочном порядке стали подбирать людей. Ими стали: Александр Николаев (бас-гитара), Вячеслав Терешонок (гитара), Ринат Бахтеев (ударные), Александр Давыдов (клавишные) и, конечно, вокалист Расторгуев.

Первые гастроли

Первая гастрольная поездка случилась уже в конце марта 1989 года. Вечером вся группа с присоединившимся Олегом Кацурой (солистом легендарной группы "Класс") собралась в аэропорту Внуково чтобы отправится в Минеральные воды. "Пока шла регистрация, - вспоминает Александр Шаганов, - мы очень возбужденно говорили о предстоящей поездке, и Коля Расторгуев произнес фразу, которую я помню до сих пор: "Представляете, ребята, полтора года не был на гастролях, япона мать!..." Еще до полета у таксистов приобретается бутылочка "Русской" и, аккурат перед самой посадкой, "уговаривается".

Приземлились заполночь. Шел весенний проливной дождь... Незамысловатый автобус довез нас до Пятигорска. Гостиница в центре города, всем своим видом, как и положено, напоминающая "Дом колхозника". Собрались в номере Расторгуева. Кровать, стол, рукомойник, зеркальце, унылые занавесочки... В этом интерьере - ужин с шутками-прибаутками... Разошлись, когда начало светать. После московской слякоти начало кавказской весны просто завораживало. Уже можно было ходить в костюмах, солнышко и ветерок доверчиво обещали, что все будет хорошо. Вечером из Пятигорска выехали в Железноводск, где и случился первый выход на сцену.

Лучшие дня

Концерт проходил в обычном типовом кинотеатре, абсолютно непригодном для эстрадных выступлений. При полном отсутствии приличного звука и света - да что там говорить, гримерок даже не было. Мы переодевались просто за сценой. В первом отделении, как и положено, - Николай Расторгуев и группа "Любэ" с песнями: "Я буду жить теперь по-новому", "Клетки", "Батька Махно" и т.д.... Я, облаченный в пиджачок своего друга Димы Перышкова, в перерыве между отделениями читал свои стихи. И завершал концертную программу Олег Кацура. Зал был забит почти до отказа, но оставим иллюзии. В тот вечер песни "Любэ" нужны были только их создателям. Зрители ждали выхода на сцену Олега Кацуры. "Мы ребята просто класс", "Нетелефонный разговор" - эти и другие раскрученные хиты встречались "на ура". Короче, в Пятигорск возвращались в отвратительном настроении. Выручил, как всегда, глоток спиртного.

На следующий день, в том же видавшем виды "Рафике", по тому же маршруту - в город Железноводск. Судя по сосредоточенным лицам музыкантов "Любэ", накануне у ребят был "разбор полетов". Поэтому всю дорогу молчали, как будто зная, что нас ждет пустой кинотеатр и десять человек, сдававшие билеты. Естественно, концерт был отменен. Ради приличия мы подождали минут сорок и тронулись в обратный путь. И настроение, как ни странно, стало улучшаться.

Сколько же потом было выступлений в этих местах?.. Аншлаги, аншлаги, аншлаги!.. А в марте 89-го публика была расположена к другим исполнителям. "Девочка синеглазая" в исполнении Жени Белоусова сводила с ума все женское население Кавказских Минеральных Вод, включая и очаровательную девушку-горничную, выдававшую нам ключи. Она сама нам в этом честно призналась. В гостинице был небольшой зал, где все мы обычно встречались за утренним чаем. Перед вторым концертом в Новочеркасске к нам присоединился популярный тогда ведущий всевозможных московских программ Игорь Селиверстов. Под его конферанс выступление в здании местного Дворца культуры прошло намного веселее. В самый последний день пребывания в Пятигорске Игорь Матвиенко предложил подняться в горы и устроить пикник. Последнее, что я помню из этой поездки, это как Коля Расторгуев лихо колол дрова для шашлыка..."

Но "Любэ" в таком виде просуществовало недолго. Уже через год, в 1990 году, место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными - Виталий Локтев. Правда, барабанил Рипях недолго. Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, Юрий покидает коллектив. Вслед за ним по семейным обстоятельствам из "Любэ" уходит басист Саша Николаев. На его место приглашают Александра Вайнберга, который позднее переквалифицировался в соло-гитариста. А бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии.

Чехарда со сменой музыкантов продолжалась долгое время. В составе "Любэ" успели засветиться Евгений Насибулин и Олег Зенин. Последний, совместно с Вайнбергом, затем создаст коллектив "Наше дело". Нынешний состав "Любэ" выглядит таким образом:

1. Николай Расторгуев - вокал

2. Анатолий Кулешов - бэк-вокал

3. Виталий Локтев - клавишные

4. Александр Ерохин - ударные

5. Павел Усанов - бас-гитара

6. Николай Цветков – звукооператор

Признание

С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимают лидирующие строчки хит-парадов. "Атас", " Не рубите, мужики", "Рулетка", "Не валяй дурака, Америка" и другие шлягеры становятся не просто хитами на один день, а песнями чуть ли не народными. Притягательность этих эстрадных произведений такова, что "Любэ" с легкостью принимают в свои объятия и попсовая тусовка, и антагонистический рок-лагерь. В интервью "Аргументам и фактам" одиозный "панк-духоборец", лидер омской группы "Гражданская оборона" Егор Летов признался, что имеет все альбомы "Любэ" и считает эту группу одной из лучших. Свой пиетет к коллективу неоднократно выражал и рок-критик Артемий Троицкий, который всегда "мочил" попсу в своих язвительных заметках. Как-то он признался, что лучшим музыкальным произведением 1996 года считает песню "Комбат".

Правда, однажды многолетнее идеологическое противостояние между отечественным поп-легионом и отрядом рокеров чуть не привело к кровопролитию. На презентации последнего альбомы группы "Кино" в 1990 году, выпущенного после смерти Виктора Цоя, за одним столом оказались начальник "ДДТ" Юрий Шевчук и фронтмен "Любэ" Николай Расторгуев. Последний произнес тост за погибшего Цоя, и горячий Шевчук, не расслышав полностью текста, кинулся на Колю, мол, "ты попсовик, какое право имеешь?". Тогда молниеносное столкновение удалось пресечь. А через несколько лет лидеры двух популярных коллективов встретились вновь и обнялись, как старые друзья. Спустя годы это перемирие переросло в приятельские отношения.

К этому же периоду относится и появление легендарной гимнастерки, которую Расторгуев впервые надел на съемки "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. "Алла Борисовна, - вспоминает Расторгуев, - сама посоветовала мне надеть военную форму во время исполнении песни "Атас". Аргументы были такими: раз в песне упоминаются Жеглов и Шарапов, значит ты должен выглядеть, в духе того времени. Сначала думали, что это - разовый случай, но гимнастерка, по словам окружающих, пришлась мне к лицу, и меня просто уговорили закрепить за группой этот образ. К тому же, все по-настоящему важные песни у нас - на военную тематику. На их фоне складывается впечатление, что весь репертуар такой. Поэтому частенько на гастролях к нам подходят поэты и предлагают свои стихи для будущих песен - обязательно о войне, и почти всегда это вариации на тему "Комбат". Мне очень жаль, что сложился такой стереотип, поэтому хочется его разрушить".

Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. С этой самой гимнастеркой однажды случилась беда: ее отдали в химчистку, и она села, рукава стали короткими. Теперь Расторгуев ломает голову, где взять другую - гимнастерка-то старого образца, сейчас такую днем с огнем не сыщешь.

В 1992 году группа подтверждает свой звездный статус, выпустив блестящий второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили". Целая обойма песен вновь становится хитами: "Давай, наяривай", " Не валяй дурака, Америка", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Господи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка". На "Не валяй дурака, Америка" был снят ролик с элементами анимации, который получил в Каннах приз за "лучшую режиссуру". Это был настоящий прорыв российского клипмейкерства. Кстати, если вы внимательно вглядитесь в кадры этого ролика, то сможете разглядеть "рыжего иванушку" Андрея Григорьева-Аполлонова, которого ангажировали на роль одного из танцоров.

С альбома "Зона Любэ", выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается дружба Николая Расторгуева с кинематографом. Фильмография лидера "Любэ" на сегодняшний день состоит, помимо вышеназванного, еще из двух фильмов: "На бойком месте" и "Чек". И, кажется, это не предел. Песни "Дорога", "Младшая сестренка", "Конь", прозвучавшие в картине "Зона Любэ", также можно внести в золотой фонд группы.

Работа над следующим альбомом, озаглавленным "Комбат", началась в 1995 году, аккурат к 50-летию Дня Победы. Планировался даже военизированный клип, для чего были отсняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии. Но не успели к сроку, хоть песня и появилась в эфире в разгар первой Чеченской военной кампании в 1995 году, сам альбом был выпушен в 96-м. Самые известные песни из альбома "Комбат" - "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня"...

В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего - "Собрание сочинений" и лирическое творение "Песни о людях". Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является "Там, за туманами".

Один из многочисленных курьезов случился, когда снимали клип на песню "Ребята с нашего двора". "Артем Михалков, - делится воспоминаниями Расторгуев, - назначил съемки на пять утра. Нам нужно было показать утреннюю Москву, когда на улицах никого нет, только поливочные машины проезжают. Сбор назначили у ресторана "Эльдорадо", что напротив кинотеатра "Ударник", на субботу. А у меня такая проблема с днями недели, что я ход времени воспринимаю только по числам месяца. Короче, вместо субботы приезжаю в пятницу в пять утра. Никого нет, даже поливочных машин. Я злой, как собака, думаю, сейчас устрою разборки. И потом до меня доходит, что сегодня - пятница. Тема Михалков потом долго смеялся".

Завершают дискографию "Любэ" live-альбом "Песни из концертной программы", записанный 24.02.98 в столичном киноконцертном зале "Пушкинский", и самый последний альбом "Полустаночки". "Что такое "полустаночек", - поясняет Расторгуев. - Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая, ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не напрямую о военной тематике, там нет слова "Комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других... Особо хочу выделить песню "Солдат" - она получилась сильной и по актуальности, и по энергетике, и по духу. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат". В ней есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные".

Песни "Любэ" не пахнут деньгами

Каждый период своей тридцатилетней жизни я храню в памяти под файлами, связанными с музыкой. Например, дебютный альбом "Динамика" заставил меня взять в руки гитару, первая любовь совпала с моим активным погружением в творчество "Воскресенья", под хиты "Машины Времени" я уходил в армию и т.д. В то время, когда коллектив "Любэ" выстрелил своими хитами "Клетки", "Люберцы", "Атас" и "Батька Махно", я служил в армии. Помню, как в выходные дни перед просмотром телепередачи "Служу Советскому Союзу" мы крутили до дыр магнитопленку с этими песнями. Если бы не наш упертый старшина, шлягер "Батька Махно" мог бы вполне стать нашей строевой песней, настолько нам нравились слова и мелодия. Прослушивание первых "любэшных" хитов сегодня невольно погружает меня в армейский период. Причем, песни эти обладают чудодейственной силой хоронить все неприятные воспоминания и оставлять хорошие.

Это распространяется на все творчество группы"Любэ" и вообще произведения Игоря Матвиенко. Несмотря на то, что это - успешный коммерческий проект, от всего, что делают эти люди, не пахнет деньгами. Правда, признаюсь, что военная тематика трогает меня меньше, нежели ностальгическая лирика "Любэ", типа "Дороги" или "Ребят с нашего двора". А песню "Там, за туманами" я вообще считаю лучшей отечественной песней, написанной и достойно исполненной за последние десять лет.

Профессионально копаясь в творчестве "Любэ", я не могу найти того, за что можно критиковать этот коллектив. Так же, как не могу постичь формулы их успеха. Вроде бы, нет ничего сверхоригинального в звуковой подаче, в вокальной манере исполнения Николая Расторгуева. Но, слушая расторгуевскую хрипотцу под аккомпанемент гармони и простенького дворового гитарного риффа, мороз продирает по коже.

Еще до официального выхода на носителях Расторгуев в своей машине прокрутил мне несколько песен из нового альбома "Полустаночки". Любая песня из тех, что я услышал, - потенциальный хит. Это по-прежнему привычное "Любэ". Но безо всяких реверансов моде. Группа записала еще один современный, мелодичный и, надеюсь, коммерчески удачный альбом.

Любэ — российская музыкальная группа, основанная в 1989 году Николаем Расторгуевым и Игорем Матвиенко. В своём творчестве музыканты используют элементы рок-музыки, шансона, русской народной музыки и авторской песни, поэтому «Любэ» сложно отнести к какому-либо одному стилю.

Идея создания группы «Любэ» принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в Студии Популярной Музыки «Рекорд». В 1987—1988 гг. он написал музыку для дебютных песен на стихи поэтов Александра Шаганова и Михаила Андреева. В те же годы был найден и бессменный лидер группы, солист Николай Расторгуев. Возможно, именно ему принадлежит идея названия группы, поскольку он был родом из подмосковных Люберец. Название группы, безусловно, связано с популярным в те годы молодежным движением люберов, идеи которого отразились в раннем творчестве группы.

14 февраля 1989 года в студии «Звук» и в студии Московского Дворца Молодежи записаны первые песни ЛЮБЭ — «Люберцы» и «Батька Махно». В этой работе участвовали Игорь Матвиенко, Николай Расторгуев, гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов и люберчанин (музыкант люберецкого ресторана) Виктор Застров. В этом же году состоялись первые гастроли группы и выступление на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой, на которых Расторгуев, по совету Аллы Борисовны, для исполнения песни «Атас» надел военную гимнастерку, и с тех пор она стала важным атрибутом его сценического образа.

Постепенно корректировалась и направленность музыкального творчества группы, затронувшего в середине 1990-х годов актуальную военную рок тематику и дворовым шансоном во многом переработавшего традиции советской эстрады.

Николай Расторгуев — Заслуженный артист (1997) и Народный артист России (2002). Музыкантам группы Анатолию Кулешову, Виталию Локтеву и Александру Ерохину также было присвоено звания Заслуженного артиста (2004).

Николай Вячеславович Расторгуев – легенда отечественной эстрады, бессменный вокалист советской, а затем и российской рок-группы «Любэ». С 2010 по 2011 год являлся депутатом Госдумы РФ. Заслуженный артист РФ (с 1997) и Народный артист России (с 2002).

Детство и юношеские годы

Малая родина Николая Растогргуева – подмосковный поселок Лыткарино, где он появился на свет 21 февраля 1957 года. Вячеслав Николаевич, отец будущего певца, был шофёром, мама Мария Александровна трудилась на швейной фабрике. Позже, когда в семье появилась дочь Лариса, она оставила работу и начала шить на дому, чтобы посвящать больше времени воспитанию детей.


Вспоминая детство, Расторгуев отмечал, что оно было самым обычным: дворовые игры, футбол, вылазки в лес, походы на окрестные стройки. За подобны приключения ему частенько влетало от строгого отца, как и за посредственную успеваемость: почти по всем предметам, в том числе и по поведению, у Коли были тройки. Хотя «бестолковым» мальчика уж точно нельзя было назвать – в свободное время он много читал, рисовал, играл на гитаре.

К увлечению музыкой Расторгуев пришел благодаря другу, чья мама была директором кинотеатра «Иллюзион» и всегда обеспечивала сына и его приятелей контрамарками. В 1974 году мальчики увидели на большом экране «Вечер трудного дня» – фильм об истории группы The Beatles. Лента стала настоящим событием в жизни юного лыткаринца.


Воодушевившись историей успеха ливерпульской четвёрки, он начал осваивать гитару, хотя был уверен, что ни слуха, ни способностей к музыке у него нет. Однако именно благодаря вокальным данным его приняли в музыкальный ансамбль, выступавший в ДК соседних Люберец. А любовь к The Beatles осталась у певца на всю жизнь. В 1996 году он даже выпустил альбом «Четыре ночи в Москве», представив слушателям свои кавер-версии на хиты ливерпульцев, а побывав однажды на концерте Пола Маккартни , не сумел сдержать чувств и расплакался.

Николай Расторгуев – Hey Jude (The Beatles cover)

Окончив школу, молодой человек стал студентом Московского технологического института легкой промышленности. Поступил он туда не по своей воле (сам он хотел продолжать музыкальную карьеру), а по настоянию родителей. Николай часто пропускал скучные лекции, и в конце концов руководство решило лишить стипендии его и других злостных прогульщиков. После этого Николай решил по-своему «разобраться» со старостой группы, который и доносил декану о пропусках занятий. Избитый староста угодил в больницу, а студент Расторгуев был отчислен. Примечательно, что мама Николая встала на сторону сына: «Он все сделал правильно. Я сама учила его, что за правду можно и врезать».


На этом получение высшего образования для Николая было окончено. Он устроился слесарем в лыткаринский институт авиационного моторостроения, а вскоре женился на Валентине, девушке, жившей в том же дворе. В 1977 году у них родился сын Павел.

Начало музыкальной карьеры

После рабочей смены Николай подрабатывал, развлекая публику в ресторанах и на танцплощадках. В 1978 году на молодого человека обратил внимание джазмен Виталий Клейнот, пригласивший Расторгуева вокалистом в ВИА «Шестеро молодых» на место покинувшего коллектив Андрея Кирисова. Пару лет спустя к составу присоединился будущий фронтмен группы «Ария» Валерий Кипелов , а в сентябре 1980 году музыканты в полном составе объединились с ВИА «Лейся, песня».


Вплоть до 1985 года Расторгуев выступал в составе ВИА «Лейся, песня», пока коллектив не был расформирован из-за критики властей (участников обвинили в невыполнении государственной программы). Оставшись без работы, Николай прослушивался в ВИА «Поющие сердца», но места вокалиста для него не нашлось. Зато его тепло встретили в музыкальной группе «Рондо» – около года он был бас-гитаристом коллектива.

Николай Расторгуев в группе «Рондо» («Алло, отбой», 1985 год)

В 1986 году Расторгуев заменил вокалиста Олега Кацуру в ВИА «Здравствуй, песня». Новое «назначение» стало для Николая судьбоносным: он познакомился с начинающим композитором и клавишником Игорем Матвиенко, который, как оказалось, уже давно вынашивал идею создания музыкального коллектива с песнями на патриотическую тематику.


Расторгуев и группа «Любэ»

14 января 1989 года в студии «Звук» началась работа над первыми песнями нового коллектива. На вокале был Николай Расторгуев, гитарные партии исполнили Алексей Горбашов из группы «Мираж» и люберчанин Виктор Застров. Так родились две первые песни: «Батька Махно» и «Любэ».


История названия «Любэ» берет начало из украинского языка – «любе», что на молодежном жаргоне тех лет означало «всякое, любое». Назвав группу таким образом, музыканты хотели подчеркнуть, что их песни будут приняты на «ура» всем любителям музыки, независимо от возраста, пола и жанровых предпочтений.

«Клетки», первый клип «Любэ» (1989 год)

Два месяца спустя песня «Батька Махно» прозвучала в радиоэфире. А на телеэкранах группа впервые появилась в 1989 году, исполнив песни «Не рубите, мужики» и «Атас» на втором новогоднем фестивале «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой . По воспоминаниям Расторгуева, именно примадонна дала «Любэ» несколько советов относительно имиджа. По ее предложению так на участниках группы появились военная форма образца 1939 года: гимнастёрка, кирзовые сапоги и галифе.


В 1990 году свет увидел демо-альбом «Любе» – «Мы будем жить теперь по-новому или рок эбаут Люберцы». Заглавная песня альбом рассказывала историю юноши, который живет в ногу со временем, занимается спортом, критикует западный образ жизни и обещает помочь начать новую жизнь родному городу. Позже пластинка легла в основу дебютного альбома «Любэ» – «Атас» (1991).


Популярность коллектива стремительно растет: призовое место на фестивале «Песня года-1990», выступления в телеэфире, включая популярное интеллектуальное шоу «Что? Где? Когда?». В 1992 году был выпущен второй полноценный альбом группы «Кто сказал, что мы плохо жили?».

«Любэ» – «Рулетка», выступление на «Что? Где? Когда?»

В 1993 году музыканты решили свести свои музыкальные клипы в художественный фильм. Так свет увидела лента «Зона Любэ» с Мариной Левтовой в главной роли. По сюжету ее героиня, журналистка, интервьюирует заключенных и охранников зоны, и каждая история – это песня группы.

«Зона Любэ»

В мае 1995 года «Любэ» представили публике песню, ставшую их хитом номер один: композицию «Комбат», которая вмиг возглавила отечественные хит-парады и была признана лучшей песней того года. А год спустя состоялся релиз одноименного альбома, куда, помимо «Комбата», вошли композиции «Скоро дембель», «Улочки московские», «Орлята», «Спят курганы темные» и другие хиты. В поддержку альбома группа устроила масштабные гастроли, позже было выступление на «Славянском базаре» в Витебске и дуэт Расторгуева с Людмилой Зыкиной («Побеседуй со мной»).

Два года спустя музыканты порадовали слушателей пятым студийным альбомом «Песни о людях», куда вошли знакомые всем поклонникам группы композиции «Там, за туманами», «Ребята с нашего двора», «Скворцы», «Течет река Волга» (дуэт с Зыкиной), «Песня о друге».

«Любэ» – «Комбат»

В 2000 году «Любэ» встретили 10-летие альбомом «Полустаночки». Почти все композиции с новой пластинки стали хитами. Так, песня «Солдат» была отмечена «Золотым граммофоном», а композицию «Прорвемся!», с которой начинался сериау «Убойная сила» с Константином Хабенским , в «нулевые» годы знал каждый телезритель.


В 2002 году Расторгуеву было присвоено звание народного артиста. В том же году Николай попробовал себя в качестве актера на сцене Театра Маяковского, приняв участие в постановке «Любовь в двух действиях».


Есть у Расторгуева и опыт работы на телевидении: в 2005 году ему довелось вести цикл документальных передач «Вещи войны».

Политическая деятельность

В 2006 году Расторгуев вошел в состав партии «Единая Россия». Свое решение он обосновал тем, что именно эта фракция, по его мнению, была единственной имеющей потенциал политической силой. В 2007 году он попытался войти в Госдуму V созыва от Ставрополья наряду с Сергеем Шойгу и Александром Карелиным , но ему не хватило места. Его занесли в резерв, и в феврале 2010 года певец получил депутатский мандат вместо Сергея Сметанюка, затем вошел в думский комитет по культуре.


На президентских выборах 2012 года Расторгуев поддерживал Владимира Путина ; был зарегистрирован как его официальное доверенное лицо.

Личная жизнь Николая Расторгуева

С первой женой Валентиной Расторгуев познакомился в 15 лет: голубоглазая блондинка была самой красивой девушкой двора, занималась танцами и готовилась к поступлению в хореографическое училище. Четыре года спустя они поженились и стали вить семейной гнездышко в 12-метровой комнате в квартире родителей Валентины.


Вскоре после рождения сына Павла в молодой семье начались трудные времена. Умер отец Валентины, оказывавший молодоженами финансовую помощь, Николай остался без работы и перебивался случайными заработками. Однако в доме царила гармония: понимающая супруга не гнала Николая на абы какую работу, веря в то, что рано или поздно его талант оценят по достоинству.


Увы, брак, выдержавший испытание трудностями и лишениями, в итоге все-таки дал трещину. Спустя 15 лет после женитьбы, в 1990 году, Николай познакомился с костюмером ВИА «Зодчие» Натальей. Долгое время они встречались тайно, а однажды Николай просто не вернулся домой с гастролей, а вскоре сыграл с возлюбленной свадьбу. В 1994 году у супругов родился сын Николай.


Особой тяги к пению у младшего Расторгуева не было, но в школьном хоре он всё-таки пел, а также озвучил Гияра, одного из главных героев, в мультфильме «Князь Владимир».

Проблемы со здоровьем

В своих интервью Расторгуев не раз отмечал, что хотел служить в армии, однако получил белый билет из-за проблем со здоровьем. Впрочем, некоторые источники приводят другие слова: якобы Николай хотел попасть в десантуру, но учился в университете, из-за чего и не вошел в ряды призывников.

В 2007 году певец серьёзно заболел. Постоянная усталость, бессонница, боли в пояснице… Сначала он грешил на сильную загруженность и возраст, однако врачи поставили ему диагноз «хроническая почечная недостаточность» в крайне запущенном состоянии.

Потребовалась пересадка почки, а пока врачи подыскивали донора, Расторгуеву приходилось ежедневно проходить процедуру гемодиализа. Из-за этого география гастролей «Любэ» серьезно сократилась, пока в 2009 году певец не перенес трансплантацию.

Николай Расторгуев: эксклюзивное интервью к 60-летию

В сентябре 2015 года Расторгуев был госпитализирован во время концерта в израильском Тель ха-Шомере. Из-за сильной жары у него упало давление; он, шатаясь, едва допел последнюю песню и чуть не рухнул на пол, после чего был помещен в местную клинику.

Николай Расторгуев сегодня

В июне 2017 года вокалиста «Любэ» экстренно увезли в больницу перед концертом в Туле, где группа должна была выступить на празднике в честь Дня России. У певца произошел сердечный приступ, однако медики заявили, что угрозы для жизни нет.


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Любэ"

"Любэ" – советская и российская музыкальная группа (рок, фолк, шансон).

Начало

Днем рождения "Любэ" считается 14 января 1989 года – именно в этот день на студии "Звук" были записаны первые композиции группы "Люберцы" и "Батька Махно". В январе того же года новая группа уже приступила к записи дебютного альбома "Атас", состоящего из 14 песен. Название коллективу придумал Николай Расторгуев, для которого слово "любэ" знакомо с детства – помимо того, что музыкант живет в подмосковных Люберцах, по-украински это слово означает "любой, всякий, разный", но, по мнению Николая Расторгуева, каждый слушатель может толковать название группы так, как ему захочется.

В 1988-89 г., в период, когда в России на пике популярности находились группы " ", " " и т.д., никто не ожидал появления на российской сцене группы, чье творчество будет весьма далеким от подражания сладкоголосому западному диско. Группа "Любэ" неожиданно для многих вошла в категорию "звезд", за короткий срок обретя популярность у российского слушателя, независимо от социального статуса и возрастной категории.

Идея создания русской группы, поющей о духовных ценностях, на которых выросло не одно поколение русских людей, – о Родине, чувстве патриотизма и долга перед страной, о том, что дорого душе простого человека, для которого родина – это двор, где он вырос, друзья юности, первая любовь, и которому нужна песня вне политики и моды, песня для души, – идея создания такого коллектива принадлежит композитору и продюсеру Игорю Матвиенко.

Изначально Игорем Матвиенко и поэтом Александром Шагановым была разработана концепция, написаны стихи и музыка к песням, разработан имидж группы. Оставалось только найти главного героя – лидера группы и подобрать музыкантов, соответствующих разработанному образу. Роль вокалиста была предложена Николаю Расторгуеву, на тот момент имевшему тринадцатилетний опыт работы в коллективах "Лейся, песня", "Шестеро молодых" и в группе " ", художественным руководителем которого был в свое время Игорь Матвиенко.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

Основополагающая идея творчества нового коллектива – это сохранение лучших традиций советской песенной культуры. Изначально взяв за основу боевой, патриотически-трудовой стержень, внеся в него современные аранжировки, использовав народные мелодии, развернутые партии мужских хоров в припевах, русские интонации, даже цитаты из произведений, ставших русской классикой, группа заняла пустовавшую не одно десятилетие на российской эстраде нишу. Необыкновенная энергетика "Любэ", позитивный настрой, ярко выраженная мужественность и, разумеется, блистательные тексты Александра Шаганова, народные мотивы в музыке, городской фольклор и открытая "хулиганка", неожиданный солист: мужественный, сильный, а главное – "свой" – все это производило впечатление на "неподготовленных" почитателей российской эстрадной песни. Успех пришел внезапно – коллектив стал популярным, с его творчеством познакомилась вся наша некогда необъятная родина.

Первый гастрольный состав группы был следующим: Александр Николаев – бас-гитара, Вячеслав Терешонок – гитара, Ринат Бахтеев – ударные, Александр Давыдов– клавишные. Правда, в таком составе группа просуществовала недолго – с 1990 года в группе происходила смена музыкантов.

В 1991 году на прилавках музыкальных магазинов появился компакт-диск и аудиокассета с дебютным альбомом "Атас", песни с которого "Батька Махно", "Станция Таганская", "Не губите, мужики", "Атас", "Люберцы" были уже хорошо знакомы всей стране. Через год группа выпустила свой второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили..?". Клип на песню "Не валяй дурака, Америка" с этого альбома был представлен на конкурсе видео клипов Каннского кинофестиваля, где получил специальный приз жюри, что является беспрецедентным событием в истории российского клипмейкерства (Артем Троицкий назвал клип "примером русского компьютерного зодчества" ). Композиции со второго альбома по своему настроению менее атакующие. "Трамвай пятерочка", "Тулупчик заячий", "За тебя", "Старый барин" и др. – песни человека, более сосредоточенного на своем внутреннем мире, нежели чем "работающего" на внешний эпатаж.

Сценический образ лидера группы – военная форма образца 1939 года – сформировался случайно: прима российской эстрады на "Рождественских встречах" 1989 года в беседе с Николаем предложила ему надеть для выступления форму военного старого образца.

За первые три года существования группа дала около 1000 концертов, собрав за это время на свои выступления более 5 млн человек.

Следующим этапом в творчестве группы стала работа над фильмом "Зона Любэ" режиссера , для которого эта картина – дебют в большом кино. Все началось с того, что группа решила дать несколько благотворительных концертов в зонах заключения, сделав об этом документальную ленту и несколько клипов. Но позже пришла идея снять художественную музыкальную картину. Работа над альбомом, который лег в основу фильма, длилась около двух лет – музыканты работали с "живым" звуком, параллельно готовясь к съемкам. В основу сценария легли семь новых песен, каждая из которых – законченная музыкальная новелла, в которой рассказывается небольшая история. Сюжет фильма достаточно прост: в зону заключения приезжает тележурналист () и берет интервью у заключенных, у охранника, у ребенка из детского дома. Люди рассказывают, вспоминают, и история каждого – это песня. В это же время группа "Любэ" дает в лагере концерт. Хотя дело происходит в колонии, криминальный момент в картине не доминирует– это, по мнению Игоря Матвиенко, скорее, зона человеческой жизни. "Зона Любэ" – это фильм, сделанный к песням, "каждая из которых объединена единым чувством покаяния, рано или поздно приходящего к каждому человеку" . Одноименный альбом группы с композициями "Дорога", "Сирота Казанская", "Луна", "Конь" по своей тематике, глубине и драматизму выходит за привычные рамки, существующие в российском шоу-бизнесе. Серьезность намерений музыкантов и продюсера коллектива выразилась еще и в том, что они задержали релиз готового альбома до выхода фильма почти на полтора года, рискнув снизить уровень своей популярности, исполняя старые вещи. После премьеры картины в 1994 году стало ясно, что группа по-прежнему любима публикой, несмотря на достаточно экспериментальное звучание музыкального материала в несвойственной для "Любэ" манере. Компакт-диск "Зона Любэ" стал лучшим среди отечественных CD в номинации продюсерской работы и звука по итогам 1994 года в России, за победу среди более чем 60 (шестидесяти) российских фирм грамзаписи он удостоен приза "Бронзовый волчок". Творческий подход и оформление CD получили высокую оценку среди американских дизайнерских фирм.

В 1996 году на фестивале "Славянский Базар" в г. Витебске Николаем Расторгуевым в дуэте с народной артисткой СССР была впервые исполнена песня "Побеседуй со мной" (муз. Игоря Матвиенко, сл. Александра Шаганова), которая вскоре вошла в альбом, ставший новым этапом в творчестве коллектива. Остались прежние мужественность, озорство, проникновенность в песнях, изменилась лишь тема. Чеченская война вошла не в одну российскую семью, песня "Комбат" с одноименного альбома, которая была написана еще до этих трагических событий и посвящена ветеранам Великой Отечественной, оказалась актуальной. По итогам многих хит-парадов эта композиция стала песней 1996 года. Сингл "Комбат" вышел в 23 февраля 1996 года. В мае этого же года вышел альбом группы, целиком посвященный военной теме. На нем звучат как новые композиции – "Самоволочка", "Скоро дембель", "Улочки московские", – так уже хорошо знакомые нескольким поколениям "Спят курганы темные", "Служили два товарища". На российский сцене нет таких коллективов, которые, подобно "Любэ", исполняли бы произведения, близкие армейскому духу. И популярность альбома "Комбат" – тому подтверждение.

Указом Президента Российской Федерации (за номером 1868) от 16 апреля 1997 года "За заслуги перед государством, большой вклад и укрепление дружбы между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства", Расторгуеву Николаю Вячеславовичу было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации.

В феврале 1997 года группа "Любэ" выпустила диск, на котором представила наиболее известные композиции коллектива за восьмилетнюю историю его существования (с 1987 по 1997 гг.). Каждая пластинка "Любэ" представлена на "Собрании сочинений" своими лучшими песнями. Автором музыки практически всех песен группы является Игорь Матвиенко, авторами большинства стихотворных текстов – Александр Шаганов, а также Михаил Андреев. В декабре 1997 года группа выпустила свой новый альбом "Песни о людях". На песню "Там за туманами" режиссером Олегом Гусевым и оператором Максом Осадчим был снят видеоклип, который впервые появился в телеэфире уже в ноябре 97 года. С выпуском этого альбома группа открыла новый этап в своем творчестве – отказавшись от военной тематики, новый диск – это концептуально подобранные песни о человеческих отношениях – счастье-несчастье, грусти и легкой ностальгии по уже ушедшему времени не оставили равнодушными большинство тех, кому эти песни посвящены – простых людей.

В феврале 1998 года в поддержку альбома "Песни о людях" группа отправилась в концертное турне по российским городам. Спонсором тура была торговая марка "Петр Первый". Закончился многодневный вояж коллектива концертом в ККЗ "Пушкинский" 24 февраля. Видео- и аудиоверсия этого выступления выпущены на двух компакт-дисках, аудио- и видеокассетах весной 1998 года. В 1999 году группа отметила свой десятилетний юбилей. Этому событию был посвящен ряд выступлений группы и новый альбом "Любэ". Юбилейный альбом, состоящий из 10 композиций, был выпущен 10 мая 2000 года.

В 2001 году группа "Любэ" дала живой концерт на Красной площади в честь Дня Победы. В том же году Владимир Путин, президент страны, назначил Николая Расторгуева советником по культуре. В 2002 году коллектив выпустил альбом "Давай за…", в 2005 – "Рассея", в 2009 – "Свои", в 2015 – "За тебя, Родина-мать!".

Свой пятнадцатилетний юбилей в 2004 году "Любэ" сборниками лучших военных песен и несколькими концертами, некоторые из которых были приурочены к празднованию Дня защитника Отечества. В честь своего двадцатилетия в 2009 году был выпущен альбом "Свои". В 2014 году группе исполнилось целых 25 лет – редкое для шоу-бизнеса событие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры